Городки на берегах озера Гарда несут в себе историю этих мест. В некоторых пещерах обнаружены артефакты пребывания здесь доисторических людей. Этруски, кельты, с 152 года до н.э. римляне. Они подчинили себе жителей берегов озера Гарда. Примерно за пятьдесят лет до н.э. они получили почетное римское гражданство. Христианство пришло с лангобардами. Империя Каролингов ставила своей целью защитить эти земли от вторжения варваров.
Позднее наступили местные "выяснения отношений". Сторонники императорской и папской власти (гибеллины и гвельфы) ожесточенно боролись за сферы влияния. Правителей из семейства делла Скала сменяли миланские Висконти. Им на смену пришли правители Венецианской республики. В XII веке часть городков озера перешла в подчинение Вероны. Большую роль в северной части озера приобрело княжество-епископство Триент. Его власть оспаривали австрийские Габсбурги, которые сумели объявить в 1803 году свой суверенитет не только в Триенте, но и во всем Тироле. По Версальскому договору в 1918 году эти земли были переданы Италии.
Аналогично берегам делились и воды озера Гарда. Права на навигацию, рыбную ловлю регулировал капитан-наместник. Он же надзирал за эксплуатацией водных ресурсов.
Рива дель Гарда
Нам удалось побывать в нескольких городках вокруг озера Гарда. Наиболее подробно мы познакомились с городом Рива дель Гарда, самым большим на побережье озера. Он насчитывает около 16 тысяч жителей, а вместе со слившимися с ним городками Арко и Торболе более 30 тысяч. В дальнейшем я буду называть его Рива, как и называют его итальянцы.
Схематическая карта расположения городков на озере Гарда.
Город Рива расположен в долинах двух ручьев, впадающих в озеро. Они стекают с почти вертикальных гор, окружающих долину с севера. Здесь обитали люди еще в каменном и бронзовом веках. Следы их деятельности собраны в местном музее.
О римлянах напоминают недавно раскопанные термы (terme romane) на площади Республики. Они построены в конце первого века и просуществовали до третьего века нашей эры. Большое центральное помещение соединяется с традиционными Frigidarium, Tepidarium, Calidarium (холодные ванны, ванны с умеренной температурой, горячие ванны).
Terme romane в центре Рива дель Гарда.
На одной из площадей города установлен римский саркофаг. Еще одно свидетельство древности поселения.
Сохранилось много памятников архитектуры, относящихся к XII веку. Это, конечно, укрепления - замок Ла-Рокко на берегу озера, превращенный сейчас в музей. Он служил резиденцией князя-епископа до конца XVI века. Его укреплением и строительством занимались все правители - Скалигеры, Висконти, венецианцы, трентинцы. Угловые башни были понижены во времена правления австрийцев, превративших замок в гарнизонную казарму.
Крепость (форт)Ла-Рокко XII века, ныне городской музей.
На скале над старым городом, на высоте 200 метров, недалеко от водовода электростанции Понале сохранились развалины бастиона - венецианского укрепления 1507 года постройки.
Город окружают крепостные стены с воротами, часть из которых сохранена.
Ворота св. Михаила (XIII в.)
Ворота св. Марка времён венецианского господства.
Площадь св. Рокко, покровителя города. Здесь находятся алтарь ему посвященной церкви. В 1512 году граждане Ривы дали обет построить церковь в благодарность за избавление их от чумы. После Первой мировой войны от церкви остались только маленькое помещение с алтарем и потолком, декорированным в стиле барокко.
Потолок и алтарь с фигурой св. Рокко.
Характерные для итальянских городов аркады эпохи Скалигеров. Они защищают как от солнца, так и от дождя.
Резиденция венецианского правителя ХV века Франческо Троннели. В течение сотен лет здесь заседал городской совет. Теперь это здание ратуши.
Высотной доминантой города является башня Аппонале, воздвигнутая в XII веке и позднее надстроенная. Сейчас ее высота достигает 34 м, 165 ступеней.
Башня Аппонале на центральной площади старого города (площадь 3 ноября).
Колокола башни Аппонале с исполнительным механизмом боя. Колокола отлиты в 1532 году. Немного ниже находится старинный часовой механизм башенных часов. Несмотря на возраст, часы идут исправно.
Виды старого города со смотровой площадки башни Аппонале.
Центральная площадь находится непосредственно у рукава гавани для маломерных судов.
Вдали виднеется здание церкви Вознесения Девы Марии.
Береговая часть города с крепостью (фортом)Ла-Рокко.
Здесь же на площади 3 ноября, на берегу, стоит памятник св. Иоанну Непомуку, который был создан из мрамора в 1735 году.
На севере Европы св. Непомука можно встретить почти на каждом мосту. Этот мученик, был утоплен в реке Влтава в Праге по приказу короля Вацлава IV за отказ разгласить тайну исповеди. Он стал покровителем священнослужителей, исповедников, лодочников, сплавщиков, рыбаков, паломников, мельников - вод и людей с ней связанных. На озере Гарда многое зависит от водной стихии.
Особого внимания заслуживают церкви Рива дель Гарда.
Наибольшей популярностью в Рива дель Гарда заслуженно пользуется барочная церковь дель Инвиолата - паломническая церковь непорочной девы Марии. Почитание Божьей Матери очень развито в Италии. В конце XVI века капелла с фреской, изображающей Мадонну с младенцем рядом со святыми Рокко и Себастьяном, стала центром притяжения паломников со всей Италии и соседних государств. Они приносили многочисленные дары, которые побудили построить новую церковь, монастырь и школу. Ее выстроил к 1611 году португальский архитектор, имя которого не сохранилось. В 1636 году церковь была освящена. В 1682 году была построена колокольня.
Церковь дель Инвиолата. Внутри это роскошно украшенная ротонда с нишами, колоннами, алтарем, живописью и скульптурой. В украшении церкви принимали участие известные мастера д*Ареццо, Пьетро Рикки (Луккезе), Гвидо Рени и др.
Главный алтарь церкви дель Инвиолата.
Купол церкви дель Инвиолата>, роскошно украшенный живописью, лепниной, мраморами разлиных оттенков.Все живописные и скульптурные работы выполнены итальянскими мастерами XVII-XVIII веков.
Алтарь: распятие с Мадонной кисти Гвидо Рени.
Алтарь св. Иеронима, создавшего латинский перевод Ветхого завета.
Алтарь св. Карла Борромео, архиепископа Милана, борца с протестантизмом, причисленного к лику святых. Почитается в Италии.
В центре старого города находится церковь вознесения Девы Марии, построенная в 1728 году в стиле барокко. Единственный неф церкви имеет девять роскошно украшенных алтарей. Она построена на месте и фундаменте старой церкви в романском стиле. Церковь реставрировалась после повреждений, полученных во время Первой мировой войны и землетрясения 1976 года.
Церковь вознесения Девы Марии.
Наружная фреска. Святой Виргилий, епископ Триента (3385-402) и римский солдат Александр, который принял мученическую смерть в Бергамо.
Главный алтарь. Вознесение Девы Марии. Работа художника из Ривы середины XVIII века. Внизу изображены св. Виргилий и мученик Александр. Слева и справа скульптурные изображения апостолов Петра и Павла. Алтарь декорирован мраморами разных цветов.
Главный неф собораи орган с 2650 трубами.
Некоторые из девяти алтарей собора вознесения Девы Марии.
Роскошный барочный интерьер церкви имеет традиционную католическую атрибутику, включающую круцификс (распятие.
Наряду с церквями в традиционном архитектурном стиле, наше внимание привлекла явно современная церковь. Она находится вдали от озера, в жилом районе. Высокая колокольня, совсем не похожая на итальянские кампанелле, видна из многих точек города.
Это удивительное сооружение оказалось для нас одной из загадок города Риа дель Гардо.
Это действительно была церковь, но чем ближе мы подходили к ней тем, быстрее она исчезала из нашего поля зрения. Даже вблизи церкви было трудно рассмотреть её сложную форму. В плане она геометрически соответствует спиралевидной кривой (эвольвенте), которая, устремляясь к верху, заканчивается колокольней и шпилем с крестом. Церковь, как мы узнали в дальнейшем, посвящена св. Иосифу (St. Joseph). Автор архитектурного проекта Камилло Зучелли (Camillo Zucchelli). Церковь начали строить в 1966 году. Полностью строительство закончили только в конце девяностых. Высота колокольни 56 м.
Внешний вид церкви св. Иосифа.
Вид Церкви св. Иосифа сверху (Программа "Планета Земля"). Видна закрученная спираль (эвольвента) здания и тень от колокольни.
Изящные геометрические формы колокольни, уходящей в небо.
Пройдя довольно большое расстояние до церкви по жаре, мы неожиданно были вознаграждены концертом вокалистов, исполнявших классическую музыку. Внутри церкви, вместо традиционных скамей для молебна, ряды мягких кресел. Вместо алтаря - сцена, над которой фигура распятого Христа без креста, освещенная солнечным светом из уходящей в небо спирали.
Возможно, что эта современная церковь по канонам католической церкви ещё не подготовлена для официальных богослужений. Мы попали в прекрасно спроектированный концертный зал.
В это время там проводилась генеральная репетиция концерта молодых исполнителей, по-видимому, итальянской школы, с классическим репертуаром. Голоса, манера исполнения, движение, жесты - все на уровне высочайшего класса. Певцы, судя по их облику, в основном, азиатского происхождения, прекрасно освоившие европейское оперное искусство. Это были вокалисты, которые готовились для проводимого в те дни в Рива дель Гарда фестиваля имени тирольского композитора Riccardo Zandonai.
Идет генеральная репетиция концерта классической музыки. На снимке жест певца при исполнении повторяет положение рук изображения распятого Христа.
Вне церкви установлены скрижали с объяснением формы и размеров строения. Без комментариев не смогли разобраться, но, видимо, эти сведения важны.
Такую форму имеет церковь в плане.
Мы надеялись разобраться с историей строительства этой церкви с помощью путеводителей и интернета. Но как оказалось, в путеводителях о ней ничего нет.
Такое таинственное молчание туристских рекламных средств, может быть, связано с тем, что проект еще не до конца не реализован.
В интернете нашли пару публикаций на итальянском языке, из которых почерпнули сведения, которые привели в этом очерке.
Наши скромные физические возможности не позволили форсировать Доломиты, прыгать с парашютом с альпийских высот, носиться на доске по глади озера Гарда. Пешком, на автобусе, на рейсовом катере мы достигали некоторых городков на берегах, бродили в них, сфотографировали, получали впечатления. Этим и хотелось бы поделиться. Собственно, так же поступил Гете, приехав в соседний с Рива городок Торболе, осмотрел его, пытался зарисовать понравившуюся ему башню. Однако он был принят бдительными жителями за шпиона. После чего последовало разбирательство. Времена были неспокойные, места пограничные, всюду крепости и таможни - есть все основания проявлять бдительность. После того, как Гете нашел общих знакомых с местными жителями во Франкфурте, он был благополучно отпущен. Все это он увековечил в своем "Итальянском путешествии".
Чтобы посетить места пребывания Гёте, мы, следуя своей сформировавшейся в поездках привычке разбираться в интересных фактах, побывали в Торбеле несколько раз, благо этот городок, по существу, является пригородом города Рива.
Торболе разделяет с Рива дель Гарда кряж горного массива Брионе.
Для транспорта он прорезан туннелем, а для пешеходов и велосипедистов сделана дорога по берегу озера, иногда навесная.
И здесь не обошлось без крепости.
Австро-венгерский форт (1861) для защиты дороги между Рива и Торболе.
Именно в Торболе в озеро Гарда впадает его главный приток - река Сарка. Её длина 80 км.
Место впадения реки Сарка в озеро Гарда между Рива и Торболе. Вдали виден мост для пешеходов и велосипедистов.
В память о Гете в Торболе стоит ему памятник, существует фонтан, около дома, где он останавливался. Имя Гете упоминается в таможенной книге.
Памятник И.В. Гёте.
Здание старой австрийской таможни XVIII века в городке Торболе. Оно стоит на молу, защищающем внутреннюю гавань.
Сейчас здесь находится музей, где хранятся свидетельства о пересечении границы известными людьми.
Здание таможни отмечено памятной доской с барельефом.
В этом же городе стоит памятник Данте. Его имя носит главная улица в Рива. Относительно пребывания Данте в этих местах документов, по-видимому, нет. Будучи выслан из родной Флоренции, Данте нашел приют в Вероне. От Вероны до Гарда "рукой подать". Почему же отказать жителям этих мест в близости с Данте? Так или иначе, Данте всегда с ними.
Бюст высоко здесь чтимого Данте Алигьери.
Городок Торболе живописно расположился у подножья гор вокруг небольшой бухты озера Гарда.