Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Европейские сады на склонах

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/12/2017. 44k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  • Иллюстрации: 115 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       Это не рекомендации для садоводов, которым достался "кривой" садовый участок, а просто размышления об использовании особенностей ландшафта склона в практике европейской садово-парковой архитектуры на примере некоторых европейских садов, где нам приходилось побывать. Надеюсь, что мои небольшие наблюдения помогут понять, как люди используют и совершенствуют красоту окружающего ландшафта в его садово-парковом отражении.
      
       Склон, наклоненный к водному объекту (река, ручей, море) обычно служит местом разгрузки поверхностных и подземных вод. Разность высотных отметок склона создает напор воды, необходимый при его сосредоточенном использовании, для создания фонтанов и каскадов. Растительность, прогулочные дорожки, лестницы, площадки, террасы, художественно оформленные выходы вод, парковая скульптура - необходимый набор элементов для создания классических парковых ансамблей.
      
       Украшением таких садов является вода. Ее умелое использование - накопление, распределение, вывод для обозрения - сочетание инженерного расчета и художественного вкуса.
       Считается, что в Европе огнестрельное оружие, использующее энергию пороха, возникло в XIV веке. Появление артиллерии знаменовало новую эру в военном деле. В XV веке огнестрельное оружие уже широко применялось в Европе при осадах крепостей. Это сделало бессмысленным их строительство. Настала эпоха строительства дворцов и окружающих их садов и парков. Изменилась и роль воды. Вместо наполнения оборонительных рвов вокруг крепостей, вода стала украшением парков.
        []
       Эстетика суровых неприступных стен и башен сменилась в XVII веке роскошью и удобством человеческого жилья. Ворота Версаля.

    Версаль (Франция)

       Самый известный пример сада на склоне это Версаль. Его строительство началось в 1661 году (на основе охотничьего замка Людовика XIII) и продолжалось несколько десятилетий. С 1682 года Версаль стал постоянной резиденцией короля. Его создатель Людовик XIV "Король-Солнце" хотел показать всему миру абсолютную, божественную власть короля. Версаль впоследствии "вобрал в себя", в прямом и переносном смысле, богатства французской национальной культуры и стал памятником величию Франции на все времена. Это грандиозный проект, подобный египетским пирамидам, но, что бы мы знали о древнем Египте, если бы не пирамиды?
      
       Архитекторы Версаля - Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. Оформлением парков занимались Андре Ленотр и Шарль Лебрен. Над водоснабжением фонтанов работал Пьер де Франсини. Дворцовый парк с фонтанами, бассейнами, скульптурами раскинулся на 100 га. Его украсили 1400 фонтанов и более 2 тысяч ваз и статуй.
      
       []
      
       Главный каскад Версаля.
       Парк Версаля расположен на склоне. Однако обеспеченность водой этого склона с самого начала не соответствовала расходу воды фонтанами парка. Специальная водокачка, ветряные и водяные мельницы, лошадиные приводы обеспечивали работу фонтанов только тогда, когда они находились в поле зрения высоких особ. Воды не хватало, поэтому была реализована идея ее переброски в водоводы парка из Сены. Для этого воду приходилось перекачивать на высоту 100 м. Во времена правления Людовика XIV затраты на систему водоснабжения составляли примерно треть от всех затрат на строительные работы в Версале. Техника прошлых веков позволяла доставлять в сутки только 3200 куб.метров воды (0,04 куб.м/сек). И в наши дни музей Версаль по-прежнему испытывает трудности с водой. Сейчас используются современные насосы. Испарение компенсируется за счет дождевой воды. Экономное расходование воды для Версаля очень актуально.
        []
       Главный каскад Версаля. Моё посещение Версаля в начале 2014 года происходило при выключенных на зиму фонтанах.
       Для многих дворцов и парков Европы Версаль стал образцом для подражания. Это Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе и Гатчине, а также другие дворцы в Германии, Австрии, Италии, России. Особенно роскошными были созданы дворец и парк в Петергофе.

    Петергоф (Россия)

       В 1715 году император Петр I задумал создать парадную резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Сначала ее планировали строить в Стрельне, но опытный инженер и гидротехник Б.Х. Миних осмелился критиковать место, предложенное царем. Он убедительно доказал, что "водные феерии" лучше устраивать несколько дальше от столицы, в Петергофе. Аргументом была вода и крутой склон берега к заливу. После этого архитектор Леблон представил свой "Водяной план" - проект Петергофского парка.
       Руководил строительством самотёчного фонтанного водовода молодой талантливый русский инженер-гидравлик В.Г. Туволков (1697-1727). Первый канал, подводящий воду к фонтанам был прорыт в 1721 г. В течение ХVIII и первой половины XIX веков система водоснабжения фонтанов совершенствовалась. Сейчас она поддерживается и не нуждается в увеличении. Система поставляет фонтанам 3 куб.м./сек воды (почти в сто раз больше, чем в Версале). Такое количество воды обеспечивает постоянный напор в фонтанах, независимый от маловодных периодов.
      
       В Нижнем парке Петергофа насчитывается 150 фонтанов и 4 каскада, в Верхнем парке - 5 фонтанов и один каскад. Все они до сих пор работают исключительно в результате естественного давления воды, которое создается перепадом высот Ропшинской возвышенности, откуда вода подаётся для фонтанов Петергофа.
        []
       Большой Петергофский дворец и Большой каскад. Фото http://www.zazfam.com/blog- entries/2016-entries/st-petersburg-russia-day-2/.
       Главный фонтан был построен в 1735 году в честь 25-летия Полтавской баталии. Центральная фигура каскада "Самсон, раздирающий пасть льва" работы известного скульптора М.И. Козловского.
    Полтавская баталия произошла 27 июня (8 июля по н. ст.) 1709 года. В православном церковном календаре это день памяти византийского святого преподобного Сампсона Странноприимца (VI век), известного своей благотворительностью. Но имя свое, немного измененное (дополненное буквой "п") он,по-видимому, получил в честь библейского Самсона. Тут произошла явная подмена. Самсон - ветхозаветный герой, известный тем, что встретив, будучи юношей, льва, он "растерзал его, как козленка". И еще одна неточность. Самсон изображен с короткими волосами, тогда, как известно, сила его обуславливалась длинными волосами. Лев также неслучаен. Фигура льва изображена на гербе Швеции. Скульптура - символ победы над Карлом XII. Несмотря на не очевидные с первого взгляда неточности, фигура "Самсона, раздирающего пасть льва" прекрасна. "Самсон" - самый высокий фонтан Петергофа. Его струя достигает высоты 18-19 м. Фонтан расходует 70 литров воды в секунду.
        []
       Большой каскад Петергофа со стороны Большого Дворца.
        []
       Шахматная горка (фото gavailer.livejournal.com, 2014). Еще один эффектный каскад-фонтан Петергофа.
       Теперь о некоторых парках Германии, Бельгии и Нидерландов, которые мы посмотрели.

    Горный парк города Кассель (Германия)

       Это уникальное творение природы и людей включено с 2013 года в состав объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
      
       Парк расположен в германском городе Кассель, на горе Карлсберг (Karlsberg хребта Хабихтсвальд), на высоте 526.2 м. над уровнем моря. Сочетание рельефа местности, текущей воды, прудов, леса и творчества архитекторов и инженеров создали это замечательное произведение. Фигура древнегреческого героя Геркулеса на вершине пирамиды дворца "Октогон", каскад террас, лестниц, прудов, дворец Вильгельмсхёе и прямая - Вильгельмсхёе аллея, длиной более пяти километров, все вместе, являются градообразующей осью Касселя. Это видно как со стороны вершины горы, так и со стороны города.
      
        []
      
       Вид в сторону города Кассель с вершины горы Карлсберг.
      
        []
      
       Вид в обратном направлении с крыши здания "Мир братьев Гримм" в Касселе на гору Карлсберг, Октогон с Геркулесом и дворец Вильгельмсхёе у подножья горы (пятидесятикратное увеличение).
      
       Садово-парковый горный ансамбль создавался в начале XVIII века по идее ландграфа Гессен-Касселя Карла (время правления 1677-1730). Он должен был увековечить правителей Касселя и придать им высший политический вес. Ландграф Карл стремился принадлежать к числу правителей, избиравших римско-германского кайзера и, возможно, самому быть избранным.
      
       Проект ансамбля вполне сопоставим с лучшими творениями эпохи абсолютизма. Он тем более привлекает, что это не дворцовый комплекс, предназначенный для жизни и приемов, а парк, лишенный утилитарного назначения. Этот парк и сейчас является самым большим Горным парком Европы.
      
       Горный парк в Касселе сопоставим с Версалем, прославляющим Людовика XIV. В отличие от этого блестящего образца, Горный парк значительно лучше обеспечен водой, что позволяет создать водный каскад длиной 350 метров. Каскад прерывается террасами с водоемами со скульптурами Пана, играющего на свирели и его спутника, трубящего в трубу.
      
       В парке не используются насосы или какие-либо гидравлические устройства. Естественный напор воды и затворы - все, что определяет движение воды в каскаде. Разработал инженерную часть подачи воды Дени Папен (1647-1712). Французский математик, физик, изобретатель, создатель парового двигателя, он стал придворным инженером ландграфа. Он конструировал для своего патрона различные водоподъемные устройства. Созданная им система водоснабжения Горного парка до сих пор в работе. Служба Папена оплачивалась весьма скудно, поэтому, имея большую семью и постоянно нуждаясь в деньгах, он уехал в Англию. Некоторое время Папен был ассистентом великого Иоганна Гюйгенса, затем профессором Марбургского университета.
      
       Римский архитектор Джованни Франческо Гуерниеро на вершине горы Карла создал замок - Октогон высотой 33 м с пирамидой. Это сооружение из черного туфа венчает фигура Геркулеса. Статуя сделана из меди скульптором Иоганном Якобом Антони в период 1713-17 гг. Высота скульптуры 8,3 м, вес около трех тонн. Были использованы двадцать одна медные плиты, идеально подогнанные одна к другой. Это мощная реплика статуи "Геркулеса Фарнезского" со всеми типичными атрибутами героя - палица, шкура немейского льва и яблоки Гесперид в руке. Оригинал статуи был найден в 1546 году при раскопках терм Каракаллы в Риме. Статуя пополнила коллекцию племянника папы Павла III герцога Алессандро Фарнезе. Это изображение Геркулеса стало самым популярным в Европе.
      
       Геркулес - герой, полубог, сильнейший среди людей античного периода. Он прославился своими подвигами и, в конце концов, был приравнен к бессмертным и вознесен на Олимп. В Горном парке мудрый, смелый, справедливый, мощный Геркулес царит на Олимпийской высоте.
      
       Гигантомания проекта парка и фигуры Геркулеса преобразила долину Касселя и придала ландшафту политическую значимость. "Кассельский колосс" побуждал подданных непрерывно ощущать величие своего правителя. Ландграф видел своего представителя еще медно-красным. Позднее мускулистая фигура Геркулеса покрылась зеленой патиной.
      
       Жители Касселя говорят, что "Геркулес это наш Кельнский собор". Кассельский Геркулес - демонстрация неоспоримой власти.
      
       Создание Горного парка часто упиралось в стоимость работ. Ландграф находил выход из положения, отдавая в наем своих подданных, как солдат. Иногда они использовались как "пушечное мясо", как например, в войне в Америке. Казна совсем опустела, когда Геркулес был водружен на пирамиду Октогона. Наследники Карла обустроили нижнюю часть парка в свободном романтическом стиле. Был построен дворец Вильгельмсхёе и декоративный Левенбург, стилизованный под руины.
      
        []
      
       Октогон с пирамидой, увенчанной фигурой Геркулеса. Форме Октагона (восьмиугольника) извечно придавался сакральный смысл. Он изначально строился как корона горы, бельведер с круговым обзором с нишами и гротами, продуваемыми ветром. Внутри планировался орган, управляемый силой текущей воды. Однако туф, из которого был построен Октогон, был недостаточно прочен и испещрен порами. Поэтому через какое-то время возникла необходимость укрепить нижний этаж круговым стальным силовым поясом.
      
       Длина оси, соединяющей фигуру Геркулеса с расположенным ниже по склону дворцом Вильгельмсхёе, составляет 1,5 км, а перепад высот между ними достигает 240 м. Такой перепад гарантирует функционирование водного каскада и фонтанов парка почти в течение всего года, с перерывом на время, необходимое для наполнения водных резервуаров - накопителей.
      
        []
      
       Статуя Геркулеса на вершине пирамиды дворца - Октогона. Этот Геркулес стал символом Касселя.
      
       К сожалению, мы были в парке в период ремонтных работ. Предстоящий трехсотлетний юбилей кассельского Геркулеса побуждает залечить нанесенные временем следы и представить его в полном блеске. Поэтому вид каскада искажали башенные краны, строительные щиты и ограждения, а вода в каскады не подавалась. Как оказалось, водоснабжение каскада ограничено. Резервуар, накапливающий воду для снабжения каскада, содержит 68 млн. литров воды. Это позволяет 60 раз в году открывать затворы и демонстрировать во всей красе наполненный каскад и фонтаны. Действие происходит в период с мая по октябрь, по воскресеньям, средам и праздничным дням. Вечерами иногда производится подсветка каскада. Не сомневаюсь, что это - незабываемое зрелище. Тем не менее, даже в таком "обезвоженном" виде каскад и парк производят сильное впечатление. Наше пребывание в Касселе выпало на понедельник-вторник, поэтому мы видели каскад почти без воды.
      
        []
      
       Резервуар - накопитель на вершине горы, из которого осуществляется водоснабжение каскада и фонтанов.
      
       Подаваемая самотеком вода обеспечивает пятидесятиметровую струю главного фонтана перед дворцом Wilhelmshoehe. Затворы, регулирующие подачу воды, открываются вручную. Путь воды через главный каскад и все сооружения составляет около двух километров. Время достижения воды до нижних объектов составляет около часа.
      
       Осматривать каскад можно, поднимаясь вверх или спускаясь вниз. Для экономии сил мы выбрали спуск. Встречный немногочисленный поток любопытных вызывал сострадание. Некоторые едва справлялись с дыханием. Вид сверху грандиозен. С каждой новой террасы открываются новые перспективы. Ничто не повторяется. Рельеф и фантазия садовых архитекторов создали из каскада неповторимое произведение искусства.
      
       Каскад построен из местного базальтового туфа вулканического происхождения, Туф относительно мягок и ноздреват и хорошо поддаётся обработке. Ограждение террас сделано из туфовых "пальцев". Это тоже своеобразный знак Касселя. Такие "пальцы" встречаются на улицах города как напоминание о геологической истории этого места.
      
        []
      
       Туфовые "пальцы" на улицах Касселя.
      
        []
      
       Октогон, закрытый строительными лесами.
      
        []
      
        []
      
       Так грубый вулканический туф преобразуется в изысканное произведение паркового искусства.
      
       На этом уровне в искусственном гроте находились трубы так называемого "Водяного органа". Первый такой орган был построен в 1705 году. В 1778 году был изготовлен второй экземпляр, дошедший до наших дней. Он находился в гроте за фигурой Пана и приводился в действие потоком воды. Он мог проигрывать шесть мелодий, записанных на специальном валике. Сейчас игра "Водяного органа" демонстрируется только в музее парка.
      
        []
      
       Пан, играющий на свирели.
      
        []
      
       Справа от него божество, которое воспроизводило трубные звуки органа.
      
        []
      
       Мраморные скульптуры особенно подвержены разрушительной силе времени. В дни, когда каскад не действует, над левой фигурой грота работают реставраторы.
      
        []
      
       Каждая терраса неповторима. Неповторим и вид, с нее открывающийся.
      
        []
      
       Нижняя терраса каскада. Строительные краны и реставрационные леса дают впечатление об объеме работ.
      
        []
      
       Одна из беседок из туфа - место отдохновения для туристов, штурмующих гору Карла снизу.
      
        []
      
       После последней террасы вода течет в естественном русле, оправленном туфовым ограждением.
      
       Ниже каскада более пологий ландшафт превращается в английский парк. Чередование полян и почти лесных массивов. Не думаю, что лес естественный. Триста лет существования придали ему натуральный вид. Восхищает бережное отношение к каждому дереву. Пень от спиленного старого дерева становится ограждением для вновь посаженного.
      
       []
      
       Через каких-то триста лет произойдет полное замещение старого дерева новым.
      
        []
      
       Свободно текущая вода вводится в регулярное русло, ведущее к подводящему каналу акведука.
      
        []
      
       Подводящий канал акведука.
      
       Грандиозный акведук. Он строился заведомо как руины и водопад.
      
        []
      
       Назначение акведука - привести воду к ее эффектному свержению с высоты многоэтажного дома.
      
        []
      
       Конец акведука. Он заканчивается водопадом с этой высоты.
      
        []
      
       Акведук и нижнее русло, усложненное препятствиями. При подаче воды это должно производить грандиозное впечатление.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Ниже акведука - почти свободное русло с туфовыми мостиками и порогами.
      
        []
      
       Первая светлая беседка после черного каскада и акведука. Все подготовлено к встрече главного пруда и лужайки около дворца. Игра суровой неприступной горной природы заканчивается покоем классической архитектуры и успокоившейся воды.
      
        []
      
       Еще одна малая архитектурная форма "Эрмитаж Сократа" рядом с молодыми секвойями (мамонтовое дерево).
        []
       В центре парка перед нами - четыре секвойи. Они еще молоды. Им каких-то триста лет, а жить им около тысячи лет.
        []
      
       Фонтанный пруд. Именно здесь по воскресеньям и праздникам бьет фонтан пятидесятиметровой высоты. За 10 минут он извергает 200 куб.м. воды. Это одно из последних по времени сооружений Горного парка. Оно было построено при Вильгельме IX в 1790 году. После Фонтанного пруда вода отводится в реку Друсель. В городе она протекает иногда под землей. Около Оранжереи городского парка Карлсауэ река выходит на поверхность в виде небольшого ручья и вскоре впадает в реку Фульду.
      
       Дворец ландграфов Гессен-Кассельских Вильгельмсхёе (Wilhelmshoehe) строился в 1786-1801 годах. После Второй мировой войны здесь размещена картинная галерея старых мастеров, собранная ландграфом Вильгельмом VIII. Здесь можно увидеть работы немецких, итальянских, французских и испанских мастеров. Особенно много работ старых нидерландских художников. К сожалению, нам там побывать не удалось - понедельник - выходной день.
      
        []     
      
        []
      
       Грандиозное здание Дворца Гессен - Кассельских ландграфов. Сейчас в нём находится художественная галерея старых мастеров на основе картин, собранных ландграфами.
        []
       "Старая Вахта" - старинный пропускной пункт для проезда в город Кассель. Одновременно здесь заканчивается водный каскад горы Карлсберг и начинается основная городская аллея Вильгельмсхёе.

    Парк города Клеве (Германия)

       Замечательные художественные и технические достижения садово-паркового искусства вызывали стремление знатных и состоятельных подданных монархов строить у себя нечто подобное. В XVII-XVIII веках в Европе отмечалось массовое увлечение садово-парковым зодчеством. Выработались стили оформления парков и садов: французский, английский, итальянский. Не обошлось и без престижного соперничества в стремлении сделать свои свершения достойными высочайшего внимания. Так или иначе, Европа в эти времена обогатилась многочисленными парками и садами, почти королевского уровня.
      
       В своих поездках по странам Европы мне приходилось видеть многие из них. К их числу можно отнести парк нидерландских и германских графов и герцогов Клеве, который был заложен в XVII веке. Он расположен тоже на склоне в некотором отдалении от их фамильного замка Шваненбург. Здесь, недалеко от Рейна, на его коренном берегу, тоже изобилие воды на склоне, тоже каскад с перспективой прудов на террасах, тоже фонтаны, бьющие под естественным напором. Сам Рейн в результате русловой деформации отдалился от коренного берега, но старинные саги и геоморфологические исследования показывают, что Клеве когда-то стоял на Рейне.
      
       Фридрих Вильгельм, маркграф фон Бранденбург, эрцкамергер Священной Римской империи и курфюрст герцог фон Клеве, Юлих и Берг, граф фон Марк и фон Равенсберг господин цу Равенштайн (привожу все его многочисленные титулы) назначил правителем Клеве Иоанна Морица фон Нассау-Зиген (Johann Moritz, Graf von Nassau-Siegen 1604--1679). Этот человек сыграл большую роль в истории Клеве.
      
       Мориц фон Нассау-Зиген - нидерландский полководец и государственный деятель, племянник знаменитого Вильгельма Оранского. После своих многочисленных побед в Бразилии и Африке на нидерландской службе, в 1647 году он перешел на службу Бранденбургу. Великий курфюрст Фридрих Вильгельм давал ему различные дипломатические поручения и сделал его наместником (штатгальтером) Клеве. Как дипломат Нассау-Зиген заключил оборонительный союз между Англией и Бранденбургом. Он сражался против войск Людовика XIV.
      
       Мориц фон Нассау-Зиген помимо военных и дипломатических талантов, интересовался искусством, архитектурой, в частности, садовой архитектурой. Он возвёл собственную резиденцию - Маурицхуйс в Гааге рядом с Бинненхофом. В 1663 году Мориц фон Нассау-Зиеген поручил перестроить замок города Клеве Шваненбург нидерландскому архитектору Питеру Посту в стиле барокко. В это же время были преобразованы окрестности города в роскошные барочные сады. Историки считают, что они послужили побудительным толчком для строительства аналогичных садов в Берлине и Версале. Двенадцать аллей, расходящихся от вершины Звездной горы стали особым пунктом для обзора амфитеатра, нижерасположенных террас с фонтанами и прудами. Современные патриоты Клеве твердо убеждены, что Клеве был в XVII веке равнозначной с Кенигсбергом и Берлином прусской резиденцией. Жители Клеве знают, что главная улица Берлина Unter den Linden это подобие Lindenallee в Клеве. Только Lindenallee старше. Они подчеркивают, что Зоопарк (Tiergarten) уже был в Клеве, когда в Берлине на месте Зоопарка был луг. Так или иначе, парк Клеве - ровесник Версалю и старше Берлинских садов.
      
        []
      
       Вид на перспективу Принц-Мориц канала. Изначально предполагалось, что канал будет достигать Рейна.
      
        []
      
       Наиболее впечатляет амфитеатр и каскад, использующие естественный рельеф. Они созданы по проекту архитектора Якоба фон Кампен. За фонтаном - храм Цереры и скульптура Минервы (Афины Паллады). На верху горы обелиск.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Популярные в XVII веке боскеты и таинственные дорожки, скрытые в тени декоративно посаженных и подстриженных кустов.
      
        []
      
       Пруды в начале Принц - Мориц канала.
      
        []
       Каналы, окруженные вековыми деревьями.

    Сад Анневуа (Бельгия)

      
       Сад Анневуа (Annevoie) в бельгийской провинции Намюр был создан в середине XVIII века. Владельцем сада и автором проекта сада был Чарльз Алексис де Монпелье (1717-1807). Это тоже сад на склоне, водное обеспечение которого обязано перепаду высот склона долины реки. Роскошь оформления королевских садов не может сравниться с возможностями обычного жителя страны, однако, инженерная основа использования воды во всех парках едина. Именно после этого посещения мне и захотелось сравнить некоторые ранее виденные сады на склонах.
      
       Сад Annevoie находится в собственности семьи де Монпелье уже в шестнадцатом поколении. Предшествующие владельцы купленного участка земли имели на этом месте небольшой "господский" дом. Семья Мопелье построила на его основе замок Шато Анневуа (Chateau d Annevoie). Создатель замка и сада Чарльз Алексис де Монпелье был искусным кузнецом и старшиной гильдии кузнецов. Свою любовь к садовому строительству он реализовал на двенадцати гектарах склона долины маленькой речки Rouillon, притока Мааса. Сейчас сад занимает 48 га. Сад создавался сначала во французском стиле, позднее отдельные участки были реализованы в английском и итальянском стилях. Поэтому теперь говорится, что сад создан в европейском стиле. Дело своего отца продолжил сын Николас - Чарльз. Каждое следующее поколение Монпелье совершенствовало сад Анневуа. Сейчас в саду можно видеть 50 фонтанов и 20 декоративных прудов. Девизом сада является "Искусство корректирует природу". В саду широко используются симметрия, перспективный обзор, эффект сюрприза. Сад прекрасно организован и пользуется большой популярностью у туристов.
      
       Вода, необходимая для фонтанов, каскадов, каналов и прудов изымается из реки Rouillon в наиболее высоком месте и направляется вниз к сооружениям без использования насосов. Здесь работает энергия самой воды. Лотки, водосливы, разделение потоков, переброска воды поверхностным или подземным путем создают сложную сеть водотоков. Аккумулятором воды является 400-метровый канал, который питается в свою очередь из четырех источников. Этот канал-аккумулятор проходит на самых высоких отметках сада.
      
        []
      
       Большой канал выполняет функцию аккумулятора воды. Мы были в саду Анневуа в межень, период маловодья, когда потребности сада в воде не могли быть полностью удовлетворены. Поверхность канала покрыта ряской, т.е. скорость течения воды минимальна. Поэтому часть фонтанов не работала, и мы не смогли увидеть сад в полной его красе.
      
       []
      
      
        []
      
       Английский каскад зеленых террас с фонтанами и боскетами, построен в XVIII веке.
      
       []
      
       Фонтан "Большой веер". К сожалению, из-за недостаточного обеспечения водой, он работает не на полную мощность.
      
        []
      
       Французский каскад со строгой симметрией. Первое произведение Чарльза Алексиса де Монпелье в самой старой части сада.
      
        []
      
       Водная лестница (1760 г) работает без всяких насосов. Она расположена выше французского каскада и получает воду непосредственно из Большого канала - аккумулятора.
      
       []
      
       Венчают водную лестницу фигуры Нептуна и Амфитриты (Амфитрита - морское божество, жена Нептуна). Они расположены на берегу канала.
      
        []
      
       Начало симметричной аллеи, которая продолжается ниже канала до замка.
      
        []
      
       На самой верхней отметке парка в начале аллеи стоит скульптура Минервы (Афины). Скульптура сильно повреждена. Отсутствует копье, обычный атрибут Минервы. Нептун и Минерва - участники спора о том, кому быть покровителем Афин.
      
       Отсюда, с высшей точки сада открывается вид на замок Анневуа, который как бы вырастает из пруда и отражается в нем. Справа башня и три окна - наиболее старая часть замка, принадлежавшая семье Halloy (XVII век). В 1696 году участок перешел в собственность семьи Монпелье, перестроившей замок с использованием старой его части. Более новая часть замка выстроена в стиле Людовика XIV. Такой замок на воде единственный в Бельгии.
      
        []
      
        []
      
       Этот лебедь чувствует себя настоящим хозяином замка Анневуа.
      
        []
      
       Вид замка со стороны внутреннего дворика.
      
        []
      
        []
      
       Внутренний дворик с конюшнями и въезд в замок.
      
        []
      
       Так выглядит въезд в замок со стороны городка.
      
        []
      
        []
      
       Замок, помимо сада, имеет оранжерею и огород.
      
       Сад распланирован как череда каналов, аллей, декоративно подстриженных растений. Около дворцового пруда сад демонстрирует французский стиль паркового зодчества.
      
        []
        []
      
       Малый канал длиной 168 м. Сейчас здесь тоже очевиден дефицит воды.
      
        []
       Большая аллея. Она заканчивается четырьмя фигурами, олицетворяющими четыре времени года, модная символика в XVIII веке.
      
        []
      
       Четыре времени года.
        []
      
       Одна из аллей заканчивается беседкой Минервы.
      
        []
      
       Так выглядит аллея вздохов.
      
        []
      
       В темной аллее вздохов внезапно появляется фонтан любви. Один из сюрпризов сада.
      
        []
      
       Огромная скульптура кабана, созданная как копия бронзового кабана (вепря) во Флоренции работы Пьетро Такка (1557-1640). Мраморный кабан ("Porcellino", поросенок, как называют его во Флоренции) работы Джамболонья (Giovanni da Bologna) находится в музее Уффици. Он, в свою очередь, является копией древнегреческой работы в бронзе.
      
       Этот кабан очень популярен в мире. О нем написал сказку "Бронзовой кабан" Ганс Христиан Андерсен. Прочитала, что копии кабана можно встретить в Канаде (Онтарио), в Англии (Дерби), в Австралии (Сидней), в Германии (Мюнхен). В Анневуа, может быть, не лучшая копия, но одна из ранних.
      
        []
      
       Садовая скульптура, совмещенная с фонтаном: "Мальчик с рыбой".
      
        []
      
       Двухмерная (плоская) чугунная, окрашенная белой краской, скульптура, изготовленная в мастерских Монпелье. Такая скульптура была популярна во времена Ренессанса в Италии и широко использовалась во Франции в XVIII веке.
      
       Часть сада Анневуа выполнена в итальянском стиле. Его кредо "искусство должно подстраиваться под природу". В отличие от французского стиля, здесь сохраняют плавные изгибы, разница в уровнях земли, органичное включение их в садовый пейзаж. Вода - основной эстетический элемент, считается душой сада.
      
        []
      
       Грот Нептуна. Камень, вода, скульптура. Работа мастерской Монпелье.
      
       В саду Анневуа можно видеть, как вода из главного канала распределяется и подается к фонтанам, прудам, каналам.
      
        []
      
       Декоративный грот, через который подается вода к некоторым садовым объектам.
      
        []
      
       Два канала, распределяющие воду.
      
        []
      
        []
      
       Разделение воды и ее перемещение на двух высотных уровнях в природном русле и в лотке к разным объектам. Иногда вода протекает под землей, иногда ее искусственные русла выходят на поверхность.
      
       Сад заканчивается церковью, доступной жителям городка. В сад выходит фамильный склеп семьи Монпелье.
      
        []
      
       Церковь в конце сада.
      
        []
      
        []
      
       Склеп семьи Монпелье.
      
        []
      
       Надгробные плиты основателя сада Чарльза Алексиса де Монпелье и его сына Николаса Чарльза.
      
        []
      
       Вид на простор сада. Деревья, газоны, пруды, боскеты. Некоторые старые деревья повреждены вредителями. Видимо, они требуют лечения или должны быть спилены.
      
        []
      
       Скульптурное и архитектурное оформления несколько запущены. Этот маленький амур плюется струей, достигающей семи метров в высоту. Нам не довелось ее видеть.
      
       []
      
       На надлежащее техническое содержание у владельца сад, видимо, не хватает средств. У роскошного фонтана, имеющего название "Веер", явно засорилась форсунка.
      
       В парке много водоплавающих.
      
        []
      
       Уточки принимают парад текущей перед ними воды.
      
       []
      
       А в это время гуси её уже осваивают.
      
        []
      
       После окончания водных процедур - к трапезе.
      
        []
      
       В прудах прижилась даже форель, очень чувствительная к качеству воды.
      
       []
      
       Снова обращение к Флоренции. Знаменитый Давид почему-то темнокожий, стоит в углу совсем не престижного флигеля.
      
       Я остановилась более подробно на этом парке, ибо при относительно небольших его размерах в нем можно познакомиться с организацией водоснабжения в подобных садах. Мне захотелось пояснить структуру парка с гидротехнической точки зрения.
      

    Парк Mondo Verde (Нидерланды)

       И еще об одном современном парке на склоне небольшой речки Аnstelerbeek в Южной Голландии, провинции Фалькенбург. На фоне холмистого рельефа в местечке Landgraaf в 2002 году был построен уникальный тематический парк Mondo Verde, что в переводе означает "зеленый мир". Он занимает 25 га. По своему содержанию этот парк эклектичен. Он иллюстрирует природные условия в различных местах Земли, воспроизводит всемирно известные произведения скульптурного и архитектурного искусства, одновременно здесь размещается зоопарк и коллекция экзотических птиц. Набор экспонатов на все вкусы. Но мне интересен ландшафт парка и использование воды, добытой из реки и окружающих шахт.
       []
        []
       В центре парка каскад и не очень точно воспроизведенный фонтан Треви в Риме.
        []
      Вид с верхней террасы над фонтаном Треви.
        []
       Фонтан в естественном пруде парка Mondo Verde летом.
        []
       Водопад, воспроизводящий природу.
        []
       Канал, обрамленный фонтанами и кипарисами.
        []
       Водная лестница, еще один каскад.
        []
       В конце водной лестницы установлена копия фонтана Тритон в Риме.
        []
       Аллея парка.
        []
       Ворота в ад. Это копия знаменитой скульптуры из садов Bomarzo (Parco Dei Bomarzo). Над воротами в ад цитата из Ада Данте: "Lasciate Ogni Pensiero ch'entrate" (Оставь надежду , всяк сюда входящий).
        []
       Гигант Апеннин. Копия крупнейшей работы Джамболонья, горный бог Appennino (1579-80).Колосс сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого льется вода.
       Оригинал скульптуры находится в вилле Медичи ди Пратолино, загородном имении в 12 км от Флоренции. Вилла построена по заказу Франческо Медичи. Позднее принадлежала Францу I Стефану, Леопольду II Тосканскому, Фердинанду III, русскому посланнику в Тоскане Павлу Демидову, затем, после смерти его дочери, - югославскому принцу-регенту Павлу. С 1981 года является собственностью города Флоренции.
       Река Анстельбеек (Аnstelerbeek), в долине которой расположен парк Mondo Verde, приток реки Вюрм. Вюрм, в свою очередь, приток Рура. В долинах этих рек создано несколько искусственных прудов, в которые разгружаются воды парка Mondo Verde. Пруды представляют собой своеобразный низконапорный каскад. Мы побывали в этих местах поздней осенью.
        []
        []
       На берегу одного из прудов расположена усадьба, в которой находится мастерская русского скульптора А. М. Таратынова.
       Скульптор А.Таратынов известен трехмерным воспроизведением некоторых знаменитых картин. Его работы можно встретить в Амстердаме ("Ночной дозор" по картине Рембрандта). Для Брюсселя предназначена скульптура ("Притча о слепых" по картине Питера Брейгеля Старшего). Эту работу мы увидели во дворе нидерландского замка скульптора.Им воспроизведен "Танец" А. Матисса, "Портрет незнакомки" Крамского. Таратынов - автор памятников д'Артаньяну в Маастрихте, Анне Павловне в Гааге и ряда других.
        []
       Усадьба - мастерская скульптора А. Таратынова.
        []
       Притча о слепых по картине Питера Брейгеля Старшего.
        []
        []
        []
      На берегу пруда А.Таратынов расположил несколько своих работ, которые подчас носят несколько гротескный характер. Пышнотелая натура всегда привлекала фламандских художников. Таратынов превзошел их вкусы. Его могучие женские фигуры и огромные тела животных напоминают скульптуры колумбийца Фернандо Ботеро, работающего в стиле фигуративизма.
        []
       Гимнаст.
       Животные Таратынова тоже гиганты.
        []
        []
        []
        []
       "В заколдованных болотах там кикиморы живут, Защекочут до икоты и на дно уволокут. Страшно, аж жуть!!".
        []
       Эти места привлекают любителей спокойствия, тишины и рыбной ловли.
        []
       Осенние воды около усадьбы.
        []
       Так фонтан парка Монте Верде выглядит поздней осенью.
       Вода - самое распространенное минеральное вещество на Земле. Жизнь без воды невозможна. Но помимо утилитарного использования воды существует её эстетическое восприятие. Лучше всего оно проявляется в садах и парках. Культура европейского садово-паркового зодчества не ограничивается названными примерами парков на склонах. Количество старинных дворцов, замков и усадеб в Европе исчисляется тысячами. Каждый из них имеет либо парк, либо сад. И каждый из них обычно украшен водой. Такой является и эта вполне рядовая усадьба, которую выбрал для своей мастерской русский скульптор Александр Таратынов.  
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/12/2017. 44k. Статистика.
  • Обзор: Россия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка