Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Дельта Рейна и Мааса. Роттердам

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 02/02/2020. 35k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды
  • Иллюстрации: 96 штук.
  •  Ваша оценка:


      
       Крупнейшая река западной Европы Рейн протекает по территории шести государств: Швейцарии, Лихтенштейна, Австрии, Франции, Германии, Нидерландов. В Нидерландах Рейн впадает в Северное море под названием "Ваал". Длина Рейна 1233 км. На протяжении 952 км он судоходен. Рейн образует дельту, которая в низовьях объединяется с дельтой Мааса. Иногда к этому мощному и обширному природному образованию прибавляют низовья Шельды.
      
       Нам случилось проплыть низовья Рейна - Ваала непосредственно от германо-нидерландской границы, там, где начинается дельта этих рек.
       Ближайший к границе город со стороны Нидерландов Неймеген. Его основали еще римляне, оценив это возвышенное место среди пологих, болотистых, затопляемых берегов огромной реки. Об этом городе и низовьях реки Маас я писала в предыдущем очерке.
      
       0x01 graphic
      
       Так выглядит Неймеген с борта теплохода. Характерный шпиль собора св. Стефана.
      
       0x01 graphic
      
       Мост через Ваал у Неймагена. Низкий уровень воды, береговые пляжи плоской правобережной поймы, которая затапливается во время высоких вод. Арочные опоры моста, кажется, уходят в бесконечность.
      
       0x01 graphic
      
       Со стороны левобережного Неймагена высокий берег сразу ведет к воротам города.
      
       Мы проплыли по Ваалу почти от его начала до конца на комфортабельном судне, вмещающем до 600 пассажиров. Удобные помещения с хорошим обзором, огромная верхняя палуба и комментарий капитана, к сожалению, на малопонятном нам нидерландском языке, дали возможность хорошо увидеть реку, ее берега и всё, что создали люди около реки.
      
       0x01 graphic
      
       Судно, совершающее однодневные круизы по Ваалу. Как всегда в таких экскурсиях, питание - неотъемлемая часть поездки.
      
       К счастью, любознательные туристы имели возможность познакомиться более подробно с "мореплаванием". В их распоряжении несколько мониторов с бегущей электронной лоцией. Здесь можно многое узнать о реке и нашем передвижении. Для меня, гидролога по профессии, эти электронные лоции понятны. Надеюсь, с помощью моих пояснений, они будут понятны также другим.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Странички электронной лоции, соответствующие трём моментам времени положения судна. Серым цветом обозначен судовой фарватер. Голубым - пространства на пойме, заполненные водой. Это старицы - остатки былого русла, которое Ваал сформировал в результате своей многовековой деятельности.
      
       Как и все реки, Ваал подвержен русловым деформациям. После больших паводков и половодий он часто меняет свое русло, оставляя старицы, заполненные водой. На мониторе они выглядят как небольшие озера. На лоции обозначено положение судна и километраж по фарватеру. Фарватер сопровождает голубое обрамление, пересекаемое поперечными линиями на обоих берегах. Это прибрежные полузапруды - невысокие дамбы, выправляющие русло реки. Справа цифровая информация: скорость плавания (около 20 км/час), точное текущее положение судна, время и т.д.
      
       Дельта Рейна расположена на Северо-Германской низменности, особенностью которой являются моренные гряды, образованные при таянии ледника около 20 тысяч лет назад. В период последнего оледенения в ледовых массах было связано такое количество воды, что поверхность Мирового океана находилась примерно на 100 метров ниже, чем сегодня. Южная часть Северного моря была сушей, а русло Рейна продолжалось на север вплоть до Доггер-банки (Англия), при этом Темза была притоком Рейна.
      
       Западная часть Северо-Германской низменности представляет собой однообразную равнину. Ее значительные по площади прибрежные участки сейчас лежат ниже уровня моря. Эта часть европейского континента испытывает опускание, начавшееся уже в историческое время. Перед впадением в море Рейн разделяется на несколько широких рукавов, между которыми находятся острова - остатки погрузившейся дельты. Большая часть поверхности этих островов лежит ниже уровня моря.
      
       На повторённой из предыдущего очерка схеме показано распределение среднегодового расхода воды по рукавам дельты Ваала (Рейна). Очевидно скромное участие Мааса, текущего на большом протяжении рядом с Ваалом. Сток Мааса составляет всего 11,3% от стока Ваала.
      
       0x01 graphic
      
       Дельта Ваала представлена множеством островов, рукавов и ответвлений, а также рукотворных каналов, образующих единый поток, который на своём протяжении может несколько раз менять название. Существуют Рейн- Ваал - Новый Маас - Старый Маас и т.д.
      
       Среднегодовой расход воды Рейна 2200 куб. м./сек. Он в пять раз меньше максимального расхода (11000 куб м./сек.). Через Ваал проходит 65 % общего стока реки. Длина Ваала составляет 84 км. Это основной водный путь, связывающий Роттердам с Германией.
      
       Предмет вечной заботы речников - поддержание судоходных глубин. Для этого годами проводились русло-выправительные работы. Здесь, на Ваале, используются полузапруды. Они представляет собой поперечное сооружение, которое перекрывает береговую часть сечения русла на перекатах и таким образом перераспределяют расход воды и скорость течения по ширине. При этом увеличиваются скорости течения на выправленной трассе и в районе судового хода. В результате под действием увеличенной скорости течения происходит углубление дна на перекатах и сохранение от размыва берегов. Таким образом, поддерживается заданная глубина в пределах судового хода и стабильность фарватера в плане.
      
       При низких уровнях воды, когда полузапруды работают в незатопленном состоянии, весь поток движется только в пределах выправленной трассы (по ширине русла между головами сооружений и противоположным берегом). Во время паводка или половодья полузапруды оказываются затопленными (через них переливается вода). Наибольшее воздействие на поток и русло они оказывают при низких (меженных) уровнях, а при высоких уровнях влияние полузапруд на поток существенно снижается, то есть полузапруды являются выправительными сооружениями преимущественно меженного периода. На мониторе прекрасно видны полузапруды иногда вдоль одного берега, а иногда вдоль обоих. С борта судна полузапруды выглядят параллельными грядами. При сплошном выправлении русла полузапруды располагаются по всей длине реки или на значительном её участке. Эта система широко представлена на судоходных реках западной Европы (Рейн, Эльба, Луара и др.), где такие работы производились в течение многих десятков лет, с начала XIX века.
      
       Интенсивное судоходство и неизменное увеличение габаритов судов заставляет речные службы тщательно заботиться о фарватере, водомерных устройствах, которые установлены на каждом мосту, причалах, ремонтных доках.
      
       0x01 graphic
      
       Пологие пустынные берега Ваала в начале пути нашего судна к Роттердаму. С левого берега можно видеть регулярные песчаные полузапруды. На одной из них стоит маячок, отмечающий судоходный фарватер.
      
       Низкие уровни воды обнажают песчаные береговые пляжи. Когда-то эти бесконечные пляжи служили "бечевником" (дорогой вдоль реки для транспортировки несамоходных барж). Именно по таким низменным берегам брели российские бурлаки и с помощью каната (бечевы) волокли баржу против течения. Бурлаки были не только на Волге. Такой вид водного транспорта использовался и в западной Европе (Нидерланды, Франция, Германия). Речное судоходство на бечевой тяге там было широко распространено вплоть до конца XIX в. Бечевники специально обустраивались: нивелировались, мостились и т. п., атолько вместо бурлаков использовалась более мощная конная тяга.
      
       0x01 graphic
      
       Только коровы "загорают" на пляже, служившим когда-то бечевником.
      
       0x01 graphic
      
       Конная тяга с погонщиками для перетаскивания грузового судна вверх по течению, как она изображается на этом барельефе, установленном на берегу Рейна около города Дюссельдорф.
      
       Ваал пересекают несколько мостов. Иногда параллельно построены железнодорожный и шоссейный мосты. Все мосты расположены достаточно высоко над рекой и не имеют опор в русле реки, чтобы беспрепятственно пропускать суда. Продолжение моста на пойме также часто базируется на арочных или прямых опорах.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Мы проплывали по Ваалу под мостами разных конструкций. Все они - результат сложнейших инженерных расчетов. Эстетика современных гидротехнических сооружений очень разнообразна.
      
       0x01 graphic
      
       Судоходство на Ваале чрезвычайно интенсивно. В основном это самоходные баржи. Ведь водные перевозки - самые дешевые. Ограничение судоходства наступает в глубокую межень, когда уровень воды понижается. В таких ситуациях баржи ходят с половинной загрузкой. Другое ограничение наступает в высокую воду, когда судно не может пройти под мостами.
      
       Берега Ваала заселены мало. Соседство с таким мощным, капризным и опасным объектом, как Ваал, отпугивает людей. В памяти населения сохраняются знаменитые наводнения, список которых в исторический период исчисляется десятками. Природа этих наводнений аналогична Санкт- Петербургским. Низкое атмосферное давление, сопровождаемое штормом на море, выдавливает и нагоняет морскую воду в сторону суши. При этом вода в реках запирается, но все равно продолжает прибывать сверху. Это приводит к повышению уровня и затоплению берегов.
       В былые времена наводнения называли по имени святых, в день которых они происходили. Разрушительные наводнения с жертвами, исчисляемыми тысячами, происходили в день Всех святых (1170, 1570), святого Николая, святого Марселя, святой Люсии, святой Елизаветы (1404, 1421). Последние по времени наводнения произошли в 1953 и 2007 годах.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Временами на пойме встречаются городки с церквями и колокольнями. Человеческая жизнь здесь всё же чувствуется.
      
       Несмотря на опасность наводнений, повседневная жизнь на территории дельты всё же тяготеет к берегам.
      
       0x01 graphic
      
       На берегах устанавливаются даже цирки-шапито. Благо, они легко монтируются и снимаются.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Особенно ответственные участки берега укрепляют габионами - металлическими сетками, заполненными камнями.
      
       0x01 graphic
      
       Берег, укрепленный габионом, там, где от Ваала отделяется очередной рукав.
      
       0x01 graphic
      
       В некоторых местах Ваал соединяется со старицами. Это - удобные гавани для стоянок судов и их ремонта.
      
       Иногда старицы отделены от реки шлюзами. Значит, в них поддерживается другой уровень, чем в реке.
      
       0x01 graphic
      
       Шлюз между старицей и рекой.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Метеорологическая станция и пункт наблюдений за режимом реки. Ответственный участок. Берег укреплен габионом.
      
       0x01 graphic
      
       Здесь, от Ваала вправо ответвляется протока Nieuve Maas, на которой стоит Роттердам. По этой протоке, названной упрямыми нидерландцами Новым Маасом, поплывёт наше судно.
      
       0x01 graphic
      
       Сам Ваал уходит влево, чтобы через несколько километров разбиться на два протока с другими нидерландскими названиями.
      
       0x01 graphic
      
       Часть поймы находится ниже уровня моря. Ее приходится непрерывно осушать с помощью откачки грунтовых вод. Испокон века для этого использовались ветряные мельницы.
      
       По мере приближения к Роттердаму, нарастающее промышленное использование берегов указывает на скорое его появление.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Контейнеры, подготовленные для погрузки и перевозки.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Добыча и транспортировка песка и гравия традиционное занятие жителей на берегах рек. Недаром порт Роттердама давно специализируется по нетарным (сыпучим) грузам (руды, строительные материалы).
      
       Далее вниз по течению концерн EUROSTAAL.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic

       Концерн EUROSTAAL и образцы его продукции.
      
       0x01 graphic
      
       Компания Дельта (ндрл. Merwede), занимается подводной выемкой грунта.
      
       0x01 graphic
      
       Два серийных судна - земснаряда, предназначенные для Индии, спущены на воду и доводятся до кондиции на плаву около доков компании Дельта.
      
       Судостроение и судоремонт - необходимое сопровождение Роттердамского порта.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Гигантские доки многочисленных судостроительных фирм.
      
       0x01 graphic
      
       Городки, встречающиеся на берегах, защищены от реки бетонными стенками или дамбами-валами.
      
      
       0x01 graphic
      
       Пригородные жилые строения под защитой земляной дамбы.
      
       0x01 graphic
      
       Изредка попадаются сохранившиеся или восстановленные старинные дома традиционной нидерландской архитектуры.
      
       0x01 graphic
      
       Городки под защитой земляных дамб. По гребню дамбы идет дорога. А по ней едет конный дилижанс XIX века.
      
       0x01 graphic
      
       Своеобразная архитектура капитального строительства с высокими жилыми этажами.
      
       0x01 graphic
    Приближение к Роттердаму. Первое высотное здание на берегу. По-видимому, оно построено после реализации проекта "Дельта", защитившего объединённую дельту Ваала, Мааса и Шельды от наводнений.
      
       0x01 graphic
      
       Стилизованное под старину огромное деревянное судно с интригующим названием "Ноев ковчег", прикрытое тентом, используется для экспозиции и заодно и для трапезы посетителей. Это судно является копией библейского "Ноева ковчега" с сохранением всех его размеров (123 метра в длину, 23 метра в высоту, 29 метров в ширину). На судне представлены муляжи представителей животного мира ("каждой твари по паре"). Его построил нидерландский плотник Йохан Хубертс в 2012 году. В настоящее время этот "Ноев ковчег" отбуксирован из гавани Роттердама в гавань города Дордрехта, который находится также в объединённой дельте.
      
       0x01 graphic
      
       Знаменитый роттердамский Дом Лосося (Het Zalmhuis) почти незаметен среди этих четырёх современных девятиэтажных зданий.
      
       0x01 graphic
      
       "Дом лосося" построен в стиле модерн в начале XX века. Естественно, сейчас это ресторан.
      
       0x01 graphic
      
       Современное безопасное строительство и экологически чистая энергетика - кредо нидерландской экономики. Единственная в Нидерландах атомная электростанция Borsele закроется по истечении ресурса в 2033 году.
      
      
       0x01 graphic
      
       Последние береговые сооружения старой постройки. Мостик и рейка водомерного поста.
      
       0x01 graphic
      
       Там за поворотом - новый Роттердам.
      
       Роттердам, основанный в XIV веке, был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Его не стали восстанавливать в старых традициях. Они уже не соответствовали значимости крупнейшего европейского порта. Решению мировых задач должна соответствовать новая архитектура. Для этого был создан стиль хай-тек. Он относится к позднему модерну, то есть его характеризуют прагматизм, элитарность, сложная простота, монументальность. Здесь нет места для типового строительства, столь популярного в середине ХХ века. Хай-тек антиисторичен. Ему присуща скульптурная форма, технологичность, использование конструкций как орнамента. Хай-тек выражает престижность - высокую стоимость сооружений. Здесь используются высокие технологии, прямые линии и формы. Широко применяется металл, стекло, пластик. Всё это - новый Роттердам.
      
       Почти каждое высотное здание имеет собственное имя.
      
       0x01 graphic
      
       Первые городские высотные здания сплошной застройки.
      
       0x01 graphic
      
       Дом, словно надрезанный на две части.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Новый мост Виллема (Willembrug), перекинувшийся через протоку Новый Маас (Nieuwe Maas), который в 1878 году заменил собой старый мост, не справляющийся с транспортной нагрузкой. Две опоры старого моста были сохранены.
      
       0x01 graphic
      
       Порт Роттердама занимает четвёртое место в мире по грузоперевозкам и входит, наряду с Гонконгом, Шанхаем, и Тяньзинем в число крупнейших портов мира. Он, также, несмотря на территориальную принадлежность Нидерландам, крупнейший порт Германии.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Знаменитый мост в Роттердаме носит имя Эразма Роттердамского. Вантовый мост с характерной изогнутой опорой является символом Роттердама. Опора вместе с белым цветом моста дала ему неофициальное название "Мост-лебедь". Его длина почти километр. Вес 6800 тонн. Строительство длилось с 1989 по 1996 год. Это последний мост в дельте Рейн - Маас перед Северным морем.
      
       0x01 graphic
      
       Устремлённая вверх опора моста Эразма Роттердамского и его несущие ванты.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       На набережной стоит обелиск памяти жертвам Второй мировой войны.
      
       Нам случилось приплыть в Роттердам в праздничный день. Набережные заполнены людьми. Представления, оркестры, акватория, заполненная судами разных габаритов и назначений.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Центр празднества сосредоточен около круизного терминала порта.
      
       0x01 graphic
      
       Одно из шести зданий голландской Ост-Индской компании, основанной в 1602 году. Эта компания выкупила в 1626 году у индейцев остров Манхеттен и основала там город Нью-Амстердам, ставший в дальнейшем Нью-Йорком. В XIX веке здание в Роттердаме стало офисом голландско-американских пароходных линий (Holland America Line). В праздничные дни от него периодически курсирует прогулочный вертолет. И сегодня к нему стоит очередь желающих полетать.
      
       0x01 graphic
      
       И у причала офиса голландско-американских линий также большое оживление.
      
       0x01 graphic
      
       Русло Нового Мааса, плотно заполненное судами. Над городом летает прогулочный вертолет. На заднем плане - возвышается громада телевышки Евромаст (1960 г., 185 м.), на вершине которой расположена вращающаяся смотровая площадка.
      
       0x01 graphic
      
       Судно, на палубе которого играет оркестр. Праздник на суше и на воде.
      
       0x01 graphic
      
       Даже военный корабль в этот праздничный день не выглядит суровым.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Корабль-отель Роттердам. Когда-то он плавал в Америку, а теперь стоит в порту и служит пристанищем гостям Роттердама.
      
       0x01 graphic
      
       Архитектура современных зданий Роттердама отличается смелостью и оригинальностью решений.
      
       0x01 graphic
      
       Своеобразная реплика Манхеттену, к которому имеют прямое отношение голландцы.
      
       0x01 graphic
      
       Справа от моста Эразма Роттердамского стоит гигантский стеклянный дом необычной ломаной конфигурации "Де Роттердам". В нём находятся магазины, офисы и дорогие квартиры.
      
       0x01 graphic
      
       Сохранившиеся старые здания набережной на фоне архитектуры в стиле хай-тек.
      
       0x01 graphic
      
       Высотные здания центральной части Роттердама, расположенные на полуострове "Южный мыс" (Kop van Zuid). Слева направо: изогнутая опора моста Эразма Роттердамского; за ней, слева от моста, виднеется 45-этажный небоскрёб "Маасторен" высотой 165 метров; справа от моста - серая громада здания "Де Роттердам" (150м), затем круглая башня Центра управления порта - "World Port Center" (138 метров); бежевый небоскрёб "Новый Орлеан" - второе по высоте здание Роттердама (158 м) и самое высокое жилое строение; справа, красно-белое здание - жилой комплекс "Монтовидео"
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Тротуары моста "Лебедь" в этот праздничный день были заполнены праздничными горожанами.
      
       0x01 graphic
      
       "Наклонное" здание (слева) с якобы поддерживающей его опорой. На фасаде этого дома, наклонённого под углом 6 градусов, во время проведения праздников загораются 800 зелёных лампочек.
      
       Подобное оригинальное решение "Наклонного" здания предлагалось и для укрепления аварийной Пизанской башни. Архитектор этого здания Ренцо Пиано, тот самый, который построил Центр Помпиду в Париже, музей Немо в Амстердаме и нескольких зданий ансамбля Потсдамской площади в Берлине.
      
       В этот раз нам удалось увидеть Роттердам только с борта судна. Это очень подходящая позиция для осмотра. Если находиться рядом с этими высотными зданиями, пропадает возможности рассмотреть их полноценно ("Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой"). Мне кажется, что облик Роттердама, похожего на Нью-Йорк или Франкфурт, определяет престижная архитектура, жесткая, угловатая, рациональная, дорогая. Это - своеобразная эстетика, к которой нужно привыкнуть, чтобы ее оценить. Таково будущее.
      
       Чтобы попытаться пояснить непростую схему водной акватории Роттердамского порта, воспользуемся интернетовским снимком центра Роттердама с высоты (Euro Krol.ru). Вид с высоты, может быть со смотровой площадки телевизионной вышки "Евромаст", - еще одна позиция, с которой видно "всё".
      
       0x01 graphic
      
       Здания и сооружения портовой части Роттердама должны быть уже узнаваемы.
      
       0x01 graphic
      
       Последний взгляд на вечерний Ваал во время обратного пути на автобусе в Германию.
      
       Что же осталось в памяти от увиденного в этом плавании по дельте рек Рейна и Мааса к Роттердаму?
      
       Роттердам, безусловно, впечатляет. Его архитектура - достижение инженерной мысли. Это очевидно. Но есть то, что не очевидно. Этот огромный город с его портом и промышленностью, земли, освоенные сельским хозяйством. Построенные города нуждаются в защите от наводнений. Извечная бинарность: быть поближе к воде и, одновременно, быть подальше от воды.
      
       Похоже, что гигантский проект "Дельта" решил эту задачу. Комплекс гидротехнических сооружений - дамб, шлюзов, штормовых барьеров, построенных в 1950-1997 годах, обеспечивают водную безопасность дельты Рейна, Мааса, Шельды. Американское общество гражданских инженеров внесло проект "Дельта" в список "Семи чудес света" современного мира. В этот список входят: туннель под Ла-Маншем, башня Си Эн Тауэр (Торонто), небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг (Нью-Йорк), плотина Итайпу (Бразилия), Панамский канал, мост "Золотые ворота" (Сан - Франциско).
      
       Благодаря проекту "Дельта", получена возможность изоляции эстуариев рек от моря с помощью гигантских затворов, которые закрываются при повышении уровня моря до трех метров. Это требование соответствует нормам экологии и сохранения среды обитания "водного населения". "Дельта" крупнейший проект по защите от наводнений. Масштаб проекта (2,4 тыс. км основных и 14 080 км вспомогательных дамб, а также более 300 строений) делает его одним из самых грандиозных инженерных достижений мира.
      
       Глобальное изменение климата, о котором с остервенением спорят политики, уже привело к повышению уровня моря, которое наблюдается с середины XIX века и уже сейчас составляет 17 см. Повышение уровня моря угрожает в первую очередь островным образованиям, государствам с протяжённой береговой линией и территориями, расположенными относительно низко. Примером последних стран являются Нидерланды. Необходимый уровень защиты и стоимость его обеспечения остаются постоянной темой для обсуждения. Неизбежно достраивание дамб в высоту и ширину. Для Нидерландов это занятие давно стало привычным делом.
       .
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 02/02/2020. 35k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка