Поздняя осень. Непривычно тепло. Днем до двадцати градусов. Давно не было дождей. Рейн, по данным прессы, обмелел на два с лишним метра. Судоходство терпит убытки. Баржи плавают с половинной загрузкой. Малые реки на грани пересыхания. Таков и Эрфт, левый приток Рейна.
Мы побывали в его верховьях, в маленьком городке Бад Мюнстерайфель. Это недалеко от его истока, в восточном Айфеле. Здесь можно еще раз убедиться в обаянии и индивидуальности европейских маленьких городов. Об Айфеле я много писала. Невысокие горы с отметками до 600 метров, пересеченные глубокими долинами рек. Это территория, ограниченная городами Ахен - Кёльн - Бонн - Кобленц - Трир в Германии и приграничной части Бельгии с названием "Высокий Фенн" (Hoes Venn) в Арденнах. В геологическом отношении обе эти области представляют собой общий горный массив, относящийся к Рейнским Сланцевым горам. Горы эти сложены преимущественно сланцами и кварцитами, а также песчаниками и известняками. Существуют отголоски вулканической деятельности в виде сохранившихся базальтовых куполов и озёр в кальдерах потухших вулканов.
Карта речной сети и населённых пунктов на территории Айфеля. На карте показаны реки Рейн (Rhein), Мозель (Mosel), Рур (Rur), Инде (Inde), Урфт (Urft) и др., а также некоторые города, о которых я писала раньше Юлих (Juelich), Дюрен (Dueren), Моншау (Monschau), Андернах (Andernach), Кохем (Cochem).
Есть на карте и городок Бад Мюнстерайфель (Bad Muenstereifel) на реке Эрфт (Erft).
Как и другие городки Айфеля, Бад Мюнстерайфель размещается в долине реки.
С городской стены поблизости от замка открываются общий вид на город.
Трудно себе представить, что эта речка, как говорят, "воробью по колено", превращалась в могучий поток, смывающий всё на своем пути, с человеческими жертвами, разрушенными домами и мостами. Последнее большое наводнение было в 1956 году.
История города начинается в 830 году. Именно тогда Марквард, третий аббат бенедиктинского монастыря Прюм, основал в верхнем Айфеле новый монастырь (Novum Monasterium). Первое документальное упоминание названия Мюнстерайфель связано с переносом сюда из Рима реликвий христианских мучеников за веру Хризантуса и Дарии (были убиты в 250 году н.э.). Легенда гласит, что Хризантус вместе с отцом пришел из Александрии в Рим. Здесь он стал христианином. Чтобы отвлечь сына от христианства, его женили на весталке Дарии, но это не помогло. Хризантус обратил Дарию в христианство, после чего они были замучены и заживо закопаны в общей могиле.
Наличие значимых христианских реликвий обусловило поток пилигримов, среди которых были торговцы и ремесленники. Многие стали селиться под стенами монастыря. Мюнстерайфель стал важным религиозным центром области Айфель. В XII-XIII вв.на месте монастырской капеллы была возведена романская базилика - Stiftskirche святых мучеников Хризантуса и Дарии, куда и поместили их мощи.
Всего около монастыря выросло восемь церквей, составляющих объединение из сорока местечек с едиными религиозными, хозяйственными и управленческими функциями - Stift.
Вид на базилику (Stiftskirche) святых мучеников Хризантуса и Дарии.
Две башни с лестницами внутри - колокольня и часовая башня.
Мощное сооружение базилики в романском стиле - архитектурная доминанта города.
Эта базилика - обязательное место посещения паломниками на пути к святым местам христианской церкви.
Знаки паломничества около базилики на пути св. Якоба к Сантьяго - де - Компостела.
За много веков существования вход в базилику сейчас стал ниже современной отмостки площади. В храм нужно спуститься по ступеням. Причиной тому стали болотистые грунты под основанием в сочетании с многовековым культурным слоем. Чтобы предотвратить погружение строения, под фундамент были подведены дополнительные сваи. Такой низкий вход, даже в богатой средневековыми церквами Германии, встретишь не часто.
Уже, спускаясь по лестнице, ощущаешь мрачную торжественность помещения. Базилика практически не освещена и напоминает скорее склеп, чем христианский храм. По представлению средневековых строителей, она должна была олицетворять собой совершенство, небесный Иерусалим, с двенадцатью воротами, украшенными перлами. Такими воротами и перлами служат окна. Они остеклены уже в ХХ веке известным кёльнским мастером.
Алтарная часть базилики с окнами-воротами в небесный Иерусалим.
Сразу же у входа находится захоронение графа Готфрида фон Берхайма (Gottfried von Bergheim), правителя Мюнстерайфеля. Это брат графа Вильгельма I фон Юлих и архиепископа Кёльна Вальрама фон Юлиха. В базилике захоронены все представители Юлихской династии и светские властители в округе.
Надгробие графа Готфрида фон Берхайма (умер в 1335 году). Он был правителем Мюнстерайфеля во времена строительства замка и крепостных сооружений города при правлении графов Юлиха.
У изголовья захоронения установлен семисвечник, используемый как в иудейской, так и в христианской традиции.
К алтарю ведут вверх ступени, которые символизируют ветхозаветную лестницу Якоба, ведущую на небо.
Под алтарем находится крипта с мощами святых мучеников Хризантуса и Дарии, небесными покровителями этой базилики.
За решёткой в крипте хранится рака с мощами святых мучеников Хризантуса и Дарии. Мраморное обрамление и художественная решетка сделаны в ХVII веке.
Свечи прихожан перед иконой Божьей матери.
Сосуд со святой водой.
Крестильная купель из мрамора, изготовленная в 1619 году. Крышка купели из дерева, подъемный кронштейн, сделанный в ХV веке, из кованого железа.
Последующая история города представлена замком, к сожалению, плохо сохранившимся.
Замок Бад Мюнстерайфель, построенный в XIII веке, был резиденцией графа Готфрида фон Бергхайм. Замок был сожжен отступающими французскими войсками в 1689 году во время войны за Пфальцское наследство. Перестроенный, он находится в частном владении и используется как ресторан. К нему ведут мост через реку Эрфт и лестница с барочной аркой входа. Слева на переднем плане красные телефонная будка и почтовый ящик. Эти знаки современности - подарок Англии по поводу обмена школьниками между Англией и Германией.
Вид на замок с одного из мостов через реку Эрфт.
Мюнстерайфель, как значимый центр торговли и ремесел, получил право в 893 году от короля Лотарингии Цвентиболда печатать валюту и собирать торговую пошлину. Это дало возможность Мюнстерайфелю в дальнейшем возвести крепостную стену и получить права города.
Небольшой, но выразительный фонтан - памятник Цвентибольду находится в пешеходной зоне центра города. Кельнский художник Теодор Хайерманн создал этот фонтан в 1982 году.
Официально статус города Мюнстерайфель получил в 1299 году. Была построена крепостная стена длиной 1,6 км, которая стоит до сих пор. Она имеет 18 башен и четверо въездных ворот. Мюнстерайфель стал в это время третьим по значимости городом графства Юлих.
Городские оборонительные стены и ворота полностью отреставрированы.На восточной и западной стороне города сохранились защитные оборонительные рвы, которые раньше были заполнены водой.
Западные ворота Orchheimer Tor со стороны города.
Эти же ворота Orchheimer Tor с внешней стороны.
Мощные крепостные стены и самые высокие ворота города Heisterbacher Tor
Heisterbacher Tor.
Статус города подразумевал органы управления и юстиции. Они располагаются в Ратуше. В этом импозантном здании с гербами решались хозяйственные дела, создавались профессиональные объединения - гильдии, вершился суд, исполнялись приговоры.
Здание Ратуши (Rathaus). Изначально здание служило домом одежды, хранилищем шерсти и суконных изделий. Левое крыло построено предположительно в 1476 году. Правое крыло с аркадами и расположенным над ними залом заседаний построено в 1550-1551 году.
Здание украшено рельефными фигурами вооруженных людей со скипетром и стандартом, обеспечивающих для жителей города справедливость и защиту.
Эпидемии чумы не обходили город стороной. В 1451 году жители города бежали от эпидемии. Его стали обживать животные. Когда жители стали возвращаться, они нашли около этого здания оленя. Из его рогов был сделан светильник, который до сих пор освещает зал ратуши.
Здания, примыкающие к ратуше разных времен постройки, оригинальны, каждый по-своему.
Правосудие вершилось и тут же реализовывалось. У одной из колонн ратуши стоит позорный столб. Решетчатое окно, видимо, тоже не случайность. Во время Второй мировой войны на этом месте казнили немцев, помогавших евреям.
Издавна в городе существовала еврейская община, которая была уничтожена во времена нацистского режима.
Памятник жертвам Холокоста на месте бывшей синагоги. Евреи в Мюнстерайфеле обосновались уже в 1349 году. Синагога была разрушена нацистами в 1938 году, а евреи города угнаны в лагеря уничтожения.
Уже в ХIV веке в городе существовало несколько гильдий. Это ткачи, кожевенники. Местные ткани и кожи высоко ценились. Дома с высокими чердачными помещениями служили для установки ткацких станков или просушки кож. Промывка шерсти и обработка кож осуществлялась в водах реки Эрфт. Сюда же сливались нечистоты. Санитарная обстановка, как и в большинстве городов Европы, была ниже всякой критики. Отсюда эпидемии и болезни. Выход был найден в пивоварении и виноделии. Пиво, прошедшее горячую обработку, было безопасным с санитарной точки зрения. Его потребление достигало шести литров на человека в день. Торговля пивом, вином, солью, свинцом приносила городу основные доходы.
Горожане строили себе фахверковые дома, красивые, теплые, прочность которых прошла проверку временем. Они стоят уже более пятисот лет. На примере одного из домов демонстрируется клетка, в которой можно увидеть, из чего состоит фахверк.
В основе любого фахверкового строения лежит деревянный каркас, заполненный разношерстным материалом - глиной, камнями, бросовой шерстью. Этот материал укрепляется арматурой из прутьев кустарника. Затем вся конструкция штукатурится и красится.
Фахверки в городе часто составляют архитектурные ансамбли.
Самый красивый фахверк Мюнстерайфеля. Этот дом построен в мозельском стиле с резьбой по дереву и раскраской.
Мюнстерайфель не щадили войны, проходившие в этих местах. Во время 30-летней войны он подвергался неоднократно ограблениям и пожарам. Через него проходили испанцы, французы, итальянцы, шведы. Войска Людовика ХIV разрушили графский замок, сожгли городские ворота. Существенно пострадал город во время войны между Испанией и Австрией за испанское наследство.
Движение противников Реформации подвигло католических жителей Мюнстерайфеля создать общество сестер св. Сальватора для подобающего воспитания юношества. Из него возникла гимназия Урсулинок. В 1618 году в Мюнстерайфеле поселились капуцины. В 1625 году из Кёльна пришли иезуиты. Этот орден построил иезуитскую церковь, в которой хранится голова римского мученика Донатуса, и основал гимназию св. Михаила. Эта гимназия вплоть до ХIХ века славилась таким высоким уровнем образованием, что считалась единственной высшей школой между Кёльном и Триром. В библиотеке гимназии до сих пор хранятся около 2 тысяч старинных книг, среди которых 76 книг напечатаны до 1500 года. В 1657 году дюссельдорфский орден кармелиток основал монастырь, в стенах которого сейчас находится начальная школа.
Гимназия св. Михаила, действующая и в настоящее время..
Иезуитская церковь (Jesuitenkirche). Она построена с 1659 по 1668 годы
Город имел издавна все положенные бюрократические заведения.
Это старинное здание когда-то служило финансовым учреждением по сбору налогов для Юлихских герцогов. Позднее здесь стала располагаться почтовая станция на пути Кёльн - Трир. Рядом находились конюшни для смены на пути лошадей.
Одно из старейших зданий города - мельница 1112 года постройки. Здесь тоже теперь находится отель.
Старинное складское помещение с наружной погрузочно-разгрузочной лебедкой.
Город Бад Мюнстерайфель связан с Россией через одного из своих знаменитых граждан. В этом городе в 1780 году родился доктор Friedrich Josef Haass, известный в России под именем Фёдор Петрович Гааз. В возрасте 26 лет после окончания медицинского факультета Венского университета он получил предложение своего пациента князя Репнина приехать на работу врачом в Москву. Он быстро приобрел популярностью и по личному распоряжению императрицы Елизаветы Алексеевны был назначен главным доктором Павловской больницы в Москве.
В 1809-1810 годах доктор Гааз находился на Кавказе для исследования минеральных вод. В 1811 году он опубликовал обширный труд "Мое посещение Александровских вод", послуживший созданию курортных центров на Кавказе. С 1812 года Ф.П. Гааз был зачислен военным хирургом в российскую армию. Он дошел до Парижа, а после окончания заграничного похода вышел в отставку и вернулся на родину. Однако через несколько лет доктор Гааз решает вернуться в Россию, теперь уже навсегда.
С 1928 года начинается самый значительный период его деятельности. По назначению князя Голицына Гааз становится членом Московского губернского тюремного комитета, а годом позже - главным врачом московских тюрем. Он стремился облегчить участь заключённых и ссыльных. Боролся за улучшение условий содержания и этапирования узников. Он добился отмены железного прута, к которому их приковывали, и использования облегченных кандалов. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Доктор всегда лечил бесплатно в московских богадельнях, требовал учредить должность врача для помощи "внезапно заболевших, нуждающихся в немедленной помощи", увеличить количество коек для крепостных, сделать более гуманной процедуру освидетельствования душевнобольных. При этом он использовал личные средства. На благотворительность ушло все его немалое состояние. Похоронили доктора в 1853 году на Введенском кладбище в Москве за казённый счет.
Доктор Гааз, по существу, был русским врачом и меценатом немецкого происхождения. Он в юности получил религиозное образование. Его имя стоит в одном ряду с именем другого немецкого врача - подвижника, лауреата Нобелевской премии мира, Альберта Швейцера.
В XIX веке в России о докторе Ф.П. Гаазе писали с восхищением знаменитый юрист А. Ф. Кони, писатели - А.П. Чехов, И.С.Тургенев, Л.Н. Толстой, А.И. Герцен, А.И. Куприн, Ф.М. Достоевский. Есть предположение, что доктор Гааз отчасти послужил прототипом князя Мышкинав романе Достоевского "Идиот". Их объединяет неукоснительное следование религиозной морали, любовь к ближнему, помощь людям, часто вопреки собственным интересам, что воспринимались как психическая аномалия.
Через 50 лет после смерти "святого доктора", благодарные москвичи собрали деньги на памятник, но скульптор Н.А. Андреев денег за работу не взял. На пьедестале памятника, открытого в 1909 году, выбит девиз доктора Газа: "Спешите делать добро!" и скульптор последовал этому напутствию.
В 1986 году Академия медицинских наук СССР подарила городу Бад Мюнстерайфель гипсовый слепок московского памятника. Точная копия этого памятника стоит сейчас во дворе начальной школы города (бывший монастырь ордена кармелиток). В 1985 году о Ф.П. Гаазе написал книгу известный правозащитник и писатель Лев Копелев "Святой доктор Фёдор Петрович Гааз".
Памятник доктору Ф.П. Гаазу во дворе начальной школы города Бад Мюнстерайцфеля. (Этот памятник удалось сфотографировать только через застеклённое окно, так как школьный двор, где установлен памятник, в этот день был закрыт.)
Памятная доска на здании школы имени доктора Газа в Бад Мюнстерайфеле. Город гордится своим знаменитым земляком. На этой же доске упомянут Лев Копелев, профессиональный германист, участник войны, узник ГУЛАГа, изгнанный из СССР по политическим мотивам.
Общеобразовательная школа имени доктора Ф.П. Газа с преподаванием на немецком языке имеется и в Москве.
Дом, в котором родился доктор Гааз (Haass) и мемориальная доска на его стене.
В начале XIX века, во время наполеоновских войн, экономическое положение города ухудшилось. Были закрыты пять окрестных монастырей, отчуждены их земли. У города были отняты почти все права. Были закрыты гильдии. Мюнстерайфель стал обычной мэрией в кантоне Рейнбах. В 1815 году город был приписан к Пруссии. Жителям оставалось только оплакивать свое славное прошлое. В то время, когда в других местах уже происходила промышленная революция с ее техническим оснащением, в Мюнстерайфеле господствовало ремесленное, кустарное производство. Некоторое оживление в городское хозяйство принесла проведенная недалеко железнодорожная линия. Раньше она проходила мимо месторождения свинца, и только в 1890 году связала Мюнстерайфель с железнодорожной сетью.
Только после Первой мировой войны жители Мюнстерайфеля нашли современную ориентацию для города. Они решили привлекать туристов. Для этого существовали все условия: прекрасные ландшафты окрестностей, мягкий климат и очаровательные фахверковые дома. Здесь проложили более 300 км пешеходных и велосипедных дорожек разной степени трудности, ведущих к местным достопримечательностям.
Природные условия окрестностей города и естественная приспособленность горной местности для строительства бункеров сыграли роль в выборе здесь во время Второй мировой войны мест главной ставки Гитлера "Скалистое Гнездо" ("Felsennest")и ставкиГлавного командования сухопутных войск вермахта.
Поблизости от города размещён один из крупнейших в мире радиотелескопов с диаметром зеркала 100 метров, построенный в 1972 году. Он принадлежит радиоастрономическому институту Макса Планка. Выбор места для установки этого телескопа также был обязан благоприятным условиям эксплуатации - отсутствию промышленности и чистому воздуху в этих местах.
Для Мюнстерайфель важную роль сыграла организации водолечебниц. Начиная с 1929 года, здесь используется лечебная система известного немецкого священника Себастьяна Кнайпа. Заболев в молодости туберкулезом, он излечил себя, купаясь в ледяной воде. Создав общество "Друзей воды", он практиковал лечение с помощью водных процедур. Организованная им водолечебница в Баварии принимала до шести тысяч гостей в год. Его книга "Моё водолечение", изданная в середине XIX века, до сих пор пользуется огромной популярностью. Лечение по "Wasserdoktor", как его называли, стоит на пяти столпах:
- лечебная сила воды;
- лечебная сила трав;
- здоровое питание;
- достаточное движение;
- сознательное ведение жизни.
Сочетание этих факторов должно приводить к гармонии тела, ума и души.
С помощью методики С. Кнайпа лечат заболевания:
- сердца и системы кровообращения;
- хронические болезни дыхательных путей;
- нарушение обмена веществ, избыточный вес, подагра, диабет;
- вегетативные расстройства и истощение после операций.
Благодаря водолечебницам, в названии города как свидетельство его курортного потенциала появилось слово Бад (Bad).
Развитие города не остановилось на туризме и водолечении. Начиная с 2014 года, здесь организована новая система торговли модными вещами по сниженным ценам "Outlet smart Shopping".. Все магазины города подключены к этой системе. Теперь посетители Бад Мюнстерайфеля могут совместить приятное с полезным - прогулку по городу и покупки.
Сегодня город очень оживлен. Отели в старинных домах, кафе, рестораны, магазины, несколько местных музеев. На улицах звучит музыка.
В этом фахверковом строении находится старейшее кафе города.
Вряд ли этот старичок с электрогитарой и губной гармоникой играет только из-за денег. Он рад, что дарит горожанам приподнятое настроение.