Что можно и хотелось бы писать о городе, в котором случилось несколько раз побывать?
Наверно то, что тебя заинтересовало и побудило поглубже покопаться в источниках литературных, исторических, научных, в том числе с помощью Интернета, а также вызвало ассоциации и воспоминания из прошлой жизни.
Постараюсь с минимальными повторениями широко известных фактов представить результаты своего "расследования".
Динан (фр. Dinant) - небольшой бельгийский город, расположенный в долине Мааса по обеим сторонам реки. Узкая долина ограничена отвесными скалами Арденн. Такая пространственная стесненность не давала развиваться городу, но, с другой стороны, благоприятствовала его обороне. Город в природном отношении имел стратегически важное значение, которое оценили еще кельты. Название предположительно означает divo-nanto - святая долина. Здесь достоверно обнаружены следы пребывания римлян. В 824 году в летописях упоминается Динан, как город, наделенный особыми торговыми правами, подчинённый князю-епископу Льежа. Здесь находилась одна из 23 его резиденций. В это же время здесь был построен первый каменный мост через Маас.
Дорога по берегу Мааса, переходящая в главную улицу города, проходит между двумя скалами. Это место называется Баярд. При подъезде кажется, что узкая дорога упирается в скалу и на большой скорости можно в неё врезаться. Однако в последний момент проявляется расщелина между скалами, через которую автомашина благополучно проезжает. Бельгийцы очень любят слово Баярд. Оно взято из каролингского эпоса о рыцаре Рено. Это имя носил его волшебный конь. На Баярде Рено и три его брата спасались от преследования слуг разгневанного Карла Великого. Перепрыгивая Маас, конь так ударил копытом скалу, что пробил в ней проезд.
Исторические источники относят этот пролом ко временам Людовика ХIV, которому после штурма Динана нужно было двигать войска дальше. Имя Баярд носит также известный бельгийский пистолет.
Скала "Баярд"
В таких скалах недалеко от Намюра и Динана погиб в 1934 году любимый народом бельгийский король-альпинист Альберт I.
В центре средневекового города находится собор Богоматери - Нотр-Дам. В ХII веке на этом месте под скалой находилась романская церковь, разрушенная в 1227 году камнепадом. Затем здание было перестроено в готическом стиле. Сейчас оно имеет две симметричные башни и высокий шпиль посредине, пронизывающий своеобразный купол, похожий на православную луковицу. Камнепады и позже повреждали окрестные дома и части собора, поэтому сейчас скала покрыта стальной сеткой. Вечером скала эффектно подсвечивается.
Интерьер Собора украшают огромные витражи и деревянные скульптуры. Здесь находится знаменитая статуя "Мадонна на троне", созданная в ХII веке. Медно-латунные светильники и подсвечники собора, изготовленные местными мастерами, можно встретить и во многих других соборах провинции Намюр. Этот промысел существует здесь многие века.
В городе Динане было расположено старинное аббатство Леффе. Сегодня это название знают в основном как сорт пива, которое варило аббатство, начиная с 1240 года и варит до сих пор.
За свою длинную историю Динан всё время был разменной монетой в соперничестве воинствующих соседей. Он 200 раз подвергался штурмам, 17 раз был в продолжительной осаде. Расположение города на переднем крае военных событий определялось бурной историей Европы. Это создало своих мучеников и героев.
В раннее средневековье город был предметом раздора между епископством Льежа и графством Намюр. Позже, в ХV веке, вступили в борьбу более мощные силы: Франция и герцогство Бургундское. Соперничество принимало дипломатический, экономический и военный характер. Территории покупались, присоединялись посредством заключения династических браков, обменивались, завоевывались. Какое-то время здесь, как и во всех Нидерландах, господствовал испанский королевский дом. Затем Испания была вытеснена и в 1795 году все епископство Льеж, включая Динан, присоединилось к Франции. После освобождения от французской зависимости, в начале Х1Х века, Нидерланды разделились на протестантскую северную часть и южную - католическую Бельгию. Впереди были ещё потрясения первой и второй мировых войн. Первую мировую войну здесь до сих пор называют Великой войной.
Высоко над городом находится крепость - цитадель, основанная в ХI веке, впоследствии многократно восстановленная и перестроенная . Она была главным оборонительным сооружением на протяжении всей военной истории Динана. Добраться до нее из города можно по канатной дороге или по лестнице с 408 ступенями, вырубленным в скале. Цитадель Динана, как и цитадели в Намюре и Булоне, контролировали стратегически важные места на реке Маас.
В средневековой истории Динана запечатлен случай проявления особой жестокости победителей по отношению к населению. Это произошло в 1466 г. Борьба французского короля Людовика ХI и герцога Бургундского за округление своих территорий затронуло и Динан. Она шла с переменным успехом. Мнение населения никого не интересовало. А оно было. Так, жители Динана предпочитали находиться в подчинение французского короля. Они подняли восстание против бургундцев. В наказание бургундский герцог Карл Смелый предал город огню и приказал всех жителей, включая женщин и детей, бросить в Маас. Так погибли 800 человек.
Великая (первая мировая) война породила еще одно преступление, массовое убийство мирного населения. Его совершили немцы, вторгшиеся, несмотря на объявленный Бельгией нейтралитет, на территорию страны. Динан принял удар одним из первых. В боях за город получил свое первое ранение лейтенант де Голль - будущий президент Франции. 23 августа 1914 года в Динане были казнены 674 мирных жителя, подозреваемые в сопротивлении, в том числе трехнедельный младенец. Это событие вошло в историю как "резня в Динане". Три четверти домов были разрушены. Карательная акция не ограничилась одним Динаном. За месяц было убито около 5000 французских и бельгийских солдат. Как писали газеты, подобной жестокости Европа не видела со времен Столетней войны. За цитаделью находится военное кладбище времен первой мировой войны. 6 мая 2001 года представитель немецкого Бундесвера возложил к памятнику венок с надписью "674 мученикам, жертвам немецкого варварства".
По-видимому это событие определило судьбу одного из жителей Динана Жоржа Пира. Ему было четыре года, когда произошла "резня в Динане". Семья бежала во Францию, а в Динане был расстрелян дед и сожжен дом. После войны семья вернулась в родной город. Жорж Пир получил духовное образование, и был рукоположен в священники. Во время второй мировой войны Жорж Пир оставался в Бельгии. Он служил капелланом у подпольщиков, помогал борцам Сопротивления, спасал летчиков союзных войск, сбитых над Бельгией, организовывал пункты питания для тысяч детей. Ж. Пир был удостоен многих военных наград. После войны все усилия Ж. Пира были направлены на помощь беженцам. Он организовывал лагеря для детей и дома престарелых. В Бельгии, Германии и Австрии по инициативе Пира были созданы "европейские деревни" для перемещенных лиц. Жоржу Пиру была присуждена Нобелевская премия мира 1958 года. При вручении Нобелевской премии отмечалось, что Пир помогал людям "покинуть свои лагеря и вернуться в мир свободы и достоинства". В последние годы своей жизни Ж. Пир создал международные гуманистические организации: Братство "Сердце, открытое миру", Университет мира, Всемирное агентство дружеских связей, обеспечивающее помощь беженцам в Африке и Азии. Он прожил жизнь мирного борца против военных преступлений и бедствий, связанных с войной. Жизнь истинного гуманиста.
Динан. Цитадель и собор Нотр-Дам
Так смотрится собор с цитадели, расположенной на высоком берегу
В Динане родились и жили многие известные личности.
Среди них философ и богослов Давид Динанский (1160-1217). Он был объявлен еретиком и труды его были сожжены. Но, как писалМ. Булгаков, "рукописи не горят". Следующие поколения знают о пантеистическом мировоззрении Давида Динанского из трудов Альберта Великого (Св. Альберта Кельнского) и Фомы Аквинского. Оба они были doctor universalis (доктор всеобъемлющий), а таким ученым надо верить.
Здесь родился художник Иоахим Патинер. Позже он уехал в Антверпен и вступил в 1515 году в гильдию и благородное общество живописцев. Я цитирую его современника Карела Ван Мандра, написавшего "Книгу о художниках": "Отличительным его свойством было умение необыкновенно красиво и тонко писать пейзажи, в которых деревья он рисовал как бы крапинками. Свои пейзажи он оживлял небольшими красивыми фигурками, и потому на них всегда был большой спрос, они хорошо продавались и расходились по разным странам. На своих картинах он обыкновенно помещал где-нибудь маленького человечка, удовлетворяющего естественные потребности, почему он и получил прозвище Каккеркен. Этого человечка приходится иногда искать долго". И ещё, "Патинер был человеком грубым, преданным пьянству и целые дни просиживал в трактирах, проматывая заработанные деньги, пока нужда не заставляла его снова браться за свои прибыльные кисти." Историки искусства считают Патинера родоначальником пейзажной живописи.
Карел Ван Мандр пишет еще об одном живописце из Динана Хендерике (Херри) мет де Блесе: "Природа, как бы желая показать, что она забавляясь и не разбирая, рассыпает свои дары нередко в местах совсем глухих или малоизвестных, дозволяет произойти чему-нибудь небывалому, как, например, родиться в совершенно уединенном уголке будущему светилу нашего искусства Хендрику мет де Блесу, прозванному так по белому пятну в волосах на передней части головы. Он родился в Бувине, недалеко от Динана, и, кажется был последователем Иоахима Патинера. Без всякого учителя он сам собою сделался мастером." И дальше, "Блес назывался "Живописцем совы" по той причине, что на всех своих картинах он помещал маленькую сову, которая иногда сидела так скрытно, что зрители заставляли друг друга искать ее и бились между собой об заклад, что другой ее не найдет, и в этом искании совы проводили много времени". Современные исследователи считают, что Хендерик мет де Блес был племянником Иоахима Патинера. Так или иначе, картины этих двух мастеров составляют гордость собраний лучших музеев мира.
И еще один знаменитый художник и скульптор из Динана - Антуан Джозеф Вирц (1806-1865). Это - представитель романтизма и символизма. Получив образование в Антверпене, Вирц продолжил его в Риме. Образцом для творчества ему служил Рубенс. Правительство выделило Вирцу в Брюсселе мастерскую. При жизни он не продал ни одной своей картины, а зарабатывал только написанием портретов. Вирц завещал все свои полотна государству. Все они (42 картины) выставлены сейчас в его мастерской, ставшей музеем Вирца.
Уроженец Динана - оперный певец Камилло Эверарди (1825-1899). На музыкальном поприще он был тесно связан с русской культурой. Эверарди пел на лучших сценах Европы партии Фигаро, Дона Жуана, Лапорелло, Папагено из опер Моцарта. Сотрудничал с великими композиторами. Партию Мефистофеля Гуно писал именно для него. Партия Жермона (Травиата) ориентирована Верди тоже на вокальные данные Эверарди. В 1857 году Эверарди был приглашен в Санкт - Петербург, в Итальянскую оперу. В 1870 году он оставляет свою сценическую деятельность и посвящает себя педагогике. Он - профессор Петербургской консерватории, много лет преподавал в Киевском музыкальном училище, профессор Московской консерватории. Певческие традиции Эверарди живы до сих пор. Юрий Гуляев и Валерий Барыкин считают себя "внучатыми племянниками" Камилло Эверарди.
Здесь родился также изобретатель саксофона Адольф Сакс (1814-1894). Его отец Шарль Иозеф Сакс был мастером духовых инструментов. Изготовление музыкальных инструментов из металла для Динана было естественным продолжением традиции мелкого литья из сплавов латуни - dinanderie. Мода на подсвечники прошла, а музыкальные инструменты были востребованы. Шарль Сакс изготовлял кларнеты и фаготы высшего качества, за что и был назначен придворным музыкальным мастером. Его сын Адольф пошел по стопам отца. Наделенный музыкальными способностями и изобретательским талантом, он много экспериментировал с духовыми инструментами и сконструировал "саксофон" и "саксогорн". Адольф понимал, что масштаб его деятельности выходит за пределы мастерской Динана. В 1842 году он открываетв Париже фабрику духовых инструментов. Выпускаемые им "саксогорны" нашли применение в армии. Однако, А.Сакс, видимо, не обладал талантом предпринимателя. Конкуренты обвиняли его в мошенничестве и фальсификации. За пять месяцев до получения патента на саксофон (1846г) он проиграл дело в суде. Решение суда гласило: "музыкального инструмента под названием саксофон не существует и не может существовать". Это привело к банкротству и обнищанию. В конце жизни Сакс ведет класс в военном училище при парижской консерватории. Умер он в бедности и похоронен в Париже на кладбище Монмартра.
Адольфу Саксу не повезло дожить до возникновения моды на джаз. Зато у некоторых классических музыкантов он нашел горячую поддержку. Гектор Берлиоз в статье о саксофоне писал, что он имеет "звук, полный мягкости и огромной силы" и что "композиторы в долгу у господина Сакса. Пусть он будет уверен, что поддержка друзей искусства ему будет обеспечена". Берлиоз написал первое произведение с участием саксофона - Хорал для голоса и шести духовых инструментов. М. Равель в "Болеро" использовал три разнотональных саксофона. В "Золотом веке" Шостаковича саксофон играет ведущую роль. В своих произведениях саксофон использовали П. Хиндемит, С. Прокофьев, А. Онеггер, А. Хачатурян, С. Рахманинов.
С широким распространением джаза саксофон стал его олицетворением. Для советской молодежи пятидесятых-шестидесятых годов саксофон, как и джаз, был предметом притягательности запретной "загнивающей" западной культуры. На сентенции партийных идеологов, вроде "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст", подпольная протестная субкультура, уже проникнутая настроением романов Хемингуэя и Ремарка, отвечала "упадническими" песнями, где были, например, такие слова:
Так пой же, сакс, рыдай, душа,
И, плачьте, трубы.
Смерть нас манит к себе, смерть нас тянет к себе,
И тянет грубо.
Сегодня саксофон - всеми признанный универсальный музыкальный инструмент. В Парижской консерватории с 1942 года существует класс саксофона. В Москве, в училище Гнесиных, такой класс введен в 1973 году. Сейчас учатся игре на саксофоне в Кельнской консерватории и во многих других. В Динане проводятся ежегодные конкурсы саксофонистов. В 2006 году победителем среди двухсот международных участников стал представитель русской школы Сергей Колесов.
Жители Динана имеют все основания гордятся своим гражданином Адольфом Саксом и его изобретением. Памятник саксофону установлен на главной улице города. Не забыт и его изобретатель. Он сидит на скамейке около своего дома, где сейчас находится магазин музыкальных инструментов, отлитый в металле, вместе со своим изобретением.
Адольф Сакс, изобретатель саксофона.
Рядом - памятник самому музыкальному инструменту.
В память об изобретателе саксофона в Бельгии была
выпущена в обращение 200 -франковая купюра.
Известно, что бывший президент США Билл Клинтон - большой любитель саксофона. С ним связана такая история. Наш хороший знакомый, журналист Юлий Костинский послал фотографию памятников Адольфа Сакса и саксофона Биллу Клинтону. Каково же было удивление и радость отправителя, когда он получил от Клинтона личное благодарственное письмо с припиской, что он ничего не знал об изобретателе саксофона.
Билл Клинтон играет на саксофоне для своих гостей (Фото из Wikipedia).
Таковы результаты моего "расследования" прошлого и настоящего этого интересного провинциального бельгийского города.