Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Многоликий Мюнхен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 24/04/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 14/07/2018. 42k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 79 штук.
  •  Ваша оценка:

      
      Бавария - самая богатая и успешная земля в Германии. Здесь минимальный уровень безработицы, самые высокие доходы населения, бюджет с отсутствием долгов. Мюнхен держит первенство в Евросоюзе по внедрению цифровых технологий. Мюнхену принадлежит треть патентов, полученных в Германии. Почти 40% потребляемой энергии здесь получают из возобновляемых источников. Соответственно, экологическая обстановка в городах Баварии наиболее благоприятна. Это обеспечивает современную привлекательность Баварии.
      Бавария - одно из старейших государств в Европе. История упоминает первого баварского герцога Гарибальда I (500-593), родственника Меровингов. С 1180 и до 1918 года Баварией правила династия Виттельсбахов. Бавария была герцогством, курфюршеством. В 1806 году она была возвышена до уровня королевства. В 1871 году Бавария вошла в состав Германской империи.
      После поражения в Первой мировой войне революция свергла императора. Была установлена Веймарская республика. В 1919 году в Мюнхене были провозглашены две Баварские советские республики. Среди лидеров этих революций были и евреи, выходцы из России. Эти революции послужили толчком волнам антисемитизма и антикоммунизма, которые в дальнейшем были использованы национал-социалистической партией для пропагандистского оболванивания народа и принятия расистских законов.
      Именно в это время на политическую арену выходит Адольф Гитлер. Рожденный в Австрии, он приехал в Мюнхен в надежде сделать карьеру. Карьера художника не удалась, а начавшаяся война привела к его мобилизации и отправке на фронт. После ранения и окончания войны Гитлер был демобилизован именно в Мюнхене. Здесь он начинал свою политическую карьеру, основанную на его ораторских способностях и пропагандистской риторике.
      В ноябре 1923 году Гитлер предпринял первую попытку захватить власть во время "пивного путча". Это произошло в мюнхенской пивном зале Bürgerbräukeller (здание снесено в 1979 году). При столкновении с полицией погибли 16 человек со стороны путчистов и 4 человека со стороны правительства. Жертвы этого переворота с нацистской стороны были объявлены мучениками. В их честь был возведен "Храм почета" (ныне снесён). Он находился на одной оси с пропилеями и античными зданиями Королевской площади. В 1935 году сюда перенесли и торжественно установили саркофаги с их телами. Около этого сооружения стоял караул, а от проходящих граждан требовали отдание части - нацистского приветствия. Желающие уклониться от этого действия обходили храм почета по близлежащему переулку. Их следы увековечены теперь золотой дорожкой на мостовой.
     
        []
     
      "Золотая дорожка".
     
      После провала путча Гитлер оказался в тюрьме. Здесь он написал знаменитую "Mein Kampf", ставшую идеологическим манифестом национал-социализма.
      Деятельность национал-социалистов распространилась по всей Германии. В Мюнхене Гитлер всегда имел много сторонников. Здесь зародилось "Движение" (die Bewegung) - так называли борьбу за власть национал-социалистов. Его штаб-квартирой стал "Коричневый дом", здание гитлеровского партийного центра (НСДАП) в Мюнхене. После войны оно было снесено и на его месте построен документационный центр истории национал-социализма.
      
     []
     
      Здание документационного центра истории национал-социализма построено на месте снесённого "Коричневого дома". Его экспозиция представляет историю возникновения и становления нацизма в Германии, которая во многих исторических моментах связана с баварской столицей.
      
      []
     
     
      Подобные кадры в годы нацистского режима демонстрировали всенародную поддержку. И эта поддержка обернулась трагедией для всех народов Европы, не исключая германский народ.
     
      В Мюнхене, ещё в 1939 году, была осуществлена тщательно подготовленная попытка покушения на Гитлера, Геринга и Геббельса, Покушение организовал и осуществил плотник по профессии, убеждённый антифашист Иоганн Георг Эльзер, который после подписания Мюнхенского соглашения 1938 года пришёл к выводу, что только физическое устранение Гитлера может остановить капитуляцию Европы перед гитлеровским режимом. Эльзер готовил покушение во время ежегодной встречи ветеранов партии. Гитлер произносил речь в пивном зале Bürgerbräukeller. Эльзер стал почти ежедневно бывать пивном зале и украдкой выдалбливать в колонне около трибуны полость для заложения взрывчатки с часовым механизмом. Ему потребовалось почти два месяца, чтобы это осуществить.
      В годовщину "Пивного путча", 8 ноября 1939 года Гитлер выступил в Мюнхене в этом пивном зале с традиционной речью, не подозревая, что в колонне перед трибуной спрятана бомба с часовым механизмом. Тиканье часов заглушал корпус из пробкового дерева. Гитлер каждый год начинал и заканчивал выступление в одно и то же время. Но в этот раз он, спеша вернуться в Берлин, ограничился кратким приветствием, поэтому завершил речь на несколько минут раньше.
      После его отъезда раздался взрыв. Семеро человек были убиты, около 60 оказались ранены. Эльзера вскоре арестовали, однако фюрер, вопреки ожиданиям, не расправился с заговорщиком, а заключил его в концлагерь Дахау. Там он просидел почти всю войну, пока 9 апреля 1945 года, за 20 дней до освобождения лагеря, его не расстреляли.
      
      Мюнхен относится к числу городов, названия которых стали в недавнем прошлом значимыми в истории не только своей страны, но и всей Европы. Мюнхенское соглашение (для передачи сущности которого часто используется пропагандистски окрашенное слово - "сговор"), мюнхенский "пивной путч", мюнхенское решение о "хрустальной ночи", "мюнхенские убийства" во время Мюнхенской олимпиады 1972 года, мюнхенская речь президента России и даже пиво "Красная Бавария", как своеобразный отклик Советского союза на революцию в Баварии 1918 года, - далеко не полный перечень узнаваемых речевых штампов, возникших после известных событий XX века. Чтобы понять, насколько точно соответствуют эти названия происходившим событиям, лучше побывать "на месте".
      Институт Штреземана (Gustav Stresemann Institut), расположенный в Бонне, организовал поездку - семинар в Мюнхен для выходцев из бывшего Советского Союза. Мы приняли в ней участие. Программа семинара предусматривала ознакомление с гитлеровским прошлым Мюнхена и поездку в концентрационный лагерь Дахау.
     
     []
     
      Для поездки в Дахау природа отпустила нам самый дождливый и ненастный из четырёх дней, проведённых в Мюнхене.
     
      Дахау был первым концентрационным лагерем Германии, расположенным примерно в 20 км от Мюнхена. Он был основан в марте 1933 года. Этому предшествовали, так называемый "поджог Рейхстага", не вполне успешные с точки зрения нацистов, выборы в Рейхстаг и введение чрезвычайного положения, позволяющее быстро принимать нужные Гитлеру законы. Поэтому появление лагеря было конъюнктурно предрешено. Приказ о строительства лагеря в Дахау подписал Генрих Гиммлер, в то время действующий начальник полиции Мюнхена. Полицейская школа в этом лагере дрессировала своих учеников в духе безжалостности к противникам режима.
      До начала Второй мировой войны в Дахау содержались лица немецкой национальности, согласно расовой теории нацистов, "загрязняющие" арийскую расу. Это были противники национал-социализма (коммунисты, социалисты, непокорные священнослужители), гомосексуалисты, душевно больные люди, проститутки, наркоманы и уголовники. Первоначальное количество заключённых в Дахау составляло 5000 человек. К окончанию Второй мировой войны бараки Дахау прошли 250 тысяч человек, из которых 70 тысяч были уничтожены.
      Все узники концлагеря были обязаны носить отличительные знаки на верхней одежде, в том числе порядковый номер и цветной треугольник (Winkel) на левой стороне груди и правом колене. Политические заключённые носили треугольник красного цвета, уголовники - зеленого, "неблагонадёжные" - черного, гомосексуалисты - розового, цыгане - коричневого, евреи - желтого, а также, помимо треугольника, шестиконечную звезду Давида жёлтого цвета.
      Этот лагерь с самого начала его возникновения стал моделью для дальнейшего использования системы концентрационных лагерей в Германии как источника рабского труда, проведения на людях медицинских экспериментов и отработки методов массового уничтожения противников режима. Что касается массового уничтожения по расовому признаку евреев и цыган, то для этого во Время второй мировой войны были построены специальные лагеря на территории Польши. В Дахау и, особенно, в Бухенвальде, где выстрелами в затылок при измерении роста были умерщвлены 7000 русских военнопленных, этим также не пренебрегали.

       []

      Вход в лагерь через это помещение администрации лагеря - музея. В былые времена здесь находилась эсэсовская администрация. Наверху здания - наблюдательная вышка службы охраны.

       []

      Экскурсанты уже на территории лагеря Дахау. На воротах также, как и в Освенциме написано "Arbeit macht frei".

       []

      В таких бараках жили заключённые концлагеря.

       []

      Двухэтажные нары для заключённых.

       []

      Стена с назиданиями потомкам.

       []

      В музее обращает на себя внимание выразительный памятник заключенным Дахау, каждый день, отправляемых на непосильный труд.

       []

      На стенде музея - история создания и ноты лагерной песни "Dachaulied".

        []

      Памяти заключённых, погибших в Дахау.

     

      Рядом с крематорием находятся капеллы католической, лютеранской, иудаистской конфессий.

     []

    Здесь есть и ортодоксальная капелла.

       []

      Еврейская капелла.

       []

      Печи крематория лагеря Дахау.

        []

        []

      Памятник узникам Дахау. Заключённые, повисшие на колючей проволоке под высоким напряжением. Жизнь в Дахау описал Э.М. Ремарк в романе "Искра жизни".

      Принято считать, что сопротивление нацизму, зародившееся в германском народе во время Второй мировой войны, ограничивается единичными случаями попыток покушения на Гитлера, подобной, совершённой в 1939 году И.Г. Эльзером, или более известной, исполненной в 1944 году полковником вермахта фон Штауффенбергом и группой военных, ощутивших нарастающий крах гитлеровского режима.
      Но сопротивление режиму не ограничивалось случаями индивидуальных покушений. Во время начавшейся Второй мировой войны в Мюнхене была создана подпольная организация "Белая роза", в которую входили, в основном, студенты медицинского факультета Мюнхенского университета. Это группа сопротивления действовала с июня 1942 по февраль 1943 года.
      Группа сопротивления "Белая роза" была создана, когда до военного поражения Германии оставалось ещё три года. На общее решение членов группы принять участие в акциях сопротивления повлияли их христианские убеждения и возмущение проводимой властями Германии расистской политики.

      Ниже фотографии основных членов группы сопротивления "Белая роза".

       []

      Казнённые члены группы: "Белая роза". Слева направо и сверху - вниз.
      Ганс Шолль,", студент медицинского факультета.
      Софи Шолль, студентка философского факультета, сестра Ганса. Казнены в феврале 1943 года.
      Александр Шморель, выходец из России, студент медицинского факультета. Казнён в июле 1943 года.
      Курт Хубер, профессор философии Мюнхенского университета, казнён в июле 1943 года.
      Кристоф Пробст, студент медицинского факультета, казнён одновременно с Гансом и Софи Шолль в феврале 1943 года.
      Вилли Граф, студент медицинского факультета, казнён в октябре 1943 года.
      Ганс Лейпельт, студент химического факультета, казнён в январе 1945 года.
      Деятельности "Белой Розы" посвящен музей-мемориал в главном здании Мюнхенского университета.
      Обе площади перед главным зданием университета были названы именами руководителей "Белой розы": площадь брата и сестры Шолль (Geschwister-Scholl-Platz) и площадь профессора Хубера (Professor-Huber-Platz).

     

       []

      Площадь брата и сестры Шолль (Geschwister-Scholl-Platz).

      

        []

     

      Площадь профессора Хубера (Professor-Huber-Platz).

        []

      Обе университетские площади. На переднем плане Geschwister-Scholl-Platz, за ней Professor-Huber-Platz.

      

      Оставил о себе память и Александр Шморель, который был причислен русской православной церковью в 2012 году к лику святых под именем Александр Мюнхенский. Его история заслуживает отдельного рассказа. Он родился в Оренбурге. Его отец - немец по происхождению, мать - русская. Попав в Германию мальчиком, закончив там среднюю школу и поступив в Мюнхенский университет, он в 1941-1942 годах участвовал в войне против СССР, где вместе со своими товарищами по университету Гансом Шоллем и Вилли Графом был свидетелем жестокого обращения с советскими военнопленными и мирным населением оккупированных территорий СССР. Он нёс службу в 252-й пехотной дивизии в районе Гжатска. Кратковременное пребывание в России, куда он был направлен во время войны как будущий военный врач, он воспринял как возвращение на Родину. Александр устанавливал контакт с местным населением, переводил товарищам по "Белой розе" разговоры с крестьянами и даже организовал хор военнопленных.
      
      Возвратившись с фронта, Александр снова приступил к учёбе в университете. Весной и осенью 1942 года Шморель, вместе со своим товарищем Гансом Шоллем, сочинял и распространял листовки, сплотив вокруг себя сторонников, объединившихся в группу "Белая роза". В неё вошли: Вилли Граф, Кристоф Пробст и Софи Шолль, а чуть позже ребята привлекли к своей деятельности профессора философии Курта Хубера. С Вилли Графом он по ночам наносил на стенах домов лозунги "Долой Гитлера!" (Nieder mit Hitler!) и "Свобода!" (Freiheit!). Все члены группы были переданы в руки гестапо охранной службой университета.
      Документы о деятельности группы "Белая роза" собраны в мемориальном музее, расположенном в атриуме университета.

        []

       "Свобода", "Долой Гитлера!", "Гитлер - массовый убийца".

        []

      Портреты противников режима группы "Белая роза".

        []

      Памятный бюст Софи Шолль в вестибюле университета.

      Основная деятельность группы "Белая роза" была сосредоточена на изготовлении и распространении листовок. Всего было отпечатано шесть листовок антивоенного содержания. Листовки оставлялись у дверей аудиторий, в местах скопления студентов, таким образом, чтобы сами члены этой группы не попадались на глаза службе охраны университета. И всё-таки, тотальная государственная слежка и недостаточная осторожность молодых участников группы, привели к тому, что все они были арестованы и вскоре после этого казнены.

      Эти листовки стали своеобразным памятником у стен университета.

       []

      Памятник антигитлеровским листовкам и их распространителям вмонтирован навечно в мостовую площади в виде керамических плиток перед входом в университет (Ludwig Maximilians Universität).

      Традиция распространения листовок в Мюнхенском университете поддерживается и сегодня. В какой-то момент их разбрасывают в атриуме. Я подобрала одну из них. Вспоминается героическая деятельность "Белой розы". Краткое содержание листовки: "Действительно ли мы живем в справедливой стране и справедливом мире? Все больше денег уходит на экспорт оружия. Физическая работа заменяется достижениями компьютеризации. Это, конечно, хорошо, но одновременно это становится могучим инструментом власти для манипулирования сознанием. Необходимо думать критически, более, чем когда-либо раньше в истории. Необходимо быть бдительным и побуждать к размышлению. Студенты, давайте понять, что мы люди, а не запасные части машин". Такие идеи волнуют современное поколение студентов.
      Мюнхенский университет сейчас - первый по численности студентов очного обучения в Германии. На его восемнадцати факультетах учатся около 50000 студентов (в Германии существует ещё заочный университет в г. Хагер, насчитывающий 75 тысяч студентов-заочников).

        []

      Эта скромная табличка на стене главного корпуса университета свидетельствует о поручении королём Людвигом I архитектору Фридриху фон Гертнеру (Friedrich von Gärtner) построить главное здание университета. Оно было возведено в 1835-1840 годах. Так что Мюнхенский университет в нынешней конфигурации, относительно молодой.

      Корни Мюнхенского университета восходят к 1472 году. Он был основан герцогом Людвигом IX. Тогда он назывался Баварским и находился в городе Ингольштадт, а затем, с 1800 года, в городе Ландсхут. Сейчас Мюнхенский университет, после переезда в 1826 году из Ландсхута в Мюнхен носит имена его основателя герцога Людвига IX и короля Максимилиана I Иосифа, при котором университет был переведён из Ингольштадта в город Ландсхут .

      Знаменитые выпускники университета:
      Карл Карстенс, президент ФРГ 1979-1984
      Карл Ясперс, немецкий философ
      Конрад Аденауэр, первый канцлер ФРГ 1949-1963
      Лион Фейхтвангер, немецкий писатель
      Людвиг I, король Баварии в 1786-1868
      Людвиг III, король Баварии в 1845-1921
      Макс Вебер, немецкий социолог и экономист, профессор
      Макс Планк, немецкий физик
      Освальд Шпенглер, немецкий философ
      Патрик Зюскинд, немецкий писатель и киносценарист, автор знаменитого "Парфюмера"
      Райнер Мария Рильке, немецкий поэт
      Рихард Штраус, немецкий композитор
      Роман Герцог, президент ФРГ 1994-1999
      Теодор Хойс, президент ФРГ 1949-1959
      Франц Йозеф Штраусс, немецкий политик.

        []

      Атриум университета.

        []

      Традиционный университетский коридор.

        []

      В интерьере помещений присутствуют копии античной скульптуры. Римская копия статуи Поликлета "Дорифор" демонстрирует красоту человеческого тела.

        []

      Студенты пристроились у стены возле розеток для подключения компьютеров.

        []

      К экзаменам можно готовиться и так.

      От университетских площадей начинается широкая парадная улица Ludwigstrasse, длиной около километра. Она со стороны "королевской" части города, оформлена в виде Триумфальной арки Победы "Siegestor" (арх. Friedrich von Gärtner). Это монументальное выражение военной славы было воздвигнуто при Людвиге I в стиле триумфальной арки императора Константина. Арка увенчана бронзовой скульптурой Баварии, которая правит колесницей, запряжённой четырьмя львами.

       []

     []

      Арка Победы со стороны города (верхний снимок) и со стороны университета (нижний снимок).

      При реставрации ворот в 1958 году, были умышленно оставлены некоторые следы разрушения. На воротах появилась надпись: "Dem Sieg geweiht, vom Krieg zerstört, zum Frieden mahnend" (победе посвящены, войной разрушены, к миру призывающие). Эта надпись придает воротам современное и достойное звучание.

      Очень популярна в городе Одеонсплац. Название относит зрителей снова к античной Греции (одеон - театр). Но оформление этой площади всё же носит, в основном, "военно-патриотический" характер.

      Внимательно посмотрела в Интернете материалы об успехах Баварии в войнах. Они скромные. Тем не менее в городе много знаков, восхваляющих блестящие военные успехи королевства. В основном эти "успехи" увековечены в правление короля Людвига I Баварского, хотя много важных военных событий произошло во время правления его отца Максимилиана I, курфюрста, а с 1806 года короля Баварии.

        []

      Сам Людвиг I тоже удостоился памятника на площади Одеонсплац как полководец. Правда, на углах пьедестала установлены вполне мирные аллегорические фигуры - Религии, Поэзии, Искусства и Промышленности. Памятник установлен в 1862 году еще при жизни короля.

        []

      Церковь Театинцев (св. Каэтан) входит в архитектурный ансамбль площади Одеонсплац. Эта церковь - один из символов Мюнхена.

      Церковь Театинцев была одной из родовых усыпальниц династии Виттельсбахов и одновременно церковью ордена римской - католической церкви Театинцев. Это первая церковь, возведённая в стиле итальянского позднего барокко по северную сторону Альп. Построена в XVII веке в честь рождения кронпринца и будущего курфюрста Макса Эммануэля. Архитектор Агостино Барелли из Болоньи.

      Главное сооружение на площади Одеонсплац - Фельдхеррнхалле ("Зал баварских полководцев"). Оно создано в период с 1841 г. по 1844 г по образцу флорентийской Лоджии Ланци на площади Сеньории. Но если Лоджия Ланци - открытый музей, то в Мюнхене - бряцание оружием, восхваление военных побед Баварии. Снова инициатива Людвига I.
      Симметричные статуи полководцев отлиты из пушечной бронзы скульптором Шванталером.

        []

      Фельдхеррнхалле была построена архитектором Фридрихом фон Гертнером. Помимо своего символического значения, сооружение сыграло ключевую роль в плане застройки города, соединив старый центр с новой улицей Ludwigstrasse.

      Этот помпезный памятник баварской государственности своей "звериной" серьёзностью породил появление иронических высказываний жителей города по поводу изображенных персонажей и смыслового содержания центральной скульптурной группы (Баварской армии).

       []

      Лестницу в зал охраняют каменные львы. Левый - с приоткрытой пастью смотрит в сторону резиденции, правый - с сомкнутой - в сторону церкви Театинцев. Граждане шутят: "Монарху возразить можно, Господу - никогда!".

       []

      Памятник Баварской армии. Иронизируют, что истинный баварец - "Знамя отдаст, а женщину никогда!".

        []

      Граф Иоганн Церклас фон Тилли - полководец времён Тридцатилетней войны.

        []

      Князь Карл-Филипп фон Вреде - фельдмаршал, дипломат.

      Язвительные мюнхенцы говорят, что один из двух героев не баварец, а другой - не полководец (что правда).

      Явно преувеличенная оценка военных заслуг Баварии отражена в еще одном памятнике. Это - обелиск на Каролиненплац. Обелиски обычно устанавливаются в честь военных побед.

        []

      Обелиск на Каролиненплац посвящен баварцам, принимавшим участие в походе Наполеона на Россию в 1812 году. Наполеон бросил свою армию, в которой помимо французов, были баварцы, поляки и саксонцы. В этом походе погибли тридцать тысяч баварцев. Только две тысячи человек вернулись домой.
      Однако, пребывание Баварии на стороне Наполеона обеспечило правящей династии возвышение до королевского уровня и присоединение ряда соседних земель. Когда же участь Наполеона была предрешена, Бавария стала принимать участие в войнах уже на стороне антинаполеоновской коалиции.

      Людвиг I вошел в историю как любитель искусства, поэзии, музыки. Он стремился расширить и преобразовать Мюнхен, сделав из него "вторые Афины". Помимо военных восхвалений, он воссоздал на Кёнингсплац копии знаменитых античных сооружений. Это - Пропилеи и симметричные здания Глиптотеки и Государственной коллекции древностей. В основном, это постройки архитектора Лео фон Кленце в дорическом, ионическом и коринфском стилях.

        []

      Королевская площадь (Königsplatz).

        []

      Пропилеи (дорический канон).

        []

      Здание Глиптотеки, собрание античных скульптур (ионический канон).

        []

      Государственная коллекция древностей (коринфский канон).

      Считается, что собрания Людвига I античных скульптур и древностей в этих музеях уникальны. Возможно, но нам не удалось их увидеть.
      На мой взгляд копии античных зданий на королевской площади выглядят довольно уныло. Реинкарнации Афин не получилось. Нет Афинского рельефа, красок, знаков тысячелетней истории. Эти копии гармонируют с тяжеловесным Дворцом искусств и консерваторией, построенных недалеко в гитлеровские времена в присущем фюреру вкусе. Недаром во Дворце искусств проводились выставки "Entartete Kunst" (дегенеративное искусство) с намерением скомпрометировать искусство ХХ века. Нацисты нещадно изгоняли из художественного обихода сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм - все новые направления развития искусства. Это привело к массовой эмиграции художников, а часто просто к их гибели.

        []

      Вход в музей современного искусства Дворца Искусств.

        []

      В фойе музея - современная инсталляция.

      Недалеко о Дворца искусств, находится, так называемый, "Фюрербау", здание, которое было построено в 1933 - 1937 годах по проекту архитектора Пауля Трооста. Оно во времена правления Гитлера служило ему резиденцией. В этом здании состоялось подписание Мюнхенского соглашения 1938 года руководителями Англии, Франции, Италии, Германии, по которому Германии, без согласования с Чехословакией, передавалась Судетская область. Сейчас в здании располагается Мюнхенская Высшая школа музыки и театра.

        []

      Вход в Высшую школу музыки и театра. Администрация Мюнхена размышляет о снесении этого здания с сомнительным прошлым и мало интересной эстетикой.

      Король Людвиг I существенно изменил лицо Мюнхена. Ему удалось систематизировать коллекции живописи, собранные несколькими поколениями Виттельсбахов и им самим и создать первоклассный музей: Старая пинакотека. Это - его несомненное достижение. Позднее была созданы - Новая пинакотека и Современная пинакотека.

      Еще одно мероприятие, которое вошло в жизнь Мюнхена и создало городу всемирную славу. Это - Октоберфест. Праздник берет начало в 1810 году. Бракосочетание принца Людвига и Терезии Саксонской было ознаменовано народным гуляньем на лугу Терезии. Энтузиазм народа был так велик, что Людвиг постановил устраивать праздники каждый год. Постепенно праздник обзавелся традициями. Главная из них - потребление пива. Около пяти миллионов литров пива - обычная мера за шестнадцать дней. Съедаются тысячи цыплят и сотни тысяч сосисок. Устраиваются шествия и другие праздничные мероприятия. Последние годы Октоберфест вышел за пределы Мюнхена. Он устраивается и в других городах Германии.

      Людвиг I был не только ценителем искусств, но и ценителем женской красоты. В замке Нимфенбург он создал "галерею красавиц". Любовь к красавицам испортила королю репутацию. Лола Монтес, ирландка, выдавшая себя за испанку, танцовщица, авантюристка, появилась в Мюнхене и потребовала аудиенции с шестидесятилетним королем. Этому предшествовало покорение ею всей Европы. В нее были влюблены Лист, Бальзак, оба Дюма. Целая плеяда богачей ради Лолы лишилась своего состояния. Она без труда покорила престарелого короля. Это было бы приватное дело, если бы не политические и материальные притязания Лолы. Кабинет министров потребовал удаления Лолы из Мюнхена. Король уволил кабинет. Студенты университета требовали изгнания авантюристки. Король закрыл университет. В конце концов король был вынужден отречься от престола. Он передал власть своему сыну Максимилиану II. Наконец Лолу выдворили из Мюнхена. Она доживала в Америке. Время успеха прошло, она умерла в 42 года. В Мюнхене в замке Нимфенбург сохранился её портрет.

        []

      Портрет Лолы Монтес.

      Людвиг I несомненно вошел в историю. Строительные мероприятия, направленные на прославление Баварии - не главная его заслуга. Он был ценителем искусств, и со времени его деятельности Мюнхен получил неофициальное название города искусств.

      Надо отдать должное Людвигу I: им не забыты заслуги его отца первого короля Баварии Максимилиана I. На площади Виттельсбахер (Wittelsbacherplatz), стоит бронзовый конный памятник Максимилиану I (1756-1825). Это первый курфюрст, а затем и король Баварии в 1806-1825 годах. Площадь была спроектирована и застроена плодовитым немецким архитектором Лео фон Кленце, который также построил здание Нового Эрмитажа в Петербурге. Памятник стоит на фоне дворца Людвига-Фердинанда. Теперь здесь расположена - мюнхенская штаб-квартира концерна Сименс (Neue Siemens-Zentrale). Здание дворца органически интегрировано в комплекс - дворец князя Людвига-Фердинанда Баварского, принадлежащий концерну, и соседний с ним ультрасовременный комплекс Сименс. Последний находится за пределами площади, слева виден остеклённый переход в него из исторического дворца.

        []

      Памятник королю Максимилиану I на площади Wittelsbacherplatz перед штаб-квартирой концерна Сименс.

       []

      Но главный памятник королю Максимилиану I в Мюнхене стоит напротив Национального театра на площади его имени.

      Национальный театр в Мюнхене ведет свою историю с 1810 г., когда по указу короля Максимилиана I под руководством немецкого архитектора Карла фон Фишера было спроектировано здание в классическом стиле по образцу парижского Одеона. Его судьба была сложной. Театр дважды горел, первый раз еще на стадии возведения, второй - во время оперного спектакля. Новое здание, построенное с участием архитектора Лео фон Кленце, открылось в 1825 г. В 1943 г. оно было разрушено в ходе авианалета союзной авиации. Третий, и последний, раз Мюнхенский театр отстроили в 1963 г.
      Театр является главной площадкой Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета.

        []

      Площадь имени короля Максимилиана I Баварского (Max-Joseph Platz). Сам Максимилиан изображен на троне на фоне Национального Театра и королевской резиденции.

      Сбоку от памятника к площади примыкает южная сторона королевской резиденции.

       []

      Так эта сторона Резиденции выглядит с площади Max-Joseph Platz. Здесь же находятся главный вход в музей и галерею драгоценностей (Schatz Kammer).

      В Национальном театре впервые ставились оперы Вагнера "Золото Рейна" и "Валькирия". Известно, что король Людвиг II был большим поклонником музыки Вагнера. Он предпочитал слушать музыку в одиночестве. Ему исполняли оперы Вагнера при пустом зале. Позже было замечено, что в пустом зале акустика нарушается, поэтому партер заполняли солдатами, которым было запрещено оборачиваться и смотреть на царскую ложу, в которой находился король. Во время нашего пребывания в Мюнхене в театре представляли балет "Евгений Онегин" на музыку Чайковского.
      К площади Одеонсплац выходит своим юго-западным углом королевский парк Хофгартен (Hofgarten - придворный сад). Этот парк в стиле барокко заложен при курфюрсте Баварии Максимилиане I в 1613-1617 гг. (не путать с королём Максимилианом I, родившимся на столетие позже смерти курфюрста).

      Главным входом в парк являются ворота, обращённые к церкви Театинеркирхе, которые являются первой работой архитектора Лео фон Кленце в Мюнхене.

        []

      Парадные ворота в парк Хофгартен.

      С двух сторон парк ограничен галереями с аркадами. На северной стороне в галерее размещён музей театра. На западе - фрески Питера фон Корнелиуса - история династии Виттельсбахов. Здесь, на стенах, можно прочесть стихи Людвига I. В гитлеровские времена для утверждения арийской эстетики в аркадах также демонстрировались произведения "Entartete Kunst".
      Южную границу парка ограничивает улица Хофгартенштрассе, на которую выходят окна северного фасада комплекса Королевской Резиденции, а на востоке доминирует здание Баварской государственной канцелярии.

          []

      Улица Хофгартенштрассе и северный фасад Резиденции.

        []

      Северная и западная галереи парка.

        []

      Галерея с фресками Питера фон Корнелиуса.

        []

      Восточная сторона парка ограничена величественным зданием Баварской канцелярии.
      В центре парка установлена строгая, выполненная в древнегреческом стиле беседка, которую называют храмом Дианы. Она создана в 1615 году Генрихом Шойн Старшим.

     

        []

      Храм Дианы в центре парка Хофгартен. Судя по более ранним описаниям, храм венчала бронзовая фигура "Tellus Bavaria" - символ страны с атрибутами государственной власти. Ее создал в 1594 году Ханс Крумппер. Она символизирует богатство страны Бавария. На куполе павильона символ Баварии сегодня отсутствует. Эта фигура в огромном размере воспроизведена на лугу Терезы. (Фото Э. Лофенфельда).

      Посещение Баварской государственной канцелярии входило в программу нашей поездки в Мюнхен в качестве обязательного мероприятия.

        []

      Баварская государственная канцелярия. (Фото Э. Лофенфельда).

      В вестибюле посетители подвергаются строжайшему досмотру, подобному аэропортовскому, несмотря на вполне обыденное название "Канцелярия".
      Только внутри здания начинаешь осознавать, что находишься в главном правительственном учреждении земли Бавария и резиденции баварского премьер-министра, так что высокий статус безопасности при входе посетителей оправдан.
      Любопытна история создания ансамбля канцелярии. Когда-то в этой части парка Хофгартен находился пруд с перекачивающими насосами, которые обеспечивали водой окрестные фонтаны и протоки. Здесь устраивались праздники с танцами и угощениями. Позднее пруд был засыпан, а на месте теперешней канцелярии построена казарма на тысячу солдат. Частые заболевания солдат приписывали повышенной сырости здания, хотя есть предположение, что в этом виноват был расположенный недалеко квартал удовольствий. Разразившаяся эпидемия тифа в 1893 году окончательно скомпрометировала здание казармы и было решено его снести. Но военное министерство не хотело упускать такое престижное место. Его решено было использовать для музея армии. Инициатором такого музея был еще король Людвиг II. Он основал музей в 1879 году, но собрания хранились в других помещениях. Позднее для музея было возведено монументальное сооружение в стиле ренессанс с центральным куполом, двумя флигелями и конюшней. В 1905 году музей армии был торжественно открыт.
      Во время Второй мировой войны музей армии был разрушен ударами американской авиации. Относительно неповрежденной осталась центральная часть с куполом. Рассматривался вариант полного сноса здания, но он вызвал несогласие горожан. Было принято компромиссное решение сохранить купольную часть, а крылья здания оснастить современными пристройками из стекла и металла.
      Судьба здания решалась многие годы после войны. Его назначение и архитектура были предметами обсуждений и осуждений. Наконец был принят проект архитекторов Diethard J. Siegert и Reto Ganser. В 1993 году он был реализован.

        []

      Купольная часть здания канцелярии с узкими боковыми пристройками, прикрывающими крылья здания. Перед зданием стоит конный памятник основателю династии Виттельсбахов.

        []

      Основатель династии Виттельсбахов Оттон I по прозвищу Рыжий - первый герцог из этой династии. Династия Виттельсбахов правила Баварией с XII по XX век (1918г.).

        []

        []

      Перед конной статуей - заглублённый военный мемориал, так или иначе связанный с недавней нацистской историей. Он создан в период 1924-28 годах и функционировал до окончания Второй мировой войны. Видимо, помпезность такого военного памятника наверху уже неуместна и его главная скульптура - огромная фигура баварского солдата - находится в глубине в специальной крипте.

      Со стороны входа здание канцелярии ограничивает узкий канал-ручей.

        []

      Ручей около здания канцелярии превращён в регулярный канал. Он течёт к Английскому парку.
      А начинается он недалеко, около весьма значимого научного учреждения Германии - Института физики Общества Макса Планка (само общество имеет свои институты и филиалы во многих городах Германии). Мы прошли к нему вдоль канала после посещения Канцелярии.

        []

      Ручей выходит на поверхность около здания Института физики Общества Макса Планка.
      Институт физики Общества Макса Планка (Max-Planck-Institut für Physik) - специализируется в области физики элементарных частиц и астрофизики. Он также известен как институт Вернера Гейзенберга, его первого руководителя.

        []

      Вход в Институт физики Общества Макса Планка.

      Возвращаемся к государственной канцелярии.

        []

      Вестибюль канцелярии.

        []

      Купол здания изнутри.

        []

     Изящное кованое оформление лестницы.

        []

      От бывшего военного музея осталась только эта памятная доска об основателе музея армии Людвиге II и открытии здания музея принцем-регентом Луитпольдом Баварским.

        []

        []

        []

      Парадная часть купольного помещения на втором этаже.

        []

      Одна из узких застеклённых пристроек внутри здания.

        []

      Украшение коридора современной скульптурой.

        []

      Александр Тимченко. Тангейзер (Tanhäuser), 1998. Современная живопись русского художника украшает одно из помещений канцелярии.

      Огромное здание Баварской государственной канцелярии, с превосходной отделкой помещений, в настоящее время является только рабочим местом для премьер-министра и кабинета министров Баварии. Для представительских и торжественных приёмов у правительства существует находящееся поблизости, в северной части парка Хофгартен, здание дворца Принца Карла, который тот получил в 1825 году от своего старшего брата, короля Людвига I.

        []

      Двухэтажное здание с колоннами со строгими линиями, пропорциональной композицией в стиле раннего классицизма, перед которым устроен пруд с фонтаном, - так выглядит сегодня дворец Принца Карла. Автор архитектор Карл фон Фишер (XIX век).

      В этой части своих заметок о Мюнхене, я рассказала о содержании официальной части поездки, организованной институтом Штреземана. К сожалению, специального времени на осмотр города и его достопримечательностей почти не было предусмотрено, поэтому приходилось выкраивать его "по обстоятельствам", уплотняя график обязательных посещений и используя часто вечернее время. Таким прогулкам посвящён следующий очерк.
      
  • Комментарии: 4, последний от 24/04/2019.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 14/07/2018. 42k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка