Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Античные памятники южной Сицилии

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/12/2018. 41k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  • Иллюстрации: 97 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Мы всё же надеялись, что летняя жара в конце сентября уступит место "бархатному сезону". В прошлом году эти надежды в Апулии не оправдались. Было дождливо и вполне прохладно. Сицилия встретила нас остаточными явлениями недавно прошедшего шторма. Волнение не позволяло купаться, о чем возвещали красные флаги на каждом пляже. Через пару дней море успокоилось, но почерневшее небо и мощные кучевые облака угрожали ливнями, что неумолимо оправдывалось. Три дня подряд мы осматривали предметы нашей любознательности под проливными дождями и по щиколотку в текущих потоках.
      Возвращались в Германию мы снова из Катании в тревоге, что аэропорт закроют из-за непогоды. В этот раз "хляби небесные разверзлись" в другой стороне острова. Палермо затопило примерно на метр. Через пару дней эта же участь постигла и Катанью. Как мы узнали уже по возвращении, в это же время произошло землетрясение в море восточнее острова. Про цунами не сообщалось.

        []

      Побережье южной Сицилии притаилось в ожидании, когда хляби небесные разверзнутся.

      Ежедневно мы принимали участие в экскурсионных поездках. Должна отметить высокую квалификацию местных гидов. Это - русские жены сицилийцев с хорошей речью, прекрасно знающие местные условия.

        []

      Карта Сицилии с городами, в которых мы побывали в этой поездке по южной Сицилии: Рагуза, Модика, Ното, Сиракузы, Агридженто, Пьяцца Америна. На карте можно увидеть также города Сицилии, в которых мы бывали раньше: Палермо, Катания, Мессина, Таормина, Чефалу (http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/).

      Сицилия заселена со времен неолита. Первыми были племена, пришедшие со стороны современной Италии и Греции, а также выходцы из Африки - карфагеняне. Древние греки называли эти племена элимцы, сиканы, сикулы, или сицилы (по имени которых остров и получил своё название). От них остались только ниши для захоронений и иногда саркофаги.
      В VII веке до н.э. Сицилия была колонизирована греками. Первоначально они высаживались только на восточной и южной частях острова. Наиболее значимой колонией считались Сиракуза (734 год до н.э.), расположенная на южном побережье острова.
      Колонизация древней Грецией южного побережья Апеннинского полуострова, Сицилии и юга Франции привели к образованию Великой Греции. Эта культура оставила после себя многочисленные памятники, относящиеся к первому тысячелетию до новой эры. Римляне, завоевавшие Сицилию, заимствовали греческий пантеон, правда под другими именами, поддерживали и пополняли античные артефакты. Однако, все последующие завоеватели - вандалы, остготы, лангобарды были носителями другой религии и традиций. Византийская империя, которая на долго обосновалась на Сицилии, оставила собственные памятники. Аналогично поступали и носители ислама арабы, завоевавшие остров, а также норманны, представители западного христианства.
      Для всех последующих завоевателей памятники античной культуры подлежали разрушению, как "идеологически вредные". Камень от разрушенных греко-римских храмов использовался для строительства христианских церквей и повседневны нужд. Так продолжалось веками, пока человечество не осознало самоценность древних памятников и их руин.
      
      Древняя история южной Сицилии очень динамична. Её сложно не только идентифицировать, но и описать. Здесь характерна постоянная миграция народов, населяющих остров, как следствие военных конфликтов, так и природных процессов. С уверенностью можно говорить только о двух направлениях влияния: европейском, пришедшим с северо-запада (дольменная культура, открытые на острове памятники датируются началом бронзового века) и средиземноморском, привнесшим элементы восточной культуры.
      Города Калабрии и Южной Сицилии имели большое значение в классической греческой цивилизации, являясь частью Великой Греции - оттуда родом два великих учёных, Эмпедокл и Архимед. Именно там сохранились до настоящего времени наиболее интересные исторические памятники греческого пребывания. О греческих памятниках в Калабрии см. очерк "Реджо ди Калабрия - столица Великой Греции" (http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/kalabrien1doc.shtml).
      
      Деятельность ЮНЕСКО в области выявления и охраны памятников Всемирного природного и культурного наследия, составляющих достояние всего человечества, способствует сохранению античных памятников Сицилии. Здесь выделены археологические парки "Сиракузы" и "Агридженто", римская вилла "Казале" около города Пьяцца дель-Казале. В этих местах нам удалось побывать.

      

      Сиракузы

      Греческая колония, которой было суждено стать наиболее значительным городом Великой Греции, первоначально была расположена на небольшом острове Ортигия, где была деревня сикулов. Позднее колония распространилась на северо-запад и заняла полуостров, выступавший в море. Островок Ортигия представлял собой укреплённый пункт и служил акрополем города. Вокруг него возникли ещё четыре квартала города. Тогда город стал именоваться во множественном числе - Сиракузы. На острове Ортигия находился дававший до землетрясения 1170 года пресную воду, источник Аретуза. О нем существовал миф, будто пелопоннесский речной бог Алфей после подземного течения под Ионийским морем здесь выходит на поверхность земли. В дальнейшем этот источник стал питать грандиозный водопровод.
      По некоторым историческим источникам численность населения Сиракуз при правителе Дионисии I достигала примерно 500 тысяч жителей.
      
      Главные материальные свидетельства греческого пребывания в Сиракузах сосредоточены в его археологическом парке.

        []

      У входа в археологический парк Сиракузы стоит это примечательное фикусовое дерево. Его воздушные корни способны создать целый лес. Здесь он ограничен в пространстве.

        []

      Панорама археологического парка с наиболее высокой его точки.

        []

        []

        []

        []

        []

      Виды природной части археологического парка.

       []

      Поросшие кустами каперсов скалы с нишами для захоронений.

          []

      Около них выход водного источника.

         []

      Путь к трибунам греческого театра мимо этого сооружения непонятного назначения.

        []

      На территории археологического парка Сиракуз, на месте античного города Неаполис (Новый город) находится греческий театр, который носит имя тирана (правителя) Дионисия.

      Каменные трибуны театра, вырубленные в скале, обращены в сторону моря. На фоне моря и стояла сцена, на которой выступали древнегреческие лицедеи, а также проводились народные собрания. Вместить театр мог 15 тысяч человек - это один из самых больших храмов Мельпомены тех времен (его диаметр - 138 м). Строительство театра относится к V веку до нашей эры.
      После захвата Сиракуз римлянами конструкцию театра сильно изменили для того, чтобы здесь было удобно организовывать гладиаторские бои. В середине XVII века извержение Этны сильно разрушило Сиракузы. Древнегреческое наследие сильно пострадало. Часть того, что уцелело, было растащено следующими поколениями жителей. В амфитеатре, в частности, от 67 рядов ступеней осталось лишь 46.

        []

        []

      Трибуны театра Дионисия. Здесь ставились трагедии Эсхила и Еврипида, выступали Цицерон, Плутарх, Тит Ливий.

     []
     
      Вход в каменоломню "Ухо Дионисия". По преданию правители Сиракуз содержали своих рабов в расположенном здесь гроте. Тиран Дионисий подслушивал в этой каменоломне их разговоры и, таким образом, узнавал о возможных преступных планах.

        []

      Свод каменоломни действительно напоминает по форме ухо. По происхождению это - карстовая пещера, искусственно углубленная. Акустика внутри этого грота превосходная.

     []

      Длинный постамент, идущий в западном направлении от театра. Это не что иное, как останки жертвенного алтаря Гиерона II. На нем каждый весенний сезон приносились в дар богам жизнь многих сотен быков.

      За пределами археологического парка сохранились развалины храма Аполлона.

        []

      Храм Аполлона считается одной из самых первых построек Сиракуз и датируется VI веком до нашей эры. Сегодня от храма Аполлона сохранилось немного - две стены и невысокий фундамент. Тем не менее, старейшее культовое сооружение Сиракуз производит убедительное впечатление. Храм находится в историческом центре города, на островке Ортигия.

     

        []

      Здесь же находится тот самый источник Аретуза, который связан с происхождением города. Источник питают подземные воды, которые берут исток в Иблейских горах и разгружаются в реку Анапо. Эта река, как и некоторые другие реки Сицилии, иногда исчезают под землю. Название реки Анапо переводится как "Невидимая". В центре источника расположился островок, заросший сиракузским камышом, из которого изготавливался папирус.
      
      В исторической части Сиракуз находится одна из самых живописных площадей города, названная в честь знаменитого уроженца Сиракуз Архимеда.
      

     

        []

      В 1907 году на этой площади был сооружён фонтан работы Джулио Москетти в стиле необарокко. В центре фонтана скульптура Артемиды (она же Диана), окруженная тритонами и нимфами. Якобы, одна из изображенных нимф - та самая Аретуза, которой посвящен источник на островке Ортигия, "пробившийся" из греческого Пелопоннеса.

        []

      Современное скульптурное изображение счастливого свидания бога Алфея и нимфы Аретузы.

      Особую роль в истории Сиракуз сыграл великий учёный и инженер Архимед.
      
      Древнегреческий математик, механик и инженер Архимед родился в 287 году до н.э. Он сделал множество открытий, заложил основы гидростатики и механики, создал изобретения, послужившие отправной точкой для дальнейшего развития науки. Несколько лет ученый провел в египетской Александрии, где познакомился со многими другими великими научными деятелями своего времени.
      Биография Архимеда известна из трудов Тита, Цицерона, Полибия, Ливия, Витрувия и других авторов, которые жили позже ученого. Оценить степень достоверности этих данных сложно. Отцом Архимеда, предположительно, был астроном и математик Фидий. Плутарх утверждал, что ученый был близким родственником успешного правителя Сиракуз Гиерона II.

        []

      С 14 марта 1988 года во всем мире отмечается "День числа Пи". К этой дате было приурочено открытие бронзового памятника великому ученому - прямо на берегу Малого порта, у моста Умбертино со стороны острова Ортигия. Знаменательно, что с этой датой совпал день рождения великого физика Альберта Эйнштейна.

      Основные научные достижения Архимеда произведены им в области механики (теория рычага), оптики (отражение и преломление светового луча), гидростатики, математики (определение числа "Пи"). До сих пор помню эти темы из школьной программы. Свои открытия Архимед применил на практике в родном городе.
      В сиракузском порту Архимеду удалось создать целую систему рычагово - блочных механизмов, ускоряющих процесс перевозки тяжелых, крупногабаритных грузов. При помощи архимедова винта, или шнека, стала возможной добыча воды из низколежащих водоемов. Благодаря этому, оросительные каналы стали получать воду бесперебойно.
      Главная услуга Сиракузам была оказана Архимедом в 212 г. до н.э. Ученый принял активное участие в обороне Сиракуз, которые были осаждены римскими войсками. Архимеду удалось создать несколько мощных метательных машин. Когда римляне ворвались в город, многие из них пали под ударами камней, пущенных из этих машин. Архимедовы краны с легкостью переворачивали корабли римлян. Это привело к тому, что римские воины отказались от штурма города и приступили к продолжительной осаде.
      
      Этот год стал последним в жизни Архимеда. Он был убит неким римским солдатом. По одной из версий, римлянин не стал дожидаться, пока Архимед завершит чертеж, и за отказ следовать к консулу, заколол его мечом.
      В самом конце нашего посещения Сиракуз начался дождь, перешедший в ливень. Два сломанных зонтика и полностью промокшие куртки заставили искать какое-то пристанище. Некоторое утешение мы нашли в небольшом заведении, торгующим сырами, где выпили по бокалу сицилийского вина, закусив местным "специалитетом" из сыра, мяса и овощей.

        []

      Набор местных сыров, колбас и фруктов оказался не только внешне привлекательным, но и вкусным.

      В кафе наблюдали забавную сценку.
     
     []

      Будущий Архимед сидит со смартфоном на кухонном рабочем столе, не обращая внимания ни на родителей, ни на продавцов сыров, ни на посетителей, ни на дождь, который хлестал на улице.

