Греция, насыщенная материальными памятниками древней культуры, одна из самых посещаемых стран мира. Изображение и копирование греческих оригиналов осуществлялись в течение почти двух тысяч лет. Нынешние технические возможности для этого почти беспредельны. Многие пользователи Интернета оставляют свои прекрасные фотографии для общего обозрения. Не берусь с ними соперничать. Поэтому в конце очерка рекомендую ссылки, где находятся подходящие, и с моей точки зрения, высококачественные иллюстрации.
Впервые историю Греции в контексте мировой истории я прослушала в изложении Льва Николаевича Гумилева. Это было в восьмидесятых годах, когда он нашел приют на географическом факультете Ленинградского университета. Не останавливаясь на общеизвестных фактах биографии этого знаменитого человека, скажу, что после нескольких лет работы в институте этнографии АН СССР, он был оттуда изгнан в силу того, что его теория этногенеза находилась в противоречии с марксистско-ленинскими взглядами. Руководство географического факультета проявило мужество, введя курс о взаимодействии этносов и ландшафтов и поручив его опальному профессору.
В это же время происходила шумная дискуссия между Л.Н. Гумилевым и писателем В.А. Чивилихиным. Последний пафосно вопрошал, каких бы успехов достигла Россия, если бы не татаро-монгольское иго (с некоторых времен его называют монголо-татарским). На это Л.Н. Гумилев возражал тем, что жители Руси - типично оседлый земледельческий народ, и монголо - татары - кочевой и их соприкосновение не носило жесткого противоборческого характера. Более того, Александр Невский заключал договоры с Золотой Ордой о военной помощи в борьбе против натиска западно-европейских соседей. Многочисленные браки, заключенные между русской и золотоордынской аристократией, свидетельствуют также о добрососедстве. Основной вред развитию Руси, по мнению Гумилева, наносила борьба между собой удельных княжеств.
Мне тогда попал в руки многостраничный отчет Гумилева о его работе, который в даль-нейшем был переработан в опубликованные сейчас монографии. Отчет был необычайно интересный. Совсем новое воззрение на историю народов, их возникновение, взаимодействие с соседями, по началу агрессивное, захватническое, затем затухающее, пассивное и, в конце концов, исчезновение.
Так литературные источники пробудили во мне большой интерес к работам Л.Н. Гумилева и, конечно, к его личности. Когда же мои коллеги с географического факультета сказали мне, что Гумилев читает у них курс, я решила его непременно прослушать.
Лекционная пара (четыре часа) происходила по субботам в здании бывшего Александровского женского института, около Смольного, где в это время обитал геофак. Я пребывала в то время далеко за пределами студенческого возраста, поэтому собиралась представиться Льву Николаевичу и попросить разрешение посещать лекции. Войдя в вестибюль, я заметила озабоченные фигуры, которые открывали двери в различные аудитории и разживались там свободными стульями. Дальше все двигались в одном направлении - туда, где должна быть лекция. Это была, наверно, самая большая аудитория на географическом факультете. Там уже собралось человек двести. Студентов можно было сосчитать по пальцам. Народ в возрастном интервале от пионеров до пенсионеров. Я поняла, что представляться не следует, а нужно раздобыть стул и слушать спокойно. Это была типично публичная лекция.
Лев Николаевич, пожилой, полноватый, похожий в профиль на мать, в неизменно зеленом галстуке, начал с извинения за то, что не выговаривает половину букв русского алфавита. Действительно, дикция не из лучших, но, внимательно слушая, очень быстро привыкаешь к речи, тем более, что она была эмоциональна и выразительна. Связь этноса с ландшафтом Л.Н. иллюстрировал собственным опытом ГУЛАГ- овской отсидки в различных природных зонах - в тундре, тайге, степи. Поражала энциклопедичность его знаний. Он справедливо говорил, что большинство из нас являются носителями европоцентризма. Это мировоззрение, при котором исторический процесс рассматривается глазами европейца. История других континентов обычно становится известной только после их колонизации европейцами, разумеется, в их версии.
Как этнограф, Л.Н. рассматривал жизнь народов за рамками таких письменных источников. Это позволило ему усмотреть моменты зарождения и исчезновения новых этносов и ввести понятия "молодой этнос", "старый этнос" с соответствующим поведением. "Молодой этнос" обычно наделен дополнительной энергией - "пассионарностью". Члены такого этноса интенсивно ищут применение своей энергии внутри этноса, но не всегда находят там понимание. Поэтому они склонны к военным походам, во время которых подчас совершают географические и научные открытия. Это, так называемые "бродяги-солдаты", образ жизни которых не совместим с устоявшимся стабильным обществом.
Классическим примером возникновения и исчезновения "пассионарности" является древняя Греция. Она хорошо изучена благодаря высокой культуре, достигшей своего расцвета в пятом веке до н.э., и многочисленным памятникам материальной и духовной культуры. До нас дошли язык, литература, история, философия, медицина, архитектура, искусство. Древнегреческий пантеон богов и героев известен почти каждому ребенку. А открытие Генрихом Шлиманом Трои и Микен - захватывающая детективная история, соперничать с которой может только открытие гробницы Тутанхамона.
И вот наша поездка. Затянувшаяся, ветреная, холодная осень-зима-весна похоронила надежду дождаться тепла и солнца. Экономический кризис в мире обеспечивал ежедневную порцию негативной информации. Особенно часто стала упоминаться Греция, как главный виновник неустойчивости евро. Газетная перепалка между Германией и Грецией из словесной перешла на уровень художественных символов. Немцы пририсовали знаменитой Афродите руки с весьма неприличным жестом. В ответ греки изобразили богиню победы Викторию на берлинской Sieg SДule с нацистской свастикой в руке. Удары ниже пояса. Интересно своими глазами посмотреть, что там происходит. Мы побывали в Афинах в марте 2010 года, когда в Греции, по утверждению прессы, происходили чуть ли не беспорядки. Действительно в один из дней видели массу полицейских в полном облачении в касках и со щитами, собиравшихся на митинг с требованием повышения зарплаты.
Афины. Белый город. Море и солнце. Конец марта - лучшее время для знакомства. Еще не жарко и главный поток туристов еще не проснулся. Городская высотная доминанта - Акрополь. Он гордо возвышается над окрестностями. Вокруг пояс белых руин старого города с немногочисленными пятнами зелени. Зелень еще не вошла в весенний цикл. Многие деревья, сбрасывающие листву на зиму, стоят голыми. Ощущение белизны возникает из-за мрамора. Возвышение Акрополя - мраморная скала. Все, что построили древние греки, тоже из мрамора. "Ржавеет золото и истлевает сталь. Крошится мрамор. К смерти все готово...". Но мрамор всё же меньше других материалов готов к смерти. Поэтому через две с половиной тысячи лет сохранились зримые остатки этой великой цивилизации.
Акрополь с Парфеноном (уж очень хорош этот общий вид, который я
заимствовала из Википедии)
Парфенон. Это сооружение, воздвигнутое в V до новой эры, как храм богини Афины Паллады, небесной покровительницы Афин, имеет многочисленные реплики на всех континентах. Повторить его колоннаду и портики веками считалось хорошим архитектурным вкусом. Инженерная основа таких сооружений надежна, как никакая другая. Все силы действуют вниз. Запас прочности фантастический. Старались разрушить земляки из соседних полисов, венецианцы, ранние христиане, персы, и турки. Неумолимо работали время и природные силы - землетрясения, выветривание. Несмотря на все усилия до основания разрушить храм, они не увенчались успехом.
Сейчас Парфенон - важнейшая строительная площадка Афин. Археологи, искусствоведы, архитекторы, компьютерщики спасают, воссоздают, изучают, воспроизводят. Каждый фрагмент учтен. Исправляются ошибки прошлых реставраций. Железные крепежные скобы заменяются никелевыми. Разрушенные блоки колоннады заменяются новыми. Стена, обращенная к городу, пострадала особенно сильно. Один из султанов хранил в Парфеноне порох, который взорвался в 1687 году во время штурма. Современные технические возможности позволяют воспроизвести Парфенон. Но будет ли это античный Парфенон?
Акрополь - место обитания богов. К нему ведут знаменитые Пропилеи - широкая лестница и колоннады. Достроить Пропилеи помешала Пелопонесская война. Парфенон посвящен покровительнице города Афине. Она, соперничая со своим дядей Посейдоном за влияние в Афинах, выиграла спор, подарив городу оливковое дерево. Это показалось афинянам важнее, чем еще один источник соленой воды, предложенный Посейдоном. Недалеко от Парфенона находится еще один знаменитый храм Эрехтейон. Его портик украшают кариатиды - женщины, заменяющие собой колонны и поддерживающие верхнее перекрытие. Существует легенда, согласно которой карийцы (одно из греческих племен) выступили на стороне персов против греков. Когда греки одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство. С тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей искупления. Назначение храма до сих пор дискутируется. Есть мнение, что он воздвигнут на месте захоронения основателя города Эрехтея. Одновременно он служил местом богослужения Афине. В небольшом храме Афродиты - Ники находилась статуя "Бескрылой Ники". Греки считали, что бескрылая богиня победы не сможет улететь и навсегда останется с ними.
У подножья Акрополя находятся два античных театра. Театр (одеон) Диониса был первым театром в мире. Здесь проводились дионисийские мистерии, преобразованные позже Эсхилом, Софоклом, Эврипидом в греческие трагедии. Греческое слово "трагедия" произошло от слов "трагос" - козел и "од" - песня. Бога виноделия Диониса (Бахуса, Вакха), а по совместительству покровителя поэзии и театра, сопровождали козлоногие существа - сатиры, которые пели ему хвалебные песни - дифирамбы. Другим видом песнопений в честь Диониса были фаллические песни, прославляющие плодородие. Аристотель утверждал, что дифирамбы породили трагедию, а фаллические песни - комедию, как жанры театрального искусства.Театр Герода Аттического расположен на южном склоне Акрополя. Восстановлены сцена и мраморная облицовка мест для зрителей. До сих пор это важнейшая открытая сцена Греции. Здесь выступали Мария Каллас, Микис Теодоракис, балет Большого театра и многие другие. Оба театра соединяет длинная колоннада.
Помимо туристов, постоянными обитателями Акрополя являются собаки. Их много. Разномастные и разных весовых категорий. Наиболее уважаемый рыжий Одиссей. Собаки не имеют хозяев, но все в ошейниках, со знаком о сделанных прививках и введении средств ограничивающих сексуальную активность. Очень любят сопровождать организованные группы туристов.
Вокруг Акрополя расположен античный город. Это руины построек эллинского и римского периодов. Соответственно разделены пространства Древней и Римской агоры (агора - рыночная площадь), на которых происходила вся общественная жизнь города. Торговые ряды, колоннады, храмы, одеон, гимназий. Стоящий в стороне Олимпейон - стадион, открытый с одной стороны городу. Храм Зевса. Триумфальная арка Адриана - уже римская. Керамик - окраина античного города с кладбищем. Ареопаг - скала Ареса. Здесь заседал парламент и суд Афин - самый старый политический орган страны, где выступали знаменитые ораторы древней Греции. Здесь же в 54 году новой эры апостол Павел объявил о существовании нового Бога. Так наступил закат эллинизма. Тем не менее, "Так храм оставленный - все Храм. Кумир поверженный - все Бог...". Сейчас Ареопаг - неровная мраморная скала, отполированная миллионами подошв до опасной для передвижения гладкости.
Каждый участок античного города огорожен, ухожен, изучается археологическими методами, предоставлен для осмотра и имеет музейное здание. Сложность раскопок вызвана наслоением эпох. Толщина культурного слоя составляет несколько метров. Все музеи содержат наиболее ценные экспонаты, найденные на территории соответствующего участка. Они современно оборудованы.
Недавно по проекту швейцарского архитектора Бернара Шуми был создан новый музей Акрополя. Он был открыт в июне 2009 года и заменил небольшой старый музей. Трехэтажное здание, позволяющее вместить в себя стены Парфенона, оборудовано по последнему слову эстетики и техники. Здесь воспроизведены фриз и фронтоны Парфенона с укрепленными элементами мраморов, найденных при раскопках. Многочисленные отдельно стоящие коры - девушки в коротких туниках и длинных тогах и курос - юноши обычно обнаженные. Все они довольно однообразны с руками, почти не отделенными от тела, слегка выдвинутой вперед ногой, со стандартной улыбкой, тщательной проработкой волос и одежды. Они так и числятся под номерами. Эти скульптуры лишены динамики, монолитны, может быть поэтому, и дошли до нашего времени. Здесь же находятся пять кариатид Эрехтейона. Это настоящие. Копии стоят в Акрополе. Здесь, как и во всех серьезных музеях, подлинники хранят в помещении, а в натуре оставляют копии, внешне неотличимые от оригинала. Одна из кариатид хранится в Британском музее. В 1802 году лорд Элджин, тогда посол в Греции, вывез так называемые "греческие мраморы". Это фризы Парфенона и многое другое. Сейчас греки требуют возвращения и, по-видимому, огромный музей Акрополя построен еще и с этой целью. Англия молчит, считая и не без основания, что она спасла эти мраморы от разрушения и уничтожения.
В верхнем этаже музея можно видеть компьютерные и гипсовые воспроизведения строений. Здесь же демонстрируется фильм об истории создания и разрушения Акрополя.
Парфенон, театр Диониса и новый музей Акрополя (снимок, заимствованный
из Википедии, можно сделать только с летательного аппарата).
С другой стороны Акрополя, на территории греческой Агоры находится единственное полностью восстановленное здание с грандиозной двухярусной колоннадой. Она была обнаружена во время раскопок в конце ХIХ века. Постройка относится к 150 г до н.э. Ее обычно называют колоннадой царя Аталоса (Атоса).
Вид на развалины греческой Агоры и колоннаду Аталоса. Вдали виден холм Ликабетус.
Восстановление, а точнее реконструкция, колоннады Аталоса были осуществлены в пятидесятых годах прошлого века. В портике здания сейчас находится Музей древней Агоры. В нем можно видеть находки в раскопках, начиная с периода неолита, микенской эпохи, раннего и среднего эллинистического периода, византийской империи. Здесь представлены: скульптура древнегреческой и римской эпох, древняя керамика, чернофигурные и краснофигурные сосуды, медные и глиняные фигурки всех периодов, коллекции амфор, светильников, предметы хозяйственной жизни, мозаики.
Восстановленная колоннада Аталоса. Музейная часть внутри портика
Стоит затратить усилия и подняться на два холма, расположенные в противоположных сторонах от Акрополя. Это Ликабетус и Филопаппос. Они представляют собой зеленые зоны. На вершину Ликабетуса можно подняться на фуникулере, но пеший подъем экономит не только деньги, но и позволяет наблюдать постепенную прорисовку города вплоть до морского побережья. На холме расположена церковь с колокольней и небольшой театр.
Холм Филопаппос позволяет осмотреть окрестности с другой стороны. Дорога туда поднимается мимо обсерватории, большой современной церкви, очередного античного театра и театра современного танца. На вершине находятся руины памятника Музам.
Из афинских музеев наибольший интерес представляет Археологический. Здесь сосредоточены подлинники всех наиболее значимых находок на территории Греции. Экспозиция расположена в хронологическом порядке. Это позволяет наблюдать усложнение скульптурных форм от эпохи к эпохе. Здесь хранятся изделия из мрамора, глины, железа, бронзы, золота. Свойства материала, совершенствование способов его обработки, влияние соседей - Египта, Междуречья - все прослеживается в разумно составленной экспозиции. К числу наиболее известных экспонатов музея относится золотая "маска Агамемнона", как назвал ее Шлиман, обнаруживший ее в микенском королевском захоронении.
Золотой век античной Греции это эпоха Перикла. Молодая Греция изобретала и опробовала, кажется, все формы государственного правления - монархию, олигархию, тиранию, демократию. Все они имели достоинства и недостатки. Успешность правления определялась не столько его формой, сколько авторитетом и значимостью личности правителя. Эпоха Александра Македонского закончила период величия Греции. Всё в соответствие с теорией Л.Н. Гумилева о развитии и гибели этносов. Непрерывные войны, успешные для молодого этноса, экспансивное поведение с созданием колоний по берегам Средиземного, Мраморного и Черного морей, творческий взлет и дальнейшая сдача позиций под давлением агрессивных соседей и новых идей.
Новые идеи христианства нашли свое отражение в Византийском музее. Он не очень велик, но демонстрирует самые первые атрибуты еще подпольного христианства. Это фрагменты фресок и мозаик, принадлежности с христианской символикой. Однако христианские реликвии в Греции можно видеть не только в музее, а непосредственно в церквях. Здесь они бережно сохраняются, реставрируются и поддерживаются.
Распространение христианства в Римской империи привело к тому, что Парфенон, перестав быть языческим храмом, стал храмом христианским. Разделение христианства на западное и восточное предопределило Парфенону быть главным ортодоксальным храмом Афин. Вторжение в Грецию крестоносцев в ХIII веке привело к преобразованию Парфенона в католический собор Афинской Богоматери. В качестве главного собора ортодоксального архиепископа в это время был построен небольшой храм Богородицы.В 1458 году после взятия Афин османским султаном Мухаммедом II Завоевателем, Парфенон был превращен в мечеть. Затем после окончательного освобождения Греции от османского владычествав середине 19 века был построен по ортодоксальным канонам новый Кафедральный собор Афин. Внутри собора пышное убранство. Здесь находится саркофаг патриарха Константинопольского, мученика Григория V. В 1821 году турки казнили его в Стамбуле в отместку за то, что греки подняли восстание. В серебряном ковчеге хранятся мощи святой Агии Филотеи, умершей в 1589 году. Она выкупала гречанок, попавших в турецкий плен. По ортодоксальной традиции обе святыни служат предметами обцеловывания прихожанами.
Частный музей Антониса Бенаки, подаренный им городу. Его коллекции содержат образцы античного и византийского искусства, фаюмские погребальные маски, экспонаты, связанные с борьбой Греции за независимость. Много внимания уделено этнографической экспозиции Греции разных времен. Это костюмы, оборудование жилища, предметы быта. В них чувствуется восточный колорит, результат давления мусульманства. Конечно, коллекцию музея можно назвать эклектичной, но она содержит уникальные экспонаты и передаёт свойственный частному собранию характер увлечений её создателя. Здесь можно видеть портрет первого после освобождения Греции короля Отто I, происходящего из баварского рода Виттельсбахов (дядя Людвига Баварского). Здесь находится портрет лорда Байрона и его личные вещи. Байрон очень почитаем в Греции. Романтический памятник ему воздвигнут в парковой зоне центра города.
Что можно рассказать о современных Афинах? Руины античного города окружает кольцо более поздних построек. Наиболее колоритны районы Плака и Монастираки. Это кварталы торговцев, ремесленников, служителей национального общепита. Одно- или двухэтажные дома со столиками кафе и ресторанов, выплеснувшимися за пределы помещения, улицами, узкими и кривыми, иногда концентрическими. Многоголосие, многоязычие, туристы со всего мира, много африканцев, по-видимому, нелегалов. Шум, торговля сувенирами и всем, что угодно. Типично восточный базар.
В эту пестроту иногда вклинивается церковь, часто шестого - седьмого века, с фундаментом ниже уровня современного города, в каменном обрамлении культурного слоя. Размер таких церквей 15-20 квадратных метров, тем не менее, имеются все атрибуты убранства ортодоксального храма. В отличие от церквей России, во время богослужения люди сидят, потому пространство церкви заполнено скамьями, как в католических и протестантских кирках. В Греции церковь является частью государства. Это значит, что священнослужители работают государственными чиновниками и получают от государства зарплату. В Афинах видели организованные колонны школьников, направляющихся на богослужение перед началом занятий. Создалось впечатление, что после всех религиозных противоборств, сейчас господствует веротерпимость. Заходили в центре города в большой и нарядный католический собор.
Неожиданно наткнулись на синагогу. Имели забавный разговор с раввином. Мы ему предложили говорить на русском или немецком, а он нам - на греческом, английском или французском. Несмотря на отсутствие общего языка, он показал здание - строгое, даже торжественное, облицованное белым мрамором.
Официальный центр Афин - олицетворение сравнительно недавно приобретенной независимости. Застройка относится к середине девятнадцатого века. Это бывший дворец королевской четы Отто и Амалии, ныне Парламент, здания Академии и университета. Классические портики, колоннады, современные скульптуры Афины и Аполлона. Не забыты и Сократ с Платоном. Так что в самоутверждении большой фантазии не наблюдается.
Забавен ритуал смены почетного караула у могилы неизвестного солдата около здания Парламента. Два солдата в экзотической национальной форме - белые плиссированные юбки, вышитые жилеты, красные фески с длинными кистями, чувяки с поднятыми носками и красными помпонами - выделывают экзотические телодвижения и почти балетные па. Не представляю, какие военные действия можно производить в этих белых юбках.
Следующий временной круг Афин это "резервация для туристов" - район многоэтажных гостиниц. Железобетонные коробки, лишенные всякой индивидуальности, но достаточно удобные для кратковременного проживания. Число туристов, посещающих Грецию за год, превышает число жителей страны. Индустрия туризма является ведущей. Сеть главных городских магистралей и площадей, а между ними узкие извилистые переулки. На некоторых улицах растут померанцевые деревья, ярко зеленые с оранжевыми кисло-горькими плодами.
Афины перенасыщены транспортом. Помимо машин, почему-то особенно шумных, огромное количество мотоциклов и мотороллеров. Они просачиваются в любую щель, не пренебрегая и тротуаром. Все время приходится быть начеку и внимательно смотреть не только на светофоры, но и на реальную обстановку. Транспортный поток не иссякает и ночью. В узких улицах, образованных многоэтажными домами, звуковое сопровождение любой машины после ее исчезновения еще долго сотрясает воздух.
Черты финансового неблагополучия часто видны невооруженным глазом. Это здания с разбитыми стеклами, обветшалыми фасадами. Некоторые индустриальные сооружения стоят в виде руин двадцатого века. Вместе с тем удивляет нерасчетливое использование мрамора для умывальных столиков в отелях, для облицовки туалетов или жилых коробок. Говорят, мрамор здесь дешевле облицовочной плитки. Еще одна странность. Многие музеи оснащены современными турникетами для проверки билетов. Они украшают вход, а билеты проверяют контролеры. Вопреки кризису, процветает фирма греческого коньяка Метакса.
Более отрадное впечатление производит часть города, обращенная к морю. Здесь находится порт Пирей, когда-то самостоятельная гавань, а теперь район интенсивной новой застройки. Благотворный импульс ему придала Олимпиада 2004 года. Были отстроены стадион, спортивные сооружения, олимпийская деревня. Спортивный ансамбль современен и удачно сочетается с морем, скверами, зелеными массивами.
Историческая значимость Пирея для античных Афин огромна. Афины развивались как морская держава, имели флот и часто одерживали морские победы. Они осуществляли активную колониальную политику, осваивая побережье. Почти все старые прибрежные города Средиземного, Мраморного и Черного морей имеют в своей основе греческие следы. Во времена Перикла были построены крепостные стены, ограждающие совместно Афины и Пирей.
На границе старого и нового города стоит памятник Мелине Меркури. Это интересная личность, певица, актриса кино и театра, общественный деятель, первый министр культуры Греции, жена Жюля Дассена, режиссера. Ей принадлежит идея создания проекта культурной столицы Европы. Это было в 1985 году. Культурную столицу Европы выбирает совет независимых экспертов на один год. Этот статус означает, что в городе будут происходить наиболее значимые культурные мероприятия. Первой культурной столицей Европы были Афины.
Современный туристский сервис предлагает из Афин насколько поездок, двумя из которых мы воспользовались. Это поездка на полуостров Пелопоннес и в центральную Грецию. Извилистое побережье и многочисленные острова говорят о сложных геологических и геоморфологических процессах, создавших этот природный ландшафт. Образование известняков и песчаников в периоды трансгрессии и регрессии древнего моря, дальнейшие воздействие тектонических сил сформировавших мраморы, метаморфические сланцы, спрессовавших их и вздыбивших выше уровня моря, предоставив дальнейшую обработку силам солнца и ветра.
Полуостров Пелопоннес соединяется с материком узким семикилометровым Коринфским перешейком. На этом полуострове в середине первого тысячелетия до новой эры среди других городов-государств - полисов лидировала Лаконика со столицей Спарта, расположенной на реке Эврот. В отличие от Афин, Спарта была сухопутной державой. Она расположена в удалении от моря, вела военный образ жизни и стремилась установить свое господство в рамках Пелопоннеса. Оба государства соперничали за лидерство в регионе. Это соперничество приняло характер Пелопоннесской войны, в которой Спарта в какой-то момент победила Афины.
Строго говоря, сейчас Пелопоннес это остров. В интересах судоходства в ХIХ веке был прорыт Коринфский канал, соединяющий Ионическое и Эгейское моря. В античные времена суда здесь перетаскивали волоком. Если бы этот канал был прорыт в те времена, он бы относился к чудесам света, подобно пирамидам. Идея постройки канала существовала еще в головах греческих тиранов и олигархов и обсуждалась с Дельфийским оракулом. Первые опасались затоплений, если уровни Эгейского и Ионического морей не одинаковы, последний опасался снижения значимости Дельф после изменения привычных путей. Римляне Цезарь, Калигула, Нерон всерьез занимались этой проблемой, Нерон даже приступил к строительству, но огромный объем работ и его смерть закрыли проблему. ХIХ век - век строительства грандиозных каналов Суэцкого и Панамского - доказал реальность таких сооружений. Обретение Грецией независимости создало экономическую и политическую основу такого амбициозного проекта. Над ним работал сначала француз Фердинанд де Лассепс, строитель Суэцкого канала, потом венгры Иштван Тюрру и Бела Герстерн, строители Панамского канала.Проект был реализован в 1893 году. Канал имеет около шести с половиной километров длину, ширину 24м по уровню воды (который, как и следовало ожидать в обеих морях оказался одинаковым ), и 75 метров по верху. Судоходная глубина равна 8 метрам, глубина вреза канала по сравнению с окружающей местностью составляет тоже 75 метров. Крутые стены канала вскрывают известняковые скалы. Зрелище грандиозное.
Вид на Коринфский канал
Сейчас экономическая значимость канала невелика. Так или иначе, канал влечет туристов и пересечение его необходимо для знакомства с памятниками Пелопоннеса. Иногда интерес к каналу приобретает экзотические формы. Нашелся экстремал, перепрыгнувший канал на мотоцикле.
Пелопоннес в разные времена населяли ахейцы, дорийцы, спартанцы, вытеснявшие друг друга и ассимилировавшиеся с течением времени. Одно перечисление областей на этом полуострове - Аркадия, Ахей, Мессиния, Лакония, Арголида, Коринф, Эпидаврия, Элида - вызывает многочисленные ассоциации и воспоминания. Каждое из них связано с деятельностью какого-то бога или героя. Олимпия в Элиде - место, где проводились Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Здесь и теперь зажигают олимпийский огонь для доставки его на современные олимпиады. История всюду тесно переплетается с мифами. В Коринфе основателем правящей династии был Сизиф. Отсюда стартовал Ясон за золотым руно. Пастухи "счастливой Аркадии", слагавшие пасторали, стали олицетворением идиллической жизни. Лакония дала историю Спарты и образцы "лаконической" речи. На территории Арголиды находятся Микены, где правил участник Троянской войны царь Агамемнон. В Эпидавре обитал бог врачевания Асклепий, умевший не только лечить людей, но и воскрешать мертвых.
На Пелопоннесе сложились три архитектурных ордера, соответствующие характеру создавших их народов. Самый пышный, сложный и перенасыщенный украшениями был коринфский, олицетворяющий любовь к "красивой жизни" его создателей. Дорический ордер самый простой, лаконичный, как жизнь суровых спартанцев. Ионический ордер, занимающий промежуточное положение по сложности, характеризуется капителью в форме волюты. Это все классика архитектуры, существующая уже третье тысячелетие.
Мы на руинах Микены. Они окружены, так называемыми, "циклопическими"стенами, сооруженными из таких огромных камней, поднимать которые было под силу только великанам-циклопам. В город ведут "Львиные ворота". Систематические раскопки, осуществленные уже после Г. Шлимана, обнажили фундаменты дворца и других построек. Недалеко находятся купольные захоронения, огромные сооружения, опустошенные еще в доисторические времена. Боковые камеры, как полагают археологи, служили сокровищницей. Легенды, связанные с царем Агамемноном, его вероломной женой Клитемнестрой, сыном Орестом и дочерью Электрой, описаны еще Софоклом. Как и все современные исторические места, раскопки сопровождаются музеем, в котором хранятся предметы быта, соотнесенные со временем, копии золотых находок Шлимана из открытых им захоронений.
В древнем Эпидавре можно получить представление об античной медицине. Здесь находится больничный комплекс Асклепия. По преданию он был сыном Аполлона и обычной смертной женщины. После смерти матери он был отдан на воспитание кентавру Хирону. Асклепий научился у Хирона врачеванию и превзошел в своем искусстве учителя. Асклепий изображается всегда с посохом, обвитым змеей. Ему приписывают изобретение желудочного зонда, считается, что он стал первым перевязывать раны и вырывать зубы. Его медицинские инструменты можно увидеть в экспозиции музея в Эпидавре. В медицинский комплекс входил стадион, гимназий (здание для гимнастических упражнений), помещения, где больные в лечебных целях погружались в сон, подземелье, в котором жили змеи, и даже театр, как психо - терапевтическое средство. Когда Асклепий научился воскрешать мертвых, Танатос, бог смерти, пожаловался Зевсу на нарушение миропорядка. Зевс счел недопустимым, чтобы люди уподобились богам, и поразил Асклепия молнией. Порядок был восстановлен, Асклепий остался богом врачевания, а все последующие врачи, включая Гиппократа и Аристотеля, продолжили его дело. Дочери Асклепия Гигия (Здоровье), Панацея (Всецелительница) и Иасо (Лечение) тоже заняли свое место в медицинской иерархии.
Считается, что небольшой уютный город Нафплион был основан Навплием, сыном Посейдона. Значимость городу придает его недавняя история. Он был выбран первой столицей независимой Греции и был ею в период 1828-33 годы. Первым президентом Греции был Иоанн Кападистрия. Этот талантливый человек связывает историю Греции и России. Его отец, выходец из аристократической греческой семьи, находился на службе в венецианском правительстве. Иоанн Кападистрия закончил Падуанский университет по философии и медицине. Был членом влиятельной масонской ложи вольных каменщиков. Принимал участие в правительстве Ионической островной республики. Балканы - узел, где пересекались интересы России, Франции, Англии и Турции. С 1803 года Кападистрия находился на дипломатической службе у русского царя - Александра I. Он принимал активное участие в налаживании управления Бессарабией, влиял на положение сосланного Пушкина. После Венского конгресса 1815 года Кападистрия - министр иностранных дел России и влиятельнейший дипломат Европы. В 1827 году он избран первым президентом независимой Греции. В 1931 году убит в Нафплионе, по-видимому, турецкими наймитами. Кападистрия очень уважаем как в Греции, так и в России. Памятники ему установлены в Нафплионе, Афинах, Лозанне и Санкт - Петербурге. Петербургский памятник работы В. Клыкова находится на Греческой площади, бывшей когда-то центром проживавших тут греков. Снесенная в шестидесятых годах прошлого века греческая базилика замещена безликим концертным залом "Октябрьский". Очередное стирание исторической памяти Петербурга.
Дорога в центральную Грецию пересекает горные массивы, покрытые лесом, редеющим к вершинам. Наиболее высокие горы в снегу. Речные долины с оливковыми и апельсиновыми плантациями, уже зелеными полями, небогатыми домами жителей. Названия населенных пунктов, которые мы проезжаем, уже внушает священный трепет. Это древние Фивы - арена трагедии Софокла "Царь Эдип". Сюжет этой трагедии не дает покоя человечеству до нашего времени. К нему обращались Сенека, Корнель, Вольтер, Кокто, Арагон, Стравинский. Он неоднократно экранизировался. И, наконец, стал предметом научного анализа Зигмундом Фрейдом. Мрачный "Эдипов комплекс" идет из древних Фив.
Впереди заснеженная горная цепь со священной горой Парнас. Здесь обитает бог Аполлон и девять Муз. Каких только чудес не приписывают Аполлону! Он - хранитель стад, олицетворение солнца, предсказатель будущего, покровитель наук и искусств, защитник путников. Его спутницы Музы, дочери Зевса и Мнемозины, богини памяти. Здесь, у подножья Парнаса Аполлон убил змея Пифона, опустошавшего окрестности Дельф. Благодарные жители создали святилище, посвященное Аполлону. Это очередные божественные руины, воскрешающие мифы, историю, поэзию. Кастальский ключ - источник вдохновения - он выходит из расщелины и, заботливо ухоженный, несет свои воды к Коринфскому заливу. Храм Аполлона построен на захороненном прахе Пифона. Здесь жрица Аполлона Пифия от его имени предсказывала будущее. Авторитет Дельфийского оракула был столь высок, что ни одно серьезное общественное или личное мероприятие не начиналось без его совета. Так Дельф стал обще греческим религиозным святилищем. Подтверждалось это легендой, по которой Зевс запустил с двух сторон Греции орлов и именно в этом месте орлы столкнулись. Свидетельством этому является "пуп земли". Здесь хранились приношения, здесь проводились знаменитые Пифийские игры. В отличие от Олимпийских, они содержали соревнование в пении под аккомпанемент кифары. Для этого существовал театр. Атлетические соревнования проводились на стадионе и в гимназии. Как и все раскопки, Дельфы имеют прекрасный музей, материализующий мифы и превращающий их в историю.
И еще одно знаменитое место Греции - Фермопилы - ущелье, где в неравной борьбе с персидским войском под предводительством царя Ксеркса I гордо погибли 300 спартанцев вместе со своим царем Леонидом. На месте нет никаких материальных свидетельств. Памятник начала ХХ века обозначает это место.
Фермопилы завершают наше соприкосновение с античной Грецией. Дальше нас ждет не менее волнующее общение с христианской историей страны. Проповедь апостола Павла прозвучала в Афинах и Коринфе. Она является частью Нового завета. На фоне жесткого римского правления проповедь нашла отклик в душах жителей и по прошествии трех столетий стала государственной религией. Старые боги не были сразу забыты, о чем свидетельствует попытка Юлиана Отступника вернуться к ним на государственном уровне. Однако наступили другие времена, другие нравы.
Победившее в Византийской империи ортодоксальное христианство становилось объектом гонений со стороны многочисленных завоевателей. Это были арабы, крестоносцы, турки-османы. В 1453 году пала Византия, а к 1461 году вся территория современной Греции оказалась во власти мусульман. Спасаясь от религиозных преследований и стремясь удалиться от мирской суеты, православные монахи бежали в труднодоступные места. Начиная с Х века, таким убежищем стала Метеора - "Место между небом и землей". Это центральная часть горного хребта Пинд, там, где река Пинос выходит на сформированную ею Фессальскую долину. Странным образом непрерывная горная цепь превращается в ряд скальных столбов причудливой формы, разной высоты, с вертикальными стенами, лишенными растительного покрова. Они как бы вырастают из осыпей и возвышаются над окружающей равниной на 200-300 метров. Вблизи можно видеть углубления-пещеры, служившие прибежищем первым монахам.
На теорию образования такого своеобразного ландшафта нет общепринятой точки зрения, но наиболее убедительной является идея немецкого геолога А. Филипсона. Он предположил, что в третичный период примерно 60 миллионов лет назад известковые скалы подверглись обработке мощной реки, впадавшей в море на месте современной Фессальской долины. Спрессованные галечники (конгломераты) являются продуктом водной и ветровой эрозии.
Первые монахи организовывали скиты, которые с течением веков объединялись в монастыри. В ХVII веке монастырская община достигла своего расцвета. Строительство в таких условиях сопряжено с большими трудностями, но многочисленные пожертвования и привилегии, а также ревностный труд монахов создали ряд монастырей, шесть из которых существуют и сейчас. Законы, действующие в Греции, не разделяют паломников и туристов, поэтому все монастыри можно посетить. Они имеют приемные дни и часы, оставляя время для молитв и хозяйственных дел. Некоторые монахи, стремящиеся к полному уединению, оставляют монастыри Метеоры и переселяются в Афон. Туда туристам вход воспрещен.
Мы посетили два монастыря. Первые постройки мужского монастыря св. Варлаама относятся к ХIV веку. В ХVI веке монастырь достиг своего расцвета и исчерпания занимаемой площади. В составе монастыря существуют две церкви Трех Иерархов и Всех Святых. Очень небольшие, крестообразные в плане, однокупольные, они построены в византийском стиле. Алтарь и приделы расписаны еще в ХVII веке. Часть площади скалы занимают жилые и бытовые постройки. Некоторые предназначены для посещения и демонстрируют технику ведения хозяйства и строительства в столь необычных условиях изоляции от окружающего мира.
Монастырь святого Варлаама
Женский монастырь св. Варвары совсем невелик. Церковь, кельи, смотровая площадка. Все в безукоризненном порядке. Отовсюду открываются виды на окрестные скалы, монастыри, равнину с уютными и своеобразными городками Кастраки и Каламбаки.
Вид на городок Кастраки
Для туристов построены современные подъездные дороги. Уже никто не поднимается с помощью лебедки в специальных сетках. В скалах прорублены вполне удобные лестницы, однако, это проникновение цивилизации не нарушает величия скал, уникальности природного чуда, ощущения уединения, неповторимости открывающихся видов.
Почему же погибла древняя Греция? Почему погибли другие старые цивилизации? Этими вопросами занимался не только Л.Н. Гумилев. Современные социологи ищут вполне "земные" причины. Интересны идеи немецкого профессора социологии из Бремена Гуннара Гейнзона. Они проливают свет на социально-демографические корни пассионарности. В книге "Сыновья и мировое господство: роль террора в подъеме и падение наций" (Sohne und Weltmacht: Terror im Aufstieg und Fall der Nationen) Гейнзон рассматривает соотношение численности молодого и пожилого населения страны. В качестве критерия он использует количество мужчин в возрасте 40-44 лет и мальчиков в возрасте 0-4 лет. "Демографический сбой", как называет автор, происходит, когда на каждые 100 мужчин соответствующего возраста приходится меньше, чем 80 мальчиков. Для примера, в сегодняшней Германии это соотношение составляет 100 / 50, в то время как в секторе Газа оно составляет 100 / 464, в Афганистане 100 / 403, в Ираке 100 / 351. Высокий знаменатель автор называет "злокачественным демографическим приоритетом молодежи", что по сути то же самое, что Гумилев называет "пассионарностью". Молодежь не находит себе применения в обществе и это ведет к росту насилия и терроризма. По мнению Гейнзона тенденция к росту насилия наблюдается там, где юноши в возрасте 15-29 лет составляют больше чем 30% от общего количества населения. Сейчас существует 67 стран с демографическим приоритетом молодежи. За период 1900-2000 годы (пять поколений) население мусульманских стран выросло на 800%, население Китая на 300%, Индии на 400%. Агрессивность поведения стран с демографическим приоритетом молодежи нельзя объяснять идеологией, т.к. идеология выстраивается позже для оправдания поведения.
Античная Греция стала естественной жертвой молодых пассионарных соседей. Современная Греция притягивает к себе внимание. Она бурлит. По телевизору наблюдаем, как нарастают волнения. Уже есть жертвы. Трясёт Германию и другие страны объединённой Европы. Что это? Сбываются мрачные прогнозы Гейнзона относительно будущего Европы? Начало конца европейского мегаэтноса?