Италия - страна католических церквей и монастырей. Особенно их много в Южной Италии. В горной её части монахи находили уединение, а иногда и спасение от нападающих неверных. Поскольку горная часть Калабрии находится на водоразделе бассейнов Тирренского и Ионического моря, где нет расслабляющих приморских пляжей и обычных курортных соблазнов, то обычно туда едут туристы, которые ценят природу, а также духовное спокойствие и уединение.
Хотя, мы не можем полностью отнести себя к их числу, но всё-таки решили познакомиться с горной частью Калабрии. Ведь почти половина территории Калабрии занимают горы, высоты которых доходят до двух тысяч метров. В таких горах монахи - отшельники издавна устраивали свои обители.
Мы выбрали поездку в городок Серра сан Бруно, что находится на высоте 800 м. над уровнем моря, в отрогах Апеннин. Население городка чуть превосходит семь тысяч человек, в то время как там насчитывается девять церквей. Такая религиозная приверженность объясняется тем, что городок вырос около монастыря ордена картезианцев, основанного в XI веке монахом Бруно из Кёльна.
Формула картезианской жизни записана в Уставе ордена. Её девиз - "Быть вместе в одиночестве". Иными словами, картезианство объединяет две формы духовной жизни: отшельничество и общежитие. Бруно следовал трем постулатам картезианства: уединение, молчание и безграничная любовь к Всевышнему. В письме своему другу он писал: "Сколько пользы и божественной радости приносят уединение и безмолвие монастыря!"
Бруно родился в Кёльне в 1030 году. Образование получил во Франции, в Реймсе. Он преподавал в монастырской школе и вступил в конфликт с архиепископом. В результате последний был отстранен от должности. Бруно должен был бы стать его преемником, но отказался от архиепископства и от всего своего имущества, раздав его бедным. Тогда уже Бруно вынашивал идею предаться уединенной жизни, целиком посвятив себя Богу. Эта идея была широко распространена в Европе на рубеже тысячелетий.
Ему был дан участок для основания монастыря "Пустынь Шартрёз" в труднодоступном месте во французских Альпах. Название этой первой обители La Grande Chartreuse (лат. Cartusia) дало название всему ордену. Монастырь был освещен в 1085 году.
Через шесть лет Бруно был призван в Рим папой Урбаном II , бывшим его учеником. Однако жизнь в шумном Риме тяготила монаха. Ему был снова выделен участок в дальней Калабрии. В 1091 году Бруно основал здесь посреди гор Катене дела Серра скит святой Марии, монастырь святого Стефана и поселок для братьев-мирян. Этот монастырь называется в настоящее время Чертоза ди Серра Сан Бруно. Бруно прожил в нем последние десять лет своей жизни, вновь обретя уединение и праведную жизнь. Он имел много последователей и был канонизирован папой Григорием XV в 1623 году. Это было время широкого распространения картезианства. В Европе существовало 196 картезианских монастырей. Именно тогда в первом монастыре св. Бруно Шартрёз стали изготовлять ликер шартрез, который считался эликсиром долголетия.
Сейчас в монастыре Чертоза ди Серра Сан Бруно живут несколько монахов. Для посетителей создан музей, открытый в 1993 году.
Землетрясение 1783 года сильно разрушило монастырь. Сохранилась башня и часть стены.
Остатки древнего монастыря, пережившего землетрясение.
Макет монастыря Чертоза ди Серра Сан Бруно.
Скульптура св. Бруно работы Джованни Скриво (1908).
Интерьер монастырской церкви.
Бывшие жилые постройки монастыря. Сейчас часть музейной экспозиции.
Так сейчас выглядит келья монаха. Столик и стул для записей плодов интеллектуального труда. Старинный уголок для молитвы и ложе. Монах через окошечко в двери получает два раза в день пищу. Во время постов еду приносят один раз. В монастыре практикуется строгое вегетарианство.
Скульптором Джованни Скриво в 1908 году были сделанышестьдесят медальонов с изображениями святого Бруно для картезианского монастыря в Пизе. Когда монастырь там был закрыт, медальоны были перевезены в Серра Сан Бруно, и сейчас демонстрируются в музее Чертоза.
Серебряный бюст св. Бруно с медальоном картезианского монастыря в руках.
Монастырь расположен в дубовых и буковых лесах. В ските, недалеко от монастыря жил, молился и умер Сан Бруно. Природа сейчас здесь бережно сохраняется. В лесном массиве стоит церковь, грот, где жил и молился Сан Бруно, а также постройки, связанные с приемом паломников и туристов.
Среди деревьев виден дом для паломников.
Здесь же находится изображение коленопреклоненного Сан Бруно в воде. По легенде когда могилу Сан Бруно раскопали, чтобы перенести останки в церковь аббатства, из-под земли забил источник, который и сегодня питает озерцо.
Святое озеро с молящимся Сан Бруно.
Вход в пещеру, где жил и был погребён Сан Бруно из Кёльна.
Могильный памятник Сан Бруно. Скульптор Стефано Пизани (конец XVIII века).
Доска с надписью на латыни: "Обитель Сан Бруно. Здесь отшельник нашел убежище, молился и был погребён" (Обет ордена картезианцев "Быть вместе в молчании и одиночестве").
Лесные монастырские угодья с дорожками для паломников.
Скромная церковь аббатства ордена картезианцев Санта-Мария-дель-Эрмо (Chiesa di Santa Maria dell'Ermo). Здесь молился основатель Чертозы - Сан Бруно. Церковь была освящена в 1094 году. Перестроена после землетрясения в 1783 году.
В алтаре - деревянная статуя девы Марии. Справа от алтаря - скульптурное изображение Сан Бруно.
Панорама лесного окружения церкви аббатства.
Как и все монастыри, Чертоза ди Серра Сан Бруно, имеет лавочки для торговли продуктами своего производства. Здесь мы были удивлены обилием белых грибов - сухих и приготовленных, в то время как в Европе обычно довольствуются только шампиньонами и трюфелями.
Город Сан Бруно строили те же мастера, что и монастырь. Он сильно пострадал от многочисленных землетрясений и наводнения, которое произошло в 1935 году. С особым вниманием здесь поддерживаются церкви, построенные в стиле барокко. Наше недолгое пребывание в Сан Бруно ограничилось посещением двух церквей.
Церковь Сан - Бьяджо (Chiesa Matrice или Материнская церковь).
В нише под крестом - статуя Христа.
Молитвенный зал.
Алтарь.
Орган находится в алтарной части церкви.
В нише между нефами - скульптура Девы Марии с младенцем.
Витраж с изображением Девы Марии установлен над входом в церковь.
Статуя Сан Бруно.
Капеллы церкви Сан Бьяджо.
Помещение для служебного молитвенного общения.
Недалеко находится еще одна церковь Девы Марии Страдалицы (Addolorata). Считается, что она относится к лучшим итальянским образцам церквей, построенных в стиле позднего барокко.
Церковь Девы Марии Страдалицы (Addolorata) (1721).
Главный алтарь церкви Девы Марии.
Медальоны на стене в партере посвящены св. Дженнаро, св. Бруно, св. Петру, св. Павлу.
Капеллы церкви Девы Марии.
Плафоны и купол.
Переносная скульптура "Положение в гроб".
Интерьеры церквей безупречно отреставрированы. Этого нельзя сказать о гражданских постройках. Нам не удалось подробно посмотреть город, однако то, что мы увидели, видимо, свидетельствует о нехватке средств на поддержание состояния домов и светских памятников города на подобающем уровне.
Памяти граждан города, погибших в Первой мировой войне. Этот памятник почистить бы.
Жилые дома. Вместо косметического ремонта стенная живопись, на мой вкус, неплохая.
И еще одно любопытное место в горной Калабрии, частично религиозного, частично природного характера. Это горный массив Поро на высоте около пятисот метров над уровнем моря. Он называется Цунгри (Дзунгри, Zungri) - гроты в горах, которые выбрали себе византийские монахи, спасающиеся от преследования завоевателей арабов (сарацин). Эти гроты, частично естественного, частично искусственного происхождения, вырублены в туфах или песчаниках, и относятся к XII-XIV векам.
Вид из посёлка Цунгри на окрестности.
Просторы горной долины, заросшие лесом.
Скромная церковь поселка.
Оформление грота около входа в пещеры, вырубленные монахами.
Спуск по довольно труднопроходимой тропе.
Остатки полуразрушеных келий, вырубленных в скале.
Поселок Цунгри поддерживает пещеры, чтобы их можно было бы безопасно посещать. Сделаны перила, ограждающие опасные места, иногда истертые временем лестницы заменяются металлическими. Жители Цунгри, видимо, осознали, что прошлое становится интересным и предметы, его характеризующие, достойны сохранения и демонстрации современным людям. Так около пещер, в которых, кроме вырубленных в камне следов, ничего не осталось, был создан музей быта девятнадцатого - середины двадцатого века. Здесь показывают уже покрытые ржавчиной сельскохозяйственные машины, предметы домашнего хозяйства, одежду. Многие вещи современники никогда не видели.
Комбайн из прошлого.
Атрибуты домашнего виноделия.
Спальня из середины ХХ века. Не забыта и ночная ваза.
Нижнее белье, разительно отличное от современного.
Одеяние местных красоток каких-то сто лет назад.
Всё это нам удалось увидеть в глубинке Калабрии, в отдаление от ее пляжных и курортных мест. Поездка в Цунгри сопровождалась комментариями кулинарного свойства. Это тема в Калабрии животрепещущая. Закончилась она дегустацией варений, солений и прочих продуктов консервации всего, что дает богатая природа Калабрии. Не обошлось и без дегустации продуктов местного виноделия. Венцом посещения Цунгри была лавочка, где уже насытившийся турист пополнял свой багаж баночками, бутылочками, пакетиками для подарков и зимних воспоминаний о солнечной Калабрии.