      Долина храмов у города Агридженто

      Агридженто - древнегреческий город, который многократно менял свое название. Он расположен на плато между реками Гипсами и Аграгасом. Город обрамляет хребет, представляющий естественную защиту от нападений. Город получил название по имени реки. Его основание приписывают деятельности греческих колонистов из Гелы в период 582-580 г.г. до н.э.
      Знаменитая Долина Храмов (Valle dei Templi) является на самом деле не долиной, а хребтом. Здесь среди плантаций миндаля покоятся руины величественных построек, возведённых древнегреческими колонистами. Это крупнейший монументальный комплекс "Великой Греции", включённый в 1997 году в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО на основании того, что город Агридженто (в древности Agragas) "был одним из крупнейших древних городов Средиземноморья и был сохранен в исключительном состоянии".
      Первым обнаружил этот исторический памятник, а также начал расчищать и делать раскопки итальянский археолог Доменико Антонио Лофазо Пьетрасанта (1783-1863). В результате на территории Сицилии образовался огромный археологический парк артефактов древнегреческой культуры. Всё еще очень хорошо сохранившиеся греческие храмы свидетельствуют о величине, силе и культурном расцвете тогдашнего греческого города.
      Образованию археологического парка и реконструкции раскопанных археологических артефактов город во многом обязан частным пожертвованиям бывшего капитана британского флота и любителю - археологу Александру Хардкасль (1872 -1933). Он поселился в Агридженто в начале XX века и до конца своих дней финансировал археологические исследования. За заслуги перед археологией Александр Хардкасл получил почетное гражданство города Агридженто.

        []

      Памятный бюст Александру Хардкасль на территории археологического парка Агриджденто.

      Город Агридженто во времена греческой античности был вторым по важности городом Сицилии после Сиракуз. Он находился на пересечении морских путей между Родосом, Кипром и Критом. Этому немало способствовало строительство в течение V века до н. э. монументальных храмов, закрепляющих греческую колонизацию значительной части южной Европы, начатую еще в VIII веке.

        []

      Расположение основных греческих храмов в долине у города Агридженто: 1 - Храм Геры (Юноны), 2 - Храм богини Конкордии (Согласия), 3 - храм Геркулеса (Геракла), 4 - Храм Зевса (Юпитера), 5 - Храм Диоскуров (обозначены чёрными цифрами).

      Самый высокостоящий храм в долине - храм Геры Лацинии (tempio dei Hera Lacinia). Этот дорический храм построен в 450 г. до н.э. Гера - богиня брака, рождения, семьи и материнства. Она - ревнивая жена Зевса.

        []

       []

      Размер храма 38,15х16,90 м. Изначально он имел 34 колонны. До наших дней сохранилось только 25.

      По преданию, в этом храме хранилась знаменитая картина с изображением Геры, написанной греческим живописцем Зевксисом. На ступенях этого храма выступал перед горожанами древнегреческий врач, философ и жрец Эмпедокл - уроженец города Агридженто.

        []

      Около этого храма растёт оливковое дерево по возрасту сравнимое с возрастом храма.

        []

      Примерно в одном километре к северу от храма находится современный город Агридженто.

     

        []

        []

        []

        []

     []

      Остатки крепостной стены вокруг города, имевшей когда-то общую длину 12 километров. В некоторых частях стены сохранились полости и ниши предположительно, как сейчас говорят, "двойного назначения" (оборонного и похоронного).

        []

      Крепостная стена со стороны моря.

        []

      Эти безглавые фигуры облачены в тщательно выполненные римские тоги. Такие фигуры называются тогатус. Ношение тоги было обязательным для римских граждан. Это был символ свободного человека и гражданина. Тога была знаком отличия римлян от варваров и греков, которые не носили тоги. Римляне называли себя "генус тогатос" - "народ тоги" в отличие от всех прочих народов низкого звания.

      Ноу-хау древних скульпторов - фигуры делались впрок. Голова дополнялась по просьбе заказчика.

      Следующее греческое сооружение в долине Храмов - темпель богини Конкордии (Согласия). Он стоит на древней священной дороге, построен около V в. до н.э. и отличается наилучшей среди всего комплекса сохранностью. Она объясняется тем, что этот храм в отличие от других не был заброшен в христианскую эпоху. В конце VI века епископ Григорий (будущий Папа Римский Григорий I) приспособил языческий храм под христианскую церковь, посвящённую святым Петру и Павлу. Пространства между колоннами были заполнены и образовали стены, характерные для церквей. Храм функционировал до арабского завоевания в 827 году н.э.

        []

     

        []

        []

      Храм богини Конкордии представляет собой ритуальное здание, выполненное в дорическом стиле. Оно напоминает знаменитый Парфенон в Афинах. Храм имеет четырехугольную форму с шириной 20 метров и длиной 42 метра. Его колонны построены древнегреческими архитекторами таким образом, чтобы создать оптическую иллюзию более высокого и величественного сооружения, чем есть на самом деле.

      

        []

      Около этого храма установлена современная скульптура из древнегреческой мифологии. Икар упал в море после того, как солнце расплавило воск, прикреплявший его крылья.

        []

      Здесь же - раскопанный некрополь.

      Храм Геркулеса - самый древний в долине. Датируется примерно 520 г. до н.э., его общая площадь составляла около 1700 кв. м.

        []

      Развалины храма Геркулеса. В нём находилась бронзовая статуя Геркулеса. Храм был разрушен землетрясением, и сегодня от него остались лишь восемь вертикальных колонн, которые были повторно возведены в начале XX века, благодаря деятельности археолога-любителя Александра Хардкасль.

      Далее многочисленные нагромождения остатков самого большого в долине, недостроенного храма Зевса. Храм должен был занимать участок 112 х 56 м, а его колонны должны были вздыматься на 20 метров. Он мог бы стать крупнейшим дорическим храмом из всех возведенных древними греками, если бы только был достроен до конца. Незавершенное здание впоследствии было окончательно разрушено сильным землетрясением и, возможно, частично разобрано и использовано в других постройках.

        []

        []

        []

        []

        []

      Фрагменты колонн, обломки и глыбы, оставшиеся от храма Зевса. Блоки с полуэллиптической выемкой для протягивания каната при подъеме тяжестей.

        []

      Панорамный снимок цокольного основания храма Зевса.

     

       []

      Археологами собрана в лежачем положении фигура атланта, которая должна поддерживать свод храма. Ее называют Теламон, по имени участника похода аргонавтов. Это то же самое, что кариатида, с той лишь разницей что, кариатиды изображали женщин, а теламоны - мужчин.

        []

        []

        []

      Фрагменты других фигур теламонов, в процессе их воссоздания.

     []

      Храм мифических близнецов Кастора и Поллукса (Диоскуров), сыновей Зевса и жены спартанского царя Леды, расположен в непосредственной близости от храма Зевса.
     
      Храм выполнен в дорическом стиле из местного известняка. Он был частично реконструирован в середине XIX века, когда были подняты четыре относительно хорошо сохранившиеся колонны. Тогда же было выяснено, что изначально в храме было 13 колонн по боковым сторонам и 6 по фронтальным, как и в храме Конкордии.

      В современном городе, за пределами археологического парка, стоит выразительная скульптура философа и учёного Эмпедокла уроженца города Агриджента.

        []

      Скульптура учёного Эмпедокла (годы жизни приблизительно 490 - 430 до н. э.).

      Как и многие другие античные врачи, Эмпедокл занимался не только и не столько медициной. Он известен как философ, поэт, оратор, политик, жрец. В основном, ему удавалось удачно сочетать первое со вторым и третье с четвертым, так, до нас дошло более 450 стихотворных произведений с подтвержденным авторством, написанных традиционным для древней Греции гекзаметром. В двух поэмах, высоко оцененных литературоведами, "О природе" и "Очищения", автор изложил свои взгляды на мир. Так, вместе с Демокритом, Эпикуром и Анаксагором, он придерживался атомарной теории строения вещества. Этот ученый впервые ввел в философию понятие "элементов", то есть тех начал, из которых состоит всё сущее: земля, вода, воздух, огонь. Эмпедокл верил в переселение душ и полагал, что после смерти он станет богом. По преданию он бросился в жерло вулкана Этны, чтобы приблизиться к богам. Они приняли жертву, но извергли наружу его сандалии.
      
