Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Римский Кёльн

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/04/2018. 21k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 56 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      
      Парадоксальным образом, войны, несмотря на всю их разрушительную мощь, иногда открывают завесу прошлого. Так, например, произошло с германо-римским городом Ксантен, который был обнаружен при британских авиационных поисках неразорвавшихся бомб в окрестностях этого города в конце Второй мировой войны. Сохранившийся средневековый город, связанный со сказанием о Нибелунгах, возник, как оказалось, на останках римского города. В масштабных и разрушительных войнах страдает современный культурный слой. Последующее восстановление городов создает возможность проникнуть в ранние культурные слои и археологическими методами оценить далёкое прошлое.
      
      Миллионный город Кёльн во время Второй мировой войны подвергся тотальной бомбардировке. 90% зданий были разрушены. Странным образом почти не пострадал знаменитый собор. Причиной тому, видимо, было не почтение к религиозным, историческим и эстетическим ценностям. Просто это грандиозное здание было хорошим ориентиром для прицельного разрушения всего расположенного поблизости. Понадобилось приступить к строительству бомбоубежища около Кёльнского Собора в начале Второй мировой войны, чтобы обнаружить на этом месте римское поселение, со временем превратившееся в крупный город Римской Империи.
      
      На улицах города время и горожане, гордящиеся древней историей, сохранили несколько зримых материальных свидетельств римского периода. Археологические раскопки и интенсивное гражданское строительство обеспечили случайные находки, которые нашли свое место в музеях.
      
        []
      
      Эта уличная бронзовая доска указывает границы крепостных сооружений римского Кёльна - Colonia Claudia Ara Agrippinensium (Колония Клавдия и Алтарь Агриппинцев). Сокращённо город называли Колония Агриппина, а к средневековью осталось только "Колония", на местном простонародном наречии - Кёльн.
      
        []
      
      Самый протяжённый участок крепостной стены, сохранившийся с римского времени.
      
        []
     
      Отреставрированная башня древнеримской крепостной стены с узорной кирпичной кладкой. Она построена была ещё во II веке, тогда Кёльн был римской колонией и защищался от набегов варваров. Римская башня - это круглое строение, имеющее зубчатый венец, построена из различного строительного камня - вулканического трахита, осадочных песчаников и известняков. Стены украшались мозаичной кладкой. С XIX века Римскую башню считают историческим памятником.
      
       []
     
      Когда-то башня входила в состав монастырской стены. Позднее рядом было построено неоготическое здание с навершием, напоминающим зубчатую корону башни.
      
      В Кёльне в начале первого тысячелетия также существовал водопровод, "сработанный ещё рабами Рима". Он снабжал Кёльн водой, поступающей с гор Эйфеля (Арденны). Вода хорошего качества бралась из нескольких водных источников в долине реки Урфт, исток которой находится в верховых болотах нагорья Высокий Фенн. Перепад высот Высокого Фенна и Кёльна составляет около 500 метров. Вода "самотеком" по построенному 95-километровому водоводу поступала в фонтаны, дома и бани Кёльна. Большая часть водовода была проложена под землёй на глубине около одного метра. Сравнительно недавно обнаружены остатки наземного акведука, построенного в 80 году после Р.Х. и функционировавшего до 260 года. Он представлял систему многоарочных мостов высотой до 10 м, которые строились в местах пересечения водоводом долин рек. Производительность всего водовода, который сейчас называется "Римский акведук Эйфель" составляла 20000 кубометров воды в сутки. Магистральная труба этого водовода была сооружена из камня с внутренним сечением 100х70 см. Для раздачи воды потребителям в самом городе использовались трубы из тонкого листового свинца.
      Водовод сопровождала дорога. Для осмотра и очистки водовода были предусмотрены шахты, частично сохранившиеся до сих пор. Качество воды определялось методом, предложенным римским ученым и архитектором Ветрувием. Если люди, использующие воду источника, выглядят здоровыми, крепкими, сильными считалось, что вода имеет хорошее качество. С этим трудно не согласиться.
      Акведук представлял совершенное инженерное сооружение, технологии проектирования и строительства, которого не дошли до нашего времени. Он просуществовал менее 200 лет, был разрушен набегами германских племен и забыт. Во времена Карла Великого акведук обнаружили, но он стал использоваться не по прямому назначению, а только как строительный материал для возведения городских стен.
      
        []
      
      Остатки Римского водопровода в Кёльне.
      
     []
     
      Так выглядит реконструированная арка, оставшаяся от Северных ворот крепостных стен города. Это стилизованная под развалины конструкция, изящный подлинник которой можно видеть в Римско-германском археологическом музее, который находится рядом. Этот музей вобрал в себя многое, что было обнаружено в культурном слое территории римского города.
     
       []
      
       []
     
      Римско-германский музей находится практически у самого Кельнского собора. Образованию здесь музея способствовало стечение обстоятельств. С началом Второй мировой войны здесь было решено построить подземное бомбоубежище. В процессе строительства были обнаружены остатки римской виллы, относящиеся к III веку, с уникальной мозаикой.
      
      Раскопанная мозаика изображает сцены из жизни бога вина Диониса. Мозаику было невозможно переместить, и она определила местоположение Римско-германского археологического музея. Мозаика стала одним из наиболее ценных его экспонатов.
      
      Музей был образован в 1946 году. В его основу легло собрание из римского и германского отделений музея Вальрафа-Рихарца в Кельне. В 1974 году для музея было построено современное здание.
      
        []
      
      Здание Римско-германского музея, построенное в 1974 году.
      
      Проект здания и план постройки музея вокруг мозаики разработали архитекторы Клаус Реннер и Хайнц Рёкке.
      
       []
      
      Вид через внутренний дворик музея на Кёльнский Собор.
      
        []
      
      Лестничные переходы между этажами музея.
      
      Почти сразу при входе в музей посетителя встречает огромное высотой в два этажа надгробие римскому легионеру Луциусу Поблициусу. Оно было найдено в районе городского центра при перестройке подвального этажа частного дома. После частичной реконструкции оно стало экспонатом музея.
      
        []
      
      Надгробие римскому легионеру Луциусу Поблициусу создано примерно в сороковом году нашей эры.
      
      Гордостью музея является мозаика Диониса. Это то, что сохранилась от одной из вилл древнего римского города. Полагают, что это - пол столовой богатого патриция.
      
        []
     
      Мозаика Диониса обнаружена в 1941 году, около Кёльнского Собора. Она состоит из разноцветных кусочков известняка, стекла и керамики и занимает 70 квадратных метров. На ней изображен греческий бог вина Дионис в окружении других богов, танцоров, сатиров и нимф.
      
       []
      
      Фрагмент мозаики бога Диониса с изображением эпизодов из его жизни.
      
      Мифы определяют Диониса как сына Зевса и смертной женщины Семелы. Дионис (рим. Бахус) считался богом растительности, виноделия, театра, вдохновения и экстаза. Греки и римляне посвящали ему статуи и статуэтки.
      
      В собрании музея имеются многочисленные изображения бога Диониса и характерной для него атрибутики.
      
        []
      
      Бронзовая статуэтка представляет Диониса в тоге из шкуры пантеры и в зашнурованных сандалиях. В поднятой левой руке когда-то находился сосуд с вином. Голова прикрыта виноградной лозой. Сильно повреждённая мраморная статуэтка показывает Диониса в сопровождении козлоного лесного бога "Пана". Его неожиданное появление в полуденную жару приводило людей в ужас (отсюда "паника, панический страх").
      
      Более отчётливо этот сюжет представлен в изображении Пана на дорической колонне, извлечённой при раскопках.
      
        []
      
      Пан (Сатир), неизменный спутник Диониса.
      
      В музее демонстрируется еще одна известная мозаика, называемая "мозаика философов".
      
        []
      
        []
      
       "Мозаика философов". Она относится к 320 году. Здесь можно видеть изображения великих мыслителей античного мира - Диогена, Платона, Аристотеля. Мозаика была обнаружена в 1844 году и до 1974 году хранилась в музее Вальрафа-Рихарца в Кельне.
      
      В центре мозаики изображены семь мудрецов древней Греции, известных своими философскими изречениями:
      ... Семь мудрецов называю - их родину, имя, реченье:
      "Мера важнее всего", - Клеобул говаривал Линдский;
      В Спарте: "Познай себя самого", - проповедовал Хилон;
      Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
      "Лишку ни в чем!" - поговорка была милетинца Питтака;
      "Жизни конец наблюдай", - повторялось Солоном Афинским;
      "Худших везде большинство", - говорилось Биантом Приенским;
      "Ни за кого не ручайся", - Фалеса Милетского слово.
       Неизвестный античный поэт
      Экспозиция музея представляет свидетельства заселение человеком этих мест с доисторических времен - палеолита, бронзового и железного веков. Римляне принесли новую культуру и возвысили небольшое поселение до главного города римской провинции Нижняя Германия. В музее представлено большое количество экспонатов римского времени.
      
      Среди них элементы культовых, бытовых и защитных сооружений, транспортных средств.
      
        []
      
      Остатки римской городской стены с круглой башней. На переднем плане арка Северных ворот. На пьедесталах вдоль стены установлены бюсты персоналий римского времени, как безымянных, так и исторически известных.
      
        []
      
      Модель воссозданных входных ворот в римский город. Здесь арка ворот - лишь один из элементов этого грандиозного несохранившегося архитектурного сооружения.
      
      Средствами передвижения римлян был конный транспорт. Реконструирована повозка, вполне комфортабельная.
      
        []
      
        []
      
      Реконструированная римская повозка с использованием сохранившихся декоративных деталей.
      
        []
      
      Витрина с бронзовыми украшениями повозок.
      
      Римляне осваивали преимущественно левый берег Рейна. На другой стороне обитали "варвары" - германские племена, агрессивные противники с неизмеримо более низкой культурой. Рейн был хорошей защитой от них. В тех местах, где водной защиты не было, римляне построили "лимес" - стену, длина которой превосходит 550 км. Она тянулась от Северного моря почти до Альп. Тем не менее, римляне построили первый стационарный мост через Рейн.
      
        []
      
      Модель двух пролётов каменно-деревянного моста через Рейн времён императора Константина. Мост длиной 420 метров сооружён в 308-310 годах после Р.Х. Он соединял римский Кёльн с одновременно построенным передовым фортом Девитиа на правом берегу Рейна. Вплоть до XIX века это был единственный мост через Рейн.
      
        []
      
      Модель транспортной римской плоскодонной лодки шириной 3.80 метра, длиной 26 метров, водоизмещением до 60 тонн. Модель создана на основании археологических находок остатков лодки.
      
        []
      
      Сваи римского времени, на которых было построено римское поселение Colonia Claudia Ara Agrippinensium (Кёльн).
      
        []
      
      Элементы фриза и архитектурных украшений зданий римского времени.
      
        []
      
      Колонна Юпитера.
      
      Одной из самых влиятельных женщин в истории Римской империи считают покровительницу города Кёльна Агриппину Младшую, сестру Калигулы и мать императора Нерона. Именно Агриппина через своего мужа императора Клавдия дала Кёльну имя, статус и влияние.
      
        []
      
      Предположительный скульптурный портрет Агриппины Младшей (15-59 после Р.Х.)
      
        []
      
      Персоналии времён императора Нерона (лат. Nerō Claudius Caesar Augustus Germanicus), живших в первом веке после Р.Х. Предполагаемое скульптурное изображение Нерона - слева. Годы его жизни, 37- 68 после Р.Х., римский император с 54 года.
      
        []
     
      Портреты "хороших" кайзеров, укреплявших Римскую империю. Справа - Marcus Ulpius Nerva Traianus, больше известный как Траян, правил в 98-117 годах. Он вошел в историю благодаря своим обширным завоеваниям. При Траяне территория Римской империи достигла максимальных размеров. Слева - Publius Aelius Traianus или Адриан (76 -138). Он был четырнадцатым римским императором и правил с 117 до своей смерти. Адриан, как и его родственник и предшественник Траян, способствовал росту и единству Римской империи.
      
        []
     
      Две статуи в туниках. Предположительно, слева юный Марк Аврелий (121 -180 годы после Р.Х.), справа Демосфен (384-322 годы до Р.Х.). Статуи после смены нескольких владельцев хранились в музее Вальрафа-Рихарца в Кельне.
      
        []
      
      Скульптурный портрет, относящийся к 242 году после Р.Х., предположительно римского кайзера Гордиана III. Это один из "солдатских кайзеров", когда солдаты определяли персону кайзера. Это было время начала конца Римской империи.
      
        []
      
      Голова Медузы Горгоны.
      
        []
      
      Скульптурное изображение головы ребёнка.
      
      В музее демонстрируются многочисленные скульптурные изображения почётных римских матрон - свободнорождённых женщин, пользующихся хорошей репутацией и принадлежащих к высшему сословию. Слово "матрона" произошло от латинского mater - мать. Матрона находилась под протекцией мужчины - главы семьи. Она уделяла основное внимание заботе о детях, домочадцах и вела домашнее хозяйство. Как правило, матрона не могла заниматься политической или государственной деятельностью. Скульптурные изображения матрон и сцен из бытовой жизни известных горожан устанавливались около домов этих уважаемых женщин.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Сохранившиеся скульптурные изображения римских матрон.
      
      В экспозиции музея представлены предметы повседневного быта, культа, украшения.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Эти алтари и изображения богов представляют собой в совокупности культурное наследие римского периода истории города Кёльна.
      
      Интерьер дома зажиточного горожанина отличался строгостью и функциональностью. Колоннады и наборные мозаичные полы позволяли себе иметь только очень богатые и влиятельные люди.
      
        []
      
      Воспроизведённая гостиная дома римского патриция с любопытной мозаикой пола.
      
      Римляне были умелыми мастерами изготовления стекла. Как ни странно, этот хрупкий материал во множестве дошел до нашего времени. В музее можно видеть богатейшую коллекцию изделий из обычного и цветного стекла, в том числе и одни из первых зрительных стёкол, посуду, бокалы-раковины и т. д.
      
        []
      
      Витрины со стеклянными изделиями.
      
      Витрины с ювелирными украшениями и предметами быта:
       
        []
      
        []
      
        []
      
      Технология изготовления небольших бытовых предметов и украшений находились в Древнем Риме, даже по современным меркам, на очень высоком уровне. В этих витринах: украшения, пряжки, застёжки, булавки, фурнитура.
      
      Освещение жилья и ритуальных помещений осуществлялось с помощью миниатюрных лампад - закрытых глиняных (терракотовых) плошек, в которые наливалось оливковое масло. Фитилём служила скрученная нить из асбестового волокна. Фитиль устанавливался в дырочку, в верхней части плошки. Утверждалось, что такие лампады могли гореть десятки лет, горение не сопровождалось копотью и испусканием неприятных запахов. Эти изделия отличались оригинальностью художественного оформления.
      
        []
      
      Витрина с лампадами.
      
      Особое место занимают римские захоронения. Иногда это были саркофаги, в которых находили останки умершего и драгоценные украшения.
      
        []
      
      Саркофаги.
      
        []
      
        []
      
      Золотые ритуальные украшения, найденные в захоронениях.
      
      Надгробья и надгробные памятники представлены в экспозиции в большом количестве. Надписи на них - бесценный материал для историков.
      
        []
      
      Надгробный памятник и скорбящие фигуры.
      
      Военные действия - оборона от варварских соседей, поддержание порядка на завоеванных землях - повседневная задача римских легионеров. Их подвиги изображались на могильных памятниках.
      
        []
      
        []
      
      Надгробные памятники римским конным воинам (I век после Р.Х.).
      
      Римляне практиковали также кремацию. В музее представлены урны из стекла и керамики.
      
        []
      
      Погребальные урны.
      
      Экспонаты музея и памятные места города - это далеко не все свидетельства римской истории Кёльна.
      
      Удобное положение Кёльна на Рейне, самой большой реке Западной Европы, способствовало быстрому развитию города. В античные времена речной транспорт дополняли знаменитые римские дороги, которые связывали Кельн со всей Европой. Империя имела почти 100 тысяч км мощёных дорог, что давало прекрасные возможности для торговли. Дорога "Виа Бельгика", частью которой является кёльнская улица Aachen Straße, связывала Кельн с западными провинциями Римской империи и доходила до французского города Було́нь-сюр-Мер на побережье пролива Ла-Манш. Дорога "Агриппа" протянулась от Кёльна до городка Далема в горах северного Эйфеля и далее через немецкий Трир, французский Лион доходила до Марселя на Средиземном море.
      Вдоль этих дорог можно видеть сохранившие материальные свидетельства пребывания римлян. Во многих городах Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга имеются музеи, где представлены артефакты римского времени.
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/04/2018. 21k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка