Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Льеж во времена коронавируса

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 27/07/2020.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 26/07/2020. 37k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  • Иллюстрации: 91 штук.
  •  Ваша оценка:

      Пандемия коронавируса, возникшая весной 2020 года изменила намеченные планы ближних и дальних поездок. Жесткая домашняя изоляция нас почти не коснулась, но закрытые границы в пределах ЕС и необходимость использования общественного транспорта создали для нас непривычную среду обитания. И вот границы открылись, нормы социального поведения обозначились, панические цифры заражения и смертности стабилизировались. Почему бы не "пощупать воду"?
      И вот мы, несколько человек, живущих в Аахене и его северо-восточном пригороде - Вюрзелене, решили попытаться вернуться к привычному для нас мобильному образу жизни, не нарушая действующих ограничений.
      Целью нашего путешествия мы выбрали бельгийский город Льеж, находящийся в менее часа езды по железной дороге от Аахена.
      Команда собралась подходящая.
      Никита Мориц, системный администратор по профессии, оптимизировал с помощью навигационной системы, установленной в его смартфоне, наши передвижения по городу. Кроме того, он фотографировал достопримечательности Льежа и одновременно снимал видеофильм о поездке, который сразу же адаптировал к формату ролика You Tube. Его вы можете посмотреть в конце этого очерка.
      Людмила Фраер с её знанием французского языка помогала общаться с местным населением. Русский язык она знает не хуже французского, поэтому в поэтической форме изложила свое впечатление о поездке. Читайте в конце очерка.
      Людмила Мориц доброжелательно всем помогала.
      Я несколько раз была в Льеже и с удовольствием показывала его достопримечательности своим друзьям.

        []

      Рыночная площадь Вюрзелена с собором Сан Себастьяна. Отсюда началась автобусная часть нашей поездки.

        []

      Железнодорожный вокзал Аахена. Здесь мы пересели с автобуса на поезд в направлении Бельгии.

        []

      Кондуктор поезда проверяет не только наши билеты и своевременность отправления, но и наличие масок.

        []

      Экипированные защитными масками, мы уселись в полупустой вагон.

        []

      Первая остановка - железнодорожная станция небольшого бельгийского городка Велькенрадт, где мы через несколько минут пересели на поезд в направление Льежа, пересекающий по диагонали всю Бельгию, через Брюссель, Брюгге до курортного Остенде на побережье Северного моря.
      В 2007 город Льеж обзавёлся современным вокзалом Гийемен, спроектированным знаменитым испанским архитектором Сантьяго Калатрава. С тех пор вокзал стал первой достопримечательностью Льежа для многих посетителей этого города.
      
        []
      
        []
      
        []
      
      Лёгкие и одновременно удивительно эргономичные конструкции из стекла и бетона создают впечатление купола гигантского осевшего парашюта, накрывшего железнодорожные пути, перроны, переходы между ними, поезда, пассажиров.
      
        []
      
      Таким видится фасад вокзала с привокзальной площади.
      
      О Льеже я уже писала ("Рассказ о Льеже", опубликованный на сервере "Заграница" в библиотеке Мошкова http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/rasskazolxezhe.shtml )
      
       Льеж - стал первой жертвой в мировой войне 1914 года. Он был атакован немецкими войсками 5 августа и оккупирован через 11 дней. Поэтому, именно здесь, на холме Коинт, недалеко от вокзала Гийемен было выбрано место для строительства мемориала памяти солдат союзных армий, погибших в этой мировой войне (Interallie).
      
      Мемориал был открыт в 1937 году, то есть непосредственно перед началом следующей, ещё более кровопролитной войны. Тогда еще никто не знал, что война 1914 года - это Первая мировая война, за которой последует Вторая. Мемориал 1937 года был практически полностью разрушен. Современный облик мемориала - результат восстановления его из руин к пятидесятилетию окончания Первой мировой войны. Работы по реставрации возобновились к столетию её окончания.
      
        []
      
      Вид с привокзальной площади Льежа на мемориал. Слева - башня-обелиск, справа - церковь (базилика) Святого Сердца.
      
      Мемориал находится на вершине холма. Чтобы его достичь, нужно преодолеть подъём около 100 метров. Это мы сделали, разумеется, пешком.
      
        []
      
      По мере подъёма открываются боковые улицы- лестницы.
      
        []
      
      Мемориальные здания базилики и башни - обелиска.
      
        []
      
      Базилика Святого Сердца предназначалась для проведения там поминальных служб. Грустно смотреть, как ветшает ее облицовка. От прежних реставраций почти не осталось следов. Она по - прежнему недоступна для посещения.
      
        []
      
      Базилика Святого Сердца и башня - обелиск. Под обелиском находится крипта.
      
      Этот мемориал - работа антверпенского архитектора Хосе Смольдерена. Помимо церкви Святого Сердца в ново-византийском стиле и грандиозной башни - обелиска, в него входят нескольких памятников, созданных странами - союзниками в Первой мировой войне: Испанией, Румынией, Великобританией, Грецией, Польшей, Италией, Францией и Россией. Часть этих памятников расположена внутри башни - обелиска, часть снаружи, на эспланаде.
      
        []
      
      Площадь около здания базилики. На ней проходили торжественные мероприятия с участием представителей противоборствующих стран по случаю столетия окончания Первой мировой войны.
      
        []
      
      Россию в мемориале представляет работа скульпторов Александра и Игоря Бургановых "Российским и советским воинам, павшим в годы Первой и Второй мировых войн". Над телом убитого солдата синяя птица поддерживает органные трубы. Монумент изготовлен при содействии Центра по сохранению российских воинских захоронений за рубежом при Министерстве культуры РФ и предан российским правительством в дар Бельгии в 2001 году. Металлические конструкции памятника обновили в 2017 году, к столетию окончания Первой мировой войны.
      
        []
      
      Выразителен памятник греческим солдатам. Пирамида шлемов похожа на гору черепов на картине художника В.В. Верещагина "Апофеоз войны" (1871 год).
      
        []
      
      Памятник бельгийскому солдату Первой мировой войны.
      
        []
      
      Памятная стела с благодарственным текстом защитникам Льежа в войне 1914-1918 годов от стран союзников.
      
      При спуске вниз кое-что сфотографировали.
      
        []
      
      Симпатичный старинный особняк в югендстиле.
      
        []
      
      Вид площади вокзала Гийемен с современным высотным зданием.
      
      От вокзала мы поехали автобусом в направлении исторического центра до бульвара и парка Аврой (Avroy Park). Он расположен в самой южной части исторического центра.
      
      В парке сохранён живописный пруд с островками. Он когда-то соединялся с рекой Маас и был речным портом Льежа с причалами для лодок. Сейчас выход к Маасу засыпан, а образовавшийся пруд стал центром парка Аврой.
      
        []
      
        []
      
      Островки и берега пруда в парке Аврой.
      
      В непосредственной близости к парку на бульваре Аврой установлена конная статуя императора Карла Великого, основателя династии Каролингов. Он сыграл большую роль в утверждении государственного статуса Льежа. Согласно легенде, он родился недалеко от Льежа. На высоком постаменте памятника изображены его предшественники: родители - Пипин Короткий и Бертрада Лаонская и пращуры: майордомы Австразии Пипин Ланденский, Пипин Геристальский, Карл Пипин Мартелл, а также св. Бегга Анденская.
      
        []
      
        []
      
      Памятник императору Карлу Великому и его предкам на бульваре Аврой. Латинская надпись на постаменте напоминает, что Карл Великий был "великим в войне и еще более великим в мире". Автор памятника профессор скульптуры Академии изящных искусств в Брюсселе Луис Джехотт.
      
      Недалеко от памятника на этом же бульваре находится памятник уроженцу Льежа Фрере - Орбану.
      
        []
      
      Памятник Фрере - Орбану, главе правительства Бельгии с 1868 по 1884 год.
      
      Фрере - Орбан (Frere-Orban, 1812-1896), видный политический и государственный деятель Бельгии. Он был убеждённым либералом и противником ограничения свобод. Либерализм Фрере - Орбана состоял в утверждении государственной власти над церковью и защите системы светского образования. Он способствовал государственной поддержке университетов Льежа и Гента.
      
      В конце бульвара расположен памятник Шарлю Роже, одному из лидеров бельгийской революции 1830 года, в результате которой Бельгия получила независимость. Он, как и его соратник Фрере - Орбан, был либеральным государственным деятелем и менялся с ним на посту премьер - министра. В Льеже он учился в местном университете.
      
        []
      
      Памятник был установлен 17 сентября 1905 года ко Всемирной выставке и, одновременно, к 75-й годовщине независимости страны. Женская фигура слева символизирует Отечество (la Patrie), а лежащий у их ног лев является символом Бельгии. Работа скульптора Камиля - Марка Штурбеля и льежского архитектора Пола Яспара.
      
      На следующих фотографиях у входа в парк изображён памятник участникам бельгийского сопротивления во Второй мировой войне. Он создан архитектором Полом Этьеном и скульптором Дюпоном. Памятник был открыт 8 мая 1955 г., в десятую годовщину капитуляции Германии
      
        []
      
      Вход в парк Аврой со стороны Мааса открывается символическими фигурами граждан Льежа, участников сопротивления. Они были на переднем крае борьбы против оккупации.
      
        []
      
      В память 17000 бельгийских борцов сопротивления против нацизма, погибших в период 1940-1945 годов.
      
      Ниже памятника бойцам сопротивления в парке установлена урна с прахом погибших.
      
        []
      
      Девять провинций Бельгии представлены в форме медальонов вокруг урны. В урне хранится пепел бойцов сопротивления из лагеря Флоссенбюрг в Германии.
      
      Скульптурные группы из чугуна на античные темы украшают дорожки парка. Они были приобретены городом Льеж в 1880 - 1881 годах. Античная тематика не чужда Льежу. Недаром в средние века его называли "Северными Афинами".
      
        []
      
      Лаокоон, работа жителей Родоса Агесандроса, Аценодора и Полидора, около 40 г. до н. э. Оригинал находится в музее Пио-Клементино в Ватикане.
      
        []
      
      Гладиатор с повязкой на левой руке и коротким деревянным свитком в правой руке. Фигура опирается на ствол дерева. Это репродукция произведения греческого скульптора Агасиаса, сделанная около 100 г. н.э. Оригинал находится в галерее Боргезе в Риме.
      
        []
      
      Персей (герой древнегреческой мифологии) держит в правой руке голову медузы Горгоны. Копия работы скульптора и живописца Бенвенуто Челлини во Флоренции.
      
        []
      
      Борцы - чугунная копия древнеримской скульптуры, выполненной по утраченному греческому оригиналу.
      
        []
      
      Силен (сын бога Гермеса и нимфы) с младенцем Бахусом на руках. Копия эллинистического типа, найденная в Риме. Оригинал - в коллекции виллы Боргезе.
      
        []
      
      Полиги́мния или Поли́мния - в греческой мифологии муза торжественных
      гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы. Она покровительствует поэтам - создателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов. Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Некоторые скульптуры шутники снабдили медицинскими защитными масками.
      
      Протекающий неподалёку Маас разделяет западную историческую часть города и его промышленную часть на восточном берегу реки. Их соединяет мост имени короля бельгийцев Альберта Первого.
      
        []
      
      Вид с моста Альберта Первого на берега реки Маас. Слева - исторический центр, справа - бывший промышленный район.
      
        []
      
        []
      
      Около моста короля Альберта Первого еще один памятник павшим во всех войнах, в которых принимал участие Льеж. А этих войн было немало.
      
        []
      
      Мост короля Альберта Первого.
      
        []
      
      Памятник королю Альберту Первому около моста его имени. Альберт Первый достойно правил страной до 1934 года. Будучи спортсменом, он погиб при восхождении на скалу недалеко от Динана.
      
      Альберт Первый вошел в историю Бельгии с очень позитивным имиджем. Первая мировая война (1914-1918) пришлась на годы его правления. Несмотря на объявленный нейтралитет, немцы вторглись в страну. Бельгийцы открыли шлюзы, затопили берега реки Изер и превратили этот район в труднопроходимое болото. Это дало им возможность некоторое время удерживать плацдарм в неравной борьбе против захватчиков и, в конце концов, стабилизировать положение на фронте.
      
      
      Каждое посещение Льежа приносит новые впечатления. Так и на этот раз, нам удалось побывать в церкви Святого Иакова Алфеева (St. Jacques-le-Mineur), в которой мы раньше не бывали.
      
      Следует сказать, что среди апостолов, учеников Христа было три святых с именем Иакова.
      
      Самый известный из них Иаков Старший (Зеведеев), единственный апостол, чья мученическая смерть в Иерусалиме описана в Новом Завете. Существует легенда, что его тело было помещено в лодку и отправлено в плавание по Средиземному морю. Лодку прибило к берегу около нынешнего города Сантьяго-де - Компостелла в Испании. Там сейчас хранятся мощи св. Иакова (по-испански - Сантьяго). Этот испанский город со временем стал местом паломничества христиан всего мира. В христианском мире святой Иаков Заведеев изображается с посохом пилигрима как прошедший длинную дорогу мученичества. Путь и места остановок паломников к месту хранения мощей святого Иакова Зеведеева символически помечаются изображениями ракушек морского гребешка.
      
      Святой Иаков Алфеев также один из 12 апостолов Иисуса Христа. Из-за смешения с другими Иаковами проследить его путь в христианской традиции сложно. О его смерти и погребении существует несколько версий. Апостола Иакова Алфеева часто путают с двумя другими апостолами с именем Иаков. Путанице способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим. Мощи этого апостола находятся в Риме в церкви "Двенадцать Апостолов". По другой версии в этом храме находятся мощи третьего Иакова, "брата Господня" - одного из "Апостолов от 70". Разобраться в этом, не могут даже специалисты - богословы.
      
      Церковь святого Иакова Алфеева была основана в XI-м веке как церковь при Бенедиктинском монастыре. Первоначально она была выстроена в романском стиле . В период 1513 - 1538 годов церковь достраивалась в стиле поздней готики. От романского стиля остался портик XII-го столетия на западной стороне. Главный северный портал построен в стиле ренессанс.
      
        []
      
      Церковь святого Иакова Алфеева. Справа - самая старая романская часть церкви. За деревьями скрыт главный северный портал церкви.
      
        []
      
      Северный портал в стиле ренессанс появился в 1558 году. Исследователи предполагают, что его создал Ламберт Ломбардский - известный местный архитектор.
      
      Трехнефный храм святого Иакова Алфеева, построенный в форме латинского креста, вытянулся на 50 метров.
      
        []
      
      Центральный неф алтаря украшен мраморными статуями святых работы скульптора Жана дель Коура и резьбой по камню. Настенные фрески датируются периодом с 1525 по 1531 годы.
      
        []
      
      Апсида алтаря имеет пять витражей XVI века, изготовленных между 1525 и 1531 годами.
      
      Художественно-историческое наследие этой церкви является шедевром во многих элементах интерьера. К выдающимся произведениям искусства относятся стулья хора, выражающие средневековый образ мышления. Они датируются концом XIV века. Художественной резьбой изображены фантастическими и сатирическими фигуры, подобные химерам Нотр-Дам в Париже или фантазиям Босха.
      
        []
      
      Центральный неф с "каменным кружевом" свода. Вид в сторону входа и органа.
      
        []
      
      Большие окна с витражами XVI века обеспечивают прекрасную освещённость интерьера церкви. На витражах изображены библейские сюжеты и гербы средневековых ремесленных гильдий Льежа.
      
        []
      
      В конце XX века в церкви установили новый орган. Современный музыкальный инструмент имеет старинный корпус, снятый с предыдущего органа постройки 1600 года.
      
      Особенно интересны две работы Жана дель Коура. Они находятся в центральном нефе церкви.
      
        []
      
      Скульптура святого Иакова (1691 г). Его имя в этой церкви почему-то названо на английском языке - св. Джеймс. Считается, что он - покровитель горняков.
      
        []
      
      Скульптура святого Губерта Льежского - епископа Маастрихта и Льежа, 1689. Этот святой почитается как покровитель охотников.
      
        []
      
      Реликварий с косточкой руки св. Ламберта. Мощи св. Ламберта хранятся в раке кафедрального Собора св. Павла, недалеко от церкви св. Иакова.
      
        []
      
      Распятие из латуни. Работа, характерная для льежских мастеров.
      
      Не зря считается, что церковь святого Иакова одна из самых красивых в Бельгии (безукоризненные пропорции здания, много света, готический стиль, великолепные резьба по дереву и камню, росписи на потолках, хоры XIV-го века, витражи XVI-го века, барочные статуи скульптора Жана дель Коура).
      
      Недалеко от церкви св. Иакова Алфеева на Соборной площади горожане Льежа установили памятник скульптору Жану дель Коуру (1627 - 1707). В возрасте 15 лет дель Коур стал учеником монаха Арнольда Хенрарда. Позже он отправился в Рим и стал учеником великого итальянского скульптора Бернини. В 1661 году дель Коур вернулся в Льеж.
      Этот скульптор создал много мраморных изваяний для многих церквей Льежа, в том числе для церкви святого Иакова Алфеева. Он также автор нескольких городских фонтанов, определивших сегодняшний облик города.
      
        []
      
      Памятник скульптору Жан дель Коуру. Автор этого памятника создал его в том же стиле барокко, в котором тот создавал свои произведения.
      
      К сожалению, главный храм Льежа - кафедральный собор святого Павла (St. Paul) был окружён строительными лесами и закутан тканью. Я в нём бывала в предыдущих поездках, и о нём можно прочитать по приведённой ранее ссылке.
      
        []
      
      Кафедральный собор закрыт на ремонт, видимо, надолго.
      
        []
      
        []
      
      Жизнь на центральных улицах Льежа во времена коронавируса внешне почти не изменилась.
      
      Льеж известен своей высокой музыкальной культурой. Об этом говорит огромное музыкальное наследие композитора Андре Гретри - современника и свидетеля Великой Французской революции. Льежскую королевскую консерваторию окончил в 1874 году всемирно известный скрипач, дирижёр и композитор Эжен Изаи.
      
        []
      
      Памятник композитору Андре Гретри (1741-1813) перед зданием Королевской оперы. Сам композитор похоронен в Париже, а его сердце замуровано в постаменте памятника. Скульптор Гийом Геф.
      
      Андре - Эрнест - Модест Гретри внёс решающий вклад в стиль французской комической оперы XVIII века и создание жанра увертюры. Именем этого композитора названа льежская Академия музыки.
      
      Всякий, кто побывал в Льеже, запомнил дворец князей-епископов на главной площади города - площади Св. Ламберта. Начало строительства дворца относится к правлению князя-епископа Эрарда де ля Марка. Дворец строился и достраивался несколько веков (ХVI - ХIХ). В облике дворца гармонично сочетаются архитектурные стили разных времен.
      В этом дворце принимали и российского императора Петра Великого.
      
        []
      
      Вид на дворец князей - епископов со стороны площади св. Ламберта. Сейчас во дворце находится правительство провинции Льеж.
      
        []
      
      Наша небольшая команда на площади св. Ламберта на фоне дворца князей - епископов.
      
        []
      
      У дворца указатель туристических достопримечательностей.
      
        []
      
      Вход во внутренний двор дворца.
      
        []
      
        []
      
      Внутренний двор дворца окружен галереей с капителями в стиле ренессанс.
      
        []
      
      Среди большого количества памятных досок, посвящённых истории Льежского епископства, в галерее есть и доска памяти Жоржа Сименона.
      
        []
      
      Памятная доска в честь Жоржа Сименона, знаменитого бельгийского писателя, родившегося в Льеже.
      
        []
      
      Западный фасад дворца, пристроенного в XIX веке в стиле новой готики.
      
        []
      
        []
      
      Общий вид и детали и детали западного фасада дворца.
      
        []
      
      К площади св. Ламберта примыкает здание городской Ратуши.
      
        []
      
      Здание городской Ратуши. В ХV - ХVII веках оно неоднократно разрушалось. В ХVIII веке Ратуша была восстановлена в современном виде.
      
        []
      
      Ко входу Ратуши ведёт традиционный для европейских городов двухсторонний лестничный пандус.
      
        []
      
      Такой же пандус имеется во внутреннем дворе Ратуши.
      
        []
      
      Рядом со знаменитым уроженцем Льежа Жоржем Сименоном.
      
      Несколько городских фонтанов:
      
        []
      
      В небольшом сквере около здания Ратуши находится фонтан Ле Перрон, символ свободы Льежа. Это также работа скульптора Жана дель Коура. Фонтан венчают кедровая шишка (знак плодородия).

     

     []

      Фонтан Иоанна Крестителя.

     []

      Недалеко от дворца князей - епископов на площади Марше находится фонтан Традиций. Он был возведен в 1719-ом году, а в 1930-ом был украшен барельефами, изображающими гербы гильдий Льежа.

       []

      Этот фонтан имеет название "Богородица с младенцем". Он расположен на Соборной площади Льежа. Памятник представляет собой копию Мадонны с Младенцем, найденную в Винав-д'Иль в Льеже. Фигура Богородицы с Младенцем выполнена из бронзы. Фонтан многократно реконструировали, а 1853 году даже перенесли и повернули лицом к собору. Автор фонтана всё тот же льежский скульптор Жан дель Коур (1695).

      Знаменитая лестница к цитадели Льежа. Она насчитывает 373 ступени, что соответствует превышению вершины лестницы над подножием примерно в 75 метров. Сил подниматься пешком уже не было. Эта лестница, названная в память Винсента де Бюрена, возглавившего в 1468 году сопротивление горожан войскам Карла Смелого и Людовика XI. Еще лестницу называют "Солдатской". Она использовалась для быстрого перемещения солдат из цитадели в центр города. Лучше посмотреть на эту лестницу сверху.  

      []

      На улице Hors-Chateau много интересных зданий, в том числе барочная церковь босых кармелиток XII века, она же церковь св. Жерара (Герарда). Она закрыта в ожидании реставрации (готов только фасад).
      Дальше церковь святого Варфоломея.

       []

      Церковь находится на площади имени этого же святого. Она была основана в начале XI века и освящена в 1015 году. Строительство завершилось во второй половине XII века. Церковь св. Варфоломея считается одной из старейших коллегиальных церквей Бельгии. Она построена из песчаника в германо-романском стиле. Две башни с западной стороны реконструированы в 1876 году. В XVIII веке в здание были добавлены элементы французского барокко, позже - неоклассики. В 2000-2006 годах проводилась серьёзная реставрация. К сожалению, во время нашего посещения она оказалась закрытой.

       []

      Мимо этой церкви проходит путь св. Иакова Зеведеева. Он отмечен на всем протяжении бронзовыми ракушками, вмонтированными в камни мостовой.

     

      Недалеко от церкви святого Варфоломея находится комплекс зданий музея Курциуса.

        []

      Музей Курциуса - это художественный и археологический музей, расположенный в историческом центре Льежа, Музей одновременно обладает самым большим и значительным собранием стрелкового оружия.
      История этого музея началась в 1850 году, когда льежский институт археологии основал ассоциацию, целью которой стал сбор предметов искусства. В 1874 году собранная коллекция демонстрировалась в одном из крыльев дворца князей-епископов на площади святого Ламберта. В 1901 году город Льеж приобрел дворец Курциуса, который был преобразован под Музей древностей. Первоначально тут размещались только археологические и исторические артефакты. Экспозиция музея была расширена в 1946 году, когда сюда перенесли частное собрание изделий из стекла, купленное городом в 1952 году.
      Дворец одного из мэров Льежа Эйме де Бомаля был превращен в Музей оружия. Как известно, в XIX веке в Льеже работало множество оружейных мастерских, производящих отличные ружья. В музее собрано 13 тысяч единиц стрелкового оружия. Осмотр музея Курциуса не входил в наши планы. Он достоин специального посещения Льежа.
      К цитадели мы поднялись на городском автобусе.
      На вершине горы де Бюрена, на территории цитадели, расположен госпиталь. Здесь практикуются различные виды водолечения. Им посвящен многофигурный фонтан у входа в клинику.

        []

      Расслабляющее блаженство водолечения.

        []

      Вокруг цитадели создана парковая зона.

       []

      Стены цитадели - единственное, что от нее сохранилось. Их разрушить трудно (а каково было создавать?).

       []

      Вид на Маас и Льеж с одной из смотровых площадок.

       []

      Прощальный снимок после посещения цитадели.

      Еще одна смотровая площадка и спуск к лестнице де Бюрена. Обелиск в эпическом стиле посвящен последней войне.

        []

      Спуски вниз от этого обелиска заманчив, но на него решились только молодые члены нашей команды.

        []

     

      Похоже, жители Льежа в серьез решили превратить свой город из центра металлургии и кузницы вооружения в культурную столицу. Масштабный ремонт дорог, благоустройство площади около вокзала Гийемен. Маловыразительную многоэтажку напротив вокзала снесли и на ее месте построили новое, вполне современное здание из металла и стекла.

     

        []

     

      Плавная аэродинамическая форма этого стеклянного здания стилистически соотносится с вокзалом Гийемен. В одном их ракурсов здание напоминает парус.

     

        []

     

      Ближайший к вокзалу, пешеходный подвесной мост через реку Маас построен по проекту бюро Грейша. Здесь используется одноопорная конструкция. Тоже новаторское сооружение, подобно вокзалу Гийемен, построенному Сантьяго Калатрава.

     

        []

     

      Поезд в направление Аахена у перрона вокзала.
      
      
      Если не считать транспорта и питательных заведений, церковь святого Иакова была единственным общественным помещением в Льеже, где нужно было находиться в защитных масках. В остальном мы не заметили какого-то напряжения, связанного с эпидемией коронавируса.
      
      Наша первая вылазка за пределы Германии в условиях пандемии удалась. Жизнь продолжается. Надеюсь, поездка не последняя.

     

     

      В заключение, вот как увидела нашу поездку Людмила Фраер:
      
      Поездка в Льеж
      
      В однообразном дней теченье
      Решили мы проделать брешь.
      Для маленького развлеченья
      Поехали в субботу в Льеж.
      Билеты на конец недели
      Дешевле стоят в самом деле.
      Их надо взять по интернету,
      Для нас совсем не просто это.
      Субботы мы едва дождались,
      И на вокзале все собрались.
      Никита с Людой - молодые,
      Мы с Ритой - дамы пожилые.
      Никита был вооружённый,
      Всей техникой он снаряженный.
      До Льежа едем с пересадкой,
      Был контролёр, но всё в порядке.
      Дорога быстро пробежала,
      И вот мы в Льеже на вокзале.
      Вокзал построил Калатрава,
      Модерн там слева, модерн справа,
      Всё из стекла, бетона, стали,
      Глаза и рты мы открывали.
      Рита взялась за руководство,
      Её признали превосходство.
      Мы первым делом от вокзала
      Отправились к мемориалу
      Двум войнам страшным мировым,
      Базилика есть рядом с ним.
      В Базилику был вход закрыт,
      Но с той горы прекрасный вид.
      С неё спустились мы к бульвару
      И дальше бодро зашагали.
      По площадях и по бульварам,
      И по широким тротуарам.
      Деревья, зелень и цветы,
      А над рекой висят мосты.
      До центра длинная дорога,
      Повсюду памятников много.
      И на коне Великий Карл
      На нас торжественно взирал.
      Так весь бульвар прошли мы скоро,
      Дошли до Иакова собора.
      Французы говорят Saint-Jacques,
      Ну хорошо, пусть будет так.
      Собор готический, старинный,
      В нём фрески, статуи, картины,
      В высоких окнах витражи
      Были особо хороши.
      Пошли мы к главному собору,
      Он обнесён большим забором,
      И нам во внутрь не войти.
      Что ж, остановка на пути.
      Мы в скверике красивом сели
      И наши завтраки поели.
      И вот сейчас мы в центре Льежа,
      Полдня прошло, мы не так свежи,
      Как было утром до поездки,
      Но всё нам очень интересно.
      Вот театр, памятник Гретри,
      Но в театре не были внутри.
      Наш путь мы дальше продолжаем,
      Площадь Ламберта достигаем
      Князей-епископов дворец
      Предстал пред нами, наконец:
      Колонны, арки, капители,
      Мы всё подробно осмотрели,
      Никиты фотоаппарат
      Снимает виды все подряд.
      Никита с Людой ходят прямо,
      Мы с Ритой, пожилые дамы,
      Стараемся не отставать
      И головы не опускать.
      А Рита всё ведёт рассказ,
      Что интересно для всех нас.
      Прошли мы Ратушу, Перрон,
      Вот перед нами Сименон,
      Он с трубкой на скамье сидит,
      С ним каждый снятся норовит.
      Идём мы дальше вдоль музеев
      И потихонечку слабеем.
      Мои уж силы на исходе,
      Но я стараюсь быть на взводе.
      Маски надев, в автобус сели,
      Доехали до цитадели.
      Мы разговор вели по-русски,
      А я болтала по-французски.
      И там на самой верхотуре
      Разных купальщиков фигуры
      Выходят прямо из воды,
      Кругом бассейны и пруды.
      Оттуда вид на город чудный,
      Спускаться вниз, однако, трудно.
      Там лестница в пятьсот ступеней,
      И пощадили мы колени.
      Никита с Людой, вот сюрприз,
      По лестнице помчались вниз.
      И вот мы снова на вокзале,
      Откуда путь свой начинали,
      Через Маас мы мост пересекли
      И точно к поезду пришли.
      С погодой очень повезло,
      Было не жарко, но тепло.
      Довольные поездкой той,
      Усталые пришли домой.
      
      Вот написала я отчёт,
      Читает пусть его народ,
      Никита сделал фильм прекрасный,
      Так что старались не напрасно.

      По приведённому ниже адресу можно посмотреть ролик YouTube о нашей поездке, в сопровождении музыки льежского композитора Андре Гретри. Ролик профессионально снял и смонтировал участник нашей поездки Никита Мориц:
      
      https://www.youtube.com/watch?v=cf5C5QVzbyM&feature=youtu.be
      
      До следующих встреч!
      
      
      
  • Комментарии: 2, последний от 27/07/2020.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 26/07/2020. 37k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка