Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Израиль за семь дней

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 07/11/2008.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще один мимолетный взгляд на Израиль

  • d

    ИЗРАИЛЬ ЗА СЕМЬ ДНЕЙ

    Раньше были времена,
    А теперь мгновенья...
    Д. Кимельфельд
    Страна обетованная, Святая земля - для этой страны придумано много имен, о ней написано много книг, привлекательность ее растет. Немногочисленные пилигримы, достигавшие Палестины в начале двадцатого века, сменились устойчивым потоком разноязычных туристов, богомольцев, деловых людей, прибывающих самолетами, теплоходами и всеми другими доступными средствами передвижения. Наконец, собрались и мы.
    В целях экономии воспользовались дешёвым предложением авиакомпании в Льеже (Бельгия), благо достичь аэропорта от нас несложно. В отличие от популярных аэропортов, куда идут железные и шоссейные дороги, оснащенные указателями направления, понятными самым не просвещенным, аэропорт Льежа пришлось поискать и даже поспрашивать. Это создало ощущение, что мы летим с некого сельского взлетного поля для малой авиации. Здание аэровокзала вполне современное, но небольшое. Наш рейс на сегодня был единственным. Видимо, аэропорт только набирает силы. Ощущение провинциальности усилилось, когда после своевременной регистрации вылет задержался примерно на час. На законный вопрос, когда же вылет, был получен весьма непосредственный ответ: "не беспокойтесь, пилот уже в дороге и как только, так сразу....".
    Аэропорт Бен Гурион достигли с разумным опозданием, нашли представителя встречающей фирмы "B & W" , коим оказался наш будущий гид, дождались других участников путешествия, слетающихся со всей Германии. В три ночи приехали в Назарет и разместились в отеле.
    Дальше пошла материализация того, о чем читали, слышали, видели в произведениях искусства разных времен и народов, кино, телевидении, и узнавание нового, еще не виденного и не слышанного.
    Маршрут. Три места ночевок - Назарет, Эйлат, Иерусалим. Объехали Галилейское море мимо Каны, горы Табор, Тверии, Капернаума, вдоль Голанских высот. Город мистики Цфат. По пустыне Негев мимо Иерихона, Кумрана, Массада, по западному берегу Мертвого моря. Клин земли на Красном море, отвоеванный в 1967 году, где построен Эйлат. Иерусалим, Тель-Авив, Яффо, Хайфа, Кейсария. Думаю, что программа достаточно репрезентативная для нашего туристского времени. Очень повезло с гидом - Дмитрий Кимельфельд, актер, популярный телеведущий, бард. Человек из нашей общей прошлой жизни, адаптированный в Израиле, прекрасно знающий страну, знакомый с современными историческими и религиозными источниками, имеющий, но не навязывающий свое мнение.
    Главные путеводители по Израилю - Тора, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран. Соревноваться в красноречии с ними не берусь, поэтому буду писать свои впечатления и то, что выходит за пределы классических источников. Фактическая часть получена, в основном, с подачи нашего уважаемого гида, оценочная - из печати и собственная. Находясь в Иерусалиме, невольно сверяла все увиденное с тем, что описал М. Булгаков в своем великом романе. Как можно было достичь такой реалистичности, никогда не побывав в этих местах?
    Израиль это страна, где сформировалась одна из древнейших религий - иудаизм. На основе этой религии позднее возникло христианство и мусульманство. Одновременно эти религии сформировали страну. Любое самое незначительное упоминание в Торе, Библии или Коране находит подходящие руины, скалу, гору, водный объект, камень. Это, несмотря на то, что страна пережила ряд тотальных разрушений, землетрясений, завоеваний, переселений. Каждый победитель - "халиф на час" действовал классически - разрушить до основанья, а затем...
    В наш меркантильный век стало очевидным, что религия и коммерция - близнецы-братья, поэтому святые места оборудуются с особым тщанием и правдоподобием. Отделить науку историю и литературу от религии здесь невозможно. В древности они полностью сливаются, по мере приближения к нашему времени каждая занимает свое место.
    Действенность религиозных впечатлений очевидна. Толпы пилигримов по святым местам. Пришельцы из Мексики в одинаковых опознавательных жилетах на коленях около колонн горницы тайной вечери обливаются слезами. Молодая женщина истерически рыдает на груди мужа с маленьким ребенком на плечах. Так называемый, "Иерусалимский синдром". Очередь, чтобы постоять на коленях около камня, на котором лежало тело Иисуса. Терпеливая очередь к гробу Господню. Рядом с храмом минарет, с которого по громкоговорителю время от времени мулла призывает правоверных мусульман к молитве. Аналогично у еврейской святыни Западной стены (Стена Плача). Взаимное вытеснение, как в коммунальной квартире. Всем надо здесь и сейчас. Кстати, горница тайной вечери (Сенакулум) - готическое сооружение времен крестоносцев, слишком парадное для обычного жилого дома времен Иисуса. Около Стены Плача не только плачут, но и веселятся, танцуют и поют (мы были в еврейский праздник Суккот). Могила царя Давида - предмет поклонения евреев, христиан и мусульман - разделена пополам - для мужчин и женщин. Деление по религиям, полу, языкам. Взаимное терпение, во имя относительного спокойствия и коммерции.
    Каждый объект, помимо библейской первоосновы, имеет свою многослойную историю. Каждый современный храм построен на руинах предыдущих построек. Всюду раскопками вскрывается многометровый культурный слой. Страна пережила несколько периодов строительства и разрушения. Первый и Второй храмы, Византийский период со строительством многочисленных церквей на святых местах, период крестоносцев, отстроивших что-то по своему вкусу после разрушений мусульман. Продолжительные мамлюкский и оттоманский периоды, когда была поострена мечеть Омара, а иудейские и христианские застройки во многом были замещены мечетями, затем современность.
    В конце Египетского похода Наполеон вторгся в Палестину, но кроме могил, следов своего пребывания не оставил. Был период, не отмечаемый в истории, когда религиозные миссии обосновывались в Палестине и вели там строительство и поддержание христианской культуры. Это францисканский орден, орден кармелитов, православные и евангелические миссии. Перед первой мировой войной германский император Вильгельм II посетил Святые места и по его указанию в добротном и красивом югендстиле были построены насколько соборов и монастырь с больницей. Русский император Александр III построил в честь своей матери Марии Александровны в Гефсиманском монастыре церковь Марии Магдалины и церковь Александра Невского в Александровском подворье.
    Религиозное противостояние длилось веками. С Масличной горы открывается вид на Иерусалим. Его доминанта - мечеть Омара с большим золотым куполом. Склоны долины Кедрон, разделяющей Масличную и Храмовую горы, заняты кладбищами. Огромные пространства одинаковых каменных надгробий песочного цвета, без единого цветка, куста или дерева. Это еврейские праведники, ожидающие пришествия Мессии, чтобы первыми восстать из мертвых. С другого склона долины мусульманское кладбище "Неспящих". Оно подступает к Золотым воротам в Иерусалим, замурованным мусульманами. Евреи ждут прихода Миссии именно через эти ворота. Говорят, мусульманское кладбище - это отборные воины, которым были отрублены головы и похоронены они вопреки обычаю так, чтобы они могли быстро восстать и воспрепятствовать приходу Миссии. Так что противостояние скреплено кровью, пролитой не только во время войн.
    Национальные кварталы старого Иерусалима - армянский, еврейский, мусульманский. Каждый окружен высокими стенами. Полное отсутствие растительности. Еврейский и армянский пустынны, но достаточно чисты. Мусульманский квартал кипит жизнью - лавки, шум, грязь, толпы. Через мусульманский квартал пролегает Виа Долороза - крестный путь. Именно по этим улицам его разрешили проложить мусульмане. Он же обставлен лавками, где торгуют арабы религиозной атрибутикой на любой вкус - крестики, иконки, миноры, мезузы, свечи. Каждая "станция" - остановка, названная в Новом завете, отмечена храмами разных христианских конфессий, кроме православной. У православных собственное представление о крестном пути.
    Театрализованное действие несения креста. Его несут вчетвером, сопровождая пением гимнов, до Гроба Господня, а потом служитель, водрузив на плечо три креста сразу, несет их назад к начальной "станции" Виа Долороза для следующей процессии.
    Старый Иерусалим оставляет странное впечатление. Нет зелени. Иудаизм и мусульманство запрещают изображение человека и животных, поэтому почти нет скульптуры, обычно украшающей города. Главный элемент архитектуры - стены либо старинной кладки из грубо обработанного светлого известняка, либо современные -облицованные обработанными плитками из этого же материала. Отсутствие украшений, создающих лицо города. Только храмы различных конфессий составляют архитектурные доминанты, среди моря безликой суеты.
