Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Необычный Кёльн

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 19/11/2017. 45k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 93 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


       В предрождественское время не хочется говорить о кельтах, франках, римлянах, о "Кельна дымных громадах". Лучше просто побродить по городу и обратить внимание не некоторые интересные и малоизвестные для туристов места. Например, можно зайти в Кельнский шоколадный музей, говорят, единственный в своем роде.
      
        []
      
       Здание музея в форме корабля расположено на месте средневековой торговой гавани Рейнау, на одноимённом полуострове (по-видимому, изначально косе), вытянутом вдоль Рейна. Здесь раньше располагались причальные устройства и склады. После тотального разрушения в конце последней войны, реставрированные старые сооружения окружались современными зданиями в стиле Хай-тек. В них вмонтированы фрагменты старых построек, начиная от древних, до предвоенных включительно.
      
       Место это, по существу, представляет собой соединение старого и современного Кёльна. С носа музея-корабля открывается вид на рейнский простор с величественными башнями Кёльнского Собора, который по высоте занимает почётное третье место среди религиозных храмов на земле. Отсюда также хорошо видны церковь св. Мартина и городские мосты через Рейн.
      
        []
      
       Вид с "палубы" музея шоколада на вход в гавань Кёльна, мосты через Рейн и старый город.
      
        []
      
       По палубе можно пройтись, заглядывая через стеклянные колпаки в недра шоколадного музея.
      
        []
      
       Непременный св. Непомук, покровитель мостов и прочих речных сооружений установлен на носу музея - корабля.
      
        []
      
       Современный индустриальный противоположный берег Рейна тоже хорошо виден с этого здания.
      
        []
      
        []
      
       Около музея шоколада по обоим берегам узкого речного затона развёрнута предрождественская торговля.
      
        []
      
       Ассортимент рождественских сувениров, как всегда, на все вкусы.
      
        []
      
       Рождественские свечи из натурального пчелиного воска.
      
        []
      
       Торговый павильон в виде средневекового корабля. На таком корабле привозили когда-то в Европу и какао бобы.
      
        []
      
       Здесь же, как напоминание о первоначальном назначении этого места, - памятник швартовщику (Tauzieher, 1908) кёльнского скульптора Николауса Фридриха (1865 - 1911).
      
        []
      
        []
      
       Восстановленные после Второй мировой войны бывшие торговые склады переоборудованы в престижные жилые дома.
      
        []
      
       Брандмауэр этого восстановленного дома имеет отнюдь не рождественскую тематику (может быть, Memento mori, а, может быть, что мы есть без цилиндра, бабочки и розочки).
      
        []
      
       Современные жилые здания на берегах причального затона и Рейна - сочетание современных материалов, инженерных расчетов, эстетики ХХ века.
      
       Вернёмся к шоколадному музею.
      
        []
      
       Так оформлен вход в музей шоколада.
      
       Как всегда экспозиция начинается уже в вестибюле с отца - основателя. Музей основан в 1993 году председателем АО кельнского шоколадного предприятия "Штолльверк" Гансом Имхоффом.
      
        []
      
       Бюст Ганса Имхоффа в вестибюле музея.
      
       С присущей немцам обстоятельностью здесь показано все, что связано с шоколадом. Осмотр начинается с тропической оранжереи, в которой растут деревья какао, банановые пальмы и прочая тропическая экзотика. Современная оранжерея встроена между сохранившимися остатками старых зданий.
      
        []
      
       В оранжерею можно войти из музея, пройдя два шлюза для изоляции тропической атмосферы оранжереи от залов с экспонатами. В ней влажно, жарко, периодически устраивается дождь.
      
       В стекле оранжереи с внешней стороны отражаются старые здания поблизости от музея и деревья с облетевшей листвой - приметы зимы, больше похожей нынче на плохое лето (температура декабря колеблется в пределах 10-15 градусов).
      
        []
      
       Дерево какао. Каждое такое дерево дает около 2,5 тысяч бобов. Чтобы появились первые плоды, должно пройти около четырёх-пяти лет. Высота дерева какао может достигать 15 метров, но на плантациях дереву не дают высоко расти. Собирать урожай с невысоких деревьев легче и плоды меньше страдают от ветра.
      
        []
      
       Плоды дерева какао. Их вскрывают и из сладкой мякоти изымают семена, похожие на бобы. В каждом плоде находится от 20 до 40 бобов.
      
        []
      
       Растения пряностей, используемых в современном производстве шоколада - имбирь, ваниль, шафран, перец. Они тоже растут в этой оранжерее.
      
       Изначально дерево какао произрастало в бассейне Амазонки. Птицы перенесли его семена в Северную Америку. Дальнейшее распространение произошло при участии человека. Плантации какао занимают огромные площади в странах третьего мира.
      
        []
       Главные места возделывания какао-культур в мире. Практические все какао-деревья произрастают в пределах 20 градусов от экватора (оранжевая линия). 75% из них расположены в пределах восьми градусов с обеих его сторон. Какао культивируется в 3-х основных регионах: Южная и Центральная Америка, Западная Африка, Юго-Восточная Азия/Океания. Первенство по экспорту какао бобов в настоящее время принадлежит бывшей французской колонии Кот-д'Ивуар, которая поставляет на мировой рынок 42 процента какао бобов.
       Слово "шоколад" происходит из языка цивилизации майа - xocolatl, или "горькая вода". В культуре ацтеков плоды дерева какао ценились столь высоко, что они играли роль денег. Шоколаду традиционно приписывают магические, медицинские и мистические свойства. К примеру, в латинском языке какао-деревья именуются как "Theobroma Cacao", что означает "пища богов". История потребления какао насчитывает четыре тысячи лет. Согласно ацтекской легенде, Кетцалькоатль, один из богов, принес какао на землю в помощь людям, за что был изгнан с небес. Такой ацтекский Прометей. Ацтеки и майя применяли какао-бобы, добавляя в них острый перец, грибы, добиваясь наркотического воздействия.
      
        []
      
       Ритуальные сосуды и фигуры, связанные с использованием какао - бобов.
      
       Европейцы открыли для себя какао вместе с Америкой. Шоколад был одним из первых продуктов американского экспорта, когда Колумб вместе с Кортесом привез какао-бобы из Америки в Испанию. Распространение шоколада из Испании по всей Европе началось в XVI веке. Католическая церковь во времена инквизиции приравняла употребление шоколада к еретическому поведению, богохульству, колдовству и обольщению. Под соответствующие санкции попали и испанские евреи, занимавшиеся торговлей какао. Изгнание евреев из страны способствовало распространению шоколада в других странах Европы. Они позаимствовали испанские секреты обработки шоколада. Так этот продукт пришел одновременно с американским экспортом в Нидерланды. Первое изобретение европейцев, связанное с шоколадом, имело особый рецепт, который получил название "голландское какао". В шоколадной массе оставляли только половину масла какао и смешивали её с солью для смягчения горьковатого вкуса.
      
       Проникновение шоколада во Францию и возникновение моды на этот продукт произошло благодаря Анне Австрийской (1615-1643). Испанка, дочь короля Филиппа III и Маргариты Австрийской из рода Габсбургов, была выдана замуж за короля Франции Людовика ХIII. Активная Анна пыталась проводить происпанскую политику с ее модами и пристрастиями. С ее подачи шоколад завоевал высший свет Франции и создал барочный антураж его потребления. Изначально в Европе использовался жидкий шоколад. Отсюда чашечки для жидкого шоколада и специальные металлические емкости для его нагревания. Чашечка горячего напитка стала признаком респектабельности, хорошего тона и высокого достатка, поскольку шоколад был очень дорогим удовольствием. Горячий шоколад подавали со стаканом воды, что помогало смягчить насыщенный и терпкий вкус напитка. Джордж Кэдбери, заработал огромное состояние на производстве питьевого шоколада, который был своеобразной  альтернативой алкоголю.
      
       Эта мода нашла отражение в искусстве. В XVIII веке общество Европы охватила всеобщая "шоколадомания". Швейцарский художник, живший в то время, Ж.Э. Лиотар не мог пройти мимо этой повальной моды.
        []
      
       Ж.Э. Лиотар "Дама, наливающая горячий шоколад"
      
        []
      
       "Прекрасная шоколадница" - наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара.
      
        []
      
       Итальянский художник Пьетро Лонги (1702- 1785) "Утренний шоколад".
      
       Надо сказать, что эти популярные "шоколадные" картины породили большое количество копий, в которых указывалось ложное авторство картин.
      
       Говоря о шоколаде, нельзя не упомянуть Александра фон Гумбольдта, немецкого исследователя, совершившего многолетнее (1799-1804) путешествие в Америку. Он обогатил географию, климатологию, ботанику, зоологию, этнографию сведениями об этом регионе. Недаром говорят, что Гумбольдт совершил второе открытие Америки.
      
       Одновременно с изучением родины какао бобов, модой на шоколад и связанной с ней искусством, не дремали наука и технология. Промышленная революция привела к созданию машин и в этой сладкой области. Первая механическая машина по производству шоколада была изготовлена в Барселоне (Испания) в 1870 году.
       Так получилось, что пальма первенства в области технологии шоколадного дела перешла в руки швейцарцев. В ХIХ веке швейцарский фармацевт Анри Нестле, экспериментируя с различными видами молочных продуктов, изобрел детское питание для малышей, лишенных материнского молока. Одновременно он создал сгущенное молоко. Его друг и сотрудник компании Даниэль Петер догадался смешать сгущенное молоко и порошок какао. Так возник первый молочный шоколад. Эти открытия привели к созданию всемирно известной фирмы продуктов питания Нестле. Она существует и процветает до сих пор.  
       В 1879 году швейцарец Рудольф Линдт из Берна изобрел конширование, важный процесс в переработке шоколада. Он обнаружил это случайно, когда его ассистент оставил машину по обработке шоколада включенной на всю ночь. Конширование - продолжительное механическое и тепловое воздействие на шоколадную массу, которое приводит к снижению её влажности и горечи и повышению концентрации ароматных веществ. В результате конширования получается шоколад, тающий во рту.
       Изобретения фирм Нестле и Линдт привели к созданию твердого шоколада. Швейцарские фирмы и сейчас доминируют на мировом рынке шоколада. Возможно, благодаря своим технологическим успехам Швейцария до сих пор находится на первом месте в мире и по потреблению шоколада. Каждый швейцарец съедает до 10 кг шоколада в год.
       В кельнском шоколадном музее представлена линия производства твердого шоколада фирмы Линдт, аналогичная, работающей на шоколадной фабрике Линдт в городе Аахен.
      
        []
      
        []
      
       Машины для перемешивания шоколадной массы.
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Линия по производству шоколада и отдельные её узлы. Здесь все автоматизировано от первоначальной обработки какао бобов до окончательного оформления шоколадного изделия.
      
        []
      
       Расфасовочно-упаковочные операции роботизированы.
      
        []
      
       Форм для разливки массы великое множество. Изделия из шоколада это тоже массовые произведения искусства.
      
        []
      
       Из шоколада можно сделать все, что угодно.
      
        []
      
       Традиционно оформление коробок с шоколадом тоже отличалось разнообразием. Укладка конфет в коробки до недавнего времени делалась вручную.
      
        []
      
       Часто коробки с шоколадом представляли собой настоящие произведения искусства.
      
        []
      
       Специализированные магазины для продажи шоколада в плитках, коробках, в виде конфет нарядно оформлялись и декорировались.
      
       Растущая доступность шоколада для широких слоев населения породила первые автоматы для продажи плиток. Часто эти автоматы имели зеркальце, в которое можно было посмотреться и прихорошиться.
      
        []
      
        []
      
       Автоматы для продажи плиточного шоколада.
      
       Продажа шоколада обросла рекламой, особенно красивой в начале ХХ века в стиле модерн.
      
        []
      
        []
      
       Нынче оформление шоколада соответствует наступающим праздникам. Рождество, Новый год, Карнавал, Пасха - ни один из этих праздников не обойдён вниманием производителей шоколада.
      
        []
      
       Современная нарядная подарочная корзина. Оказывается, обертка только такого большого Санта Клауса производится вручную.
      
       Как я многократно убеждалась, в основе любого крупного, честно заработанного капитала, лежит изобретение. Примеров в том множество, включая наши дни. Так и изобретения в области обработки шоколада создали фирмы с многомиллионными оборотами - Нестле и Линдт.
      
        []
      
       Рудольф Линдт (1855-1909) и Рудольф Шпрюнгли-Амман (1816 - 1897) - основатели шоколадной фабрики Линдт - Шпрюнгли в Аахене.
      
       Примером успешного ведения дела и использования заработанных средств на меценатскую деятельность служит владелец фирмы "Линдт-Шпрюнгли" Петер Людвиг (1925--1996). Женившись на наследнице шоколадной фирмы Линдт, Людвиг стал успешным руководителем. Петер и его жена Ирена Людвиг были любителями и страстными коллекционерами произведений искусства. Им удалось собрать самую крупную в Германии коллекцию картин Пикассо, с которым они дружили. Особым предметом интересов коллекционеров Людвиг был русский авангард и американский поп-арт. Помимо этого они коллекционировали произведения эпох античности и средневековья, барокко и рококо, стран Африки, Индии и Китая.
      
       Они дарили свои коллекции десяткам музеев. 12 из этих музеев носит имя Людвига. Эти музеи можно встретить в Германии - в Аахене (Зюрмондт - Людвиг музей и Людвиг - музей), Кёльне, Саарлуисе, Кобленце, Оберхаузене, а также по всему миру - в Вене, Будапеште, Пекине, Санкт-Петербурге, на Кубе. Петер Людвиг имел степень доктора сразу нескольких университетов, звание кавалера ордена Почетного легиона и ордена Кирилла и Мефодия Болгарии. Благодаря своей деятельности в качестве промышленника и мецената, Петер Людвиг считается одним из символов послевоенного возрождения Германии. Предпринимательство с целью развития культуры, науки и образования стало сейчас лейтмотивом деятельности многих успешных людей.
      
        []
      
       Шоколадные промышленники и коллекционеры произведений искусства Питер и Ирена Людвиг.
      
        []
      
       Петер Людвиг около своего портрета и портрета жены в "Людвиг - музее" в Петербурге. Автор портретов австрийский художник Готфрид Хельнвайн.
      
       Во время экскурсии в шоколадном музее нас познакомили с различными видами шоколада - черным, молочным и белым. В процессе изготовления этого шоколада из бобов извлекается какао-масло и добавляются молоко, сахар и ароматизаторы. В самом шоколаде содержится около 500 ароматных компонентов - вдвое больше, чем в ванили и землянике.
      
       Согласно современным исследованиям, чёрный шоколад намного полезнее для здоровья человека, чем молочный, белый и другие разновидности. Полезность достигается добавлением ликера при ограниченном количестве сахара. Исследования показывают, что черный шоколад за счёт увеличения притока крови к мозгу улучшает память, остроту внимания, скорость реакции. Также обнаружено, что черный шоколад улучшает зрение, способствует снижению кровяного давления, поддерживает должный уровень холестерина в крови. Люди, находящиеся в состоянии стресса потребляют на 55% больше шоколада, чем уравновешенные. Так создалась современная легенда о шоколаде.
      
       Шоколад был включён в пищевой рацион солдат Второй мировой войны. Согласно кондитерской спецификации, он должен был иметь вкусовые качества "немного лучше, чем вареный картофель", чтобы солдаты не съедали его слишком быстро.
      
       В мире ежегодно потребляется 600 тысяч тонн шоколада стоимостью более 20 миллиардов долларов.
      
       Рассказ о шоколаде сопровождался дегустацией. Пришлось попробовать не менее десятка сортов и промежуточных продуктов различных стадий изготовления шоколада. Для многих из нас это стало испытанием.
      
       Самым известным экспонатом шоколадного музея является шоколадный фонтан, представляющее собой какао дерево с золотыми плодами, под которым в ванне течет подогретая шоколадная масса в количестве около 200 кг. Шоколадный фонтан создан специально для музея из нержавеющей стали инженером из Дюссельдорфа Гейнсом Гуинскенсоном.
      
        []
      
       Около фонтана симпатичные сотрудницы музея макают вафельные палочки в тёплый шоколад и угощают ими посетителей.
      
       В эту поездку удалось посмотреть на знаменитый Кёльнский собор только в его шоколадном варианте. Он находится в музее непосредственно около шоколадного фонтана.
      
        []
      
       Кёльнский шоколадный собор создан на фабрике "Шоко" в баварском городе Фрайзинг. Это произведение шоколадного искусства потребовало для изготовления 600 рабочих часов и представляет собой копию Кёльнского собора в масштабе 1:100. Она представляет собой сооружение высотой 1.58 метра, длиной 1.46 метра и шириной 0.82 метра, общий вес 550 кг, в том числе 377 кг чистого горького шоколада.
      
       Начиненными шоколадом до оскомины, мы вышли из музея шоколада. Благо, через дорогу здесь находится музей горчицы. Это старинная горчичная мельница, превращенная в музей. Музей этот старше шоколадного более чем на 200 лет.
      
      
        []
      
        []
      
        []
      
       Великое разнообразие сортов горчицы, способов ее приготовления и расфасовки.
      
        []
      
       По-видимому, Гай Юлий Цезарь был тоже любитель горчицы.
      
        []
       В музее предоставляется возможность не только познакомится с производством (на это у нас почти не было сил), но и попробовать готовую горчицу разных сортов из горшочков, расположенных в порядке возрастания остроты. В Германии горчица не такая ядреная, как в России, от которой текут слезы, а более мягкая. Пара ложечек горчицы уравновесила полученную в шоколадном музее сладость до полного удовлетворения.
       Теперь я хочу рассказать о ещё одном необычном месте - музее духов "дом Фарина" и его окрестностях. Музей расположен в одном из зданий центра города, где в начале XVIII века итальянец Иоганн-Мария Фарина создал первое в мире производство парфюмерии. Благодаря успеху предприятия, он расширил производство вплоть до размеров фабрики. Она существует и сейчас, но расположена уже не в центре города.
        []
       Дом Фарина - музей духов. На фасаде написано, что этот дом находится напротив площади Юлих (JЭlichplatz) и построен в 1709 году. Такое уточнение объясняется отсутствием в то время номеров домов.
        []
       Наиболее частые посетители музея - представители лучшей половины человечества.
        []
       Уже в вестибюле ощутима изысканность парфюмерии этого знаменитого дома. Фото Г. Резникова.
       Именно в этом здании основатель парфюмерной фабрики в 1723 году наладил производство знаменитых на весь мир духов под названием "Eau de Cologne" ("Кёльнская вода"), известных как "одеколон".
        []
       Современное воспроизведение образа основателя парфюмерной фабрики в костюмах стиля рококо.
       В "эпоху рококо" вода не считалась гигиеническим средством и не применялась для мытья. Запах немытого тела могли заглушить только резко пахнувшие благовония. Это послужило причиной успеха "Eau de Cologne" и привело к созданию самой старинной в мире парфюмерной фабрики. Особую популярность эти духи получили во Франции среди дам и кавалеров, принадлежавших к высшему свету. Состав этих духов определяется концентрацией ароматических веществ, растворённых в спирте (70 %).
       Существуют следующие разновидности духов на основе "Eau de Cologne":
       Eau de Toilette или "Туалетная вода", содержащая от 4 до 7 % ароматических веществ.
       Eau de Parfum или "Парфюмерная вода", содержащая от 7 до 12 % ароматических веществ.
       И самый дорогой вид ароматической жидкости -- Parfum, или духи, которые содержат от 12 до 20 % ароматических веществ.
      
       В музее представлены многочисленные эссенции из лепестков цветов, амбры и других ароматических веществ, добавляемых в одеколон. Их соединение в конечном продукте - предмет высокого искусства и особой чувствительности обоняния создателей одеколона. Трудность состоит в том, что аромат эссенций изменяется в зависимости от погодных условий.
      
       В музее можно увидеть флаконы для разливки одеколона. Иногда бутылочку носили в специальном кармане ботфорта. В ХХ столетии к созданию флаконов привлекали знаменитых художников, таких как Василий Кандинский и Франц Марк.
      
       Фирма Фарина многие годы тщательно вела документацию о своих клиентах. Она хранится в городском архиве. Среди потребителей "Eau de Cologne" все королевские особы Европы. Все светские и интеллектуальные знаменитости, включая Моцарта, Гёте, Гумбольдта, Гейне. И, конечно, Наполеон Бонапарт и его семейство, русский царь Александр I, кайзер Франц I австрийский, князь Меттерних, все участники Венского конгресса. А также современники: Томас Манн, Марлен Дитрих, Роми Шнейдер, Франсуаза Саган, принцесса Диана, Билл Клинтон.
      
        []
      
       Так изысканно одеты экскурсоводы, когда они рассказывают об истории парфюмерного дела.
       Популярность "Eau de Cologne" породила подражания. Отсутствие патентного права давало возможность производить подделки. Одной из них является парфюмерия 4711, название которой происходит от номера дома в Кёльне. Еще недавно реклама этой парфюмерии красовалась на улицах Кёльна. Теперь одеколон с этим названием выпускается в городе Штольберг в 40 км западнее Кёльна. Знатоки относятся к 4711 с некоторым презрением.
       С давних пор существовал также питьевой способ употребления одеколона, который практиковала и пьющая часть граждан России. Это произошло после Отечественной войны 1812 года, когда одеколон попал в Россию, где российские парфюмеры добавили к нему три эфирных масла: бергамотное, лимонное и нероли (апельсинное) и назвали "тройной". С тех пор "тройной одеколон" становится весьма популярным дешёвым суррогатом питьевого спирта.
       Массовое питьё одеколона в России происходило и в годы Первой мировой войны, когда был введён "сухой закон". Употребление одеколона для питья процветало среди любителей дешёвого алкоголя также во времена существования Советского Союза, когда сухого закона уже не было.
       Дом Фарина с его одеколоном давно стал своеобразным брендом города Кёльна, породившим среди любителей "питьевого варианта" одеколона массу иронических слоганов типа: "Алан Делон не пьёт одеколон. Когда-то его пил Наполеон".
       Кёльнские парфюмеры сделали немало для привлечения внимания к своей продукции, потребителей, тяготеющих к русской экзотике.
        []
       Реклама духов с запахом дёгтя, которым пропитывалась кожа русских сапог: "Запах, который пробуждает чувства" или "Русская кожа". Никогда не думала, что запах дёгтя для сапог связан с особой сексуальностью.
       Во время экскурсии по музею посетителю предлагается понюхать различные виды духов и эссенций, настоящая оценка которых доступна, видимо, только специалистам.
       После посещения музея духов мы осмотрели некоторые, культурные, религиозные и исторические памятники центра города Кёльн, расположенные около этого музея. Они необычайно интересны и связаны с историей этого города и Германии в целом. Эта история насчитывает более 2000 лет. Наш осмотр был быстротечен и поверхностен. Я надеюсь рассказать об истории Кёльна более подробно в других очерках.
       Напротив музея духов расположено здание музея Вальрафа-Рихарца (Wallraf-Richartz-Museum) - одного из крупнейших в Германии частных собраний средневековой живописи, в том числе, художников Кёльнской школы. Сейчас Wallraf-Richartz-Museum находится в современном здании, построенном в 2001 году.
        []
       Здание художественного музея Вальрафа-Рихарца, в котором представлена живопись таких великих художников как Рембрандт, Рубенс, Тинторетто, Мурильо, Ван Дейк, Мунк, а также собрание знаменитых художников - импрессионистов из Фонда ещё одного мецената, Жерара Корбо (Fondation Corboud).
        []
       Сейчас в этом музее открыта выставка забытых шедевров живописи.
       Своим названием музей обязан двум известным ценителям искусства. Фердинант Вальраф (1748 -1824) - немецкий математик, теолог и коллекционер. Он был также ректором Кёльнского Университета. В конце своей жизни Вальраф передал в дар городу своё обширное собрание художественных и исторических ценностей, положивших основу будущего музея.
       При создании музея в середине XIX столетия большой вклад внёс коммерсант - меценат Иоганн Рихарц. Он обеспечил строительство первого здания музея. Имя И. Рихарца также нашло своё место в названии музея.
       Непосредственно к этому музею примыкает одна из старейших романских церквей Кёльна Старый St. Alban, впервые упомянутая в церковных документах 1172 года. В средние века эта церковь была восстановлена и частично достроена. Во время Второй мировой войны она была сильно разрушена. По инициативе знаменитого Кёльнского кардинала Иосифа Фрингса развалины церкви сохранены как мемориальный памятник жертвам этой войны.
        []
       Сохранённые фрагменты церкви Старый St. Alban.
        []
       Внутреннее пространство церкви. В глубине церкви в 1954 году установлена скульптура "Скорбящие родители".
      
        []
      
       Кардинала Фрингса, который был епископом Кёльна с 1942 по 1969 год, высоко чтут не только в самом Кёльне, но и во всей Германии. В трудное послевоенное время в проповеди он провел гуманную идею, что Бог простит грешников, укравших что-то, чтобы спасти своих голодающих ближних. В немецком языке появился тогда глагол "fringsen", означающий "украсть из-за нужды".
       Недалеко от этой церкви расположено ещё одно религиозное сооружение, превращённое в музей кёльнского диоцеза "Св. Колумба". Диоцез - церковный и административный центр католической церкви, аналогичный православной епархии. Музей спроектировал современный швейцарский архитектор Питер Цумтор. В основу его проекта положено авангардное архитектурное решение, использующее развалины романской церкви христианской мученицы св. Колумбы - центра крупнейшего прихода средневекового Кёльна. Церковь действовала до 1945 года, когда она была разрушена в ходе авиационного налета союзников почти до основания.
       В начале 1970-х на территории церкви археологи обнаружили остатки построек разных эпох существования Кёльна - древнеримской, раннесредневековой, романской и готической. Питер Цумтор спроектировал музей таким образом, чтобы сохранить остатки обнаруженных построек. Музей был построен вокруг фигуры Богоматери, чудом сохранившейся при бомбардировках церкви.
        []
       В современное здание музея бережно включены остатки стен здания церкви.
        []
       Главное пространство музея - руины внутреннего помещения церкви. Похоже на склеп, довольно холодно. Сквозь перфорированные стены пробивается слабый свет.
       В состав музея входит капелла св. Колумбы, построенная Готфридом Бёмом в 1949 году и предназначенная для богослужений.
        []
       Интерьер капеллы св. Колумбы.
        []
       Отреставрированы некоторые элементы церковной утвари того времени, в их числе крестильная купель.
        []
       Этот элемент интерьера музея видимо символизирует чудесное спасение фигуры Богоматери при бомбардировках. Сама статуя находится в капелле.
       Среди достопримечательностей, находящихся в центре Кельна, нельзя не выделить большое средневековое здание в готическом стиле Гюрцених, построенное в 1441-1452 гг. Это здание так было названо горожанами по имени владельцев дома, известной кельнской дворянской семьи. Оно предназначалось для проведения различных праздников. Помимо увеселительных мероприятий здесь проходили политические и дипломатические встречи и переговоры. В середине XIX века здание было полностью перестроено в большой концертный зал, сохранилось только его название. В свое время строение, как и внутреннее его убранство, поражали и восхищали гостей города. В 1943 году оно было полностью уничтожено. После окончания Второй мировой войны здание было восстановлено также с включением сохранившихся архитектурных элементов.
        []
       Концертный зал "Гюрцених".
       Сегодня строение дополнено весьма интересной пристройкой из стекла и металла, что придает ему необычный вид.
        []
       В наши дни в здании "Гюрцених" проводятся концерты органной музыки, а в его просторных залах с красивым убранством принимают известных гостей.
       Около музея духов на площади Juelichplatz находится ещё одно примечательное здание, имеющее название - Haus Neuerburg (Дом Нойербург), которое с 1984 года находится а списке памятников архитектуры города Кёльна. Здание Haus Neuerburg было построено в 1923-1924 кельнским архитектором Емилем Феликсом (Emil Feliх). Оно служило центральным офисом табачной фабрики, владельцем которого было семейство Neuerburg. В годы Второй мировой войны "Дом Нойербург" отделался незначительными повреждениями.
        []
       Фасад дома Нойербурга со стороны Juelichplatz.
        []
       Во дворе дома за высокой стеной находится часовая башня с художественно выполненными бронзовыми фигурами, отбивающими время.
        []
       Поблизости от этих примечательных зданий в центре города расположены Старая рыночная (Alter Mark) и Ратушная (Rathausplatz) площади. Ратушная площадь сейчас основательно раскопана в поисках артефактов древней истории Кёльна. Сама же Ратуша находится между этими двумя площадями.
       Строительство городской ратуши велось в первой половине XIV века и продолжилось до начала XV века. Ратуша имела все атрибуты большого торгового немецкого города: Ганзейский зал, в котором проходили ассамблеи союза Ганзы, высокую башню (61м.) в стиле пламенеющей готики. Башня Кёльнской ратуши была украшена декоративными фигурами из песчаника. Тотальные бомбардировки союзников городов Германии в 1945 году не пощадили Ратушу и понадобилось больше 20 лет для её восстановления. Среди восстановленных 124 фигур башни Ратуши есть много знаменитостей: Помимо основательницы Кёльна Агриппины и императора Карла Великого, это художник Пауль Рубенс, композитор Ж. Оффенбах, политический экономист Карл Маркс, канцлер Конрад Аденаунэр и другие знаменитые личности. Есть там и статуя вышеупомянутого парфюмера Фарина.
        []
       Башня Ратуши, как она видится со Старой рыночной площади. Правее её виднеются шпили всемирно известного Кёльнского Собора. Слева от Ратуши находится необычное современное здание с декором, похожим на иероглифы.
        []
       Что означают иероглифы на балконах этого здания, узнать не удалось.
        []
       В холле Ратуши можно видеть копию триптиха "Алтарь покровителей города"
       работы выдающегося кёльнского живописца переходного (от готики к Возрождению) периода Стефана Лохнера. Сам алтарь сейчас восстанавливается в музее Вальрафа - Рихарца.
      
       С 1891 года в нише северных городских ворот (Айгельштайнские ворота) появилась скульптура, которую кёльнцы называют "Der Koelsche Boor". Её автор Кристиан Моор. На современном немецком это значит "Der Koelner Bauer" - "Кельнский крестьянин". Фигура крестьянина олицетворяет радетеля и защитника города - на локте левой руки висят ключи от города, правой он упирается в щит с двуглавым орлом, а на груди кельнский герб. Копия этой скульптуры в 1986 году установлена в зале Piazzetta - внутреннем дворике Ратуши.
      
        []
      
       Скульптура Koelner Bauer (Кёльнского крестьянина) в зале Piazzetta Ратуши. На пьедестале памятника на кёльнском наречии написано: Halt fass do Koellcher Boor Bliev beim Rich et fall soes ov sor - Держись кёльнского крестьянина (Koellcher Boor), оставайся с Империей (beim Reich), будь судьба её сладкой или кислой (при любом исходе).
      
        []
      
       Скульптура Крестьянина и текст слогана на пьедестале были изображены на купюре 25 пфеннигов 1920 года.
      
        []
       Перед Ратушей стоит памятник герою 30-летней войны Яну фон Верт. Легенда гласит, что он был очень бедным юношей, когда влюбился в первую красавицу Кёльна - Магд Грита. Красавица отказала бедному парню, и тот с горя записался на войну, где показал неслыханную отвагу и дослужился до генерала. После войны он возвратился с триумфом в Кёльн и нашёл свою старую любовь на Рыночной площади, где та торговала овощами. Он слез с коня и спросил её: "Что ты наделала..." - на что его первая любовь ответила: "Да кабы знать!".
    Памятник - фонтан на площади Alte Mark посвящён этой встрече. Генерал Ян фон Верт стоит на высоком постаменте. У подножия памятника изображена красавица - торговка.
        []
       Погрустневшая красавица Магд Грита.
       На дальней стороне протяжённой Рыночной площади, которая носит название Hohe Markt, стоит конная статуя прусского короля Фридриха Вильгельма III Гогенцоллерна (1770-1840), которая была воздвигнута в 1864 году по проекту скульптора и архитектора Густава Блазера. Правление короля (1797-1840 годы) пришлось на бурные времена Французской революции, походов Наполеона и нового устройства Европы. Его королевство завоевывалось, уменьшалось, наращивалось под давлением Наполеона, а дипломатические и военные усилия до известной поры не были увенчаны успехами. После провала компании Наполеона в России, Пруссия примкнула к коалиции противоборствующих ему стран. Фридрих Вильгельм III принимал участие в военных действиях и, после поражения Наполеона, в Венском конгрессе, в результате которого Пруссии вернули Рейнскую область, Вестфалию, Познань и часть Саксонии. Именно по случаю юбилейной даты этого события был воздвигнут памятник в Кёльне.
      
       Прусский король Фридрих Вильгельм III был тестем русского императора Николая I. По материнской линии он является предком Александра II, Александра III, Николая II и других членов российского императорского дома.
       Портрет Фридрих Вильгельм III как союзника России по антинаполеоновской коалиции стран Европы находится в галерее 1812 года Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
      
        []
      
       Портрет Фридриха Вильгельма III в галерее 1812 года Эрмитажа. Автор Ф. Крюгер.
      
        []
      
        []
         Памятник прусскому королю Фридриху Вильгельму III установлен по случаю пятидесятилетия воссоединея рейнских земель с Пруссией.  На всех  четырёх сторонах постамента установлены бронзовые фигуры выдающихся деятелей Пруссии того времени, среди которых ученый и естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Здесь можно видеть и успешно воевавшего с Наполеоном прусского фельдмаршала Блюхера, которого русские солдаты, воевавшие вместе с прусской армией против Наполеона, называли "Маршал Вперед" ("Marschall Vorwaerts").
      
      
       После Второй мировой войны сильно поврежденные скульптуры были демонтированы. Только в 2009 году после долгой реставрации памятник вновь занял своё исконное место. Пояс фигур со сподвижниками кайзера покрыт патиной. Они не пострадали. Конная статуя была выполнена заново.
      
        []
      
       От этого памятника начинается главная торговая улица Кёльна Hohe Strasse.
      
        []
      
       Главная торговая пешеходная улица Кёльна Hohe Strasse (Верхняя улица). Она находится в самом сердце Старого города. На ней расположено множество самых разнообразных сувенирных лавок и магазинов.
      
       Узкие улочки от Рыночной площади ведут к известным достопримечательностям Кёльна. Одна из них церковь св. Мартина. Она была создана монахами-бенедиктинцами в период с 953 по 965 года. Во время Второй мировой войны церковь была несколько раз разрушена бомбардировками, но сразу же восстанавливалась. По окончанию войны шли разговоры о том, чтобы оставить её в руинах как памятник жертвам нацизма. Всё же эту прекрасную достопримечательность Кёльна отреставрировали, и в 1985 году открыли для посетителей. Церковь расположена на площади Fischmark.
      
        []
       Церковь св. Мартина со стороны площади Fischmark (Рыбного рынка).
      
        []
         
       Вид на церковь св. Мартина со стороны площади Alter Mark.
      
       Кёльн славится своими карнавалами. Они проводились, начиная еще с римских времен. На протяжении столетий традиции карнавала менялись. Неизменными оставались смеховая культура и критика власть предержащих. Сейчас главными действующими лицами кельнского карнавала являются горожане и выбранные ими Принц, Крестьянин и Дева.
      
       Принц - самый важный, его ещё называют "Ваше Сумасшествие". Наряжается он в красный жилет, белые чулки и корону с павлиньими перьями.
      
    С 1422 года появилась фигура Крестьянина (Koelner Bauer). Он является символом свободного имперского Кёльна, его называют "Ваша Вспыльчивость". У него на поясе висит меч и ключи от города. Крестьянин - уважаемый персонаж. Его значимость в истории города Кельна особенно повысилась после защиты Кельна в битве 1288 года при Воррингене.
      
       Дева, или "Ваше Очарование", - символ женского начала, хотя её роль играет мужчина. Он наряжен в древнеримское одеяние по аналогии с женой императора Клавдия Агриппиной, родившейся здесь.
      
       Тема карнавала представлена не только на празднествах в "пятое время года".
       В виде юмористических скульптурных инсталляций она встречается на центральных площадях Кёльна, где начинаются и завершаются карнавальные шествия.
      
        []
    В двух шагах от Рыночной площади установлен памятник легендарному поэту и исполнителю веселых карнавальных шлягеров Юппу Шмитцу (Jupp Schmitz) в традиционном карнавальном головном уборе. Он прожил в Кёльне больше 80 лет.
      
       Много лет "заводилой" карнавальных празднеств в Кёльне был Вилли Остерман, певец и композитор (1876 - 1936), создавший поэтические и романтические образы кёльнцев, беззаветно любящих свой город, родную землю, реку Рейн, рейнские песни - множество комических персонажей, говорящих со здоровым народным юмором на кельнском диалекте. Вилли Остерману и исполнителям его народных песен посвящён памятник-фонтан на Рыночной площади Кёльна.
      
        []
        []
       На этом городском фонтане представлены жители Кёльна - карнавальные персонажи шуточных песен Вилли Остермана. Сам композитор изображён в рельефе на верхнем снимке.
      
        []
      
       Этот питьевой фонтанчик также установлен в честь Вилли Остермана.
      
       Закачиваю свой небольшой рассказ о городе Кёльне, прощальным выходом на набережную Рейна.
      
        []
      
       Вид на Рейн и мост Гогенцоллернов. Его украшают конные статуи королей из династии Гогенцоллернов.
      
        []
      
       До следующей встречи, город Кёльн!
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 19/11/2017. 45k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка