В туристских бюро есть некие устоявшиеся пары - Трир - Люксембург, другая - Баден-Баден - Страсбург. Это одно направление, небольшое расстояние. Все эти места связаны по большому счету единой историей. Римляне, Меровинги, Священная Римская империя, реформация, Тридцатилетняя война, Наполеоновские и Мировые войны. Войны, войны, войны. Это особенно чувствуется в пограничном Страсбурге, который многократно бывал добычей победителя.
Но сначала о Баден-Бадене. После реформации два города протестантский и католический со сходными названиями в знак примирения объединились под таким двойным именем. Как известно, Баден-Баден был излюбленным местом пребывания и проявления страстей великих русских писателей 19 века.
И.С. Тургенев, всю жизнь любивший знаменитую певицу Полину Виардо, проживавшую здесь с мужем в великолепном собственном доме, многие годы находился при них. Любовь "втроём", или даже просто третьим лишним. Эта ситуация нашла отражение в романе "Дым", действие которого происходит в Баден-Бадене. Герой романа вроде бы нашел в себе силы избавиться от своего "добровольного рабства", чего не смог сделать Иван Сергеевич. Из школьных представлений Тургенев казался едва ли не самым благополучным из русских писателей. На самом деле это глубоко несчастный человек, несомненно, объект для фрейдистского психоанализа.
Ф.М. Достоевский здесь пропустил через себя страсть игрока и другие болезненные страсти своих героев. Как известно, Достоевский и Тургенев не ладили друг с другом и их ссоры здесь дошли почти до дуэли. Раньше казалось, что это взаимное неприятие барина и разночинца. Видимо, все сложнее.
Л.Н. Толстой проигрался в этом городе, и нещадно ругал себя за это Классик всегда очень серьезно относился к себе. Даже Н.В. Гоголь бывал здесь и не только в мужской компании. Здесь закончил свою жизнь Н.А. Жуковский. А сколько приезжало сюда деятелей русской культуры калибром помельче.
Но один писатель, тонкий и пронзительно грустный, органично чуждый публичному выплёскиванию своих страстей, не веселился, не кутил, а приехал лечиться и умирать в эти края от неизлечимого тогда туберкулёза (скончался в Баденвайлере).
Перед смертью доктор дал ему шампанского: "Давно я не пил шампанского". Это были последние слова А.П. Чехова. Хоронить его повезли в Москву на Новодевичье в рефрижераторном вагоне для устриц.
И конечно, здесь бывали и подолгу жили русские аристократы, которые собирались в доме князя Сергея Гагарина. Сейчас здесь размещается местное Тургеневское общество. Чтобы туда попасть, нужно нажать на кнопку звонка с надписью "Turgenev". Был и еще один русский центр в доме князя Меньшикова, но менее интеллектуально изысканный. С очень старых времен в Баден-Бадене существует православная церковь Преображенья Господня, с одной золотой луковкой, небольшая, уютная. Мы были там накануне Пасхи, поставили свечки.
Баден-Баден, как его называли в XIX веке "летняя столица Европы", ухоженный и богатый город-курорт, был средоточием и свидетелем жизни европейского бомонда. И, наверно, до сих пор им является. Признаки богатства города всюду: прекрасно содержащиеся дома и улицы, гостиницы внезвездочного квалитета, роскошный "Курзал" с ресторанами и Казино, минеральные источники с променадом и Trinkhalle, помпезно оформленные "термы" со всем физиотерапевтическим набором для ухода за драгоценным здоровьем посетителей, и даже дно речки Оос, аккуратно вымощенное крупной брусчаткой. На одном ее берегу расположен парк со специально подобранными растениями (более 300 видов), знаменитой
трехкилометровой Лихтенталер Аллеей, памятниками Тургеневу, любимому императору Вильгельму I и его супруге. Всюду цветы - тюльпаны всех цветов и форм, между ними пестрые анютины глазки, кусты цветущих рододендронов. Все с безупречным вкусом, без мелочной экономии, непогрешимо аккуратно.
Баден-Баден занимает одно из первых мест в мире по числу проживающих миллионеров, по продолжительности жизни и, наверно, по ее качеству. Для души здесь находится один из лучших концертных залов Европы Festspielhaus на 2500 мест, оперный театр, в котором поставил когда-то свою оперу "Беатрис и Бенедикт" Гектор Берлиоз, открытый концертный зал, где выступал Иоганн Штраус. Сейчас тут регулярно гастролирует Гергиев и другие знаменитости мирового класса.
В этом благословенном месте, где так приятно жить и просто находиться, больше, чем в других местах ощущаешь свою бытовую непричастность - фантастические цены в магазинах, театрах, кафе, не говоря уже о недоступных развлечениях (казино) и удовольствиях (термы). Правда тут есть ресторан "Под золотым колоколом", где бесплатно кормили последним обедом приговоренных к смертной казни. Недалеко находится очень интересный памятник Бисмарку, огромный, из грубо обработанного камня, величиной в трехэтажный дом, стоит в тесном пространстве средневековых улиц, на крутом склоне, как скала. Говорят, что главная заслуга императора Вильгельма состоит в том, что он назначил канцлером именно Бисмарка. Это позволили императору 80 раз побывать в Баден-Бадене, а европейской истории идти так, как она пошла, в противоборстве "железных канцлеров" Бисмарка и Горчакова, неоднократно бывавших тут.
После Баден-Бадена, к вечеру, нам показали кусочек Шварцвальда - большого горного массива, примыкающего к Альпам. По серпантинной дороге мы поднялись до отметок в 1000 метров к горному озеру Муммельзее. Небольшое, таинственное, окруженное лесистыми горами, озеро является объектом многочисленных легенд. Некоторые из них отражены во фресках XIX века в крытой галерее Trinkhalle.
Поздно вечером без всякой помпы пересекли Рейн и границу Франции. Страсбург - столица провинции Эльзас. Неразлучная парочка - Эльзас и Лотарингия всегда была разменной монетой в разборках между часто враждующими соседями. Здесь, как нигде, чувствуется состязание "острого галльского ума" и "сумрачного германского гения". Немцы любят сопоставлять количество изобретений. За ними изобретение велосипеда, фирма Бенц с первым автомобилем, изобретение холодильника, стиральной машины (фирмы Бош, Милле), первые электрические лампочки, правда без технологии вольфрамовой нити, и многое другое. Французам принадлежит бесспорный патент на изобретение гильотины и спорные на изобретение кинематографа и подводной лодки. Соревнование не ограничивалось интеллектуальной сферой. В ход шли интриги, мускулы, убийства правителей и их наследников, государственные машины, армии. Из последних, хорошо известных событий, Наполеон, Франко-Прусская война, Первая мировая, Вторая мировая. Каждый раз менялся флаг, оплакивались жертвы и разрушения, восхвалялось то, что прежде осуждалось.
Старый центр города расположен на острове, образованном двумя рукавами реки Иль, впадающей вскорости в Рейн. Начиная с этого места Рейн судоходен, что и обеспечивало всегда значимость Страсбурга, как гавани на важнейшей транспортной артерии. Центр города находится под охраной ЮНЕСКО. С самого начала удивляет гражданская архитектура. Обычно это трех-четырех этажные дома с каменным первым этажом и двумя-тремя этажами фахверковой постройки. Дальше следует чердачное помещение высотой еще в два-три этажа, крытое черепицей, с многочисленными небольшими окнами. Оказывается, такая высота чердака и эти окна были необходимы кожевенникам для просушки кож. Этот промысел был распространен в городе, что и создало своеобразный эльзасский стиль.
Выше города находится крепость-плотина, построенная в XVII веке по проекту знаменитого инженера-фортификатора Себастьяна Вобана. Он строил крепости в Бульоне, Динанте, Намюре. Там это был своеобразный типовой проект, крепости, расположенные на высших отметках местности. Здесь другое - плотина, регулирующая уровень воды в городе и выше его, обеспечивает возможность затопления подступов к городу и создания водной преграды. Воистину, нетрадиционно мыслящий инженер.
Центр соединен с периферией многими мостами. Один из них Вороний знаменит тем, что с него топили в железных клетках убийц, воров и неверных жен, о мужьях речь не шла. Ниже плотины Вобана находятся так называемые Крытые мосты. Когда-то они были действительно крытыми, но потом крыши сгорели, а название осталось. Около них находятся три башни, одна из которых была тюрьмой и подсобным помещением палача для хранения орудий производства. Напротив расположен район "Малая Франция". Это живописный комплекс фахверков, служивших в XVI веке госпиталем для лечения солдат, больных "французской болезнью". Название, очевидно, придумали добродетельные немецкие бюргеры. Рядом находится первая протестантская в Страсбурге церковь Св. Фомы. Органистом в ней был знаменитый Альберт Швейцер, теоретик музыки, врач, гуманист. Любопытна старая церковь св. Петра - . В честь достигнутого после Тридцатилетней войны примирения католиков и протестантов одна из ее башен увенчивается крестом, другая - петухом. Есть еще новая церковь св. Петра, известная своими интерьерами.
Военное прошлое Страсбурга отражено в многочисленных памятниках. Тут и "Железный человек" в латах на площади, где собирались по набату, тут и генерал Клебер, участник Египетского похода, оставленный в Египте Наполеоном и коварно убитый мусульманами, тут и генерал Леклерк, освобождавший Страсбург в сорок пятом. Интеллектуальное противостояние Германии и Франции просматривается в памятнике Гуттенбергу. Немец, уроженец Майнца, изобрел наборный печатный станок, но реализовать на родине свое изобретение не сумел. В Страсбурге нашлись спонсоры и тут-то все и свершилось: станок заработал, была отпечатана первая Библия, началась новая эра. Сейчас есть мнение, как мне кажется интересное, что эры в истории человечества нужно выделять по способу обмена информацией. Сначала изустная, далее письменная, после Гуттенберга печатная, теперь виртуальная. Таким образом, мы живем на излете печатной эры.
Помимо "Малой Франции" в Страсбурге есть немецкий район. Он отстроен после Франко-Прусской войны (семидесятые годы XIX века) помпезными зданиями в стиле ампир, a la Берлин того времени. Это императорский дворец Вильгельма I, широкая перспектива площадей, цветников, аллей, доходящая до Университета. Кстати, в этом Университете учился Гете. После Первой мировой на этой аллее воздвигнут аллегорический памятник: мать с двумя павшими сыновьями, один пал за Францию, другой за Германию. На пьедестале высечены даты: 1914-1918, 1939-1945, 1945-1954, 1952-1962. Места на пьедестале еще много.
Говоря о бурном прошлом Страсбурга, нельзя не вспомнить Руже де Лиля, создателя Марсельезы. Музыку и слова он написал за одну ночь, когда из Страсбурга готовилось вторжение Наполеоновской армии в Германию. Ноты были распространены, но песню как-то не приняли. А спустя некоторое время она получила огромный резонанс в Марселе. Интересна судьба самого де Лиля. Больше он ничего ни музыкального, ни поэтического не создал, хотя прожил долгую жизнь. Он не принял Наполеона, отказался воевать на его стороне, отказался от его пенсии. Жил в нищете. Принял пенсию только от реставрированного Бурбона. О нем пишет Цвейг, как о "гении одной ночи".
В Страсбурге, конечно, много музеев. Это музей Эльзаса, исторический, изящных искусств, археологии, прикладного искусства, современного искусства. Ни в одном музее мы, конечно, не были, но хотелось бы. Особенно в музее современного искусства. Там находится знаменитый "Поцелуй" Климта, натюрморт Брака - первая работа в кубическом стиле, работы уроженца Страсбурга художника-сюрреалиста и скульптора Ганса Арпа (основоположника дадаизма). Некоторые музейные объекты являются действующими заведениями города. Таковы аптека "Олень", существующая с XIII века, ажурный дом Коммерцала - ресторанчик -бонбоньерка, гостиница "Вороний двор", дошедшая в неизменном виде с тех пор, когда в ней останавливался Вольтер, и прусский король Фридрих Великий, площадь "Рынка молочных поросят".
И, наконец, знаменитый Страсбургский собор Нотр Дам. Римские и романские фундаменты. Дальше открытие готики, как инженерного решения. Силовая нагрузка воздействует не на стены, а на колонны, контрфорсы, аркбутаны, нервюры. Стены свободны для хрупких витражей. Вертикальные элементы дают возможность сооружению взметнуться вверх. Это, несомненно, революция в строительстве. В этом соборе все строительные элементы ничем не задрапированы, а представлены для обозрения, как внутри собора, так и снаружи. Обилие пустот между силовыми элементами создает впечатление воздушности. На этот костяк накладывается убранство: скульптура, арки витражей, порталов, колонки. Собор строился очень быстро, каких то 160 лет (Кельнский собор строился почти 800). Говорят, это первый собор, который строился по чертежам. Учитывая, что публика в XIII-XV веках была, в основном, неграмотная, для внушения святых истин использовалась "наглядная агитация". Это скульптурные сцены, иллюстрирующие сцены из Ветхого и Нового завета. Я думаю, что нет ни одного значимого сюжета, не нашедшего отражения в этой каменной книге. Работы над разными композициями выполнялись разными артелями резчиков. Некоторые работали в "академическом" стиле, некоторые в более "народном". Особенно выразителен портал, посвященный сюжету "девы разумные и девы неразумные". Девы разумные стоят рядом с Христом, держат в руках свитки и лампады, а неразумные с любопытством засматриваются на горделивого Дьявола-искусителя с яблочком в руке и не видят, что по спине его ползут лягушки и змеи. Еще интересная композиция бокового портала. В центре царь Соломон, с одной стороны женская фигура - олицетворение Церкви, с другой стороны тоже женская фигура с повязкой на глазах - олицетворение Синагоги, заблудшей. Собор выполнен из красного песчаника. У него лишь одна ажурная башня-колокольня высотой 142 метра. Вторую, симметричную первой, побоялись строить из-за слабости грунтов.
Интерьер собора это, прежде всего витражи XIII-XIV веков. Сюжеты их - снова Библия, мученики, святители, императоры Священной Римской империи германского народа. В алтаре витраж с изображением Богоматери, хранительницы города. Во время последней войны его не вынимали и он, как раз, и был разрушен. Сейчас, конечно, восстановлен. Роза-витраж главного фасада имеет диаметр 40 метров. За свою долгую жизнь собор подвергался, как намеренным разрушениям, так и случайным. Это времена Реформации и просто войн. Поврежденное реставрировалось, создавались копии, которые устанавливались на место, а оригиналы находили упокоение в музее собора. Судя по именам строителей собора, это немцы и французы. На скорый взгляд просматривается корреляция между именами и флагом, который в это время реял над городом. Дискриминация по национальному признаку не есть изобретение нашего времени. Была еще одна дискриминация, но более обоснованная. При найме на работу по строительству собора претендента просили пройти на соборной площади между стеной дома и поставленной рядом колонной. Если не проходил, на работу не брали - не сможет протиснуться между архитектурными элементами. Таков своеобразный медицинский тест - объективно и разумно.
Замечательна филигранная кафедра, сделанная специально для известного проповедника Гайлера из Кайзерберга. Видимо, чтобы снизить пафос главного сюжета о Деве Марии, автор кафедры скульптурно изобразил маленькую собачку, которую брал с собой на проповеди Гайлер. Собачка мирно спала, но когда проповедь затягивалась, прихожане ее беспокоили и она начинала скулить. Это было сигналом для окончания проповеди.
Заслуживает внимания выразительный рельеф "Гефсиманский сад" XV века, а также астрономические часы эпохи Возрождения. Это плод работы математика, механиков, художников, резчиков и др. Здесь движутся светила, определяющие годы и месяцы. Часы, помимо стрелок, обозначают движение фигурок апостолов и смерти. Христос каждый час прогоняет смерть, а в полдень благословляет собравшихся под часами.
Закончить свой затянувшийся рассказ я хочу упоминанием истории, связанной с дворцом Роган, резиденцией епископов. Сам дворец, расположенный рядом с собором, является маленькой копией Версаля. Епископы происходили из семьи внебрачного сына Людовика XIV. Во времена Людовика XV1 и его жены Марии Антуанетты епископ попал в немилость и хотел улучшить свое положение с помощью, как оказалось впоследствии авантюристки, м-м де Ламот. Эта история с бриллиантовым ожерельем, многократно описанная в литературе, начиная с Дюма (видоизмененный сюжет, связанный с Миледи) и, кончая, Б. Носиком, закончилась компрометацией королевского семейства, его свержением и использованием гильотины против ее же соавтора, ЛюдовикаXVI. Епископ Роган перестал быть таковым, а дворец в 1805 году жители Страсбурга подарили Наполеону.
P.S. Немного о современном международном статусе Страсбурга.
Страсбург избран штаб-квартирой Европейского Союза, где также, наряду с Брюсселем и Люксембургом, заседает Европейский Парламент. На окраине города для них построены современные помпезные здания из металла, стекла и бетона: Дворцы Совета Европы, Прав Человека, Парламентской Ассамблеи. Здесь же находится Европейский суд по правам человека - последняя инстанция перед Господом Богом.