Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Сюрреальный Брюссель 8.12.18

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 17/01/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 15/01/2019. 20k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  • Иллюстрации: 45 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       Однодневная поездка в Брюссель предусматривала обширную программу. По времени поездка совпала с четвертой по счету субботой протестов "желтых жилетов" (Gelbwesten) во Франции. О том, что к этому движению присоединилась и Бельгия, мы узнали только в экскурсионном автобусе.
       Было намечено посещение Атомиума, Дома европейской истории и музея художника сюрреалиста Рене Магритта. Программу пришлось пересмотреть в соответствии с обстоятельствами. Уличные беспорядки и действия полиции внесли коррективы не только в наши планы.
       Движение "жёлтых жилетов" вспыхнуло в Париже. Известно из анекдота: один француз - это любовь, два француза - это дуэль, три француза - это революция. Видимо, это относится и к бельгийцам.
       Революционная перекличка Франции и Бельгии возникла не сегодня. Еще до образования Бельгии, как самостоятельного государства, Брабантская революция на ее территории началась почти одновременно с Великой французской революцией. Июньская революция 1830 года во Франции совпала с революцией, вспыхнувшей в Льеже. Вот и теперь волнения "желтых жилетов" во Франции, которые пока не называют революцией, нашли отклик в Брюсселе. Французы, помимо снижения цен на топливо, требуют уменьшения налогового бремени и повышения минимального размера оплаты труда. Требования бельгийцев аналогичны. Аналогичны и действия протестующих. К "желтым жилетам" присоединяются люди в масках, закрывающих лицо. Результат протестов - сожженные автомобили, разрисованная граффити Триумфальная арка в Париже, отсеченная голова мраморного Наполеона, убытки, оцениваемые в миллион евро. Это, не считая паралича туризма и предпраздничной торговли, мобилизации сотен полицейских.
       Брюссель - старый город со столичным статусом. Столица герцогства Брабант. Молодая столица молодой Бельгии (1830). Еще более молодая столица Европейского союза. Значимость города неизменно растет. Это приводит к непрерывному изменению облика Брюсселя, когда принцип "лучшее - враг хорошего" иногда лишает его исторической индивидуальности. Былые разрушения, учиненные армией Людовика XIV, это историческая реальность, залеченная временем и трудолюбием бельгийцев. Разрушения времен войн ХХ века тоже объективная реальность, которая была преодолена. Однако замена старых исторических кварталов новыми стеклобетонными сооружениями ("брюсселизация") производит впечатление иррационального, сюрреалистического действия.
       Сюрреальность присуща Брюсселю. Это мы особенно ощутили в контексте соприкосновения с брутальными действиями демонстрантов. Сюрреализм можно усмотреть в одном из старинных символов города "Мальчике Пис". Появление скульптуры, окруженной легендой, стало милой оригинальностью. Однако эксплуатация этого нехитрого процесса ещё в двух изображениях "Девочка Пис" и "Собачка Пис" - уже перебор.
       Признаки происходящих в городе беспорядков можно было видеть из окна автобуса. В центре города мчались десятки полицейских машин с включёнными сиренами и синими маячками. В районе расположения правительственных зданий и дипломатических представительств машины останавливались и из них выскакивали полицейские в белых шлемах, со щитами. Затем они организованной колонной бежали в сторону места столкновений. Туда же устремлялись конные полицейские и бронированные водомётные машины.

        []

       Мимо нас с включёнными сиренами мчались полицейские машины.

        []

       Полицейская водомётная техника в действии. Фото из репортажа брюссельской прессы.

       Около эпицентра беспорядков находится Дом европейской истории. Оттуда раздавались завывания сирен и взрывы петард. Естественно, что в этот день посетить музей блюстители порядка Брюсселя нам не разрешили.
       Но два других популярных места в Брюсселе для нас всё же оказались доступными. Так получилось, что в этот день оба они предстали в новом свете, оказавшись фоном повседневной жизни.
       Первое место - Выставочный центр ЭКСПО, где находится знаменитый экспонат Всемирной выставки 1958 года - Атомиум. Стометровая конструкция представляет собой кристаллическую решётку одной из модификаций железа, при увеличении в 165 миллиардов раз. Сверхреализм изображения молекулярного строения вещества, доведённый до сооружения гигантского размера. Оно, как будто сошедшее с полотна Рене Магритта, состоит из девяти 18-метровых шаров - атомов, соединенных трубами-тоннелями. Автором проекта Атомиума был бельгийский инженер-строитель Андре Ватеркейн. Строительство началось в 1957 году под руководством архитекторов Андре и Жана Полаков. Изначально покрытие сооружения было алюминиевым, но во время реставрации в 2006 году его одели в стальную оболочку.
       Атомиум - памятник прогрессу науки. Он вмещает современный выставочный центр с постоянно действующей экспозицией. В ней рассказывается об атомном строении вещества и об атомной энергии. Временные выставки посвящены последним научным и техническим достижениям. Выставочные залы располагаются внутри стальных сфер-атомов, а перемещаться посетителям из одного помещения в другое можно с помощью лифтов и эскалаторов, которые движутся в соединяющих сферы трубах.

        []

        []

        []

        []

       Девять шаров - атомов с межатомными связями в виде транспортных труб между атомами. Число девять соответствовало числу провинций Бельгии в 1958 году. Сейчас насчитывается десять провинций.

        []

        []

       Внизу, под огромными атомами притаилось стилизованное скульптурное изображение радиально-лучистого кристаллического агрегата одного из минералов железа, предположительно, вивианита. В его зеркальные грани так и хочется вписать своё отражение. Снимок мог бы тоже стать сюжетом картины Магритта.

       Атомиум расположен в парке Оссегем (Ossegem), заложенным ещё в 1935 году для выставки ЭКСПО.

        []

        []

       Самовыражение в парковой аллее.

        []

       Перед Атомиумом в парке несут свою патрульную службу невозмутимые вороны. Но от кусочка сыра, я думаю, они не отказались бы.

        []

       Главное здание выставочного центра ЭКСПО.

       Сюрреализм сочетается с исторической реальностью. В парке стоит памятник герою бельгийского сопротивления Адольфу Максу (Adolphe Max 1869-1939). Он был бургомистром Брюсселя, либеральным государственным деятелем. Макс приобрел международную известность за сопротивление немецкой оккупации в начале Первой мировой войны. Когда немецкие войска вошли в Брюссель, он отказался выполнять свои обязанности под руководством назначенного оккупантами губернатора и потребовал полной свободы действий. Он требовал уменьшить налоги и реквизиции, которые были наложены на Брюссель, и сформировал национальный комитет, чтобы обеспечить поставки бельгийскому населению. Известно его высказывание: "Solange ich lebe und in Freiheit bin, werde ich die Rechte und die WЭrde meiner MitbЭrger mit aller Kraft verteidigen." ("Пока я живу и нахожусь на свободе, я буду со всей силой защищать права и достоинство моих сограждан").
       На свободе он оставался недолго. Макс был арестован немцами в сентябре 1914 года и заключен в крепость Намюра, после чего был отправлен в тюрьму Германии. Вскоре после своего знаменитого возвращения в Брюссель в ноябре 1918 года Макс был назначен государственным министром и избран в палату представителей. Он оставался бургомистром Брюсселя до своей смерти в 1939 году. В честь Адольфа Макса назван один из бульваров Брюсселя.
      
        []

       Памятник Адольфу Максу в парке Оссегем.
      
        []

        []
      
       Историческое окружение центра ЭКСПО.

       Второе место, которое нам удалось посетить в соответствии с программой, это музей бельгийского художника Рене Магритта, представителя сюрреализма в живописи.

        []

       Королевская площадь, где находился Королевский музей. В середине архитектурного ансамбля - церковь св. Иакова.

        []

       В центре Королевской площади - памятник герцогу Готфриду Бульонскому. Справа - здание королевского музея и музея Рене Магритта. Архитектурно они составляют единое целое.

        []

       Это же здание на картине Магритта, как занавес, открывающий экспозицию художника (Интернет). Картина стала визитной карточкой музея.

       В экспозицию музея Магритта вошли более 200 произведений автора -- это самая большая коллекция в мире, но далеко не полная. Многие музеи мира купили картины Магритта у частных владельцев, в том числе приобретённые у нью-йоркского адвоката, с которым художник расплачивался картинами за адвокатские услуги. Большое собрание картин Магритта находится в Центре Помпиду в Париже и в музее Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме.
       В числе экспонатов брюссельского музея -- живописные полотна, гуаши, рисунки, рекламные плакаты, старинные фотографии, музыкальные партитуры и даже фильмы. Часть из них была передана из дома - музея Магритта в Брюсселе.
       Магритт прожил, по меркам сегодняшнего времени, недолгую жизнь (1898-1967), не богатую внешними событиями, но насыщенную творчеством. Любил одну женщину, писал картины в столовой, одевался и питался скромно. События и образы, запечатленные в его картинах, часто можно понимать по- разному.
       Предметы на картинах Магритта всегда реалистичны, они не становятся "текучими" и не обращаются в другие вещи как у Сальвадора Дали или Макса Эрнста. Бельгийский художник не любил психоанализ и его проявления в искусстве. Свои работы он называл не сюрреализмом, а магическим реализмом. В картинах нет психологии. Они, скорее, ребусы, которые практически невозможно разгадать. Магритт говорил, что его цель -- заставить зрителя задуматься.
       В интернете нашла ссылку на репродукцию его автопортрета под названием "Фокусник" (1964).

        []

       Художник за скромной трапезой. Четыре руки, видимо, это иллюзия действия, интерпретировать которое предоставляется зрителю.

       Судя по подписи, это картина существует. Но найти историю её создания и место хранения мне не удалось. Возможно, их таинственность также входят в замысел этой картины.

       Единственным ярким событием за всю жизнь Магритта была трагическая смерть матери. Мать будущего художника утопилась в реке, когда ему было 14 лет. Об этой семейной трагедии Магритт предпочитал не рассказывать и даже жена художника Жоржетта, прожившая с ним без малого пятьдесят лет, узнала о самоубийстве матери лишь от биографа Магритта. Впрочем, специалисты считают, что отголосок страшной смерти преследовал художника. Когда тело утопленницы нашли, ее лицо оказалось опутано ночной рубашкой. В нескольких картинах Магритта запечатлён женский образ с головой, закутанной покрывалом.
       Магритт не любил прошлое (в равной степени свое и чужое). Он критически относился к фольклору, рекламе и декоративно-прикладному искусству. Последнее понятно: Магритт много лет рисовал обои, плакаты, декорации к рекламе, прежде чем в нем признали художника.
       В холле музея находится круговое панно с репродукциями на сюжеты известных картин Магритта.

        []

       Эрик Ринкаут, автор книги "Магритт без покрывала", пишет об этой картине под названием "Терапевт" (1937). "Эти птицы в клетке - образ Жоржетты и Магритта. Они вместе, но могут улетать и прилетать, когда хотят. У обоих на протяжении совместной жизни были собственные любовные истории, но они все равно оставались друг с другом".

        []

       Эрик Ринкаут: "И еще одно противоречие: вместо того чтобы делать соблазнительную картинку русалки с рыбьим хвостом и обнаженным верхом, Магритт нарисовал что-то неприятное, вызывающее и даже уродливое. Он очень любил играть с этим эффектом: превращать прекрасное в отталкивающее".

        []

       Темы свободы духа и открытости миру в картинах Рене Магритта часто выражаются через обнажённое женское тело.

        []

       Пролёт лестницы между этажами украшен каменным панно на темы картин Магритта.
      
       В других пролётах между этажами музея установлены два скульптурных изображения по картинам художника.

        []

       Скульптура в музее по картине Магритта "Портрет Александра Иоласа", другое название "Труды Александра" (1950). Картина находится в частной коллекции. Александр Иолас - галерист и коллекционер греческого происхождения (1907-1987). Он представил главных европейских сюрреалистов в Соединенных Штатах, прежде всего Макса Эрнста и Рене Магритта. Александр Иолас помог сформировать там несколько богатых коллекций живописи этих художников.
      
        []
     
       Скульптура по картине Магритта "Перспектива Мадам Рекамье" (1951).
       В основе картины Магритта лежит сюжет картины французского художника Жака Луи Давида "Портрет мадам Рекамье". Картина написана в 1800 году. У Давида мадам Рекамье живописно возлежит на кушетке. Магритт поместил фигуру мадам Рекамье в гроб, повторяющий форму её тела на картине Давида. Картина Магритта находится в Национальной галерее Канады в Оттаве.
      
       В залах музея Магритта в Брюсселе фотографировать запрещено. Привожу фотографии некоторых известных произведений Рене Магритта из интернета.
       В последнее десятилетие своей жизни Магритт многократно обращался к сюжету своей картины "Империя света", ставшей популярной среди любителей его творчества. По их заказу им было создано 16 вариантов картины, написанных маслом и семь - гуашью.
     
        []
     
       Империя света (1954).
       "На этой картине день и ночь нарисованы одновременно -- и это создает удивительное, совершенно завораживающее ощущение. Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся и отвечал, что показал реальность: день и ночь на земле бывают одновременно. Но он не уточнил, что это никогда и нигде, кроме как на его картинах, не происходит в одном месте". Эрик Ринкаут.

     

        []

     

       Сын человеческий (1964). Частная коллекция.

     

       Магритт писал эту картину как автопортрет. Но поскольку каждая его картина является в большей степени философской притчей, а не просто красивым рисунком, то каждый зритель трактует "Сына человеческого" по-разному. Самое распространенное объяснение таково: перед нами современный потомок Адама.  А яблоко символизирует искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире.

        []

       Препятствие пустоты (1965). Национальная галерея искусств. Вашингтон.

      

       После музея немного удалось погулять по центру города. Несколько видовых фотографий предрождественского Брюсселя в историческом центре, далеком от воинственных действий "желтых жилетов" и полиции.

        []

       Оживление вокруг ёлки на Гранд Плац (Grand Place).

        []

        []

       Рождественские ясли на Гранд Плац.

        []

       Центр продажи знаменитого бельгийского шоколада.

        []

       Шоколад в жидком и твёрдом виде, расфасованный в различные упаковки.

     []

       Украшенная к рождеству небольшая шоколадная лавочка.

        []

        []

       Променад в главном Пассаже Брюсселя (Галерее Губера) сочетается с покупками.

        []

        []

        []

       Брюссель - город Виктора Орта, основателя архитектурного стиля модерн (арт-нуво). Этот стиль проник во все сферы жизни - в оформление магазинов, предметов быта, изготовление ювелирных украшений и, в результате, создал неповторимый облик города, удобного и приятного для жизни.

        []

       На брюссельской площади Грасмаркт (Grasmarkt) у фонтана, среди уличных музыкантов и артистов скромно сидит вылитый из бронзы бородатый мужчина с собачкой. Это Шарль Бюльс - бургомистр, который усердно исполнял свои обязанности на протяжении 18 лет (1881 - 1899). Именно при нём Виктор Орта построил в Брюсселе в 1893 году первый дом в стиле "модерн". Благодарные жители города возвели памятник любимому мэру, собрав необходимую для этого сумму.

        []

       Брюссель является городом-побратимом Мадрида. В 1989 году на площади Испании в Брюсселе установлен памятник Дон Кихоту и Санчо Панса. Он является копией памятника героям Мигеля Сервантеса на площади Испании в Мадриде. Скульптор Лоренцо Куллаут Валера (Lorenzo Coullaut Valera).
       Эта жизнеутверждающая скульптура средневекового благородного рыцаря, фантазёра и романтика в сопровождении его приземлённого слуги тоже соответствует сюрреалистическому духу города.

        []

       Герой популярного мультипликационного фильма "Смурфики" ( de Smurfen) около галереи Орта.

        []

       Смешно, но только не этому незадачливому полицейскому. Автор этой современной скульптуры (1985) Том Францен, родившийся и выросший в Брюсселе, использует юмор "zwanze", который, по его мнению, характеризуется абсурдом и сюрреализмом, и который возник, во многом, из-за смеси фламандского и валлонского языков, столь типичных для Брюсселя.

       В заключение можно посмотреть репортажный ролик YouTube о беспорядках в день нашей поездки в Брюссель (8.12.18), его прислали наши друзья:

       https://www.youtube.com/watch?v=3__U9QUiqec

       Удивляет, как профессионально и буднично мужчина в жёлтом жилете, разбивает молотком окна у опрокинутой полицейской машины. Зафиксированные камерой действия выглядят не только как уличное хулиганство, но и как некая художественно оформленная акция.
       В современном искусстве существует направление "перформанс". Оно возникло в начале ХХ века как вовлечение зрителей в театральное действие. Последнее время жизнь демонстрирует трагические зрелища, внешне похожие на перформанс. К ним можно отнести события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда самолеты врезались в башни-близнецы. Кто-то хорошо продумал и срежиссировал этот "спектакль". Протесты "желтых жилетов" тоже напоминают масштабный спектакль, так что жизнь превращается в искусство, искусство опасное, с возможными катастрофическими последствиями.
       Перформансу присущи провокативность, эпатаж и публичная демонстрация действий, часто неотличимые от хулиганства. Все эти признаки присутствовали в этот протестный день в Брюсселе.

    Представителем перформанса, например, является скандально известный русский художник - акционист Пётр Павленский, известный прибиванием своих тестикул к брусчатке Красной площади в Москве и поджогом двери ФСБ на Лубянке. Ему удалось эмигрировать. Теперь за подобные действия в Париже его осудили во Франции.

       Видимо, Брюссель и Париж выделяются особой восприимчивостью к современным направлениям искусства. В последнее время они притягивают к себе толпу недовольных, требующую не только хлеба и зрелищ, но и участия в последних. Так перформанс становится художественной формой выражения требований повседневной жизни.

        []

       С Новым 2019 годом!
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 17/01/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 15/01/2019. 20k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка