Идея ежегодно присуждать титул культурной столицы Европы принадлежит греческой актрисе, певице и политику Мелине Меркури. По ее инициативе первой такой столицей стали Афины. Эта инициатива имела большой успех и нашла широкую поддержку. Она была принята Советом министров культуры Европейского Союза (ЕС). После 1985 года более 30 европейских городов носили этот титул. Он дает возможность показать богатство и разнообразие европейской культуры и всего того, что определяет "европейскую идентичность". Программа "Культура" ЕС финансирует мероприятия культурной столицы Европы. Существует конкуренция на получение этого престижного титула. Для оценки претендентов разработана система отбора городов. Города должны подготовить культурную программу, в которой отмечается европейская значимость города и участие горожан в мероприятиях. В программе должны принимать участие также деятели культуры из разных стран. Чтобы поощрить претендентов на почётный титул, начиная с 2000 года, стало возможным присваивать звание культурной столицы Европы одновременно нескольким городам. Титул культурной столицы улучшает имидж города, способствует развитию инфраструктуры и туризма. ЕС полагает, что он должен иметь долговременное влияние на развитие города. Поэтому процедура отбора включает в себя и перспективу положительной деятельности городов после присуждения им титула европейской культурной столицы.
В 2015 году почетный титул культурной столицы Европы удостоились два небольших города - бельгийский Монс и чешский Пльзень. Этот очерк относится к тому времени.
Мы бывали в нескольких городах, имевших этот титул, но это случалось до или после присуждения. На этот раз мы побывали в культурной столице Европе, городе Монсе в середине праздничного года.
Девизом Монса, как кандидата на титул, стал "Монс это город, где технология встречается с культурой". Как это выглядит в жизни?
По телевизору широко освещают события в очередной столице. Показывали грандиозное шоу в Монсе сразу после объявления его столицей. Выступление воздушных акробатов и парад воздушных шаров на Гранд плац собрали тысячи зрителей. Не обошлось без происшествий. Огромная инсталляция "Пассажир", установленная в центре города, длиной 85 м, высотой 16 м, стоимостью 400 тысяч евро рухнула от порыва ветра. Она была составлена из 400 тысяч окрашенных деревянных досок. Ее автор - бельгийский дизайнер-концептуалист Арне Квиез, который строит свои деревянные "гнезда" на улицах городов. К счастью, никто не пострадал. Инсталляция была демонтирована.
Решили поехать из Ахена в Монс, воспользовавшись общественным транспортом. Я называю такие поездки "многоходовки", когда приходится несколько раз пересаживаться с автобуса на поезд, с одного поезда на другой. Дорога в один конец заняла шесть часов.
Вокзал Монса - огромная строительная площадка. На ней царит первозданный хаос. Этот хаос несет в себе многообещающее будущее, которое настанет только в 2018 году.
Вокзал строится по проекту знаменитого Сантьяго Калатравы. Архитектор имеет большой опыт строительства вокзалов. Вот что он пишет о своей концепции строительства вокзалов: "Я хотел создать современный вокзал, отличный от всего того, что я знал. Доступный, так чтобы из городского автобуса можно было спокойно пересесть в скоростной поезд TGV, чтобы была проработана инфраструктура и связь с городским транспортом. И при всем при этом, чтобы вокзал был местом, где приятно прогуливаться в ожидании поезда. Все это требует времени. Я построил за свою жизнь семь вокзалов, и стройка никогда не занимала меньше семи лет".
О знаменитом построенном им вокзале в Льеже он пишет: "Льеж - это женщина, и я хотел отразить в сводах его вокзала изгибы реки Маас и холма Куант". Что вдохновило мастера в Монсе, надеюсь, можно будет увидеть через несколько лет.
Железнодорожный вокзал в Монсе по проекту архитектора Сантьяго Калатрава строится без перерыва в его эксплуатации. Переход через пути и вокзальные службы будет располагаться наверху. Спуски к платформам уже видны.
Еще одно архитектурное произведение, на этот раз, знаменитого Даниэля Либескинда находится рядом с будущим вокзалом. Это конгресс-центр. Главная задача автора проекта была вписать свое произведение в существующую структуру старого города. В состав конгресс-центра входят три зала на 500, 200 и 100 зрителей и 16 небольших помещений, ресторан, офисы, парковка. Либескинд - автор зданий музеев в Берлине, Дрездене, Манчестере, Оснабрюке, Денвере, Сан-Франциско. Его стиль узнаваем с первого взгляда.
Конгресс- центр Монса, построенный по проекту Даниэля Либескинда, практически уже готов.
Думаю, что высокая оценка культурно - строительной деятельности, особенно после завершения строительства вокзала, городу обеспечена.
Город встретил нас плакатом, на котором написано: Монс преобразуется, а Вы?
История Монса соответствует истории многих европейских городов этого региона. Неолитические находки, следы римских легионеров, городской статус с VII века. В ХI веке значимость города возросла. Знатная дама по имени Вальдетруда (Вальтруда, Вудру) основала здесь монастырь и была в нем настоятельницей до своей смерти (688 г). Вальдетруда посвятила себя служению богу и была канонизирована. Монс и монастырь Вальдетруды стали местом паломничества. Сейчас Вальдетруда считается святой покровительницей города.
Монс в соответствии с историческими событиями принадлежал Фландрии, Испании, Франции, Нидерландам, Бельгии. Каждое изменение принадлежности сопровождалось битвами, восстаниями, кровопролитиями, разрушениями. Название "Монс" на французском языке означает "гора, холм", что соответствует нидерландскому названию "Берген".
Также в соответствии с европейской историей, Монс стал ареной жестокого сражения в Первой мировой войне. Через месяц после этой битвы в английской прессе появилась статья "Ангелы Монса", а также "Лучники и другие военные легенды" Артура Мэйчена. Статья стала главной сенсацией того времени и до сих пор вызывает споры. В ней шла речь о том, что крошечное подразделение британских экспедиционных сил, которое враг превосходил по численности в три раза, было спасено благодаря вмешательству небесных сил. Между ними и немцами внезапно встали Ангелы Монса. Враг был повержен и рассеян. Наличие Ангелов подтверждают также противники-немцы. Исследователи до сих пор уверены, что в Монсе, несомненно, имело место нечто сверхъестественное.
Во Второй мировой войне Монс был оккупирован немцами и сильно пострадал от бомбардировок союзников при освобождении. Следы последних войн - военные кладбища и мемориалы в окрестностях города.
В центре города бережно сохраняются исторические памятники. На Гранд плац, окруженной старинными домами, находится Отель-де-Виль (Ратуша), построенный в готическом стиле в XV веке. Строил его Матиус де Лауэнс (Мэтью Layens) - один из архитекторов, строивший знаменитую Ратушу в Лёвене Проект был несколько изменен - уменьшен на один этаж, а позднее была достроена башенка с колоколом - кампанила.
Как почти во всех европейских городах центром является Гранд плац (Главная площадь).
Такая символическая дверь в Европу установлена в середине этой площади. Становится понятным, как нетрудно проникнуть через неё беженцам из разных стран. Было бы только средство доставки!
Здание Отель-де-Виль (Ратушу) проектировал тот же архитектор, что и знаменитую Ратушу в бельгийском городе Лёвен.
Отель-де-Виль, помимо традиционного готического декора, имеет украшения в виде мелкой пластики. Особенно привлекает туристов металлическая обезьянка, головка которой истерта до блеска (считается, что погладить ее по головке - к счастью). Появление обезьянки на фасаде объясняется различно: может быть, это был тест на мастерство кузнеца, пройдя который он имел право самостоятельно работать, может быть, она была принадлежностью детского позорного столба, около которого наказывали непослушных детей. Так или иначе, эта обезьянка стала удобным местом встречи около Отель-де-Виль.
Погладить обезьянку - и будет вам счастье в этом году.
Мелкая пластика у входа в Отель-де-Виль.
Украшение замка на старых воротах в Отель-де-Виль.
Позади Отель-де-Виль располагается сад мэра. Неправильной формы с мемориальными досками и памятниками. Особо почитаются мэр Генри Санктеллете, который провел в Монсе водопровод и канализацию, и художник, шансонье, поэт Марсель Гиллис. Марсель Гиллис родился и прожил всю жизнь в Монсе. Он участник известной бельгийской группы художников "Нервиа", а с 1929 года - создатель собственной художественной группы "Волки" из представителей валлонской школы живописи.
В саду мэра города Монс установлен памятник Марселю Гиллису (1897-1972).
Здесь же стоит скульптура "озорника", мальчика, который обливает водой прохожих, работы Леона Гобера.
Мероприятия в Монсе - культурной столице Европы проходят под знаком Ван Гога, который в этом городе начал свой творческий путь.
В 25 -летнем возрасте Винсент Ван Гог пытался найти себя на духовном поприще. В 1879 году ему разрешили читать проповеди шахтерам в Боринаже, городке на окраине Монса. В этом месте производилась добыча каменного угля из крупного месторождения, которое интенсивно разрабатывали в период развития тяжелой индустрии в Валлонии. Условия жизни и работы в шахтах были очень тяжелы. Достаточно вспомнить роман Э. Золя "Жерминаль". Ван Гог назвал Боринаж "черным Египтом", потому что вокруг высились пирамиды угольных терриконов. Работали, начиная с 8-9 летнего возраста до ранней смерти от силикоза, по 13 часов в день. В шахтах работали и женщины. На Винсента произвело впечатление, что они одевались для работы так же как и мужчины. Продолжительность жизни шахтеров не превышала сорока лет. Ван Гог жил сам в крайней нищете, посещал семьи горняков, читал им Библию и помогал, как мог. Взрыв газа в шахте, во время его пребывания в Богинаже, стоил жизни 57 людям. Глядя на обгоревшие тела, Ван Гог осознал тщетность пасторской деятельности.
В это время он начинает рисовать. Персонажами его рисунков становятся шахтеры, земледельцы, люди труда, живущие в крайней бедности. Ван Гог пробыл в Монсе до 1880 года. Ранний период его творчества, навеянный впечатлениями о жизни в Боринаже, это "Сеятель", "Едоки картофеля", "Крестьянка" - написанные им через несколько лет в темных тонах, исполненные сочувствия своим персонажам. Есть достаточно оснований считать творчество раннего Ван Гога культурным достоянием Монса. В рамках мероприятий года культуры в Монсе была организована выставка работ Ван Гога из собраний Амстердама, Оттерло, Парижа.
Выставка, просуществовав полгода, закрылась. Осталась реклама на улицах и странная инсталляция в саду мэра в виде хижины, крытой соломой и воспроизведенным в ней сюжетом картины "Едоки картофеля". Фигуры выполнены скульптурно и перевернуты вверх ногами. Их отображение в зеркале возвращает к картине.
Фотография современной инсталляции картины "Едоки картофеля". Она перевёрнута и трансформирована отражением в зеркале. Не отказало ли устроителям инсталляции чувство художественного вкуса?
Знаменитая картина Ван Гога "Едоки картофеля".
На Гранд плац расположен Королевский театр. Он был открыт в 1843 году. Литые чугунные решетки с золочеными профилями французских драматургов. В этом театре выступал Сальваторе Адамо, уроженец Сицилии, сын эмигранта-шахтера, ставший шансонье, актером, режиссером. Вряд ли кто-то не знает его песню "Падает снег".
Здание Королевского театра в Монсе.
Музей изящных искусств БАМ. Здесь была выставка картин Ван Гога.
Атрибут принадлежности Монса к высокой культуре. Эта инсталляция устроена при входе в королевскую консерваторию.
Уличная сценка. Шествие оголённых, раскрашенных в цвета радуги, людей обоего пола - своеобразная демонстрация нетрадиционной сексуальной ориентации. Это тоже одна из сторон современной культуры. Но ведь холодно!
Тоже уличная сцена - передвижение в ластах и памперсах. Кажется, такое искусство называется "перфоманс". Не берусь трактовать его смысл.
Фасад церкви бывшего монастыря дочерей Божьей матери. В городском саду, около этой церкви памятник поэту.
Памятник поэту Антуану Клесс. Он автор стихов патриотического содержания. Среди них актуальное и сегодня "Фламандцы, валлоны" (1849) с известными в Бельгии фразами:
Давайте объединяться!
... Фламандцы, валлоны,
Таковы лишь первые имена,
Бельгийцы - наша фамилия!
На территории сада несколько современных инсталляций.
Надувной цветок, лепестки которого все время в движении. Природа. Понятно и эстетично.
Эта инсталляция называется современные менгиры. Менгирами в северной Европе называют мегалиты - вертикально стоящие камни. Они относятся к эпохе неолита. Назначение этих современных менгиров мне неизвестно. Видимо, они, символы доисторических находок в районе Монса, претендуют на столь же долгую жизнь как и древние монолиты.
Брандмауер, расписанный фантастическим лесом. Может быть, это попытка в урбанистическую инфраструктуру внести что-то, напоминающее природу?
Еще одна инсталляция, которую оккупировали дети и мамаши. Она называется "Spread your Wings" ("Расправь свои крылья"), слова популярной песни группы Queen.
Закончу эту часть очерка фотографией, переснятой из русскоязычного путеводителя по Бельгии, без комментариев.
В окрестностях Монса, в Кастро Мэзиэр, находится штаб-квартира верховного командования сил НАТО в Европе.
Наверно достаточно приколов, инсталляций, перфомансов, которые мы повидали в культурной столице Европы. Перейду к вечному.
Церковь святой Элизабет. Основание церкви относится к XIV веку. Вдова знатного человека отдала место, на котором стоял ее дом, для строительства капеллы во имя ее небесной покровительницы. К XVI веку церковь была освещена. В начале XVIII века в праздник Благовещения ракета фейерверка, символизирующая Святой Дух, устроила пожар. Строительство пришлось начинать снова.
Здание сочетает в себе остатки готических боковых нефов и барочный центральный неф. Французская революция, которая в этих местах сказала свое веское слово, назвала церковь храмом богини Разума. В 1803 году восторжествовало новое разумение и храм вернулся к своему первоначальному назначению приходской церкви.
Церковь св. Элизабет. Более поздняя колокольня (XIX века), с которой открывается вид на Монс и Боринаж.
Алтарь церкви св. Элизабет.
Ларец - реликварий св. Георга (XVII век)
Снятие с креста. Картина XVI века.
Один из фонтанов города, первоначально построенный в 1779 году. В дальнейшем его неоднократно перестраивали и восстанавливали. Фонтан был не только источником водоснабжения, но и городским позорным столбом. Даже после проведения водопровода, вода фонтана использовалась для питья.
Улицы и улочки Монса трудноотличимы от подобных в других небольших европейских городах.
Самые старые дома извещают о своём возрасте с помощью крепежных скоб в виде цифр. Они сообщают о дате постройки дома. (Этот дом построен в 1647 года).
Почтовый ящик продолжает обслуживать горожан. Наверно он был установлен еще королевской почтовой Турн - и -Таксис, учрежденной в Европе в 1490 году.
Главная достопримечательность города - коллегиальная церковь (собор) св. Вальдетруды (Вальтруда, Вудру) - один из лучших соборов брабантского барокко. 29 часовен окружают главное пространство собора. Особую ценность представляют собой витражи. В основном, они изготовлены в начале XVI века и посвящены прославлению Богородицы. Часовни часто служат усыпальницами средневековых правителей Монса.
Собор св. Вальдетруды в окружении 29 часовен.
Вход в собор.
Главный алтарь собора св. Вальдетруды.
Реликварий с мощами св. Вальдетруды.
Реликварий с головой св. Вальдетруды.
Капелла Воскресение.
Капелла Тайная Вечерия.
Алтари в капеллах собора. Резьба по дереву, живопись, мраморные барельефы. Все - в освещении готических окон со старинными витражами. Очевидно, что мастера из Монса были большими специалистами по обработке дерева и камня.
Золоченая карета, на которой провозят по городу реликварий с мощами св. Вальдетруды (святое тело благородной дамы). Шествие происходит каждый год на Троицу. В карету запряжены шесть лошадей, управляемые форейторами. Она объезжает весь город. Карета изготовлена в XVIII веке в стиле Людовика XVI.
От собора св. Вальдетруды несколько дорог ведут вверх, на холм, давший название городу. Когда-то на этом укрепленном холме находился замок правителя, ратуша. Они давно разрушены, ратуша перенесена на Гранд плац. Остался парк и беффруа - сторожевая башня - символ независимости города. Это единственное строение подобного рода в Бельгии в стиле барокко. Башня находится под охраной ЮНЕСКО.
Вид на знаменитую беффруа, построенную в стиле барокко.
Около основания беффруа установлена и эта значимая для города скульптура.
Скульптурный портрет Ван Гога (?). Ван Гог печально смотрит на незавершённую вокруг него стройку.