Эльзас (Alsace) - историческая область на востоке Франции, ограниченная с восточной стороны Рейном, который является естественной франко-немецкой границей, а с запада - невысокими отрогами Вогезов. Вогезы во Франции и Шварцвальд в Германии - это с геологической точки зрения единый горный массив, сформировавшийся в одно время. Рейн, особенно могучий в послеледниковый период, прорезал этот горный массив и сформировал широкую долину. А люди соседних стран раздали названия природным объектам, так, как это им было удобно.
Где-то здесь в Эльзасе, в Вогезах, за горным хребтом, покрытым облаками, находятся истоки реки Мозель. Он протекает по территории Франции и Германии и впадает в Рейн у Кобленца.
Здесь же Вогезах, в этих живописных местах, располагался концлагерь нацистских времён, который нам показали немецкие экскурсоводы из института Густава Стреземанна. Концлагерь, превращённый сейчас в музей, свидетельство преступного прошлого гитлеровского режима. Смотреть экспонаты этого музея, такие как лагерная виселица, без содрогания нельзя.
В программу нашей поездки входило посещение трёх городков, в которых сохранился собственный средневековый облик и архитектурный стиль, характерный для всего Эльзаса. Такой облик свойственен и для соседней Лотарингии и немецкой Франконии. Это - фахверки, церкви с высокими колокольнями, крепостные стены. Крыши репрезентативных зданий часто покрыты разноцветной черепицей, создавая характерные эльзасские узоры и орнаменты.
Оберне
Первый на нашем пути был небольшой городок Оберне (Obernai), расположенный в 20 километрах от Страсбурга. Принято считать, что отсюда начинается Эльзасская винная дорога, которой гордиться вся Франция. Но она гордится не только производимыми там винами, но и сохранившимися на этом пути историческими достопримечательностями.
Среди символов Оберне, как, впрочем, и других городков Эльзаса, - аисты. Их гнёзда можно увидеть на крышах и шпилях домов. Фотографировать птиц снизу нелегко. Следы жизнедеятельности аистов часто существенно портят архитектурные объекты, которые они выбрали для своих гнезд.
Гнёзда аиста на крышах и шпилях - символ Эльзаса.
Старый город Оберне сотни лет назад обнесен толстой крепостной стеной с многочисленными башнями. Внутри крепостной стены расположился средневековый город из фахверковых домиков с красочными витринами магазинов на первых этажах. Все улочки города выводят на главную "Рыночную" площадь, где возвышается колокольня, находится здание старинной ратуши и фонтан с изображением св. Одилии - покровительницы города.
Двойная крепостная стена с оборонительными башнями опоясывает старый город. Внутренняя стена имеет длину 1400 метров. В крепостной стене на все четыре стороны света смотрят городские ворота.
Синагога,встроенная в крепостную стену. Первые упоминание о еврейском населении Оберне встречаются в 1215 году. Это здание было построено в 1876 году на деньги членов еврейского сообщества Оберне.
В старой части города на стене - мемориальная доска, объясняющая название площади. Это имя Андре Неэра еврейского философа - экзистенциалиста, уроженца Оберне. Он был профессором Страсбургского университета, во время фашистской оккупации скрывался, много сделал для взаимного понимания христиан и евреев.
Городская площадь названа в память еврейского учёного и философа Андре Неэра.
Почти весь город состоит из фахверковых домов. Исключения составляют только крепостные сооружения, церкви и общественные здания.
Фахверком застроена и центральная "Рыночная" площадь.
Символ города, колокольня Каппельтурм. Она имеет высоту 60 метров. Колокольня - единственное, что сохранилось от часовни Пресвятой Богородицы, построенной в конце XIII века. Верхняя галерея с башенками около шпиля была добавлена в 1596 году.
Сейчас колокольня Каппельтурм выполняет три функции: собственно колокольня города, смотровая башня и часть капеллы - часовни. Справа от колокольни - торец здания мэрии.
Городская мэрия (Hotel de Ville), построенная в XIV веке. Тогда там был городской суд. В 1848 году здание было расширено в неоклассическом стиле, а фасад декорирован росписями.
Фонтан Одилии - святой покровительницы Эльзаса. Он был установлен перед зданием мэрии в 1904 году. Одилии приписывалось удивительное умение исцелять от слепоты, что нашло отражение в деталях фонтана: книга с изображением глаз человека.
Одилия приехала в Эльзас и в VII веке основала монастырь, ставший процветающим. Она была аббатисой и умерла в монастыре в 720 году. После смерти ее причислили к лику святых. Вокруг её монастыря постепенно возник средневековый городок, облик которого угадывается по многим сохранившимся от средневековья улицам и сооружениям.
Такие паровозики используются туристами для осмотра города.
А посмотреть есть что! Изящный балкон из эпохи ренессанса.
Но в такую средневековую улочку паровозик, конечно, не поедет.
Оформление дверей подчёркивает возраст дома - 1558.
А это уже - современная жизнь города. Так оформлен пешеходный переход вблизи школы.
Церковь святых Петра и Павла в неоготическом стиле была построена на месте бывшей готической церкви, снесенной в 1867 году.
Витражи церкви.
Фреска в церкви. Св. Одиллия исцеляет слепых.
Шарль-Эмиль Фреппель (1827-1891) епископ города Анже, уроженец Оберне. Он известен выступлениями против аннексии Эльзаса Германией в 1870 году. В городе существует лицей - колледж его имени, популярный во всей Франции. Памятник установлен перед церковью на средства горожан.
"Колодец шести ведер" - так его называют. Это изящное сооружение выполнено в стиле эпохи ренессанс в 1579 году. Оно украшено тремя коринфскими колоннами, поддерживающими крышу, и барельефами на библейские темы.
Это здание Зерновой биржи. Оно было построено в 1554 году в стиле ренессанс с отдельными готическими элементами. Для здания характерны многочисленные окошки в три этажа под крышей и изящный рисунок фахверка. Теперь здесь расположен ресторан, где предлагают традиционные эльзасские блюда.
Кольмар
Следующий город на нашей дороге был старинный Кольмар - фактически главный город провинции Эльзас, он же административный центр департамента Верхний Рейн. Кольмар для туристов это город - праздник.
Его название происходит от латинского слова "Колумбариум" - голубятня. Первое письменное упоминание Кольмара относится к 823 году. Права города он получил позже, при императоре Фридрихе Барбаросса. История города - это история Эльзаса, пограничного района между Францией и Германией, в течение столетий не раз переходившего от французов к немцам и обратно. Мой интерес к Кольмару был в значительной степени обусловлен тем, что в прошлые два посещения города мне так и не удалось посмотреть старинный "Изенгеймский алтарь" работы великого художника позднего средневековья Матиаса Грюневальда. Сохранилось не более десятка произведений этого мастера, из которых некоторые я видела в старой Пинакотеке Мюнхена и в церкви небольшого франконского города Ашаффенбурга.
Въезжающих в Кольмар встречает "Статуя Свободы" (фото из окна автобуса). Ведь её автор скульптор Фредерик Огюст Бартольди (1834-1904) родом из Кольмара. Это уменьшенная авторская копия его знаменитой скульптуры"Свобода, несущая свет миру".
В Нью-Йорке, где установлена сама статуя, она имеет высоту 46 метров и состоит из трехсот медных пластин. Бартольди изобразил Свободу в виде женщины в ниспадающих одеждах, с факелом в поднятой правой руке. В левой руке она держит плиту, на которой нанесена дата принятия американской Декларации независимости. Голову женщины венчает корона с семью зубцами, символизирующими семь частей света. Позировала скульптору его жена, поэтому эльзасцы любят подчеркивать, что факел американской свободы был зажжен эльзасской женщиной. Конструкцию мощной металлической опоры и каркаса для Нью-Йоркского монумента разработал будущий создатель Эйфелевой башни Александр Гюстав Эйфель.
Ранние произведения Бартольди были предназначены родному городу, о чём свидетельствуют многочисленные скульптурные работы на улицах Кольмара.
Например, скульптура - фонтан в честь генерала Швенди, жившего в XVI веке и сражавшегося в Венгрии против турок (он был и посланником императора Карла V во Франции). Швенди ценят в родном городе на только как генерала, но и за то, что он привез в Эльзас токайскую виноградную лозу из Венгрии. Из ее плодов он впоследствии создал собственный сорт эльзасского токайского вина. Поэтому в правой руке генерал держит не оружие, а саженцы винограда.
Увлечённость молодого Бартольди фонтанной скульптурой видна и на площади Шести Чёрных Гор, в центре которой установлен фонтан с фигурой Иоганна Россельмана. Россельман - народный герой, староста (прево) Кольмара в XIII веке. Он возглавил ополчение жителей, отстаивавших сохранение статуса вольного имперского города, независимого от Страсбургского епископства. На этой площади во время боя за свободу Кольмара Россельман был смертельно ранен.
Известная достопримечательность Кольмара - "Дом голов" был построен в 1609 году для богатого дворянина Антона Бургера. Известность этому дому принесли более сотни барельефов и скульптур людей с искажёнными страстями физиономиями. Установленная в XX веке на самом верху статуя - тоже работа Бартольди.
Представленная на салоне в Париже в 1902 году эта бронзовая скульптурная группа работы Бартольди представляет собой аллегорию Юстиции, Патриотизма и Свободы. Принципы, которые олицетворяют эти три фигуры, обеспечивают и поддерживают благополучие земного шара. Скульптура была установлена в 1909 году в Кольмаре во дворе дома - музея Бартольди.
Это только некоторые скульптурные композиции Бартольди, которые нам удалось увидеть в этот раз.
Памятная доска на доме ещё одного знаменитого уроженца города Кольмар, художника и гравёра Мартина Шонгауэра, жившего в XV веке, автора знаменитой картины "Мадонна в беседке из роз". Эту картину, как и его же алтарь Орли, нам удалось посмотреть в музее "Унтерлинден"
Прогулка по Кольмару.
Основная застройка города - фахверк, живописный, ярко окрашенный, уютный, иногда с балконами и балюстрадами, часто украшенный резными фигурами. Скверы, окна домов украшены цветами. Они тоже, вместе с архитектурой, создают праздничное настроение.
Бородач на углу дома - это торговец сукном, в руках у него деревянная мерная линейка.
Площадь Старой Таможни, которая несколько веков назад была средоточием торговой и политической жизни города.
А вот и сама Старая таможня при подходе к одноимённой площади с одной из боковых улиц.
Здание Старой таможни с цветной черепичной крышей было построено в 1480-ом году. В его первом этаже располагались склады, куда купцы и торговцы складывали свои товары, чтобы заплатить таможенный сбор. Только после этого можно было начинать торговлю. А на втором этаже здания заседал магистрат.
Эльзасский аист и следы его жизнедеятельности на этой замечательной крыше.
Видимо, аистам в Европе позволено больше, чем голубям.
Манекен Пис установлен на боковом фасаде здания Суда высшей инстанции. Бельгийцы преподнесли в 1922 году копию "Писающего мальчика" в дар городу Кольмар на четвертую годовщину освобождения города, в память о тех испытаниях, которым подвергались бельгийцы и эльзасцы во время немецкой оккупации в годы Первой мировой войны.
Это известное в городе здание построено в стиле Ренессанс в 1537 году для владельца серебряных рудников Людвига Шерера. Первый этаж с аркадами - из камня, верхние этажи - деревянные с галереей, украшенной росписями с изображением христианских добродетелей и библейских сюжетов. Этажи дома, как это было принято в то время, соединяет винтовая лестница, расположенная в восьмиугольной башне слева. В 1840 году особняк приобрел и отреставрировал Франсуа-Ксавье Пфистер, чьё имя и носит дом сейчас.
Поблизости находится дом Керна, построенный в 1597 году. Дом назван в честь бывшего директора газового завода, который владел особняком в начале XX в..
Этот дом менее известен, чем другие постройки Кольмара, такие как дом Пфистера или Дом голов, но очень удачно дополняет ренессансный ансамбль этой части города. Архитектура этого шестиэтажного здания, причисленного к историческим памятникам национального значения, типична для немецкого ренессанса, особенно щипец (разновидность мансарды) с завитками, дополненными маленькими обелисками.
Средневековые города не могли обойтись без блюстителей законов: трибунала и тюрьмы. Эти здания сохранились в Кольмаре и функционируют до сих пор по прямому назначению.
Трибунал (Высокий Суд) и сегодня исполняет свои судебные обязанности.
Как и эта городская тюрьма.
Типичное для Кольмара шутливое оформление вывески мясной лавки. Сама лавка, когда-то принадлежащая братьям мясникам, уже не существует, а вот вывеска по-прежнему на месте. У основания вывески святой Антоний - покровитель свинопасов; на консоли - два брата-мясника, а наверху девочка, пасущая гусей. Св. Антоний в Кольмаре пользуется особым почитанием.
А основное место для закупки провизии - это, конечно, Крытый Рынок.
Крытый рынок Кольмара снаружи и внутри. Это уже постройка ХХ века с применением металлических конструкций.
Особую прелесть придают Кольмару реки. Цветы на парапетах по берегам, умелое регулирование уровня для поддержания судоходства и создания видимости наполненности русла, мостики, редко где можно встретить такое бережное отношение к малым водным объектам. Здесь реки - настоящее ювелирное украшение города.
Кольмар расположен на реке Лош, притоке Илля (в Страсбурге впадает в Рейн). В пределах города в него впадают Ложельбах и река Фешт. Все они дают воду для наполнения каналов Рейн-Рона и Рейн-Марна.
Река Лош судоходна. Раньше здесь жили рыбаки и кожевенники. Теперь ремесла, загрязняющие воды ликвидированы. Квартал, который тянется вдоль реки, называют Маленькая Венеция.
Для нас наиболее интересным объектом в этот раз в Кольмаре был знаменитый Изенгеймский алтарь, находящийся в музее Унтерлинден в помещении капеллы Доминиканской церкви. Туда, нам в этот раз удалось попасть.
Создатель алтаря немецкий художник северного Возрождения Маттиас Грюневальде. Алтарь вначале предназначался для монастыря ордена антонитов в Изенгейме, в 20 км от Кольмара. Этот орден исторически занимался врачеванием. Во времена насаждения атеизма французскими революционерами алтарь переместили в Кольмар. В течение веков сведения об авторе алтаря и о его произведениях стерлись из памяти людей. Исследователи по крупицам восстанавливали историю. Сейчас написаны многочисленные труды об Изенгеймском алтаре, его авторе и других работах Грюневальде, которые раньше приписывались другим авторам.
Главное строение доминиканской церкви.
Капелла доминиканской церкви, в которой находится музей "Унтерлинден".
Алтарь, по существу, живописная книга со многими страницами. В разные моменты года открывались створки (развертки), посвященные темам благовещения, рождества, распятия, положения во гроб. Все они необыкновенно выразительны и имеют совершенно разную эмоциональную тональность.
Главная алтарная развёртка - Распятие.
Темный фон, натуралистическое изображение уже мертвого Христа с изуродованным телом. Эмоциональные фигуры матери Христа Мари и Марии Магдалины. Назидательная фигура Иоанна Предтечи с жертвенным агнцем. Иоанн не мог присутствовать при распятии, потому что был задолго до того обезглавлен. Современные искусствоведы видят в этой части алтаря черты экспрессионизма и с этим нельзя не согласиться.
В центре открытого алтаря первой развёртки размещался деревянный короб с многофигурной композицией. Авторство резьбы приписывается эльзасскому резчику Николасу Хагенауэру. Работа выполнена примерно в 1500-1505 годах. В центре на троне восседает св. Антоний, покровитель монастыря. Монахи этого монастыря лечили и содержали больных, в том числе больных чумой, гангреной, "Антоньевым огнем", проказой. Святому Антонию крестьянин преподносят синью. В те времена специально для монастыря в каждой деревне выращивали свиней для питания больных и монахов. Слева и справа св. Августин и св. Иероним. Эта часть алтаря открывалась только в день св. Антония, 17 января.
Совсем другой эмоциональный характер носит развертка Рождество. Она и другая ее часть Благовещение открывались в предрождественское время. Эти изображения искусствоведы интерпретируются как импрессионистические.
От третьей развёртки сохранилась изображение посещения св. Антонием Павла Отшельника (Павла Фивейского) - справа, и картина "Искушение св. Антония" - слева.
"Посещение св. Антонием Павла Отшельника" исполнено философским спокойствием. "Искушение св. Антония" напоминает своей сюрреалистичностью картины Иеронима Босха.