Рейн (Rhein) и его притоки всегда были и остаются притягательными объектами для расселения людей. Так было в доисторическую эпоху, оставалось в период завоеваний римлянами, в средние века и в новое время. Каждая эпоха оставляла свои следы на берегах рек. Эти следы разрушались природными силами, в том числе силами вод рек, а также силами завоевателей, покушавшихся на привлекательные территории. Реки предоставляют транспортные, энергетические, коммуникационные возможности, но требуют создания защитных и водорегулирующих сооружений. Значимость городов в течении времени меняется. Столичные города становятся провинциальными и наоборот.
Читать историю по сохранившимся до нашего времени памятникам подобно чтению интеллектуального детективного романа.
Часто небольшие города играют историческую роль в жизни государства, исключительно, благодаря их удачному географическому расположению.
Недавно мы посетили три таких исторических города: Шпайер (Speyer) и Манхайм (Mannheim) на Рейне и Гейдельберг (Heidelberg) на Неккаре (Neckar), притоке Рейна.
Карта расположения городов: Шпайер-1, Манхайм-2, Гейдельберг-3 по берегам Рейна и её правого притока - Неккар. Цифры означают последовательность нашего посещения этих городов.
Шпайер - самый древний из этих городов. Его история насчитывает более 2000 лет. Он находится на юго-востоке земли Рейнланд-Пфальц, у самой границы с землёй Баден-Вюртемберг. Город раскинулся на левом берегу Рейна, который и служит границей между землями. К северу от Шпайера расположены рейнские рукава с пойменными лесами, а также озёра - затопленные гравийно-песчаные карьеры.
За 10 лет до нашей эры на этом месте возник римский военный лагерь. Он и стал основой для развития поселения. В 150 году нашей эры населённый пункт упоминается под названием Новиомагус. После ретирады римлян в середине IV века есть упоминания о местных епископах, а в конце V века фигурирует название Spira, позже трансформировавшееся в Шпай. В VII веке город значится как центр епископства.
В 1111 году Шпайер стал первым городом в Германии, который предоставил своим гражданам обширные права. К тому моменту город фактически был столицей Священной Римской империи. В 1294 году он потерял большую часть привилегий, став свободным имперским городом. Но шпайерские епископы регулярно оспаривали права города, пытаясь навязать ему свою власть.
В XVI веке в Шпайер произошло несколько значимых событий. Здесь прошло пять из тридцати рейхстагов империи, сюда перенесли имперский суд. В 1529 году в городе лютеранские князья выступили с протестом против гонений на Реформацию. Возникло понятие "протестантизм". Это оказало влияние на религиозную ориентацию жителей Шпайера и прилежащих земель.
В Тридцатилетнюю войну (1618-48) город неоднократно занимали французы, испанцы, шведы, имперские войска, но Шпайер пережил это период без крупных разрушений. А вот в 1689 году в войне за Пфальцское наследство Шпайер полностью разрушили войска Людовика ХIV. С тех пор значение и влияние города основательно пошатнулось, и в дальнейшем он играл роль регионального центра. Шпайерский собор тоже был сильно разрушен. Его восстановлением руководил Франц Нейман, сын знаменитого архитектора эпохи барокко Балтазара Неймана. Следствием этого восстановления стало появление двух западных башен в стиле барокко.
В 1793-1814 годах Шпайер находился под французской оккупацией. Значительно разрушенный собор предлагали превратить в каменоломню. Жена Наполеона Жозефина Бонапарт употребила свое влияние для предотвращения этого варварства. Позднее Шпайер был передан Баварскому королевству. До Первой мировой войны Шпайер был гарнизонным городом. Во Второй мировой войне город почти не пострадал. До 1990-х в Шпайере дислоцировались французские войска.
В 1815-м году в Шпайере произошла встреча трех императоров: прусского Вильгельма III, австрийского Франца I и русского Александра I - по случаю окончательной победы над Наполеоном.
Сегодня Шпайер - город земельного подчинения в земле Рейнланд-Пфальц. Население - около 50 тысяч человек.
Символ города Шпайер - собор (Дом), объект Всемирного наследия. Его заложили по приказу императора Священной Римской империи Конрада II в 1030 году и строили тридцать лет. В 1061 году строительство было закончено и собор был освящен. Это самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле в Европе. Собор неоднократно расширяли и достраивали, восстанавливали (после разрушения города в 1689 году) и реконструировали. Под хором собора в крипте захоронены четыре императора Священной Римской иперии. Это самая старая часть собора. Над порталом собора существует огромное пространство Королевского зала. Он украшен современными фресками и только недавно стал доступен для публики. Из него можно подняться на смотровую башню. Эти части Дома мы посетить не сумели.
Сегодняшнее значение Шпайера и его Дома можно охарактеризовать тем, что здесь проходила торжественная военная церимония "Большая вечерняя заря" (Zapfenstreich) для федерального канцлера Германии Гельмута Колля в 1998 году, когда он ушел со своего поста канцлера. Такая церемоня проводится при уходе в отставку бундеспрезидента, бундесканцлера, военного министра и генералаов.
В Соборе проходила также церемония прощания с Гельмутом Колем, и похороны, согласно его воле, на кладбище города Шпайер. Во главе ФРГ Гельмут Коль (1982-1998) сыграл огромную роль в объединении Германии и прекращении холодной войны.
Большой имперский собор в городе Шпайер (Speyer Dom, полное название: Kaiser- und Mariendom zu Speyer).
Фронтон собора. Это западная сторона здания. Войдя в собор, посетитель смотрит на восток, туда, где восходит солнце. Фронтон Дома над входом украшен фигурами его покровителей. В центре Дева Мария. Перед собором находится огромная чаша. По поводу вступления в должность нового епископа она наполняется пфальцским вином, которым угощают прихожан. Поводами для её наполнения могут быть и другие торжественные случаи, например, в 2011 году, когда в Шпайере отмечали 950-летие освящения собора.
Огромная бронзовая дверь с рельефами на сюжеты Старого и Нового Заветов. Однако, войти в Дом можно только через узкую дверцу по одному человеку. Это - ворота на небо по евангельскому сюжету. Туда пускают персонально.
Вестибюль собора. В нишах стен и на постаментах скульптуры императоров Священной Римской империи, причастных к строительству собора.
Центральный неф собора. Свод поддерживают 12 мощных арок - символ двенадцати апостолов. Неф кончается огромным хором с окнами, пропускающими солнечный свет.
Алтарь и хор соответствуют суровому романскому стилю.
Собор посвящен Деве Марии. Скульптурное ее изображение в хоре.
Крестильная капелла и купель собора.
Самая старая часть Дома это крипта. С нее начиналось строительство собора. Она расположена под хором. Ее называют самым величественным местом Германии. Считается, что здесь все приближаются к Богу. Центр крипты - трехнефная капелла с алтарем и крестильная купель, сделанная из единого каменного массива.
Кайзер Конрад II из династии Салиер, основатель собора, умер в 1039 и был похоронен в крипте. После этого все императоры Салической династии, а также некоторые представители династий Штауферов, Габсбургов, Нассау были захоронены в крипте. Собор Шпайера сравнивают с усыпальницей французских королей Сен-Дени в Париже, испанской усыпальницей Эскориал около Мадрида или Вестминстерским аббатством в Лондоне.
Широкая аркада в крипте зального типа, пересекающая собор с севера на юг.
Из аркады вход в главный алтарь крипты. На первом плане древняя крестильная купель.
Симметрично главному порталу расположены шесть других алтарей.
Такие алтари расположены перед главным алтарем.
Император Священной Римской империи Конрад II из династии Салиер, основатель собора.
Императоры, которые нашли упокоение в крипте Шпайерского собора. Это - Конрад II, Генрих III, Генрих IV, Генрих V. Каменный барельеф (около 1480 года) в крипте Шпайерского собора.
Вход в усыпальницу охраняется львами.
Плиты на захоронениях кайзеров. Среди них всем известный кайзер Гентих IV из династии Салиер, тот самый, который ссорился с Римским Папой и вынужден был идти в Каноссу унизительно просить прощения. Он много сделал для придания Дому современного вида. Его сын Генрих V, последний из Салической династии, воевавший против отца. Кроме них здесь похоронены: сын Фридриха Барбароссы, король Швабии Филипп, король Рудольф фон Габсбург, первый установивший правящую династию Габсбургов.
Перед собором сооружена скульптурная композиция, посвященная молитве Иисуса Христа на Масличной горе о спасении мира.
Несколько слов о Салической династии, сыгравшей ключевую роль в становлении города Шпайера и его Дома. Салийцы - средневековая аристократическая семья, которая дала четырех императоров Священной Римской империи, нескольких королей, графов , герцогов, римских пап, епископов. Императоры, правили с 1024 по 1125 год. Не удивительно, что около собора установлена скульптурная композиция, посвященная этой династии.
В композиции несколько скульптур королей и императоров Салической династии.
Выставленная здесь скульптурная группа салических императоров с сопровождающими их фигурами была создана скульптором Людвигом Кауэром в 1930 году по заказу нацистского министра внутренних дел доктора Вильгельма Фрика. Он сыграл важную роль в принятии Нюрнбергских законов. Эти законы были основополагающими для дискриминации евреев и дальнейшего "окончательного решения еврейского вопроса". В 1946 году В. Фрик был судим Нюренбергским международным трибуналом и приговорён к смертной казни как один из главных нацистских преступников. Скульптуры были выставлены в 1941 году в прусской академии искусств в Берлине. Они были подарены Шпайеру для установки в Доме. Этому воспротивились епископ и капитул собора. После окончания войны и длительных дискуссий в 1964 году было решено установить скульптуры в саду недалеко от Дома.
Из нескольких религиозных храмов города заслуживает внимание протестантская приходская Свято-Троицкая церковь (Dreifaltigkeitskirche Speyer), построенная в стиле позднего барокко (1701-17). Она строилась как католическая церковь, потому что протестантские церкви отличаются аскетичностью и отвергают поклонение святым. Они обращают молитвы непосредственно к Богу.
Фасад Свято-Троицкой Церкви.
Перед входом в Свято-Троицкую церковь установлена скульптура пилигрима, идущего по дороге святого Якова к святым местам.
Центральный неф Свято-Троицкой церкви в стиле позднего барокко.
Алтарь церкви и совмещённые с ним хоры и орган.
Город Шпайер, наряду с городами Вормс и Майнц, один из главных центров еврейской жизни, иудаизма и права. История жизни евреев в Германии насчитывает 1700 лет. Эти рейнские города сокращенно называют ШУМ (SchUM - аббревиатура из первых немецких букв имен этих городов).
Первое документальное свидетельство проживания евреев в Шлайере относится к 1084 году, когда тогдашний епископ Рюдигер разрешил евреям - беженцам из Майнца - поселиться городе в отдельном квартале Альтшпайер и даровал им грамоту, в которой было написано, что евреев пригласили для того, чтобы "в тысячу раз увеличить славу города". За право жительства евреи должны были платить епископу каждый год определенную сумму. Епископ гарантировал евреям свободу торговли и общинную автономию; им разрешалось нанимать слуг-христиан; они получили участок земли под кладбище. Евреи должны были укреплять и содержать в порядке городскую стену вокруг своего квартала и нести на ней стражу. Учреждалась должность так называемого архисинагога - духовного главы общины, суду которого подлежали тяжбы между евреями, а также дела, возбужденные против них христианами. На основании текста грамоты император Генрих IV на встрече с руководителями еврейской общины Шпейера в 1090 г. пожаловал привилегию евреям Германии, повторявшим основы грамоты, и обещал всем евреям страны свое покровительство. В 1096 г. в Шпайере было построено здание синагоги.
Евреи Шпайера пострадали во время погромов, сопровождавших первый крестовый поход 1096-99 гг. Епископ, защищая евреев, прятал их в своей резиденции. Многие погромщики были схвачены и приговорены к отсечению правой руки.
В XII-XIII вв. еврейская община процветала. В это время общины городов Шпайер, Вормс и Майнц считались ведущими в Германии. Купцы вели обширную торговлю, предоставляли кредиты феодалам, монастырям, городам, богатым людям по всей стране. Шпайер был известным в Германии центром еврейской учености. Во второй половине XIV в. евреи Шпейера смогли восстановить экономическое могущество, они вели кредитно-финансовые операции в различных городах Германии.
До начала XV в. еврейская община в города испытывала чередование периодов расцвета и гонений. В XV в. епископ издал ряд антиеврейских декретов, которые запрещали евреям заниматься ростовщичеством, появляться на улицах во время христианских праздников, строить синагоги без разрешения епископа. Евреям предписывалось носить особую одежду. В результате этих мер практически все евреи к концу XVI в, покинули Шпайер и вернулись туда только в начале XIX в.
начале
Подобная судьба еврейских общин сложилась и в других городах. Каждый из городов ШУМ сохранил свою отличительную особенность В Вормсе до сих пор находится самое старое еврейское кладбище Европы. В 2021 году ЮНЕСКО включил все города ШУM в перечень германского Всемирного наследия.
В Шпайере на месте, где когда-то была средневековая синагога, сохранился Еврейский двор, в котором ныне расположен музей истории еврейской диаспоры в городе. Во дворе имеется вход в дренюю микву (источник для ритуального омовения) и стены, оставшиеся от синагоги и женской молельни. Они были разрушены во время пожара 1689 года. Город подожгли по приказу короля Людовики XIV в ходе войны за Пфальцское наследство. Миква тогда не пострадала.
Памятная доска о сожжённой синагоге в 1669 году.
В дальнейшем синагогу восстановили, но она была уничтожена нацистским режимом во время "хрустальной ночи" 9 ноября 1838 года - дата массового антисемитского погрома. В настоящее время в Шпайере существует новая синагога, построенная на месте разрушенной христианской церкви. Она была открыта в тот же памятный день в 9 ноября, но только 2011 года.
Миква и еврейский двор эпохи средневековья включены в экспозицию исторического музея земли Пфальц.
Внутренний двор средневековой синагоги.
Сохранившаяся часть стены старой синагоги.
Вход в самую старую микву в Германии.
К микве ведет крутая лестница. Буквальное значение слова "миква" - "сборник, емкость" для воды. Однако на иврите "миква" созвучна слову "надежда", и может использоваться и в этом значении. Также термин "миква" используют в значении "животворный источник" как, например, в Ветхом Завете, где Бог сравнивается с миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения в микве тоже, что и в других культурах - возврат в духовное лоно и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого. Согласно иудаизму, для очистки от ритуальной нечистоты необходима родниковая или дождевая вода, которая собирается в яму, вырытую в земле.
Взгляд из окна на микву с лестницы, ведущей к ней.
Миква Шпайера (Mikwe Speyer).
Шпайерская миква является самым старым памятником такого рода не только в Германии, но и во всех странах Европы, севернее Альп. Археологический музей SchPIRA, открытый в центре бывшего еврейского квартала в 2010 году ежегодно посещают около 70 тысяч человек. Многие бросают в микву монетки.
Из городских укреплений до наших дней сохранились 55-метровая часовая башня с воротами. Внутри башни сейчас находятся зал для городских мероприятий и музей.
Городская мэрия.
Городской фонтан со скульптурным изображением святого Георгия, защитника города.
Исторический музей земли Пфальц. Сейчас в музее проходит выставка, посвященная королю Баварии Людвигу I. Этот король вырос в близко расположенном Манхайме.
Город Манхайм с населением более 300 тысяч жителей, третий (после Штутгарта и Карлсруэ) по величине в земле Баден-Вюртемберг.
Он расположен в междуречье Рейна и Неккара. Статус города Манхайм получил в 1607 году. В XVII столетии в нем селились преимущественно нидерландцы, бежавшие от религиозных преследований на родине.
В 1720 году по желанию курфюрста Карла Филиппа III из династии Виттельсбахов в город была перенесена резиденция из Гейдельберга, благодаря чему Манхайм получил новый более высокий статус. В XVIII веке для курфюрстов был построен дворец в стиле барокко, крупнейший после Версаля. Естественно, дворец имел винный погреб. Смотрителем его был назначен придворный шут из Гейдельберга карлик Перкео.
Карл Филипп, как позднее и его наследник Карл Теодор, собрал в своей столице лучших музыкантов, которых современники наградили званием "лучшего оркестра Европы". Были созданы музыкальная школа и капелла. Под руководством музыкантов Яна Стамица и Карло Груа, в оркестре играли такие прославленные таланты как Вольфганг Амадей и его отец Леопольд Моцарт.
Карл Теодор, "наследник всех своих родных", имел множество титулов и оставил следы своей деятельности как герцог Юлиха и Берга в Дюссельдорфе, курфюрст и герцог Баварии в Мюнхене и др. Это был типичный просвещенный монарх своего времени. Он переписывался и поддерживал Вольтера, Моцарт учил его детей музыке. Карл Теодор заложил основу Старой пинакотеке, и явился основателем Английского сада в Мюнхене. Его именем назван мост в Гейдельберге. Он учредил театр в Манхайме, в котором состоялась премьера "Разбойников" Шиллера. При нем Манхайм стал театральной столицей Германии.
Карл Теодор избегал войн и любил, когда его величали "князем мира". Действительно, можно сделать много полезного и войти в историю с добрым именем, если мир предпочитать войне.
Дворец - резиденция пфальцских курфюрстов Манхайма. Во время Второй мировой войны он был почти полностью разрушен. В 1956-61 годах его отстроили заново. Позднее он частично перестраивался и приводился в вид, более соответствующий довоенному. Сейчас во дворце располагается библиотека, музей и некоторые службы университета. (Фото из Википедии).
План центра города Манхайм.
Центр города располагается в междуречье Рейн - Неккар, его форма напоминает подкову. Он застраивался своеобразным образом. Все улицы располагались в форме квадратов, со сторонами, ориентированными параллельно и перпендикулярно стенам дворца курфюрстов. Отсюда произошло название центра: "квадраты" и "прозвище" города - "Quadratestadt" (город квадратов). Несмотря на разрушения во время Второй мировой войны, такая планировка сохранилась.
Удобное географическое положение города сделало его крупным речным портом. Манхайм стал важным промышленным центром в XIX-XX веках. Здесь были сделаны несколько важных технических изобретений. Карл Дрез построил в 1817 году первую дрезину, в 1880 году Вернером фон Сименсом создан первый электрический лифт, в 1886 году первый автомобиль Карла Бенца проехал по улицам города, в 1921 году был создан первый трактор, в 1930 году открыто первое в Германии троллейбусное движение.
Главная улица начинается непосредственно от дворца и идёт к Неккару в северо-восточном направлении. Она носит название Kurpfalzstrasse, но горожане именуют ее исключительно как Широкая улица (Breite Straße). Часть этой улицы - пешеходная зона с магазинами и административными зданиями.
Как и во многих других немецких городах, в Манхайме есть высотная доминанта. Это не религиозный храм, как обычно, а водонапорная башня Вассертурм (Wasserturm), которая установлена на центральной площади города - Фридрихсплац.
При подходе к башне обратила на себя внимание скульптура Отто фон Бисмарка на улице его имени.
После смерти Бисмарка по всей Германии возводились в его честь памятники. Объединителю Германии часто строили мощные башни Бисмарка (Bismarkturm). Их можно встретить во многих городах страны.
Башня Вассертурм - водонапорная башня - эстетический центр города. Она была построена в 1886-1889 годах по проекту известного немецкого архитектора Густава Хальмхубера в характерном для Германии начала XX веков югендстиле. Высота башни - 60 метров, диаметр - 19 метров. Она расположена на центральной площади около здания Музея современного искусства (Kunsthalle).
Вассертурм была первой муниципальной водонапорной башней в Манхейме, предназначенной для снабжения города питьевой водой. С 2000 года она утратила свое утилитарное назначение. Внутри башни, которая имеет статус памятника архитектуры, сейчас находится музей истории ее создания.
Купол башни венчает скульптура греческой богини Амфитриты (жены Посейдона) - работа скульптора Эрнста Вестфаля.
Бассейн с фонтаном перед зданием башни украшают фигуры кентавров, нимф и тритонов. В весенне-летнее время года вокруг пруда распускаются розы. Площадь Фридрихсплац - самая красивая в городе В темное время суток фонтан перед зданием водонапорной башни красочно подсвечивается специально созданной современной осветительной системой. Зимой на этой площади устраивается традиционная Рождественская ярмарка.
Виды площади Фридрихсплац с башней Вассертурм, водоемом, фонтаном и цветниками.
Цветочная галерея в стиле модерн (югендстиль).
Фридрихсплац окружают перестроенные после Второй мировой войны здания музея искусств и культурно-выставочного комплекса Rosengarten (сад роз).
Здание (Congress Center Rosengarten) в югендстиле. Оно было перестроено после Второй мировой войны. Первоначальное здание на этом месте было возведено между 1900 и 1903 годами как муниципальный фестивальный зал с залом Нибелунгов вместимостью 6000 человек. Он был одним из самых больших залов в Германии.