3 ноября - правительство ГДР объявляет, что в декабре вступит в силу новый закон о выезде из страны, а желающим немедленно переселиться в ФРГ отныне разрешено это делать через ЧССР (в течение двух суток этим правом воспользуются свыше 20 тысяч человек).
4 ноября - митинг на цантральной восточноберлинской площади Александерплац собирает около миллиона участников. На митинге выступили, в частности, Гюнтер Шабовски (первый секретарь Берлинского окружного комитета СЕПГ) и бывший начальник Главного управления разведки МГБ ГДР Маркус Вольф (оба были освистаны как представители "старых сил"). Из зала заседаний политбюро, где находится руководство партии и государства, идёт прямая телетрансляция.
9 ноября - на пресс-конференции в Берлине Г. Шабовски (ставший 6 ноября ещё и секретарём ЦК СЕПГ по вопросам информации) в прямой трансляции по телевидению ГДР в ответ на вопрос итальянского журналиста Риккардо Эрманна зачитал сообщение о новом свободном порядке выезда граждан ГДР за рубеж. На вопрос британского корреспондента о том, когда новые правила вступают в силу, он ответил "немедленно".
Услышав это заявление в прямом эфире, через несколько часов к пропускным пунктам через Берлинскую стену направились тысячи берлинцев и потребовали их открытия. В конце концов, начальник одного из пунктов, подполковник Егер, отдал приказ не препятствовать демонстрантам и пропустить их. В результате манифестанты тут же начали стихийный демонтаж небольших участков стены. В память об этих событиях в Лейпциге установлен колокол демократии.
"Колокол демократии" - яйцеобразная бронзовая фигура высотой около полутора метров установлена на площади Августа. "Колокол" напоминает о демонстрациях за объединение Германии, проходивших в Лейпциге осенью 1989 г. по понедельникам. Памятный знак открыт 9 октября 2009 г. По замыслу автора проекта, колокол, по команде компьютера должен звонить по понедельникам в 18.35 (в это время в 1989 г. начинались демонстрации за объединение Германии) ровно 12 раз.Скульптура работы Виа Левандовски.
На следующий день нас познакомили с исторической выставкой "Диктатура и демократия после 1945 года" в музее современной истории Лейпцига.
По дороге к музею современной истории бегло посмотрели и сфотографировали уже знакомые городские достопримечательности, о которых я писала в предыдущем очерке о посещении Лейпцига.
Памятник композитору И.С. Баху около церкви св. Томаса, где он служил кантором знаменитого хора мальчиков "Thomanenchor", существующего более 800 лет. В этой церкви Бах похоронен.
Памятник композитору Феликсу Мендельсону - Бартольди в сквере недалеко от церкви св. Томаса. Мендельсон в XIX веке привлек внимание к уже подзабытой музыкальной общественностью музыке И.С. Баха. Он основал Лейпцигскую консерваторию. Здесь он дирижировал оркестром Гевандхаус (Gewandhausorchester), преподавал в консерватории и сочинял музыку.
Памятник Гёте студенту Лейпцигского университета (1765-68) напротив здания Старой биржи на площади Naschmarkt (Торговый рынок).
Заглянули в галерею "Пассажа Медлера", где находился кабачок Ауэрбаха (сейчас ресторан). Перед входом в подвальный кабачок установлены скульптурные группы доктора Фауста и Мефистофеля (слева) и бесчинствующих студентов старинных времён, устраивающих в подвальном кабачке попойки (справа). Войти в помещение кабачка из-за пандемии можно только по предварительной записи. В предыдущем очерке приведено много фото и комментарий к ним.
У входа в музей современной истории Лейпцига стоит необычная скульптура.
Скульптура - метафора "Шаг через столетия", автор Вольфганг Маттеуер. Символ отношения немцев к тоталитарным системам ХХ столетия: от диктатуры к сопротивлению. Шаг от милитаристского сапога, сделанный незащищенной босой ногой в неизведанное. Так скульптор видит переход к демократии, начавшийся молитвами в церкви св. Николая.
Гитлеровское приветствие справа и рабочий кулак слева, тело с искажёнными пропорциями. Фигура агрессивно смотрит на зрителя, руки и ноги разной длины символизируют разобщённость общества, голова запрокинута в поисках защиты. Выразительный вид рук и ног напоминают о бесчеловечности и насилии.
Итак, выставка "Наша история. Диктатура и демократия после 1945 года".
Постоянная экспозиция выставки размещена в музее на площади более 2000 квадратных метров и содержит около 2000 объектов, документов, фотографий и фильмов, которые показывают важность политических решений и исторических поворотных моментов для немцев в условиях диктатуры и демократии после 1945года.
Между падением Берлинской стены и настоящим временем прошло более 30 лет, и многие посетители музея не жили во времена разделения Германии и последующей мирной революции. Многие экспонаты выставки и личные свидетельства того времени говорят о жизни в послевоенной Германии во времена расчленения страны на восточную и западную части.
Выставка проливает свет на революционные потрясения в Восточной Европе и ГДР, а также на процесс национального объединения в контексте общеевропейского развития. В центре внимания - события, произошедшие в 1989-90 годах.
В 1945 г. Германия лежала в руинах в фактическом, политическом, социальном и культурном смысле. Вопрос "Пришел ли конец Германии?", поставленный 8 мая 1945 г., являлся "не только патетической риторикой".
Поражение нацистской Германии, помимо потери контролируемых нацистами территорий, и разделения Германии на два антагонистских государства, привело к полнейшей разрухе экономики, отягощённой выплатой репараций странам, пострадавшим от гитлеровского режима, и необходимостью проводить денацификацию всех областей народного хозяйства и культуры.
Кроме того, видные немецкие учёные были интернированы странами союзников и привлечены к созданию ими современного атомного и ракетного оружия в этих странах. Например, из обнаруженных немецких физиков-ядерщиков для вывоза в СССР было отобрано около 300-400 специалистов.
Некоторые за свои заслуги перед СССР получили даже звание Героя социалистического труда и Сталинские премии. Участие создателя первой в мире баллистической ракеты немецкого учёного Вернера фон Брауна в американской программе "Аполлон" также не было каким-то особым случаем. Более 120 немецких ученых и инженеров работали вместе с ним в Америке, в том числе бывший офицер СС Курт Дебус (ставший директором Центра запусков НАСА) и Бернхард Тессманн (конструктор колоссального здания вертикальной сборки, возведенного на космодроме, ныне известном как Космический центр имени Кеннеди).
Такова была судьба Германии после катастрофы. Перспектива дальнейшего развития исходила из сути конфликта систем Востока и Запада: если с советской стороны речь шла о том, чтобы парализовать германский потенциал и сделать из побежденной страны бастион социализма, то Запад задумал восстановление Германии, как барьера против угрожавшего распространиться все дальше на Запад коммунизма сталинского типа.
Основанная через четыре года после окончания войны Федеративная Республика Германия (ФРГ) явилась субъектом права не на всей территории Германии и не для всех немцев. Ее суверенитет ограничивался "областью действия Основного закона ФРГ", то есть конституции западной части страны, хотя ФРГ чувствовала себя ответственной за всю Германию. В ответ на образование ФРГ 7 октября 1949 года на территории советской зоны оккупации возникла Германская Демократическая Республика - ГДР. Германия после 1945 г. была в течение 45 лет разделенной на два государства, которые, в свою очередь, принадлежали к двум враждебным блокам.
И на Востоке, и на Западе "двойное образование государств" проходило с пафосом борьбы за немецкое единство, в результате чего оба германских государства сразу же обвинили друг друга в отсутствие легитимности.
Но как могло быть достигнуто национальное единство немцев, если Германия, как выразился Сталин в 1945 г., представляла собой не более чем географическое понятие и являлась объектом советской гегемонии? Холодная война между двумя возникшими после Второй мировой войны идеологическими и военными блоками (NATO и Варшавским блоком) не оставила сомнений, что германская нация долгое время ещё будет существовать разобщённой. Это подтвердило и строительство пограничной стены между ГДР и ФРГ, начатое в 1961 году.
В политической и экономической жизни Западной Германии существовавшие в послевоенное время политические партии сумели достичь согласия по самой болезненной проблеме - преодоления нацистского прошлого на основе национальных интересов в сочетании со следованием христианско-демократическому курсу. В этом безусловно была заслуга Курта Шумахера - первого послевоенного председателя СДПГ и христианского демократа Конрада Аденауэра.
История преодоления нацистского прошлого выступает как история обретения нового качества национального чувства в ФРГ и на этом пути было достигнуто согласие по вопросу, что может и должно означать быть немцем. Быть немцем, прежде всего, означало преодолевать нацистское прошлое и двигаться к западной модели социального общества по образцу Франции и США.
Правящая партия ГДР, как и Коммунистическая партия Германии до 1933 г., была просоветской государственной партией, которая следовала советской модели управления вплоть до распада Советского Союза и практически одновременного выхода ГДР из сферы советского идеологического влияния.
В период холодной войны в странах советского блока активно проявлялось массовое стремление населения следовать западной модели развития, что привело к берлинским событиям 1953 года, венгерскому восстанию 1956 года, вводу советских войск в Чехословакию в 1967 году, движению "Солидарность" в Польше с 1980 по 1989 год.
Привожу некоторые фотографии экспонатов выставки. Конечно, многие сюжеты этих фотографий хорошо знакомы гражданам бывшего СССР. Но выставка, в основном, обращена к молодому поколению конца прошлого и начала нынешнего века. Послевоенная история Германии знакома им только по рассказам старших.
В счёт репараций из Германии в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование целыми заводами.
Горькая ирония. Бюст основателя объединённого германского государства "железного канцлера" Отто фон Бисмарка - в переплавку.
Наряду с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом новыми партийными вождями немцев, проживающих на территории ГДР, стали Владимир Ленин и Иосиф Сталин.
Слово нашей прессы - это слово партии! Как это знакомо!
От "я" к "Мы" или "Вперёд к победе коммунизма!"
"Дружба народов ГДР и СССР находит выражение в объединении их духовного и материального потенциала для счастья людей, для торжества социализма и коммунизма". Вальтер Ульбрихт, председатель Государственного Совета ГДР.
Комментарии к этому общему идеологическому штампу излишни.
Между тем, надежды на быстрое свержение коммунистической диктатуры в ГДР, о котором мечтало население Германии, не состоялись, что вызвало разочарование. Оно нашло отражение, например, в картине известного художника, живущего в ГДР.
"Мёртвый голубь". Харальд Метцкес,1956.
Эти надежды стали реальными, только после политического краха всей коммунистической системы, начавшегося в Советском Союзе.
Портрет советского руководителя, с приходом к власти которого, по существу,
началась перестройка всего мира. Для Германии эта перестройка
выразилась в её долгожданном объединении.
Музей современной истории был открыт 9 октября 1999 года, в 10-ю годовщину демонстрации в Лейпциге, канцлером Герхардом Шредером. С момента открытия музей посетили около 3,7 миллиона человек.
В программу семинара вошло посещение памятника "Битва народов". Эта битва в свое время тоже определила дальнейший ход истории.
Монумент "Битва народов" посвящен эпической битве 1813 года, которая привела к решительной победе прусских, австрийских и русских войск над армией Наполеона. В этой баталии сражалось примерно полмиллиона солдат, и каждый пятый из участвовавших погиб. Монумент, построенный столетие спустя рядом с местом сражения, представляет собой 91-метровый колосс, возвышающийся над окружающей местностью.
В этот раз я поднялась на смотровую площадку, расположенную на вершине монумента. Это 500 ступеней внутренних и наружных лестниц. Иногда это парадные лестницы - часть монументальной архитектуры. Иногда винтовые лестницы внутри сооружения по ширине рассчитанные на одного человека. В начале и конце этих лестниц стоит светофор, определяющий направление спуска или подъема. Есть пара небольших лифтов.
Вид на Лейпциг с галереи вокруг купола крипты.
С вершины монумента я сфотографировала виды дальних окрестностей Лейпцига, прилегающих к памятнику.
Фотографии окружающей местности с самой высокой смотровой площадки монумента (91м).
Следующие два дня посвящаем Дрездену!