      Эмпедокл первым сформулировал предположение, позже подтвердившееся и известное сегодня как закон сохранения массы: "Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться". Эта формулировка приведена на цоколе памятника Эмпедоклу.
      Археологический парк в городе Агридженто убедительно подтверждает мысль философа: "Никак не может то что есть, уничтожиться".
      
      В третьем столетии до н.э., после смерти тирана Гиерона II завершился греческий период правления в Сицилии. После Пунических войн римлян с карфагенянами вся Сицилия оказалась в руках Рима. Она стала первой римской провинцией за пределами Апеннинского полуострова. Это продолжалось последующие 600 лет, когда Римская Республика стала Империей. Власть почти не прилагала никаких усилий, для того чтобы романизировать этот регион, который так и остался греческим. Прочным наследием римской оккупации, в экономическом и сельскохозяйственном секторах, стало создание крупных поместий, зачастую принадлежащих римским вельможам - владельцам латифундий.
      Несмотря на своё подчинённое состояние, Сицилия оставила свой след в римской античной культуре. Самые известные археологические находки римского периода - это мозаики в домах вельмож. Их мы видели в римской вилле вблизи современного города Пьяцца-Армерина. По качеству, сохранности и размерам они могут соперничать с мозаиками того же времени в Аквилее, на севере Италии, в храме, превращенном восточными христианами в Патриаршую базилику.

     

      Римская вилла дель-Казале

      В день поездки на виллу дель-Казале произошло то, о чём я писала вначале очерка: "разверзлись хляби небесные", дождь полил сплошным потоком, загнал нас под крышу виллы, не дав осмотреть её живописный парк.

      Вилла, расположенная примерно в 5 км от города Пьяцца-Армерина в самом центре Сицилии. Она была, по-видимому, загородным домом очень богатого римского патриция. Это - одно из самых роскошных сохранившихся строений римской античности. Наиболее распространены две версии относительно владельца виллы и времени её строительства. В соответствии с первой это был римский император Максимиан Геркулий (соправитель императора Диоклетиана). Вилла построена для него около 300 г н.э. По второй, более поздней, версии владельцем был римский патриций Люциус Арадий Вальерий Прокулус Популоний, губернатор Сицилии между 327 и 331 годами и консул в 340 году.
      Вилла имеет площадь полтора гектара. Своей относительно хорошей сохранностью она обязана естественной консервации оползнем, который накрыл строение в середине XII века. Начиная с XVII века виллу стали нелегально раскапывать. Регулярные раскопки начались в XIX веке, а основные работы относятся к середине прошлого века. Это еще один пример, когда природный катаклизм сохраняет исторические памятники потомкам и проливает свет на жизнь, быт, нравы, культуру народа, ушедшего в небытие.
      Вилла является ценнейшим памятником античной римской Сицилии и славится своей высоко художественной напольной мозаикой. Её общая площадь превышает 3500 кв. метров, из них 300 кв. метров вымощены особо ценной, инкрустированной из разноцветных мраморов мозаики. В 1997 году ЮНЕСКО объявила виллу дель-Казале (Romana del Casale) объектом Всемирного наследия.
      Вилла очень хорошо оборудована для осмотра. Под современной навесной крышей располагаются удобные подвесные мостки, позволяющие посетителям осматривать мозаичные полы.

      План виллы, который я заимствовала из немецкоязычного путеводителя.

        []

      Публичная зона окрашена жёлтым цветом. Она создает ось, вокруг которой группируются приватные и вспомогательные помещения. Красным цветом окрашены термы и частные покои, зелёным - гостевые покои, фиолетовым - вспомогательные помещения. Показанные на плане номера помещений используются в текстовых комментариях.

      Вход в виллу через три арки (1), от которых сохранились только четыре поддерживающие арки колонны. Их мы проскочили быстро из-за ливня.

        []

      Входной многоугольный двор окружён мраморными колоннами с ионическими капителями по вершинам углов (2). В центре двора остался квадратный след от места фонтана, который, помимо прямого назначения, служил также резервуаром для сбора дождевой воды с дальнейшей транспортировкой её по трубам в находящейся рядом туалет.
      Как было принято древними римлянами, самым важным местом общественной жизни были комфортно оборудованные термы, или античные бани. Чем знатнее были владельцы вилл, тем богаче и изысканнее было убранство терм. Термы этой виллы облицованы мрамором, украшены мозаикой, скульптурами и колоннами. При термах находились раздевалка (apodyterium) и массажная комната. В специальной комнате тело посетителя смазывали маслом, чтобы потом его удалить специальным скребком. Здесь же были традиционные для всех римских бань тепидарий (помещение для разогрева тела), кальдарий (самое горячее помещение), фригидарий (прохладная комната с бассейном). Посетитель терм мог заняться спортом в специальном гимнастическом зале (палестра).
      
      Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен. В термах с помощью печей нагревались вода и воздух, которые затем циркулировали под полом и в полостях стен. При этом использовались двойные покрытия, чтобы пол не был очень горячим. В стены были встроены прямоугольные кирпичи, внутри полые, которые крепились металлическими скобами. Для стен терм обычно использовался мрамор.

      

        []

      Котельная, состоящая из трёх дровяных печей, нагревающих воду, которая по керамическим трубам поступала в банное отделение (кальдарий). По другим трубам поступал горячий воздух.

      В термы можно было попасть непосредственно со стороны входного многоугольного двора через вестибюль терм (5), рядом с которым находилось святилище Венеры, предназначенная для хозяйки (4).

      В вестибюле изображены пять фигур, выполненных в технике мозаики. Судя по предметам в их руках, они направляются в термы.

        []

      Если вилла действительно принадлежала императору Максимиану, то на этом мозаичном панно в банном вестибюле виллы изображены фигуры его жены Евтропии, их двух детей - Максенция и Фаусты. Помимо хозяйки и ее детей, на мозаике мы видим двух рабынь: одна, возможно, несет сменную одежду, другая - принадлежности для мытья.

      На полу вестибюля частично сохранилась также мозаичное изображение слуг, которые встречают хозяев виллы и их гостей.

        []

      В верхнем ряду двое слуг стоят с лавровыми ветвями в руках, а средний, одетый более роскошно, увенчан лавровым венком и держит в руке канделябр.

        []

      Палестра (гимнастический зал, 15), в котором разогревали мышцы перед входом в кальдарий. Судя по путеводителю, мозаика изображает состязания на квадригах (двухколёсных колесницах с четвёрками лошадей) в римском цирке.

        []

      Здесь хорошо показана динамика этих состязаний.

     []

      Между гимнастическим залом и перистилем расположен туалет (14), куда поступала дождевая вода из накопителя.

      После осмотра сооружений, относящихся к термам, можно перейти во внутренний двор виллы.

        []

      Перистиль (Peristyl,13) - внутренний двор с колоннадой из 32 мраморных колонн, подпирающих свод. В центре - бассейн с пьедесталом для статуи бога любви Амура (Купидона). Видны струи дождевой воды, стекающие в открытую часть двора.

        []

      Вход в перистиль (11).

        []

        []

      В перистиле отгорожено священное место (Lalarium,12) для молитв и жертвоприношений богам.

        []

      Пол под колоннадой украшен 160 мозаичными лавровыми венками с помещёнными в центре изображениями домашних и диких животных.
      
      Ещё примеры напольных мозаик.

        []

      Зал "четырёх времён года" (23).

        []

      Зал с восьмиугольными мозаиками (26).

      Длинный коридор (60 м) с колоннами между перистилем и базиликой, называемый галереей "Большой охоты", пересекает всю виллу (28). Пол галереи украшен мозаичными инкрустациями изображений диких зверей, их ловли, транспортировки и охоты.

        []

    Исключительно сложный,художественно исполненный, инкрустированный пол, состоящий из мрамора, собранного со всего Средиземного моря, находится у входа в базилику и является самым богатым украшением виллы. Мрамор также покрывал стены. Разноцветные мрамора были предметом престижа в римском мире.

      В украшении виллы уделено большое внимание ловле диких животных в Африке, которые часто демонстрировались на римских цирковых аренах.

        []

        []

        []

      Ловля и транспортировка диких животных.

        []

      Ловля морских животных.

        []

      Погрузка на корабль пойманного слона

        []

      Ловля носорогов в болотах Нила. В Африке шла "Большая охота".

        []

      Все виды Большой охоты на одном мозаичном панно. По многообразию сюжетов, панно напоминает детский рисунок.

        []

        []

      Эти мозаичные изображения представляют "Малую охоту" (25). Судя по характеру животных "Малая охота" велась недалеко от дома, часто с собаками и на лошадях.

       []

      Зал с изображениями "Девушек в бикини" (30). Предположительно это помещение предназначалось для служанок, обслуживающих свою госпожу. "Девушки в бикини" играют в мяч. Самая ловкая награждается пальмовой ветвью и венком из роз. Эти подношения делает девушка в прозрачной накидке.

        []

      Вестибюль малого цирка (40). На треке Малого цирка, соревнуются 4 команды: зелёные, голубые, белые и красные. Только в колесницы запряжены не лошади, а птицы: фламинго, гуси, голуби и какие-то представители болотных птиц.

        []

      Одна из трёх апсид Триклинии (36).

        []

      Зал Ариона (37) - гостиная для семейного времяпровождения. Арион - певец, поэт и музыкант с острова Лесбос (VII - VI в.в. до н.э.), который оказался выброшенным в море экипажем судна и был вынесен на берег дельфином. На мозаике изображены не только мифологически морские обитатели, но и некоторые сухопутные животные, которые участвовали в спасении человека.

     []

      Вестибюль Полифема (44). Сцена, описанная Гомером. Одиссей в гроте великана Полифема (Циклопа). Великан в центре мозаики сидит на камне. Хитроумный Одиссей подносит ему сосуд с вином, чтобы опьянить его и выколоть ему глаз для спасения себя и своих товарищей.

        []

      Мозаика в спальне владельца (46), Эрот (Амур) и Афродита (Психея) в представлении римских патрициев.

     []

     

      Работы по реставрации мозаик и их консервации продолжаются непрерывно.

      И наконец, после осмотра покоев хозяев виллы можно осмотреть помещение базилики.

        []

      Зал базилики размером 30 х13 метров (43). Базилика (от Basileus - император, господин). Этот публичный зал использовался для официальных церемоний. Здесь заседал суд. В сложных случаях суд возглавлял император. Две огромные колонны из розового египетского гранита обрамляют вход. Стены базилики были покрыты мраморными плитами, некоторые из которых сохранились. В стенах сделаны окна. Рисунок пола повторяет элементы украшения зала римской курии, где заседал Сенат.

        []

        []

      Пол и стены базилики античного времени.

        []

      Образцы мраморных плит базилики, которые покрывали ее полы и стены.

        []

      В апсиде находился трон, за которым в нише установлена фигура Геракла.

      На этом наше посещение этой необычайно интересной древнеримской виллы на юге Сицилии завершилось.

      Многочисленные мозаичные панно виллы представляют собой энциклопедию римской античной жизни. Они понятны, несмотря на то, что со времени их создания прошло уже около 2000 лет. Историческое значение этого памятника мировой культуры трудно переоценить.
      В 1997 эти живописные руины римской виллы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

      Мы уже привыкли в последние дни обсыхать и обогреваться после дождя в питательном заведении. На этот раз это было своеобразный отель в горах, называемый "Агротуристик". По-видимому, это сельскохозяйственное предприятие, которое предоставляет туристам помещение для жилья и пропитание. Старинное помещение приспособлено теперь для проведения праздничных мероприятий.

     

        []

      Столики во дворе мокнут под дождём. Сейчас здесь не посидишь.

      

        []

     []

      Большой зал, интересно декорированный старинной резной мебелью. Для пропитания - традиционные "антипаста" и "паста". Уютно и вкусно.

        []

      По пути, издали посмотрели на город Пьяцца - Армерина, в котором из - за
      непогоды мы так и не побывали.

     

      Удивительно, как при таком заманчивом расположении и таких агрессивных соседях, остров Сицилия сохранил в прекрасном состоянии многочисленные артефакты мировой античности Греции и Рима.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/12/2018. 41k. Статистика.
  • Очерк: Италия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка