Пёстрая чересполосица небольших государственных образований (герцогств, графств, епископств), далеко не всегда дружественных по отношению друг к другу, была характерна для всей средневековой Европы. Каждое из этих образований имело все символы власти над своей территорией, включая правителя, армию, оборонительные сооружения. Эти государства не только враждовали между собой и взаимно поглощали друг друга, но и торговали, объединялись на основе общих религиозных пристрастий и брачных союзов. В своём развитии эта средневековая Европа оставила после себя многочисленные архитектурные памятники, шедевры средневекового ремесла, изобразительного искусства и литературы.
Политическая карта северо-западной части Европы в XII-XV веках (Интернет).
Я уже рассказывала о средневековых графствах Берг и Юлих в очерках о городах Золингене и Юлихе, входящих в объединённое герцогство Клеве-Берг-Юлих.
Следует оговориться, что повышение статуса каждого графства до герцогства произошло ещё до их объединения. Этому способствовало благосклонность власти могущественного архиепископа Кёльна. Его владения граничили с объединённым герцогством.
В этом очерке речь пойдёт о ещё одном графстве - герцогстве, центр которого находился в одноимённом городе Клеве.
Предыстория некоторых небольших городов Германиистроится на древних легендах. Северогерманский эпос "Песнь о Нибелунгах", связан с городами Ксантен и Вормс. Немецкие средневековые сказания о короле Артуре содержат легенду о Рыцаре Лебеде. Она восходит к германскому городу Клеве и связана с ближайшим к нему нидерландским городом Неймеген.
Вот как рассказывают в городе Клеве сагу о Рыцаре, которого привёз Лебедь. Более тысячи лет назад благородная Беатрикс сидела грустная в своем замке. Она понимала, что она должна выбрать себе мужа, который вместо умершего отца сможет защищать ее и унаследованные ею земли. В один прекрасный день к подножью замка по Рейну подплыла ладья, которую тащил Лебедь. На его шее был золотой ошейник. В ладье находился Прекрасный Рыцарь. Когда ладья причалила к берегу, Рыцарь заговорил с Беатрикс. Он сказал, что прибыл в страну, чтобы защищать ее от врагов. Через некоторое время Беатрикс влюбилась в Рыцаря и спросила его, будет ли он ее мужем. Он ответил согласием, но поставил условие, чтобы она никогда не спрашивала его имя и откуда он прибыл. Много лет они прожили счастливо вместе. У них родилось трое сыновей. Когда дети подросли, они стали требовать от матери, чтобы она задала отцу запрещенные вопросы о его происхождении. Как только ответы прозвучали, появился Лебедь и увлек Рыцаря, которого звали Элиас, в подземное царство, откуда он ранее прибыл. От пережитого горя Беатрикс умерла.
Эта сага несколько отличается от саги о Лоэнгрине и любознательной Эльзе, по которой Р. Вагнер написал оперу. В городе Клеве сага о Рыцаре Лебеде - веха истории, идентичности, образец поэзии.
Современный фонтан Лоэнгрина на Рыбной площади Клеве воспроизводит самую драматическую сцену саги с некоторым ехидством. Рыцаря Элиаса (Лоэнгрина) увлекает из реального мира таинственная лебединая сила. Беатрикс (Эльза) и дети тщетно пытаются его удержать. В противоположность героической и помпезной трактовке сюжета Вагнером, такое изображение делает древнюю сагу жизненной. Автор фонтана, установленного в 1986 году, профессор Карл Хеннинг Зееман в свойственной ему саркастической манере придал лицу исчезающего Элиаса (Лоэнгрина) черты Вагнера.
Плоская равнина низовьев Рейна, на которой расположен Клеве, нарушается высоким холмом. Именно он дал название городу - die Klippe - по-немецки утес, скала. По естественно - научным данным, когда-то русло Рейна находилось именно около этой скалы. Русловая деформация изменила течение реки, и она отодвинулась на несколько километров. Совершенно аналогичная деформация произошла и около города Ксантен. После такого изменения русла великой реки эти города, заложенные еще римлянами, утратили свое судоходное, и, следовательно, коммуникационное значение. Но расположенный на холме замок города Клеве с его знаменитой башней Лебедя (Schwanenturm) до сих пор является исторической доминантой города. Она видна из любой точки. По более или менее достоверным источникам, ее строительство было начато по приказу Цезаря. Возможно, что Клеве на Рейне во времена римского господства предполагали использовать как промежуточный опорный пункт между германским Ксантеном и нидерландским Неймегеном. Правители Клеве, согласно легенде, ведут свое происхождение от Рыцаря Лебедя Элиаса. Достоверно известно, что в 7 октября 1439 года Башня Лебедя рухнула.
Лебедь венчает башню Schwanenturm.
Башня была восстановлена по воле герцога Адольфа. Близость грунтовых вод в низовьях Рейна приводила не единожды к строительным катастрофам. Построенный в 1170 году Рыцарский зал, рухнул в 1771 году. Тем не менее, замок Шваненбург сохранился вместе с крепостной стеной, внутренним двориком, аркадами более поздней постройки и даже сливными туалетами из ХII века.
Замок Шваненбург в Клеве.
Постройки около замка.
Здание герцогской конюшни Marstall. Это сооружение было построено в 1467 году при герцоге Иоанне I и вмещало больше сотни лошадей. Ныне здесь располагается юридическое управление города.
Ворота замка XVII века.
Внутренний дворик замка и башня Лебедя.
Фонтан Лебедя во внутреннем дворе замка. Автор Альфред Сабиш (1905-86).
Аркады замка.
Большие площади внутри крепости заняты археологическими раскопками. Может быть, когда-нибудь они послужат фундаментом для воспроизведения старинных исторических сооружений.
Развитие города Клеве шло по восходящей линии. Предположительно в 1020 году князь Ритгер Фландрский был провозглашен императором Генрихом II графом Клеве. Он считается родоначальником этой правящей династии. В 1417 году граф Адольф II получил титул герцога. Его сын вписал в хронику и родословную сагу о Рыцаре Лебеде. В результате целенаправленной брачной политики в XV веке образовался могущественный центр власти в Европе - объединённое герцогство Клеве - Юлих - Берг.
В этот период свершилось ещё одно матримониальное действие, имевшее уже европейский масштаб. Король Англии Генрих VIII "прославился" необычным для христианина числом браков. У него было 6 жен, с двумя из которых он развелся, а двух казнил, обвинив в измене. Для запоминания этого калейдоскопа сменяющихся жен рекомендуют мнемоническую фразу: "развелся - казнил - умерла, развелся - казнил - пережила". Сохранился анекдот того времени, связанный с женолюбием короля Англии. Датская принцесса, которой была предложена честь стать новой королевой, ответила, что она непременно бы согласилась, если бы у неё было бы две головы.
Именно женой, которая после развода - "пережила", была Анна Клевская (1552-1632), дочь Иоганна III Клевского и сестра правящего герцога Вильгельма Клевского. Целью этого брака со стороны Англии предполагалась, помимо получения наследника мужского пола, скрепление союза Англии с континентальными европейскими государствами.
Для заключения брачного союза Генрих VIII хотел иметь портрет невесты. Для этого к герцогу Клевскому был послан придворный живописец Ганс Гольбайн - младший. Портрет королю понравился. Состоялась заочная помолвка. Вот этот портрет.
Портрет Анны Клевской. Ганс Гольбайн младший (1539 год), Лувр, Париж.
Однако при личной встрече с Анной король был разочарован её внешними данными. Но запущенный брачный процесс остановить уже было поздно, и в 1540 году Анна стала королевой Англии. Генрих VIII сразу стал искать повод для развода. Он заявил, что фактических брачных отношений между ним и Анной не было. Анна легко согласилась на развод, что способствовало дружественным отношениям между ней и королём. Через полгода брак был аннулирован. Анна осталась в Англии в качестве "сестры короля" и пережила как Генриха, так и всех его других жён. Этот брак был устроен Кромвелем, за что тот был посажен в Тауэр и в дальнейшем лишился головы.
В Англии Анна показала себя сообразительной девушкой, очень быстро освоила новые языки, изысканные манеры, модные наряды. Перед ее дружелюбием и способностью располагать к себе людей не устоял весь английский двор, включая детей Генриха. Анне Клевской было пожаловано хорошее содержание, богатые поместья. Титул "любимой сестры короля" имел статус "выше всех женщин в Англии после королевы и дочерей короля". Ей было разрешено выйти замуж. Но Анна Клевская не вернулась на родину и не вышла замуж. Она обладала неслыханной для того времени свободой, не подчиняясь никому, кроме короля, участвовала в жизни при дворе и управляла своими поместьями, игнорировала все политические и религиозные вопросы, слыла большой модницей и одной из богатейших женщин в Англии. Она продолжала опекать детей Генриха, о чем они потом вспоминали с большой теплотой (в особенности принцесса Елизавета, будущая королева). Единственная из всех шести жен Генриха VIII она похоронена в Вестминстерском аббатстве.
В это время в Клеве в 1609 году умер последний герцог Иоганн Вильгельм, не оставив прямого наследника. Разгорелся жаркий спор за Юлих-Клевское наследство. В этом споре победил далекий Бранденбург.
Присоединение объединённого герцогства к Бранденбургу положило новый этап развития города Клеве. По прошествии времени оно расценивается положительно или нейтрально. Свидетельством тому является памятник Фридриху Вильгельму, первому великому курфюрсту Клеве.
Фридрих Вильгельм (1640-1688), первый великий курфюрст Клеве после присоединения его к Бранденбургу. Памятник установлен к 300-летию принадлежности герцогства Клеве к Бранденбургу и Пруссии. Открыл памятник император Вильгельм I.
На пьедестале памятника написано: "Фридрих Вильгельм маркграф фон Бранденбург, эрцкамергер Священной Римской империи и курфюрст герцог фон Клеве, Юлих и Берг, граф фон Марк и фон Равенсберг господин цу Равенштайн. По договору от 25.19.1666 получил во владение герцогство Клеве - Юлих - Берг, объединённые с 1609 года с Бранденбургом".
Фридрих Вильгельм назначил правителем Клеве Иоанна Морица фон Нассау-Зиген (Johann Moritz, Graf von Nassau-Siegen 1604--1679). Этот человек сыграл большую роль в истории Клеве. Мориц фон Нассау-Зиген
- нидерландский полководец и государственный деятель, племянник знаменитого Вильгельма Оранского. Он был назначен главнокомандующим, когда Голландская республика предприняла завоевание Бразилии. В 1637 г. он высадился на Бразильском берегу и в течение двух лет успел укрепить господство голландцев в Бразилии, позже он сделал новые завоевания в Африке. Весьма плодотворна была и административная его деятельность. В 1665 и 1666 гг. он стоял во главе всех войск республики. Таким образом, Нассау-Зиген был крупнейшим проводником колониальной политики Нидерландов.
Позже, в 1647 году, он перешел на бранденбургскую службу. Великий курфюрст Фридрих Вильгельм давал ему различные дипломатические поручения и сделал его наместником (штатхальтером) Клеве. Как дипломат Нассау-Зиген заключил оборонительный союз между Англией и Бранденбургом. Он сражался против войск Людовика XIV.
Мориц фон Нассау-Зиген помимо военных и дипломатических талантов, интересовался искусством, архитектурой, в частности, садовой архитектурой. Он возвёл собственную резиденцию - Маурицхёйс в Гааге рядом с Бинненхофом. Реализовал постройку знаменитый архитектор Питер Пост из Харлема. Теперь в резиденции находится Королевская художественная галерея Маурицхейс. Мне кажется, что это один из самых гармоничных музеев, в которых мне приходилось бывать. Сравнительно небольшая экспозиция, которую можно воспринять за один визит, состоящая из шедевров нидерландской живописи.
Королевская художественная галерея Маурицхёйс. Ранее резиденцияИоанна Морица фон Нассау-Зиген в Гааге.
ПортретИоанна Морица фон Нассау-Зиген (1604-1679), графа Нассау-Зиген.
Ян де Бан (нидерл. Jan de Baen, 1633 - 1702), художник -портретист. Галерея Маурицхёйс.
В 1663 году штатгальтер Великого герцогства Клеве Мориц фон Нассау-Зиеген поручил перестроить крепость города нидерландскому архитектору Питеру Посту в стиле барокко. В XVIII веке масштаб перестройки был редуцирован и стал соответствовать современному масштабу города. В это время были преобразованы окрестности города в роскошные барочные сады. Историки считают, что они послужили побудительным толчком для строительства аналогичных садов в Берлине и Версале. Двенадцать аллей, расходящихся от вершины Звездной горы стали особым пунктом для обзора амфитеатра, нижерасположенных террас с фонтанами и прудами. Современные патриоты Клеве твердо убеждены, что Клеве был в XVII веке равнозначной с Кенигсбергом и Берлином прусской резиденцией. Жители Клеве знают, что главная улица Берлина Unter den Linden это подобие Lindenallee в Клеве. Только Lindenallee старше. Они подчеркивают, что Зоопарк (Tiergarten) уже был в Клеве, когда в Берлине на месте Зоопарка существовал просто луг. Инициатором преобразований Берлина стала великая герцогиня Генриетта фон Ораниен, жена великого курфюрста Фридриха Вильгельма. Она предпочитала какое-то время жить в Клеве, в Шваненбурге. Ей не хотелось ехать на негостеприимный, неуютный восток. Живя в Берлине, она преобразовала подаренное ей мужем именье в город Ораниенбург. Здесь был построен замок в голландском стиле и первый европейский фарфоровый кабинет. Тем самым, она перенесла передовую нидерландскую культуру в Берлин.
План и достопримечательности города Клеве сегодня.
Город очень зеленый. Его окружают знаменитые сады. Наиболее впечатляет амфитеатр, использующий естественный рельеф. Он создан по проекту архитектора Якоба фон Кампен.
Амфитеатр барочных садов. За фонтаном - храм Цереры и скульптура Минервы (Афины Паллады). На верху горы обелиск.
Минерва (Афина Паллада), богиня искусства и науки, подаренная городу Клеве Амстердамом.
Полукруглые зеленые аллеи.
Вид на перспективу Принц-Мориц канала. Изначально предполагалось, что канал будет достигать Рейна. Осевые скульптуры противопоставляют Минерву и Железного человека.
Железный человек.Эту скульптуру создал своеобразный мастер Стефан Балькенхол (Stephan Balenhol) в честь создателя садов Морица фон Нассау-Зиеген. Она была открыта в 400-летний его юбилей, 18 июня 2004 года.
Скульптура, которая ей предшествовала, была разрушена в 1784 году войсками Французской революции. Прежний Железный человек из XVII века представлял собой наемника Мартина Шенка фон Ниддегген, строителя крепости в месте разветвления Рейна и Ваала. Образ был создан самим Морицем фон Нассау. Фигура в полном рыцарском облачении, с длинным мечом, с большими шпорами стояла на стволе пушки, который в свою очередь, покоились на пушечных ядрах. Общая высота памятника достигала 10 м. Некоторые видели в этой фигуре голландского Аттилу времен Карла V Мартена ван Россум, который покорял города в Брабанте, грабил их и сжигал. Противопоставление Минервы и Железного человека это противопоставление мира и войны, Минервы и Марса. Мориц фон Нассау-Зиеген победил Железного человека и видел в этом противопоставлении "черты прекрасного мира". Современный Железный человек вооружен саблей. Он - не наймит, а боец по своей воле. Однако он выглядит довольно неловким и легкоранимым.
Террасы амфитеатра с фонтанами и прудами.
Декоративное оформление островов вокруг Принц-Мориц канала.
Парк, разбитый вокруг амфитеатра. С одной стороны он переходит в зоологический сад, один из старейших в этой части Европы.
XIX век стал веком еще одного расцвета города Клеве. Здесь был открыт минеральный источник и на его основе развилась курортология. Город приобрел в названии слово Bad, что значит купальня, курорт.
Соответственно статусу, был построен курзал.
История с курортом длилась недолго. Минеральный источник иссяк, и курзал был перепрофилирован в художественный музей. Здесь хранится живопись, начиная от средневековья до современности. Особое место здесь занимают работы немецкого скульптора Эвальда Матаре. Нацисты объявили его работы искусством вырождения и пытались уничтожить, однако некоторые из них удалось спасти. Здесь же хранится коллекция художественных произведений скульптора Берта Герресхайма, посвящённая городу Клеве и его гражданам.
Войны ХХ века оставили в Клеве свои следы. Особенно пострадал город во время наступления союзников в 1944 году. Не обошлось без курьеза. О Второй мировой войне голландцы предпочитают вспоминать в трагикомическом ключе. Рассказывают, как американские летчики, получив задание бомбить немецкий город Клеве, но слабо представляя себе незначительные с воздуха размеры европейских городов, благополучно отбомбили мирный голландский Неймеген. Однако эта ошибка была исправлена, и Клеве затем был почти полностью разрушен. Так или иначе, в боях около города Клеве 10 000 союзников и немецких солдат отдали свои жизни. В городе погибло до тысячи мирных жителей.
В центре города находится церковь Вознесения Девы Марии. Её начали строить в XIV веке, одновременно с Домом в Ксантене. Обе церкви строил один мастер - Конрад из Кобленца. В церкви Вознесения Девы Марии захоронены герцоги Клеве. Послевоенные разрушения удалось устранить в конце пятидесятых годах ХХ века.
Церковь Вознесения Девы Марии (Stiftkirche St. Maria Himmelfahr).
На наружной стене церкви Вознесения Девы Марии можно видеть "Крест примирения" (Kreuz der VersЖhnung). Распятие установлено в память о жертвах погрома в городе Клеве во время "Хрустальной ночи" 19.11. 1938 года. Автор скульптор Берт Герресхайм. В эту ночь нацистами была сожжена синагога.
Памятник евреям, жителям города Клеве, жертвам Холокоста на месте сожжённой нацистами синагоги.
Около церкви находится памятник мученику католической церкви Карлу Лейснеру (1915-1945). Он был одним из католических священников, увидевших в нацизме антихристианскую сущность. Следуя проповедям кардинала Мюнстера Клемента фон Галена (прозванного за свою непримиримость "Мюнстерский лев"), Лейснер читал в Клеве протестные проповеди. В 1940 году он был арестован и доставлен в концлагерь Заксенхаузен, а затем в Дахау. Лейснер был освобожден в 1945 году, однако он был болен туберкулезом, через несколько месяцев умер. Он похоронен в Ксантене, в церкви св. Виктора (св. Виктор - ранне-христианский мученик за веру). В этой церкви после войны был создан мемориал для современных мучеников. В нем находятся урны с прахом из лагерей Аушвиц, Берген-Бельзен и Дахау.
Памятник католическому священнику Карлу Лейснеру. У основания памятника - терновый венец,
разбитые оковы, гвозди, погнутая свастика - символы мученичества в борьбе с гитлеровским режимом.
Скульптор Берт Герресхайм.
У стен церкви находится такжепамятник павшим в Первой мировой войне. Его автор скульптор Эвальд Матаре. Фигура убитого солдата с пробитой пулей грудью. Именно этот памятник был объявлен нацистами "выродившимся искусством", разъят на части и эти части были закопаны. Только в 1977 году части памятника удалось найти и восстановить фигуру.
Памятник павшим в Первой мировой войне. Автор скульптор Эвальд Матаре.
Все вместе эти памятники в центре города Клеве представляют собой мемориал павшим, мученикам веры, и знак покаяния перед жертвами войн и нацизма.
Unterstadtkirche, бывшая монастырская церковь Миноритов, относится к XVII столетию. Она знаменита своими резными украшениями.
В этом небольшом немецком городе (около 50 тысяч жителей) насчитывается несколько десятков верующих православной конфессии. Для них Московским Патриархатом в 2014 году были организованы приход и церковь.
Небольшая русская православная церковь в городе Клеве.
Описание культурного лица Клеве было бы неполным без художника Баренда Корнелиса Куккука (Barend Cornelis Koekkoek) (1803-1862). Это потомственный живописец, представитель нидерландского романтизма. Его популярность была столь велика, что он получил титул "князь художников". Рожденный в Мидделбурге (северные Нидерланды), он переехал в Клеве, где построил дом "Дворец художников" с мастерской (Дом Куккук). Здесь он основал художественную академию и школу рисования. Сейчас в этом здании находится музей.
"Дворец художников" с мастерской (Дом Куккук).
Памятник Баренду Корнелису Куккуку напротив его дома-музея.
Заслуги Б.К. Куккука общепризнанны. В 1832 году он стал членом Королевской академии художеств в Амстердаме, в 1856 - почётным членом Бельгийского общества акварелистов в Брюсселе, а в 1861 - почётным членом Академии художеств Санкт-Петербурга. Его картины можно встретить в музеях Амстердама, Харлема и других европейских городов. Среди его заказчиков были Фридрих Вильгельм IV Прусский, русский царь Александр II, король Нидерландов Виллем II. Три работы Б.К. Куккука входят в голландское собрание ГМИИ им. Пушкина. Они есть и в Эрмитаже.
Баренд Корнелиус Куккук. Вид парка. 1835 год. Эрмитаж, Санкт Петербург.
Несмотря на пронизывающий дождь, который сопровождал нас в Клеве, город оставил впечатление веселого, с чувством юмора и оптимизма. Здесь в чести карнавальные настроения. Клевское общество Gekken (Дураков, Безумцев) имеет 600-летнюю историю и традиции. Оно связано с аналогичными обществами в Кельне и Дюссельдорфе. Повседневное карнавальное присутствие это фонтан Дураков (Narrenbrunnen), построенный в честь славной годовщины. Семь бронзовых голов, выплевывающих воду, напоминают о единой голове общества - короле (принце) и шести его советниках.
Фонтан Дураков (Narrenbrunnen).
Забавны зонтики, развешенные на улице. Может быть, они предназначены защитить прохожих от дождя, а может быть, напомнить, что "...важней всего - погода в доме, а то, что кроме, легко исправить с помощью зонта"?
Признаки рядом расположенной Голландии.
Через весь город проходит Kermiskanal, переходящий в Spoykanal. Такие каналы тоже типичны для Голландии в низовьях Рейна и Мааса.
Ещё один интересный эпизод в истории города.Много десятилетий назад город Клеве был известен своим сапожным ремеслом. Город специализировался в изготовлении детской обуви. Именно в Клеве детская обувь начала изготовляться по технологии, разработанной Густавом Гофманом. До него считалось, что для детей не нужно учитывать разницу между левой и правой ногой, что детские ноги сами сформируют обувь. Его технология предусматривала применение различных колодок для каждой ноги. К тому же Гофман стал применять гибкую подошву. С тех пор эти новации стали азбучной истиной сапожного дела.
Сейчас времена изменились, и производство обуви в Клеве прекращено. О прежних временах напоминает небольшой фонтан "SchЭsterken" на мосту через канал.
Фонтан работы Иосифа Брюкса (Joseph BrЭx) "Сапожничек" (SchЭsterken). Периодически он гордо поплёвывает водой, точно также, как когда-то посвистывали сапожные подмастерья, идя на работу.
Таким предстал перед нами немецкий город Клеве с его лебединой историей.