Крупнейшая река западной Европы Рейн протекает по территории шести государств: Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии, Франции, Германии, Нидерландов. В Нидерландах Рейн впадает в Северное море под названием "Ваал". Длина Рейна 1233 км. На протяжении 952 км он судоходен. Рейн образует дельту, которая в низовьях объединяется с дельтой Мааса. Иногда к этому мощному и обширному природному образованию прибавляют низовья Шельды.
Нам случилось проплыть низовья Рейна - Ваала непосредственно от германо-нидерландской границы, там, где начинается дельта этих рек.
Ближайший к границе город со стороны Нидерландов Неймеген. Его основали еще римляне, оценив это возвышенное место среди пологих, болотистых, затопляемых берегов огромной реки. Об этом городе и низовьях реки Маас я писала в предыдущем очерке.
Так выглядит Неймеген с борта теплохода. Характерный шпиль собора св. Стефана.
Мост через Ваал у Неймагена. Низкий уровень воды, береговые пляжи плоской правобережной поймы, которая затапливается во время высоких вод. Арочные опоры моста, кажется, уходят в бесконечность.
Со стороны левобережного Неймагена высокий берег сразу ведет к воротам города.
Мы проплыли по Ваалу почти от его начала до конца на комфортабельном судне, вмещающем до 600 пассажиров. Удобные помещения с хорошим обзором, огромная верхняя палуба и комментарий капитана, к сожалению, на малопонятном нам нидерландском языке, дали возможность хорошо увидеть реку, ее берега и всё, что создали люди около реки.
Судно, совершающее однодневные круизы по Ваалу. Как всегда в таких экскурсиях, питание - неотъемлемая часть поездки.
К счастью, любознательные туристы имели возможность познакомиться более подробно с "мореплаванием". В их распоряжении несколько мониторов с бегущей электронной лоцией. Здесь можно многое узнать о реке и нашем передвижении. Для меня, гидролога по профессии, эти электронные лоции понятны. Надеюсь, с помощью моих пояснений, они будут понятны также другим.
Странички электронной лоции, соответствующие трём моментам времени положения судна.Серым цветом обозначен судовой фарватер. Голубым - пространства на пойме, заполненные водой. Это старицы - остатки былого русла, которое Ваал сформировал в результате своей многовековой деятельности.
Как и все реки, Ваал подвержен русловым деформациям. После больших паводков и половодий он часто меняет свое русло, оставляя старицы, заполненные водой. На мониторе они выглядят как небольшие озера. На лоции обозначено положение судна и километраж по фарватеру. Фарватер сопровождает голубое обрамление, пересекаемое поперечными линиями на обоих берегах. Это прибрежные полузапруды - невысокие дамбы, выправляющие русло реки. Справа цифровая информация: скорость плавания (около 20 км/час), точное текущее положение судна, время и т.д.
Дельта Рейна расположена на Северо-Германской низменности, особенностью которой являются моренные гряды, образованные при таянии ледника около 20 тысяч лет назад. В период последнего оледенения в ледовых массах было связано такое количество воды, что поверхность Мирового океана находилась примерно на 100 метров ниже, чем сегодня. Южная часть Северного моря была сушей, а русло Рейна продолжалось на север вплоть до Доггер-банки (Англия), при этом Темза была притоком Рейна.
Западная часть Северо-Германской низменности представляет собой однообразную равнину. Ее значительные по площади прибрежные участки сейчас лежат ниже уровня моря. Эта часть европейского континента испытывает опускание, начавшееся уже в историческое время. Перед впадением в море Рейн разделяется на несколько широких рукавов, между которыми находятся острова - остатки погрузившейся дельты. Большая часть поверхности этих островов лежит ниже уровня моря.
На повторённой из предыдущего очерка схеме показано распределение среднегодового расхода воды по рукавам дельты Ваала (Рейна). Очевидно скромное участие Мааса, текущего на большом протяжении рядом с Ваалом. Сток Мааса составляет всего 11,3% от стока Ваала.
Дельта Ваала представлена множеством островов, рукавов и ответвлений, а также рукотворных каналов, образующих единый поток, который на своём протяжении может несколько раз менять название. Существуют Рейн- Ваал - Новый Маас - Старый Маас и т.д.
Среднегодовой расход воды Рейна 2200 куб. м./сек. Он в пять раз меньше максимального расхода (11000 куб м./сек.). Через Ваал проходит 65 % общего стока реки. Длина Ваала составляет 84 км. Это основной водный путь, связывающий Роттердам с Германией.
Предмет вечной заботы речников - поддержание судоходных глубин. Для этого годами проводились русло-выправительные работы. Здесь, на Ваале, используются полузапруды. Они представляет собой поперечное сооружение, которое перекрывает береговую часть сечения русла на перекатах и таким образом перераспределяют расход воды и скорость течения по ширине. При этом увеличиваются скорости течения на выправленной трассе и в районе судового хода. В результате под действием увеличенной скорости течения происходит углубление дна на перекатах и сохранение от размыва берегов. Таким образом, поддерживается заданная глубина в пределах судового хода и стабильность фарватера в плане.
При низких уровнях воды, когда полузапруды работают в незатопленном состоянии, весь поток движется только в пределах выправленной трассы (по ширине русла между головами сооружений и противоположным берегом). Во время паводка или половодья полузапруды оказываются затопленными (через них переливается вода). Наибольшее воздействие на поток и русло они оказывают при низких (меженных) уровнях, а при высоких уровнях влияние полузапруд на поток существенно снижается, то есть полузапруды являются выправительными сооружениями преимущественно меженного периода. На мониторе прекрасно видны полузапруды иногда вдоль одного берега, а иногда вдоль обоих. С борта судна полузапруды выглядят параллельными грядами. При сплошном выправлении русла полузапруды располагаются по всей длине реки или на значительном её участке. Эта система широко представлена на судоходных реках западной Европы (Рейн, Эльба, Луара и др.), где такие работы производились в течение многих десятков лет, с началаXIX века.
Интенсивное судоходство и неизменное увеличение габаритов судов заставляет речные службы тщательно заботиться о фарватере, водомерных устройствах, которые установлены на каждом мосту, причалах, ремонтных доках.
Пологие пустынные берега Ваала в начале пути нашего судна к Роттердаму. С левого берега можно видеть регулярные песчаные полузапруды. На одной из них стоит маячок, отмечающий судоходный фарватер.
Низкие уровни воды обнажают песчаные береговые пляжи. Когда-то эти бесконечные пляжи служили "бечевником" (дорогой вдоль реки для транспортировки несамоходных барж). Именно по таким низменным берегам брели российские бурлаки и с помощью каната (бечевы) волокли баржу против течения. Бурлаки были не только на Волге. Такой вид водного транспорта использовался и в западной Европе (Нидерланды, Франция, Германия). Речное судоходство на бечевой тяге там было широко распространено вплоть до конца XIX в. Бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п., атолько вместо бурлаков использовалась более мощная конная тяга.
Только коровы "загорают" на пляже, служившим когда-то бечевником.
Конная тяга с погонщиками для перетаскивания грузового судна вверх по течению, как она изображается на этом барельефе, установленном на берегу Рейна около города Дюссельдорф.
Ваал пересекают несколько мостов. Иногда параллельно построены железнодорожный и шоссейный мосты. Все мосты расположены достаточно высоко над рекой и не имеют опор в русле реки, чтобы беспрепятственно пропускать суда. Продолжение моста на пойме также часто базируется на арочных или прямых опорах.
Мы проплывали по Ваалу под мостами разных конструкций. Все они - результат сложнейших инженерных расчетов. Эстетика современных гидротехнических сооружений очень разнообразна.
Судоходство на Ваале чрезвычайно интенсивно. В основном это самоходные баржи. Ведь водные перевозки - самые дешевые. Ограничение судоходства наступает в глубокую межень, когда уровень воды понижается. В таких ситуациях баржи ходят с половинной загрузкой. Другое ограничение наступает в высокую воду, когда судно не может пройти под мостами.
Берега Ваала заселены мало. Соседство с таким мощным, капризным и опасным объектом, как Ваал, отпугивает людей. В памяти населения сохраняются знаменитые наводнения, список которых в исторический период исчисляется десятками. Природа этих наводнений аналогична Санкт- Петербургским. Низкое атмосферное давление, сопровождаемое штормом на море, выдавливает и нагоняет морскую воду в сторону суши. При этом вода в реках запирается, но все равно продолжает прибывать сверху. Это приводит к повышению уровня и затоплению берегов.
В былые времена наводнения называли по имени святых, в день которых они происходили. Разрушительные наводнения с жертвами, исчисляемыми тысячами, происходили в день Всех святых (1170, 1570), святого Николая, святого Марселя, святой Люсии, святой Елизаветы (1404, 1421). Последние по времени наводнения произошли в 1953 и 2007 годах.
Временами на пойме встречаются городки с церквями и колокольнями. Человеческая жизнь здесь всё же чувствуется.
Несмотря на опасность наводнений, повседневная жизнь на территории дельты всё же тяготеет к берегам.
На берегах устанавливаются даже цирки-шапито. Благо, они легко монтируются и снимаются.
Особенно ответственные участки берега укрепляют габионами - металлическими сетками, заполненными камнями.
Берег, укрепленный габионом, там, где от Ваала отделяется очередной рукав.
В некоторых местах Ваал соединяется со старицами. Это - удобные гавани для стоянок судов и их ремонта.
Иногда старицы отделены от реки шлюзами. Значит, в них поддерживается другой уровень, чем в реке.
Шлюз между старицей и рекой.
Метеорологическая станцияи пункт наблюдений за режимом реки. Ответственный участок. Берег укреплен габионом.
Здесь, от Ваала вправо ответвляется протока Nieuve Maas, на которой стоит Роттердам. По этой протоке, названной упрямыми нидерландцами Новым Маасом, поплывёт наше судно.
Сам Ваал уходит влево, чтобы через несколько километров разбиться на два протока с другими нидерландскими названиями.
Часть поймы находится ниже уровня моря. Ее приходится непрерывно осушать с помощью откачки грунтовых вод. Испокон века для этого использовались ветряные мельницы.
По мере приближения к Роттердаму, нарастающее промышленное использование берегов указывает на скорое его появление.
Контейнеры, подготовленные для погрузки и перевозки.
Добыча и транспортировка песка и гравия традиционное занятие жителей на берегах рек. Недаром порт Роттердама давно специализируется по нетарным (сыпучим) грузам (руды, строительные материалы).
Далее вниз по течению концерн EUROSTAAL.
Концерн EUROSTAAL и образцы его продукции.
Компания Дельта (ндрл. Merwede), занимается подводной выемкой грунта.
Два серийных судна - земснаряда, предназначенные для Индии, спущены на воду и доводятся до кондиции на плаву около доков компании Дельта.
Судостроение и судоремонт - необходимое сопровождение Роттердамского порта.
Гигантские доки многочисленных судостроительных фирм.
Городки, встречающиеся на берегах, защищены от реки бетонными стенками или дамбами-валами.
Пригородные жилые строения под защитой земляной дамбы.
Изредка попадаются сохранившиеся или восстановленные старинные дома традиционной нидерландской архитектуры.
Городки под защитой земляных дамб. По гребню дамбы идет дорога. А по ней едет конный дилижанс XIX века.
Своеобразная архитектура капитального строительства с высокими жилыми этажами.
Приближение к Роттердаму. Первое высотное здание на берегу. По-видимому, оно построено после реализации проекта "Дельта", защитившего объединённую дельту Ваала, Мааса и Шельды от наводнений.
Стилизованное под старину огромное деревянное судно с интригующим названием "Ноев ковчег", прикрытое тентом, используется для экспозиции и заодно и для трапезы посетителей. Это судно является копией библейского "Ноева ковчега" с сохранением всех его размеров (123 метра в длину, 23 метра в высоту, 29 метров в ширину). На судне представлены муляжи представителей животного мира ("каждой твари по паре"). Его построил нидерландский плотник Йохан Хубертс в 2012 году. В настоящее время этот "Ноев ковчег" отбуксирован из гавани Роттердама в гавань города Дордрехта, который находится также в объединённой дельте.
Знаменитый роттердамский Дом Лосося (Het Zalmhuis) почти незаметен среди этих четырёх современных девятиэтажных зданий.
"Дом лосося" построен в стиле модерн в начале XX века. Естественно, сейчас это ресторан.
Современное безопасное строительство и экологически чистая энергетика - кредо нидерландской экономики. Единственная в Нидерландах атомная электростанция Borsele закроется по истечении ресурса в 2033 году.
Последние береговые сооружения старой постройки. Мостик и рейка водомерного поста.