Аннотация: Впечатления одного дня 17 августа 2012 года
Впечатления одного дня17 августа 2012
Решили поехать на один день в Брюссель. Спасибо бельгийцам за транспортные льготы, которые они предоставляют пожилым людям, как их здесь называют, сеньорам. Независимо от гражданства, все, перевалившие 65-летний рубеж, могут купить билеты на поезд, позволяющие достичь любого пункта в Бельгии и приехать обратно за смехотворную цену по сравнению с ценами на транспорт в соседних странах - Германии и Нидерландах.
Обстановка поездки отличалась от обычной. Поезд в этот день был полон, в основном, пожилыми нарядно одетыми людьми. Для этого, по-видимому, были две причины: жаркая погода и возможность за четыре часа доехать до Остенде и искупаться в море, либо выйти в Брюсселе и посмотреть цветочный ковер на Гранд Пляс. Нас привлекло второе.
Цветочный ковер "расстилают" каждые два года - именно столько необходимо для возобновления хорошего цветения бегоний, главной составляющей ковра. В этом году ковер открыли 14 августа. Мы любовались им уже в конце показа -17 августа.
Приезжая в Брюссель, каждый раз удивляюсь, как много там строят. В центре города, не смущаясь близостью исторических зданий, воздвигают нечто современное, что отнюдь не искажает облик города. Очень многие сооружения прячутся под землю. Это метро, железнодорожный вокзал, подземные переходы, некоторые этажи Королевского музея изящных искусств.
Площадь Гран Пляс, как всегда, величественна и оживленна. Центр занят цветочным ковром. Палитра ковра - разноцветные бегонии, участки газонной травы, коричневая кора. Бегонии - важный для Бельгии цветок. Они как тюльпаны для Голландии. Их давно и успешно выводят и выращивают. В этом году живописи ковра придан геометрический характер с африканским колоритом. Вокруг ковра - шествия африканцев: детей, взрослых, с барабанами, лозунгами. Со всех сторон площади имеется достаточно места, чтобы вместить всех желающих им полюбоваться. К сожалению, нет хорошей возможности сфотографировать ковёр сверху. Такой снимок можно сделать с помощью беспилотника, зависшего в центре площади, но это нам не дано. Вот, что удалось получить.
Бывая в Брюсселе, стараюсь увидеть для себя что-то новое. На этот раз наметила посетить музей бельгийского художника - романтика Антуана Вирца (1806-65). Он имел склонность писать полотна гигантского размера. Правительство выделило ему студию, высотой с трёхэтажный дом, способную их вместить при написании и при демонстрации. Взамен он завещал все свое наследие городу. Это договор, подобный договору, заключенному скульптором Вигеланом с правительством Осло. Поэтому работы Вигелана, как и работы Вирца, можно увидеть почти исключительно там, где они созданы.
После французских разъяснений о местоположении музея (понимая только русский и немецкий) отправились на поиски. По дороге многократно уточняли маршрут. Все нам охотно помогали, но, похоже, что знания встречающихся нам людей ограничивались представлением, что в Брюсселе есть только один музей - Королевский. Наше упорное продвижение по лабиринту улиц, несмотря на противоречивые указания, привело, наконец, к площади с памятником искомому нами Антуану Вирцу. Мы поняли, что близки к цели. Однако никто из людей, сидящих на площади, понятия не имел, кто же такой этот Вирц и что за музей нам нужен. Наконец, методом "шаг вперед, два шага назад", мы нашли то, что искали, и с чувством глубокого удовлетворения вошли в музей.
Здесь мы были единственными посетителями. Этот музей тоже относится к королевским, поэтому на него распространяется королевская милость - бесплатный вход. Огромный зал с десятком шестнадцатиметровых полотен и некоторым количеством полотен обычных размеров.
Пусть простят меня специалисты в области изящных искусств, но мне хочется выразить свои непрофессиональные впечатления. Сюжеты работ Вирца большей частью связаны со смертью, самоубийством, безумием. Иногда это восходит к сюрреализму, но без тени присущих этому стилю иронии и эпатажа. Главное содержание картин - передать чувство страха. Утверждают, что Вирц хотел представить себе чувства человека, которому отрубают голову. Для этого он в сопровождении гипнотизера и ассистента присутствовал под эшафотом во время казни. Изображение этой отрубленной головы и ощущения, которые в этой голове якобы присутствуют, изображены в триптихе "Тотчас после смерти" (видения головы казненного).
Впечатляет картина "Пробуждение заживо похороненного", написанная в 1854 году. Видимо, эта тема тогда носилась в воздухе. Эта массовая фобия нашла свое отражение в искусстве. Фантазии Гофмана, считавшего, что "жизнь - безумный кошмар, который преследует нас до тех пор, пока не бросит наконец в объятия смерти". Об этом писал свои страшные рассказы и Эдгар По.
Н.В. Гоголь боялся быть похороненным в состоянии летаргического сна. О страхах Гоголя, умершего в 1852 году, к моменту написания картины Вирцу было известно. Аналогичные страхи мучили Альфреда Нобеля. Он завещал после смерти на всякий случай перерезать ему вены.
Есть сведения, что Вирц, начиная с 1839 года, страдал душевным расстройством. Он завещал забальзамировать себя по древнеегипетскому обряду. По-видимому, фобии являются продолжением представлений, присущих времени. В наше время не слышала о страхах быть заживо погребенным. Успехи медицины сменили эти фобии новыми.
Мистические и декадентские представления, связанные со смертью, имели продолжение в ХХ веке. При вскрытие могилы Гоголя на кладбище Данилова монастыря для перезахоронения на Новодевичьем кладбище, по словам присутствовавшего там писателя В.Г. Лидина, обнаружилось, что тело писателя находилось в неестественном положении. К тому же, голова отсутствовала. Существует легенда о том, как такое могло случиться. В 1909 году при реставрации памятника голова была похищена по заказу А.А.Бахрушина, основателя театрального музея в Москве. Этот эксцентричный коллекционер мог подкупить рабочих для получения ценного раритета. Возможно, этот факт или легенда послужили для Булгакова поводом для мистического исчезновения головы покойного Берлиоза в романе "Мастер и Маргарита".
Антуан Вирц. "Пробуждение заживо похороненного"
Однако вернемся в музей Вирца. Уже одни названия картин говорят о мистическом, инфернальном его мировоззрении. Очевидно тяготение к античным темам. Гигантское полотно "Борьба греков с троянцами за обладание телом Патрокла". Тема безумия - "Сумасшествие и преступление" с поясняющим подзаголовком "Голод, безумие, злодейство". Эпоха Наполеона, близкая по времени Вирцу, выражена полотном "Наполеон в аду". Другого места Вирц для него не видит. Несколько сюжетов посвящены литературным героям Гюго (Эсмеральда, Квазимодо) и Сервантеса (безумный дон Кихот).
Содержание картин подчёркивают технические средства - приглушённые коричневатые краски и матовая поверхность полотен.
По тематике и размеру картин можно судить, что амбиции Вирца восходили к уровню творчества Микеланджело и Рубенса, в чем он сам признавался.
Каждая эпоха придает искусству характерное для нее содержание. Так готика изображала страдания Христа и религиозных мучеников, борцов за истинную веру. Ренессанс восхищался видом здорового красивого человека, его духовной силой, творческим потенциалом. Эпоха барокко занималась украшением жизни, созданием рафинированных, изысканных, жизнеутверждающих произведений.
Романтизм передавал ощущение дисгармонии между идеальным миром и действительностью, осмысливая теневые и мрачные стороны жизни. В рамках интенсивно развивающейся науки романтики пытались изобразить внутренний мир человека, его страдания, комплексы, поиски собственного пути, желание реализовать свои возможности. Вирц относится к этой категории исследователей. Иногда искусство создает фобии. Так Гете, описав страдания молодого Вертера, породил волну самоубийств. Иногда фобии являются содержанием искусства.
Вирц пытается средствами живописи проникнуть в пограничное состояние между жизнью и смертью. Это состояние до сих пор является предметом исследования биологов, врачей, философов, социологов, писателей. На мой взгляд это делает творчество Вирца очень интересным не только для зрителей, но и для специалистов разного профиля.
Похоже, что современные бельгийцы не слишком ценят творчество Вирца. Мне оно показалось интересным в связи с сюрреалистическим видением мира. Кстати, в немецкой критической литературе я встречала мнение, что Гоголь является предтечей сюрреализма.
Я рада, что посетила этот музей и познакомилась со своеобразным художником, вызвавшим столько ассоциаций и размышлений.
На обратном пути из музея заметили необычное оживление около Королевского дворца. Это парадная резиденция, которую иногда открывают для подданных. Это бывает в летнее время, в период всеобщих каникул. Именно в такой день мы проходили мимо и не преминули зайти. Я уже там бывала, но такое посещение всегда приятно. Изящная архитектура, мягкое приглушённое освещение, прохлада, создают ощущение покоя. Недаром такие помещения называют покоями. Без комментариев, привожу несколько фотографий.
Гармония интерьеров, аристократичность и сдержанность убранства. Здесь нет картин знаменитых художников. Они находятся в Королевском музее изящных искусств для всеобщего обозрения. Залы дворца украшают только парадные портреты королевской фамилии и декор, мебель, драпировки, достойные королевского дома.
Так мы провели этот день в Брюсселе. Наверно были основания, несмотря на жару, воспользоваться предоставленными нам королевскими милостями.