Три этих города региона Апулия, которые нам удалось посетить, объединяют достопримечательности религиозного характера. Италия до сих пор является главным оплотом католицизма. По официальным данным 97% населения - активные католики. В Италии находится более 45 тысяч католических храмов.
Почитаются тысячи святых, каждый из которых служит небесным покровителем того или иного населенного пункта. Ежегодно проводятся различные мессы и ритуалы. Отмечаются дни святых патронов того или иного места или профессии.
Три названных города имеют святых покровителей, почитаемых в других местах и в других религиях. Особенно знамениты святые Николай Мирликийский, покровитель города Бари, Николай Пилигрим, покровитель города Трани, а также святой Мартин, покровитель города Мартина - Франка.
Бари
Св. Николай родился в городе Патара (Греция) около 270 года. Умер в городе Миры провинции Ликия (Турция) около 345 года. В то время это была территория Византии. Св. Николай был епископом Мир Ликийских и прославился своими добрыми делами. Он почитается как покровитель путешествующих, заключенных и сирот, умиротворитель враждующих. Часто его чтут как покровителя всех людей, особенно детей. Об одном из его добрых дел существует легенда. Он тайно дал приданное трем девушкам, дочерям обедневшего отца. После этого они смогли благополучно устроить свои судьбы. Отсюда пошел обычай делать тайные подарки детям в день св. Николая. По преданию, мешочек с золотом, подброшенный св. Николаем сестрам, попал в чулок. Поэтому дети подкладывают свои чулки для получения подарков. В некоторых странах Европы св. Николая называют Санта-Клаус, а в Нидерландах Синтерклаас. День св. Николая празднуется 6 (19) декабря - день его смерти или 9 (22) мая - день прибытия его мощей в Бари. В наши атеистические и меркантильные времена образ Санта-Клауса породил образ деда Мороза, разносящего подарки, при этом день Санта-Клауса часто приурочен к Рождеству или Новому Году.
Изначально епископ Николай был похоронен в окрестностях современного города Демре провинции Анталия (Турция). Над захоронением была построена церковь. Захоронение было предметом поклонения. В 792 году халиф Харун ар-Рашид отправил флот для захвата острова Родос и заодно разграбления гробницы св. Николая в Мирах. Однако его посланники по ошибке уничтожили другую, рядом лежащую гробницу. Как только святотатцы вышли в море, буря разбила все их суда. Угроза христианским святыням усилилась после вторжения на Ближний Восток турок-сельджуков. Под этим предлогом барийские купцы отправились в Антиохию с целью перенесения мощей в Италию. Хитростью они завладели частью мощей и привезли их в Бари. Это произошло 20 апреля 1087 года. Над мощами была возведена церковь, освященная папой Урбаном II.
Во время первого крестового похода венецианцы перевезли остатки мощей св. Николая из гробницы в Мирах в Венецию. Св. Николай стал покровителем и Венеции. Антропологические экспертизы в 1957 и 1987 годах показали, что мощи в Бари и в Венеции принадлежат одному скелету. Несколько раньше венецианцы перевезли мощи св. Марка из Александрии. Так что граница тысячелетий стала временем перемещения святых мощей.
Мощи св. Николая Мирликийского уже почти тысячу лет хранятся в Бари в посвященном ему соборе.
Базилика св. Николая, построенная в романском стиле. Она, вероятно, перестроена из дворца правителя, поэтому в архитектуре встречаются некоторые элементы, соответствующие светским постройкам.
Три нефа, разделенные арками и колоннами.
Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.
Поклонение святому Николаю сопровождалось поднесением даров. Драгоценные реликвии украшают алтари и стены церкви.
Алтарь над криптой с мощами св. Николая.
Скульптура Николая Чудотворца, выполненная в полный рост из чистого серебра.
Старинный серебряный алтарь в стиле барокко.
Вскоре после постройки церковь стала местом крупных исторических событий:
- в 1095 году Петр Амбенский выступил здесь с проповедью Первого крестового похода;
- в 1098 году в базилике прошел церковный собор под председательством папы Урбана II по вопросу объединения Западной и Восточной церквей. К сожалению, он не увенчался успехом.
Николай Мирликийский почитается в России. Здесь его называют Николай Угодник или Николай Чудотворец. В 2009 году Русской православной церкви были переданы храм в честь святителя Николая (построен в 1913-1917 годах) вместе с Патриаршим подворьем в Бари. В советские времена он был в небрежении, сейчас в нем проводятся службы.
И в базилике св. Николая в крипте проводятся службы по православному обряду. Это связано с проведением экуменистической политики Ватиканом после Второго Вселенского собора 1969 года. Уже на площади около собора можно видеть скульптуру св. Николая работы русского скульптора З.К. Церетели и памятную доску с приветствием президента В.В. Путина, обращенным к жителям Бари. Церковные службы проводятся в крипте.
Напротив базилики в качестве дара России установлена скульптура св. Николая работы российского скульптура З.К.Церетели (2003 год). Это - дар России городу Бари.
Здесь же памятная доска с текстом приветствия президента России В. Путина жителям города Бари.
Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства железной решеткой. Около неё проходит православное богослужение.
Православное богослужение в крипте, где хранятся мощи св. Николая Мирликийского.
Справа на снимке - саркофаг с мощами святого Николая (снимок через окошко в железной решётке).
Слева от саркофага можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.
Икона св. Николая, дар сербского царя.
В наш просвещенный век интерес к святым мощам не иссякает, а наоборот, приобретает новые аспекты. В 2017 году на встрече патриарха Московского Кирилла и папы римского Франциска была достигнута договоренность о переносе части мощей св. Николая из Бари в Россию. Через 930 лет пребывания мощей в Бари их часть была перевезена в Москву и Петербург для поклонения. Поклонение прошло при огромном стечении верующих.
Тем не менее, турецкий фонд святого Николая направил властям итальянского города Бари просьбу вернуть в Турцию мощи Николая Чудотворца, епископа Мирликийского. "Мы призываем вернуть мощи Святого Николая, которые были похищены крестоносцами в 1087 году и увезены в Бари. Мы хотим, чтобы восторжествовала справедливость и была исправлена ошибка, совершенная столетия назад", - говорится в обращении фонда. При этом говорится, что если власти Бари ответят отказом, фонд намерен обратиться в ЮНЕСКО. Вернуть их предлагается в турецкий город Демре - в "древние Миры Ликийские", где, согласно летописям, осуществлял свое служение святой Николай Чудотворец. Получит ли тема развитие, пока не известно.
Недавно в прессе прошло новое сообщение о мощах святого. Турецкие археологи обнаружили в Демре неповрежденный храм. Специалисты, изучавшие этот храм на протяжении трех месяцев, предполагают, что на его территории может находиться нетронутая могила святого Николая. Похоже, что с мощами Чудотворца может произойти еще много чудотворного.
Во время нашего посещения собора там готовилась свадьба. Нарядные люди, всеобщее оживление. Утверждают, что венчание в базилике - дорогое удовольствие, которое сложно организовать и необходимо долго ждать.
Подготовка к венчанию в базилике св. Николая.
А теперь о том, что мы видели в старинном Бари.
Типичная торговая улица с курортными товарами на все вкусы.
Бытовая непосредственность. Постиранное белье украшает балконы и стены старинных домов.
Улицы, на которых трудно разминуться.
Любимая итальянская паста приготовляется вручную прямо на улице. Работают пожилые женщины, некоторые из них распевают, может быть от скуки, а, может быть, чтобы привлечь туристов. Бизнес.
На "Макаронной" улице.
Бари - один из древнейших городов Италии. Уже во втором веке до нашей эры он славился своим портом и торговыми связями с городами на берегах Средиземного моря. Сюда вели и римские дороги. В память об этом сохранили часть Апиевой дороги, соединяющей Апулию с Римом.
Римская дорога в Бари.
На рыночной площади стоит памятник XVI века. Он называется "Столб справедливости" или "Колонна правосудия". К нему привязывали людей, нарушивших свои обязательства.
Столб справедливости. В прошлом - позорный столб. Сейчас - любимое место для фотографирования.
Так выглядит вход в парикмахерскую. Barber - по-английски мужской парикмахер. Для убедительности при входе - изображение усов.
Нельзя пройти мимо кафедрального собора Бари. По церковной иерархии он более значим, чем базилика св. Николая. Также он старше по возрасту. Собор освящен в честь св. Сабинуса, епископа Канозы, чьи мощи были перемещены сюда в IX веке. Современная постройка датируется более поздним временем. Она появилась на месте развалин собора Византийской империи, разрушенного в 1156 г. Вильямом I Сицилийским.
Кафедральный собор Бари, освященный в честь св. Сабинуса. Это тоже романский стиль с последующими переделками и реставрациями.
Интерьер кафедрального собора.
Видимо, в кафедральном соборе бывают концерты. Рояли и дирижерский пульт - несомненно, светские атрибуты.
Как и базилика св. Николая, кафедральный собор имеет крипту.
Крипта кафедрального собора. Мощи св. Сабинуса хранятся в алтаре крипты. Они были привезены в Бари в 844 г. епископом св. Ангелариусом, который после разрушения города сарацинами спас их из развалин. В центре алтаря икона с изображением Богоматери Одигитрии. Согласно легенде, икона была привезена с Востока в VIII веке.
Крестильная купель кафедрального собора.
Крепость Бари построена в 1131 году нормандским королём Сицилии и герцогом Апулии Рожером II на развалинах более раннего византийского укрепления. Рожер II много воевал и основал королевство Сицилии, в которое входили помимо острова Калабрия и Апулия. Через несколько лет замок был разрушен Вильгельмом Злым. Кайзер Фридрих II восстановил замок, изменив его архитектурный облик. В XIX веке замок использовался в качестве тюрьмы и казармы. Сейчас в нем находится исторический музей и временные выставки.
Замок Бари на улице Рожер II Нормандского.
Светский современный Бари обращен к морю. Порт с молами и гаванью, многокилометровый пляж. Существует проект коренной реконструкции набережной. Идея состоит в сокращении ширины автотранспортной дороги и выделении места для пешеходов и велосипедистов. Планируется реконструировать порт, построить еще один мол, создать зону для купания. Оформление набережной навеяно знаменитыми набережными в Копенгагене и Барселоне. Слышала, что в проекте принимает участие один из авторов стиля хай-тек итальянский архитектор Ренцо Пиано.
Сейчас набережная выглядит так.
Театр Маргарета, который входит в проект реконструкции набережной. Он будет переоборудован в общественный центр.
Оживленная улица Via Venezia с бульваром, административными, торговыми, жилыми домами, театрами и ресторанами.
Современный центр города Бари.
Николай Петрович (1841-1921) король Черногории (Монтонегро), генерал-фельдмаршал Российской империи. Активный участник Русско-турецкой войны. Его дочь Елена была женой итальянского короля Виктора Эммануила III. После бракосочетания Елены и Виктора Эммануила, Николай Петрович стал часто бывать в близлежащем итальянском городе Бари. Местные жители глубоко уважали князя, а впоследствии воздвигли в городе этот памятник.
Трани
Наша поездка в Трани (провинция Бари) прошла на фоне тропического циклона, который обрушился на Апулию и разразился ливнем. За считанные минуты наша деревня была затоплена, с неба извергались потоки воды, которые даже дождем назвать трудно. Водоизвержение. Тем не менее, автобус пришел и по щиколотку в воде, надо было его достигать. Стоит ли говорить, что все были мокрые с ног до головы. Кроссовки вечером пришлось досушивать с помощью фена.
Борозды, прорытые водой на фоне забора, традиционной для Апулии кладки без применения цементирующих средств.
Наконец, Трани, умытый дождем, подметенный ветром, чистый, белый, обновленный. Обновленный в своей более чем тысячелетней истории. Как и в Бари, популярность городу принес святой. Тоже Николай, но не Чудотворец.
Памятник Николаю Пилигриму (San Nicola Pellegrino), святому покровителю Трани.
Видимо, соперничество с Бари, а в X-XII веках значимость их была сравнима, побудило жителей Трани сделать греческого молодого человека по имени Николай своим святым. Он непрерывно молился, чем возбуждал у некоторых людей раздражение. Его прогоняли, били, унижали. А в Трани его полюбили. Он умер в возрасте 19 лет около церкви св. Марии. В 1097 году на месте этой церкви был построен кафедральный собор. Его местоположение на берегу моря, на открытом пространстве, что редко можно встретить в средневековых городах, уже создают ощущение величия апулийско - романского архитектурного стиля. Этот собор внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Собор св. Николая Пилигрима в Трани. Заметна трехэтажность сооружения. Действительно, это три церкви, объединенные в один ансамбль. Со временем более старые церкви стали криптами для более поздних. Кампанила (колокольня), построенная позже самой церкви, украшена окнами с разделительными колоннами. Чем выше окно, тем больше разделительных колонн. Это создает зрительный эффект большей высоты.
На противоположной стороне площади, открытой морю, расположен замок, к созданию которого причастен император Фридрих II. Он часто бывал в городе и придавал большое значение его безопасности и торговым возможностям. Замок похож на замок в Бари. В каком-то смысле, это типовое средневековое строительство.
Замок Трани. Как и в Бари, последние годы он служил тюрьмой. Сейчас здесь проводят выставки.
Замок окружен оборонительным рвом. Сейчас это - зеленая зона.
Внушительный вид замка на берегу моря.
Просторная набережная, между кафедральным собором и замком.
Кафедральный собор красив со всех сторон.
Еще один вид собора со стороны кампанилы.
Внутри собор не менее интересен. Три его уровня из разных эпох впечатляют. Наиболее поздний из них - трехнефное пространство с арками и высоко расположенными окнами.
Более ранние церкви, вписанные в собор, образуют крипты.