    Перечислю наиболее интересные христианские храмы.
    Церковь Благовещения в Назарете, строительство которой закончено в 1969 году. Строительство велось под эгидой Ватикана при участии всех видов христианства, кроме русской православной церкви. Это гармоничное величественное сооружение с включением элементов древних построек и площадкой археологических раскопок под церковью и рядом.
    Храм Гроба Господня, находящийся на попечении римско-католической, греческой православной и армянской церквей. Архитектурно не представляет собой единого ансамбля в виду многочисленных разрушений и перестроек. Сейчас внешне соответствует облику времен крестоносцев. Интерьер включает нескольких капелл и приделов, украшенных в соответствии с традициями различных ветвей христианства.
    Храм Гроба девы Марии имеет форму креста, погружающегося под землю. Здесь же в специальных приделах похоронены родители Девы Анна и Иоахим, а также Св. Иосиф. Крипта Девы Марии находится в самой нижней части церкви.
    Базилика мук Христовых, называемая также Церковью всех наций, поскольку финансировали строительство коллективно. Она построена в 1924 году итальянским архитектором Берлуцци. Очень гармонична, как снаружи, так и изнутри.
    Церковь Вознесения (евангелическая), построенная Кайзером Вильгельмом II c внутренним помещением, облицованным прекрасной полированной яшмой.
    Недалеко от неё расположена русская православная Церковь Вознесения. Обе церкви Вознесенья имеют высокие колокольни, соревнующиеся друг с другом по высоте.
    Стелла Марис (Морская звезда) - монастырь кармелитов на горе Кармель с храмом в честь пророков Ильи и Елисея и пещерой, служившей жильем этим пророкам в Хайфе. Отсюда открывается прекрасный вид на море.
    Русские церкви с их золотыми куполами вносят разнообразие в суровую архитектуру стен и ступеней каменного Иерусалима.
    Гражданская застройка современных районов Иерусалима и молодых городов Тель-Авива, Хайфы, соответствует архитектурной моде, но особых восторгов не вызывает. Многие дома требуют внешнего ремонта из-за палящего солнца и морских ветров. Некоторые здания, в том числе и высотные, построены на сваях вместо первого этажа. Это странно ассоциируются с аналогичными зданиями в Магадане и Норильске. Там строят на сваях, чтобы не нарушить вечную мерзлоту и не ослабить фундамент. Здесь что-то другое. На крышах многих домов видны бачки для нагревания на солнце воды. К своему удивлению, мы не видели солнечных батарей, столь популярных сейчас в Европе.
    Наиболее выразительный архитектурный комплекс Иерусалима это мемориальный музей Яд Вашем - музей Катастрофы - Холокоста. Его архитектура это хорошо продуманное использование геометрических форм. Сочетание прямых линий и острых углов, отсутствие общего освещения и дневного света, погружение в треугольный туннель, затем выход к свету, свободе подчёркивают ощущение ужаса от произошедшего и надежду на будущее. Зал, посвященный погибшим детям. Единственная свеча в центре какими-то оптическими средствами создает миллион отражений. Все погружено в темноту, люди передвигаются на ощупь, держась за перила, так что теряется представление о размерах и форме самого зала. Только души убитых. Трагедия. Мистика. Похожие средства использованы в Музее еврейской истории в Берлине и в еврейском мемориале около Бранденбургских ворот.
    Мемориал Яд Вашем это скорбь живых о погибших. Тема, широко обсуждаемая в Германии и во всем мире. У меня вызывает недоумение публикация в Еврейской газете,
    издаваемой в Германии, а также ссылки в Интернете, по поводу распространенного сейчас мнения некоторых авторитетных раввинов о том, что Холокост - это наказание, посланное Всевышним еврейскому народу за грехи, в том числе, за их ассимиляцию в Европе. Видимо, такое мнение высказывается в назидательных целях, чтобы привести к общему религиозному знаменателю как древние катастрофы, имевшие место в истории евреев, так и случившееся сравнительно недавно. Но, продолжая формально эту мысль дальше (чего раввины уже не делают), значит, Гитлер и его расовая теория были орудием в руках Всевышнего. Значит, Гитлеру выпала такая тяжкая доля, достойная сожаления? Значит, подобно советскому тирану-убийце, его тоже можно причислить к "успешным менеджерам"? Так что, есть выбор в логическом продолжении. Нет, лучше уж "Богу богово, Кесарю кесарево".
    Израильское общество в значительной своей части ориентировано на религию. Говорят, что выходцы из СССР, раньше поголовные атеисты, на треть стали религиозными. Так легче жить. Многие вопросы, которые нужно было решать лично, решаются для религиозного человека с помощью раввина и высших сил.
    Может быть из-за праздника Суккот, на улицах очень много ортодоксальных евреев-хасидов. Их отличает "униформа" - черные длинные сюртуки, пейсы, бороды. Черные высокие шляпы с полями для рядовых хасидов и цилиндрические шапки штраймл, отороченные собольим мехом, для особо благочестивых. В Цфате - городе различных направлений ортодоксального иудаизма мы не видели ни одного взрослого или ребёнка, одетого в обычную цивильную одежду. В этом городе зародилось и до сих пор цветет мистическое учение Каббала. Ортодоксальные евреи живут замкнуто. Они не связаны с миром какой-либо общественной или производственной деятельностью. Они из тех, кто "не пашет, не сеет, не строит, а гордится общественным строем". Жители Цфата славятся своим долголетием. Их жизнь состоит исключительно в изучении религиозных книг и соблюдении обрядов. На что живут они и их многодетные семьи? Говорят, в основном, на зарубежные пожертвования.
    В современном иудаизме, как и в христианстве и в мусульманстве, много различных течений и направлений. В прессе часто обсуждаются проблемы взаимного недовольства, непереносимости. Распри в религии особенно непривлекательны. Все религии погружены в глубокое прошлое. На этом фоне представляется интересной относительно молодая религия бахаизм. Она возникла в середине девятнадцатого века в Иране. Основатель ее Эль-Баха, казненный в Иране в 1850 году за отступничество от ислама.
    Хочется перечислить основные принципы бахаизма:
    - признание общего источника и единства всех основных религий мира;
    - самостоятельный поиск истины каждым верующим;
    - отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
    - признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
    - осуществление равноправия мужчин и женщин;
    - устранение крайних форм бедности и богатства;
    - установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
    - последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
    Может быть, эти принципы, во многом реализованные в современном обществе, когда-нибудь станут достоянием религии. Пока бахаизм насчитывает около 15 миллионов сторонников и имеет представительства во многих странах мира.
    В Израиле, в Хайфе находится Бахайский Всемирный Дом Справедливости и Храм, в котором похоронен основатель религии. Единственный золотой купол над Храмом символизирует единство всех религий. Около Храма разбиты великолепные сады - образец гармонии, порядка и красоты.
       В начале двадцатого века в Европе и США возникло еще одно объединительное религиозно-философское движение - экуменизм. Цель его - объединение всех христианских конфессий. Представляется, что если между католицизмом и протестантизмом в разных его формах, понимание достигнуто, то русское православие и в этом вопросе стоит, как всегда, на особых позициях.
       Территория Израиля невелика, однако здесь представлено большое разнообразие природных зон - от пустыни Негев на юге до горных цепей Галилеи, Кармель и Голанских высот на севере. 70 % всего населения страны живёт на прибрежной равнине берега Средиземного моря. На востоке центрального плато располагается Иорданская долина. К югу от Мёртвого моря простирается пустыня Арава, заканчивающаяся Эйлатским заливом на Красном море. Здесь расположены уникальные "эрозионные амфитеатры" - кратеры выветривания. Кратер Рамон в пустыне Негев является самым большим из подобных в мире, 40 км в длину и 8 км в ширину.
       Большую часть территории Израиля занимает пустыня. Если около Назарета еще существует какая-то естественная растительность, то дальше к югу, в сторону Мертвого моря это настоящая пустыня. Пустыня каменная, начисто лишенная жизни. Камни, зализанные ветром, рассеченные многочисленными вади - сухими руслами. Внутренняя часть страны расположена вдоль, так называемого, рифта Мертвого моря. Это геологический разлом между Аравийской и Евроазийской платформами. Место разлома обозначено долиной самой протяженной в Израиле реки Иордан. Ее истоки на севере, на Голанских высотах, затем она протекает через озеро, имеющее три названия - Тивериадское, Кинерет, Галилейское и впадает в Мертвое море. Длина реки 252 км, высотная отметка при впадении минус 417 метров (ниже уровня моря). На большей части своего течения Иордан служит границей с Иорданией. Упомянутое озеро является для Израиля главным источником пресной воды. Высотная отметка уровня озера Кинерет минус 214 метров. Значит, воду надо перекачивать пользователям, которые живут выше. Это и делают. Поверхностная призма воды имеет хорошее питьевое качество. Внизу располагается минерализованная вода, пригодная только для полива. Так что качают отдельно и ту, и другую воду. До Мертвого моря Иордан доносит совсем немного воды, поэтому уровень Мертвого моря неуклонно снижается: в последние годы он снизился на два с лишним метра. Это отмечается современными данными наблюдений, а также подтверждается археологическими материалами - города, располагавшиеся раньше на берегу, отстоят от него на существенное расстояние.
       Такое интенсивное водопользование объясняется высокоразвитым сельским хозяйством страны. В советском сознании еврей-земледелец это абсурд. Здесь же кибуцы, прообразом которых были наши колхозы, являют собой чудеса земледелия. Финиковые плантации в пустыне. Территории, покрытые пленкой для предохранения растений от солнца в вегетационный период. По прошествии необходимого для растений времени с самолета разбрасываются бактерии, поедающие эту пленку. Специальное покрытие для огородных культур и садов. Есть кибуц, который работает по заказам к заданному сроку вырастить партию зеленого лука или редиски. Это может быть в любое время года. Ввиду дороговизны воды, используется капельный полив, регулируемый автоматизированными системами управления. Многочисленные оливковые плантации, думаю, не обходятся тоже без дополнительного полива.
       Мертвое море наполняет, по существу, рассол, используемый для производства соды и минеральных удобрений, а так же в оздоровительных целях. Целебные свойства рассола известны издревле. Сейчас здесь действует парфюмерная фабрика, изготовляющая кремы на все случаи жизни. Оазис-курорт предлагает различные оздоровительные процедуры, в том числе и купанье. Мы, конечно, выкупались. Не могу сказать, что получили большое удовольствие. Берег состоит из мелких очень острых камней, так что передвигаться без пляжной обуви невозможно. Аналогичен вход в мелкую воду. Трудности добавляет то, что дно состоит из скользкой глины-грязи, по которой скользишь от одного острого камня к другому. Когда, наконец, удается окунуться, ощущаешь особенность этого купанья. Действительно, можно лежать. Зато опустить ноги вниз представляет трудности. При этом можно перевернуться. Кожа в воде ощущается намазанной маслом или "намыленной". Малейшая трещинка начинает саднить, но недолго, быстро закрывается. После купанья народ намазывается грязью. Она черная, маслянистая, похожая на крем. После всех этих действий обязательное мытье в душе пресной водой. Для нас это купанье было, конечно, аттракционом. Лечебные цели подразумевают какой-то курс. Назвать аттракцион приятным трудно. Шутят, израильтяне купаются в Мертвом море два раза в жизни - первый и последний.
       В этом оазисе-курорте увидели мрачно-знаменитое дерево анчар. Невысокое, с крупными жесткими листьями, похожими на фикус. Александр Сергеевич сильно погорячился, наделив его инфернальными отравляющими свойствами. Отравить анчаром еще никого не удалось, а вот разочаровать - такое случалось. Когда путник в пустыне видит это дерево с плодами, похожими на яблоко, он ожидает их вкусить, но они наполнены горькой пыльцой, не пригодной ни для услады, ни для утоления жажды.
       В пустыне растут редкие кустарниковые растения. Они умудряются как-то добывать себе воду. Но и там есть растение-паразит, которое эту воду у них отбирает. В результате погибают оба.
       В пустыне нам показали отдельные цветущие кибуцы. Библейские места - руины крепости Масада, следы городов Содома и Гоморры. Многочисленные памятники Шестидневной войны 1967 года, в результате которой Израиль получил контроль над Западным берегом реки Иордан, восточным Иерусалимом и Синайским полуостровом, тоже хорошо видны в пустыне. Танк, закопанный в землю, с торчащей орудийной башней. В некоторых местах колючая проволока в несколько рядов, минные поля, огороженные и обозначенные на местности. Современные военные базы с ракетными установками. Вражеское окружение. Говорят, последнее время спокойно.
       Ответвление дороги на Иорданию к столице древнего царства набатеев Петра. Сейчас это покинутый город. Вырубленные в скале знаменитые храмы и гробницы долгое время были неизвестны европейцам. Они были открыты в начале девятнадцатого века и вызывают огромный интерес ученых и туристов. Кажется, Петра сейчас отнесена к "чудесам света". Ее можно спокойно посетить из Израиля. Виза стоимостью 50 долларов, оформляется на границе с Иорданией. Туры ежедневные, но не для нас. Время ограничено.
       Эйлат - это крайняя точка, которой заканчивается территория Израиля на Красном море. Острый клин границ с Египтом и Иорданией. Сразу после завоевания здесь была необитаемая пустыня. За сорок лет вырос первоклассный современный курорт с комфортабельными отелями, пляжами, аттракционами. Архитектура отелей своеобразная, часто с восточным колоритом. В центре города аэропорт. Отводной канал для парковки яхт. Все для удобства. Променад вдоль моря с бутиками и лавочками местных умельцев. И море - синее Красное море. Есть несколько предположений, почему оно называется Красным. Первое - иногда здесь появляются окрашенные водоросли. Второе - окрестные серо-песчаные горы при особом освещении приобретают красноватый цвет. Или третье, наиболее правдоподобное, - английский топограф, производивший тут съемку, подумал, что есть море Черное, Белое, Желтое, почему бы не быть Красному? Так или иначе, купанье здесь - блаженство. Это удовольствие доступно круглый год. Пляж песчаный, думаю, что намывной. В сторону египетской границы в море появляется коралловый риф, в котором живут морские ежи. На них желательно не наступать. Поэтому здесь оборудованы пирсы и лестницы, сразу ведущие в глубину.
       Индустрия развлечений предлагает плаванье по морю на судне с прозрачным дном, ныряние в аквалангах и посещение водной обсерватории, оборудованной на коралловом рифе. Таких обсерваторий в мире три и принадлежат они одному владельцу. В море построена башня с надводной и подводной частями. Надводная позволяет обозреть окрестности с необычной точки, а в подводной можно наблюдать обитателей глубин в их естественной среде среди кораллового рифа. Уже на суше находятся большие аквариумы с различными видами рыб и морских животных. Гигантские черепахи в воде и на суше. Акулы с их опасно улыбчивыми мордами. Пираньи с маленькими, но не менее опасными ротиками. Великое разнообразие рыб, каждая с собственным выражением лица. Преобладает выраженье презрительно-надменное с опущенными углами рта и иногда выпяченной нижней губой. Наблюдая каждую особь, можно изучить ее характер. Ведь мы судим о рыбах, в основном, по их вкусу. Равно, как и они о нас.
       Здесь в Эйлате мы наблюдали несколько воплощенных хозяйственно-экономических проектов, которые говорят об изобретательности и предприимчивости израильтян. На небольшом участке побережья Красного моря, принадлежащем Израилю, можно увидеть гигантскую автостоянку для тысяч машин. Это поставки новейших достижений автоиндустрии из Японии и Южной Кореи. Чтобы обойти Суэцкий канал с его большими пошлинами, машины разгружают с судов здесь и дальше по суши отправляют на продажу. Тем самым доход идет не Египту, а Израилю и изготовителям.
       В некотором отдалении от берега, за пределами курорта, расположены огромные ванны для выпаривания соли. Наш соотечественник по фамилии Гринберг нашел способ получать из морской воды поваренную соль, почти не затрачивая энергии, благо солнце работает исправно. Он "просто" отделяет из морской воды все, что не поваренная соль. Его предприятие снабжает солью Израиль и всю Африку к тому же. Естественно, сам он - миллиардер.
       Нам рассказывали о двух молодых людях, получивших ссуду от государства под необычный проект. Они стали разводить рыбу в пустыне. В емкостях, защищенных от солнца, они выращивают мальков и, далее, все стадии до взрослости. Производительность превышает обычную в сотни раз. Однако около 20% рыбы погибает, а по условиям проекта производство должно было быть безотходным. Молодые люди завели кур, что тоже прибыльно, но появился помет, как остаточный продукт. Тогда они завели плантацию цветов и замкнули экологический цикл.
       Во время пребывания в Эйлате мы побывали на предприятии по обработке эйлатского камня. Местом добычи его по одной из версий являются легендарные копи царя Соломона в пустыне Арава в 25 км к северу от Эйлата. Когда-то эйлатский камень добывали в больших количествах. Основу этого камня составляет минерал хризоколла, который наряду с малахитом, бирюзой, азуритом является типичным минералом, так называемой "медной шляпы", - зоны окисления меднорудных месторождений, обычно в местах с сухим и жарким климатом. Из эйлатского камня делают вставки в кольца и перстни, браслеты, подвески, обычно ограненные кабошоном; изготовляются различные бусы. В качестве оправы этих дешевых, но довольно красивых камней используется серебро, различный белый металл и золоченая бронза. Эйлатский камень является одним из предметов местного культа. Он, якобы, излечивает специфические "женские" болезни, приводит в порядок нервную систему после стрессов и истощений, нейтрализует бессонницу и угнетенное состояние психики. Ему мистически приписывают массу других полезных свойств, впрочем, как почти всем поделочным и драгоценным камням. Но драгоценным камнем в полном значении его назвать нельзя по причине малой твёрдости и низкой химической устойчивости.
    Несколько слов о бытовой части нашего путешествия. Два отеля, в которых мы останавливались в Иерусалиме и Назарете, принадлежат арабам. Это чувствуется по тому, что весь обслуживающий персонал - кельнеры, администрация - мужчины. Женщины работают только в качестве горничных и почти не общаются с гостями. Отели грязноватые, неухоженные, с телевизором и прочей техникой времен кумранских рукописей. Отель же в Эйлате выше всяких похвал. Никакой роскоши, зато все удобно, гигиенично, создает хорошее настроение. Работают мужчины и женщины наравне. Много русскоязычных.
       Во время нашего путешествия создалось впечатление, что арабское население в стране преобладает. Это, конечно, неверно. По статистике здесь живет 6,5 миллионов евреев и 1,5 миллионов арабов. Большинство евреев живет на севере страны, на побережье Средиземного моря, там наибольшая плотность населения. Наш маршрут пролегал, в основном, вне этих мест.
       В Израиле существует общество, пытающееся собрать всех евреев со всего света. Верят, если это случится, придет долгожданный Мессия.
       Израиль находится во враждебном окружении. Внутри страны тоже существует проблема палестинских беженцев, живущих на территории Израиля, с момента его образования. Проезжали мимо многокилометровых бетонных стен, окружающих палестинские, точнее арабские, города с мечетями, хорошими дорогими домами. Палестинцы в этих городах живут изолированно от страны. Работающие в Израиле получают разрешение на выход.
       Вооруженный мир чувствуется на улицах израильских городов. Военнослужащие - солдаты и солдатки парами с автоматами патрулируют улицы. В Эйлате молодая женщина, оформляющая туры, в модной маечке, с культей выше локтя вместо правой руки, видимо, одна из жертв этого вооруженного мира.
       Контрасты в Израиле ощущаются сильнее, чем в других странах, где мне случалось побывать. Здесь можно видеть стойбище бедуинов - кочевников с коробками вместо жилья, живущих почти в каменном веке. Одновременно в университетах с мировым авторитетом обитают жрецы Hitec'а.
       Несомненно, Израиль это форпост мировой цивилизации на Ближнем Востоке. Наряду с успехами в медицине, технике, теоретических науках ведутся большие работы в области гуманитарных наук - истории и археологии. Свидетельства тому раскопки в Кейсарии, обнажившие город крестоносцев и существенно более ранний город, построенный царем Иродом. Здесь очевидна связь культуры Иудеи и римской. Раскопки в Иерусалиме римской улицы Кардо и города царя Давида. Предпринимается попытка осмысления истории евреев не только с точки зрения библейских источников, но и анализа греческих, римских и арабских хроник. Профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд, рассматривая распространение иудаизма в странах Средиземноморья, Восточной и Западной Европе, предлагает концепцию определения евреев, как религиозного сообщества.
       Израиль это страна, где находится Армагеддон - древний город и долина, по пророчеству Иоанна, место последней битвы Добра и Зла, место наступления конца света. В наш век глобализации особенно понятна здесь, в Израиле, необходимость толерантности, выстраданная в Европе и не вполне принятая еще на Ближнем Востоке. Это необходимо и для того, чтобы мгновенья нашей жизни превратились во времена истории.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       8
      
      
      
      
  • Комментарии: 5, последний от 07/11/2008.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 17/02/2009. 31k. Статистика.
  • Впечатления: Израиль
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка