Этот очерк - результат нескольких разновремённых поездок по Мозель. Ездили в экскурсионном автобусе и по воде, на туристском судне (я пишу во множественном числе, так как обычно меня сопровождает мой муж, обеспечивающий иллюстративную часть путешествий). Целью этих поездок по Мозелю были интересные города и замки, расположенные на берегах, и. конечно, природные достопримечательности. Мы объединили эти поездки, потому что их объединяет Мозель. Река создает единство, несмотря на государственные границы, разные языки живущих на ней народов, прошедшие войны. Хотелось показать значение реки в истории городов и их развитии.
ХХ век дал возможность изменить реку в соответствии потребностями людей. На Мозеле это сделано с большим тактом и мастерством. Несмотря на непростые природные условия и суровую историю этого приграничного региона, жизнь на берегах Мозеля процветает. Иногда она кажется романтической, иногда идиллической, иногда суровой. Живописность природы и того, как в нее вписался человек, создают ощущение гармонии между ними.
1. Река.
Мозель берет начало во Франции.Егоистоки находятся в горах французских Вогезов. Он течёт мимо города Нанси, через город Мец в Лотарингии, далее вдоль юго-восточной границы Великого герцогства Люксембург с Германией, затем протекает через древнейший германский город Трир и впадает в Рейн у города Кобленц. Перепад высот между истоком и устьем составляет примерно 650 метров, что соответствует среднему уклону реки 1,2м/км. Почти весь этот путь длиной около 500 км. нам, так или иначе, посчастливилось проделать.
Обзорная карта бассейна реки Мозель. Почти вдоль всего Мозеля можно проплыть на судне, проехать по железной и автомобильным дорогам.
Название Мозель происходит от латинского Mosella, что означает "малый Маас". Именно на Мозеле, в городке Шенген, расположенном на границе Германии, Франции и Люксембурга (см. карту), представители этих трех государств при участии представителей Бельгии и Нидерландов 14 июня 1985 года подписали историческое Шенгенское соглашение. Оно отменяло паспортно-визовый контроль на границах этих государств и стало одним из основополагающих актов Европейского объединения, а шенгенская виза стала необходимым и достаточным условием путешествий почти по всем странам Европейского Союза.
Сейчас Мозель судоходен на протяжении более четырехсот километров, от устья у Кобленца до Pont-a-Mousson (Франция). Это достигается с помощью 28 низконапорных плотин и шлюзов. Некоторые шлюзы совмещены с ГЭС. Мозель соединен каналами Марна-Рейн (Нанси - Страсбург) и Восточным каналом с рекой Сонной (бассейна Роны), что дает возможность из центральной Европы водным путем приплыть как в Северное, так и в Средиземное море.
Мозель восторженно описан в 371 году римским ученым и поэтом Децимом Магном Авсонием (Decimus Magnius Ausonius) в стихотворении Мозелла (так римляне называли Мозель). Авсоний был воспитателем западного римского императора Флавиуса Грациана, жившего в Трире. Авсоний сообщил своим римским читателям, что на варварском севере существует река Мозелла, которая стоит выше всякой критики. Свое путешествие он описал торжественным гекзаметром, упоминая места, мимо которых он проплывал, воздавая хвалу красоте природы, трудолюбию местных жителей, прелести и плодородию берегов реки. Он назвал десять притоков Мозеля и пятнадцать видов рыб, обитающих в реке.
... Вышки домов, на прибрежных обрывах повсюду висящих,
И виноград на зеленых холмах, и приятные воды
С тихим журчаньем внизу под ногами текущей Мозеллы.
Здравствуй, река, что отрадна полям, поселянам отрадна.
Городом, власти достойным, тебе обязаны белги;
Ты на высотах своих виноград возрастила пахучий,
А берега повсюду травой покрыла зеленой.
Ты, словно море, несешь корабли; покато струишься,
Словно ручей, и насквозь, как озерные глуби, прозрачна....
Еще до римлян на берегах Мозеля жили кельты, плавали по реке, перевозили грузы, ловили рыбу. Они имели длинные, узкие челны с плоским дном, высоким носом и кормой. Эти суда можно было перетаскивать через мелкие места. Суда были гребными, оснащенными несколькими веслами.
В археологическом музее Ксантена показаны останки судна кельтско - римских времен. Плоское дно, прямые борта, законсервированное водой дерево.
После завоевания Цезарем Галлии Мозель становится важной водной артерией Римской империи. Римляне завладели кельтскими поселениями Мец, Трир, Ноймаген, Трабен-Трарбах, Кохем, Кобленц и многими другими. Завоеватели привнесли новую технику в судостроение. Образец римского судна для перевозки бочек с вином археологи обнаружили около Ноймагена. Судно часто художественно воспроизводится и его можно видеть в Трире. Римляне строили суда различного назначения: торговые, военные, грузовые, суда для перевозки провианта и солдат. Об этом пишут Цезарь и историк Тацит. Конструктивно они имели одну, две и даже три палубы.
Ноймагенское судно для перевозки вина. Сейчас в Берлине на основании найденных остатков судов времён викингов реконструировано аналогичное судно. Оно показывается в музее Мартина Гропиуса (Martin-Gropius-Bau).
Из галльских бассейнов Роны и Сонны войска и военное снаряжение перевозились сухопутным путем через Вогезы до начала Мозеля, а дальше сплавлялись по реке. Уже во II веке н.э. в Меце существовала гильдия судоходства. Как следует из римских хроник, в высокую воду флот успешно достигал по Мозелю Рейна. Уже тогда родилась идея соединить эти водные системы каналами с французскими реками Сонна и Рона. Реализация этой идеи ждала своего часа более полутора тысяч лет.
Процветание Римской империи в области культуры, хозяйства, политики привело к укреплению Трира - "Северного Рима". В это же время здесь усилиями императора Константина Великого и его матери Елены христианство стало государственной религией.
В конце III века германцы стали вытеснять римлян с берегов Мозеля, превращая населенные пункты на берегах в руины. Уже в V веке последние римские легионы переместились на Сонну и Рону. В это время вандалы подошли к Триру. Они покорили и разрушили город. Его население значительно сократилось. Самый большой и роскошный римский город севернее Альп перестал существовать. Римские гавани, верфи были полностью разрушены. Судостроение, рыбная ловля вернулись к кельтским традициям. Остались только римские мосты - каменные, массивные, нерушимые. Один из них существует по сей день в Трире.
Несмотря на нестабильный режим реки, ненадежные суда и необходимость дожидаться благоприятных условий для плавания, германцы все же предпочитали судоходство сухопутному передвижению по трудно проезжим дорогам.
В VIII веке суда торгового объединения Ганза стали достигать Мозеля. Они принесли новые идеи в судостроение и новые торговые отношения. Но развитие судоходства принесло новую беду. Мозель стали достигать и викинги, которые заимствовали кельтскую традицию строения судов. Викинги совершали свои набеги, грабили, убивали и с добычей возвращались на берега Северного моря.
Только начиная с ХVII века стали использовать парусные суда. Их называли "Maeseler Aak". Существовали еще суда одного плавания - по достижении конечного пункта судно продавалось для использования дерева на строительный материал или на дрова.
Условия судоходства на Мозеле существенно отличались от условий на Рейне. Извилистое русло, узкости, мелководья, высокая и низкая вода представляли опасность или полную невозможность передвижения по реке.Перепад уровня воды между Кобленцем и Триром в 90 метров был очень велик и создавал в некоторых местах труднопреодолимые быстрины. Ливни в Вогезах и Айфеле приводили к высоким паводкам, превращавшим Мозель в огромную реку с высокими скоростями течения. Паводки сменялись глубокой меженью, в которую суда садятся на мели. На Мозеле существовало 27 бродов, преодолеть которые в межень судам было невозможно.
Выходы скальных пород по берегам Мозеля.
Огромные трудности создавали военные беспорядки, особенно во время Тридцатилетней войны. Многочисленные таможенные пункты, организованные религиозными и светскими правителями для сбора с судов дани, привело мозельское судоходство в полный упадок.
В 1839-40 годах наступила пароходная эра. Первый пароход поверг жителей этих мест в страх и ужас. Когда первые пароходы достигли Трира, там устроили колокольный звон. К сожалению, надежное судоходство по Мозелю было возможно только тогда, когда в Рейне стоял высокий уровень воды и создавал подпор на Мозеле. Перекаты и мелководья приводили к авариям и многодневным простоям. Расход угля удорожал перевозки. Проведение железной дороги вдоль долины Мозеля создало судоходству непреодолимую конкуренцию. Совершенствование судостроения позволяло создавать достаточно универсальные суда, но стало очевидно, что совершенствовать надо не только суда, но и реку. Технические возможности для этого уже существовали.
Взаимное недоверие между странами Европы, вызванное Первой и Второй мировыми войнами, делало невозможным реализацию больших международных проектов. Только в 1954 году правительства Германии и Франции при участии Люксембурга согласовали проект создания на Мозеле большой судоходной трассы. Строительство длилось 7 лет. Это были ГЭС, плотины, шлюзы для больших судов и лодок, причальные, погрузо-разгрузочные сооружения. Большая часть русла Мозеля была канализована. Проект оказался очень удачным, хотя и дорогостоящим, и заслужил всеобщее одобрение. Река была оборудована по последнему слову гидротехники и при этом не были нарушены живописные ландшафты долины Мозеля.
Дальнейшее развитие водной системы Мозеля проводилось в течение 15 лет, в основном, на территории Франции в верховьях реки. Тогда были осуществлены водное соединение Мозеля с Парижем, Страсбургом, Средиземным морем и строительство многочисленных мостов, обеспечивающих беспрепятственное прохождение под ними высоких судов.
Сейчас водный транспорт на Мозеле используются в великом многообразии. Это грузовые и пассажирские суда длиной до 170 метров, прогулочные катера, спортивные лодки и специализированные плавучие средства.
Прогулочное пассажирское судно
Очень развит водный спорт. В соревнованиях принимают участие спортсмены из всей Европы. Для респектабельных туристов предлагаются суда-отели, делающие остановки во всех запланированных интересных местах. А их на Мозеле великое множество. Во время стоянок здесь можно арендовать велосипед и объездить окрестности, можно посетить прибрежные замки, можно засесть в винном погребке и предаться дегустации мозельских вин.
Суда - отели как мобильное бытовое обеспечение индустрии водного туризма.
Плавучий причал. Пристать к берегу можно почти всюду.
Гавань для малого флота в Кохеме.
Самоходная баржа. Это основной вид грузового транспорта на Мозеле.
Шлюзование в одном из 27 мозельских шлюзов на примере нашего судна:
Судно входит в шлюзовую камеру.
Затворы для входа и выхода судна закрыты. Вода под напором заполняет камеру.
Уровни в шлюзе и верхнем бьефе выровнены. Путь вверх по течению свободен.
Река Мозель ощутимо присутствует во всех населенных пунктах на ее берегах. Несмотря на прекрасное гидротехническое оснащение, тут случаются наводнения. В любом городе можно встретить отметки экстремальных уровней воды. Иногда они достигают второго этажа зданий.
Отметки высоких вод на стенах домов. Слева в Кохеме на Мозеле, справа в Кобленце
около места впадения Мозеля в Рейн.
Гидрологические наблюдения ведутся со всей серьезностью. Капитально оборудованные гидрологические посты есть во всех городах на берегах Мозеля. Их данные используются для предупреждения об опасных явлениях на реке и прогнозов характеристик водного режима.
Водомерный пост (Pegel) в Кохеме. Измерительные приборы стоят в колодце башни. Колодец связан с Мозелем подземным каналом.
Не может не восхищать просветительская работа гидрологов. Аналогичные доски, объясняющие важность водных измерений, применяемые приборы, характеристики режима рек можно видеть около многих водомерных постов. WДsser-Lehrpfad Rhein-Mosel (учебная тропа к водам Рейна - Мозеля) - читай и просвещайся.
Труден путь реки через скалистые образования отрогов Айфеля. На панно в городе Кохем показано, как Мозель меандрирует в пределах своей долины.
Немного о мостах через Мозель. Строить их начали римляне почти две тысячи лет назад. Деревянные мосты до наших дней не сохранились. Римские мосты строились с огромным запасом прочности. Частые опоры тогда не являлись препятствием для судоходства, а единственные строительные материалы - камень и дерево не позволяли делать большие пролеты. Из капитальных каменных мостов римского периода можно видеть только мост в Трире. Для его массивных опор использовались вулканические породы Айфеля. В более позднее время опоры моста, арки и настил были надстроены так, чтобы обеспечить судоходство более крупных судов.
Современные строительные материалы - металл и бетон, а также новые методы расчетов нагрузок позволяют строить мосты с очень большими пролетами высоко над водой. Они не мешают судоходству и удобны для автотранспорта. Встречаются и изящные подвесные мосты.
Три вида мостов через Мозель. Верхний - римский каменный мост в Трире. Высота его устоев позже была увеличена с помощью кирпичной кладки. Среднее и нижнее фото - современные железобетонный и подвесной мосты.
2. Мозельское вино.
Тема мозельского виноделия - стара, как и тема мозельского судоходства.
Археологи относят мозельское виноделие еще к кельтским временам. Считается, что виноградная лоза была ими получена от греков. Римляне привозили сначала свое вино, пока не столкнулись с трудностями преодоления Альп при сопротивлении германских племен. После этого они стали возделывать виноград в долине Мозеля. Сейчас виноград - главная сельскохозяйственная культура региона. Берега долины почти повсеместно засажены правильными рядами виноградников. Крутые склоны, труднодоступные террасы делают уход за плантацией почти акробатическим аттракционом. Известковые почвы обеспечивают вину особый привкус. Экспозиция склонов позволяет плодам накопить высокое содержание сахара. В средние века главными виноделами были монахи. Наиболее часто встречаются сорта винограда, из которых производят известные вина: рислинг и мюллер-тургау. Некоторые виноделы изготовляют немецкий Sekt - газированное вино. На мой вкус оно не хуже французского шампанского. Во всех городах множество своеобразно оформленных винных погребков с винами собственного производства. В число местных традиций входят винные праздники с дегустацией, представлениями, танцами. Виноделы выезжают со своей продукцией в окрестные города и устраивают там винные праздники с оптовой продажей вина своим постоянным покупателям.
Мозельские виноградники. Каждый кусочек склона тщательно обработан и обозначен.
Типичное для мозельского городка заведение: именной виноградник, выращивание, изготовление, хранение вина, продажа, отсылка по заданному адресу - все в одних руках.
Виноделие и винопотребление успешно совмещаются. Секреты производства доступны обозрению. Дегустация приветствуется.
Атрибуты виноделия почитаются как музейные экспонаты.
Виноделие обросло легендами. Согласно одной из них, средневековый архиепископов Трира Бёмунд II тяжело заболел в своей летней резиденции, в Бернкастеле. Врачи тщетно пытались ему помочь. Страдал он долго, пока не получил в подарок бочонок лучшего местного вина. Через несколько дней болезнь отступила. Обрадованный чудом выздоровления, архиепископ наградил "целебный" виноградник почетным званием и выписал соответствующую грамоту. Гора, где был выращен виноград, стала называться "Доктором". Известно, что поклонником "докторского" вина в свое время был король Великобритании Эдуард VII (1841 - 1910). Сейчас "Мозельский доктор" по ценам уступают лишь винам "Премьер Крю" из Бордо и немногим лучшим сортам Бургундского. Небывалый всплеск его популярности в последние годы наблюдается на американском рынке.
Легенда о лечении мозельским вином архиепископа запечатлена в бронзе.
Мозельское вино вдохновило местных поэтов: "Бог создал вино разных сортов. Каждое имеет свою славу, какое-то сладкое, какое-то нежное. Особенно наше мозельское вино - оно как девушка - сладкое и нежное".
Мозельское вино настраивает некоторых его любителей на философски-ностальгический лад. На фасаде этого винного заведения написано: " Я тоже когда-то был молод и хорош собой".
3. Города, замки, исторические личности.
Что же можно видеть ещё на берегах Мозеля? Конечно, прежде всего, это города, соборы, крепости, замки, история и культурное наследие которых неисчерпаемы. Рассказывать обо всех подробно, не было моей задачей, особенно это касается таких известных и древних городов как Трир и Кобленц. Подобные города требуют отдельного рассказа. А вот небольшие, сравнительно малоизвестные города и городки, хотелось бы осветить более детально, чем это можно найти в Интернете.
Обзор прибрежных городов в судоходной части Мозеля начинается с Франции. Это города Нанси и Мец, в которых нам случилось побывать.
Сейчас города Нанси и Мец принадлежат Лотарингии. Той самой, которая досталась в наследство внуку Карла Великого Лотарю. В течение веков Лотарингия была спорной областью. В средние века её столицей был Мец. После присоединения Лотарингии к Священной Римской империи германского народа столица Лотарингии из Меца переносится в Нанси. Затем происходили религиозные войны, война за Пфальцское наследство (1688-97г.г.), в которых участвовали почти все европейские страны, и в которых Лотарингия и сопредельный с ней Эльзас всегда были призами победителю.
В результате Франко-Прусской войны 1870 года Лотарингия со столицей в Меце и Эльзас со столицей в Страсбурге отходят к Германии. Поражение Германии в Первой мировой войне возвращает эти области опять во Францию. Успешное для Германии начало Второй мировой войны опять присоединило их на период 1940-1944 гг. к Германии. 1945 год вернул их во Францию.
Сложная история Лотарингии ощущается до сих пор. Трудно найти туристские материалы по Мозелю для всех трех стран, на нем лежащих. Конечно, играет роль и языковое различие.
О ситуации вокруг многострадальных Эльзаса и Лотарингии, пишет в своих воспоминаниях Ж.П. Сартр ("Слова"). Его детские впечатления об импульсивном деде, который был родом из Эльзаса, и разговоры взрослых иногда входили в противоречие с собственными мыслями о справедливости: "Есть в мире настоящие злодеи -- пруссаки, они отняли у нас Эльзас-Лотарингию и все наши часы, кроме тех, больших, на подставке из черного мрамора, что стоят на камине у деда и подарены ему как раз группой его учеников-немцев: интересно, где они их украли?"
Писатель так передаёт тогдашние, господствующие в обществе, шовинистические настроения: "... немцы -- низшие существа, но, на их счастье, они живут по соседству с нами, мы их просветим".
От Нанси Мозель находится на некотором расстоянии. Через город протекает река Мёрт (Meurthe), правый приток Мозеля. Обе реки играют большую роль в хозяйственной жизни Нанси.
Город получил свой современный облик во многом благодаря Станиславу Лещинскому. Этот король Польши в результате ее раздела остался без королевства. Людовик ХV, женатый на дочери Станислава Марии Лещинской, пожизненно выделил ему Нанси как резиденцию. За 20 лет правления Станислав придал городу столичный блеск. Он построил несколько прелестных архитектурных ансамблей. Один, носящий его имя (площадь Станислава), похож на центральные парижские площади - с отель де Виль (городской ратушей) и гармоничными зданиями вокруг.
Очаровательны скругления углов этой площади. Они оформлены металлическими решетками с золоченым орнаментом и многофигурными фонтанами.
Один из нарядных углов площади Станислава.
В ансамбль площади входит здание художественного музея с богатой коллекцией старой живописи. Древний город окружала, как водится, крепостная стена. Фрагменты ее с въездными воротами сохранены и убедительно демонстрируют мощь и неприступность.
В Нанси после отделения от Франции были сильны патриотические настроения. Их выражает этот памятник.
Памятник в Нанси. Покоренная Лотарингия плачет вместе Эльзасом, покорёнными Германией.
В Нанси, как и в других городах этой части Франции, много домов, построенных в изящном стиле начала двадцатого века арт-нуво, как его называют во Франции, или югенд-штиль в Германии, или модерн в России.
У города Мец в Мозель впадает приток Сейль. Здесь река имеет многорукавное русло с островами, искусно использованными градостроителями. Старинные Алеманские ворота-крепость, стена, окружавшая город, защищенная глубоко врезанным руслом притока Сейль (Seille). Старый центр расположен на высоком берегу. Здесь, на площади Жанны д'Арк, стоит готический кафедральный собор Сент-Этьена, построенный в ХШ-ХIV веках. В нём - знаменитые витражи собора, созданные известными мастерами средневековья. В последние годы некоторые из них утрачены и заменены новыми. Именно в этом соборе несколько витражей выполнены М. Шагалом, с узнаваемым стилем и характерной для него интенсивностью цвета. Выше собора - резиденция правителей, она же замок, тюрьма, архив. Чего только она не повидала на своем веку! Город Мец построен из желтоватого жомонского камня, имеющего, как говорят его жители, цвет меда.
Живописно использован остров в русле Мозеля. Уровень воды в реке регулируется затворами под пешеходным мостом. Тем не менее, набережная расположена на двух уровнях с фиксацией памятными знаками отметок высоких вод. На "стрелке" острова построена церковь начала ХХ века, оперный театр, один из старейших в Европе, и другие нарядные здания.
Мец. Новый храм на острове, лютеранская церковь, построенная в немецкий период принадлежности города (1904г). Принятая раньше населением в штыки (творение оккупантов), сейчас церковь является одним из символов города.
Вверх по течению нижняя набережная реки переходит в парковую зону с многочисленными естественными и искусственными водными объектами. Один из прудов используется для вечернего шоу - танцующих фонтанов. Необыкновенные световые эффекты и компьютерное регулирование подачи воды создает несравненное зрелище. Особенный эффект возникает, когда на облако из мелких брызг воды проецируются танцующие фигуры.
Роль государственных границ в жизни Меца всегда была определяющей. Город, существовавший еще до Римской империи, активно развивался, так как через него проходили основные пути к Триру. В шестом веке Мец становится столицей королевства Меровингов. Завоеванный германским племенем франков в период 1180-1210 гг., он имел статус Свободного германского города. С этого времени до ХV века включительно город процветал. В 1545--1547 годах в Меце жил приглашенный городом в качестве врача Франсуа Рабле, где он спасался от преследований инквизиции и заканчивал свой роман "Гаргантюа и Пантагрюэль", сатирический памятник людям и эпохе.
Бурная история франко-германского противостояния отразилась на архитектуре города, в котором французами были построены мощные оборонительные сооружения, включая водные. Знаменитый французский фортификатор Вобан писал королю, что "крепости защищают провинции королевства, а Мец -- государство в целом". Немцы, завладевшие Мецем после Франко-Прусской войны, снесли стены города и разбили на их месте бульвары. Как воспоминание от времён германского правления остались "Немецкие ворота" и железнодорожный вокзал, построенный в величественном, суровом стиле Нибелунгов.
Далее Мозель протекает вдоль государственной границы с герцогством Люксембург. Это небольшое, но весьма значимое государство Европейского Союза. Заманчиво заглянуть в одноимённый город, расположенный на речках Альзет и Петрюс, притоках Мозеля второго порядка. Приведу только несколько фотографий:
Небольшая речка Петрюс создала глубоко врезанную в скальные породы горного плато Арденн долину и разделяет город Люксембург на две части.
В известняковых скалах долины реки Петрюс видны отверстия катакомб и подземных ходов, которые, начиная со средних веков до недавнего времени, представляли собой основу хорошо укреплённой оборонительной системы города. Во многом, благодаря этому герцогство Люксембург сохранило свою независимость.
Старый Виадук (виадук Кришберга). Был построен в 1859 году. С него открывается великолепная панорама паркового комплекса в долине реки Петрюс. Эту глубокую долину можно пересечь только по таким высоким сооружениям.
Но не буду больше отвлекаться от главной темы рассказа о Мозеле. Герцогство Люксембург безусловно заслуживает отдельного очерка.
После французской и люксембургской части Мозеля начинается немецкая. В месте впадения в Мозель притока Саар находится городок Конц, известный еще с римских времен. Саар - тоже водный путь, который переходит теперь в канал, связывающий бассейн Мозеля с Рейном. Ниже этого городка через несколько километров - Трир.
Трир - старейший город Германии. Он был основан в 16 году до н.э. За свою длинную историю он пережил несколько взлетов и падений. Первый расцвет был при римлянах. Римляне демонстрировали побежденным народам свою высокую культуру. Трир стал резиденцией римского императора Константина Великого. При нём христианство стало государственной религией. Трир тогда был самым крупным городом севернее Альп. Даже сейчас здесь можно видеть все, что характеризует римские города: мощные въездные ворота Порта Нигра, мост, термы, амфитеатр, рынки, правильную планировку улиц, виллы, храмы.
Римские ворота Порто Нигра в Трире при вечерней подсветке.
Базилика императора Константина. Её сооружение датируется 310 годом.
Внутреннее пространство Базилики императора Константина.
Трир. Ещё одно свидетельство римского периода истории Трира - развалины римских терм.