Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Три исторических города Германии в бассейне Рейна

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 14/08/2023. 52k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 107 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      
      
      Рейн (Rhein) и его притоки всегда были и остаются притягательными объектами для расселения людей. Так было в доисторическую эпоху, оставалось в период завоеваний римлянами, в средние века и в новое время. Каждая эпоха оставляла свои следы на берегах рек. Эти следы разрушались природными силами, в том числе силами вод рек, а также силами завоевателей, покушавшихся на привлекательные территории. Реки предоставляют транспортные, энергетические, коммуникационные возможности, но требуют создания защитных и водорегулирующих сооружений. Значимость городов в течении времени меняется. Столичные города становятся провинциальными и наоборот.
      
      Читать историю по сохранившимся до нашего времени памятникам подобно чтению интеллектуального детективного романа.
      
      Часто небольшие города играют историческую роль в жизни государства, исключительно, благодаря их удачному географическому расположению.
      Недавно мы посетили три таких исторических города: Шпайер (Speyer) и Манхайм (Mannheim) на Рейне и Гейдельберг (Heidelberg) на Неккаре (Neckar), притоке Рейна.
      
        []
      
      Карта расположения городов: Шпайер-1, Манхайм-2, Гейдельберг-3 по берегам Рейна и её правого притока - Неккар. Цифры означают последовательность нашего посещения этих городов.
      
      Шпайер - самый древний из этих городов. Его история насчитывает более 2000 лет. Он находится на юго-востоке земли Рейнланд-Пфальц, у самой границы с землёй Баден-Вюртемберг. Город раскинулся на левом берегу Рейна, который и служит границей между землями. К северу от Шпайера расположены рейнские рукава с пойменными лесами, а также озёра - затопленные гравийно-песчаные карьеры.
      
      За 10 лет до нашей эры на этом месте возник римский военный лагерь. Он и стал основой для развития поселения. В 150 году нашей эры населённый пункт упоминается под названием Новиомагус. После ретирады римлян в середине IV века есть упоминания о местных епископах, а в конце V века фигурирует название Spira, позже трансформировавшееся в Шпай. В VII веке город значится как центр епископства.
      
      В 1111 году Шпайер стал первым городом в Германии, который предоставил своим гражданам обширные права. К тому моменту город фактически был столицей Священной Римской империи. В 1294 году он потерял большую часть привилегий, став свободным имперским городом. Но шпайерские епископы регулярно оспаривали права города, пытаясь навязать ему свою власть.
      
      В XVI веке в Шпайер произошло несколько значимых событий. Здесь прошло пять из тридцати рейхстагов империи, сюда перенесли имперский суд. В 1529 году в городе лютеранские князья выступили с протестом против гонений на Реформацию. Возникло понятие "протестантизм". Это оказало влияние на религиозную ориентацию жителей Шпайера и прилежащих земель.
      
      В Тридцатилетнюю войну (1618-48) город неоднократно занимали французы, испанцы, шведы, имперские войска, но Шпайер пережил это период без крупных разрушений. А вот в 1689 году в войне за Пфальцское наследство Шпайер полностью разрушили войска Людовика ХIV. С тех пор значение и влияние города основательно пошатнулось, и в дальнейшем он играл роль регионального центра. Шпайерский собор тоже был сильно разрушен. Его восстановлением руководил Франц Нейман, сын знаменитого архитектора эпохи барокко Балтазара Неймана. Следствием этого восстановления стало появление двух западных башен в стиле барокко.
      
      В 1793-1814 годах Шпайер находился под французской оккупацией. Значительно разрушенный собор предлагали превратить в каменоломню. Жена Наполеона Жозефина Бонапарт употребила свое влияние для предотвращения этого варварства. Позднее Шпайер был передан Баварскому королевству. До Первой мировой войны Шпайер был гарнизонным городом. Во Второй мировой войне город почти не пострадал. До 1990-х в Шпайере дислоцировались французские войска.
      
      В 1815-м году в Шпайере произошла встреча трех императоров: прусского Вильгельма III, австрийского Франца I и русского Александра I - по случаю окончательной победы над Наполеоном.
      
      Сегодня Шпайер - город земельного подчинения в земле Рейнланд-Пфальц. Население - около 50 тысяч человек.
      
      Символ города Шпайер - собор (Дом), объект Всемирного наследия. Его заложили по приказу императора Священной Римской империи Конрада II в 1030 году и строили тридцать лет. В 1061 году строительство было закончено и собор был освящен. Это самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле в Европе. Собор неоднократно расширяли и достраивали, восстанавливали (после разрушения города в 1689 году) и реконструировали. Под хором собора в крипте захоронены четыре императора Священной Римской иперии. Это самая старая часть собора. Над порталом собора существует огромное пространство Королевского зала. Он украшен современными фресками и только недавно стал доступен для публики. Из него можно подняться на смотровую башню. Эти части Дома мы посетить не сумели.
      
      Сегодняшнее значение Шпайера и его Дома можно охарактеризовать тем, что здесь проходила торжественная военная церимония "Большая вечерняя заря" (Zapfenstreich) для федерального канцлера Германии Гельмута Колля в 1998 году, когда он ушел со своего поста канцлера. Такая церемоня проводится при уходе в отставку бундеспрезидента, бундесканцлера, военного министра и генералаов.
      В Соборе проходила также церемония прощания с Гельмутом Колем, и похороны, согласно его воле, на кладбище города Шпайер. Во главе ФРГ Гельмут Коль (1982-1998) сыграл огромную роль в объединении Германии и прекращении холодной войны.  
      
        []
      
       Большой имперский собор в городе Шпайер (Speyer Dom, полное название: Kaiser- und Mariendom zu Speyer).
      
        []
      
      Фронтон собора. Это западная сторона здания. Войдя в собор, посетитель смотрит на восток, туда, где восходит солнце. Фронтон Дома над входом украшен фигурами его покровителей. В центре Дева Мария. Перед собором находится огромная чаша. По поводу вступления в должность нового епископа она наполняется пфальцским вином, которым угощают прихожан. Поводами для её наполнения могут быть и другие торжественные случаи, например, в 2011 году, когда в Шпайере отмечали 950-летие освящения собора. 
      
        []
      
      Огромная бронзовая дверь с рельефами на сюжеты Старого и Нового Заветов. Однако, войти в Дом можно только через узкую дверцу по одному человеку. Это - ворота на небо по евангельскому сюжету. Туда пускают персонально.
      
        []
      
      Вестибюль собора. В нишах стен и на постаментах скульптуры императоров Священной Римской империи, причастных к строительству собора.
      
        []
      
      Центральный неф собора. Свод поддерживают 12 мощных арок - символ двенадцати апостолов. Неф кончается огромным хором с окнами, пропускающими солнечный свет.
      
        []
      
      Алтарь и хор соответствуют суровому романскому стилю.
      
        []
      
      Собор посвящен Деве Марии. Скульптурное ее изображение в хоре.
      
        []
      
      Крестильная капелла и купель собора.
      
      Самая старая часть Дома это крипта. С нее начиналось строительство собора. Она расположена под хором. Ее называют самым величественным местом Германии. Считается, что здесь все приближаются к Богу. Центр крипты - трехнефная капелла с алтарем и крестильная купель, сделанная из единого каменного массива.
      
      Кайзер Конрад II из династии Салиер, основатель собора, умер в 1039 и был похоронен в крипте. После этого все императоры Салической династии, а также некоторые представители династий Штауферов, Габсбургов, Нассау были захоронены в крипте. Собор Шпайера сравнивают с усыпальницей французских королей Сен-Дени в Париже, испанской усыпальницей Эскориал около Мадрида или Вестминстерским аббатством в Лондоне.
      
        []
      
      Широкая аркада в крипте зального типа, пересекающая собор с севера на юг.
      
        []
      
      Из аркады вход в главный алтарь крипты. На первом плане древняя крестильная купель.
      
      Симметрично главному порталу расположены шесть других алтарей.
      
        []
      
      Такие алтари расположены перед главным алтарем.
      
        []
      
      Император Священной Римской империи Конрад II из династии Салиер, основатель собора.
      
        []
      
      Императоры, которые нашли упокоение в крипте Шпайерского собора. Это - Конрад II, Генрих III, Генрих IV, Генрих V. Каменный барельеф (около 1480 года) в крипте Шпайерского собора.
      
        []
      
      Вход в усыпальницу охраняется львами.
      
        []
      
      Плиты на захоронениях кайзеров. Среди них всем известный кайзер Гентих IV из династии Салиер, тот самый, который ссорился с Римским Папой и вынужден был идти в Каноссу унизительно просить прощения. Он много сделал для придания Дому современного вида. Его сын Генрих V, последний из Салической династии, воевавший против отца. Кроме них здесь похоронены: сын Фридриха Барбароссы, король Швабии Филипп, король Рудольф фон Габсбург, первый установивший правящую династию Габсбургов.
      
        []
      
      Перед собором сооружена скульптурная композиция, посвященная молитве Иисуса Христа на Масличной горе о спасении мира.
      
      Несколько слов о Салической династии, сыгравшей ключевую роль в становлении города Шпайера и его Дома. Салийцы - средневековая аристократическая семья, которая дала четырех императоров Священной Римской империи, нескольких королей, графов , герцогов, римских пап, епископов. Императоры, правили с 1024 по 1125 год. Не удивительно, что около собора установлена скульптурная композиция, посвященная этой династии.
      
        []
      
        []
      
      В композиции несколько скульптур королей и императоров Салической династии.
      
      Выставленная здесь скульптурная группа салических императоров с сопровождающими их фигурами была создана скульптором Людвигом Кауэром в 1930 году по заказу нацистского министра внутренних дел доктора Вильгельма Фрика. Он сыграл важную роль в принятии Нюрнбергских законов. Эти законы были основополагающими для дискриминации евреев и дальнейшего "окончательного решения еврейского вопроса". В 1946 году В. Фрик был судим Нюренбергским международным трибуналом и приговорён к смертной казни как один из главных нацистских преступников. Скульптуры были выставлены в 1941 году в прусской академии искусств в Берлине. Они были подарены Шпайеру для установки в Доме. Этому воспротивились епископ и капитул собора. После окончания войны и длительных дискуссий в 1964 году было решено установить скульптуры в саду недалеко от Дома.
      
      Из нескольких религиозных храмов города заслуживает внимание протестантская приходская Свято-Троицкая церковь (Dreifaltigkeitskirche Speyer), построенная в стиле позднего барокко (1701-17). Она строилась как католическая церковь, потому что протестантские церкви отличаются аскетичностью и отвергают поклонение святым. Они обращают молитвы непосредственно к Богу.   
      
        []
      
       Фасад Свято-Троицкой Церкви.
      
        []
      
      Перед входом в Свято-Троицкую церковь установлена скульптура пилигрима, идущего по дороге святого Якова к святым местам.
      
        []
      
      Центральный неф Свято-Троицкой церкви в стиле позднего барокко.
      
        []
      
      Алтарь церкви и совмещённые с ним хоры и орган.
      
      Город Шпайер, наряду с городами Вормс и Майнц, один из главных центров еврейской жизни, иудаизма и права. История жизни евреев в Германии насчитывает 1700 лет. Эти рейнские города сокращенно называют ШУМ (SchUM‎ - аббревиатура из первых немецких букв имен этих городов).
      
      Первое документальное свидетельство проживания евреев в Шлайере относится к 1084 году, когда тогдашний епископ Рюдигер разрешил евреям - беженцам из Майнца - поселиться городе в отдельном квартале Альтшпайер и даровал им грамоту, в которой было написано, что евреев пригласили для того, чтобы "в тысячу раз увеличить славу города". За право жительства евреи должны были платить епископу каждый год определенную сумму. Епископ гарантировал евреям свободу торговли и общинную автономию; им разрешалось нанимать слуг-христиан; они получили участок земли под кладбище. Евреи должны были укреплять и содержать в порядке городскую стену вокруг своего квартала и нести на ней стражу. Учреждалась должность так называемого архисинагога - духовного главы общины, суду которого подлежали тяжбы между евреями, а также дела, возбужденные против них христианами. На основании текста грамоты император Генрих IV на встрече с руководителями еврейской общины Шпейера в 1090 г. пожаловал привилегию евреям Германии, повторявшим основы грамоты, и обещал всем евреям страны свое покровительство. В 1096 г. в Шпайере было построено здание синагоги.
      
      Евреи Шпайера пострадали во время погромов, сопровождавших первый крестовый поход 1096-99 гг. Епископ, защищая евреев, прятал их в своей резиденции. Многие погромщики были схвачены и приговорены к отсечению правой руки.
      
      В XII-XIII вв. еврейская община процветала. В это время общины городов Шпайер, Вормс и Майнц считались ведущими в Германии. Купцы вели обширную торговлю, предоставляли кредиты феодалам, монастырям, городам, богатым людям по всей стране. Шпайер был известным в Германии центром еврейской учености. Во второй половине XIV в. евреи Шпейера смогли восстановить экономическое могущество, они вели кредитно-финансовые операции в различных городах Германии.
      
      До начала XV в. еврейская община в города испытывала чередование периодов расцвета и гонений. В XV в. епископ издал ряд антиеврейских декретов, которые запрещали евреям заниматься ростовщичеством, появляться на улицах во время христианских праздников, строить синагоги без разрешения епископа. Евреям предписывалось носить особую одежду. В результате этих мер практически все евреи к концу XVI в, покинули Шпайер и вернулись туда только в начале XIX в.
       начале
      
      Подобная судьба еврейских общин сложилась и в других городах. Каждый из городов ШУМ сохранил свою отличительную особенность В Вормсе до сих пор находится самое старое еврейское кладбище Европы. В 2021 году ЮНЕСКО включил все города ШУM в перечень германского Всемирного наследия.
      
      В Шпайере на месте, где когда-то была средневековая синагога, сохранился Еврейский двор, в котором ныне расположен музей истории еврейской диаспоры в городе. Во дворе имеется вход в дренюю микву (источник для ритуального омовения) и стены, оставшиеся от синагоги и женской молельни. Они были разрушены во время пожара 1689 года. Город подожгли по приказу короля Людовики XIV в ходе войны за Пфальцское наследство. Миква тогда не пострадала.
      
        []
      
      Памятная доска о сожжённой синагоге в 1669 году.
      
      В дальнейшем синагогу восстановили, но она была уничтожена нацистским режимом во время "хрустальной ночи" 9 ноября 1838 года - дата массового антисемитского погрома. В настоящее время в Шпайере существует новая синагога, построенная на месте разрушенной христианской церкви. Она была открыта в тот же памятный день в 9 ноября, но только 2011 года.
      
      Миква и еврейский двор эпохи средневековья включены в экспозицию исторического музея земли Пфальц.
      
        []
      
      Внутренний двор средневековой синагоги.
      
        []
      
      Сохранившаяся часть стены старой синагоги.
      
        []
      
      Вход в самую старую микву в Германии.
      
      К микве ведет крутая лестница. Буквальное значение слова "миква" - "сборник, емкость" для воды. Однако на иврите "миква" созвучна слову "надежда", и может использоваться и в этом значении. Также термин "миква" используют в значении "животворный источник" как, например, в Ветхом Завете, где Бог сравнивается с миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения в микве тоже, что и в других культурах - возврат в духовное лоно и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого. Согласно иудаизму, для очистки от ритуальной нечистоты необходима родниковая или дождевая вода, которая собирается в яму, вырытую в земле.
      
        []
      
      Взгляд из окна на микву с лестницы, ведущей к ней.
      
        []
      
      Миква Шпайера (Mikwe Speyer).
      
      Шпайерская миква является самым старым памятником такого рода не только в Германии, но и во всех странах Европы, севернее Альп. Археологический музей SchPIRA, открытый в центре бывшего еврейского квартала в 2010 году ежегодно посещают около 70 тысяч человек. Многие бросают в микву монетки.
      
        []
      
      Из городских укреплений до наших дней сохранились 55-метровая часовая башня с воротами. Внутри башни сейчас находятся зал для городских мероприятий и музей.
      
        []
      
      Городская мэрия.
      
        []
      
      Городской фонтан со скульптурным изображением святого Георгия, защитника города.
      
        []
      
      Исторический музей земли Пфальц. Сейчас в музее проходит выставка, посвященная королю Баварии Людвигу I. Этот король вырос в близко расположенном Манхайме.
      
      
      Город Манхайм с населением более 300 тысяч жителей, третий (после Штутгарта и Карлсруэ) по величине в земле Баден-Вюртемберг.
      
      Он расположен в междуречье Рейна и Неккара. Статус города Манхайм получил в 1607 году. В XVII столетии в нем селились преимущественно нидерландцы, бежавшие от религиозных преследований на родине.
      В 1720 году по желанию курфюрста Карла Филиппа III из династии Виттельсбахов в город была перенесена резиденция из Гейдельберга, благодаря чему Манхайм получил новый более высокий статус. В XVIII веке для курфюрстов был построен дворец в стиле барокко, крупнейший после Версаля. Естественно, дворец имел винный погреб. Смотрителем его был назначен придворный шут из Гейдельберга карлик Перкео.
      
      Карл Филипп, как позднее и его наследник Карл Теодор, собрал в своей столице лучших музыкантов, которых современники наградили званием "лучшего оркестра Европы". Были созданы музыкальная школа и капелла. Под руководством музыкантов Яна Стамица и Карло Груа, в оркестре играли такие прославленные таланты как Вольфганг Амадей и его отец Леопольд Моцарт.
      
      Карл Теодор, "наследник всех своих родных", имел множество титулов и оставил следы своей деятельности как герцог Юлиха и Берга в Дюссельдорфе, курфюрст и герцог Баварии в Мюнхене и др. Это был типичный просвещенный монарх своего времени. Он переписывался и поддерживал Вольтера, Моцарт учил его детей музыке. Карл Теодор заложил основу Старой пинакотеке, и явился основателем Английского сада в Мюнхене. Его именем назван мост в Гейдельберге. Он учредил театр в Манхайме, в котором состоялась премьера "Разбойников" Шиллера. При нем Манхайм стал театральной столицей Германии.
      
      Карл Теодор избегал войн и любил, когда его величали "князем мира". Действительно, можно сделать много полезного и войти в историю с добрым именем, если мир предпочитать войне.
      
        []
      
      Дворец - резиденция пфальцских курфюрстов Манхайма. Во время Второй мировой войны он был почти полностью разрушен. В 1956-61 годах его отстроили заново. Позднее он частично перестраивался и приводился в вид, более соответствующий довоенному. Сейчас во дворце располагается библиотека, музей и некоторые службы университета. (Фото из Википедии).
      
        []
      
      План центра города Манхайм.
      
      Центр города располагается в междуречье Рейн - Неккар, его форма напоминает подкову. Он застраивался своеобразным образом. Все улицы располагались в форме квадратов, со сторонами, ориентированными параллельно и перпендикулярно стенам дворца курфюрстов. Отсюда произошло название центра: "квадраты" и "прозвище" города - "Quadratestadt" (город квадратов). Несмотря на разрушения во время Второй мировой войны, такая планировка сохранилась.
      
      Удобное географическое положение города сделало его крупным речным портом. Манхайм стал важным промышленным центром в XIX-XX веках. Здесь были сделаны несколько важных технических изобретений. Карл Дрез построил в 1817 году первую дрезину, в 1880 году Вернером фон Сименсом создан первый электрический лифт, в 1886 году первый автомобиль Карла Бенца проехал по улицам города, в 1921 году был создан первый трактор, в 1930 году открыто первое в Германии троллейбусное движение.
      
      Главная улица начинается непосредственно от дворца и идёт к Неккару в северо-восточном направлении. Она носит название Kurpfalzstrasse, но горожане именуют ее исключительно как Широкая улица (Breite Straße). Часть этой улицы - пешеходная зона с магазинами и административными зданиями.
      
      Как и во многих других немецких городах, в Манхайме есть высотная доминанта. Это не религиозный храм, как обычно, а водонапорная башня Вассертурм (Wasserturm), которая установлена на центральной площади города - Фридрихсплац.
      
      При подходе к башне обратила на себя внимание скульптура Отто фон Бисмарка на улице его имени.
      
        []
      
      После смерти Бисмарка по всей Германии возводились в его честь памятники. Объединителю Германии часто строили мощные башни Бисмарка (Bismarkturm). Их можно встретить во многих городах страны.
      
        []
      
      Башня Вассертурм - водонапорная башня - эстетический центр города. Она была построена в 1886-1889 годах по проекту известного немецкого архитектора Густава Хальмхубера в характерном для Германии начала XX веков югендстиле. Высота башни - 60 метров, диаметр - 19 метров. Она расположена на центральной площади около здания Музея современного искусства (Kunsthalle).
      
      Вассертурм была первой муниципальной водонапорной башней в Манхейме, предназначенной для снабжения города питьевой водой. С 2000 года она утратила свое утилитарное назначение. Внутри башни, которая имеет статус памятника архитектуры, сейчас находится музей истории ее создания.
      
      Купол башни венчает скульптура греческой богини Амфитриты (жены Посейдона) - работа скульптора Эрнста Вестфаля.
      
      Бассейн с фонтаном перед зданием башни украшают фигуры кентавров, нимф и тритонов. В весенне-летнее время года вокруг пруда распускаются розы. Площадь Фридрихсплац - самая красивая в городе В темное время суток фонтан перед зданием водонапорной башни красочно подсвечивается специально созданной современной осветительной системой. Зимой на этой площади устраивается традиционная Рождественская ярмарка.
      
        []
      
        []
      
      Виды площади Фридрихсплац с башней Вассертурм, водоемом, фонтаном и цветниками.
      
       [] 
      
      Цветочная галерея в стиле модерн (югендстиль).
      
      Фридрихсплац окружают перестроенные после Второй мировой войны здания музея искусств и культурно-выставочного комплекса Rosengarten (сад роз).
      
       [] 
      
      
      Здание (Congress Center Rosengarten) в югендстиле. Оно было перестроено после Второй мировой войны. Первоначальное здание на этом месте было возведено между 1900 и 1903 годами как муниципальный фестивальный зал с залом Нибелунгов вместимостью 6000 человек. Он был одним из самых больших залов в Германии.
      
      Помимо конгрессов и общих собраний, в здании Rosengarten проходят концерты, благотворительные и гала-вечера. В зале Моцарта который может вместить до 2300 человек дает свои представления Национальный театр и выступает оркестр Манхаймской музыкальной академии. Этот зал используется также в качестве гостевой площадки для выступлений крупнейших симфонических оркестров мира.
      
      Национальный театр Манхайма - один из наиболее старых и известных театров Германии. Он является продолжением дворцового театра, который, начиная с XVIII столетия, был средоточием театрально-концертной жизни страны. В нём выступал Моцарт, а в 1782-м на сцене была представлена драма Шиллера "Разбойники".
      
       [] 
      
      Музей современного искусства Кунстхалле в городе Манхайм, построенный в 1909 году. Красный (розовый) песчаник, как строительный материал, видимо, был популярен в начале ХХ века.
      
      Здание музея было возведено по проекту известного немецкого архитектора и дизайнера Германа Биллинга для временного размещения "Международной художественной выставки". Эта выставка была приурочена к 300-летию основания города. После её закрытия оно стало использоваться как музей современного искусства.
      
      
      В 2007 году Манхайм отметил свой 400-летний юбилей. Город наращивает свой научно-технический и культурологический потенциал. Свидетельством тому является BUGA - 23 - Федеральная садово-парковая выставка 2023 года. Она была ключевым объектом нашей туристской поездки. Выставка официально открылась 14 апреля и посвящена четырем важнейшим современным темам - окружающей среде, климату, энергетике и продовольственной безопасности.
      
      Такая выставка проводится один раз в два года в разных городах Германии. Впервые она проходила в Ганновере в 1951 году. В Манхайме такая выставка впервые проходила в 1975 году. С тех пор экологические проблемы нашей планеты резко обострились.
      
      Выставку BUGA - 23 открыл Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier). По его словам, садовая выставка - это ни в коем случае не второстепенное мероприятие для садоводов-любителей и любителей отдыха. Она "скорее поощрение и обязанность всем исполнять свою фундаментальную человеческую задачу - сохранять, ухаживать, бережно формировать наш мир".
      
      Как покровитель BUGA, федеральный президент напомнил историю сотворения мира в Библии: Бог создал человека и поселил его в Эдемском саду. "Человек должен был работать и ухаживать за садом. И если хотите: человек был создан как садовник еще до начала времен".
      
      Штайнмайер высоко оценил образцовый характер BUGA-23, который, как ожидается, к осени привлечет более двух миллионов посетителей. По его словам, выставка дает не только примеры индивидуального садоводства. Здесь можно увидеть, как городские районы могут получить заметное улучшение качества жизни, благодаря продуманному созданию зеленых коридоров, и как можно устойчиво улучшить городской климат. Кроме того, Манхайм показывает, как можно создавать экологически продуманное жилое пространство.
      
      Как мне удалось выяснить из Википедии, "до 2015 года военнослужащие США войск НАТО будут полностью выведены из Гейдельберга (Heidelberg) и Мангейма (Mannheim) и передислоцированы в Висбаден (Wiesbaden), где будет располагаться новый командный центр американских войск в Европе." Это осуществилось и в Манхайме освободилась значительная территория на правом берегу Неккара, примыкающая к зеленой парковой зоне. Ее использовали для выставки BUGA-23. Объединить историческую и новую зону было решено канатной дорогой. К открытию выставки канатную дорогу сдали в эксплуатацию. Она работает на "зеленом" электричестве. Для этого на крыше одного из зданий выставки установлены солнечные батареи.
      
      Историческая часть выставки - Luisen-Park Gelände (парк Луизы). Новая часть - Spinelli-Park Gelände (парк Шпинелли). Общая площадь территории выставки около 120 гектаров.
      
      Ландшафтный парк Луизы в городе Манхайм был создан на рубеже XIX и XX веков и был посвящён дочери императора Вильгельма I - великой герцогине Луизе фон Баден в честь ее 58-летия.
      
      Сегодня это один из самых красивых парков Европы. Площадь парка более 42 га. Она включает в себя озеро площадью 4 га, китайский сад с павильоном, дендрарий, теплицы и амфитеатр. В парке Луизы помимо прекрасных ландшафтов, редких растений в природе и оранжереях, можно увидеть свободно живущую колонию аистов, розовых фламинго, карпов, плавающих в озере. В парке 140 видов деревьев, 85 видов кустарников и более 350 разновидностей цветов и других растений. Искусно составленные композиции одновременно цветущих растений располагаются у главного входа в парк. Все парковые сооружения, образцы флоры и фауны органично включены в тематические экспозиции выставки BUGA-23.
      
        [] 
      
       Мемориальная доска в память Великой герцогини Луизы фон Баден в парке её имени.
      
        [] 
      
        [] 
      
        [] 
      
      Ландшафты парка Луизы. Группы растений иногда сочетаются с архитектурными формами. Вдали на лугу видны свободно живущие аисты.
      
        [] 
      
        [] 
      
      Одновременно цветущие многолетники. Они оформляют пешеходные дорожки при входе в парк.
      
        [] 
      
        [] 
      
        [] 
      
      Обширные оранжереи вмещают в себя растения разных природных зон - пустыни, субтропиков, тропиков.
      
        []
      
      В старой части парка показаны возможности озеленения фасадов домов. Демонстрирует один из спонсоров выставки компания Bauhaus.
      
        []
      
        []
      
      Пруд. Эти судёнышки с электрическим двигателем практически не нуждаются в управлении. Иногда они двигаются вообще без пассажиров.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Парковая скульптура иногда представлена предметными произведениями, иногда абстрактными. Я предпочитаю предметные. Абстрактные, по-видимому, призваны показать проникновение техники в жизнь. Обычно человеческие творения бывают очень эстетичны. Иногда они выглядят разрушительными и противоречащими природе как, например, на нижнем снимке.
      
      Китайский сад, видимо, имеет длинную историю. Он очень красив и органичен. Это не только коммерческое заведение с традиционным чаепитием, а рукотворный уголок природы с характерными растениями, водой, скалами.
      
        []
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Китайский сад. Водоем, искусственные скалы, водопад, грот. Не знаю, насколько это соответствует природе Китая, но красиво и романтично.
      
      В старом парке создан участок с домашними животными. Это интересно и детям, и взрослым. В природных условиях можно встретить "непуганых" (нет, не идиотов, как сказано классиками) животных, живущих без вмешательства человека.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Животный мир. Я привожу немногое, из того, что видела. Темпераментная корова ("бодливой корове бог рог не дал"), флегматично застывшие черепахи ("ползает как черепаха"), рыба ("молчит как рыба"), козы, которых в парке много ("как с козла молока" ) породили в человеческом обществе большое количество метафорических сравнений и пословиц.
      
      Старая и новая часть парка соединяются канатной дорогой. Ее длина два с лишним километра, максимальная высота над землёй 12 метров. Она пересекает дороги, реку Неккар, новое, еще не вполне освоенное пространство Spinelli-Park Gelände (парк Шпинелли).
      
      Для парка Шпинелли используются земля, оставшаяся после ухода из города американских войск НАТО. Она находится пока ещё в стадии освоения и строительства парковых сооружений. На территории парка к выставке BUGA-23 на, так называемом, "экспериментальном поле" посадили 2023 "деревьев будущего" - деревья разных видов, наиболее подходящие для жизни в условиях изменения климата. Название нового парка перешло "по наследству" от расположенной здесь раньше американской казармы. Это имя 21-летнего американского санитара Доминика Шпинелли, погибшего во время Второй мировой войны при спасении двух сослуживцев.
      
      Эту часть выставки мы видели, в основном, из кабины канатной дороги.
      
        []
      
      Встречная кабина канатной дороги.
      
        []
      
      Канатная дорога пересекает реку Неккар. Здесь она течет двумя рукавами.
      
      Над парком Шпинелли из кабины канатной дороги видны сжатые злаковые поля, иногда спортивные сооружения, водоем. Экспериментальную часть парка, предназначенную для изучения адаптивности растений к изменению климата нам увидеть не удалось.
      
        []
      
      На неосвоенных ещё просторах новой части парка Шпинелли пока видны только мачты канатной дороги и отдельные саженцы. Возможно, высаженные здесь деревья со временем образуют тематический парк, который органично объединится с парком Луизы.
      
        []
      
      Парковая зона Манхайма. Прочерченная на плане линия - это трасса канатной дороги между Luisen-Park и Spinelli-Park.
      
      Да, Манхайму есть, что показать сегодня, хочется надеяться, что в будущем парки города придадут ему еще большую значимость.
      
        []
      
      Как в каждом немецком историческим городе, канализационные люки с гербом утверждают его достоинство.
      
      
      
      Выше по течению реки Неккар на расстоянии около 20 километров от устья расположен один из самых древних городов Германии, с её старейшим в стране университетом. Это - город Гейдельберг. О нём я уже писала в очерке "Старейшие университетские города Европы" (адрес этого очерка в интернете: http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/starejshieuniwersitetskiegorodaewropy.shtml ). Здесь постараюсь дополнить тот очерк фотоснимками и сведениями по впечатлениям последнего нашего посещения.
    Примечание: Чтобы активировать адрес в интернете нужно его зачернить левой кнопкой
     мыши, кликнуть по нему правой кнопкой мыши и перейти и с помощью её раз кликнуть по выпадающей строчке - "Перейти по адресу".  dd>
      В 1907 году в посёлке Мауэр под Гейдельбергом были найдены кости нижней челюсти "Homo erectus heidelbergensis" (прямоходящий гейдельбергский человек), которые были тогда самым ранним свидетельством жизни человека в Европе. Их возраст оценивался в 600 тысяч , по одним данным и 200 тысяч лет, по другим. Далекие предки хомо сапиенс нашли долину Неккара удобной для жизни.
      
      Исторический центр города расположен на левом берегу реки Неккар (Neckar). Первые упоминания Гейдельберга в хрониках относятся к 1196 году, первое упоминание его крепости к 1225 году.
      
        []
      
      Гейдельбергский замок виден почти с любого места исторического центра города.
      
        []
      
      Общее представление о городе дает бронзовый макет с рекой Неккар, ее мостами и плотиной.
      
        []
      
      Фонтан с мадонной (1718) на площади Kornmarkt (Зерновой рынок). С этой площади с помощью горного подъемника можно подняться в замок.
      
        []
      
      Фуникулер (горный подъёмник Bergbahn).
      
      Начиная с XIII-XIV веков на берегу Неккара графами, курфюрстами, а позднее королями Пфальца строится крепость по всем правилам современного им фортификационного искусства. Защитные башни, мощные стены, рвы окружали строения правителей. Трагические стечения обстоятельств (удары молний, пожары) и многочисленные захватнические нападения (особенно короля Солнца - Людовика XIV) привели к разрушению крепости. Попытки ее восстановления не увенчались успехом. Начиная с 1810 года французский эмигрант граф Шарль де Грамбер начал дело своей жизни - консервацию руин замка Гейдельберга.
      
      Вид на город с террасы замка (Stückgarten), где когда-то располагались пушки и склады пороха. Все это в один "прекрасный" день взорвалось.
      
        []
      
        []
      
      Сейчас город живописно расположен на обеих берегах реки Неккар. Над городом господствуют три возвышенности: Кёнигштуль (Königstuhl) высотой 588 м., Гейнсберг (Heinsberg) - 375 м. на левом берегу Неккара и Хейлигенберг (Heiligenberg) - 445 м на правом.
      
        []
      
      Красные черепичные крыши. Город является Всемирным культурным наследием, поэтому какие-то переделки исторических зданий запрещены. Жителей огорчает, что они не могут поставить на крышах современные солнечные батареи и экономить расходы на электричество.
      
      Что сегодня осталось от замка? Несколько башен, охраняющих вход. Часть из них разрушена, часть реставрирована.
      
        []
      
      Толстая башня (Dicker Turm 1533). Находится в полуразрушенном состоянии.
      
        []
      
      Надвратная башня (Tor Turm 1541). Реставрирована или не была разрушена. В открытые ворота валит толпа туристов. В старые времена ворота были закрыты и впускали по одному человеку через узкую дверь (прототип паспортного контроля при переходе границы).
      
        []
      
       Еще одни более поздние ворота - ворота Елизаветы (Elisabethentor 1615). По преданию, они были построены за одну ночь влюбленным женихом, чтобы удивить свою невесту.
      
        []
      
      Площадь Гейдельбергского замка после входа через главные ворота. В правой части площади - стены и башня дворца Отто Генриха. В торце площади сохранился дворец курфюрста Фридриха IV, построенный в 1601-1607 годах (раннее барокко). Его фасад богато украшен статуями предков князя. Внутри можно увидеть великолепные Рыцарский и Имперский залы, над которыми некогда располагались жилые помещения.
      
        []
      
        []
      
      Фасад дворца Отто Генриха (Ottheinrichsbau) - наследника Фридриха II "Мудрого". Дворец построен в середине XVI века в стиле ренессанс и украшен фигурами ветхозаветных персонажей, античных героев и христианских добродетелей.
      
      В нижних этажах дворца Отто Генриха в сохранившихся помещениях расположен сейчас Немецкий аптечный музей.
      
        []
      
        []
      
      В Аптечном музее представлена история медицины в Германии со времен средневековья. Демонстрируются применяемые для лечения растения, вещества и технологии изготовления лекарств. Уж очень хороши собой экспонаты! Кого хочешь, убедят полечиться от всех болезней.
      
        []
      
      В подвалах дворца курфюрста Фридриха IV находится Гейдельбергская бочка (Heidelberger Faß) - самая большая в мире бочка для вина.
      Она изготовлена в 1751 году из дубовых досок (на них пошло 130 дубовых стволов). Бочка превзошла аналогичные гигантские бочки, которые были сделаны гейдельбергскими мастерами в 1591, 1664 и 1728 годах. Ёмкость бочки указывается разными авторами в диапазоне от 212 до 221 тыс. литров (что отчасти связано с постепенным усыханием дерева). На высоте Королевского зала во дворце находился насос, с помощью которого можно было качать вино, не спускаясь к бочке. Есть сведения, что в день потреблялось до двух тысяч литров вина. На бочке остались следы от топориков французских солдат конца XVIII века, которые намеривались воспользоваться добычей.
      
        []
      
      Карлик Перкео, не пьянеющий охранник бочки и шут по совместительству. Его имя означает неизменный ответ "Perche no?" ("Почему нет?") на предложение выпить. Теперь Перкео - незаменимый участник карнавала. Перкео по приданию умер, выпив вместо вина стакан воды. Справа - часы с сюрпризом. После переноса столицы в Манхейм, Перкео переехал тоже продолжить свою деятельность.
      
      В Гейдельбергском замке можно провести очень много времени, делая для себя бесконечные открытия. Однако, город представляется не менее интересным.
      
      Почти все экскурсии начинаются у Старого моста Неккартор (Neckar Tor). Сейчас мост сделан из камня. Ему предшествовали, начиная с римских времен, восемь деревянных мостов. Все они становились жертвами наводнений и ледоходов. В 1689 году мост был взорван французами. Одна из опор была взорвана во время Второй мировой войны. Вход на мост охраняют две круглые башнями. В них были размещены пограничный и таможенный пункты, а также небольшая тюрьма. Они были построены одновременно с защитными сооружениями города.
      
        []
      
      Мост через Неккар с воротами и защитными башнями.
      
        []
      
      Старый мост со статуей-памятником Карлу Теодору, называемому отцом Пфальца. Плоды его деятельности можно встретить во многих местах Германии. В подножье памятника - божества рек Рейна, Дуная, Мозеля. Исторический мост, отец Пфальца, - все очень серьезно. Но современным жителям Гейдельберга нельзя отказать в чувстве юмора. Доказательство - на том же мосту, сразу после входа в город.
      
        []
      
      У входа на Старый мост установлена бронзовая фигура придуманной скульптором человекообразной обезьяны с полостью, в которую можно поместить собственную голову. Обезьяна не является символом добродетелей, поэтому скульптура призывает посмотреть на себя в зеркало, которое держит обезьяна, и критически отнестись к себе при входе в почтенный город Гейдельберг. Ее задняя часть, обращенная к реке, свидетельство отсутствия априорного почтения к праздным бездельникам, входящим в город.
      
      Университет - гордость города. Особое уважение его ученым. Свидетельство тому фонтан "Себастьян-Мюнстер-Бруннен" около старого здания Университета.
      
       []
         
      Этот фонтан создан скульптором Михаэлем Шенхольцем в 1978 году. Он посвящен Себастьяну Мюнстеру - учёному, работавшему во францисканском монастыре города. Он создал труд "Космография" (дисциплина, занимающаяся описанием Вселенной). Это - самое раннее описание мира на немецком языке. Мюнстер преподавал в Гейдельбергском и Базельском университетах. Фонтан демонстрирует его научно - популярное представление о строении мира в эпоху Возрождения.
      
        []
      
      Рыцарский дом в стиле ренессанс. Он единственный не был разрушен во время войн XVII столетия. Его построил бежавший из Франции гугенот. Здание строилось одновременно с дворцами Отто Генриха и Фридриха IV из того же камня и имеет с ними много общего.
      
        []
      
       Главная улица. В городе большое количество церквей. Смесь благочестия и протестантизма. Бурная религиозная жизнь в сочетании с наукой, политикой, социальными изменениями создает особый дух города.
      
        []
      
        []
      
      Церковь иезуитов (Jesuitenkirche) и ее светлый роскошный интерьер. Это главная католическая церковь города.
      
      Церковь иезуитов была построена в 1749 году и является одним из наиболее значимых исторических памятников города. Это - пример высокого мастерства архитекторов того времени. Храм имеет красивый фасад, украшенный скульптурами Спасителя, основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы и Франца Ксавера. Две женские фигуры олицетворяют Любовь и Надежду.
      
      Внутри храма произведений искусства - картины, скульптуры из камня и дерева, орган. В склепе этой церкви похоронен курфюрст Фридрих I и его семья. За свою бурную военную и политическую жизнь Фридрих I получил от своих врагов прозвище "Злой Фриц". Фридрих I жил и умер значительно раньше, чем была построена церковь. Тем не менее, останки покоятся здесь.
      
      Церковь теперь не только место для молитв, но и культурный центр города. Здесь проводятся концерты классической музыки, выставки и другие культурные мероприятия. Храм также является популярным местом для проведения свадеб и торжественных праздников.
      
        []
      
       Внутренний дворик. Уютно и нарядно. Все и внутреннее, и внешнее сделано со вкусом и любовью.
      
      В одной из боковых уличек почти современная история.
      
        []
      
      В этом доме родился первый президент Веймарской республики (1919- 1925) Фридрих Эберт. Теперь это Дом-музей президента. Внутренний дворик. Жилая часть - весьма скромная трехкомнатная квартира для многочисленной семьи.
      
      И дальше по главной улице (без оркестра).
      
        []
      
        []
      
      Церковь св. Петра (Peterskirche) была построена в 1485 году. За время своего существования она подвергалась значительным перестройкам. Около церкви надгробные памятники людям, связанным с университетом.
      
        []
      
      Еще один уединенный дворик между церковью и одним из университетских зданий.
      
        []
      
      Рыночная площадь и Ратуша. Мирно прогуливаются люди, в центре журчит вода фонтана Геркулеса. Ратуша - символ закона и порядка. Однако 500 лет назад здесь происходили публичные суды, сжигали ведьм и еретиков, отрубали головы. Позорный столб здесь заменяла клетка, куда сажали не очень страшных преступников для поношения.
      
      А теперь о главном природном объекте, давшем жизнь городу - реке Неккар. Она полноводна, но имеет изменчивый режим. Иногда она мелеет и делает затруднительным судоходство и водоснабжение. Иногда уровень воды повышается настолько, что затапливает берега, разрушает дома, мосты и дороги. Много раз на своем веку разрушала Старый мост и заставляла жителей делать его все более защищенным. Люди научились жить со своей рекой. Система наблюдений за уровнем воды поставлена давно и надежно.
      
        []
      
       Водомерный пост. Рейка для отсчета уровня воды вмонтирована в устои моста.
      
      Для поддержания нужного для судоходства и водоснабжения уровня построена низконапорная плотина.
      
        []
      
      Плотина, регулирующая уровень воды.
      
        []
      
      При плотине построены два шлюза, для судов, плывущих вверх и вниз по течению реки.
      
        []
      
      Мол, отделяющий судоходную часть реки.
      
        []
      
      Регулируемый водосброс.
      
        []
      
      Герб города Гейдельберга, вмонтированный в мостовую. В живописном изображении герб представлен в виде гордого льва с красной короной, красным языком и красными когтями. Но красной бронзы не бывает, поэтому здесь он сияет "золотом", что не менее впечатляет.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 14/08/2023. 52k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка