"Мудрый познаёт жизнь, не выходя со своего двора, а
дуракам надо путешествовать". Старая китайская пословица.
Китайская мудрость показала нам с мужем наше место в этом мире, но не ослабила "охоты к перемене мест".
Наша поездка в "глубинку" Германии, в город Бад Вильдунген, расположенный почти в самом ее центре, была непростой по логистике. Сбор пассажиров из разных городов занял почти 10 часов. Несколько остановок и одна пересадка с перезагрузкой багажа из одного автобуса в другой. Траектория нашего маршрута на карте выглядела, как движение броуновской частицы.
Курортный город Бад Вильдунген (Bad Wildungen) лежит в предгорьях Келлервальда в 11 км западнее города Фрицлар и в 35 км к юго-западу от города Кассель. В состав региона, в основном, входят территории бывшего княжества Вальдек.
Вальдек (Waldeck), в 1625-1805 и 1815-1918 годах Вальдек - Пирмонт ( Waldeck und Pyrmont) - государственное образование - графство, (с 1712 года княжество), существовавшее с 1180 года под властью владетельного дома Вальдек.
С 1918 года Вальдек - государство в составе Веймарской республики.
Сегодня территории бывшего княжества входят в состав федеральных земель Гессен и Нижняя Саксония.
Для современного туризма эти места стали известны, прежде всего, благодаря Эдерзее, одному из крупнейших водохранилищ Германии. Вокруг водохранилища организован Национальный парк Келлервальд - Эдерзее. Это один из самых молодых национальных парков Германии. Среди других национальных парков он известен, благодаря сохранившемуся древнему буковому лесному массиву, включённому в Список всемирного наследия ЮНЕСКО с названием "Буковые леса Карпат и древние буковые леса Германии". Бад Вильдунген - один из ближайших к озеру Эдерзее небольших городов, находится на территории парка.
План природного парка Kellerwald-Edersee. Его территория на плане окрашена светло-зеленым цветом. На плане красными домиками с крестами показаны многочисленные церкви небольших городков, расположенных как на территории природного парка, так и за его пределами. Среди городков, окружающих озеро Эдерзее особое историческое значение имеет Вальдек (Waldeck) с одноименным замком XIII века, и церковью, помеченной на плане цифрой 3. Внутри этого парка расположен более высокий по статусу Национальный парк Келлервальд-Эдерзее (Nationalpark Kellerwald-Edersee), окружающий озеро Эдерзее. Он выделен тёмно-зелёным цветом. Серым цветом показана часть природного парка Келлервальд-Эдерзее, имеющая статус мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Администрация Национального парка Келлервальд - Эдерзее находится в городе Бад Вильдунген.
Место расположения города Бад-Вильдунген было заселено с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют раскопанные курганы бронзового века.
Первое документальное упоминание об этих местах относится примерно к 800 году под названием "вилла Вильдунгун". В 1200 году граф Фридрих фон Цигенхайн через брак с графиней Лукардис фон Вильдунген стал собственником владений её рода. Новый владелец стал инициатором строительства замка на стратегически важной высоте в центре новых владений. Замок расположен на холме высотой 303 метров над уровнем моря. Здесь находились органы региональной власти: судебный департамент, административные и вспомогательные службы. С тех пор замок носит имя его основателя "Фридрихштайн".
В 1260 году владельцами замка и территории графства Вильдунген стали графы фон Вальдек.
Вокруг замка появились селения - Старый Вильдунген и Нижний Вильдунген (впоследствии города). Тогда же здесь были открыты водные источники.
Замок Фридрихштайн, первоначально построенный в готическом стиле, при правлении графа Иосифа II фон Вальдек в середине XVII века был реконструирован в модном тогда стиле барокко.
Здесь всё было "как к у людей" того времени. Преследовали женщин по надуманным религиозным основаниям ("охота на ведьм"). Это занятие началось ещё в древнеримские времена, а достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве. Не избежало этой "охоты" и правящее семейство Вальдек. С 1629 года ею руководил граф Христиан фон Вальдек, присудивший к смерти 29 человек. Всего жертвами "охоты на ведьм" здесь стали 78 женщин.
Эпидемии чумы, военные конфликты, пожары - ничто не миновало этих мест.
Целебные свойства воды стали использоваться, начиная с XIV века. С тех пор методы лечения с помощью воды приобрели популярность и развитие. В настоящее время в Бад-Вильдунгене расположен один из самых больших Spa-центров в Европе.
Название "Спа" происходит от бельгийского курорта Spa. Оно вошло в употребление на Британских островах в XVII веке для обозначения любого водного источника. Только во второй половине XX века значение "Спа" расширилось, включив в себя водные оздоровительные процедуры и купальные бассейны отелей.
С развитием лечения "водами" оба города Вильдунген объединились в один и после 1906 года этому городу было присвоено общее название Бад-Вильдунген. В 1940 году Бад-Вильдунген получил титул "Preußisches Staatsbad" ("Прусский государственный курорт"), после Второй мировой войны переименованный в Гессенский государственный курорт.
Самый большой европейский курортный парк Бад Вильдунгена с 2009 года входит в "мировую сеть природного наследия".
Замок Фридрихштайн (Schloss Friedrichstein) - многовековая резиденция графов (князей) Вальдек господствует над городом Бад Вильдунген. Сейчас в замке размещается филиал Государственного музея земли Гессен в Касселе "Museumslandschaft Kassel" (mhk). Здесь находится коллекция охотничьего оснащения, выставлено боевое оружие и обмундирование разных эпох и народов, в том числе турецкие трофеи. Особенно выделяется раздел, посвященный истории Вестфальского королевства во главе с Жеромом Бонапартом.
Замок Фридрихштайн сегодня.
Граф Иосиф II фон Вальдек (1636-69), владелец и преобразователь замка Фридрихштайн в стиле барокко. Его роскошное надгробье можно видеть в городской церкви Бад Вильдунгена.
После переезда княжеской семьи в XVIII веке в новую резиденцию, административное значение замка было утрачено, что привело к утрате большинства интерьеров. Сохранились до нашего времени настенная и потолочная живопись известных в те времена мастеров.
Замок Фридрихштайн стал использоваться владельцами для охотничьего времяпрепровождения. Охота в XVIII веке была привилегией аристократии и охотничье оснащение было символом богатства и влиятельности.
Поимо своих управленческих и охотничьих функций, замок использовался во время войн для содержания раненых. В мирное время здесь готовили военные кадры. Во время Франко-прусской войны 1870-1871 годов в нижних помещениях замка был открыт военный госпиталь.
После Первой мировой войны замок стал собственностью тогда еще независимого государства Вальдек. Во время Второй мировой войны Фридрихштайн был преобразован в учебный центр национал - социалистической партии Германии. В эти годы гостем замка несколько раз оказывался Герман Геринг, один из самых близких соратников Адольфа Гитлера.
Кратко об экспозиции оружия.
Рыцарское средневековое вооружение.
Латы и кольчуги, секиры и мечи. Доспехи весили около 30 кг.
Пушка в бойнице замка.
Некоторые представители семейства Вальдек принимали участие в войнах с мусульманами. Так, граф Иосиф II фон Вальдек был генералом брауншвайгской-линебургской группы войск на службе республики Венеция и пал в битве с турецкой армией при Кандия (Гераклион) на острове Крит. В музее представлены "турецкие трофеи" ландграфа Карла Гессен-Кассельского.
Один из турецких трофеев - походная офицерская палатка.
Турецкие луки и колчаны для стрел.
Арбалеты.
Турецкое оружие рукопашного боя.
Большое место в коллекции музея замка Фридрихштайн занимают экспонаты, связанные с Жеромом Бонапартом (1784-1860), младшим братом Наполеона.
После Тильзитского мира в 1807 году Жером стал королем Вестфалии, составленной из герцогств Брауншвейг, Гессен-Кассель и территорий, отторгнутых от Пруссии на левом берегу Рейна (всего около 2 млн. чел.). Включенные в королевство земли не имели ни географического единства, ни духовной связи.
Наполеон женил брата на Екатерине, дочери короля Вюртембергского Фридриха. Не обладая способностями государственного деятеля, Жером вел в своей столице Кассель беспечную жизнь, не вмешиваясь в управление королевством и беспрекословно выполняя приказы старшего брата. В 1810 году Жером получил курфюршество Ганновер. В дальнейшем он принял участие в походе 1812 года в Россию, но своими неудачными военными действиями вызвал гнев Наполеона и был подчинён им маршалу Даву.
Жером демонстративно отказывался выполнять приказы Даву, считал его ниже себя и, бросив армию, уехал в Кассель. "Все плоды моих маневров и прекраснейший случай, какой только мог представиться на войне, потеряны вследствие этого странного забвения элементарных правил войны", - написал Наполеон о действиях брата.
Осенью 1813, когда русские войска вступили в Кассель, Жером бежал. Через несколько дней он вернулся, но, когда в том же году "Битва народов" под Лейпцигом уничтожила его королевство, вновь бежал в Париж, прихватив с собой драгоценности и государственную казну.
Портрет Жерома Бонапарта.
Самый близкий сподвижник Наполеона Бонапарта в его военных походах - маршал Иоахим Мюрат (1767-1815) стал Великим герцогом Берга в 1806-1808 годах, королем Неаполитанского королевства в 1808-1815 годах. Он был женат на сестре Наполеона Каролине Бонапарт. Портрет Мюрата в музее.
В 1806 года французский император образовал из французских и немецких (на восточном берегу Рейна) территорий Великое герцогство Берг и отдал его под управление своему зятю Иоахиму Мюрату. Мюрат вступил в 1809 году в Рейнский союз и принял титул великого князя. Столицей Великого герцогства Берг стал город Дюссельдорф. Мюрат был государственным "соседом" Жерома Бонапарта.
Портрет маршала Иохима Мюрата из коллекции музея.
Мраморный памятник Наполеону Бонапарту в римской тоге когда-то стоял в Бад Вильдунгене. После свержения императора поврежденная скульптура нашла себе место в музее.
Трехэтажные парадные помещения замка связаны лестницей. Вдоль лестницы развешены портреты владельцев Фридрихштайна. За почти 900 лет существования замка сменилось множество властителей.
Парадные помещения украшены нарядными плафонами работы Карло Казелли.
В верхних залах замка представлено охотничье оружие.
Армейский парадный антураж и амуниция.
Внутренний двор замка Фридрихштайн с двумя балюстрадами.
Снаружи замок окружен террасой, с которой открывается прекрасный вид на старый город.
В старый город из замка можно попасть кратчайшим путём, спустившись с холма по живописной пешей тропе.
Эта часть города застроена фахверковыми домами, относящимся ещё к временам повсеместного распространения в Германии буковых лесов.
Фахверковая застройка в старом городе часто украшается нравоучительными и мемориальными записями на фасадах домов - "Шпрухами".
"Шпрухи" содержат имена владельцев, изречения, сентенции, девизы, моральные наставления, написанные обычно на уровне входной двери. Это делает каждый дом неповторимым. Они служат для его хозяина своеобразной визитной карточкой.
Ратхаус, относительно недавно построенный, деловой и скромный. "Правнук" окружающих его фахверков.
В 1376 году в город провели водопровод из минерального источника, служившего для людей и животных. Он стал питать фонтан на рыночной площади около Ратхауса. Это - старейший фонтан в городе. В 1893 году колонну из чугуна увенчала фигура обнаженного мальчика с рыбой руке. Изо рта рыбы льется вода. На голове мальчика сосуд, который он придерживает. Сосуд тоже фонтанирует. В какой-то степени этот мальчик напоминает знаменитого брюссельского "мальчика Пис". Правда, последний значительно старше.
Средневековый город в Европе невозможен без церкви. Её начали строить в 1260 году еще во время господства франкских королей - сначала из дерева, потом из камня.
Около 1300 года приступили к строительству церкви в принятом тогда готическом стиле. Примерно через сто лет строительные работы были в основном закончены. Последний этап строительства - колокольня - был завершен в XV веке. Увенчанная высоким шпилем она была освещена в 1494 году в день св. Маргариты. Колокольня стала настоящим символом города. Церковь была защищена стеной и освящена в разные времена в честь Девы Марии, св. Мартина, св. Николая Мирликийского. После Реформации в 1529 году церковь стала протестантской. В 1809-1811 годах шпиль колокольни был заменен куполом, к которому добавили фонарь.
Вид на городскую церковь с разных сторон.
Церковь представляет собой сооружение с боковыми нефами и двускатной крышей, поддерживаемой колоннами. К югу от хора размещается маленькая треугольная капелла, сейчас переоборудованная в сакристию (особую часть церкви сбоку или впереди алтаря, в которой находятся принадлежности культа).
Уже вход в церковь начинается с лестницы, ведущей ни вверх, а вниз. Эти ступени - свидетельство древности сооружения. Культурный слой вокруг церкви с годами нарастает.
Церковь знаменита своим алтарём, завершённым то ли в 1404, то ли в 1414 году - точная дата была утрачена при пожаре. Автором произведения является Конрад фон Зост (Conrad von Soest), известный вестфальский художник, представитель поздней готики. Сам алтарь является шедевром живописного искусства по дереву наравне с алтарём церкви св. Марии в Дортмунде того же мастера. Ему дано название "Алтарь Вильдунгер" (Altar Wildunger).
Развёрнутый вид алтаря Вильдунгер.
Алтарь представляет собой триптих и состоит из большой центральной части и двух складывающихся внешних крыльях. Здесь изображены сцены из жизни Христа, четыре из которых относятся к детству Иисуса, четыре - к истории страстей Господних и четыре - к событиям после Воскресения. В средней части изображена Голгофа со сценой распятия, обрамленной четырьмя изображениями небольшого формата.
Отдельные части триптиха алтаря представлены ниже:
Левая часть триптиха алтаря. (Благовещение, рождение Христа, поклонение волхвов, введение во храм).
Центральная часть триптиха. В центре - распятие. По краям: тайная вечерня, моление о чаше, воскресение Христа, вознесение Христа.
Правая часть триптиха алтаря. Страсти Господни. (Наверху: суд Пилата, поношение Христа. Внизу: Дева Мария в окружении апостолов, Христос - судья мира).
Обратите внимание на изображение апостола очках в левом нижнем углу. Очки были изобретены в Италии в 1285 году. Таким образом, создатель алтаря был вполне в курсе технических достижений своего времени.
Это изображение апостола в очках стало символом церкви.
Обратная сторона триптиха. Слева св. Катерина и Иоанн Креститель. Справа св. Елизавета Тюрингская и св. Николай Мирликийский.
Алтарный триптих неизменно вызывает интерес посетителей. Известные евангельские сюжеты изображены так ярко и натуралистично, что это напоминает жанр современных комиксов. Бытовые детали - св. Иосиф при рождении Христа, стоя на коленях, раздувает очаг, один из апостолов, сидящих вокруг Марии, носит очки для чтения - придают старинной живописи достоверность.
В этой единственной когда-то церкви города установлены художественно оформленные надгробья (эпитафии) выдающихся правителей княжества (графства) Вальдек. Они относятся к XVI, XVII и XVIII векам и выполнены в стилях ренессанс и барокко.
Над служебным входом в церковь находится надгробная эпитафия графу Самуэлю фон Вальдек (1528-1570). Она выполнена в стиле ренессанс скульптором Андреасом Хербером. Скульптурную фигуру графа окружают гербы его предков. Надпись гласит: "знаменитому и благотворному господину Самюэлю графу Вальдек, почившему 6 января 1570 в возрасте 46 лет".
Надгробный памятник графу Иосифу II фон Вальдек (1636-1669) является наиболее ценной в художественном отношении скульптурной композицией церкви. Автор Генрих фон Папе создал ее в стиле высокого барокко в 1674 году по заказу вдовы графа. Граф погиб при обороне крепости Кандиа (ныне Ираклион) на острове Крит, находясь в чине генерала на службе у венецианцев. На высоком цоколе, украшенном гербами, покоится черный саркофаг. На нем лежит фигура усопшего. Охраняют саркофаг как друзья по оружию, так и враги. Это фигуры двух немецких солдат. Слева находится фигура венгерского аристократа. Справа фигура турка. Над саркофагом расположен барельеф с изображением битвы под Кандиа. Наверху - аллегорические фигуры, олицетворяют добродетели графа (слева-направо) - надежда, религия, сила и благоразумие. Наверху в центре рельеф с картиной страшного суда. Венчает надгробье герб альянса Вальдек-Нассау.
Надгробный памятник графу Карлу фон Вальдек (1704-1768). Его создал скульптор Маркус Кристоф Крау. Граф Карл Август был командующим голландской армией в ходе войны за австрийское наследство. В 1746 году Карл фон Вальдек стал фельдмаршалом Священной Римской империи. Черный саркофаг венчает обелиск с фигурами добродетелей - Справедливость с весами и Сила со шкурой льва и палицей. В центре символические фигуры Кроноса и Клио. Медальон с портретом умершего окружают фигуры добродетелей - Вера и Благоразумие.
В 1998 году в церкви была установлена каменная крестильная купель. Она датируется 1350 годом и хорошо сохранилась, несмотря на то, что больше 100 лет находился под открытым небом.
Латинская надпись на цоколе купели гласит:
BAPTISMUS EST FUNDAMENTUM ET IAUNA ALIORIUM SAKRAMENTORUM
(Крещение - это основа и ворота к другим таинствам церкви). На чаше для причастия, вмонтированный в камень, выгравировано изречение первого евангелического пастыря городской церкви Бад Вильдунгена Иоганна Хефентрегера: "Крещение - это обряд для жизни и на всю жизнь".
Над главным входом в церковь находится орган.
Орган церкви был изготовлен фирмой "Герхард Шмидт" в 1982 году и установлен вместо старого органа 1857 года. Необычным является то, что он находится за спиной органиста и в его конструкции отсутствуют педали. Трёхрядная клавиатура органа установлена на хорах церкви.
Ворота Старого города Вильдунген. Сейчас они - чисто декоративный атрибут. Городская стена снесена. Осталась одна сторожевая башня и эти ворота.
Дальше начинается современный курортный город.
В 1906 году название города получило приставку BAD, что означает водный курорт. Около 60 населенных пунктов в Германии имеют такую приставку. Наверно она дает некие привилегии и обладает притягательностью для публики.
Для привлечения публики необходима подобающая инфраструктура. Новая часть города стала украшаться красивыми домами, отелями в современном стиле, лечебницами, парком для приятного времяпрепровождения, фонтанами, скульптурами.
Самое заметное здание - Fürstenhof, построенное в стиле модерн как роскошный отель, предназначенный для титулованных особ. Сейчас оно переоборудовано в лечебницу (Fachklinik der Fürstenhof). Архитектор этого здания Simon Heinrich Goecke (1832-1908).
Напротив Fürstenhof расположен красивый дом, построенный тем же архитектором, но существенно измененный по сравнению с изначальным видом.
"Архитектурный представитель" Аллеи фонтанов.
Аллея фонтанов (Brunnen Allee) была проложена в 1652 году. Она связывала старый город с кварталом источников минеральной воды и была обрамлена липами. По этой аллее был проложен первый водопровод. Начиная с 1928 года, аллея стала украшаться фонтанами. Эта короткая улица оправдывает свое название. Фонтаны буквально на каждом шагу. Начинается аллея от автобусной станции "Пункт встречи" (Treffpunkt).
Фонтан - символ старого города и одновременно место назначения встреч.
Через несколько шагов установлена скульптурная группа Kur Schattenbrunner (Фонтан теней). Она была открыта в 1987 году. Сложная композиция, выполненная из камня и металла. Разномасштабные фигуры стараются донести до зрителя историю курорта в виде барельефов (обратная сторона фонтана) и видов практикуемых водных процедур - душ, сауна, ванны. Одновременно авторы пытаются изобразить сюжет курортного флирта. "Все в одном флаконе". Вспоминается вечное "нельзя объять необъятное".
Центр фонтана - "человеческий узел", группа стоящих под "душем" обнаженных людей. Ниже - бассейн с фонтанами и маленькими женскими фигурками на ступеньках "сауны". В одном из бассейнов сидящая фигура пожилого мужчины. Он заинтересованно рассматривает женщину, идущую мимо бассейна. (Вспоминается Губерман: "В автобусе на девку посмотрел, она мне место уступила"). Дама носит шляпку на гордо поднятой голове и одета в узкую юбку с разрезом, блузку и туфли на высоких каблуках. Тень дамы неизменно направлена на купающегося мужчину. Именно это сочетание фигур принесло фонтану название Kur Schattenbrunnen.
"Курортная соблазнительница" является одним из самых фотографируемых объектов в городе. Моделью для этой фигуры послужила одна из создательниц этого фонтана скульптор Карин Борманн-Рот.
Фрагмент скульптурной композиции "Kur Schattenbrunner".
Назовём её "в сауне".
Барельеф, изображающий историю курорта.
На аллее фонтанов можно видеть лаконичные и рациональные современные фонтаны. Многие фонтаны, по-видимому из-за засухи, выключены.
Забавный сказочный гном с кувшином целебной воды.
Фонтан "Нимфа" был создан берлинским скульптором Рихардом Вагнером в 1928 году. Коленопреклоненная нимфа, сидящая на земном шаре, дарит людям бесценную воду.
Милая девчушка с дырочкой для воды над верхней губой. Видимо, она должна неожиданно поливать прохожих.
А эта скульптурная дама создана в символической манере. Обольстительная посетительница курорта
(crème de la crème). Искательница подобающего mariage.
Аллею обрамляют красивые особняки в стиле модерн, в некоторых сейчас размещаются виллы состоятельных владельцев и отели.
Несколько зданий на Аллее фонтанов в стиле модерн. Одно из них стилизовано под старинный фахверк.
Одним из символов гостеприимства города стали "синие стулья", стоящие вдоль популярных туристских маршрутов. Разная форма и размеры этой уличной мебели привлекательна и удобна для уставшего пешехода.
Левый стул еще не синий, но уже абонирован фигурками, выражающими радость гостепримства.
Нас заинтересовала католическая церковь св. Либериуса в центре города, построенная в современном стиле. Она необычна для протестантского региона, однако напоминает о ранней истории региона - периоде христианизации средневековой Германии.
Глухая внешняя стена церкви, в которой встроены изображения святых.
Колокольня.
Внутреннее пространство этой католической церкви лаконичное и функциональное, почти как в протестантских церквях. Освещение только верхнее.
Барельефы святых во внешней стене церкви.
Св. Бонифациус (St.Bonifatius), Св. Либориус (St. Liborius), Св. Штурмиус (St. Sturmius),
Св. Вигберт (St. Wigbert).
Это ранние проповедники христианства в Германии. Они изображены стилизовано, почти абстрактно. На лицах убежденность, скорбь и покорность.
Рядом с клиникой Fürstenhof расположен импозантный отель Маритим. Он построен в конце ХIХ века в стиле модерн. Здесь созданы все условия, соответствующие требованиям европейского Спа- центра.
Название Маритим означает "морской". Некоторое преувеличение водного объекта в названии объясняется наличием в отеле бассейна с водным массажем, сауной и парилкой.
Бассейн в отеле Маритим (чем не море?). Водным массажем управляют сами купальщики.
Какой же курорт без курзала. Он, конечно, есть, находится в курортном парке недалеко от отеля Маритим и называется Wandelhalle.
Здание курзала является культурным и общественным центром города. Именно здесь есть доступ к целебным источникам Бад-Вильдунгена.
История сегодняшнего курзала начинается в XIV веке. Целебные свойства вод были известны уже давно. Вокруг источника был построен простой деревянный дом, который позже был заменен добротным каменным строением.
В период 1680-1686 в Вильдунгене лечился на водах герцог Фридрих I фон Саксен-Гота и Альтенбурга. Приехал лечиться он не один. Его сопровождал штат придворных, состоящий из 123 персон. Они приехали на 120 лошадях. Герцог ежедневно в половине шестого утра в карете приезжал к источнику. В Вильдунгене герцог и его придворные встречались с представителями дома Вальдек. Общество занималось играми на свежем воздухе, охотой, поездками по окрестностям. (из дневника герцога)
Правители города озаботились созданием парка и оформлением источников. Князь Фридрих Антон Ульрих фон Вальдек и Пермонт (1676-1728) издал эдикт о подобающем поведении около источников. В нем запрещалось гулять с кинжалами, огнестрельным оружием и охотничьими ружьями, стрелять в аллеях, торговать и провоцировать дуэли. Одновременно запрещалось водить с собой незамужних девиц, пребывающих в пороках и безнравственности.
Курортный отдых в Бад-Вильдунгене приобретал все большую популярность во второй половине XIX века и превратился в важную отрасль экономики города. Оформление внешнего вида целебных источников становилось все более актуальным, поэтому для них в 1928/29 годах было построено красивое здание Wandelhalle с открытым променадом и залом для питья воды.
Войны, естественно, не способствовали развитию курорта. Во время Первой мировой в курортных заведениях размещались лазареты. Во время Второй мировой в курзале находилась главная квартира Люфтваффе. В 1955 году закончилась американская оккупация Бад-Вильдунгена. После такого использования здания не по назначению Wandelhalle пришло в негодность.
В 2004-2007 года построено новое здание Wandelhalle с помещением для питья воды, рестораном, концертным залом и музеем курорта.
Внешний вид современного Wandelhalle. Помещение за колоннадой остеклено. Стекла прозрачные изнутри и зеркальные снаружи. Это создает своеобразный зрительный эффект.
Из большого фойе с информационным центром вход в зал с источниками, ресторан, концертный зал и музей.
Водная стена украшает фойе.
Зал с источниками.
На втором и третьем этажах Wandelhalle располагается музей курорта. Здесь представлена история в документах, экспонатах, инсталляциях, справках о прошлом и настоящем курорта.
Воды Вальдунгенских источников содержат железо, магний, угольную кислоту и др. химические элементы. Угольная кислота делает некоторые воды "игристыми" (газированными). Сейчас времена, когда посетители курорта приезжали "вкушать воды", прошли. Медицинские учреждения Бад Вильдунгена специализируются на реабилитации больных с ортопедическими проблемами, лечением психосоматических заболеваний, терапии, ревматологии, неврологии, онкологии и урологии.
Однако свою известность курорт приобрёл именно во времена, когда воду "вкушали" по причине урологических заболеваний. Именно здесь эта область медицины накопила большой опыт лечения.
"Вкушание вод" больные и их близкие сопровождали "красивой жизнью". Аристократическое общество проживало в отелях и виллах, обставленных в соответствии с модным в начале ХХ века стилем бидермейер.
Интерьеры жилых помещений состоятельной семьи второй половины ХIХ - начала ХХ веков.