Каждое мое посещение Антверпена оставляло впечатление роскоши. Это впечатление могло начинаться с вокзала, построенного в ХХ веке, или с набережной Шельды, широкой реки, без единого моста, которая кажется неохватной, или с главной улицы Меир, или с памятника всемирно известного художника, здесь творившего, или с церквей, каждая из которых представляет собой шедевр, или с алмазного квартала с его ослепительными витринами. Город богатый, удобно расположенный в устье Шельды, где все создано для развития судоходства (отсюда отсутствие мостов) и торговли.
Само название Антверпен говорит о значении Шельды и торговых связей города. По легенде мифический великан Дрюоне Антигоне брал плату со всех, кто пересекал Шельду. У тех, кто отказывался платить, он отрывал руку и бросал её в воду. Римский воин по имени Сильвиус Брабо одолел великана, отрубил ему руку и выбросил в Шельду. Отсюда произошло название города - "Hand werpen" - что значит "бросать руку". Своей победой Брабо обеспечил возможность беспрепятственно плавать по Шельде. С XIV века Антверпен входит в Ганзейский союз. Легенда о Брабо воплощена в памятнике на главной площади города напротив Ратуши.
Фонтан Брабо расположен перед ратушей Антверпена на центральной площади Гроте Маркт. Ратуша в стиле ренессанс была построена в 1561-65 годах. Это было одно из первых зданий в этом стиле в северной Европе. Ее роскошное оформление относится к периоду процветания города, тогда - торговой столицы Европы. Фасад украшен геральдическими символами антверпенских маркграфов, испанских Габсбургов и герцогов Брабанта. Во время осады Антверпена испанцами ратуша выгорела дотла. В лучшие времена ХIХ века Ратуша, включая интерьеры, была восстановлена.
Дома гильдий, окружающие рыночную площадь. Их возраст около пятисот лет. Украшения домов обозначают принадлежность к той или иной гильдии. Часть из этих домов была уничтожена пожаром и позднее реконструирована.
В центре города всюду видна северная колокольня кафедрального собора Антверпенской Божьей Матери (Onze-Lieve-Vrouwekatedraal), занесённая по своим архитектурным достоинствам и историческому значению в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В конце улицы Meir находится скульптура "Рука". Её изваял в 1986 году французский скульптор Анри де Миллер ( Henri de Miller). В центре Антверпена "Рука" или "Ладонь Дрюоне Антигоне" появилась в 1992-м году, когда город готовился на целый год стать культурной столицей Европы. Скульптура символизирует открытость и гостеприимство Антверпена, а заодно напоминает о легенде об обрубленной руке великана и названии города.
В наш коммерческий век название города обыгрывается в каменном воплощении, в кондитерских изделиях, в уличных знаках. Можно купить знаменитую руку в шоколадном воплощении.
Характерным сооружением Антверпена является Дом гильдии мясников, построенный в начале XVI столетия. Он расположен вблизи набережной Шельды. На первом этаже члены гильдии вели торговлю мясом, в верхних этажах располагались помещения для торжеств, деловых советов. Ныне здесь находится музей истории, археологии и прикладных искусств. Построенный из каменных блоков и кирпича дом внешне напоминает бекон.
Дом гильдии мясников.
Культурный слой, вскрытый вокруг здания гильдии мясников.
В исторические времена "великан Дрюоне Антигоне" вновь предстал в жизни города в виде испанской оккупации, наступившей после четырнадцатимесячной осады в 1585 году. По Мюнстерскому миру берега Шельды стали принадлежать Нидерландской республике, а город Антверпен продолжал быть испанским владением. Это означало отделение Антверпена от моря и закрытие транзитного судоходства по Шельде. Город пережил экономическую стагнацию. Возрождение его началось с приходом к власти Наполеона. Он объявил Антверпен первым военным портом на севере Франции и стал оснащать его верфями, доками, углублять русло для прохода крупных судов. Сейчас Антверпен входит в двадцатку крупнейших портов мира и является вторым в Европе после Роттердама.
Вид на центральную часть порта Антверпена.
Несмотря на периоды снижения экономической значимости Антверпена, он всегда оставался важнейшим культурным и художественным центром. На включение его в состав своих владений претендовали Северные Нидерланды (Голландское королевство), Франция, Англия, Германия (оккупация по время Первой мировой войны). Начиная с момента образования Бельгии, как самостоятельного государства, Антверпен вошел в ее состав.
Основание Антверпена восходит в VIII век. Самым старым строением города является замок Стен на берегу Шельды. Он построен для защиты границы между Лотарингией и Францией. Замок расположен на косе, где находилась верфь. Только к XII-XIII векам были построены каменные стены и ворота крепости. В XVI столетии по указанию императора Карла V Стен был коренным образом перестроен. В XIX веке берег около замка был расчищен, крепость была достроена новоготическим крылом. За свою длинную историю Стен служил крепостью, тюрьмой, музеем судоходства. Сейчас многие экспонаты этого музея перенесены в новый музей МАС, на территорию гавани, ниже по течению Шельды.
Замок Стен украшает набережную Шельды. Он был построен в XIII веке и позволял контролировать реку Шельда, на которой и был возведен. В период между 1303 и 1827 гг. использовался в качестве тюрьмы. В настоящее время в замке расположен Национальный музей мореплавания.
Набережная реки Шельды напротив замка Стен.
Возможно здесь, в 1911 году гулял по набережной реки Шельды знаменитый русский поэт "Серебряного века" Александр Блок. Поэт писал тогда своей матери: "Антверпен - он удивителен: огромная, как Нева, Шельда, тучи кораблей, доки, подъёмные краны, лесистые дали, запах моря, масса церквей, старые дома, фонтаны, башни..." Блок посвятил этому городу стихотворение "Антверпен", где есть такие строчки:
"Пусть это время далеко,
Антверпен! -- И за морем крови
Ты памятен мне глубоко...
Речной туман ползет с верховий
Широкой, как Нева, Эско.
И над спокойною рекой
В тумане теплом и глубоком,
Как взор фламандки молодой,
Нет счета мачтам, верфям, докам,
И пахнет снастью и смолой."...
Название реки Шельда на валлонском языке Эско (Esco).
Верфи для малых судов около замка Стен.
Русло реки Шельды в пределах городской черты города Антверпена.
Полноводная широкая река относительно близко от впадения в Северное море всегда была большой проблемой для развития городской инфраструктуры Антверпена и поддержания его роли в Ганзейском Союзе. Я уже писала об отказе от строительства мостов в городе, препятствующих судоходству. Развитие города на другом берегу Шельды поддерживалось паромными переправами. В ХХ веке задумались над строительством туннелей под Шельдой. Пешеходный туннель св. Анны длиной более полукилометра глубиной 37 метров был построен в 1933 году. Технической новинкой в строительстве был деревянный эскалатор, действующий до сих пор.
В 1969 году была построена полноценная транспортная система, состоящая из одного железнодорожного, двух параллельных автомобильных туннелей для встречного движения и туннеля для велосипедистов и мотороллеров. Эта транспортная система была названа в честь президента США Джона Ф. Кеннеди. Длина каждого туннеля составляла 590 метров, глубина 15 метров ниже уровня моря.
О принадлежности Антверпена к Ганзейскому союзу напоминает дом Ганза.
Одна из достопримечательностей города - Дом Ганза.
На фронтоне дома по обе стороны от входа в магазин "Рубенс" установлены две женские фигуры. Это аллегории рек Шельды и Эльбы. Другие реки представлены симметрично с другой стороны дома.
Ещё одна интересная достопримечательность. Это музей MAS, построенный на месте заброшенного дока, открытый для посещения в 2011 году после пятилетнего строительства. Аббревиатура MAS расшифровывается как "Museum aan de Stroom", что означает музей на реке (потоке).
В музее MAS, помимо художественных экспозиций, находится музей пароходства, археологические находки, ювелирные изделия и другие. Помимо постоянных выставок, проводятся временные. Здание музея имеет интересный дизайн. Его стены сделаны из волнообразного стекла, причудливо отражающего окружение. Со смотровой площадки открывается весь Антверпен, порт и панорама реки.
В значительной мере лицо Антверпена определяют его церкви. Самое знаменитое церковное сооружение - кафедральный собор Богоматери. Его начали строить в XIV веке, закончили в XVI веке. Строительство велось в течение 250 лет, но до сих пор не считается законченным. Фасад собора должны были украшать две симметричные башни. Однако южная башня не достроена и доведена только до половины высоты северной. Северная башня-колокольня собора видна отовсюду. Ее высота 123 метра. Собор - самое большое церковное здание Бельгии в готическом стиле. Его строили несколько поколений архитекторов. Каждый из них вносил новые элементы, соответствующие достижениям времени.
Кафедральный собор Антверпена входит в число соборов с асимметричным фасадом. К ним относятся также соборы Страсбурга, Кракова, Мехелина и др. Причиной такого недостроя часто становились недостаточно прочные грунты, а, иногда, просто нехватка денег.
Колокольня собора Антверпена, она же беффруа - символ независимости города, имеет карильон с сорока колоколами. В соборе существуют два органа. Одному из них уже 130 лет. К службам всегда привлекались лучшие органисты. Начиная с XIV века, в соборе существует хор. Затем был основан хор мальчиков. Сейчас существуют три хора - хор взрослых певцов, хор мальчиков и хор девочек.
Интерьер собора украшали самые знаменитые мастера своими лучшими произведениями. Однако далеко не все эти работы сохранились. Пожары и религиозно-политические течения - иконоборчество, реформация, разрушительная активность кальвинистов привели к утрате многих произведений живописи, скульптуры, витражей. Осквернены многие захоронения и святыни. Присутствие французских войск во время Наполеоновских войн еще раз разорило собор - многие произведения искусств были вывезены во Францию.
Так выглядит собор Богоматери со стороны Зелёной площади (Грюнеплац).
Алтарь собора украшают три знаменитые работы Рубенса - Вознесение девы Марии, Распятие и Снятие с креста. Две из них были возвращены в собор из Франции только в XIX веке.
Художественное лицо Антверпена определили великие художники здесь родившиеся и жившие. Они были членами гильдии художников св. Луки. Это Питер Пауль Рубенс (1577-1640), Питер Брейгель Младший (1564/65 - 1636), Ван Дейк (1599 - 1641), Франс Снейдерс (1579 - 1657), Якоб Йорданс (1593 - 1678). Это - знаменитая фламандская школа живописи XVI-XVII веков. Крупный формат картин, полнокровные, выразительные персонажи, яркие краски, напряженные, эмоциональные, динамичные сюжеты. Пиршество жизни, даже в трагических ситуациях. Эта роскошь барокко определила стиль Антверпена его, бросающуюся в глаза, роскошность.
Украшением города стали более поздние памятники трем художникам, наиболее ярко выразившим свой город. К ним относятся, прежде всего, Рубенс, Йорданс и Ван Дейк. Слышала, что в Антверпене существует запрет ставить памятники политическим деятелям. Не знаю, какова для этого мотивация, но амбивалентность политики часто приводит к переоценке ее достижений с течением времени. Недаром шутят, "разрушая памятники, оставляйте пьедесталы". В Антверпене существует памятник Петру Великому, выполненный российским скульптором. Однако для антверпенцев наш Пётр - экзотический, экстравагантный гость, а не вождь и учитель. Уверена, что памятники великим художникам и строителям города будут стоять вечно.
Памятник великому фламандскому художнику Питеру Паулю Рубенсу на Зелёной площади Антверпена. Памятник установлен в 1843 году и приурочен к 200-летию смерти художника. Рубенс прожил в Антверпене большую часть своей жизни. Автор скульпторы - бельгиец Гийом (Виллем) Гефс (1805--1883). Памятник расположен на фоне кафедрального собора.
Памятник Якобу Йордансу, ученику и последователю Рубенса. Его создал бельгийским скульптор Жюль Печер в 1880 году.
Памятник Антуану ван Дейку. Авторство принадлежит скульптору Леонарду Кюйперу. На этом месте памятник установлен в 1992 году. Первоначально (1856 год) памятник стоял перед Академией изящных искусств. Но в ХХ веке ван Дейк изрядно "попутешествовал". Его четыре раза переносили из одного места города в другое. В связи с этим, острые на язык горожане, предложили поставить этот памятник на колесики.
Сохранился дом Рубенса, который он построил по собственному проекту. Это тоже памятник эпохе, выражение эстетики фламандского барокко. В нем присутствуют традиции итальянской архитектуры, равно, как фламандская живопись впитала в себя традиции итальянской школы, в частности, стиль Караваджо.
Фасад дома-музея П. Рубенса. Вход в дом - музей через двор.
Фрагменты внутреннего дворика дома-музея П. Рубенса.
Украшение жилых помещений - картины, портреты, посуда, мебель. Среди них картины Рубенса, Ван Дейка и Йорданса.
Антуан Ван Дейк. Портрет епископа.
Автопортрет Йорданса.
Автопортрет Ван Дейка.
Патрицианский дом с произведениями искусств, живописью, предметами быта времени Рубенса.
И еще один деятель, современник Рубенса, член гильдии св. Луки - печатник Христофор Плантен. Дом-музей Плантена - Моретуса это тоже образец традиции XVI века жителя аристократического Антверпена. Во времена своего основания дом Плантена был местом встреч гуманистов, просветителей, творческих людей Антверпена. Плантен основал одну из первых в Нидерландах типографию промышленного типа, способную широко тиражировать печатные издания.
Этот музей рассказывает об истории печатного ремесла с пятнадцатого по восемнадцатый век. Полностью оборудованная типография имеет старейшие печатные станки в мире (1600-х годов). В этом доме можно увидеть залы, украшенные гобеленами, позолоченной кожей, картинами (в том числе Рубенса), скульптурами, керамикой и фарфором. Музей назван в честь Христофора Плантена и Яна Моретуса, первых в мире типографов и издателей промышленного масштаба. Издательство "Плантен Пресс" (Plantin Press), основанное Христофором Плантеном в XVI веке, было самым крупным печатным издательством во всей Европе. В 2005 году музей Плантена - Моретуса признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фасад дома Плантена - Моретуса
Внутренний дворик и его убранство.
Винтовая лестница и плафон над ней.
Убранство библиотеки на фоне кожаных обоев с золотым тиснением.
Плантен принял девиз "labore et constantia" (трудом и постоянством) с изображением руки, которая держит циркуль. Рука творца.
А это копия картины Рубенса "Неверие св. Фомы".
Библиотека особняка Плантена с бюстами великих.
Богатое убранство комнат аристократического дома соседствует с производственными помещениями , которые образуют музей полиграфического дела.
Оснащение одной из первых типографий. Наборы шрифтов и переплетный станок.
Город отдает дань своим согражданам, простым рабочим, чьими руками достигалось процветание Антверпена.
Скульптура рабочего - созидателя был открыта 4 сентября 1950 года вблизи городской Ратуши. Это мужественная фигура, с особым защитным покрытием головы. Автор этой скульпторы Константин Менье. Он специализировался на создании скульптурных портретов людей труда. Все его работы показывают независимых, гордых людей, творцов всего, что нас окружает. Докер, портовый рабочий, который продолжал работать во время авиационных налётов, символ стойкости рабочего класса. Фигура развернута в сторону Шельды. Работа и свобода - девиз этого человека.
Еще один памятник - дань труду рабочих, строивших собор Антверпенский Богоматери.
Антверпен населен скульптурами, посвященными фольклорным персонажам. О фонтане Брабо я уже говорила. Эти памятники придают городу оживленность, народность, доступность детям, взрослым, людям любых национальностей и различных интересов. Таков Долговязый Ваппер.
С 1963 года перед входом в замок Стен стоит памятник Долговязому Вапперу, персонажу антверпенского фольклора, который, превращаясь то в карлика, то в великана, пугал непослушных детей и сбившихся с дороги пьяниц.
Современный памятник литературным персонажам Нелло и Патрашу. Их придумала и описала в романе "Фландрийский пес" Мария Луиза де ла Раме (псевдоним Уида). Жизнь бедного мальчика Нелло и его собаки Патраш. Мальчик хотел стать художником, с большим трудом проник под Рождество в собор Антверпена, чтобы посмотреть знаменитые картины. Там, перед картинами он и замерз вместе со своей собакой Патрашем. Книга очень популярна в Японии, по ней сняты несколько фильмов.