Христианство в VIII-IX веках стало доминирующей религией в Европе. Ее придерживалось большинство правителей и, соответственно, подданных. Свое господствующее положение религия утверждала созданием церквей и монастырей. Они становились ядром, около которого вырастали поселения. Так возникли многие города, в частности, город Мюнстер (от лат. monasterium). Монастырь там приказал создать первый император Священной Римской Империи Карл Великий в 793 году. Он же учредил Мюнстерскую епархию. Первым епископом был св. Людгер. Проповедник, который распространял христианство не огнем и мечем, а мирной проповедью. Уже в 805 году монастырю и окружающему его поселению присвоили статус города. В XIII веке епископы Мюнстера получили светскую власть и правили как князья-епископы. Подобно городам того времени, Мюнстер был укреплен стенами и водными преградами. Архивные документы об истории города погибли в пожаре, однако известно, что уже в 1358 году Мюнстер был членом Ганзы. Небольшая река Аа, на которой он расположен, позволяла водным путем перевозить товары до более крупных водных объектов, а далее везде. Сохранился план города, окружающие его укрепления и границы в 1680 году. На нём показана цитадель причудливой пятиугольной формы с вписанными в нее еще более сложными многоугольниками. Цитадель, как и город, были защищены водными преградами. В центре цитадели находилась резиденция епископа. Епископат Мюнстера был подчинен Кёльнскому архиепископству.
Слева цитадель в форме пятиконечной звезды. В центре находилась резиденция епископа. Голубым цветом показаны водные оборонительные сооружения.
Несмотря на прошедшие 1200 лет со дня основания, войны и изменения в обществе, Мюнстер удивляет своей постоянной религиозной приверженностью. Сегодня здесь насчитывается пятнадцать церквей, основанных в различное время, начиная с VIII века. Они расширялись, перестраивались, но сохраняли элементы изначального стиля, начиная от романского, готического до барокко. Надо сказать, что все эти церкви, сами по себе - прекрасные образцы религиозного строительства и содержат исторические реликвии иуникальные произведения искусства. Я остановлюсь на этих религиозных храмах относительно подробно, так как их история неразрывно связана с историей европейской цивилизации.
Многие церкви посвящены ранним проповедникам христианства в северной Европе. Это святые: Серватий Маастрихтский (ум. 384г.), проповедник, борец с ересью, Людгер (742-809), миссионер среди фризов и саксов, первый епископ Мюнстера, Ламберт, епископ Маастрихта, (убит в Льеже за критику властей предположительно между 698-708 годами). Конечно, особым почтением пользуется Карл Великий. Церквей, ему посвященных, в Мюнстере нет, но в соборе св. Павла - главном соборе Мюнстера (Доме) - он изображён на почётном месте.
Карл Великий, основатель монастыря и города Мюнстера в соборе св. Павла (Доме).
Из почётных деятелей нашего времени следует отметить епископа Мюнстера, кардинала, графа Клеменса Августа фон Гален (1878-1946 гг.). Он активно противодействовал нацистской программе убийства "бесполезных" членов общества: больных, инвалидов, умственно отсталых. Кардинал Гален выступал в Ахене во время Высокого паломничества 1937 года, собравшего около миллиона человек на марш "молчаливого протеста". За свои антинацистские выступления епископ фон Гален получил прозвище "Мюнстерский Лев". Идея Бормана повесить мятежного епископа не нашла поддержки у Гитлера: нельзя делать из него великомученика. Фон Гален умер своей смертью вскоре после войны и похоронен в мюнстерском Доме. Его изображения можно видеть во многих местах города.
Кардинал фон Гален, портрет в церкви св. Серватия.
Надгробье фон Галена в Мюнстерском Доме
Плита рядом с могилой фон Галена со словами Папы Иоанна Павла II: "Я сегодня пришел в Мюнстер, чтобы посетить эту могилу и здесь молиться" 1 мая 1987.
Говоря о личностях недавнего времени, уместно упомянуть имя святой Терезы Бенедикты Креста или, в миру, Эдит Штайн. Она была канонизирована Папой Иоанном Павлом II в 1998 году. Эта еврейская женщина-философ, после защиты диссертации в 1916 году, преподавала в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте. Приняв христианство, Эдит Штайн стала монахиней - кармелиткой. Это не спасло ее от нацистских преследований. В 1942 году сестра Тереза была отправлена вместе с другими крещеными евреями в Освенцим, в газовую камеру. Интересный памятник Эдит Штайн установлен в центре Кёльна. Не её ли судьба и имя побудили Л. Улицкую к написанию романа "Даниэль Штайн, переводчик"?
Теперь о главном религиозном храме Мюнстера - Доме. Его история, опять-таки, связана с именем епископа Людгера, который в XI веке был причислен к лику святых. В 793 году Людгер основал и в 804 году освятил монастырскую церковь, фундаменты которой обнаруживаются сейчас под галереей и кладбищем современного собора. Людгер посвятил эту церковь апостолу Павлу. Она просуществовала до 1377 года и была разрушена. Существует документальное упоминание о строительстве нового, второго собора, который относится к ХI веку. Он получил название собора Оттонидов по имени правящей тогда Саксонской династии. Закладка третьего собора произошла в 1225 году. Собор строился сорок лет и вобрал в себя некоторые стены собора Оттонидов. Какое-то время одновременно существовал современный собор св. Павла и первый собор Людгера. Позднее на его месте были созданы крытый внутренний дворик и крытая галерея, которая вела к капелле Богоматери. В ХVI веке собор был частично перестроен в позднее - готическом стиле.
Таким образом, Дом, который можно видеть сейчас, строился несколько столетий. За это время менялись епископы, заказчики строительства, исполнители - архитекторы, архитектурные стили, происходили сознательные и случайные разрушения. Как и всякое старинное сакральное сооружение, мюнстерский Дом - это история верований, обычаев, художественных стилей, техники и технологии.
Так выглядит наиболее древний фасад, построенный в романском стиле.
Длинная сторона Дома построена в готическом стиле.
Входя в Дом, человек попадает в Paradis - Рай. Его стены украшены скульптурными группами. В центре, фигура апостола Павла в окружении других апостолов. Они созданы в ХIII веке.
Изображение святого Павла в Доме встречает посетителей при входе в парадиз. Согласно библейской легенде, знатный иудей Савл был яростным противником первых христиан. Он даже принял участие в убийстве одного из них, великомученика св. Стефана. Но однажды, на пути в город Дамаск, он услышал голос, упрекавший его в черных делах. Потрясенный Савл осознал неправомерность своих деяний, принял имя "Павел" (а слово "паулус" по-латыни значит "маленький", "ничтожный"), превратился в убежденного христианина, в одного из проповедников христианства. "Он стал из Савла Павлом" - говорят при виде неожиданной перемены взглядов человека, что значит - изменился до противоположности, стал совершенно другим. Павел не принадлежит к двенадцати ученикам Иисуса, тем не менее, он - апостол. Св. Павел среди других апостолов был самым воинственным проповедником христианства. Поэтому его изображали часто с мечом в правой руке.
Св. Павел в парадизе окружен апостолами.
Фигуры апостолов. В то время еще не было общепринятых атрибутов, определяющих каждого апостола.
Главный неф Дома.
Алтарь Дома. Над алтарем висит огромный дубовый крест, изготовленный в ХIII веке.
Дом был разрушен во время второй мировой войны. Долгое время он восстанавливался и реставрировался. Внутренний декор: алтари, надгробья, скульптуры, спасенные от разрушения, находились в это время в музее. Эти произведения искусства изготовлены мастерами Рейн-Вестфалии, Франции, Нидерландов, Бельгии в разные времена. Сейчас все находится снова в соборе и доступно для обозрения. Несколько примеров произведений искусства из Дома.
Эпитафия, посвящённая Отто фон Доргело (Otto von Dorgelo 1565-1625), настоятелю Дома. Его называли "колонна католицизма". Он похоронен в алтаре св. Петра и Павла. Эпитафия создана из песчаникав стиле ренессанс скульптором Melchior Kribbe (1625).
Святой Христофор, несущий младенца Христа и с ним всю тяжесть мира, покровитель странников и путешественников. Эта скульптура была создана в 1627 году Иоганном фон Ботхольтом. Взгляд на неё, якобы, спасает от внезапной смерти.
Слева: Святая Аполлония Александрийская жила в третьем веке в Александрии. Умерла мученицей, девственницей - христианкой.
Справа:Святая Варвара с башней в руках. Согласно легенде, она была заточена своим отцом в башню за отказ от замужества и приверженность христианству. Тесная башня символизирует дорогу через узкие ворота смерти к вечной жизни.
Капелла святого причастия.
Надгробие архиепископа Фридриха Христиана фон Плеттенберга из белого и черного мрамора работы скульптора Гронингена (1706).
Алтарь св. Стефана, великомученика первых веков христианства.
В Доме находятся три органа. Этот - самый новый. Старейший создан в 1650 году.
Астрономические часы. Они были созданы вместо разрушенных в 1540-42 годах. После многочисленных доработок, связанных с изменением юлианского календаря на григорианский, совершенствования механизма и пр., часы показывают время, фазы луны, положение планет, календарь до 2071 года. Они позволяют рассчитывать пасхалии. Циферблат имеет оцифровку для 24 часов. Движение стрелок в обратном направлении, справа - налево. Фигурки вверху выполняют свои функции: смерть отбивает каждые четверть часа; Хронос переворачивает песочные часы; в полдень три волхва окружают Деву Марию с младенцем.
Крестильная купель, созданная в ХIV веке.
Вид на одну из капелл, расположенных вокруг главного алтаря Дома.
Благочестивое христианство успешно развивалось. Вокруг Дома и цитадели строились монастыри и церкви. Горожане тоже строили себе церкви. Наиболее почитаемой, красивой и исторически значимой была церковь св. Ламберта. Ламберт - великомученик, епископ Маастрихта. Как и Дом, эта церковь имела предшественников из ХII, конца ХIII веков. То, что можно видеть сегодня, относится к ХIV веку, веку готики, а башня, определяющая силуэт города, достроена в ХIХ веке.
Церковь св. Ламберта.
Интерьер церкви.
Святой Людгер, первый епископ Мюнстера. Его изображают обычно с гусями. Ему приписывается много чудес. Так, он остановил чуму, которой были поражены эти птицы. Во время засухи он приказал гусям взлететь, а сели они в том месте, где удалось найти воду. Могила Людгера в Вердене является местом поклонения. Считается, что там исцеляются болезни глаз, ног и сумасшествие.
Церковная кафедра церкви св. Ламберта.
Пиета.
Благополучное существование католицизма в течение почти восьмисот лет нарушила Реформация. Особенностью Реформации применительно к этой части Германии стало течение анабаптизма. Возникло оно в Цюрихе под руководством Цвингли. Его идей придерживались "пророки из Цвиккау", поддержанные Томасом Мюнцером, сподвижником Мартина Лютера. Критика католической церкви и, одновременно, существовавшего общества шла по разным направлениям, в том числе социальным и религиозным. Одним из постулатов анабаптистов было введение повторного крещения для достаточно взрослых людей, с тем, чтобы человек осознавал свою принадлежность христианству. Деятельность самого Мартина Лютера и его сторонников привели к расколу церкви и религиозной войне.
В 1534-35 годах в Мюнстере анабаптистами была установлена коммуна во главе с Яном Маттисом, а после его смерти Иоганном Лейденским. Этот удивительный период времени в Мюнстере был, по существу, первым в истории примером коммунистического общества. Помимо повторного крещения,здесь было установлено общество без денежного обращения, собственности, долгов, с открытыми всегда дверьми домов. Была упразднена "собственность на жен", т.е. принудительно отменен институт брака. В Мюнстере анабаптисты пытались установить "царство Христа" и "Новый Сион". Иоанн Лейденский называл себя "царем Нового Израиля". Он правил городом на основании Ветхого Завета и собственных видений и откровений. Роскошная жизнь, 18 жен и религиозно-фанатические выходки лишили его поддержки сторонников. Несмотря на ожесточенное сопротивление, войска мюнстерского епископа осадили город и вернули его католикам. Правление анабапитстов привело к утрате многочисленных художественных памятников в Доме, разрушению колокольни церкви эberwasserkirche и другим невосполнимым последствиям.
Коммуна анабаптистов просуществовала 14 месяцев. Расправа была жестокой. Иоганн Лейденский был казнен, его жены повешены. Обезглавленные тела Иоганна Лейденского и его ближайших сподвижников были выставлены в железных клетках на башне церкви св. Ламберта.
Фрагмент башни собора св. Ламберта. Выше часов располагаются металлические клетки, в которых были выставлены останки мятежных предводителей анабаптистов для устрашения их возможных приверженцев.
Печальный опыт Мюнстерской коммуны не погиб вместе с ней. Идея коммуны и коммунизма нашла развитие и воплощение в ХIХ-ХХ веках. Считается, что движение хиппи сформировалось на основе коммунистической идеи. Религиозные идеи анабаптизма легли в основу верований меннонитов и баптистов. Они, в частности, вызвали недавние религиозно-правовые споры по поводу обряда обрезания. В 2012 году окружной суд Кельна постановил, что обрезание мальчиков по религиозным причинам, которое практикуют иудаизм и мусульманство, равносильно нанесению тяжких телесных повреждений. Суд отметил, что право родителей на свободу вероисповедания не будет нарушено, если обряд будет сделан, когда их ребенок достигнет сознательного возраста и сам решит, нужно ли ему проходить процедуру обрезания. Резкая критика, последовавшая со стороны еврейской и мусульманской общин Германии, заставила светские власти не вводить запрета на порядок религиозного обряда. Такая вот перекличка с анабаптизмом.
Еще одна городская церковь св. Серватия Маастрихтского, построенная в ХII веке и сохранившая элементы романского и готического стилей. Она тоже восстановлена после второй мировой войны.
Интерьер церкви св. Серватия.
На противоположном Дому берегу реки Аа расположен Бенедиктинский женский монастырь ХI века. При нём была построена церковь Богоматери. В ХIV веке она была перестроена. Шпиль массивной церковной башни был снесён анабаптистами для установки там пушек. Церковь Богоматери, которая теперь носит название эberwasserkirche (церковь за водой) сейчас выглядит так:
Ueberwasserkirche - церковь Богоматери.
Портал Ueberwasserkirche.
Строгое оформление интерьера Ueberwasserkirche.
Ряд церквей был построен уже в другие, более поздние времена, когда в архитектуре возобладал стиль барокко. К ним относится доминиканская церковь св. Иосифа, построенная в ХVIII веке архитектором Ламбертом Фридрихом фон Корфе. Самые большие разрушения церкви принесли бомбардировки союзнической авиации во время второй мировой войны. Восстановление церкви было завершено в семидесятых годах. Сейчас церковь отдана теологическому факультету Мюнстерского университета.
Эта церковь теперь принадлежит теологическому факультету университета
Сохранился фрагмент монастырской стены.
Барочный алтарь Доминиканской церкви.
Церковь св. Климента была построена в 1745-53 гг при больнице монастыря Ордена госпитальеров по заказу архиепископа Кёльна и епископа Мюнстера. Во время второй мировой войны монастырь и больница при нем были разрушены, а потом больница была построена в другое место. Церковь восстановлена сравнительно недавно. Автор проекта церкви архитектор Иоганн Конрад Шлаун. Шлаун состоял на военной службе князя-епископа Мюнстера, однако, он переквалифицировался в архитекторы, что во времена господства стиля барокко было не редкостью. Аналогичную карьеру сделал знаменитый Балтазар Нойманн. Шлаун - автор большинства архитектурных строений в стиле барокко, существующих в Мюнстере. Он был последователем Ламберта Фридриха фон Корфе, создателя доминиканской церкви. В Мюнстере деятельность архитектора Шлауна высоко оценена. Он похоронен в Ueberwasserkirche. На его могиле можно видеть памятную доску.
Для работ Шлауна характерно сочетание кирпичного строения с элементами из светлого песчаника.
Церковь св. Климента с характерным куполом - фонарем, освещающим интерьер церкви.
Звонница (кампанила) церкви св. Климента.
Интерьер церкви. Для отделки здесь был использован искусственный мрамор, изобретенный в барочное время в Германии. Освещение, исходящее из купольного фонаря и высоко расположенных окон, создает особенно праздничное впечатление. Живопись прославляет деяния св. Климента. Климент - апостол "от семидесяти" (учеников двенадцати апостолов Христа), четвертый по счёту Папа Римский. По преданию он был сослан из Рима около 98 года в Инкерманские каменоломни (около Севастополя). Там он встретил мученическую смерть. Почитается святым как католической, так и православной церковью.
И.К. Шлаун построил в Мюнстере несколько замечательных гражданских строений. Это дворец Эрбдростенхоф (Erbdrostenhof)- наследственное владение аристократов Freiherr von Droste zu Vischering, из рода которых вышли епископы Мюнстера, архиепископы Кёльна, фельдмаршалы. Восстановленный после войны дворец служит для различных культурологических служб Рейн - Вестфалии и выставок. Его роскошный зал пользуется большой популярностью для проведения торжественных мероприятий. Его часто выбирают фоном для телевизионных передач и кинофильмов.
Erbdrostenhof. Часть здания находится на ремонте, поэтому сфотографировать его целиком не представилось возможным.
И еще один шедевр, построенный архитектором И.К. Шлаун - резиденция епископа. Он замыкает "звезду" старой цитадели с ее оборонительными рвами, заполненными водой.
Так город Мюнстер и с резиденция епископа выглядят сегодня в программе "Планета Земля".Слева пятиконечный контур бывшей цитадели. Справа видны контуры крепостных стен средневекового города. Внизу можно видеть Аазее, водохранилище на реке Аа, притоке реки Эмс. Именно эти водные объекты позволили Мюнстеру быть членом морского торгового объединения Ганза и иметь связь с Северным морем.
Река Аа, источник водоснабжения, связь с морем, зона рекреации современного Мюнстера.
В ходе Семилетней войны старая резиденция епископа (так называемый "замок Пауля") сильно пострадала, поэтому было принято решение разобрать ее, а также стены цитадели, и построить новую резиденцию в стиле барокко. Шлаун предусмотрел помимо дворца целый ряд служебных построек и парк во французском стиле. Архитектору удалось воплотить только внешнюю часть постройки. Как и для других своих строений, Шлаун использовал красный кирпич и светлый песчаник. Его преемник внес изменения во внутренний декор и изменил стиль парка. Он был преобразован в английский пейзажный парк. Смерть епископа, заказчика дворца, и Французская революция внесли коррективы в строительство дворца и его назначение.
Дворец служил - таки резиденцией, но не епископа. Здесь обитали представители светских властей: прусский губернатор, обер-президент провинции Вестфалия и, даже, во времена нацистского правления, гаулейтер Северной Вестфалии. Во время войны дворец пострадал настолько, что существовала идея разобрать его до основания. Это вызвало стойкий протест со стороны местного населения. Дворец восстановили, предназначив его для Вестфальского университета имени Вильгельма. Уже в 1949 году в нем читались первые лекции. Это сравнительно молодой университет, основанный в 1780 году. Ему в городе принадлежат многочисленные здания. Сейчас в университете учатся около 50 тысяч студентов при общем населении города около 300 тысяч жителей. Широко известен в мире медицинский факультет университета, специализирующийся на онкологических заболеваниях крови. Здесь лечилась, к сожалению безуспешно, Р. М. Горбачёва.
Бывший дворец епископа стал главным зданием Вестфальского университета.
Ризалит (выступающая часть фасада) дворца. Его высокую крышу венчает высокий фонарь для освещения вестибюля и роскошная скульптура фронтона - апофеоз Мюнстерского епископства.
С противоположной стороны здания ризалит выглядит несколько скромнее.
Несколько фотографий университетского ботанического сада, ограниченного "звездной" водной преградой.
Вокруг университетского здания сегодня парковая зона и ботанический сад.
Мюнстер мог бы пребывать в очаровании праведного религиозного обрамления, если бы не исторические события, которые разыгрывались вокруг него в Европе в середине ХVII века. Тридцатилетняя война (1618-48гг), которая началась как столкновение между протестантами и католиками, переросла в военный конфликт за гегемонию в Священной Римской империи и в Европе. В конфликт были вовлечены все европейские государства, включая Россию. Некоторые земли в центральной Европе обезлюдели. Множество городов и деревень были полностью разрушено. Война, длившаяся десятилетиями, была жизненным фоном для нескольких поколений. В ней приняли участие большое количествоисторических персонажей: императоров, королей, кардиналов, князей, полководцев. Было предпринято несколько тщетных попыток восстановить мир. Наконец для мирных переговоров были выбраны два немецких города католический Мюнстер и протестантский Оснабрюк. Этот выбор обусловлен нейтралитетом этих городов в войне. В итоге переговоров в Мюнстере был подписан Вестфальский мир.
Итогом Тридцатилетней войны стало ослабление влияния религии на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах. Одновременно был подписан Мюнстерский мирный договор, который положил конец еще более длинной - Восьмидесятилетней войне - между Республикой Соединенных провинций Нидерландов и Испанией.
Вестфальский мирный договор провозгласил вестфальскую систему международных отношений, которая является общепринятой и сейчас, а именно:
взаимное признание государствами национального государственного суверенитета друг друга;