Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Современный Бремерхафен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 29/05/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 31/05/2019. 28k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 83 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мне приходилось соприкасаться с проблемами экономного и рационального использования природных ресурсов, связанных с водной средой и атмосферой нашей планеты. В этом отношении поездка на германское побережье Северного моря была для меня очень интересной. Это второй очерк о городах - портах, вблизи старинного города Бремен. Первый очерк "Старинный Бремен" опубликован (http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/altebremen.shtml), последний, ещё не опубликованный, "Прорыв в будущее".

  •   Обычно европейские города привлекают внимание своей древней историей, старинной архитектурой, гармоничной вписанностью в красивые ландшафты. Последняя поездка на север Германии, на берег Северного моря удивила другим - новаторством, преодолением традиций, совершенством техники.

      Все ганзейские города строились на крупных реках в достаточном удалении от моря. Это обеспечивало укрытие от штормовых ветров и волнения, возможности отстоя и ремонта судов. Естественный вынос реками наносов, заиление русел рек, а также увеличение грузоподъемности судов и, соответственно, их осадки привели к необходимости перемещения портов ближе к морю. Это видно на многих реках, впадающих в Северное море. Так, в низовьях Рейна (Ваал, Старый Маас) до XV века центром речной и морской торговли был город Дордрехт. Постепенно он уступил главенствующую роль порта Роттердаму, находящемуся почти в самом устье реки.

      Река Траве в Любеке многие годы определяла его торговое лицо. Однако сейчас роль порта перенесена в Травемюнде - город при впадении Траве в Северное море.
      Почти совсем утратил свое портовое значение бельгийский город Брюгге. Сейчас для него существуют в качестве порта Зеебрюгге на Северном море.
      Свое положение важнейших портов до сих пор удерживают Гамбург на Эльбе и Антверпен на Шельде.

      История с перемещением порта произошла и на Везере. Бремен - ганзейский порт на Везере перестал удовлетворять требованиям современного судоходства. Достигать Бремен по реке, а это в 70 км от моря, сейчас могут только суда с небольшой осадкой. После фактического распада Ганзейского Союза, Бремен, который в него входил, образовал в 1827 году город - порт Бремерхафен в устье Везера. Конгломерат под названием "Вольный ганзейский город Бремен" составили Бремен и Бремерхафен. До объединения Германских государств в 1870 году он представлял, по существу, самостоятельное государство. Бремерхафен в устье Везера сейчас является одним из важнейших портов Германии на Северном море.

        []

      Устье реки Везер удобно для создания в нем большого европейского порта.

      Поселения на территории нынешнего Бремерхафена возникли много веков назад, но сам город был основан, когда пришло осознание, что Бремену нужен новый порт. Тогда Бремен по инициативе его бургомистра Иоганна Шмидта купил участок болотистой земли в устье Везера для постройки нового порта. И появился Бремерхафен.

        []

      Памятник бургомистру города Бремен и основателю города Бремерхафен Иоганну Шмидту (Johann Smidt) на главной площади Бремерхафена. Именем Иоганна Шмидта названа главная улица города.

      Бремерхафен - молодой город. Здесь не встретишь сооружений в мощном романском стиле, здесь нет величественной готики, роскошного барокко, изящного рококо. Их никогда и не было. Почти все, что было построено в девятнадцатом - начале двадцатого века было разрушено во время Второй мировой войны. Уцелели отдельные дома в стиле "модерн". Возрождение города велось в совершенно новом современном стиле. Дома из стекла, стали и бетона. Восстановлена протестантская церковь в стиле новой готики, посвященная памяти любимого бургомистра - основателя И. Шмидта.

        []

        []

       Протестантская церковь - также памятник основателю Бремерхафена И. Шмидту. Она построена в 1849 году и освящена в 1855 году. Восстановлена после войны.

      Город и порт - исторически неразделимое целое. Это чувствуется в культурно-исторической, научно-технической, бытовой сферах жизни и деятельности. Порт, по существу, - главный работодатель для жителей города.

        []

      Около церкви - памятник кораблестроителям. Такой памятник на главной улице города - свидетельство важности судовой индустрии в его жизни.

      Не забыты и жертвы последней войны.

        []

       "Мы помним всех погибших во время Второй мировой войны, всех жертв нацизма. Мы помним тех, кто был убит из-за своей расы, религиозных или политических убеждений. Мы помним всех, кто пострадал от войны..." - так написано на обратной стороне панно.

        []

      Самый старый действующий маяк Бринкенхоф на побережье Северного моря находится на территории северной гавани города Бремерхафен. Он - один из символов города.

      Эксплуатация маяка началась в 1856 году. Изначально сигналы подавались при помощи огня, но в 1925 году было проведено электричество, а с 1951 года маяк сделали полностью автоматизированным. Архитектором здания является Симон Лошен, один из наиболее известных архитекторов, работавших в стиле неоготики, благодаря которому строгий кирпичный силуэт здания создан в лучших традициях северо-немецкой кирпичной архитектуры. Маяк возвышается над городом на высоту 40 метров. Помимо выполнения функций сопровождения кораблей, маяк также используется для проведения церемоний бракосочетаний.

      Начинался город как гавань для рыболовных судов с предприятиями по переработке рыбы. Рыбная гавань выполняет свои функции и сейчас. Она совмещает их с культурными. Здесь есть свой концертный зал, кафе, гостиницы.
     
        []

      Рыбная гавань Бремерхафена. У причалов рыболовные суда.
     
        []

      Какой же порт без фигуры Нептуна? А если это Нептун, то почему вместо трезубца пика? Впрочем, вряд ли следует упрекать питательное заведение, около которого он стоит, в нарушении мифологического канона.

        []

      "Бесконечное" здание рыбной гавани, где раньше перерабатывалась рыба, помещались портовые службы, преобразовано в помещение для приема туристов и гостей.

        []

      Внутри этого здания находится кафе со скелетами гигантских морских рыб, подвешенных под потолком.

        []

      Концертный, он же лекционный, зал.

        []

      Герб рыбаков города Бремерхафен.

      В рыбной гавани существует коптильня, где приготовляют для сиюминутного потребления угрей, лососей, морского окуня, треску и всякие другие виды рыб из Северного моря.

        []

      Коптильня Франке с морепродуктами, потребляемыми непосредственно у стойки и на вынос. Над дверью шутливая рекламная запись: "Nur ein Gedanke Fisch von Franke" (Только одна мысль - рыба от Франке).
      
        []

      Копченые рыбные деликатесы.

        []

      Можно купить и свежую рыбу.

      Замороженная и копченая рыба по железной дороге или автотранспортом переправляется во все районы Европы. Издавна существуют предприятия по переработке рыбы в рыбные палочки. Их производят в Бремерхафене более 7 миллионов в день.

        []

      Причал рыбной гавани.

      Сейчас в рыбной гавани помимо приема судов и переработки рыбы созданы институты по изучению морского рыболовства и рыбной экологии. Суда этих институтов стоят по сторонам пирсов рыбной гавани.

        []

      Это место - самый центр рыбной гавани. Здесь стоят один из многочисленных современных маяков порта и два буя, символически обозначающие берега фарватера.

      Особую роль в исследовании Мирового океана отводится институту полярных и морских исследований, расположенному в порту города Бремерхафена. Институту принадлежит большое исследовательское судно "Вальтер Хервиг III".

        []

      Вальтер Хервиг III - исследовательское судно для изучения экологии моря.

       Институт полярных и морских исследований был основан в 1980 году. Он носит имя выдающегося немецкого геолога и метеоролога Альфреда Вегенера, автора теории дрейфа материков, которая получила всеобщее признание. Институт является членом объединения научно-исследовательских центров имени Гельмгольца. Главная задача объединения - государственное и общественное изучение окружающего мира для сохранения и улучшения основ жизнедеятельности человека.

        []

      Главный вход института полярных и морских исследований имени А. Вегенера в Старой гавани.

      Институт полярных и морских исследователей во многом определяет научную направленность города. Она выражается в обилии музеев, тематика которых так или иначе связана с морем. Эти музеи привлекают в Бремерхафен многочисленных туристов, в том числе школьников, интересующихся развитием мореплавания, исследованием морей, изучением климата и его изменений.

        []

      Рядом с исследовательским судном находится плавучий музей морского рыболовства.

      Среди музеев Бремерхафена особенно впечатляет удивительный Музей климата (Klimahaus), который приводит в восторг не только детей, но и взрослых.

        []

        []

      Уже сама гигантская обтекаемая форма этого музея, построенная из стекла и стали, подготавливает посетителя к чему-то необыкновенному.

        []

       "Восьмой меридиан". На восьмом градусе восточной долготы расположен Бремерхафен.

     

     []

      Экспозиция музея климата расположена на нескольких этажах с эллиптическими балконами.

      Музей иллюстрирует виртуальное кругосветное путешествие вдоль восьмого меридиана. Оно проходит через все климатические зоны планеты, начиная с порта Бремерхафен и заканчивая им. Пересекаются равнины, горы, пустыни, моря, океаны, полярные зоны. Европа, Азия, Африка, Антарктика - материки на пути виртуального путешествия и полярная зона Арктики. Моря, Атлантический и Тихий океаны. Климатические зоны воспроизведены не только визуально, но и с помощью окружающей температуры, влажности воздуха, осадков. Слышатся звуки, издаваемые дикими животными, что создает иллюзию пребывания в этой экзотической природе (горячий иссушенный воздух пустыни, капли дождя в тропическом лесу, нетающий лёд глетчера на вершинах гор и на полюсах и т.д.)

      Несколько фотографий - пунктирное путешествие по музею, по восьмому меридиану.

        []

      Первооткрыватели огня. "Дровишки" - первый доступный человеку источник энергии. Смена энергоносителей в истории человечества - специальная тема для разговора, который ведется до нашего времени.

      Минуя центральную Европу, в Швейцарские Альпы, в высокогорные луга.

        []

      Упитанная швейцарская корова на высокогорном пастбище.

        []

      Она может рассказать о своей жизни, а в колокольчик можно позвонить.

      Экзотические Африканские страны, где в джунглях практикуется раздельное проживание мужчин и женщин. Дома маркируются достаточно наглядно.

        []

        []

      Обозначение домов для мужчин и женщин в одной из стран Африки. Гендерная принадлежность не нуждается в пояснениях.

        []

        []

        []

      Тропический лес с присущей ему растительностью, температурой воздуха и влажностью.

        []

        []

      Мир океана сквозь стёкла аквариумов.

        []

      Жилища приполярных эскимосов. На переднем плане - китовый ус (роговая пластинка у китовых для просеивания планктона).

        []

      Лёд глетчера. Окружающая температура минус семь градусов.

        []

      Палатка исследователя в Антарктиде.

        []

      Млечный Путь в ночном небе.

      Порт Бремерхафена имеет разветвленную структуру с многочисленными гаванями, дамбами, молами, маяками, каналами. Все застроено так плотно, что дорогу к Везеру, а тем более к морю, найти трудно без плана. Прибрежные территории ограждены, так как на них складируются грузы, предназначенные для морских перевозок. К искусственным водным объектам гавани прибавляется приток Везера - извилистая река Геесте.

      Лучше всего можно все обозреть с высотной платформы отеля Atlantic - SAIL City, расположенного тут же в порту.

        []

        []

      Двадцатиэтажный небоскреб отеля Atlantic SAIL City с обзорной площадкой.

        []

      Вид на левый берег Везера с самой высокой платформы SAIL City.

      C этой платформы весь город Бремерхафен, "как на ладони". Он расположен на правом берегу Везера. Жилая часть его простирается по берегам Королевских гаваней, Новой гавани, Торговой гавани.

        []

      Вид на набережную Колумба. На переднем плане крыша музея климата. Застеклённый мост - переход через гавань к центру города (справа) делает удобным обзор Королевской и Новой гавани и проход к центру города.

        []

      Жилые кварталы на берегу первой Королевской гавани (Kaiserhaven I) и Новой гавани.

        []

      Около маяка расположен морской зоологический парк (справа от маяка). Здесь содержатся обитатели северных морей - тюлени, белые медведи, морские волки, морские зайцы, пингвины, морские птицы.

        []

      Променада по берегу Везера к северу. Она расположена на дамбе, защищающей город от приливо-отливных колебаний уровня воды (они достигают здесь четырех метров) и от ветровых нагонов.

      Городу угрожало наводнение при нагонах воды через устье реки Геесте. Однако мост Кеннеди, построенный в 1961 году и оснащенный водозащитными барьерами, обеспечил безопасность центра Бремерхафена. Обычно вода Геесте беспрепятственно протекает в Везер. При нагоне между опорами моста Кеннеди опускаются щиты, запирающие морские и речные воды.

        []

      Вид на правый берег Везера к югу. Вдали рыбная гавань. Слева в гавани - музей немецкого судоходства с подводной лодкой времен Второй мировой войны. Крыша и купол торгового центра Mediterraneo.

      Бремерхафен с момента своего основания был пассажирским портом. В 1857 году была основана судоходная компания Северогерманский Ллойд (Norddeutsche Lloyd), ставшая самым большим пароходством в мире. Вплоть до окончания Первой мировой войны порт Бремерхафена использовался военно-морским флотом Германии в качестве базы. К 1830 году была построена Старая Гавань (der Alte Hafen). В 1847-1852 годах возникла Новая Гавань (der Neue Hafen). В 1873 -1876 годах были построены порт Кайзерхафен I (Kaiserhafen I), затем в 1897 году - шлюз Кайзершлёйзе (Kaiserschleuse), а в 1907-9 годах - порты Кайзерхафен II и III.

        []

      Шлюз Кайзершлёйзе (Kaiserschleuse).

      Исторически в Бремерхафене было развито судостроение. И сейчас здесь множество доков для постройки и ремонта судов.

        []

        []

      Символы судостроительной направленности жизни города.

      В Бремерхафене был построен известный в России парусник "Крузенштерн". Это - четырехмачтовый барк - сейчас российское учебное парусное судно. Оно было построено в 1925-26 годах и названо при спуске "Падуя". В 1946 году оно перешло по репарации в собственность СССР и переименовано в честь русского мореплавателя адмирала И.Ф. Крузенштерна. Судно совершало неоднократно трансатлантические и кругосветные экспедиции.

      В 1939 году в Бремерхафене был спущен на воду грузопассажирский теплоход "Марс". После нескольких изменений государственной принадлежности и названий в 1949 году теплоход стал знаменитым советским научно-исследовательским судном "Витязь". Походы этого корабля и открытия, сделанные во время этих походов, вписаны в историю мировой океанологии. На этом судне были открыты водные хребты, исследована глубочайшая Марианская впадина (около 11 км глубиной). Сейчас "Витязь" превращен в музей и стоит на причале в Калининграде.

      Конечно в Бремерхафене есть музей кораблей и судоходства (Museumshafen).

        []

      Его экспонаты - это корабли разной грузоподъёмности и назначения, стоящие вдоль причалов в гаванях порта.

      В составе музея был и четырехмачтовый деревянный парусник "Seute Deern" (в переводе с нидерландского "Прекрасная девушка"). Он был построен в 1919 году в США. Пройдя длинную историю смены владельцев и стран принадлежности парусник занял свое место у пирса Бремерхафена, как судно-ресторан. В феврале 2019 года на камбузе корабля вспыхнул пожар, приведший к большому ущербу. Корабль знаменит благодаря своей ростре - женской фигуре на носу корабля. Она запечатлена даже на почтовой марке. Нос корабля "Seute Deern" стал памятником на улице Бремерхафена. Он был увековечен в бронзе скульптором Норбертом Мартеном под названием "Die Bugwelle von Bremerhaven" ("Волна, вздымаемая носом корабля в Бремерхафен").

        []

      "Die Bugwelle von Bremerhaven".

        []

        []

      В состав музея входит подводная лодка времен Второй мировой войны "Wilhelm Bauer", внутри которой сохранились оборудование и интерьер военного времени. Эта лодка, построенная в 1944-45 годах никогда не использовалась как оружие. Она вместила в себя все научно-технические достижения своего времени и использовалась для исследования возможностей подводного судна. Команда лодки составляла 58 человек.

        []

      Подводная лодка "Wilhelm Bauer" у пирса гавани.

      В 1854 году Бремерхафен превратился в самый большой эмигрантский порт в Европе. Через Бремерхафен проходил главный поток эмигрантов из Германии в Америку, главным образом в США и Бразилию. Для этого использовалось пароходное агентство Ллойд. Поток эмигрантов особенно усилился после Первой мировой войны. Тогда впервые были объединены морские и железнодорожные перевозки. На пирсе пассажирских судов Колумбус был построен ж/д вокзал. Пассажиры первых классов могли из вагонов непосредственно попадать на борт.

       Христофор Колумб не забыт и сейчас.

        []

      Памятник Христофору Колумбу в порту города.

      Музей эмиграции "Deutsches Auswanderer Haus" наглядно показывает эту сторону деятельности порта Бремерхафен.

     []

      В музее на макетах и в документах показана история эмиграции, начиная с 1830 до 1974 года и роль в этом порта Бремерхафен. Здесь сохранена картотека таможенной службы порта, содержащая сведения о нескольких миллионах эмигрантов. Всего за этот период через Бремерхафен выехало более 7,2 миллионов эмигрантов. Назад вернулись меньше 2% уехавших.

        []

      На карте США подсвеченными метками обозначены населённые пункты, которым эмигранты из Германии дали название "Берлин". Существует карта с названиями и других немецких городов в США. Немецкий след на американском континенте очевиден.

        []

      Заполнение переселенцами эмиграционных документов.

        []

      Стальной борт корабля, отплывающего в Америку. Трап, ведущий в неизвестное будущее.

        []

      Толпа на пирсе в ожидании погрузки на пароход (вперемежку с посетителями музея).

        []

      Макет корабля Колумбус, одного из трех судов, курсировавших между Европой и Америкой.

        []

        []

      Так протекала жизнь пассажиров третьего класса во время плавания.

        []

      Нехитрый багаж эмигрантов.

        []

      Часть картотеки документов эмигрантов, относящаяся к периоду 1871-1913 годов. Картотека занесена на электронные носители. Можно узнать судьбу каждого эмигранта, выехавшего через Бремерхафен. Большинство из них на новом континенте нашло себя.

      Бремерхафен мыслит исключительно глобально. Поэтому на улице установлен бронзовый глобус, на котором проложены морские пути кораблей. "И места, в которых мы бывали, люди в картах мира отмечали".

        []

        []

      На бронзовом глобусе можно увидеть, как из Бремерхафена можно попасть в мой родной город Петербург (Ленинград).

      Недалеко встретилась скромная женская фигура, характерная для портового города. Это женщина торгует "Granat" - так здесь называют крабов. (Скульптор Герхард Ольбрух).

        []

      Продавщица крабов.

        []

      Памятник Фридриху Людвигу Яну (1778 -1852), которого в Германии принято считать "отцом немецкой гимнастики".

      Ян считал задачей своей жизни поднятие народного духа путём развития физических и моральных сил населения. Он был основателем нескольких спортивно-гимнастических обществ. Впервые стал применять такие гимнастические снаряды как брусья, бревно, конь и гимнастические кольца.
      Ян был награждён Железным крестом за мужество в борьбе с Наполеоном. Воспитание им в соотечественниках национальной самоидентификации и культа физического здоровья привели к тому, что в нацистской Германии Яна стали воспринимали как одного из предшественников и провозвестников Третьего Рейха. В послевоенной Германии его причислили к числу выдающихся исторических деятелей германской культуры.

        []

      Городской театр Бремерхафена.

        []

      Еще один симпатичный памятник морским соседям Бремерхафена. Надеюсь, они чувствуют себя на своих лежках также вольготно.

      Центр города строится из современных материалов - стекло, сталь, бетон. Его архитектура - суперсовременная. Начиная от высотного отеля Atlantic - SAIL City, идет застекленное пространство, в которое выходит вестибюль музея климата и нескольких торговых заведений. Балкон наверху - путь к стеклянному мосту через Новую гавань, пассаж с магазинами и ресторанами к центру города, к церкви памяти бургомистра И. Шмидта.

        []

      Начало застекленного пути между гаванью и центром города - "Везер пассаж". Постоянные ветры и дожди побуждают людей пользоваться укрытиями.

        []

      "Везер - пассаж" начинается сразу за музеем климата.

        []

      По нему можно с комфортом пройти в центр города при любой погоде.

        []

        []

       Торговый центр Mediterraneo, находится в порту вблизи его уникальных музеев. Он включает в себя торговый зал, окруженный галереей, имитирующей здания традиционного стиля немецких городков. Стеклянный купол находится в центре торгового зала.

      Видимо, у жителей города существует ностальгия по старым уютным архитектурным формам, которые были утрачены во время войны.

        []

      Галерея вокруг торгового центра Mediterraneo.

      А это уже дома, расположенные на главной улице города Buergemeister - Smidt - Strasse.

        []

        []

        []

      Остатки прежней роскоши - жилые дома по главной улице, уцелевшие после войны.

      Еще один понравившийся мне дом - наша гостиница, вернее, не гостиница, а хостель (дешевая гостиница). Это здание бывшей прусской казармы. Когда я поднялась на нужный этаж, меня поразил длинный широкий коридор с рядом комнат по сторонам. Что-то мучительно знакомое. Да, это - моя школа ? 322 в Ленинграде! Оказывается, она построена по образцу прусской казармы! Несмотря на холодность и казенность школы, казарма, преображенная в гостиницу, оказалась на удивление удобной и рациональной. Здесь было чисто, продуманно, словом, всё, что необходимо и достаточно. Лаконизм интерьеров и их разумность на уровне "баухауса", экономичного архитектурного стиля, распространённого в Германии перед Первой мировой войной. Использование красок, создает приятное разнообразие. Вкусное, без излишеств питание.

        []

      Отель, бывшая прусская казарма.

      Симпатию к отелю вызвало у меня замечание местного гида, что именно эта казарма с ее проходной и фонарем около входа - место действия знаменитой песни "Лили-Марлен". Она была написана еще во время Первой мировой войны и стала необыкновенно популярной во время Второй мировой войны. Популярность была как у немцев, так и у союзников. Особенно она известна в исполнении Марлен Дитрих.

      http://www.youtube.com/watch?v=f0a16SNmXFo (выделенныйй адрес вставить в поисковик Гугла или выбрать Гугл после нажатия правой кнопкой мыши).

      На музыку этой песни И. Бродский написал слова, которые не являются переводом, но передают смысл, наиболее импонирующий отечественному слушателю.

      http://www.youtube.com/watch?v=PpP-xoZ6aB4 (выделенный адрес вставить в поисковик Гугла или выбрать Гугл после нажатия правой кнопки мыши).

      Покопавшись в Интернете, я обнаружила, что, несмотря на похожесть, все не совсем так. Слова песни написал Ханс Ляйп (1893-1983), сын портового рабочего из Гамбурга. Стихотворение он сочинил, будучи часовым в Берлине перед отправкой на фронт. Он соединил имена двух своих знакомых девушек - Лили и Марлен. Музыка была написана Рудольфом Цинком в 1938 году.
      Хотя песня не имеет отношения к казарме Бремерхафена, жители города с удовольствием воспринимают эту песню как свою.

        []

      Около казармы стоит такой симпатичный морячек-аккордеонист. Его мы встречали и в других местах города. Нам не удалось связать его с какой - либо легендой. Скорее всего, такие весёлые моряки были всегда желанными гостями города - порта Бремерхафен.
      
  • Комментарии: 4, последний от 29/05/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 31/05/2019. 28k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка