Пандемия коронавируса, возникшая весной 2020 года изменила намеченные планы ближних и дальних поездок. Жесткая домашняя изоляция нас почти не коснулась, но закрытые границы в пределах ЕС и необходимость использования общественного транспорта создали для нас непривычную среду обитания. И вот границы открылись, нормы социального поведения обозначились, панические цифры заражения и смертности стабилизировались. Почему бы не "пощупать воду"?
И вот мы, несколько человек, живущих в Аахене и его северо-восточном пригороде - Вюрзелене, решили попытаться вернуться к привычному для нас мобильному образу жизни, не нарушая действующих ограничений.
Целью нашего путешествия мы выбрали бельгийский город Льеж, находящийся в менее часа езды по железной дороге от Аахена.
Команда собралась подходящая.
Никита Мориц, системный администратор по профессии, оптимизировал с помощью навигационной системы, установленной в его смартфоне, наши передвижения по городу. Кроме того, он фотографировал достопримечательности Льежа и одновременно снимал видеофильм о поездке, который сразу же адаптировал к формату ролика You Tube. Его вы можете посмотреть в конце этого очерка.
Людмила Фраер с её знанием французского языка помогала общаться с местным населением. Русский язык она знает не хуже французского, поэтому в поэтической форме изложила свое впечатление о поездке. Читайте в конце очерка.
Людмила Мориц доброжелательно всем помогала.
Я несколько раз была в Льеже и с удовольствием показывала его достопримечательности своим друзьям.
Рыночная площадь Вюрзелена с собором Сан Себастьяна. Отсюда началась автобусная часть нашей поездки.
Железнодорожный вокзал Аахена. Здесь мы пересели с автобуса на поезд в направлении Бельгии.
Кондуктор поезда проверяет не только наши билеты и своевременность отправления, но и наличие масок.
Экипированные защитными масками, мы уселись в полупустой вагон.
Первая остановка - железнодорожная станция небольшого бельгийского городка Велькенрадт, где мы через несколько минут пересели на поезд в направление Льежа, пересекающий по диагонали всю Бельгию, через Брюссель, Брюгге до курортного Остенде на побережье Северного моря.
В 2007 город Льеж обзавёлся современным вокзалом Гийемен, спроектированным знаменитым испанским архитектором Сантьяго Калатрава. С тех пор вокзал стал первой достопримечательностью Льежа для многих посетителей этого города.
Лёгкие и одновременно удивительно эргономичные конструкции из стекла и бетона создают впечатление купола гигантского осевшего парашюта, накрывшего железнодорожные пути, перроны, переходы между ними, поезда, пассажиров.
Таким видится фасад вокзала с привокзальной площади.
О Льеже я уже писала ("Рассказ о Льеже", опубликованный на сервере "Заграница" в библиотеке Мошкова http://world.lib.ru/r/ruppert_m_l/rasskazolxezhe.shtml )
Льеж - стал первой жертвой в мировой войне 1914 года. Он был атакован немецкими войсками 5 августа и оккупирован через 11 дней. Поэтому, именно здесь, на холме Коинт, недалеко от вокзала Гийемен было выбрано место для строительства мемориала памяти солдат союзных армий, погибших в этой мировой войне (Interallie).
Мемориал был открыт в 1937 году, то есть непосредственно перед началом следующей, ещё более кровопролитной войны. Тогда еще никто не знал, что война 1914 года - это Первая мировая война, за которой последует Вторая. Мемориал 1937 года был практически полностью разрушен. Современный облик мемориала - результат восстановления его из руин к пятидесятилетию окончания Первой мировой войны. Работы по реставрации возобновились к столетию её окончания.
Вид с привокзальной площади Льежа на мемориал. Слева - башня-обелиск, справа - церковь (базилика) Святого Сердца.
Мемориал находится на вершине холма. Чтобы его достичь, нужно преодолеть подъём около 100 метров. Это мы сделали, разумеется, пешком.
По мере подъёма открываются боковые улицы- лестницы.
Мемориальные здания базилики и башни - обелиска.
Базилика Святого Сердца предназначалась для проведения там поминальных служб. Грустно смотреть, как ветшает ее облицовка. От прежних реставраций почти не осталось следов. Она по - прежнему недоступна для посещения.
Базилика Святого Сердца и башня - обелиск. Под обелиском находится крипта.
Этот мемориал - работа антверпенского архитектора Хосе Смольдерена. Помимо церкви Святого Сердца в ново-византийском стиле и грандиозной башни - обелиска, в него входят нескольких памятников, созданных странами - союзниками в Первой мировой войне: Испанией, Румынией, Великобританией, Грецией, Польшей, Италией, Францией и Россией. Часть этих памятников расположена внутри башни - обелиска, часть снаружи, на эспланаде.
Площадь около здания базилики. На ней проходили торжественные мероприятия с участием представителей противоборствующих стран по случаю столетия окончания Первой мировой войны.
Россию в мемориале представляет работа скульпторов Александра и Игоря Бургановых "Российским и советским воинам, павшим в годы Первой и Второй мировых войн". Над телом убитого солдата синяя птица поддерживает органные трубы. Монумент изготовлен при содействии Центра по сохранению российских воинских захоронений за рубежом при Министерстве культуры РФ и предан российским правительством в дар Бельгии в 2001 году. Металлические конструкции памятника обновили в 2017 году, к столетию окончания Первой мировой войны.
Выразителен памятник греческим солдатам. Пирамида шлемов похожа на гору черепов на картине художника В.В. Верещагина "Апофеоз войны" (1871 год).
Памятник бельгийскому солдату Первой мировой войны.
Памятная стела с благодарственным текстом защитникам Льежа в войне 1914-1918 годов от стран союзников.
При спуске вниз кое-что сфотографировали.
Симпатичный старинный особняк в югендстиле.
Вид площади вокзала Гийемен с современным высотным зданием.
От вокзала мы поехали автобусом в направлении исторического центра до бульвара и парка Аврой (Avroy Park). Он расположен в самой южной части исторического центра.
В парке сохранён живописный пруд с островками. Он когда-то соединялся с рекой Маас и был речным портом Льежа с причалами для лодок. Сейчас выход к Маасу засыпан, а образовавшийся пруд стал центром парка Аврой.
Островки и берега пруда в парке Аврой.
В непосредственной близости к парку на бульваре Аврой установлена конная статуя императора Карла Великого, основателя династии Каролингов. Он сыграл большую роль в утверждении государственного статуса Льежа. Согласно легенде, он родился недалеко от Льежа. На высоком постаменте памятника изображены его предшественники: родители - Пипин Короткий и Бертрада Лаонская и пращуры: майордомы Австразии Пипин Ланденский, Пипин Геристальский, Карл Пипин Мартелл, а также св. Бегга Анденская.
Памятник императору Карлу Великому и его предкам на бульваре Аврой. Латинская надпись на постаменте напоминает, что Карл Великий был "великим в войне и еще более великим в мире". Автор памятника профессор скульптуры Академии изящных искусств в Брюсселе Луис Джехотт.
Недалеко от памятника на этом же бульваре находится памятник уроженцу Льежа Фрере - Орбану.
Памятник Фрере - Орбану, главе правительства Бельгии с 1868 по 1884 год.
Фрере - Орбан (Frere-Orban, 1812-1896), видный политический и государственный деятель Бельгии. Он был убеждённым либералом и противником ограничения свобод. Либерализм Фрере - Орбана состоял в утверждении государственной власти над церковью и защите системы светского образования. Он способствовал государственной поддержке университетов Льежа и Гента.
В конце бульвара расположен памятник Шарлю Роже, одному из лидеров бельгийской революции 1830 года, в результате которой Бельгия получила независимость. Он, как и его соратник Фрере - Орбан, был либеральным государственным деятелем и менялся с ним на посту премьер - министра. В Льеже он учился в местном университете.
Памятник был установлен 17 сентября 1905 года ко Всемирной выставке и, одновременно, к 75-й годовщине независимости страны. Женская фигура слева символизирует Отечество (la Patrie), а лежащий у их ног лев является символом Бельгии. Работа скульптора Камиля - Марка Штурбеля и льежского архитектора Пола Яспара.
На следующих фотографиях у входа в парк изображён памятник участникам бельгийского сопротивления во Второй мировой войне. Он создан архитектором Полом Этьеном и скульптором Дюпоном. Памятник был открыт 8 мая 1955 г., в десятую годовщину капитуляции Германии
Вход в парк Аврой со стороны Мааса открывается символическими фигурами граждан Льежа, участников сопротивления. Они были на переднем крае борьбы против оккупации.
В память 17000 бельгийских борцов сопротивления против нацизма, погибших в период 1940-1945 годов.
Ниже памятника бойцам сопротивления в парке установлена урна с прахом погибших.
Девять провинций Бельгии представлены в форме медальонов вокруг урны. В урне хранится пепел бойцов сопротивления из лагеря Флоссенбюрг в Германии.
Скульптурные группы из чугуна на античные темы украшают дорожки парка. Они были приобретены городом Льеж в 1880 - 1881 годах. Античная тематика не чужда Льежу. Недаром в средние века его называли "Северными Афинами".
Лаокоон, работа жителей Родоса Агесандроса, Аценодора и Полидора, около 40 г. до н. э. Оригинал находится в музее Пио-Клементино в Ватикане.
Гладиатор с повязкой на левой руке и коротким деревянным свитком в правой руке. Фигура опирается на ствол дерева. Это репродукция произведения греческого скульптора Агасиаса, сделанная около 100 г. н.э. Оригинал находится в галерее Боргезе в Риме.
Персей (герой древнегреческой мифологии) держит в правой руке голову медузы Горгоны. Копия работы скульптора и живописца Бенвенуто Челлини во Флоренции.
Силен (сын бога Гермеса и нимфы) с младенцем Бахусом на руках. Копия эллинистического типа, найденная в Риме. Оригинал - в коллекции виллы Боргезе.
Полиги́мния или Поли́мния - в греческой мифологии муза торжественных
гимнов, а также сельского хозяйства и пантомимы. Она покровительствует поэтам - создателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов. Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Некоторые скульптуры шутники снабдили медицинскими защитными масками.
Протекающий неподалёку Маас разделяет западную историческую часть города и его промышленную часть на восточном берегу реки. Их соединяет мост имени короля бельгийцев Альберта Первого.
Вид с моста Альберта Первого на берега реки Маас. Слева - исторический центр, справа - бывший промышленный район.
Около моста короля Альберта Первого еще один памятник павшим во всех войнах, в которых принимал участие Льеж. А этих войн было немало.
Мост короля Альберта Первого.
Памятник королю Альберту Первому около моста его имени. Альберт Первый достойно правил страной до 1934 года. Будучи спортсменом, он погиб при восхождении на скалу недалеко от Динана.
Альберт Первый вошел в историю Бельгии с очень позитивным имиджем. Первая мировая война (1914-1918) пришлась на годы его правления. Несмотря на объявленный нейтралитет, немцы вторглись в страну. Бельгийцы открыли шлюзы, затопили берега реки Изер и превратили этот район в труднопроходимое болото. Это дало им возможность некоторое время удерживать плацдарм в неравной борьбе против захватчиков и, в конце концов, стабилизировать положение на фронте.
Каждое посещение Льежа приносит новые впечатления. Так и на этот раз, нам удалось побывать в церкви Святого Иакова Алфеева (St. Jacques-le-Mineur), в которой мы раньше не бывали.
Следует сказать, что среди апостолов, учеников Христа было три святых с именем Иакова.
Самый известный из них Иаков Старший (Зеведеев), единственный апостол, чья мученическая смерть в Иерусалиме описана в Новом Завете. Существует легенда, что его тело было помещено в лодку и отправлено в плавание по Средиземному морю. Лодку прибило к берегу около нынешнего города Сантьяго-де - Компостелла в Испании. Там сейчас хранятся мощи св. Иакова (по-испански - Сантьяго). Этот испанский город со временем стал местом паломничества христиан всего мира. В христианском мире святой Иаков Заведеев изображается с посохом пилигрима как прошедший длинную дорогу мученичества. Путь и места остановок паломников к месту хранения мощей святого Иакова Зеведеева символически помечаются изображениями ракушек морского гребешка.
Святой Иаков Алфеев также один из 12 апостолов Иисуса Христа. Из-за смешения с другими Иаковами проследить его путь в христианской традиции сложно. О его смерти и погребении существует несколько версий. Апостола Иакова Алфеева часто путают с двумя другими апостолами с именем Иаков. Путанице способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим. Мощи этого апостола находятся в Риме в церкви "Двенадцать Апостолов". По другой версии в этом храме находятся мощи третьего Иакова, "брата Господня" - одного из "Апостолов от 70". Разобраться в этом, не могут даже специалисты - богословы.
Церковь святого Иакова Алфеева была основана в XI-м веке как церковь при Бенедиктинском монастыре. Первоначально она была выстроена в романском стиле . В период 1513 - 1538 годов церковь достраивалась в стиле поздней готики. От романского стиля остался портик XII-го столетия на западной стороне. Главный северный портал построен в стиле ренессанс.
Церковь святого Иакова Алфеева. Справа - самая старая романская часть церкви. За деревьями скрыт главный северный портал церкви.
Северный портал в стиле ренессанс появился в 1558 году. Исследователи предполагают, что его создал Ламберт Ломбардский - известный местный архитектор.
Трехнефный храм святого Иакова Алфеева, построенный в форме латинского креста, вытянулся на 50 метров.
Центральный неф алтаря украшен мраморными статуями святых работы скульптора Жана дель Коура и резьбой по камню. Настенные фрески датируются периодом с 1525 по 1531 годы.
Апсида алтаря имеет пять витражей XVI века, изготовленных между 1525 и 1531 годами.
Художественно-историческое наследие этой церкви является шедевром во многих элементах интерьера. К выдающимся произведениям искусства относятся стулья хора, выражающие средневековый образ мышления. Они датируются концом XIV века. Художественной резьбой изображены фантастическими и сатирическими фигуры, подобные химерам Нотр-Дам в Париже или фантазиям Босха.
Центральный неф с "каменным кружевом" свода. Вид в сторону входа и органа.
Большие окна с витражами XVI века обеспечивают прекрасную освещённость интерьера церкви. На витражах изображены библейские сюжеты и гербы средневековых ремесленных гильдий Льежа.
В конце XX века в церкви установили новый орган. Современный музыкальный инструмент имеет старинный корпус, снятый с предыдущего органа постройки 1600 года.
Особенно интересны две работы Жана дель Коура. Они находятся в центральном нефе церкви.
Скульптура святого Иакова (1691 г). Его имя в этой церкви почему-то названо на английском языке - св. Джеймс. Считается, что он - покровитель горняков.
Скульптура святого Губерта Льежского - епископа Маастрихта и Льежа, 1689. Этот святой почитается как покровитель охотников.
Реликварий с косточкой руки св. Ламберта. Мощи св. Ламберта хранятся в раке кафедрального Собора св. Павла, недалеко от церкви св. Иакова.
Распятие из латуни. Работа, характерная для льежских мастеров.
Не зря считается, что церковь святого Иакова одна из самых красивых в Бельгии (безукоризненные пропорции здания, много света, готический стиль, великолепные резьба по дереву и камню, росписи на потолках, хоры XIV-го века, витражи XVI-го века, барочные статуи скульптора Жана дель Коура).
Недалеко от церкви св. Иакова Алфеева на Соборной площади горожане Льежа установили памятник скульптору Жану дель Коуру (1627 - 1707). В возрасте 15 лет дель Коур стал учеником монаха Арнольда Хенрарда. Позже он отправился в Рим и стал учеником великого итальянского скульптора Бернини. В 1661 году дель Коур вернулся в Льеж.
Этот скульптор создал много мраморных изваяний для многих церквей Льежа, в том числе для церкви святого Иакова Алфеева. Он также автор нескольких городских фонтанов, определивших сегодняшний облик города.