Аннотация: Этим очерком я начинаю рассказ о посещении одного из самых привлекательных во всех отношениях мест Средиземноморья - острова Крит.
Дуга островов Родос, Карпатос, Крит - вершины подводной горной цепи в центре Средиземного моря. Эти острова сейчас омываются с севера локальными морями: Эгейским, Ионическим и Тирренским, а с юга собственно Средиземным морем. А ведь всего лишь около 5 миллионов лет назад на месте Эгейского моря и вышеупомянутых островов находилась суша, соединявшая нынешнюю материковую Грецию с Малой Азией и северной Африкой. В результате постепенного тектонического надвига Африканской материковой плиты на Европейскую, геомофология всех островов Средиземного моря, находящихся на линии соприкосновения обеих плит во многом определяется глобальными тектоническими подвижками, вулканической деятельностью, опусканием и поднятиям участков суши. Так образовался Крит, так образовались и другие острова Средиземного моря, такие как Сицилия, Родос, Мальта и др. Крит отдален от континентальной Европы на 100 км, от побережья малой Азии на 175 км, от побережья Африки на 300 км. Остров сложен, в основном, осадочными отложениями третичного периода: в горной части, главным образом, известняками, ближе к северному побережью - песчаниками, сланцами. В известняках распространёны карстовые явления. На острове насчитывается около трёх тысяч карстовых пещер. Некоторые из них доступны для посещения.
Охристые известняковые скалы, желто-белесая выжженная солнцем растительность - первое впечатление Крита. Это уже в середине июня. Говорят, остров наиболее красив в апреле - мае, в пору цветения. Собственно, все цветет и летом, особенно неприхотливые олеандры, но это только там, где поливают, или где еще не истощились подземные воды.
Карта Крита на русском языке. К ней рекомендую обращаться при чтении всех блогов-очерков о Крите. Дополнительные пометки (примерное расположение упоминаемых мест) : 1- Кноссос, 2- Бали, 3 - ущелье и деревня Мили, 4 - остров Спиналонга.
Мое первое представление о Крите связано с картиной "Похищение Европы". В. Серов написал ее после посещения Крита под впечатлением от только что открытого Кносского дворца. Это было великое археологическое открытие, сделанное английским аристократом, археологом Артуром Эвансом. Как Генрих Шлиман, следуя "Илиаде" Гомера, открыл Трою, так и Эванс, руководствуясь мифами, сумел открыть древнейшую минойскую цивилизацию.
В. Серов. "Похищение Европы".
Мифы это поэтические изустные источники информации, дошедшие до нас в соответствии с представлениями их анонимных авторов. Ранние мифы неразрывно связаны с Критом. Позволю себе их коротко повторить, хотя они известны еще из школьной программы "Истории Древнего мира".
Согласно мифам, на Крите родился и вырос главный греческий бог - Зевс - громовержец. Его мать Реа спасла его от жестокого отца Хроноса, который имел особенность пожирать своих детей, чтобы они не отобрали у него верховную власть. Реа подсунула Хроносу вместо сына камень, а ребенка спрятала в одной из многочисленных критских пещер. Там его вскормила молоком коза Амалфея, а дикие пчелы - медом. Пещеры, где родился Зевс и где он вырос, жители Крита охотно показывают туристам.
Конфликт поколений закончился в пользу молодости. Зевс заставил Хроноса выплюнуть проглоченных им сыновей Посейдона и Аида. Победив титанов, братья поделили власть между собой. Зевс стал владыкой земли и неба, Посейдон - моря, Аид властвовал под землей, в царстве мертвых.
Зевс, приняв облик быка, похитил принцессу Европу и приплыл с ней на Крит. Европа родила Зевсу трех сыновей: Миноса, Радаманта и Сарпедона. Первые два стали правителями Крита. Минос был провозглашен царем Крита, дал ему законы, основал Кноссос и другие города. Радамант стал главным судьей государства. Сарпедон покинул остров.
Крит достиг господства на море. Афины платили ему дань. Для строительства главного дворца в Кноссосе был приглашен выдающийся инженер Дедал, тоже персонаж древнегреческой мифологии
Посейдон послал Миносу прекрасного белого быка для жертвоприношения, но Минос пожалел быка и принес в жертву другое животное. Разгневанный Посейдон внушил жене Миноса Пасифае противоестественную страсть к быку. Следствием этого стало рождение чудовища Минотавра - с головой быка и телом человека. Чтобы скрыть Минотавра от посторонних глаз, Дедалу было поручено построить лабиринт - недоступную часть дворца. Дедал, зная о семейных неурядицах царя, чувствовал себя поднадзорным и решил бежать. Он соорудил себе и своему сыну Икару крылья и они улетели. Легкомысленный Икар слишком высоко поднялся в воздух. При этом солнце растопило воск, соединяющий крылья и Икар упал в море. Дедал долетел до Сицилии, однако и здесь его настиг гнев Миноса. Согласно одному из вариантов мифа, Минос, преследуя Дедала, погиб на Сицилии.
Минотавр содержался в Лабиринте и ему доставляли туда для пожирания преступников, а раз в семь лет из Афин привозили 7 девушек и 7 юношей. Избавить Афины от такой дани решил Тесей, сын царя Эгея. Он приплыл на Крит вместе с другими жертвами, предназначенными Минотавру. Однако вмешались боги. Они внушили сестре Минотавра Ариадне, любовь к Тесею. Она дала ему клубок шерсти, который он разматывал по мере углублений в лабиринт. Тесею удалось убить Минотавра и благодаря нити Ариадны выбраться из лабиринта. Но на этом история не кончилась. Согласно договоренности с отцом, корабль, на котором возвращался Тесей в Афины, в случае успеха должен был иметь белые паруса. В случае гибели Тесея, паруса должны были быть черными. По ошибке, паруса оказались черными. Эгей не хотел пережить гибель сына и бросился со скалы в море. С тех пор оно называется Эгейским.
Между тем, гнев Посейдона не унялся. Мало того, что из-за его вмешательства родился ужасный Минотавр. Посейдон наслал бешенство на прекрасного быка. Для его усмирения понадобился герой Геракл. Ему удалось обуздать быка, сесть ему на спину и с согласия царя Миноса переплыть на нем море, достигнув Пелопоннеса. Жизнь бешеного быка закончилась на жертвенном алтаре, а роль Геракла запечатлена в названии главного теперь города Крита Ираклион (Гераклион).
Эти общеизвестные мифы оживают на Крите. Они послужили руководством для английского археолога Артура Эванса. Он скупил на Крите большие участки земли, где, как он предполагал, разворачивалась деятельность героев мифов. В результате его раскопок был найден дворец Миноса с лабиринтом. Его развалины сейчас превращены в музей под открытым небом. Эванс реставрировал дворец в каких-то пределах. За это его критиковали, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Кносский дворец внесен в список кандидатов на занесение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятник Артуру Эвансу в Кноссосе.
Археологические находки из мест раскопок в Кноссосе экспонируются в Археологическом музее Ираклиона. Оба музея достойны высшей оценки.
Согласно современной реконструкции, дворец Миноса выглядел так:
Реконструкция дворца Миноса. Макет.
Несколько фотографий раскопанных и частично отреставрированных руин дворца Миноса в Кноссосе.
Археологи выделяют пути религиозных шествий, залы приема, личные царские покои, пропилеи, античный театр, склады, ванные комнаты.
Трудно себе представить, что такое сооружение было воздвигнуто в период 2700 - 1100 годы до Р.Х.. Наибольший расцвет Минойская культура достигла в 2000 - 1450 годах до Р.Х.. Помимо строительных достижений, были обнаружены предметы культа, быта, живопись, скульптура. Копии некоторых украшений дворца оставлены в Кноссосе под открытым небом. Подлинники хранятся в Археологическом музее в Ираклионе.
Внутренние помещения дворца декорированы настенной живописью. Привожу некоторые фрески в помещениях, где они исторически располагались. Подлинники хранятся в Археологическом музее Ираклиона.
Так выглядит трон царя Миноса. Около трона расположена каменная скамья для шестнадцати приближенных царя.
Часть тронного зала.
Предполагаемое тело священного быка. Остается непонятным, почему жители Крита так трепетно относились к быкам. Думаю, что быть эндемическими животными на таком небольшом острове они не могли. Доставить их с материка при древних средствах передвижения, дело трудное. Откуда они? Уж не переплывали же они море, как сказано в мифах?
Продолжением экспозиции дворца в Кноссосе является собрание Археологического музея в Ираклионе.
История этого музея начиналась с коллекции артефактов, основанной в 1883 году. Музей в современном виде существует с 1964 года. Он был основан греческими археологами на основе находок в Кноссосе, Малии и некоторых древних горных поселениях. Хронологически экспозиция начинается с неолита, то есть, начиная с пятого тысячелетия и до примерно 1,5 тысячелетия до Р.Х..
Трудно распознать в некоторых кусках камня человеческие очертания.
Плодородие - главное, что необходимо для выживания и благополучия людей. Естественно, главная богиня - женщина, олицетворяющая плодородие.
Богиня Плодородия из неолита.
Появление металла открыло новые возможности для жизни, ее украшения, а также защиты и нападения.
Листочки самородного золота.
Такую пчелку из золота не отказалась бы одеть современная модница.
Со временем меняются верования, постепенно входя в русло греческого пантеона. Царь Минос (существует предположение, что это не собственное имя, а титул верховного правителя или имя династии) осуществлял светскую и религиозную власть. Символом власти был обоюдоострый топор "лабрис".
Обоюдоострый топор лабрис и оружие жителей Кипра.
Одновременно культовыми является бык и его рога. Они просматриваются уже в таком оформлении скипетра:
Скипетр минойского царя - жреца.
Очень выразителен ритон - ритуальный сосуд в виде головы быка.
Фигурки жриц в своеобразном одеянии со змеями, символом подземного царства.
Ритуальный сосуд со сложным изображением местных коз кри-кри.
Очевидно, что на Крите существовал культ мертвых. Хоронили в глиняных кувшинах или глиняных саркофагах.
Различные виды саркофагов.
На некоторых саркофагах изображен похоронный ритуал - приношение даров мертвому.
Кносский дворец украшали фрески. Некоторые из них хорошо сохранились.
Ювелирные украшения говорят о высоком мастерстве их изготовителей.
Минойские скульптуры - танец и спорт.
Минойская культура имела письменность, до сих пор не расшифрованную. Свидетельство тому так называемый Фестский диск
Фестский диск, исписанный с двух сторон иероглифами.
Такая высокая культура просуществовала примерно до 1470 года до н.э.. Ее упадку предшествовало существенное разрушение построек в результате сильного землетрясения, произошедшего примерно в 1700 году до н.э.. Однако оно не оказалось фатальным. Постройки были частично восстановлены, пока не произошло извержение вулкана Тира (Фера) на острове Санторин и сопутствующее ему мощное землетрясение. Волна цунами от него произвела огромные разрушения и гибель населения не только на Крите, но и в Египте. Эти события нашли свое отражение в Библии.После этого Крит стал объектом завоеваний Микенских греков, дорийцев, спартанцев. Культура континентальных греков (Микенская) заменила культуру Крита (Минойскую), оставив после себя мифы и руины для изучения их археологами. Континентальные племена, носители Микенской культуры, имели уже железное оружие, более мощное, чем у коренного населения Крита. Культ могучего быка и богини плодородия сменяются культом Олимпийцев. Крит становится пристанищем пиратов и периферией общего направления культурного развития.