Поездка в южную Калабрию была задумана как относительно дешёвый компромиссный вариант отдыха: по времени (конец сентября), по месту (Средиземноморское побережье), по возможностям активного познавательного туризма (почти незнакомая нам Южная Италия).
Два с половиной часа в самолёте компании "Germanwings" и мы на аэродроме "Lamenzia Therme" в Калабрии. Ещё час езды на автобусе до отеля на полуострове "Capo Vaticano" на берегу Тирренского моря.
Карта Калабрии.
Исторически Калабрия была и остается одним из беднейших регионов Италии. Как следствие, здешние места малоизвестны и не слишком затронуты организованным туризмом. Прием гостей до сих пор часто ограничивается ресторанной едой, напитками и времяпрепровождением на живописных пляжах. Но есть здесь и положительная сторона: мы были свободны в выборе интересующих нас местных поездок по этому богатому природными и архитектурными достопримечательностями региону.
Поселок "Capo Vatikano" на высокой равнине, окружен с трех сторон морем. Довольно большая площадь городка занята полями, на которых выращивают знаменитый красный сладкий лук. Это одна из пищевых достопримечательностей Калабрии. Этот лук возделывается более двух тысяч лет. Он был завезен финикийцами. Когда мы приехали, лук уже был собран. Любимая тема экскурсоводов - рецепты приготовления красного лука. В их число входит и приготовление из него варенья.
Со всех сторон мыса "Capo Vatikano" скалы круто обрываются к морю. Местная достопримечательность - маяк, изначально указывающий мореплавателям путь. Он находятся на самом кончике мыса. Есть несколько спусков к живописным бухтам с пляжами. Поселок состоит в основном из отелей.
Береговой маяк "Capo Vatikano" и метеорологическая станция при нем.
Скалы мыса "Capo Vatikano".
Вид с мыса на прилегающие к нему бухты с пляжами.
Неприступная скала на берегу моря завершает этот мыс.
Опунции со зреющими плодами. Их используют для приготовления джемов, ликёров и красной краски.
Посещение мыса с видом на маяк и море - почти единственная возможная вечерняя прогулка. Около маяка расположен ресторан. Его витрина - "колбасное дерево".
Видовая площадка ресторана с образцами копчёностей и фруктов.
Береговая линия Калабрии почти повсеместно представляет собой скалистые обрывы к морю, которые заканчиваются узкими песчаными пляжами. Это привлекательно для любителей пляжного отдыха. Места для горного туризма можно найти на южной оконечности Апеннинских гор, на водоразделе бассейнов Тирренского и Ионического морей.
Соседство Калабрии с островом Сицилия, на котором мы побывали несколько лет назад, обещало нам также много интересного. И мы в этом не обманулись.
Мы начали знакомство с достопримечательностями Калабрии со столицы провинции Reggio di Calabria одноимённого города Reggio di Calabria (по-русски звучит Реджо ди Калабрия или просто Реджо).
Расположен он на самом юге Италии, на берегу Мессинского пролива, напротив сицилийского города Мессина, на самом кончике "итальянского сапожка". Берег Сицилии хорошо виден из этого города. Знаменитое землетрясение 1908 года известно в России, в основном, как Мессинское. Мы бывали в Мессине и видели, что помощь русских моряков в трудный момент вспоминается с благодарностью и увековечена в памятниках. Но это же землетрясение разрушило и Реджо ди Калабрия. Об этом мы узнали только теперь.
Реджо ди Калабрия был основан греками в 720 году до нашей эры как колония и вначале назывался Регий. Город и другие поселки Калабрии образовали тогда историческую область "Великая Греция". Древнегреческие колонии, основанные в античный период (начиная с VIII века до н. э.), включают территорию современной Южной Италии и остров Сицилия. Колонисты быстро обжились на новых территориях. Здесь они построили жилье и храмы, которые были гораздо надежнее своих греческих прототипов, так как возводились с учетом возможных землетрясений. Специалисты давно уже перестали удивляться тому, что наземные части древнегреческих храмов на территории Италии сохранились гораздо лучше, чем их аналоги в самой Греции.
Греческая культура оставила здесь множество артефактов мирового значения. Сейчас они собраны в Национальном музее Великой Греции (Museo Nazionale делла Magna Grecia). Другое его название: Национальный археологический музей Реджо ди Калабрия.
В самом городе Реджо ди Калабрия можно видеть раскопки прошлых времен. Они питают историческую науку артефактами из античных, римских, средневековых эпох.
Остатки стен, возведенных греческими переселенцами в IV веке до н.э.
Рядом раскопки римских терм (III-IV век н.э.).
В 270 году до нашей эры город отошел к Риму. В годы Пунических войн он был занят римскими легионами. После римлян городом владели вестготы и византийские греки, которые управляли отсюда прибрежными территориями. В средние века Реджо периодически служил столицей герцогства Калабрия (в настоящее времястолицей региона является город Catanzaro). В 1806 году Наполеон оккупировал Реджо, а в 1860 году город был присоединен к объединенной Италии. Последний период истории провинции тесно связан с образованием единого Итальянского королевства, преобразованного позднее в республику. Во время революционного движения за объединение Италии недалеко от города, в горах, сражался и был ранен Гарибальди.
Препятствием для развития города всегда были землетрясения. Реджо ди Калабрия и соседняя Мессина находятся в опасной сейсмической зоне, где катастрофические землетрясения происходят с периодичностью, примерно один раз в сто лет. Оба города были разрушены практически до основания землетрясениями 1783 и 1908 годов. В XXI веке землетрясения в Италии наблюдались в центральной Италии и пока обошли Калабрию стороной.
Одной из наших целей в Реджо ди Калабрия было посещение знаменитого музея. Он считается одним из главных археологических музеев мира, поскольку еще до нашей эры именно здесь возникли первые греческие полисы. Его открытие состоялось в 1882 году. После землетрясения 1908 года возникла острая необходимость в строительстве нового здания, способного противостоять сейсмическим ударам. Его спроектировал архитектор Марчелло Пьячентини.
Национальный археологический музей Великой Греции.
Здание музея (Палаццо Пьячентини)построено в 1932-1941 годах, достраивалось и оборудовалось вплоть до 1959 года. Оно выделяется своей монументальностью и габаритами. Главный фасад украшен медальонами с изображениями монет разных городов Великой Греции.
Крытый внутренний дворик здания музея, откуда имеются входы к его экспозициям, размещённым на нескольких этажах.
В музее представлено огромное количество экспонатов греческого периода истории Калабрии. Далее на фотографиях - некоторые из них.
Мраморные статуи двух всадников - Диоскуров, близнецов Кастора и Поллукса.
Тяжелые статуи не могут обойтись без опор под брюхом лошадей. Фантазия художника остановилась на мифических, наполовину человеческих, наполовину рыбьих существах. Диоскуры изображены в момент спешивания в городе Локри. Они соскальзывают с лошадей на землю и приходят на помощь горожанам в борьбе против агрессивного соседа. Это битва при Сагре. Оба города расположены на территории Великой Греции, то есть в Калабрии. С помощью Диоскуров десять тысяч локрийцев победили стотысячную армию противника. Об этой битве заговорили во всем греческом мире и словосочетание "битва при Сагре" вошло в поговорку.
Рыцарь Марафиоти (Cavaliere Marafioti). Изображение обнаженного молодого рыцаря, идентифицированного как одного из Диоскуров, который скачет на лошади, поддерживаемой сфинксом.
Эта терракотовая скульптура датируется V веком до н.э. Она была обнаружена в 1911 году и реконструирована из 186 фрагментов. Есть предположение, что скульптура занимала центральную часть дорического храма Зевса в Олимпии.
В музее представлены знаменитые мраморные фигуры греческих атлетов из местных раскопок в конце XX века. Им более двух с половиной тысяч лет. Это, так называемые, Курос ("Kоuros) - фигуры молодых людей, атлетов в греческом искусстве. Искусствоведы отмечают для скульптур Курос такие признаки как слабая улыбка ("архаическая улыбка") и мягкая пластичность движений.
Этому мраморному "Курос" около 27 веков. Статуя потеряла ноги ниже колена, левую руку и правое предплечье, поэтому о пластичности фигуры можно только догадываться. Предполагается, что она принадлежала греческим колонистам, основавшим город Реджо ди Калабрия.
Почему этот ребёнок так пригорюнился?
Среди самых известных экспонатов Национального музея Великой Греции, несомненно, стоят на первом месте, так называемые, "бронзы из Риаче" - две большие, хорошо сохранившиеся бронзовые статуи V века до н.э., найденные в провинции Реджо ди Калабрия, в море, недалеко от берега. Предполагают, что перевозивший их корабль попал в непогоду и мог утонуть. Великанов выбросили за борт как балласт. Находка их в 1972 году стала сенсацией. Ныряльщик увидел торчащую из-под песка на дне руку, и статуи подняли из моря.
Эти бронзовые фигуры считаются самыми ценными артефактами греческого периода.
Гигантские "Бронзы из Риаче" - наиболее значимые фигуры греческого периода итальянской истории. Недавние исследования показали, что они могут представлять собой греческих героев Тидей и Амфиарай, упоминаемых в Илиаде. Это бронзовые статуи выполнены с применением очень высокой техники: у них серебряные ресницы, медные губы и соски.
В этом же отделе, можно увидеть "Голову философа" из Портичелло - редкий образец древнегреческой портретной скульптуры.
Голова "Философ из Портичелло" (IV век до н.э.).
Предполагается, что этот выразительный бронзовый скульптурный портрет датируется серединой V века до новой эры и изображает человека знатного рода.
Древние бронзовые работы в музее помещены в специальный зал, войти в который можно через специальные шлюзы. В зале поддерживается постоянная температура воздуха и влажность.
Мы никак не ожидали, что в Италии можно познакомимся с таким богатым археологическим музеем греческой истории!
Напротив Национального музея Великой Греции мы обратили внимание на памятник, который, как нам показалось, мог иметь отношение к музею Великой Греции. Оказывается, он посвящён уроженцу и меценату города Реджо ди Калабрия, видному государственному деятелю Италии, Джузеппе де Нава, который мог иметь к музею лишь опосредованное отношение.
Памятник Джузеппе де Нава - знак уважения граждан Реджо ди Калабрия к этому человеку за его деятельность и выдающиеся человеческие качества. Нельзя не заметить деятельность современных вандалов, пачкающих памятники (не только этот), благо краски и их упаковка позволяют быстро сделать это "черное дело" (в буквальном и переносном смыслах).
Достопримечательности города Реджо ди Калабрия сосредоточены около проспекта Гарибальди, главной торговой и парадной магистрали. В её начале расположен музей, а в конце - Кафедральный собор (Duomo).
Проспект Гарибальди, протяжённостью в два километра, ориентирован параллельно приморскому бульвару и набережной. По обе стороны проспекта расположены нарядные старинные дома и дворцы.
По правую сторону проспекта, на берегу Мессинского пролива, находится театральная арена, выдвинутая в море.
Современное многофункциональное сооружение, включающее театр под открытым небом, в подражание древнегреческому театру. С трибун открывается панорамный вид на Мессинский залив и остров Сицилия. На другой стороне пролива в дымке виднеется сицилийское побережье с городом Мессина. В центре арены, на специальном понтоне установлена скульптура богини Афины Промахос, уменьшенная копия статуи скульптора Фидия в афинском Акрополе. Афина - аллегорическая защитница города. Одновременно, это памятник павшим во всех войнах. Сооружение является центральным местом городского променада.
Театр Франческо Чилеа находится в центре Реджо ди Калабрия, на пересечении проспекта Гарибальди с площадью Виктора Эммануила II. Театр назван в честь знаменитого композитора Франческо Чилеа, родившегося недалеко от Реджо и написавшего несколько опер, самая известная из которых - "Адриана Лекуврер".
Первое здание театра появилось в Реджо в XIX веке, недалеко от нынешнего, но было разрушено землетрясением 1908 года. В 1913 году было решено строить новый театр. Начавшаяся Вторая мировая война нарушила эти планы. В итоге открытие театра состоялось только в 1931 году. Театр Франческо Чилеа - самый большой во всем регионе, он вмещает полторы тысячи зрителей.
Монумент объединению Италии является центром площади Виктора Эммануила II. Это аллегорическая фигура Италии, молодая красивая женщина. В ее правой руке меч, а в левой - лавровый венок. Италия приглашает домой своих детей, чтобы достичь национального единства. На пьедестале написано: "Помним о мучениках 2 сентября 1847 года" и пять имён, погибших героев во время восстания против правительства Бурбонов. Работа скульптора Rocco LaRussa (1868). Статуя высечена из белого каррарского мрамора. Высота монумента три метра. Он сохранился при разрушительном землетрясении 1908 года. За монументом на площади находится здание правительства провинции Реджо ди Калабрия.
В городе около 30 церквей. Мы зашли в две небольшие церкви на главном проспекте и в Кафедральный собор.
Церковь св. Георгия, покровителя города Реджо ди Калабрия, и её интерьер.
Церковь св. Иосифа и её интерьер. На фронтоне церкви надпись на латыни "Ite ad Joseph" (следуй за Иосифом).
Наиболее почитаемой религиозной святыней Реджо ди Калабрия является кафедральный собор. Согласно религиозной легенде христианство здесь восходит к апостолу Павлу. Он первым принес учение в эти места. В 61 году апостол Павел возвращался из Сиракуз в Рим. Он причалил к берегу Калабрии в тот момент, когда языческое население воздавало почести богине Диане. Св. Павел получил разрешение прочесть проповедь за время, в течение которого горела свеча, стоящая на колонне. Однако произошло чудо. Когда свеча догорела, стала гореть каменная колонна, на которой она стояла. Это позволило продолжить проповедь до следующего утра. Горящая колонна стала знаком откровения Господня, силы и действия проповеди св. Павла. Она символизировала силу слов апостола, растопивших жестокосердие слушателей. Его слова обратили население в христианскую веру.
Кафедральный собор - ДОМ (Duomo) Реджо ди Калабрия - самая большая церковь и место пребывания епископа. В течение своего существования она претерпевала различные архитектурные изменения, связанные с землетрясениями и войнами. Особенно большие разрушения произошли в 1908 году. Сейчас собор восстановлен в ново-романском стиле, в соответствии с итальянской традицией.
Фасад кафедрального Собора.
По сторонам от входа в собор стоят две скульптуры святых: слева апостол Павел, справа св. Стефан из Никеи. Обе работы выполнены в 1934 году скульптором Франческо Джераче.
Главный алтарь собора. Распятие из дерева изготовлено в ХVIII веке.
Кафедра с изображением чудо-колонны.
Барельеф, изображающий чудо обращения язычников в христиан. Справа - горящая колонна. Эта тема встречается несколько раз в убранстве собора.
Одно из захоронений архиепископов. Мраморная скульптура епископа Аннибале (1593 - 1638) над гробом и захоронениями других церковных иерархов.
Капеллы по сторонам главного нефа.
Во внутреннем убранстве собора особенно выделяются цветные витражи, благодаря которым церковь хорошо освещена.
Наибольшую ценность представляет часовня, посвященная святым дарам. Она была создана в ХVII веке испанским архитектором Ибанцем ди Вильянуэва (1675-95) в стиле барокко. Часовня разрушалась во времена турецкого нашествия, от землетрясений и бомбардировки по время Второй мировой войны. Она всегда восстанавливалась. Последнее восстановление часовни завершено в 1965 году.
Алтарь часовни украшен четырьмя колоннам из черного порфира. На картине художника Мароли из Мессины изображено жертвоприношение. Скульптуры апостолов и евангелистов изготовлены из каррарского мрамора.
Стены капеллы из полихромного мрамора, украшенные инкрустациями.
Бронзовые двери собора с сюжетом о Деве Марии.
Бронзовые пластины при входе в собор с сюжетом о проповеди св. Павла и горящей колонне.
Недалеко от собора находится мощное оборонительное сооружение итальянского Средиземноморья. Это, так называемый, Арагонский замок.
Арагонский замок (Castello Aragonese).
Арагонский замок считается одной из главных достопримечательностей Реджо ди Калабрия. Предполагается, что первоначальные укрепления были возведены приблизительно в VIII веке до н.э. Они неоднократно перестраивались в соответствии с уровнем военного оснащения. Кардинальное обновление произошло в XV веке при неаполитанском короле Фердинанде I Арагонском, в честь которого замок и получил называние. Архитектору Баччо Понтелли удалось достроить равелин, оборонительный ров, акведук, две башни цилиндрической формы. В средневековье замок использовался как тюрьма. Во время борьбы за независимость Италии замок подвергся осаде сторонниками Гарибальди. Но ни войны, ни даже землетрясение не смогли разрушить этот исторический памятник.
Реджо ди Калабрия вполне современный город с его удобствами, эстетикой, страстями.
Движущийся тротуар от приморского бульвара в центр города.
Шумное собрание. Не поняли, что это, акция протеста или народное ликование.
Скульптура древнего церковного иерарха в современном стилизованном оформлении.
Это современное здание в венецианском стиле очень оживляют не только архитектурные элементы, но и окраска.
Влияние Греции проглядывается и в названии этого современного магазина. Theorema (греч . theorema, от theoreo - рассматриваю). Здесь можно не только рассматривать, но и купить часы, обувь, одежду.
Памяти всех погибших за свободу Италии, начиная от античности и до наших дней.