Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Долина Луары, Бретань, Нормандия

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 7, последний от 16/11/2010.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 15/11/2010. 14k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  • Иллюстрации: 8 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Еще одно лицо Франции - северное. Очень отличное от южного, центрального, восточного. Своеобразная природа – арена средневековой истории. Люди, пребывание которых ощущается в результатах их труда. Не могу отдать предпочтение тому или иному городу, месту. Все надо видеть, прочувствовать, узнать. Разнообразие, создающее наполнение жизни.


  •    ДОЛИНА ЛУАРЫ, БРЕТАНЬ, НОРМАНДИЯ
      
      
       Долина Луары - место действия бурной средневековой истории Франции. В соответствии c возможностями тогдашних коммуникаций, размер государства определялся его центром - замком и окрестностями. Здесь насчитывалось несколько тысяч замков. Каждый из них был укреплен для отражения нападения противника. Помимо толстых стен, использовались природные возможности - реки, болота, горы, обрывистые скалы. Каждое государство ощущало себя объектом добычи для соседей и, одновременно, не упускало возможности округлить свои владения за счет других. Размеры "округления" иногда были очень велики, но удерживать их, оборонять и управлять ими, было чрезвычайно трудно. Тем более что главным средством присоединения были войны. Отсюда крушение империй и пульсация "взлетов" и "падений" отдельных государств. Стратегическое значение замков утратилось после изобретения огнестрельного оружия. Тем не менее, замки продолжали строить, как предмет самоутверждения, демонстрации блеска, роскоши, могущества.
      
       Глобализация, начавшаяся не сегодня, вела к укрупнению княжеств, вплоть до нынешнего государственного оформления, а замки, как памятники эпохе, остались свидетелями былых событий, взаимоотношения соседей, развития вооружения, материальной культуры, фантазии строителей. Сейчас во Франции насчитывается около сотни замков, находящихся в государственном или частном владении. Большинство используется как музеи. Мы осмотрели три из них Шамбор, Шенансо и Амбуаз.
      
       Огромная территория парка замка Шамбор окружена высокой стеной. Испокон века здесь проводились псовые охоты. Сам замок расположен в болотистой пойме реки. Высокое трехэтажное здание завершается "лесом" башен, куполов, шпилей, балюстрад. Все разновысоко, разноформенно, живописно.
     []
    Замок Шамбор. Крыша с башнями и трубами
    Белый камень на фоне черной сланцевой черепицы. Квадратный в плане, с вписанным квадратным донжоном (главной башней). Каждый угол скругляет башня c винтовой лестницей. Наибольшее впечатление производит главная лестница в центре донжона. Винтовая, с двойным поворотом, с полой почти двухметровой ширины осью. Двойной поворот, то есть две параллельные лестницы вокруг одной оси, возможен благодаря огромной высоте потолков 7-8 метров. Говорят, что к проектированию лестницы причастен Леонардо да Винчи. По лестницам можно передвигаться, не пересекаясь.
     []
    Замок Шамбор. Лестница Леонардо да Винчи
    В каждом зале гигантские камины, в которых при желании можно зажарить быка. Наконец начинаешь понимать, что многие башни, видимые снаружи, являются дымоходами этих каминов. Замок основал Франциск 1, продолжил строительство его сын Генрих II, живал Людовик Х1У, Станислав Лещинский, граф Шамборский. Здесь состоялась премьера Мольеровского "Мещанина во дворянстве". Складывается впечатление, что в замке обитали великаны и что им было очень трудно натопить помещение.
        []
       Замок Шамбор. Общий вид
    Замок Шенонсо особенно симпатичен. Укрепленная часть его сохранилась в виде одинокой башни, зато жилая часть представляет собой шестипролетный мост через довольно большую реку Шер. Жилые мосты не редкость в Европе. Они встречаются и в Германии и в Италии. Обычно они застроены разнородными небольшими домиками. Здесь же белый гармоничный дворец с двухэтажной галереей и окнами, смотрящими вверх и вниз по течению. В замке сохранилась мебель, произведения искусства, гобелены, кухонная утварь. Обилие спален. В разные времена здесь обитали: фаворитка Генриха II Диана де Пуатье, его же жена Екатерина Медичи, ее дочери королева Марго и Елизавета Французская, Мария Стюарт и другие. После убийства короля Генриха Ш здесь провела остаток жизни его вдова - траурная "Белая Королева" Луиза Лотарингская. Почему-то именно спальни являются памятником этим женщинам. Перед замком разбит роскошный французский регулярный сад с фонтанами, партерами с облачками цветущих лобелий, лабиринтами.
       Замок Амбуаз находится в одноименном городке, на горе высокого берега Луары. Основанный в 13 веке, он пережил периоды популярности и забвения. Наивысшей значимости он достиг во времена Франциска 1. Этот король, известный своими ратными, не всегда удачными, делами, был покровителем искусств. Он пригласил для работы во Франции известных итальянских художников, скульпторов, архитекторов. Среди них был Леонардо да Винчи. Он жил в Амбуазе, принимал участие в архитектурном оформлении замков Амбуаз, Фонтенбло, Шамбор. Здесь же он завещал себя похоронить. Его могила находится в часовне Святого Губера. Утверждают, что при вскрытии захоронения, тело не обнаружено. Это еще одна загадка, которая осталась после этого гениального человека.
      
          []
       Улица Амбуаза
      
       Через город Ле-Ман на север к заливу Сен-Мало, что в Атлантике. Наша цель монастырь Мон-Сен-Мишель. Он расположен в мелководной бухте, куда впадают три небольшие речки. Местность абсолютно ровная и вдруг вырисовывается сложный силуэт горы со шпицем собора. Тектонические силы вознесли остров над окружающей местностью, а отложение наносов, приносимых реками и приливо-отливными течениями, завершили картину. Сейчас малая вода. Бухта - слегка покрытое водой морское дно, в котором хорошо прослеживаются русла впадающих рек. Во время прилива уровень поднимается иногда на 15 метров. К монастырю можно подъехать по искусственной дамбе. Строения срослись с островом. Для них используются любые относительно ровные площадки. Окружность острова около одного километра. Высота около 80 метров. Строения повторяют форму скалы. Каждый нижний ярус является фундаментом для верхнего.
          []
       Остров Мон-Сен-Мишель
      
       Это природное чудо не могло не привлекать людей. Возникновение аббатства относится к восьмому веку. Орден Св. Бенедикта со строгим уставом, предписывает неустанную молитву и труд. Труд очевиден. Бретань и Нормандия - места вооруженного противостояния Англии и Франции. Укрепления монастыря устояли против всех натисков англичан. Во время революции крепость использовалась как тюрьма. Как известно, тюрьмы, особенно во время судьбоносных событий, общественно необходимы, поэтому монастырь не очень пострадал в 19 веке. Сейчас аббатство Мон-Сен-Мишель имеет статус памятника Всемирного наследия.
      
       Аббатство располагается на нескольких уровнях. Их нельзя назвать этажами, потому что каждое строение соединяется с другим наклонными галереями, лестничными переходами, а расположенный в центре утес от уровня к уровню выклинивается. Только последний уровень покоится выше естественной скалы на сооружениях нижнего яруса. Помимо собора Св. Михаила, в монастыре находится зал для приема высокопоставленных особ, рыцарский зал, трапезная, несколько крипт, часовен, открытых и закрытых галерей, террас, богадельня для приема простого люда, цистерна для сбора дождевой воды. Все, что необходимо для полной автономии. За пределами осмотра находится дортуар и монашеские кельи. В аббатстве обитают до шестидесяти монахов. Они дают обет никогда не выходить из обители. Удивляет аскетизм убранства. Полное отсутствие картин, скульптур, икон. В соборе только распятие. Шпиль собора венчает статуя Св. Михаила, сделанная в конце 19 века. Архангел Михаил, полководец небесного воинства, поражает демона и препровождает по назначению души умерших, предварительно взвесив их добродетели и пороки.
      
       Вокруг монастыря гуляет пронзительный ветер. Кажется, он достигает мозжечка. Это обычное состояние погоды для этих мест. Ветру есть, где разгуляться - простор Атлантики и полная незащищенность залива. Вспоминается недавняя история в конце Второй мировой войны. Союзники готовили десант для высадки в Нормандии. Необходимо было выбрать относительно безветренный день. Как известно, погода формируется с запада и для ее предсказания необходимы данные наблюдений в центре Атлантики - Исландии, Гренландии и островах. Немцы таких данных не имели. Поэтому не без оснований полагали, что погода всегда плохая и десант невозможен. И расслабились - начальство поехало в отпуска развлечься и отдохнуть. А все же пара относительно тихих дней была спрогнозирована и использована. Десант высадился. Так произошло то, что произошло.
        []
      
       Аббатство Мон-Сен-Мишель
      
       Пересекаем Нормандию. Главная сельскохозяйственная культура яблоки. Провинция Кальвадос. Яблони высокие с развесистыми кронами, выросшие, кажется, там, где им захотелось. Совсем не яблоневые плантации Бельгии или Голландии с рядами низеньких деревьев, уходящими за горизонт. Под яблонями пасется скот. Все очень патриархально. Здесь производятся яблочный сидр и хорошо теперь нам знакомая яблочная водка Кальвадос.
       С кальвадосом я заочно познакомилась, прочитав в студенческие годы романы "Триумфальная арка" и "Три товарища" Ремарка. Это были открытия. Незнакомый стиль, другие герои, другие ценности, другой образ жизни.... Для людей только что окончивших школу и сдавших экзамен по литературе, где в каждом билете повторялся вопрос о Постановлении Партии и Правительства о журналах "Звезда" и "Ленинград", чтение Ремарка вызвало шок и, конечно, образец для подражания. Ходили компаниями по скудным ленинградским кафе-мороженым. Брали по крохотному шарику и половинке граненого стакана грузинского сухого. Выпивали и шли в следующее. Так был "шикарнее". В воздухе висело слово "Кальвадос". Все знали, что это яблочная водка, но никто никогда не пробовал и не имел шанса попробовать. Это был символ красивой жизни, великой любви, благородных героев, романтических страданий, неожиданных потерь, несбывшихся надежд. С тех пор это слово сопровождало всю жизнь, хотя его романтизм с годами несколько потускнел.
      
       По дороге восвояси остановка в Руане. Это крупный промышленный город и важный порт на Сене. До него доходят морские суда. В историю Франции он вошел как свидетель мрачного события Столетней войны: королевского предательства неистовой Жанны д'Арк, суда над ней и знаменитого аутодафе на площади Старого рынка. Сейчас на этой площади, окруженной своеобразными типично французскими фахверками с преобладанием вертикального членения, находится современный собор необычной формы. Он напоминает костёр с языками пламени, а может быть, тело огромного дракона с расходящимися чешуйчатыми пластинами, Хвост дракона выклинивается в галерею, крытую черной сланцевой черепицей. Здесь же скульптура Жанны, не воительницы, а просто девы.
      
      
        []
       Улица Руана
      
       Очень хорош город с узкими улицами, неожиданными стенами с барельефами и арками. Белый резной собор Богоматери, украшенный двумя разновысокими башнями. В соборе похоронены Ричард Львиное Сердце и Генрих П. По внешнему облику главному собору не уступают соборы Св. Уана, Св. Маклу, церкви Св. Лорана, Св. Годара и Св. Патриса. Все это 14-16 века.
      
      
        []
       Руан. Фасад собора Богоматери
      
       Внутреннее убранство соборов не по-католически скромно. Возможно, по ним прошлась Французская революция, отрицавшая традиционную религию и насаждавшая свою. В более новой части города установлена конная статуя Наполеона 1. Руан, известный еще в римские времена, был завоеван норманнами и стал столицей Нормандии. Присоединился к Франции в 1204 году. Тридцать лет находился под властью англичан. Сильно пострадал во времена преследования гугенотов. Создается впечатление некоторой запущенности, отсутствия лоска, присущего городам с индустрией туризма. В фахверковых домах множества лавочек с антиквариатом на любой вкус, местным очень живописным фаянсом. Общее впечатление: Руан - город с собственным выразительным лицом, богатой историей, достойной современностью, но недостаточно оценённый, как туристический объект.
      
       Еще одно лицо Франции - северное. Очень отличное от южного, центрального, восточного. Своеобразная природа - арена средневековой истории. Люди, пребывание которых ощущается в результатах их труда. Не могу отдать предпочтение тому или иному городу, месту. Все надо видеть, прочувствовать, узнать. Разнообразие, создающее наполнение жизни.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
  • Комментарии: 7, последний от 16/11/2010.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 15/11/2010. 14k. Статистика.
  • Обзор: Франция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка