Осень. Дождливо. Холодно. Не пора ли, как перелетным птицам, на юг, к морю. Однако куда же? Мусульманское Средиземноморье перегрелось в выяснении политических, религиозных и национальных отношений. Поэтому "не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна". Нужен остров. В Средиземном море. С историей и географией. Например, Родос. К тому же это Греция, которой сейчас все помогают. Соединить приятное с полезным.
Остров небольшой. Около 80 км в длину, около 30 км в ширину. С юга его омывает Средиземное море, с севера - Эгейское. Он вместе с островом Крит заключает с юга и юго-востока греческие архипелаги Эгейского моря.
Наиболее населена восточная часть острова со столицей Родос. История - глубже не найдёшь, более 5000 лет. Примерно две с половиной тысячи лет назад на Родосе существовало три государства. Позднее они объединились и основали общую столицу - город Родос.
При подлёте к Родосу в пределах видимости находятся несколько островов. Становится понятным, что для расселения на новых территориях древним грекам необходимо было освоить мореплавание. Еще становится понятным, что цвета греческого флага родились из цвета моря и облаков.
Крит, Родос и другие острова Эгейского моря имеют сходное геологическое строение. Оно обусловлено общностью происхождения, одной и той же природой тектонической и вулканической деятельности.
Есть предположение, что острова Эгейского моря представляют собой обломки былой суши Эгеида, существовавшей в третичном периоде. Позднее Эгеида начала погружаться в воду и на её месте образовалось Эгейское море. Суша осталась только в виде островов. Погружение сопровождалось активными тектоническими подвижками, которые продолжаются и сейчас.
Три с лишнем тысячи лет назад на острове Тира (Санторин), в центре Эгейского моря,произошло катастрофическое извержение вулкана Санторин. Оно привело к появлению волны цунами около 200 метров высотой. Извержение сопровождалось сильным землетрясением. Эта природная катастрофа привела к гибели минойской цивилизации, существовавшей в те времена. Минойскую цивилизацию сменила Микенская, греческая материковая цивилизация с её бурным расцветом в период античности (V-IV вв. до н. э.). Именно тогда родились все древнегреческие легенды и мифы, связанные с Эгейским морем и его берегами. Именно тогда греческий философ Платон в своих " Диалогах" поведал о государстве-острове Атлантида, сгинувшем в одночасье.
Огромное количество исследователей искали и ищут местоположение этого мифического государства. До сих пор не найдено подтверждения мифа Платона о нахождении Атлантиды в Атлантическом океане в районе Гибралтара. Не так давно по результатам раскопок на островах Крит и Тира найдены следы доминойской цивилизации. Эти данные легли в основу версии греческих археологов о существовании государства атлантов на островах Эгейского моря недалеко от материковой части Греции. Действительно, упоминаемые Платоном войны между греками и атлантами вряд ли происходили далеко на западе Средиземного моря, тем более за его пределами. А природная же катастрофа, о которой писал Платон, могла быть вызвана катастрофическим извержением вулкана Санторин. Волна цунами от извержения достигла даже берегов Египта и, возможно, это дало основание библейским легендам о всемирном потопе.
Карта Эгейского моря с островами Крит, Родос, Тира (Санторин), Кос и др.
Эти геологические события вблизи острова Родос происходили уже в исторические времена. Человек на Родосе появился более 3000 лет до н. э., что подтверждается раскопками на месте самого древнего города острова - Линдос.
Имел ли отношение остров Родос, находящийся недалеко от острова Тира, к государству атлантов?
Мы постарались объездить, по возможности, доступные достопримечательности острова. Конечно, прежде всего, это столица острова - Родос. Его история насчитывает 2500 лет.
Город Родос, как он видится с помощью программы "Планета Земля". Выделяются крепостные стены старого города, гавани порта, среди которых порт Мандраки (первый слева).
Над городом витает тень Колосса Родосского. Кто не слышал о нем?
Всё-таки он одно из семи чудес света. Есть легенда о его создании - неудачная попытка осады и завоевания города. Враги, в конце концов, побросали свое оружие и ретировались, а предприимчивые защитники продали оружие и на вырученные деньги решили воздвигнуть статую в честь бога Солнца Гелиоса, покровителя острова. Известен автор скульптуры - Харес из города Линдос. Известно, что он работал над ней 12 лет. Это был стальной каркас, покрытый латунными щитами. Для устойчивости каркас был загружен камнями. Статуя была сооружена в 282 году до н.э. и разрушилась от землетрясения в 226 году до н.э., так что простояла всего 56 лет. Далее наступают несоответствия. По разным данным считается, что колосс был высотой от 33 до 37 метров. Он стоял при входе в гавань, ширина которого сегодня составляет около 50 метров. Тогда высота колосса должна быть более 100 метров (!?).
После землетрясенияметаллические части статуи пролежали почти 900 лет, пока один из очередных завоевателей острова не употребил их для чеканки монет. (Цифровые данные я привожу согласно местным путеводителям и данным Интернета).
Так изображали колосса Родосского в средние века.
Сегодня колосс воспроизведен в стилизованном современном представлении почти в каждом городке. Он - на сувенирах, книгах и пр. Удобно тиражировать то, что никто не видел. Существует проект восстановления колосса в виде светотехнической инсталляции при входе в гавань Мандраки, где колосс якобы стоял.
Вход в порт Мандраки, древнейшую гавань Родоса. Сейчас этот вход украшают бронзовые олени. Говорят, что они свободно живут в горной части Родоса.
Одна из версий гласит, что на месте этих колонн упирались в берега ноги колосса.
Антика на Родосе представлена вполне явственно. В самом городе Родос, на горе Смит, самой высокой точке окрестностей, находятся руины античного акрополя, одного из двух в этих местах. Отсюда открывается вид на Эгейское море и даже на горизонте просматриваются очертания турецкого берега.
Вид с горы Смит на Эгейское море и туманный берег турецкий.
На вершине горы в Акрополе сохранились остатки храма Аполлона Пифийского, стадиона, одеона (античного театра).
Трибуны для зрителей на античном стадионе.
Скамья для VIP-персон. Не исключено, что здесь сиживали такие персоны, как Цицерон или Цезарь.
Одеон, где и сейчас проводятся представления.
В античном Акрополе ведутся археологические работы. Кое-что реконструируется, как этот одеон. Всем этим сооружениям около двух с половиной тысяч лет. Первый градостроительный план Родоса был создан Ипподамом Милетским. Есть предположение, что он стал "типовым проектом". По нему Александр Македонский построил Александрию в Египте и ряд других городов.
Жители Родоса путем альянсов с соседями пытались всеми силами сохранить свою независимость. Тем не менее, они подпадали под власть афинян, спартанцев, римлян, входили в Византийскую империю. Есть письменные свидетельства, что на Родосе проповедовал апостол Павел. Считается, что христианство здесь господствовало, начиная с четвертого века. В 653 году остров покорили арабы. Позднее им на смену пришли генуэзцы и византийцы.
Средневековое прошлое города Родоса сохранилось значительно лучше, чем античное. Этому способствовало то, что остров выбрали рыцари-иоанниты как форпост христианства для завоевания Святой Земли. Они захватили остров в 1309 году, воздвигли укрепленные стены и многочисленные замки. Все это сохранилось до нашего времени в старой части современного города и объявлено теперь всемирным культурным наследием ЮНЕСКО.
Стены средневекового города наращивались веками. Орден иоаннитов (госпитальеров, полное название - странноприимный орден св. Иоанна) был основан около 1080 года в Иерусалиме во время первого крестового похода. Его целью была забота о больных, раненых, неимущих пилигримах на Святой Земле.
С осложнением политической обстановки Орден приобрел военные функции со своим строгим уставом. Когда мусульмане вытеснили христиан из Иерусалима, Орден продолжил свою деятельность на Родосе. Крепость выдержала две долговременные осады и пала на 70 лет позднее Византии. Во время осад в крепость попадало до тысячи пушечных снарядов в день.После завоевания Родоса турками в 1522 году Орден переместился на Мальту, где существует и сейчас. Он ведет гуманитарную и благотворительную деятельность. На Родосе Орден возглавляли 19 Великих магистра. Их гербы украшают крепостные стены и многие дома города.
Двойные стены старого города. На этих стенах можно увидеть гербы Великих магистров ордена иоаннитов.
Этот туннель дает представление о толщине крепостных стен.
Один из одиннадцати входов в старый город.
Наиболее значимым сооружением старого Родоса является дворец Великих магистров (зубчатые башни на заднем плане). Дворец строился в XIV веке на фундаменте византийского дворца VII века. В 1856 году, во времена турецкого господства, он был существенно разрушен взрывом. В церкви св. Иоанна, расположенной около дворца, турки хранили порох. Взрыв уничтожил саму церковь.Теперь кажется странным, что религиозный Орден не имеет церкви.
В результате итальянско-турецкой войны в 1912 году Родос завоевали итальянцы. Хотя греки, теперешние хозяева острова, воспринимают итальянцев как оккупантов, они отдают должное их созидательной деятельности. Именно итальянцы начали здесь вести систематические раскопки. Они провели на Родосе водопровод, электрифицировали остров. Восстановление дворца Великих магистров - тоже их достижение. Оно закончилось в сороковых годах прошлого века и этот результат мы видим сегодня.
Внутренний дворик дворца Великих магистров. Реставрация явно тяготеет к поздней антике. Эти античные статуи были привезены с близлежащего острова Кос.
Вместо церкви св. Иоанна сейчас во дворце Великих магистров существует только эта скромная капелла.
Дворец Великих магистров сейчас является музеем. В нем не сохранилось каких-то особенных экспонатов, связанных с деятельностью Ордена. Только величественность архитектуры говорит об исторической значимости Ордена и его магистров.
Лестница, ведущая в парадные покои второго этажа.
Высокие помещения с огромными каминами и образцами средневековой мебели, светильники, мозаичные многоцветные полы.
Один из каминов дворца.
Во дворце полутемно. Верхние окна остеклены полупрозрачным ониксом. Это спасение от палящего южного солнца.
Античная мозаика полов, привезенная с острова Кос.
Богатство и величие Дворца в архитектурном оформлении помещений и отделке ценными породами дерева и камня стен, полов и парадной лестницы.
Во дворце Великих магистров находится копия знаменитой скульптуры "Лаокоон и его сыновья". Мало кто знает, что оригинал изваял родосский мастер Агесандр и его сыновья Полидор и Афинодор в I веке до н.э. Оригинал был обнаружен в начале XVI века при раскопках одного из дворцов императора Нерона и передан в Ватикан. Наполеон экспроприировал скульптуру. В1816 году она была возвращена англичанами в Ватикан.
Второй этаж дворца состоит из репрезентативных приемных помещений. Как известно, свита играет короля. А приемные покои играют роль их хозяев. Всё это подчёркивает величие магистров. На первом этаже расположена выставка археологических находок на Родосе. Почему-то здесь нельзя фотографировать. Хорошо представлена история развития техники обработки материалов: керамики, камня, стекла, золота, бронзы, железа.
Непосредственно от дворца Великого магистра начинается улица Рыцарей. Рыцари строили свои дворцы с гербами собственными и гербами Ордена. Многонациональность рыцарей привела к разделению рыцарей по языкам. Всего в Ордене насчитывалось семь языков.
Так начинается улица Рыцарей (Ippoton). Ее длина около 200 метров, ширина 6 метров, поэтому фотографию фасада можно сделать только фрагментами.
Один из дворцов на улице Рыцарей.
В некоторых зданиях проводятся археологические раскопки. Они вскрывают более старые фундаменты. Во дворце французского языка находится выставка развития туризма на Родосе. Сначала его посещали редкие любители старины, потом коронованные особы, потом, с ростом популярности, широкие массы европейцев.
Строгие, суровые фасады рыцарских дворцов
Улица Рыцарей приводит к одним из ворот старого города.
Вход в госпиталь ордена иоаннитов (XV век). Теперь здесь находится музей археологии.
Силуэт старого города определяют две высотные доминанты - смотровая башня и минарет мечети Сулеймана Великолепного. Смотровая башня и существующее здание мечети построены в середине XIX века. Ранний вариант мечети восходит к временам Сулеймана.
Мечеть Сулеймана Великолепного.
Купола мечети.
Неожиданно наткнулись на средневековые санитарно-технические удобства.
Современный старый город имеет явно восточный колорит. На всех улицах кипит торговля.
Около старых стен и колодца, конечно, процветает индустрия питания.
Чем не восточный базар?
Еще один старинный колодец в бывшем еврейском районе. Евреи жили на острове с античных времен. Теперь на этой площади увековечена память евреев, отправленных во время Второй мировой войны в Освенцим.
Попугаи для рекламы и фокусов.
Это все, что осталось от собора Пресвятой Девы Марии после Второй мировой войны.
Единственная в старом городе православная церковь святителя Пантелеймона.
Непосредственно около ворот в старый город со стороны моря к пирсу Родоса пришвартовался гигантский круизный лайнер. Так ХХI век наступает на остатки средневековья.
Возвращаемся в район порта Мандраки. Интересно пройти по морской набережной мимо крепостной стены старого города. Здесь встречается современный город и его прошлое. В гаванях нашлись места для кораблей разного ранга и даже для небольшого пляжа.
Не могла не сфотографировать эту изящную яхту.
Дельфины - один из символов Родоса.
Торговля плодами моря прямо с кормы корабля. Губки, раковины, морские звезды, изделия из кораллов.
Стены города со стороны моря.
Торговый центр около порта Мандраки. Новая агора, построенная итальянцами.
Здесь начинается центр современного города Родос. Он представлен, в основном, зданиями, построенными во время итальянского присутствия. Особенная активность была проявлена во времена Муссолини. Теперь почти все эти здания украшены греческими флагами. Знак патриотического энтузиазма жителей острова.
Благовещенская церковь, ранее римско-католическая, теперь православная. Она является воспроизведением разрушенной церкви св. Иоанна.
Так видят современные родосцы богиню победы Нику. У нее есть и голова, и руки, и венец для победителя, но шарма оригинала не хватает. Несомненно, эта Ника торжествует по поводу присоединения Родоса к Греции. Знаменитая Ника Самофракийская (II век до н.э.), хранящаяся в Лувре, была воздвигнута жителями Родоса в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она создана из местного серого лартийского мрамора и была найдена на острове Самотракия в середине ХIХ века.
На набережной Мандраки находятся многочисленные памятники неизвестным мне лицам, относящиеся к недавней истории острова.