Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Дрезден - Рудные горы - Прага

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 20/01/2014.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/05/2015. 56k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 39 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В Дрездене и Праге мне случилось бывать в советские годы. Что изменилось с тех пор? Насколько изменилась я сама, чтобы другими глазами взглянуть на то, что когда-то видела? Посещение Рудных гор - давняя мечта моего мужа, горного инженера-геофизика по поискам и разведке рудных месторождений. В связи с этой поездкой у него тоже возникли профессиональные воспоминания и сопоставления.Итак, три поездки с возвращением в прошлое.

  •   
       ЗАРИСОВКИ ВО ВРЕМЕНИ
      
       В этом году в местах нашего проживания на западе Германии первый снег выпал в последний день января. Вялые "осенебри" и рождество сменились крепкими морозами. Мощный антициклон вторгся в изнеженную Европу, побил многолетние рекорды по отрицательным температурам и продолжительности их стояния. Он заморозил реки, годами не замерзавшие, поставил на коньки народные массы, тем самым воссоздав картины маленьких голландцев, образовал отряды "моржей" - любителей купаться в прорубях, называемых здесь "пингвинами".
      
      Дата заказанной заранее поездки в Рудные горы неумолимо приближалась и вызывала беспокойство. Температуры в районе нашего базирования опустились за пределы -25 градусов ночью. Хватит ли нашего европейского "прикида" для проявления активности в эдакие морозы? Накануне отъезда позвонила в немецкую туристскую фирму, состоится ли поездка. Со мной разговаривали так, как будто бы я спросила, взойдет ли завтра солнце. Никаких сомнений. Поехали.
      
      Зимние пейзажи средней Германии, чуть подернутые дымкой изморози и тонкого снежного покрова, из-под которого хорошо просматривается пашня, стерня, луга. Белесый асфальт дорог, покрытый налетом соли. Очень комфортабельный автобус. Надежный уравновешенный водитель. Восемь часов в пути и мы - в деревенской гостинице, недалеко от Хемница.
      
        []
      
      В этой деревенской гостинице мы остановились на несколько февральских дней (точнее - ночей) .
      
      На ближайшие дни запланированы экскурсии: в Дрезден, по местам горно-геологической славы Рудных гор с посещением Карловых Вар (Карлсбада) и в Прагу.
      
      В Дрездене и Праге мне случилось бывать в советские годы. Что изменилось с тех пор? Насколько изменилась я сама, чтобы другими глазами взглянуть на то, что когда-то
      видела? Посещение Рудных гор - давняя мечта моего мужа, горного инженера-геофизика по поискам и разведке рудных месторождений. В связи с этой поездкой у него тоже возникли профессиональные воспоминания и сопоставления.
      Итак, три поездки с возвращением в прошлое.
      
       ДРЕЗДЕН
      
      Дрезден - столица Саксонии. Статус Саксонии, как и ее границы, менялись на протяжении веков. Здесь жили языческие свирепые племена саксов, с которыми тридцать три года воевал Карл Великий, чтобы обезопасить границы, округлить свою территорию, обратить неверных в истинную веру. Обратил, однако через пятьсот с лишним лет именно в Саксонии родился Мартин Лютер, религиозный реформатор. Критика католицизма и папства, общение с Богом без посредничества, отказ от продажи индульгенций и от целибата - вот основное содержание идей Лютера. Из его популярных высказываний известно такое: "Кто не любит вина, женщин и песен, так дураком и умрёт!". Перевод Лютером библии на немецкий язык сделал религию более понятной людям. Идеи Лютера нашли в Саксонии благоприятную почву. "На том стою, и не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь." Такая убежденность превратила большинство правоверных католиков в евангелистов. Это сохранилось на протяжении веков, пока не наступил ХХ век с массовым атеизмом, что тоже нашло место в Саксонии.
      
      Дрезден возник в начале ХIII века. С конца ХVI века он стал резиденцией саксонских герцогов, позднее курфюрстов, а еще позднее королей. Некоторые из них были одновременно польскими королями. Так что статус города все время повышался. Существенную роль в развитии Дрездена сыграли два обстоятельства. Это разработка серебряных месторождений Рудных гор и изобретение фарфора. О серебряных месторождениях будет речь позже. А изобретение европейского фарфора имеет истинно детективную историю. Саксонский курфюрст Фридрих Август I, прозванный Сильным, всегда нуждался в деньгах, как, впрочем, и все правители. Поэтому он проявил интерес к молодому алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру (1682-1719), якобы достигшему успехов в превращении ртути в золото. Для надежности Бёттгер был помещен под стражу и пристальное наблюдение специалиста - химика (такая методика обращения с творческими людьми изобретена задолго до ГУЛАГа). Август Сильный имел склонность к коллекционированию предметов роскоши, в частности, фарфора. В это время фарфор был известен только в Китае и изделия из него стоили баснословно дорого. Когда Бёттгер достиг успехов в изготовлении красного керамического вещества, напоминающего фарфор, давление на него усилилось, т.к. успех в получении фарфора обещал не меньшее обогащение, чем искусственное получение золота. Бёттгер был перемещён в замок Альбрехтсбург в Мейсене. Здесь ему, наконец, удалось получить белый полупрозрачный фарфор. Для этого он использовал каолин из Рудных гор (город Ауэ), полевой шпат и алебастр. Привлечение талантливых художников позволило наладить производство фарфоровых изделий для двора Августа Сильного и для продажи. Бёттгер руководил производством до своей смерти. Своей непродолжительной жизнью (37 лет) он остался доволен и говорил: "Хвала судьбе, сделавшей из алхимика гончара".
      
       В Дрездене и Мейсене стоят памятники Бёттгеру, а Август Сильный сумел экономически обеспечить барочную роскошь своей резиденции. Первоклассные архитекторы и скульпторы, такие как М.Д. Пёппельман, Б. Пермозер, Б.Б. Каналетто, обеспечили старому городу благородное сочетание роскоши и хорошего вкуса.
      
      По поводу фотографий. Поездка в февральские морозы - не самое лучшее время для фотографирования. В Интернете можно найти большое количество очень хороших летних фотографий, например, по адресу: http://qashqai-club.com/bb3/viewtopic.php?f=48&t=10712
      К тому же зимой некоторые действующие экспонаты, например, куранты из хрупких фарфоровых колокольчиков внутри Цвингера, не работают.
      
       []
         
       Фарфоровые куранты Цвингера зимой молчат.
      
      Первый раз я была в Дрездене в 1985 году. Это была двухнедельная поездка по ГДР. В Дрездене мы провели три дня и, как я теперь понимаю, сумели много посмотреть. Это "Галерея старых мастеров"- экспозицию которой я до этого видела в Москве; "Галерея новых мастеров" - искусство, еще не виданное в СССР; знаменитые "Grünes Gewölbe" (Зеленые своды) с шедеврами камнерезного и ювелирного искусства. Затем поездка в Мейсен с посещением замка Альбрехтсбург, в котором размещалась фарфоровая фабрика. Ознакомление с процессом производства дало возможность прикоснуться к детективу древнего открытия. Выставленные в музее первые образцы фарфора, сделанные еще, может быть, самим Бёттгером, показали историю развития этого искусства от начала до наших дней. Большое впечатление тогда произвел музей гигиены, построенный в 1912 году производителем зубной пасты О.К. Лингнером. (оказывается, тюбики с зубной пастой тоже имели своего создателя!). И, конечно, осмотр города с гидом и самостоятельно.
      
      Дрезден знал не только периоды интенсивного строительства, но и моменты тотального разрушения. 13 февраля 1945 года - черная дата в истории города. Союзники - англичане и американцы, сбросили на город около полумиллиона фугасных и зажигательных бомб. Возникший пожар привел к гибели более 35 тысяч человек и разрушению центра города. В этот момент в городе скопилось много беженцев. Видимо, они и объекты культуры и истории Дрездена были целью бомбардировки, ведь казармы и заводы не пострадали. Прочитать об этом можно в "телеграфно-шизофреническом романе" Курта Воннегута "Бойня номер пять", американца и немца в четвертом поколении, участника событий. Очевидно, что это был акт возмездия за бомбардировку Ковентри. Время идет, и теперь Ковентри, как и Санкт - Петербург, - города-побратимы Дрездена. В 1985 году следы этой катастрофы были видны еще явственно. Королевского дворца-резиденции просто не помню. Видимо, он был окружен забором, строительными лесами и совсем не предназначался для туристского осмотра. Опера Земпера была возведена вчерне, на уровне бетонного корпуса, но еще лишена наружного декора и внутренней отделки. Знаменитая Фрауенкирхе лежала в руинах, около которых стоял шильд, сообщающий, что эти руины - памятник Второй мировой войне. Но уже была восстановлена католическая Придворная церковь. Культурным центром был Цвингер. Как и сейчас, там располагалась Галерея старых мастеров. Павильоны, цветники, фонтаны были представлены во всей красе. Тогда казалось, что Цвингер - это главное.
      
      И вот теперь, в 2012-ом, очевидно, что Цвингер - это только часть. Постепенно культурный и исторический центр перемещается во дворец-резиденцию династии Саксен-Виттенбергов, более чем восьмисотлетних правителей Саксонии. Этот комплекс зданий, сформированный вокруг трех внутренних дворов, в течение веков имел свои трагические страницы, такие, как пожар в 1701 году. Дворец пережил многочисленные перестройки, каждый раз в более модных архитектурных стилях, но, как известно, лучшее - враг хорошего. Сейчас восстановлено много, однако, еще не все. Сюда уже переведено собрание сокровищ "Grünes Gewölbe".
      
        []
      
       Вход в музей "Grünes Gewölbe" из застеклённого внутреннего дворика.
      
      Побудительным событием к этому было наводнение августа 2002 года, когда вода в Эльбе поднялась на 10-11 метров и затопила центр города, в том числе Цвингер и "Grünes Gewölbe". Городу был нанесен значительный ущерб.
      
      Во дворце уже размещены многие другие коллекции саксонских правителей. Один из внутренних дворов перекрыт стеклянной крышей. Можно видеть, как идет реставрация второго двора. К резиденции примыкает дворец Ташенберг, репрезентативное здание, в котором сейчас помещается пятизвездочный отель. Дворец был построен Августом Сильным для его фаворитки графини Козель. Это интересная история, описанная Юзефом Крашевским. Красивая, яркая, сильная женщина считала, что навеки привязала к себе короля. Родила трех детей, которых король признал своими наследниками. Однако, Август Сильный не помещался в рамки моногамных отношений. Бедную графиню поместили под стражу в замок подальше от короля, где она и провела в одиночестве оставшиеся ей пятьдесят лет жизни.
      
      Одной из старейших частей дворца является "Длинная галерея", наружная стена которой украшена уникальным фарфоровым панно длиной 102 метра. На 25 тысячах плиток изображено шествие королей - представителей Саксен-Виттинбергской династии на протяжении с 12 по 20 век. Это своеобразная графическая летопись с указанием имен, гербов, лет правления. Здесь присутствуют 35 правителей, среди которых, конечно, Август Сильный (польский король Август II), его сын Фридрих Август II (польский король Август III). Панно почти не пострадало во время войны.
      
        []
      
       Фарфоровая стена "Длинной галереи" королевского Дворца.
      
      Памятники королям в Дрездене многочисленны. Площадь Ноймаркт украшает позолоченный монумент Августу Сильному.
      
      Архитектурной доминантой главной площади Дрездена является Оперный театр. Он построен по проекту Готфрида Земпера (1803-1879). Земпер украсил Европу многими своими сооружениями. Он - автор обоих проектов Дрезденского театра (первый театр сгорел в 1869 году), придворного театра в Вене, здания для проведения Вагнеровских фестивалей в Мюнхене, театра в Рио-де-Жанейро. Эти театры стали объектами для подражания во многих городах Европы, например, в Одессе.
      
      По проекту Земпера построена картинная галерея в Цвингере, а также - музеи истории искусств, истории естествознания, дворец Нойсбург в Вене. К сожалению, не все проекты Земпера реализованы или дошли до нас, но можно смело сказать, что его идеи функциональности определили архитектурное лицо его времени.
      
      Дрезденская опера всегда была важнейшим музыкальным центром. Здесь работали Роберт Шуман, К.М. Вебер, Рихард Вагнер. Сейчас Дрезденская опера проводит балы, аналогичные знаменитым балам Венской оперы. Но здесь дамы не носят таких, как в Вене, умопомрачительных туалетов, модераторы не проводят блиц - интервью с коронованными особами и наследниками престолов. В Дрездене все более демократично. Толпа горожан на театральной площади наблюдает происходящее в зале на огромном экране под "присмотром" бронзового короля Иоганна II . Эти балы пока менее популярны, чем венские, но, думаю, что снижение уровня гламурности еще будет оценено.
      
        []
      
       Театральная площадь с памятником королю Иоганну II
      
      Спустя шестьдесят лет после войны восстала из руин Фрауенкирхе. В противовес Придворной церкви, она принадлежит евангелистам. Построенная по проекту Г.Бэра в начале ХVIII века, она была окружена домами в стиле барокко и составляла с ними единый ансамбль. Несмотря на отсутствие подобающего окружения, Фрауенкирхе смотрится замечательно. Ее колокообразный купол завершил силуэт высотных доминант Дрездена.
      
        []
      
       Воссозданная Фрауенкирхе   
      
        []
      
       Барочная роскошь алтаря
      
      Ежегодно в февральские дни во Фрауенкирхе собираются люди, уцелевшие во время бомбардировки в Дрездене. К ним присоединяются летчики, бомбившие город. Все уже глубокие старики. Это встречи примирения. Люди со слезами на глазах делятся своими воспоминаниями перед микрофоном. Это история.
      
        []
      
    Под этим небесным сводом произошло примирение виновников и жертв трагедии
    13 февраля 1945 года.
      
      До недавнего времени Дрезден был в списке объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Он включал долину Эльбы длиной 18 км, с ее широкой поймой и террасами, на которых раскинулся город в границах начала ХХ века, его пригороды, роскошные парки и дворцы правого и левого берегов. В черте города берега соединяются четырьмя мостами. Есть еще один мост "Голубое чудо", соединяющий пригород Лошвиц с городом. Он построен в конце ХIХ века, когда архитекторы увлекались новыми строительными возможностями металлических конструкций. Мост, действительно, очень хорош. Однако, время идет, город развивается, транспортные потоки возрастают и возникла необходимость в строительстве еще одного моста через Эльбу. Администрация ЮНЕСКО сочла это разрушением мирового наследия и пригрозила исключить Дрезден из списка. Действительно, силуэт города и его виды запечатлены в картинах многих художников. Администрация города провела референдум населения, одобривший строительство, и теперь продолжает строить однопролетный мост. Дрезден больше не является памятником мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Тем не менее, его слава настолько велика, что поток туристов не иссякает в любое время года. Конечно, в теплое время украшением городя являются его сады, парки, фонтаны. Дворцы и виллы, расположенные на природных террасах реки, особенно правого берега, достойны восхищения. Зимой обнаженные деревья дают возможность видеть детали архитектурных украшений и перспективу улиц. Пустынные улицы и площади, наполовину замерзшую Эльбу с ледоходом тоже не часто можно увидеть
      
        []
      
       Ледоход на Эльбе
      
        []
      
       Французский партер покрыт снегом. Фонтаны Цвингера молчат.
      
       С Дрезденом связаны судьбы нескольких личностей мирового масштаба. Это художник Каспар Давид Фридрих, писатели Карл Май(May) и Эрих Кёстнер. Их знают все.
      Однако в жизни существует масса вещей, которые, казалось, были всегда. Тем не менее, их когда-то изобрели. В Дрездене сделано много таких изобретений. Это: подставка под пивную кружку, канцелярская скрепка, бюстгальтер, кофейный фильтр, пакетик для чая, шоколад, крем для обуви из тюбика, магнитную ленту для записи звука. Вспоминается стихотворение Николая Олейникова о таких изобретениях:
      
      "Хвала изобретателям, подумавшим о мелких и смешных приспособлениях:
      О щипчиках для сахара, о мундштуках для папирос,   
      Хвала тому, кто предложил печати ставить в удостоверениях,
      Кто к чайнику приделал крышечку и нос.   
      Кто соску первую построил из резины,
      Кто макароны выдумал и манную крупу,
      Кто научил людей болезни изгонять отваром из малины,
      Кто изготовил яд, несущий смерть клопу...."
      
      За четверть века Дрезден очень изменился. Очевидно, воссоздание памятников прошлого - приоритетная задача города. Хотелось бы еще раз повидать Дрезден, когда будет полностью восстановлен дворец-резиденция, королевские оранжереи и, может быть, жилые барочные дома Ноймаркта.
      
       []
       Королевские оранжереи сегодня выглядят так.
      
       РУДНЫЕ ГОРЫ
      
      Рудные горы (Erzgebirge) располагаются в самом центре Европы, на границе между Германией и Чехией. На чешской стороне даже имеется средневековый знак-памятник: "Здесь - центр Европы". Простираются Рудные горы узкой полосой длиной 150 км от Дрездена до Карловых Вар. Горы относительно невысокие. Главная вершина на чешской стороне гора Клиновец достигает 1244 метров.
      
        []
      
       За окном автобуса красивый и спокойный зимний пейзаж
      
      Рудные горы издавна славились своей горной промышленностью. Медно-оловянные и железорудные месторождения разрабатывались здесь более 1500 лет. Вплоть до половины XX века горнорудные работы оставались ведущими. До XI-XII вв. население Рудных гор составляли славянские племена. Их присутствие отразилось в местных названиях: Хемниц (Кемниц, Каменица); Дрезден - Дряждян; Цвиккау - Цвенков, Иоахимсталь (Яхимов).
      
       Мощный импульс развитию горнодобывающей промышленности дало открытие богатых месторождений самородного серебра близ города Фрайберга в 1168 году. Затем месторождения серебра были открыты во многих других местах Рудных гор, в том числе в XVI веке в чешском городе Яхимове (Joachimsthal - нем.). Яхимов, благодаря этому получил статус королевского и право чеканить свои монеты. Эти монеты, называемые "Иохимсталер"- талер, стали вывозиться, как сырьё, в другие страны, где из них там стали чеканить собственные серебряные монеты: "доллар" (от талер) - в Америке, "ефимка" от слова "Иоахим" - в России. Тогда же началась в Рудных горах добыча руд олова, вольфрама, никеля, кобальта, висмута. Помимо руд металлов на протяжении четырех веков, вплоть до XIX века в Рудных горах велась разработка месторождений каолина, из которого изготовляли знаменитый мейсенский фарфор.
      
      Успешное горное дело было причиной привилегированного положения здесь горных людей (Bergleute). Но труд шахтёров всегда был опасным не только своим ежедневным горняцким риском, но и последствиями неизлечимых профессиональных заболеваний. Поэтому часто, особенно в ХХ веке, в шахтах использовался труд заключённых, военнопленных и перемещённых лиц. Уже, начиная со средних веков, шахтерские сообщества создавали страховые фонды для поддержания семей в случае несчастья.
      
      Богатства Рудных гор создали школу выдающихся учёных - естествоиспытателей. В том же Яхимове жил и работал "отец минералогии" Георгий Агрикола (1494-1555). Им были открыты и описаны несколько десятков минералов. По его трудам изучали горные науки вплоть до XVII века. Развитие горного дела на территории Рудных гор достигло такого уровня, что здесь, в саксонском городе Фрайберге, в 1765 году была основана первая в мире горная Академия, в которой учились Александр Гумбольдт и Михаил Ломоносов. В XIX веке учёными этой академии были открыты редкие элементы индий и германий.
      
      Рудные годы прямо или косвенно были связаны с рядом научных открытий в области физики. В 1789 году немецким химиком М.Г. Клапротом был открыт новый химический элемент - уран. Он был обнаружен в так называемой "смоляной обманке " (Pechblende), которая часто встречалась при добыче серебряных и кобальтовых руд и в районе Яхимова. Это тяжелый минерал черного цвета со смоляным блеском, залегающий попутно с никелем, кобальтом и серебром в рудных жилах. Минерал этот "засорял" руды и был лишь помехой при выплавке металла. Шахтеры назвали его "обманкой" и выбрасывали в отвалы пустой породы. Постепенно смоляной обманке нашли некоторое практическое применение: из нее стали производить минеральный краситель красного цвета, используемый для окраски изделий из фарфора, стекла и эмали. Настоящая оценка смоляной обманке (или урановой смолке, минералу ураниниту, оксиду урана) пришла позже, после Второй мировой войны, когда уран стали использовать для совершенно других целей.
      
      В 1895 году немецкий физик Вильгельм Рентген искусственно вызвал невидимое электромагнитное излучение, получив за это открытие Нобелевскую премию. Началась эпоха изучения невидимых "эманаций". Французский физик Анри Беккерель, исследуя рентгеновские лучи, случайно открыл естественное излучение уранового минерала. Пьер Кюри и Мария Кюри-Склодовская выделили из урановой руды города Яхимова новый радиоактивный элемент - радий. Для получения 0,17 грамма радия им пришлось отобрать из старых отвалов в Рудных горах две тонны смоляной обманки. За эти исследования Беккерель и супруги Кюри также были удостоены Нобелевской премии по физике. В дальнейшем Мария Кюри-Склодовская получила вторую Нобелевскую премию, на этот раз по химии, за изучение химических соединений радия и открытие ещё одного радиоактивного элемента - полония.
      
      В 1938 году немецкий физик Отто Ган доказал возможность искусственного деления ядер атома урана с помощью нейтронов с выделением при этом раньше неизвестной атомной энергии. После открытия самопроизвольного деления тяжёлых атомных ядер физики США, Германии, Франции, Англии и Советского Союза вели интенсивные исследования в этой новой и перспективной отрасли науки с целью получения атомной энергии. Первыми преуспели американцы, которые с помощью многих видных европейских физиков в 1945 году создали, а затем и применили атомную бомбу.
      
      За обладание новым источником энергии началась настоящая "урановая лихорадка". Естественно, в первую очередь, объектом таких геологических поисков стали недра Рудных гор - ведь именно в них была впервые обнаружена эта самая "смоляная обманка", которая оказалась самой богатой и технологичной урановой рудой. Еще на ялтинской конференции руководителей СССР, США и Англии в 1944 году при обсуждении проблем послевоенного устройства Германии Сталин потребовал, чтобы Рудные горы вошли в советскую зону оккупации. Такая договоренность была достигнута по поводу всей Саксонии и Тюрингии. Вместе с советскими войсками туда пришли наши геологи и шахтеры. Сразу начались геологоразведочные работы, а через год уже были выявлены новые месторождения урановых руд. Американцы, поняв, какое богатство они просмотрели, потребовали, чтобы урановая руда, добытая в Рудных горах, не могла никуда направляться за пределы Германии. Сталин отклонил это требование, что и положило начало коренному разладу в союзных отношениях. Отчасти из-за разногласий по использованию урановых руд Рудных гор началась холодная война. Через несколько лет стало ясно, что здесь находятся самые крупные в мире (известные в то время) месторождения. В 1947 году было организовано Советско-Германское акционерное общество "ВИСМУТ", которое в рекордно короткие сроки наладило поиски, разведку и разработку месторождений урана. До 1990 года АО "Висмут" был одним из крупнейших в мире поставщиком урановых руд. Многие советские геологи и геофизики, по несколько лет проработав на этом предприятии, поплатились за это своим здоровьем.
      
      США предполагали, что СССР с его разрушенной во время войны промышленностью сможет создать атомную бомбу не ранее, чем через 10-15 лет. Но уже в 1949 году такая бомба была испытана. В работах по созданию первой советской атомной бомбы, помимо известных советских учёных - физиков, активное участие принимали и их немецкие коллеги. Среди них те несколько сот человек, кто после второй мировой войны добровольно - принудительно оказались в СССР. Они работали в подмосковном городе Электросталь и в специальном институте в Сухуми. Это разработчик технологии производства оружейного урана, лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой Социалистического труда Николaс Риль (1901-1990); известные учёные-специалисты по разделению радиоактивных изотопов: лауреат двух Сталинских премий барон Манфред фон Арденне (1907 - 1997) и лауреат Нобелевской (за 1925 год) и Сталинской премий Густав Людвиг Герц (1887- 1975), племянник знаменитого Генриха Герца и другие.
      
       "Урановый" этап развития горнорудной промышленности в Рудных горах способствовал тому, что в пятидесятых - восьмидесятых годах прошлого столетия здесь появились новые рудники, шахты, заводы, новые благоустроенные города. В этот период Рудные горы и Восточная Тюрингия стали самой крупной урановой провинцией мира. Здесь были найдены урановые месторождения практически всех известных генетических типов. Эти руды с высоким содержанием урана вывозились в Советский Союз и обрабатывались на построенных в послевоенное время урановых обогатительных комбинатах. В дальнейшем ряд крупных месторождений урана был открыт в Советском Союзе, и надобность вывоза урановых руд из ГДР и Чехословакии отпала.
      
      За 40-45 лет интенсивной эксплуатации многочисленные месторождения Рудных гор были истощены. К началу нового тысячелетия закончился самый бурный и самый короткий этап развития здесь горного дела. Сейчас шахты, в основном, демонтированы, отвалы и терриконы постепенно рекультивируются, а Рудные горы окончательно превращаются в престижные места отдыха и курортного лечения.
      
       Мы пересекали границу между германской Саксонией и чешской Богемией в городке с симпатичным названием "Божий дар". Это имя он получил не за замечательные природные условия, а за то, что здесь в XVI веке по преданию была найдена огромная глыба серебра, принятая местным населением за дар Бога. Сейчас это популярный горнолыжный центр, где куются кадры немецких чемпионов - лыжников. Здесь можно тренироваться до мая.
      
        []
      
       Между машинами горнолыжников на перевале "Божий дар".
      И вот это знаменитое место - город Яхимов. Здешнее месторождение относится к так называемой "пятиэлементной формации" ( руды серебра, кобальта, никеля, висмута, урана). Эти минеральные богатства города всегда были источниками благосостояния и одновременно несчастий. Средняя продолжительность жизни яхимовских горняков не превышала 40 лет. Причиной их смерти часто являлось убийственное сочетание силикоза и радиоактивного облучения от урана, радия, радона.
       Сейчас огромное шахтное сооружение Яхимова не подаёт признаков жизни. Город производит впечатление пустынного и запущенного. Некрашеные жилые дома с забитыми фанерой окнами в Европе встречаются нечасто. Как знак прежнего благоденствия в центре высится здание ратуши в стиле ренессанс.
       Яхимов расположен в очень живописном месте, и это обстоятельство безусловно будет использовано в дальнейшем. А сегодня лишь гостиницы и известный Дворец радия (Radium Palaсe) имеют респектабельный вид. Последний представляет собой медицинский комплекс для лечения различных заболеваний. Основные средства лечения - минеральные воды и радоновые физиотерапевтические процедуры. Но применение этих процедур требует тщательного и осторожного медицинского сопровождения.
      
       []
       Дворец радия в Яхимове.
      Ещё 17 километров пути - и мы в знаменитом курорте Карловы Вары. Здесь нет рудных залежей, но зато имеется большое количество целебных минеральных источников. Это уже водные проявления воздействия высокой температуры и давления от очага горячей магмы, расположенного глубоко под Рудными горами. В городе есть несколько павильонов - колоннад, укрывающих эти источники. Самый знаменитый горячий минеральный источник, называемый просто "Гейзер", находится внутри "Гейзерной колоннады". Он извергает с глубины около двух километров около 2000 литров воды в минуту.
      Город был основан по инициативе чешского короля и императора Священной римской империи Карлом IV в середине X IV века. Легенда об открытии им источника совпадает с легендой об открытии Карлом Великим горячих источников в Аахене. Карл IV считал себя наследником Карла Великого, поэтому, может быть, совпадение легенд не случайно. В городе находится несколько памятников основателю.
      В истории города случались пожары и наводнения, уничтожавшие построенное, однако, привлекательность места побуждала строить заново, еще лучше, еще красивее, еще моднее. Поэтому сейчас в городе преобладает архитектурный стиль конца XIX- начала XX веков (арт-нуво, югендштиль, модерн). Здесь чтят своих именитых гостей. Мемориальные доски, названия улиц, садов, памятники свидетельствуют, что здесь лечились или отдыхали: Антонин Дворжак, Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс, Иван Павлов, Зигмунд Фрейд, Петр Великий, Иоганн В.Гете, Карл Маркс, Людвиг ван Бетховен, Адам Мицкевич, Иоганн Брамс, Николай Гоголь, Иван Тургенев, Фёдор Шаляпин.
      По внешнему виду города видно, что он процветает: дома, гостиницы, лечебные учреждения и источники, здание театра - в прекрасном состоянии. Как и в немецком Баден-Бадене, дно главной реки Тепла искусственно вымощено и вода в реке идеально прозрачная. В городе много русской рекламы и состоятельных русских людей. Дамы в норковых шубах поправляют здесь свое пошатнувшееся здоровье.
        
     
      Несколько зимних фотографий Карловых Вар
     []
      
       Первоклассные отели (отель Пупп).
     []
      
       Замерзшая река Тепла выше выхода горячих источников.
        []
      
       А это мощеное дно Теплы сразу после выхода горячих источников.
      
        []
      
       В этом месте в реку Тепла стекает вода из горячего источника и парит на морозе.   
      
        []
      
       "Млынская колоннада" для променада и питья лечебной минеральной воды.
      
       []
         
       Собор Марии Магдалины - образец барокко.
      
        []
      
      Городской театр в стиле модерн, занавес которого расписан братьями Густавом и Эрнстом Климтами.
      
        []
      
    Не помню, был ли бравый солдат Швейк в Карловых Варах, но он непременный спутник чешской жизни.
         
      На обратном пути мы остановились на немецкой (западной) стороне Рудных гор в городе Аннаберге. Это старинный горняцкий город вблизи открытых в XII веке богатых месторождений серебра и олова. В дальнейшем там были обнаружены руды висмута, никеля, кобальта и урана. Его урановые залежи тоже относят к "пятиэлементной формации".
      
      Неутомимый русский император Пётр Великий посетил в 1712 году Аннаберг одновременно с Карловыми Варами. Его интересовало здесь прежде всего, конечно, горное дело. Он способствовал развитию горного дела в России на европейский (немецкий) лад. Недаром в отечественной горной науке многие термины, относящиеся к горно-геологическому делу, имеет немецкое происхождение : шахта, штольня, штрек, шурф, штокверк, штуф, шлиф, шифер, шлих, шихта, шнек и даже такое многозначное, в немецком языке, слово, как шайба. Это только слова на букву "ш".
      
      Этот город также имел периоды взлёта и падения, но его судьбу в неблагоприятные периоды определяла творческая предприимчивость местных жителей. В середине XVI века Аннаберг становится вторым по величине после Фрайберга городом в немецких Рудных горах. Богатство и уверенность в себе тогдашних граждан города подтверждает величественная церковь Святой Анны.
      
        []
      
       Евангелическая церковь Св. Анны
      
        []
      
       Вход в церковь Св. Анны
      
      Тогда же в Аннаберге работал знаменитый немецкий учитель математики Адам Рис (Adam Ries). Его учебники по алгебре и арифметике были широко известны. До сих пор в Германии существует выражение: "По Адаму Рису". Здесь ему посвящён музей.
      
      На центральной площади города стоит памятник Барбаре Уттман (1514-1575). Она принесла сюда свою фламандскую культуру плетения кружев на коклюшках.
      Благодаря этому были привлечены к работе многие женщины Аннаберга и его окрестностей.
      
      Искусство плетения кружев зародилось во Фландрии. Оно развивалось усилиями благочестивых женщин, живущих в Бегинхофах - специальных поселениях, где можно было, как добровольно поселиться, так добровольно и уйти. Жизнь их была посвящена молитвам и праведному труду. Бегинхофы существовали во многих городах северной Европы.
      
        []
       Памятник Барбаре Уттман на Ратушной площади Аннаберга.
       В Россию искусство плетения кружев пришло только в XVIII веке усилиями того же Петра Великого. Существует предание, что он выписал из Брабанта (провинции Фландрии) 250 монашек для обучения в Новодевичьем монастыре девочек - сирот плетению на коклюшках. Это искусство - прекрасное "эхо" брабантских кружев - распространилось в помещичьих усадьбах и существует до сих пор под названием "вологодские кружева".
      
     []
      Горная церковь в Аннаберге. В ней имеются изображения шахтерского инструмента и форменной одежды горняков XVI века
       Местные горнодобывающие рудники закрыты здесь, видимо, уже навсегда. Но о богатой горно - геологической истории города продолжают свидетельствовать скромная горная церковь Девы Марии, музей Рудных гор, горные выработки, оборудованные для посещения, музей кузнечного и горного дела и, конечно, аннабергит ("никелиевые цветы") - красивый минерал яблочно-зеленого цвета, содержащий никель.
      
      В настоящее время Аннаберг - город художественных промыслов, курортного лечения, туризма и отдыха.
      
      
      
       ПРАГА
      
      Еще больший отрезок времени отделяет меня от прошлого посещения Праги. Это было в 1967 году, как оказалось, судьбоносном для Праги.
      
      Однажды муж сообщил, что есть возможность по линии НТО (научно-техническое общество) приборостроения поехать на две недели в Польшу и Чехословакию для ознакомления с работой радиотехнических предприятий. Так оказалось, что институт, в котором я работала, принадлежит к тому же НТО. Возникла возможность поехать вместе. Поездка по линии НТО существенно облегчала оформление документов, и в июле мы уже в дороге. Поездом до Львова, дальше на автобусе. О Польше расскажу в другой раз, если представится случай. А теперь о Праге.
      
      Еще в поезде мы познакомились с молодым человеком по имени Юра. Должна сказать, что я долгое время страдала "комплексом временной аберрации", то есть, казалась себе молодой. На вопрос о ком-то "Он молодой или старый?" я, не задумываясь, отвечала "Молодой, нашего возраста". Это продолжалось до тех пор, пока я не встретила взгляд, полный непонимания, новенькой сотрудницы. Для нее было - или "молодой", или "нашего возраста". Больше я не употребляла этого выражения. А Юра был молодым человеком, нашего возраста. Он сыпал остротами, анекдотами, все к месту, все кстати. Сразу возникло взаимное расположение, которое перешло в дружбу на всю жизнь. Прага навсегда ассоциируется с Юрой.
      
      Нас предупреждали, что в Польше относятся к советским туристам прохладно, но корректно, а вот в Чехословакии - с распростертыми объятиями. Все говорят по-русски и проявляют полное радушие. В Польше все оправдалось, а в Праге наше беглое самостоятельное общение с населением вызвало недоумение. На любой заданный вопрос - ответ был один: "не понимаю". Только юный пионер, наверно отличник, изучающий русский язык, с удовольствием ответил на вопрос и охотно поговорил. В июльскую жару все, кто мог, был в отпуске. Город был наводнен немецкими туристами, которые сидели в пивных, пили пиво из огромных кружек, пели и раскачивались в такт, взявшись под руки. Мы были явно "из другого профсоюза". Чувство недоумения мы так и увезли с собой. Оно разрешилось через полгода, когда пришла "Пражская весна". Летом советские танки вошли в Прагу и заняли Вацлавскую площадь.
      
      В Чехословакии все шло в соответствии с программой, кроме двух отклонений. Первое было связано с коллективным отпуском заводов Тесла. Это мероприятие (дань нашей научно-технической ориентации) нам заменили посещением пивоваренного завода, сначала к большому огорчению коллектива, а потом к большой радости. А второе мы втроем придумали сами. Было запланировано посещение спектакля театра "Латерна магика". Так случилось, что мы его видели еще в Ленинграде, поэтому стыдливо продали билеты перед входом в театр, а сами пошли в любимую пивную бравого солдата Швейка "У Калека". Здесь, под портретом Франца Иосифа, засиженном мухами еще перед Первой мировой войной, мы с удовольствием пропили вырученные деньги.
      
      Нам тогда хорошо показали Прагу. Градчаны, собор св. Вита (Витта), Карлов мост, старый город, еврейскую его часть. Сейчас виденное вызывает не просто удивление, как раньше, но и многочисленные ассоциации из последующей жизни. Величественная готика собора св. Вита вызывает в памяти город Святой Вит в Арденнах, полностью разрушенный в конце Второй мировой войны. Карлов мост напоминает до сих пор сохранившиеся римские каменные многопролетные мосты во Франции, Германии, Нидерландах. Святой Ян Непомук, покровитель Праги, считается в Германии и Бельгии покровителем мостов и водных путей. Он охраняет один из старейших мостов в Брюгге. Еврейская часть Праги с ее синагогами напоминает историю синагог в Испании, превращаемых победителями в свои храмы. Только Старое еврейское кладбище в Праге - единственное в своем роде. Ограниченная площадь заставляла веками хоронить, наращивая его вертикально. Сейчас насчитывается, кажется, семь временных слоев.
      
      Тогда во время экскурсии довольно глухо упоминалось имя Франца Кафки. Мы слышали это имя, как имя писателя, чуждого советским людям. Через пару лет нам представилась возможность познакомиться с его произведениями. Как-то муж пришел с работы и сообщил, что он неожиданно истратил все деньги на черном книжном рынке. Ему представилась возможность купить ...Кафку. Несмотря на необходимость "выкрутиться с деньгами", мы ощутили себя уникальными среди наших знакомых обладателями толстого черного тома. Стала читать и погрузилась в иррациональную мрачную атмосферу, очень реальную, если отвлечься от повседневной регламентированной жизни, где каждый шаг в сторону считается побегом. Кафка позволил себе увидеть мир в другом масштабе, чем нужно для повседневной жизни. Какое-то время все разговоры были только о Кафке. Конечно, мы обещали всем дать почитать. В первых рядах был Юра. Еще в Праге он сообщил, что у него есть "жена Машка, дочка Наташка, собака Домби, кот Петя и рыбки Генриетточки". По приезде мы познакомились со всем семейством, куда еще входила прелестная женщина - теща - Ольга Борисовна. Ольга Борисовна и Маша работали в Публичной библиотеке и были не просто сотрудниками, а жрицами великого дела, начатого Гуттенбергом. В доме был культ книги. Однажды звонит Маша и голосом, полным покаяния, говорит, что она так виновата, что ее вина неискупима, что она готова на любые компенсации... В полном недоумении, я спросила - "в чем дело?" "Домби сожрал Кафку" - был ответ. Что побудило собаку из всех книг, находящихся в доме, выбрать именно Кафку? Так мистически сложилась судьба книги человека, которому было очень неуютно на этом свете.
      
      Кафка родился в старом еврейском квартале Праги, вблизи площади Старе-место. Теперь в городе есть его музей и мемориальная доска.
      
        []
       Здесь стоял дом, где родился Кафка.
      В еврейском квартале сохранились пять синагог. Преемственность иудаизма и христианства прочитывается в символической скульптуре пророка Моисея. Как он здесь отличается от изображения Микеланджело! У Моисея, действительно, есть основания не только для торжества и гнева, но и для скорби о делах человеческих.
      
        []
       Пророк Моисей, как его увидел чешский символист Франтишек Билек.
      В советский период пражские экскурсоводы не очень увлекались ролью коронованных особ в истории города. Все было создано народом. Не берусь с этим спорить, но хочется рассказать о двух королях, сыгравших особенно большую роль в жизни Праги.
      Средневековая готическая Прага приобрела свой облик во время правления Карла IV (1316-1378). Карл IV принадлежал к Люксембургской династии и получил при рождении имя Вацлав. Воспитывался в юности при французском дворе, где при конфирмации выбрал себе имя Карл. Он владел пятью языками, был четырежды женат. Карл IV был коронован как Римский король (Бонн), как король Богемии (Прага), как император Священной римской империи (Аахен), как король Ломбардии (Милан), как римский король (Рим), как король Бургундии (Арль). Карл IV был властитель полумира, но главные его интересы были сосредоточены в Богемии, в Праге. Прага была столицей чешского государства и всей Священной римской империи. Столичный статус требовал расширения города. На другой стороне реки Влтавы (Молдау) был основан Пражский град - Градчаны, построен новый шестнадцатиарочный каменный мост, называемый сначала Пражским, потом Каменным, а с конца ХIХ века Карловым. Подчеркивая преемственность с Карлом Великим, Карл IV построил храм, посвященный Деве Марии. Восьмиугольная форма, необычная для готики, - очевидная перекличка с Аахенским Домом (Аахен - первая столица Священной римской империи во времена создания её императором Карлом Великим).
      Работы по упорядочению русла сделали Влтаву судоходной от Праги до Эльбы. Сейчас можно видеть низконапорную плотину, поддерживающую уровень воды на нужных отметках. Она, конечно, не относится к средним векам, но нечто похожее делается людьми уже давно.
      
        []
       Низконапорная плотина поддерживает заданный уровень воды.
      
     []
       Замёрзшая Влтава (вдали Градчаны).
      Пражское епископство было возвышено в ранг архиепископства. Начата перестройка грандиозного собора св.Вита с королевской усыпальницей. По примеру Франции в 1348 году был основан университет в Праге. Карл IV поощрял горное дело и земледелие. При нем в Чехии начали разводить виноградную лозу, привезенную из Бургундии. Он остался в истории как покровитель художников и ремесленников. Карл IV основал Карловы Вары и замок Карлштайн.
       Законодательная деятельность Карла IV на имперском уровне определила порядок избрания императоров - "Золотая булла" (1356г), который действовал вплоть до 1806 года, года конца Священной римской империи. Местом избрания был объявлен Франкфурт-на-Майне. Было предусмотрено наказание для курфюрстов, если они не могли долго определиться с выбором. По истечении месяца они получали только хлеб и воду.
        []
       Памятник Карлу IV в Праге.
      В Чехии Карл IV очень почитается до сих пор. Его называют "Отцом отечества". Памятники ему можно встретить во многих городах. Он и его наследник, сын Вацлав (Венцель) IV, изображены на фронтоне Аахенской Ратуши среди всех императоров, коронованных в Аахене.
      Лицо Праги в стиле ренессанс определил король Рудольф II (1552-1612). Он принадлежал к династии Габсбургов и воспитывался при испанском дворе. Был обладателем трех королевских корон (Венгерской, Богемской, Римской) и императорской, полученной уже во Франкфурте-на-Майне. Рудольф II не любил Вену, поэтому своей столицей он сделал Прагу. Это был просвещенный правитель, ревностный католик, покровитель наук и искусств. Вопросам государственного управления он предпочитал уединение. Есть предположение, что он страдал психическим расстройством, то есть, говоря современным языком, не соответствовал занимаемой должности. Тем не менее, он создал кунсткамеру с прекрасным собранием книг, рукописей, монет, минералов, драгоценных камней. Им была собрана коллекция произведений искусства. При его дворе находились астрономы Тихо Браге, Ян Кеплер. В ХVI веке не просматривалось четкой грани между астрономией и астрологией, минералогией и алхимией. Все, кто мог, занимались поисками философского камня. Есть два мнения по поводу названия знаменитой Золотой улицы в Градчанах. По одному считается, что здесь алхимики пытались добыть золото, по другой - что на нее выливались нечистоты. Мистика во многом была мировоззрением эпохи. Легенды связывают двор Рудольфа II с доктором Фаустом, продавшим душу дьяволу. Еще одна легенда той поры о Големе - антропоиде, созданном раввином Левом из глины и оживленном им. Об этом можно прочесть в романе Густава Мейринга. Легенда о Големе положила начало мистической литературе ужасов. При дворе Рудольфа II работали многие художники, в том числе Ганс фон Аахен, представитель большого семейства, откуда происходил также Иероним Босх. Ганс фон Аахен работал в манере маньеризма и помогал королю в покупке произведений искусств. В Венском музее хранятся портреты императора Рудольфа II и его наследника - брата императора Матиаса работы Ганса фон Аахена.
     []
      
       Портрет Рудольфа II Габсбурга работы Ганса фон Аахена.
      Реальная жизнь требовала от Рудольфа II активных действий. Необходимость принятие решений по поводу войны с турками, устранение противоречий между католиками и протестантами. В конце концов Рудольф II был отстранен от власти и через год умер. Больше Прага никогда не была столицей Священной римской империи.
      Мемориальная доска на одном из домов в старой части Праги сообщает, что здесь жил Иоганн (Ян) Кеплер. О его открытиях в областях астрономии, физики, математики, оптики можно прочесть в школьных учебниках. Кеплер был астрологом Рудольфа II. Известны гороскопы, составленные им. Они менее успешны, чем его научные открытия. Об астрологии Кеплер отзывался довольно скептически: "Конечно, эта астрология - глупая дочка, но, Боже мой, куда бы делась её мать, высокомудрая астрономия, если бы у неё не было глупенькой дочки! Свет ведь ещё гораздо глупее и так глуп, что для пользы этой старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. И жалованье математиков так ничтожно, что мать, наверное бы, голодала, если бы дочь ничего не зарабатывала". В личной жизни самого Кеплера был трагический эпизод, связанный с оккультизмом. Его мать содержала трактир и подрабатывала гаданием. Ее обвинили в колдовстве. Старушке грозил костер. Процесс длился долгие годы. На суде выступал Кеплер, и мать была оправдана. Правда, через короткое время она умерла, но в своей постели.
      
        []
       Здесь жил Иоганн Кеплер.
       Два с лишним века, отделяющие Карла IV от Рудольфа II, были заполнены великими событиями, связанными с проповедью Яна Гуса. Реформация в Чехии началась значительно раньше, чем деятельность Лютера. Замахнулся Гус на большее - перестройку не только церкви, но и общества. Его идеи сводились к следующему:
      "Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного
    Писания:
    Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму.
    Власть, нарушающая заповеди Бога, не может Им признана.
    Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
    Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью".
      За эти "еретические" мысли Яна Гуса сожгли на берегу Боденского озера, в Констанце. Этому предшествовали клевета и предательство. Гусу приписывают пророчество, выкрикнутое им из костра: "Я-то Гусь, а за мной придет Лебедь". Через сто лет он таки пришёл в лице Лютера. Мученическая смерть Гуса спровоцировала раскол общества.
      В чешской истории трижды наблюдался странный способ разрешения противоречий - выбрасывание из окон магистрата несогласных. Первое выбрасывание привело к началу Гуситской войны. Второе состоялось при борьбе за веротерпимость. Третье - знаменует начало Тридцатилетней войны. Можно предположить, что этот способ практиковался и относительно недавно. После прихода к власти коммунистического правительства бывший министр иностранных дел, сын первого президента Чехословакии, Ян Масарик в 1948 году выбросился (или был выброшен) из окна Министерства Иностранных дел.
       Через 500 лет после смерти Гуса, когда чехи осознали, что он - их любимый исторический герой, было решено поставить ему памятник. Конкурс выиграл скульптор Ладислав Шалоун. Долго искали место для памятника, долго вносили поправки и изменения в проект. Открытие совпало с началом Первой мировой войны. Памятник впечатляет. Гус в величии одиночества. Остальное - символы. Символы костра, символы разбуженных народных масс. На протяжении прошедшего столетия памятник пытались доделывать: подводили газ для осязаемости огня, окружали водой. Во время Второй мировой войны около памятника разорвались бомбы и нанесли повреждения. Починили. Оставили без доделок. Лучше не сделаешь.
        []
      
       Памятник Яну Гусу на Староместной площади.
       Всё это Прага:
        []
       Готика. Церковь "Девы Марии у тына".
        []
       Готика. Пороховая Башня.
        []
       Барокко.
        []
       Модерн.
     []
      
       Модерн в скульптурных украшениях Чешского моста.
      Что нового удалось увидеть в Праге? Пожалуй, изысканность модерна, сейчас отреставрированного, обновленного. Его много - дома, памятники, мосты. Около башни старой ратуши, по-прежнему, при наступлении нового часа, собираются люди. Напрасно. В морозы куранты молчат. Апостолы боятся простудиться. Петушок потерял голос. Только Смерть исправно звонит в свой колокольчик. В Праге разговаривают по-русски. Пожилой продавец киоска, с которым мы заговорили по-немецки, предложил нам перейти на русский. Может быть, это тот самый юный пионер, с которым мы разговаривали почти пятьдесят лет назад?
      Юры не стало в прошлом году. Я была в Питере. На поминках его сестра-близнец Ира, диссидентка брежневской поры с пятью годами стажа в мордовских лагерях, рассказала притчу: "Близнецы в утробе матери общаются: Как ты думаешь, после родов есть еще жизнь? - Не знаю, оттуда еще никто не возвращался".
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 7, последний от 20/01/2014.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/05/2015. 56k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка