Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Набеги на Гаагу

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/11/2017. 27k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды
  • Иллюстрации: 77 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       Официальная столица Нидерландов - Амстердам. Это имеет свои исторические и культурные основания. В Амстердаме монарх приносит клятву на верность конституции. Амстердам - первый по числу жителей город в стране, финансовый и культурный центр, в котором расположены штаб-квартиры нескольких крупнейших мировых компаний, главный офис Гринпис, старейшая в мире фондовая биржа, музеи мирового значения, такие как Рейксмузеум, музей Ван-Гога.
       Гаага - фактически вторая столица Нидерландов. Здесь располагаются правительство и парламент страны, а также резиденция королевской семьи, здесь размещаются различные международные суды и межнациональные структуры. В Гааге находятся дипломатические резиденции.
       Первый раз мы были в Гааге более 10 лет назад. Тогда мы приехали в этот город с нашей приятельницей из города Дельфта. После довольно поверхностного осмотра города мы сразу же разбрелись по музеям. В результате на более детальное знакомство с городом времени уже не хватило.
       На этот раз всё было по-иному. Экскурсионная поездка с целью осмотра города. Кроме того, с собой был фотоаппарат, очень полезное средство для удержания впечатлений в памяти.
        []
        []
        []
        []
       Высотные дома около железнодорожного вокзала.
        []
        []
      
       С современными административными зданиями вполне уживается Департамент Юстиции, сохранивший верность старинной архитектуре.
      
        []
       Здесь же рядом с Департаментом юстиции под кроной деревьев расположились столики кафе. Посетители пользуются благоприятной погодой.
      
       И всё же 10 лет назад мы такой Гааги не видели. Сочетание нового и исторического старого.
        []
       Это небоскрёб Де Хофторен, где располагается Министерство образования, искусства и науки Нидерландов.
       Выяснилось, что около железнодорожного вокзала за последние время вырос новый деловой центр города. Он состоит из современных высотных зданий, в которых размещены офисы министерств и крупных компаний страны. Такой деловой центр соответствует столичному статусу города Гаага. Но всё, же основное историческое значение этот город приобрёл в процессе становления Нидерландов как государства.
       Основание Гааги относится 1230 году, когда в этих местах графом Флорисом IV был построен охотничий замок. Это первое сооружение затем было перестроено в королевский замок графом Вильгельмом II Голландским.
       В средние века территория Нидерландов состояла из ряда графств, герцогств и церковных владений, которые входили в состав Священной римской империи. Одним из них была провинция Голландия. В XVI веке они были объединены под властью испанских Габсбургов. В результате восстания против испанского господства под руководством штатгальтера Голландии принца Вильгельма I (Виллема I) из Оранско - Нассауской династии провинция Голландия в 1581 году была провозглашена независимой и с этого года в Гааге находится высший законодательный орган Республики - генеральные Штаты, ныне парламент Нидерландов.
        []
     Принц Виллем I Оранский (Молчаливый) почитается в Нидерландах как создатель государства. Эта скульптура находится на центральной площади Гааги Плейн. Она создана в 1848 году скульптором Людовиком Руайе.
       Своё прозвище Молчаливый Виллем I получил по одной версии за отказ от участия в религиозных диспутах (разборках протестантов с католиками). По другой за то, что воздерживался от преждевременных комментариев по поводу действий испанского короля Филиппа II, в чем, как ни странно, в немалой степени поспособствовал независимости своей страны. Виллем I к тому же был немецким принцем, графом Нассау-Дилленбургским. Семья Нассау была одним из самых старых родов Германии. До сих пор все принцы династии Нассау носят титул Оранские. В правление Виллема I в Голландии начались ирригационные работы по осушению болот и строительству дамб, столь необходимые для низменных территорий Нидерландов.
       Оранская династия царствует в королевстве Нидерландов до настоящего времени.
       Официально городом Гаага стала только в наполеоновское правление, в начале XIX века. В 1899 году здесь состоялась конференция сторонников мира, которая стала толчком к поднятию авторитета этого города для всего мирового сообщества.
       Войти в исторический центр города можно через древние ворота Гевангенпорт (Gevangenpoort) , изначально построенные в XIII веке из дерева, затем они были перестроены в кирпиче. Здесь стала размещаться городская тюрьма. Сейчас здесь находится экзотический "Музей пыток".
        []
       Древние ворота Гевангенпорт.
       Исторический центр Гааги многие века формировался вокруг комплекса дворцовых и замковых зданий, которые называют "Бинненхоф" ("Binnenhof"). В переводе это означает "Внутренний двор". Гаага никогда не имела крепостных стен, которые есть почти во всех старинных европейских городах. Ведь Гаага стала городом тогда, когда статус города уже не определяли крепостные сооружения. Оборонительную роль в Гааге выполнял графский охотничий замок Бинненхоф, построенный в XIII веке в стиле крепости. Само нидерландское название города den Haag в переводе может означать также "графский лес" вокруг замка. С тех пор замок постоянно достраивался и расширялся последующими поколениями графов Голландских. Так появился Рыцарский зал (Riddersaal). Он был построен в готическом стиле как парадный зал в середине XIII века по проекту Жерара ван Лейдена. Со времен Морица Нассау-Оранского (1585) в замке живут регенты. Для них были возведены собственные Регентские ворота в стиле ренессанс, которыми до 1786 г. не имел права пользоваться никто, кроме них. В дальнейшем появились и другие сооружения дворцово-замкового комплекса, оформились Внутренний (Binnenhof) и Внешний (Bautenhof) дворы, с воротами между ними, был застроен весь периметр дворов. В XVII веке, появилось первое здание "Генеральных штатов" или парламента Нидерландов, которое функционирует в этом качестве до настоящего времени.
       Главное сооружение Внутреннего Двора это здание Рыцарского зала, построенное в 1280 году.
        []
        []
       Рыцарский зал в готическом стиле с треугольным фасадом и двумя башнями по краям. Над входом находится большое круглое окно "роза", украшенное гербами правящей династии.
     
       В Рыцарском зале и сейчас торжественной речью монарха открытия сессия Нидерландского парламента. Здесь же проводят официальные королевские приёмы и межпарламентские конференции.
        []
       Рыцарский Зал и неоготический фонтан перед ним.
        []
       Фонтан перед Рыцарским залом носит имя Вильгельма II. Он был построен в 1885 году по проекту архитектора Кёйперса.
        []
       Современный скульптурный портрет Виллема Дреса, премьер-министра Нидерландов в 1948-1958 годах. Дрес одна из наиболее значимых фигур в послевоенной политике Нидерландов. Он руководил правительством во время послевоенного восстановления экономики и деколонизации страны. Это привело к независимости Индонезии, Малайзии и других стран Малазийского региона.
       Как и во всех старых городах Нидерландов, почти все строения выполнены из кирпича. Иногда меняется его цвет. Кирпичом вымощены мостовые. Некоторые внутренние помещения со сводами имеют кирпичные потолки.
        []
        []
        []
       По всему периметру дворов стоят здания Нидерландского парламента, выстроенные в XVII- XIX веках.
        []
       Поток посетителей проходит во внутренний двор (Бинненхоф).
       []
       Гренадёрские ворота.
       []
       Внешний двор (Баутенхоф).
        []
       Регентские ворота в сторону Внешнего двора, с другой стороны от Рыцарского зала. Через них могли проходить только регенты, живущие в замке.
       В XIV веке появилось водное окружение королевского замка. Оно одновременно украшение и защита.
        []
       Пруд Хоффейвер (Дворцовый пруд). Сооружен в 1350 году.
        []
       Справа - здания Генеральных штатов (парламента) Нидерландов со стороны Дворцового пруда. Вдали видны новые современные высотки делового центра Гааги. Замыкает кирпичные здания парламента восьмиугольная башня Торентье (Torentje), в которой работает премьер-министр.
        []
       В угловой башне (башня Торентье), примыкающей к парламенту, находится резиденция премьер-министра Нидерландов.
      
       В исторической части города стоит памятник Яну де Витту (Johan de Witt) (1625 -1672). С 1653 года он занимал пост великого пенсионария провинции Голландия. Эта высшая государственная должность в правительстве (премьер министр). На протяжении 20 лет, пока он фактически руководил всеми Соединёнными провинциями, Де Витт отстаивал позиции Голландии в торговом и колониальном противостоянии с Англией. Этот период оценивается как "золотой век" Голландии. Противостояние с Англией вылилось в две войны. Де Витт предпринимал много усилий, чтобы придти к миру. Однако соперничество Голландии, с одной стороны, и Испании, Франции и Англии с другой, было не равным. Судьба Яна де Витта трагична. Во время войны с Францией он вместе с братом был растерзан толпой, которую натравили на них противники правительства Ян де Витта. Об этих событиях можно прочитать в романе "Чёрный Тюльпан" Александра Дюма. Год гибели Ян де Витта вошёл в национальную историю как "год бедствий".
      
        []
      
       Памятник Ян де Витту на площади Plaats.
      
        []
       Соседствует с башней Торентье дворец Морицхаус (Mauritshuis). Их разделяет рукав Дворцового пруда.
        []
     [] 
      
    Прямо за Бинненхофом у Дворцового пруда стоит дворец Морицхаус. Он был построен в 1633-1644 годах графом Йоханном Морицем Нассау. Здание выдержано в классическом стиле, что подчеркивает вертикальное членение фасада пилястрами и треугольный фронтон.
       Во дворце расположен Королевский кабинет, один из самых великолепных музеев Гааги. Здесь экспонируются шедевры в основном голландских мастеров XVII-XIX веков. Коллекция включает в себя работы Рембрандта, Яна Вермера, Рубенса, Якоба ван Рёйсдала, Питера Брейгеля и Рогира ван дер Вейдена. В первый приезд в Гаагу в 2005 году мне удалось повидать эту коллекцию.
       Далее в стороне от Бинненхофа можно видеть Старый королевский дворец, построенный в 1533 году и восстановленный в 1640 году Питером Постом и Ван Кампеном. Он считается официальным местопребыванием королевской семьи. На самом деле, королевская семья живет в загородном доме, за пределами Гааги, а королевский дворец используется только для официальных церемоний.
       Пребывание монарха в этом дворце отмечается поднятием оранжевого штандарта с голубым крестом.
        []
       Нордейнде (Noordeinde) -- один из трех дворцовых резиденций нидерландской королевской семьи. В настоящее время используется в качестве рабочего дворца короля Виллема Александра.
        []
        []
       Перед дворцом Нордейнде (Noordeinde), стоит ещё один памятник Вильгельму (Виллему) I Оранскому, Молчаливому. Здесь он изображён как рыцарь. Особенность этой сложной конструкции в том, что конь имеет только две точки опоры.
       Недалеко находится странный памятник любимой народом королеве Вильгельмине (1880-1962).
        []
       Памятник королеве Вильгельмине. Надпись у памятника - "Eenzaam, maar niet alleen" ("Одна, но не одинока") - так называлась книга, которую написала королева. Автор памятника Шарлотта ван Паллонд (Pallandt). Так необычно отражены упорный характер Вильгельмины   в преодолении трудностей и ее "народность".
       Королева Вильгельмина правила Нидерландами (считая с момента совершеннолетия) пятьдесят лет - дольше других нидерландских монархов. Во время её царствования были Первая и Вторая мировые войны, Нидерланды лишились своих колоний. В мире Вильгельмина известна, благодаря её роли во Второй мировой войне. Королева до самого конца надеялась избежать участия в войне. Однако в мае 1940 года страна была захвачена Германией. Вильгельмина отказалась подчиниться оккупантам, покинула страну и возглавила правительство в изгнании. Её имя стало лозунгом нидерландского Сопротивления.
       Здесь же недалеко от этого памятника расположен бывший королевский дворец Кнеутердейк (Kneuterdijk).
        []
       Кнеутердейк построен в стиле Людовика XIV в 1716 году архитектором Даниэлем Маро. С июня 2011 года и по настоящее время там располагается Государственный совет.
      
       С этим дворцом связано имя Анны Павловны, дочери императора Павла I. Она стала королевой Нидерландов, когда её муж король Вильгельм II унаследовал голландский престол в 1840 году. Супруги собрали великолепную коллекцию картин и, специально для её экспозиции ко дворцу, в котором они жили, была пристроена галерея с садом и здание под названием Готический зал (Gotische Zaal).
      
        []
      
       Галерея, пристроенная к Готическому залу.
      
        []
      
       Здание Готического зала.
      
        []
       Фасад внутренней части дворца.
        []
       Вид со стороны французского сада на внутреннюю часть дворца. На переднем плане скульптурное изображение астролябии, усовершенствованной старинными умельцами Гааги.
        []
       Странное существо, возможно, имеющее отношения к этимологии.
        []
       В саду около дворца Кнеутердейк хорошо отдохнуть и сидя, и лёжа.
       Именем Анны Павловны, русской принцессы, назван город, основанный в осушенном по ее инициативе польдере.
        []
       Памятник нидерландской королеве Анне Павловне в Гааге. Скульптор А. Таратынов.
       Одним из самых старых зданий Гааги (XIII-XVI века), наряду с комплексом Бинненхоф, является церковь св. Якоба или Большая церковь (Grote St. Jakobskerk). Впервые она упоминается в летописных источниках 1335 года. Большой она названа в честь её одной из самых высоких в Нидерландах колоколен. Все члены дома Оранских-Нассау крестились там, включая сегодняшнего короля Виллема - Александра и его детей.
        []
        []
       Башня церковь была возведена в начале XV века. Высота ее колокольни составляет 92,5 метра. Самый большой из колоколов весит 6,5 тонны. Он изготовлен в 1541 году. На башне установлены старинные часы и карильон из 51 колокола. Колокола для карильона были отлиты в 1686 году в Антверпене.
       Основными ценностями церкви считаются созданные в XVI столетии витражи, кафедра из дуба, изготовленная в 1550 году, гербы старинных рыцарских орденов. Интерьер церкви предельно прост, что свойственно протестантским храмам.
       В этой церкви похоронен уроженец Гааги Христиа?н Гю?йгенс (1629-1695) - знаменитый механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Здесь находится ряд эпитафий - надгробных памятников знатным гражданам Нидерландов. Это скульптуры из разных сортов мрамора и других поделочных камней.
        []
      
       Алтарная часть церкви.
      
        []
      
       Ещё один ракурс церкви св. Якоба.
      
        []
      
       Капеллы церкви св. Якоба.
      
        []
      
       Внутреннее пространство церкви св. Якоба, сфотографированное с её порога.
      
       Ещё один исторический и  всемирно известный объект Гааги - Дворец мира - тот самый, где заседает Международный суд ООН и третейский суд. Это красивое четырёхугольное здание с высокой башней, внутренним двориком и фонтаном, окружённое ландшафтным садом в английском стиле.
      
       Идея создания дворца родилась в 1898 году на Первой мирной конференции по разоружению, созванной по инициативе императора Николая II. Дворец был построен под патронажем русского царя и королевы Нидерландов Вильгельмины. Деньги для строительства безвозмездно дал американский железнодорожный магнат и меценат Эндрю Карнеги. Он считал, что "Излишние богатства -- это священное бремя, которое накладывает на своего обладателя долг распорядиться им в течение своей жизни так, чтобы эти богатства пошли на пользу обществу". И еще: "Человек, умирающий богатым, умирает опозоренным". Именем Карнеги названа площадь около дворца.
      
        []
        
        []
      
       Дворец мира. Здание построено из гранита, песчаника и красного кирпича. Спроектировано французским архитектором Луисом Кордонье. Оно сочетает в себе романский, готический и византийский стили.
      
       А теперь просто прогулка по городу.
      
       От королевских дворцов, начинается улица Нордейнде (Noordeinde), украшенная фонарями в виде королевских корон.
      
     []
        []
       Одна из самых оживлённых торговых улиц Гааги находится под эгидой королевских корон.
        []
       Пассаж - торговый центр Гааги, 1885 года постройки. Его торговые помещения уходят далеко внутрь здания.
        []
       Это тоже улица под крышей, где можно прогуляться в дождливый день, совместив прогулку с покупками.
        []
       "Девушку с жемчужной серёжкой" Вермеера Дельфтского можно увидеть в собрании "Королевского кабинета", в Морицхаус. Теперь она стала брендом Нидерландов. Ее можно встретить на витринах магазинов и даже на строительных щитах.
        []
      
       Торговый центр, украшенный цветными изразцами.
      
        []
      
       Ресторан Stadsherberg, расположенный на месте таверны, первое упоминание о которой относятся еще к 1423 году.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       За торговым центром стоит ренессансная старая Ратуша, построенная в 1564-1565 годах. Позднее она несколько раз перестраивалась. Ярко-красные ставни придают ей особенно нарядный вид.
        []
       Новые здания часто увенчаны стилизованными коронами. Не знаю, имеют ли они какое-то утилитарное назначение, но красиво.
     []
     []
      
        []
      
        []
      
        []
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Архитектурный модерн не чужд Гааге.
        []
       На улицах Гааги можно встретить такие магазины интимных товаров, знак толерантности ее жителей.
      
       В первый наш приезд Нидерланды мы на трамвайчике смогли доехать от Гааги до его пригорода, городка Схевеннинген. Он своими пляжами и погодой похож на курортные городки Прибалтики (Усть-Нарву, Пярну, Юрмалу), но, конечно более шикарный и оживлённый со всем стандартным европейским набором для отдыха и развлечений. Здесь проводился шахматный турнир в начале прошлого века и "шевеннингенский" (схевенинговский)  вариант сицилианской партии вошел в теорию шахматных дебютов. Голландия издавна была страной с богатыми шахматными и шашечными традициями. Она дала миру чемпиона мира по шахматам Макса Эйве, правда кратковременного. Он на один год отобрал это звание у Александра Алёхина. В 1946 г., после смерти Алехина Эйве носил это звание, как последний экс-чемпион мира. Впоследствии он уступил его Ботвиннику. Голландия дала миру несколько шашечных чемпионов мира. Во всех шахматно-шашечных баталиях Россия и Голландия были непременными участниками на самом высоком уровне. Голландские Гронинген и Тилбург всегда были традиционными местами проведения крупных международных турниров.
      
       В Схевеннингене мы походили по пляжу, посмотрели как местные, спортивного вида, ребята осваивают различные виды сёрфинга под парусом и под "парашютом". Море и погода с крепким ветром очень подходили для этих видов спорта. Воистину "летучие голландцы".
       Закончить свой рассказ о Гааге мне хочется иллюстрированными впечатлениями моего мужа о посещении там музея знаменитого нидерландского графика Маурица Эшера в нашей первой поездке. Этот музей открылся в 2002 году в здании дворца королевы Эммы, матери королевы Вильгельмины.
       "Впервые я познакомился с графикой Эшера, сам того не осознавая, в школьные годы, рассматривая иллюстрации к любимым мною тогда научно-популярным книгам "Занимательная физика" Я.И. Перельмана. Эти иллюстрации были безымянными, наверно, чтобы не впасть в космополитизм, ну и не платить авторские наследникам. Много лет спустя, уже вполне осознанно, я стал воспринимать Эшера, прежде всего как художника, изображающего природу и окружающую действительность во всех проявлениях, видах и трансформациях. Условность реального и нереального, размытость границ существующего мира и бесконечность бытия, временная ограниченность жизни биологического вида и каждого индивидуума в отдельности, относительность понятий добра и зла - всё это есть у Эшера. И для меня оно стало складываться в эстетическую картину мира, увиденного глазами естествоиспытателя. Действительно каждый специалист- естественник может найти для себя нечто своё, профессиональное:
       биолог - иллюстрацию теории происхождения и изменения видов,
       минералог (кристаллограф) - образование кристаллических форм и различные типы симметрий,
       математик - конформные отображения и преобразования функций,
       психолог - иллюстрацию известного психологического теста постепенного перехода от одного изображения к другому ("кошка - собака") и иллюзий оптических эффектов,
       инженер и архитектор - элементы теоретической механики и бионики.
       Несомненно, Эшер - предтеча современного компьютерного дизайна. И, конечно, техника Эшера это фантастическое владение приёмами начертательной геометрии.
      
        []
      
       Музей М. С Эшера в Гааге.
      
       Его работы небольшие по формату, но необычайно насыщенные, всегда вовлекают зрителя во внимательное рассмотрение рисунка в целом, его деталей и осмысление замысла, который бывает часто многозначным. В гравюре "Рептилии" плоское изображение ящериц чудесным образом наполняется объемом, они словно выползают за пределы рисунка, залезают на грань пентагон додекаэдра и там, судя по внешнему виду ящерицы, извергающей победный дух, достигается апогей её земного существования, после чего она уже мёртвая, сползает в плоский рисунок. Здесь несколько сюжетных замыслов и каждый можно отслеживать, как в талантливом детективе.
      
        []
      
       "Рептилии".
      
       Несколько графических работ М. Эшера, которые могут иллюстрировать:
      
       - Наследственность и изменчивость видов.
      
        []
      
       Predestination (Предопределение).
      
       - Топологические парадоксы ("Где начало того конца, которым кончается начало?" - Козьма Прутков).
      
        []
      
       Knots (Клубки).
      
       - Переход плоского в объёмное.
      
        []
       Drawing hands (Рисование руки).
       - Природа в отражении, преломлении и многообразии форм.
      
        []
       Pudle (Лужа)
        []
       Three words (Три мира).
       Концептуальная графическая работа М. Эшера "Метаморфозы", показывает постепенное превращение мёртвой природы в мир живых существ, затем в нечто рукотворное, техногенное, упорядоченное, с неизбежным разрушением его и приведением опять в равновесное состояние. Чем не иллюстрация понятия энтропии?"
      
        []
      
       Metamorphose (Метаморфозы).
      
      
       Конечно, Гаага заслуживает большего времени и внимания. Но даже увиденного достаточно, чтобы высоко оценить историческое и культурное прошлое этого нидерландского города.
      
      
      
      

      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       е они
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 13/11/2017. 27k. Статистика.
  • Очерк: Нидерланды
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка