Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Вниз по реке Мозель

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 05/08/2017. 64k. Статистика.
  • Статья: Франция
  • Иллюстрации: 85 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


      
       Этот очерк - результат нескольких разновремённых поездок по Мозель. Ездили в экскурсионном автобусе и по воде, на туристском судне (я пишу во множественном числе, так как обычно меня сопровождает мой муж, обеспечивающий иллюстративную часть путешествий). Целью этих поездок по Мозелю были интересные города и замки, расположенные на берегах, и. конечно, природные достопримечательности. Мы объединили эти поездки, потому что их объединяет Мозель. Река создает единство, несмотря на государственные границы, разные языки живущих на ней народов, прошедшие войны. Хотелось показать значение реки в истории городов и их развитии.
      
       ХХ век дал возможность изменить реку в соответствии потребностями людей. На Мозеле это сделано с большим тактом и мастерством. Несмотря на непростые природные условия и суровую историю этого приграничного региона, жизнь на берегах Мозеля процветает. Иногда она кажется романтической, иногда идиллической, иногда суровой. Живописность природы и того, как в нее вписался человек, создают ощущение гармонии между ними.
      
       1. Река.
      
       Мозель берет начало во Франции. Его истоки находятся в горах французских Вогезов. Он течёт мимо города Нанси, через город Мец в Лотарингии, далее вдоль юго-восточной границы Великого герцогства Люксембург с Германией, затем протекает через древнейший германский город Трир и впадает в Рейн у города Кобленц. Перепад высот между истоком и устьем составляет примерно 650 метров, что соответствует среднему уклону реки 1,2 м/км. Почти весь этот путь длиной около 500 км. нам, так или иначе, посчастливилось проделать.
      
       0x01 graphic
      
       Обзорная карта бассейна реки Мозель. Почти вдоль всего Мозеля можно проплыть на судне, проехать по железной и автомобильным дорогам.
      
       Название Мозель происходит от латинского Mosella, что означает "малый Маас". Именно на Мозеле, в городке Шенген, расположенном на границе Германии, Франции и Люксембурга (см. карту), представители этих трех государств при участии представителей Бельгии и Нидерландов 14 июня 1985 года подписали историческое Шенгенское соглашение. Оно отменяло паспортно-визовый контроль на границах этих государств и стало одним из основополагающих актов Европейского объединения, а шенгенская виза стала необходимым и достаточным условием путешествий почти по всем странам Европейского Союза.
      
       Сейчас Мозель судоходен на протяжении более четырехсот километров, от устья у Кобленца до Pont-a-Mousson (Франция). Это достигается с помощью 28 низконапорных плотин и шлюзов. Некоторые шлюзы совмещены с ГЭС. Мозель соединен каналами Марна-Рейн (Нанси - Страсбург) и Восточным каналом с рекой Сонной (бассейна Роны), что дает возможность из центральной Европы водным путем приплыть как в Северное, так и в Средиземное море.
      
       Мозель восторженно описан в 371 году римским ученым и поэтом Децимом Магном Авсонием (Decimus Magnius Ausonius) в стихотворении Мозелла (так римляне называли Мозель). Авсоний был воспитателем западного римского императора Флавиуса Грациана, жившего в Трире. Авсоний сообщил своим римским читателям, что на варварском севере существует река Мозелла, которая стоит выше всякой критики. Свое путешествие он описал торжественным гекзаметром, упоминая места, мимо которых он проплывал, воздавая хвалу красоте природы, трудолюбию местных жителей, прелести и плодородию берегов реки. Он назвал десять притоков Мозеля и пятнадцать видов рыб, обитающих в реке.
      
       ... Вышки домов, на прибрежных обрывах повсюду висящих,
       И виноград на зеленых холмах, и приятные воды
       С тихим журчаньем внизу под ногами текущей Мозеллы.
       Здравствуй, река, что отрадна полям, поселянам отрадна.
       Городом, власти достойным, тебе обязаны белги;
       Ты на высотах своих виноград возрастила пахучий,
       А берега повсюду травой покрыла зеленой.
       Ты, словно море, несешь корабли; покато струишься,
       Словно ручей, и насквозь, как озерные глуби, прозрачна....
      
       Еще до римлян на берегах Мозеля жили кельты, плавали по реке, перевозили грузы, ловили рыбу. Они имели длинные, узкие челны с плоским дном, высоким носом и кормой. Эти суда можно было перетаскивать через мелкие места. Суда были гребными, оснащенными несколькими веслами.
      
       0x01 graphic
      
       В археологическом музее Ксантена показаны останки судна кельтско - римских времен. Плоское дно, прямые борта, законсервированное водой дерево.
      
       После завоевания Цезарем Галлии Мозель становится важной водной артерией Римской империи. Римляне завладели кельтскими поселениями Мец, Трир, Ноймаген, Трабен-Трарбах, Кохем, Кобленц и многими другими. Завоеватели привнесли новую технику в судостроение. Образец римского судна для перевозки бочек с вином археологи обнаружили около Ноймагена. Судно часто художественно воспроизводится и его можно видеть в Трире. Римляне строили суда различного назначения: торговые, военные, грузовые, суда для перевозки провианта и солдат. Об этом пишут Цезарь и историк Тацит. Конструктивно они имели одну, две и даже три палубы.
      
       0x01 graphic
      
       Ноймагенское судно для перевозки вина. Сейчас в Берлине на основании найденных остатков судов времён викингов реконструировано аналогичное судно. Оно показывается в музее Мартина Гропиуса (Martin-Gropius-Bau).
      
       Из галльских бассейнов Роны и Сонны войска и военное снаряжение перевозились сухопутным путем через Вогезы до начала Мозеля, а дальше сплавлялись по реке. Уже во II веке н.э. в Меце существовала гильдия судоходства. Как следует из римских хроник, в высокую воду флот успешно достигал по Мозелю Рейна. Уже тогда родилась идея соединить эти водные системы каналами с французскими реками Сонна и Рона. Реализация этой идеи ждала своего часа более полутора тысяч лет.
       Процветание Римской империи в области культуры, хозяйства, политики привело к укреплению Трира - "Северного Рима". В это же время здесь усилиями императора Константина Великого и его матери Елены христианство стало государственной религией.
      
       В конце III века германцы стали вытеснять римлян с берегов Мозеля, превращая населенные пункты на берегах в руины. Уже в V веке последние римские легионы переместились на Сонну и Рону. В это время вандалы подошли к Триру. Они покорили и разрушили город. Его население значительно сократилось. Самый большой и роскошный римский город севернее Альп перестал существовать. Римские гавани, верфи были полностью разрушены. Судостроение, рыбная ловля вернулись к кельтским традициям. Остались только римские мосты - каменные, массивные, нерушимые. Один из них существует по сей день в Трире.
      
       Несмотря на нестабильный режим реки, ненадежные суда и необходимость дожидаться благоприятных условий для плавания, германцы все же предпочитали судоходство сухопутному передвижению по трудно проезжим дорогам.
      
       В VIII веке суда торгового объединения Ганза стали достигать Мозеля. Они принесли новые идеи в судостроение и новые торговые отношения. Но развитие судоходства принесло новую беду. Мозель стали достигать и викинги, которые заимствовали кельтскую традицию строения судов. Викинги совершали свои набеги, грабили, убивали и с добычей возвращались на берега Северного моря.
      
       Только начиная с ХVII века стали использовать парусные суда. Их называли "Maeseler Aak". Существовали еще суда одного плавания - по достижении конечного пункта судно продавалось для использования дерева на строительный материал или на дрова.
      
       Условия судоходства на Мозеле существенно отличались от условий на Рейне. Извилистое русло, узкости, мелководья, высокая и низкая вода представляли опасность или полную невозможность передвижения по реке. Перепад уровня воды между Кобленцем и Триром в 90 метров был очень велик и создавал в некоторых местах труднопреодолимые быстрины. Ливни в Вогезах и Айфеле приводили к высоким паводкам, превращавшим Мозель в огромную реку с высокими скоростями течения. Паводки сменялись глубокой меженью, в которую суда садятся на мели. На Мозеле существовало 27 бродов, преодолеть которые в межень судам было невозможно.
      
       0x01 graphic
      
       Выходы скальных пород по берегам Мозеля.
      
       Огромные трудности создавали военные беспорядки, особенно во время Тридцатилетней войны. Многочисленные таможенные пункты, организованные религиозными и светскими правителями для сбора с судов дани, привело мозельское судоходство в полный упадок.
      
       В 1839-40 годах наступила пароходная эра. Первый пароход поверг жителей этих мест в страх и ужас. Когда первые пароходы достигли Трира, там устроили колокольный звон. К сожалению, надежное судоходство по Мозелю было возможно только тогда, когда в Рейне стоял высокий уровень воды и создавал подпор на Мозеле. Перекаты и мелководья приводили к авариям и многодневным простоям. Расход угля удорожал перевозки. Проведение железной дороги вдоль долины Мозеля создало судоходству непреодолимую конкуренцию. Совершенствование судостроения позволяло создавать достаточно универсальные суда, но стало очевидно, что совершенствовать надо не только суда, но и реку. Технические возможности для этого уже существовали.
      
       Взаимное недоверие между странами Европы, вызванное Первой и Второй мировыми войнами, делало невозможным реализацию больших международных проектов. Только в 1954 году правительства Германии и Франции при участии Люксембурга согласовали проект создания на Мозеле большой судоходной трассы. Строительство длилось 7 лет. Это были ГЭС, плотины, шлюзы для больших судов и лодок, причальные, погрузо-разгрузочные сооружения. Большая часть русла Мозеля была канализована. Проект оказался очень удачным, хотя и дорогостоящим, и заслужил всеобщее одобрение. Река была оборудована по последнему слову гидротехники и при этом не были нарушены живописные ландшафты долины Мозеля.
      
       Дальнейшее развитие водной системы Мозеля проводилось в течение 15 лет, в основном, на территории Франции в верховьях реки. Тогда были осуществлены водное соединение Мозеля с Парижем, Страсбургом, Средиземным морем и строительство многочисленных мостов, обеспечивающих беспрепятственное прохождение под ними высоких судов.
      
       Сейчас водный транспорт на Мозеле используются в великом многообразии. Это грузовые и пассажирские суда длиной до 170 метров, прогулочные катера, спортивные лодки и специализированные плавучие средства.
      
       0x01 graphic
      
       Прогулочное пассажирское судно
      
       Очень развит водный спорт. В соревнованиях принимают участие спортсмены из всей Европы. Для респектабельных туристов предлагаются суда-отели, делающие остановки во всех запланированных интересных местах. А их на Мозеле великое множество. Во время стоянок здесь можно арендовать велосипед и объездить окрестности, можно посетить прибрежные замки, можно засесть в винном погребке и предаться дегустации мозельских вин.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Суда - отели как мобильное бытовое обеспечение индустрии водного туризма.
      
       0x01 graphic
      
       Плавучий причал. Пристать к берегу можно почти всюду.
      
       0x01 graphic
      
       Гавань для малого флота в Кохеме.
      
       0x01 graphic
      
       Самоходная баржа. Это основной вид грузового транспорта на Мозеле.
      
       Шлюзование в одном из 27 мозельских шлюзов на примере нашего судна:
      
       0x01 graphic
      
       Судно входит в шлюзовую камеру.
      
       0x01 graphic
      
       Затворы для входа и выхода судна закрыты. Вода под напором заполняет камеру.
      
       0x01 graphic
      
       Уровни в шлюзе и верхнем бьефе выровнены. Путь вверх по течению свободен.
      
       Река Мозель ощутимо присутствует во всех населенных пунктах на ее берегах. Несмотря на прекрасное гидротехническое оснащение, тут случаются наводнения. В любом городе можно встретить отметки экстремальных уровней воды. Иногда они достигают второго этажа зданий.
      
       0x01 graphic
      
       Отметки высоких вод на стенах домов. Слева в Кохеме на Мозеле, справа в Кобленце
       около места впадения Мозеля в Рейн.
      
       Гидрологические наблюдения ведутся со всей серьезностью. Капитально оборудованные гидрологические посты есть во всех городах на берегах Мозеля. Их данные используются для предупреждения об опасных явлениях на реке и прогнозов характеристик водного режима.
      
       0x01 graphic
      
       Водомерный пост (Pegel) в Кохеме. Измерительные приборы стоят в колодце башни. Колодец связан с Мозелем подземным каналом.
      
       0x01 graphic
      
       Не может не восхищать просветительская работа гидрологов. Аналогичные доски, объясняющие важность водных измерений, применяемые приборы, характеристики режима рек можно видеть около многих водомерных постов. WДsser-Lehrpfad Rhein-Mosel (учебная тропа к водам Рейна - Мозеля) - читай и просвещайся.
      
       0x01 graphic
      
       Труден путь реки через скалистые образования отрогов Айфеля. На панно в городе Кохем показано, как Мозель меандрирует в пределах своей долины.
      
       Немного о мостах через Мозель. Строить их начали римляне почти две тысячи лет назад. Деревянные мосты до наших дней не сохранились. Римские мосты строились с огромным запасом прочности. Частые опоры тогда не являлись препятствием для судоходства, а единственные строительные материалы - камень и дерево не позволяли делать большие пролеты. Из капитальных каменных мостов римского периода можно видеть только мост в Трире. Для его массивных опор использовались вулканические породы Айфеля. В более позднее время опоры моста, арки и настил были надстроены так, чтобы обеспечить судоходство более крупных судов.
      
       Современные строительные материалы - металл и бетон, а также новые методы расчетов нагрузок позволяют строить мосты с очень большими пролетами высоко над водой. Они не мешают судоходству и удобны для автотранспорта. Встречаются и изящные подвесные мосты.
      
       0x01 graphic
      
       Три вида мостов через Мозель. Верхний - римский каменный мост в Трире. Высота его устоев позже была увеличена с помощью кирпичной кладки. Среднее и нижнее фото - современные железобетонный и подвесной мосты.
      
       2. Мозельское вино.
      
       Тема мозельского виноделия - стара, как и тема мозельского судоходства.
       Археологи относят мозельское виноделие еще к кельтским временам. Считается, что виноградная лоза была ими получена от греков. Римляне привозили сначала свое вино, пока не столкнулись с трудностями преодоления Альп при сопротивлении германских племен. После этого они стали возделывать виноград в долине Мозеля. Сейчас виноград - главная сельскохозяйственная культура региона. Берега долины почти повсеместно засажены правильными рядами виноградников. Крутые склоны, труднодоступные террасы делают уход за плантацией почти акробатическим аттракционом. Известковые почвы обеспечивают вину особый привкус. Экспозиция склонов позволяет плодам накопить высокое содержание сахара. В средние века главными виноделами были монахи. Наиболее часто встречаются сорта винограда, из которых производят известные вина: рислинг и мюллер-тургау. Некоторые виноделы изготовляют немецкий Sekt - газированное вино. На мой вкус оно не хуже французского шампанского. Во всех городах множество своеобразно оформленных винных погребков с винами собственного производства. В число местных традиций входят винные праздники с дегустацией, представлениями, танцами. Виноделы выезжают со своей продукцией в окрестные города и устраивают там винные праздники с оптовой продажей вина своим постоянным покупателям.
      
       0x01 graphic
      
       Мозельские виноградники. Каждый кусочек склона тщательно обработан и обозначен.
      
       0x01 graphic
      
       Типичное для мозельского городка заведение: именной виноградник, выращивание, изготовление, хранение вина, продажа, отсылка по заданному адресу - все в одних руках.
      
       0x01 graphic
      
       Виноделие и винопотребление успешно совмещаются. Секреты производства доступны обозрению. Дегустация приветствуется.
      
       0x01 graphic
      
       Атрибуты виноделия почитаются как музейные экспонаты.
       Виноделие обросло легендами. Согласно одной из них, средневековый архиепископов Трира Бёмунд II тяжело заболел в своей летней резиденции, в Бернкастеле. Врачи тщетно пытались ему помочь. Страдал он долго, пока не получил в подарок бочонок лучшего местного вина. Через несколько дней болезнь отступила. Обрадованный чудом выздоровления, архиепископ наградил "целебный" виноградник почетным званием и выписал соответствующую грамоту. Гора, где был выращен виноград, стала называться "Доктором". Известно, что поклонником "докторского" вина в свое время был король Великобритании Эдуард VII (1841 - 1910). Сейчас "Мозельский доктор" по ценам уступают лишь винам "Премьер Крю" из Бордо и немногим лучшим сортам Бургундского. Небывалый всплеск его популярности в последние годы наблюдается на американском рынке.
       0x01 graphic
      
       Легенда о лечении мозельским вином архиепископа запечатлена в бронзе.
      
       0x01 graphic
      
       Мозельское вино вдохновило местных поэтов: "Бог создал вино разных сортов. Каждое имеет свою славу, какое-то сладкое, какое-то нежное. Особенно наше мозельское вино - оно как девушка - сладкое и нежное".
      
       0x01 graphic
      
       Мозельское вино настраивает некоторых его любителей на философски-ностальгический лад. На фасаде этого винного заведения написано: " Я тоже когда-то был молод и хорош собой".
      
       3. Города, замки, исторические личности.
      
       Что же можно видеть ещё на берегах Мозеля? Конечно, прежде всего, это города, соборы, крепости, замки, история и культурное наследие которых неисчерпаемы. Рассказывать обо всех подробно, не было моей задачей, особенно это касается таких известных и древних городов как Трир и Кобленц. Подобные города требуют отдельного рассказа. А вот небольшие, сравнительно малоизвестные города и городки, хотелось бы осветить более детально, чем это можно найти в Интернете.
      
       Обзор прибрежных городов в судоходной части Мозеля начинается с Франции. Это города Нанси и Мец, в которых нам случилось побывать.
      
         Сейчас города Нанси и Мец принадлежат Лотарингии. Той самой, которая досталась в наследство внуку Карла Великого Лотарю. В течение веков Лотарингия была спорной областью. В средние века её столицей был Мец. После присоединения Лотарингии к Священной Римской империи германского народа столица Лотарингии из Меца переносится в Нанси. Затем происходили религиозные войны, война за Пфальцское наследство (1688-97г.г.), в которых участвовали почти все европейские страны, и в которых Лотарингия и сопредельный с ней Эльзас всегда были призами победителю.
       В результате Франко-Прусской войны 1870 года Лотарингия со столицей в Меце и Эльзас со столицей в Страсбурге отходят к Германии. Поражение Германии в Первой мировой войне возвращает эти области опять во Францию. Успешное для Германии начало Второй мировой войны опять присоединило их на период 1940-1944 гг. к Германии. 1945 год вернул их во Францию.
       Сложная история Лотарингии ощущается до сих пор. Трудно найти туристские материалы по Мозелю для всех трех стран, на нем лежащих. Конечно, играет роль и языковое различие.
      
       О ситуации вокруг многострадальных Эльзаса и Лотарингии, пишет в своих воспоминаниях Ж.П. Сартр ("Слова"). Его детские впечатления об импульсивном деде, который был родом из Эльзаса, и разговоры взрослых иногда входили в противоречие с собственными мыслями о справедливости: "Есть в мире настоящие злодеи -- пруссаки, они отняли у нас Эльзас-Лотарингию и все наши часы, кроме тех, больших, на подставке из черного мрамора, что стоят на камине у деда и подарены ему как раз группой его учеников-немцев: интересно, где они их украли?"
       Писатель так передаёт тогдашние, господствующие в обществе, шовинистические настроения: "... немцы -- низшие существа, но, на их счастье, они живут по соседству с нами, мы их просветим".
      
       От Нанси Мозель находится на некотором расстоянии. Через город протекает река Мёрт (Meurthe), правый приток Мозеля. Обе реки играют большую роль в хозяйственной жизни Нанси.
       Город получил свой современный облик во многом благодаря Станиславу Лещинскому. Этот король Польши в результате ее раздела остался без королевства. Людовик ХV, женатый на дочери Станислава Марии Лещинской, пожизненно выделил ему Нанси как резиденцию. За 20 лет правления Станислав придал городу столичный блеск. Он построил несколько прелестных архитектурных ансамблей. Один, носящий его имя (площадь Станислава), похож на центральные парижские площади - с отель де Виль (городской ратушей) и гармоничными зданиями вокруг.
       Очаровательны скругления углов этой площади. Они оформлены металлическими решетками с золоченым орнаментом и многофигурными фонтанами.
      
         0x01 graphic
      
          Один из нарядных углов площади Станислава.
         
          В ансамбль площади входит здание художественного музея с богатой коллекцией старой живописи. Древний город окружала, как водится, крепостная стена. Фрагменты ее с въездными воротами сохранены и убедительно демонстрируют мощь и неприступность.
      
       В Нанси после отделения от Франции были сильны патриотические настроения. Их выражает этот памятник.
      
       0x01 graphic
      
       Памятник в Нанси. Покоренная Лотарингия плачет вместе Эльзасом, покорёнными Германией.
      
          В Нанси, как и в других городах этой части Франции, много домов, построенных в изящном стиле начала двадцатого века арт-нуво, как его называют во Франции, или югенд-штиль в Германии, или модерн в России.
         
          У города Мец в Мозель впадает приток Сейль. Здесь река имеет многорукавное русло с островами, искусно использованными градостроителями. Старинные Алеманские ворота-крепость, стена, окружавшая город, защищенная глубоко врезанным руслом притока Сейль (Seille). Старый центр расположен на высоком берегу. Здесь, на площади Жанны д'Арк, стоит готический кафедральный собор Сент-Этьена, построенный в ХШ-ХIV веках. В нём - знаменитые витражи собора, созданные известными мастерами средневековья. В последние годы некоторые из них утрачены и заменены новыми. Именно в этом соборе несколько витражей выполнены М. Шагалом, с узнаваемым стилем и характерной для него интенсивностью цвета. Выше собора - резиденция правителей, она же замок, тюрьма, архив. Чего только она не повидала на своем веку! Город Мец построен из желтоватого жомонского камня, имеющего, как говорят его жители, цвет меда.
      
          Живописно использован остров в русле Мозеля. Уровень воды в реке регулируется затворами под пешеходным мостом. Тем не менее, набережная расположена на двух уровнях с фиксацией памятными знаками отметок высоких вод. На "стрелке" острова построена церковь начала ХХ века, оперный театр, один из старейших в Европе, и другие нарядные здания.  
      
       0x01 graphic
         
        Мец. Новый храм на острове, лютеранская церковь, построенная в немецкий период принадлежности города (1904г). Принятая раньше населением в штыки (творение оккупантов), сейчас церковь является одним из символов города.
         
          Вверх по течению нижняя набережная реки переходит в парковую зону с многочисленными естественными и искусственными водными объектами. Один из прудов используется для вечернего шоу - танцующих фонтанов. Необыкновенные световые эффекты и компьютерное регулирование подачи воды создает несравненное зрелище. Особенный эффект возникает, когда на облако из мелких брызг воды проецируются танцующие фигуры.
      
          Роль государственных границ в жизни Меца всегда была определяющей. Город, существовавший еще до Римской империи, активно развивался, так как через него проходили основные пути к Триру. В шестом веке Мец становится столицей королевства Меровингов. Завоеванный германским племенем франков в период 1180-1210 гг., он имел статус Свободного германского города. С этого времени до ХV века включительно город процветал.    В 1545--1547 годах в Меце жил приглашенный городом в качестве врача Франсуа Рабле, где он спасался от преследований инквизиции и заканчивал свой роман "Гаргантюа и Пантагрюэль", сатирический памятник людям и эпохе.
      
       Бурная история франко-германского противостояния отразилась на архитектуре города, в котором французами были построены мощные оборонительные сооружения, включая водные. Знаменитый французский фортификатор Вобан писал королю, что "крепости защищают провинции королевства, а Мец -- государство в целом". Немцы, завладевшие Мецем после Франко-Прусской войны, снесли стены города и разбили на их месте бульвары. Как воспоминание от времён германского правления остались "Немецкие ворота" и железнодорожный вокзал, построенный в величественном, суровом стиле Нибелунгов.
      
       Далее Мозель протекает вдоль государственной границы с герцогством Люксембург. Это небольшое, но весьма значимое государство Европейского Союза. Заманчиво заглянуть в одноимённый город, расположенный на речках Альзет и Петрюс, притоках Мозеля второго порядка. Приведу только несколько фотографий:
      
       0x01 graphic
      
       Небольшая речка Петрюс создала глубоко врезанную в скальные породы горного плато Арденн долину и разделяет город Люксембург на две части.
      
       0x01 graphic
      
       В известняковых скалах долины реки Петрюс видны отверстия катакомб и подземных ходов, которые, начиная со средних веков до недавнего времени, представляли собой основу хорошо укреплённой оборонительной системы города. Во многом, благодаря этому герцогство Люксембург сохранило свою независимость.
      
       0x01 graphic
      
       Старый Виадук (виадук Кришберга). Был построен в 1859 году. С него открывается великолепная панорама паркового комплекса в долине реки Петрюс. Эту глубокую долину можно пересечь только по таким высоким сооружениям.
      
       Но не буду больше отвлекаться от главной темы рассказа о Мозеле. Герцогство Люксембург безусловно заслуживает отдельного очерка.
         
       После французской и люксембургской части Мозеля начинается немецкая. В месте впадения в Мозель притока Саар находится городок Конц, известный еще с римских времен. Саар - тоже водный путь, который переходит теперь в канал, связывающий бассейн Мозеля с Рейном. Ниже этого городка через несколько километров - Трир.
      
       Трир - старейший город Германии. Он был основан в 16 году до н.э. За свою длинную историю он пережил несколько взлетов и падений. Первый расцвет был при римлянах. Римляне демонстрировали побежденным народам свою высокую культуру. Трир стал резиденцией римского императора Константина Великого. При нём христианство стало государственной религией. Трир тогда был самым крупным городом севернее Альп. Даже сейчас здесь можно видеть все, что характеризует римские города: мощные въездные ворота Порта Нигра, мост, термы, амфитеатр, рынки, правильную планировку улиц, виллы, храмы.
      
       0x01 graphic
      
       Римские ворота Порто Нигра в Трире при вечерней подсветке.
      
       0x01 graphic
      
       Базилика императора Константина. Её сооружение датируется 310 годом.
      
       0x01 graphic
      
       Внутреннее пространство Базилики императора Константина.
      
       0x01 graphic
      
       Трир. Ещё одно свидетельство римского периода истории Трира - развалины римских терм.
      
       После ретирады римлян наступил период упадка. Однако в средние века Трир становится епископатом. Архиепископ Трира получает права избирать кайзера Священной Римской империи, что определяет значимость города. Этот период характерен строительством церквей, дворцов, развитием судоходства и торговли.
      
       0x01 graphic
      
       Собор Святого Петра, заложенный императором Константином в 310 году, перестроенный франками в 1039-1078 годах. В соборе хранятся важнейшие христианские реликвии. Интерьер собора - сочетание романского стиля и барокко.
      
       0x01 graphic
      
       Церковь Богоматери (датируется периодом 1235 и 1260 г.) была одной из первых построек, в эпоху классической немецкой готики. Церковь и собор образуют ансамбль, который до сих пор является духовным центром Германии и местом паломничества христиан разных стран. Оба сооружения внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО.
      
       0x01 graphic
      
       Трир. Дворец курфюрста в стиле позднего барокко и рококо. Роскошную лестницу и вестибюль этого дворца проектировал знаменитый Бальтазар Нойман.
      
       0x01 graphic
      
       Трир. Рыночный фонтан, на цоколе которого изображены добродетели: мудрость, справедливость, отвага и умеренность. Венчает колонну св. Гонгольф, праведник и мученик, убитый любовником жены.
      
       В этом кратком очерке о Трире следует упомянуть, что в этом городе 5 мая 1818 года в доме по адресу BrЭckenstrasse, 10 родился Карл Маркс. Сейчас здесь музей. Влияние учения Маркса на современный миропорядок неоспоримо. Карл Маркс - один из первых в рейтингах наиболее часто цитируемых авторов.
      
       Следующий город по течению Мозеля, который нам удалось посетить, был Бернкастель - Куэс. Собственно это два города, расположенные на разных берегах Мозеля. В 1905 году они объединились под двойным названием.
      
       0x01 graphic
      
       Так выглядит Бернкастель с противоположного берега Мозеля, из Куэса.
      
       0x01 graphic
      
       А так выглядит Куэс со стороны Бернкастеля.
      
       Бернкастель имеет историю, исчисляемую тысячелетиями. Здесь можно видеть даже следы неолита. Первая крепость относится к II веку. После ее разрушения в XIII веке была построена крепость Ландсхут. Ее руины возвышаются над городом. Сам Бернкастель приобрел свой вид в средние века. Этот город никогда не имел столичного статуса, что придает ему очарование непосредственности, естественности, народного творчества. Каждый строил, как хотел. Каждый хотел выделиться, показать себя. Фахверки, эркеры, надписи на фасадах, фонтаны - такими малыми формами можно любоваться часами. Виноделие придает улицам особый шарм и непринужденность. Праздники старинные, современные, профессиональные следуют почти без перерыва. В местной винотеке представлено около 160 сортов местного вина. Поток туристов здесь неиссякаем.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Эти виды города не нуждаются в комментариях. Всё уютно, радостно, оптимистично.
      
       0x01 graphic
      
       Церковь св. Михаила на набережной Мозеля. Набережная называется Gestade, что обозначает "морской берег". Так высоко ценят граждане свою реку Мозель. Похоже, что эти строения созданы из черного вулканического камня, добытого в Айфеле, а их крыши покрыты айфелевским черным шифером.
      
       Перейти по мосту на другую сторону Мозеля и вы уже в городе Куэс.
      
       Куэс - родина Николая Кузануса (Николай Кребс, Nikolaus von Kues, Nicolaus Cusanus, 1401-64) философа, теолога, математика, церковного политического деятеля, гуманиста. Его научные воззрения опередили Коперника, Джордано Бруно и Галилея. В его родном городе Куэс построен средневековый комплекс фонда Кузануса. Это одно из первых социальных учреждений, созданное более 500 лет назад. Дом престарелых этого фонда существует за счет возделывания принадлежащих ему виноградников. Фонду принадлежит личная библиотека Кузануса, содержащая рукописные иллюстрированные книги из IX-XV веков. Сейчас фонд Кузануса осуществляет также помощь одаренным студентам.
      
       0x01 graphic
      
       Капелла св. Николауса и госпиталь (дом престарелых) Куэса, построенные 1451-58 годах. Это самые большие и ценные готические сооружения на Мозеле. В алтаре капеллы захоронено в свинцовом контейнере сердце Кузануса (сам он похоронен в Риме). Здесь же похоронена сестра Кузануса Клара Кребс.
      
       0x01 graphic
      
       Дом престарелых для 33 нуждающихся людей (по числу лет Христа). Богадельня за свою длинную историю никогда не меняла назначения. Каждый житель дома имеет свою комнату. Здесь много веков назад возникли и поддерживаются до сих пор традиции ухода за престарелыми.
      
       0x01 graphic
      
       Одна из крытых галерей дома престарелых. В другой, аналогичной галерее висят нравоучительные картины времен барокко о добродетелях на темы: "Голодных - накорми. Жаждущих - напои. Раздетых - одень. Узников - утешь. Чужеземцев - приюти. Мертвых - похорони". Все очень просто. Если бы всё всегда и всеми выполнялось.
      
       0x01 graphic
      
       Знак фонда Кузануса,
      
       Расстояние между городами Бернкастель -Куэс и Трабен-Трарбах мы проплыли на прогулочном судне. На этом участке Мозель меандрирует. Город Трабен-Трарбах находится на одной из излучин реки.
      
       Старинный город Трабен-Трарбах был полностью разрушен пожарами в XVIII-XIX веках. Все постройки новые в стиле модерн. Последние 200 лет город сильно преуспел благодаря виноделию и виноторговле. В шахте около города были обнаружены горячие источники. Это позволило развить курортное лечение. Экономические успехи позволили Трабен-Трарбаху впервые в Германии освоить промышленное использование электрической энергии.
      
       0x01 graphic
      
       Вид на Трабен-Трарбах с Мозеля.
      
       На очень популярный в туристских кругах Кохем мы совершили отдельный "набег". Город того стоит. Его история представлена на керамическом панно художника Карл-Фритца Николая (Karl-Fritz Nikolay, 1982). Здесь и кельты, и римляне, и средневековые рыцари, и разрушение замка французами, и его восстановление.
      
       0x01 graphic
      
       Панно, на котором представлена история Кохема, включая его хозяйственную деятельность, строительство мостов и церквей.
      
       0x01 graphic
      
       Городские ворота и "Альте Торшенке". Это старейшее фахверковое сооружение города, уцелевшее при пожаре 1689 года. В этом доме был трактир и увеселительное заведение. Владелец, предприимчивый десятник, заработавший деньги, как полагают, на сожжении ведьм.
      
       0x01 graphic
      
       Над городом доминирует колокольня церкви св. Мартина. Первые упоминания об этой церкви относятся к XII веку. Последующие разрушения и восстановления привели в XVIII веке к появлению луковичного навершия колокольни.
      
       0x01 graphic
      
       Удивительно яркие витражи в церкви св. Мартина, выполненные современным мастером Грахамом Йонесом (Graham Jones).
      
       0x01 graphic
      
       Св. Мартина можно встретить и на рыночной площади. Он святой покровитель города.
      
       0x01 graphic
      
       Карильон (набор музыкальных колоколов) на одном из фахверковых зданий.
      
       Деятельность жителей Кохема сосредоточена на туризме и виноделии. Летом поток туристов наводняет город.
      
       На берегах Мозеля расположены многочисленные замки. Только в немецкой части Мозеля их насчитывается больше двадцати. В основном, они строились в XI - XIII веках. Среди владельцев замков были короли, архиепископы Трира и Кёльна, представители династии Виттельсбахов, Нассау, курфюрсты. Они раздавали своим вассалам владения - лены с обязательством военной защиты владений феодала и собственных от нападений, сбора таможенных пошлин, службы при дворе своего патрона. В это время владельцами замков стали графы фон Эльц, графы фон дер Ляйен (один из них был представителем архиепископа Кёльна в Андернахе), бароны фом унд цум Штейны (один из них прогуливался с И.В. Гёте вокруг озера Мария-Лаахер), графы фон Меттерних. Позднее настала пора продажи земельных участков вместе с замками, и статус знатности уступил место статусу богатства.
      
       Все замки расположены на высоких труднодоступных местах. Обычно это уникальные природные объекты, что делает и сами замки уникальными. Обязательные стены, бастионы, редуты, равелины, казематы, защитные рвы, ворота - средства защиты от нападения и обеспечение выживаемости в случае осады. Особенную живописность придает замку главная башня (Bergfried). Это - гордость владельца замка, символ независимости. В замках нет ничего стандартного. Все единственное в своем роде. И архитектура, и расположение сооружений, и история - свидетельства предоставленных природных возможностей и пережитых событий. В чем-то судьба замков сходна. Тридцатилетняя война, в результате которой замки на территории нынешней Германии рушили все ее участники - шведы, испанцы, французы. Еще больший урон замкам нанесла война за Пфальцское наследство. Её вел король Франции Людовик XIV против Аугсбургской лиги (священная Римская империя, Нидерланды, Англия, Шотландия, Испания, Швеция, герцогство Савойя). Повод для войны был "достойный". Сестра последнего пфальцского курфюрста Лизелотта была замужем за братом Людовика XIV, герцогом Орлеанским. При заключении брачного контракта Лизелотта отказалась от притязаний на земли Пфальца. Тем не менее, Людовик XIV приказал ввести войска в Пфальц без объявления войны. Конфликт разрастался, захватывая север Европы, Англию, Италию, Испанию и даже Америку. Французы очень стремились завладеть берегами Рейна и вначале достигли успехов, безжалостно руша на своем пути города и замки. На Мозеле нет ни одного замка, не взорванного французами. Война закончилась ничем. Это зафиксировал Рейсвейкский мирный договор. Французы отказались от захваченных территорий. Габсбурги, как и прежде, противостояли Бурбонам, а англичане и испанцы не подпустили французов к своим колониям. Однако с этого времени судьба мозельских замков пошла по-разному. Некоторые из них так и остались в виде живописных руин, некоторые, по прошествии времени, попали в руки деловых людей, которые сумели их реставрировать и предать им, если не первоначальный вид, то вид, соответствующий вкусам своих хозяев.
      
       Такая счастливая судьба сложилась у замка Райхсбург в Кохеме. Он расположен на высокой скале над Мозелем и недосягаем со стороны реки. Основанный в ХI веке, он был таможенным пунктом на пути между Германией и Францией. Контроль движения судов достигался просто: река перегораживалась цепью. Управление этой операцией осуществлялось из замка с помощью лебедок и блоков.
       Замок строился и принадлежал пфальцграфам, передававшим его по наследству. Один из владельцев замка Генрих I из ревности убил в нем свою жену Матильду. Так что нравы были крутые. Спор между воинственными наследниками положил король, оккупировавший замок. Дальше замок стал разменной монетой - король Адольф Нассау заложил замок, город Кохем и окружавшие их деревни архиепископу Трира, чтобы покрыть расходы своей коронации в качестве кайзера. Ни он, ни его преемник не смогли погасить долг, и замок стал собственностью епископата. Совсем плохо пошли дела, когда разгорелась война за наследство еще большего масштаба - война за Пфальц между Францией и Священной Римской империей. Людовик XIV в числе других мозельских городов и замков разрушил Кохем и замок Рейхсбург. Это нападение пережили всего 400 человек. Руины замка стояли почти 200 лет. Их понемногу разбирали для других построек.
       Поворот наступил после строительства железной дороги и наступившей моды на замки. Берлинский предприниматель Луи Равенне за символическую плату выкупил у казны руины замка. Условием восстановления было соответствие историческому облику и назначению замка и преимущество последующей продажи его государству. В эту пору строить и реставрировать замки был модно. Под руководством историков строительства работа была закончена к 1877 году. Частично восстановлены интерьеры в стилях барокко и ренессанс. С 1978 года замок является собственностью города Кохем.
      
       0x01 graphic
      
       Восстановленный замок Райхсбург в Кохеме господствует над местностью и доступен для посещения. Мощная квадратная колокольня (Bergfrid) высотой 40 метров - доминанта замка. Имеет право - Бергфриду более 1000 лет.
      
       0x01 graphic
      
       Ворота, ведущие в замок Райхсбург. Willkommen!
      
       0x01 graphic
      
       Вид с высоты замка Райхсбург на Мозель и Кохем. На переднем плане - Скагерракский мост (Skagerrak BrЭcke) . Он был построен в 1925-26 годах и назван в память павших в Ютландском сражении Первой мировой войны. Этот мост соединил города Кохем и Конд.
      
       0x01 graphic
      
       Руины замка Ландсхут около города Бернкастель - Куэс. Его пощадила Тридцатилетняя война и французское нашествие. Однако пожар, произошедший через четыре года после окончания войны за Пфальцское наследство, превратил замок в руины.
      
       Большой популярностью у туристов пользуется замок Эльц, расположенный на левом берегу Мозеля в нескольких км от него в месте впадения в него одноимённой речки. Об этом знаменитом немецком замке я написала отдельный очерк.
      
       Свою самостоятельную жизнь Мозель заканчивает у Кобленца, образуя в месте впадения в Рейн знаменитый "Немецкий угол". Какое-то время воды Мозеля не смешиваются с водами Рейна. Дело в том, что Рейн не зарегулирован гидротехническими сооружениям, поэтому он имеет высокие скорости течения и несет много взвешенных наносов. Мозель же около каждой плотины и шлюза теряет свою скорость, тем самым создаются условия для отложения взвешенных частиц и осветления воды.
      
       0x01 graphic
      
       "Немецкий Угол" - место впадения Мозеля в Рейн. Около него расположен город Кобленц. Хорошо заметно различие вод. Мутный Рейн несет большое количество взвешенных наносов. Вода Мозеля прозрачна.
      
       Кобленц существовал еще в доисторические времена. Впервые римские войска достигли этих мест под руководством Юлия Цезаря в 55 году до н. э.. Здесь был построен мост через Рейн, остатки которого можно видеть и сегодня. Позже, во время военной кампании по завоеванию франков римский император Друз основал здесь военный лагерь, под именем "Castellum apud Confluentes" -- "укрепление возле слияния рек". Соединение двух мощных рек Рейна и Мозеля было главной особенностью этого места. Годом основания города принято считать 8 год до н. э.. Римляне построили здесь первую крепость. Позже франки ее укрепили и построили дворец. В III веке христиане построили монастырь св. Кастора. Считается, что этот святой принес сюда христианство. Здесь потомки Карла Великого договорились о разделе его империи. Постепенно Кобленц оказался в подчинении трирских курфюрстов и пребывал в таком состоянии вплоть до 1794 года. Курфюрст имел здесь свою резиденцию. В наполеоновские времена Кобленц был столицей французской провинции. Позднее, в 1815 году, он стал столицей Рейнской провинции Пруссии. В это время на правом берегу Рейна, напротив Кобленца, была расширена и укреплена крепость Эренбрайтштайн (Ehrenbreitstein). Она была построена ещё в XI столетии, в нынешнем виде она сохранила свой облик, обретенный в первой трети XIX века. Сверху она выглядит так:
       0x01 graphic
      
       Так крепость Эренбрайтштайн видится с помощью программы "Планеты Земля". Сегодня это правобережная часть Кобленца. Здесь размещается краеведческий музей города. Отсюда открывается прекрасный вид на "Немецкий Угол".
      
       Почти напротив крепости Эренбрайтштайн на протяжении почти 2000 лет, строился, разрушался, восстанавливался в месте слияния Мозеля с Рейном исторический центр города Кобленца.
      
       0x01 graphic
      
       Наиболее известная достопримечательность Кобленца сегодня - этот величественный памятник объединению Германии на "Немецком углу". Массивный ансамбль из каменных монолитов с конной фигурой кайзера Вильгельма I наверху был установлен в 1897 году.
      
       Архитектурный стиль, в котором построен памятник, возник в Германии на переломе XIX-XX веков. Он называется неороманским (иногда его называют стилем Нибелунгов). Германия долго пребывала в раздробленном состоянии. Титанические усилия канцлера Бисмарка привели в 1871 году к ее объединению и образованию Германской империи. Победоносная Франко-Прусская война всколыхнула общественные настроения, противоположные утончённому эстетству и декадентской расслабленности символизма, которые были характерны для этого времени. Возобладал идеал силы, энергии, верности долгу и национальному духу. Неороманская стилистика в немецкой архитектуре во многом была выражением этих настроений. В этом стиле созданы многочисленные военные памятники, воздвигнутые тогда в Германии. Автором проекта памятника являлся архитектор Бруно Шмиц. Он же создал монументальный памятник "Битве народов" в Лейпциге.
      
       0x01 graphic
      
       Конная статуя кайзера Вильгельма I.
      
       0x01 graphic
      
       Архитектурное окружение памятника.
      
       0x01 graphic
      
       История памятника отображена на этой бронзовой доске.
      
       Памятник, как и вся Германия, имел сложную и трагическую историю. Во время оккупации Кобленца американскими войсками после Второй мировой войны статуя кайзера была сброшена с пьедестала. Все сооружение стало памятником утраченному единству. В 1985 году известный коллекционер, меценат, основатель серии музеев современного искусства Петер Людвиг учредил премию за восстановления памятника. Статуя была отлита и водружена на пьедестал в 1993 году. Автор возрождённой скульптуры Раймонд Китль. Однако единство Германии в тот момент было неполным. Падение Берлинской стены добавило последний аккорд в композицию памятника. Это три куска Берлинской стены, скромный знак завершившегося единства страны.
      
       0x01 graphic
      
       Три фрагмента Берлинской стены - еще один символ единства современной Германии.
      
       0x01 graphic
      
       Недалеко от "Немецкого угла" расположена Базилика св. Кастора.
      
       0x01 graphic
      
       Базилика св. Кастора, фасад. В этом соборе посланники внуков Карла Великого в 842 году вели переговоры о переделе империи.
      
       0x01 graphic
       Рядом с Базиликой установлена современная скульптура "Палец Цезаря" французского мастера Цезаря Бальдаччини. Её оригинал находится в районе Дефанс Парижа. Копии этой скульптуры разной высоты имеются также, помимо Кобленца, в Сеуле, Марселе и Ницце. Хотя своё название скульптура получила, возможно, по имени автора, известного своим эпатажем, но не исключено, что имелся в виду и император - властитель - цезарь. В гладиаторских боях Древнего Рима такой жест цезаря означал прекращение боя, когда победитель становился очевидным. Современное человечество воспринимает этот жест позитивно, как "Жизнь прекрасна и удивительна", всё ОК. Так древнее пересекается с современным.
       Крепость Эренбрайтштайн находится на другом берегу Рейна. Достичь ее можно по канатной дороге через Рейн.
       0x01 graphic
       Эта дорога начинается недалеко от "Немецкого Угла" и поднимает туристов к крепости на высоту более 100 метров над Рейном.
       0x01 graphic
       Думаю, что в таких вагончиках очень приятно подняться к этому замку. У нас не хватило времени.
      
       0x01 graphic
      
       Dit sublime аи ridicule il п'у a qu'un pas (От возвышенного до смешного только один шаг). Говорят, эту фразу любил повторять Наполеон. Действительно, этот фонтан был сооружен по поводу победы Наполеона над Россией в 1812 году французским префектом Юлиусом Доацамом. Как известно, он поторопился. Русский комендант Кобленца в 1814 году после освобождения города русскими и прусскими войсками, приказал приписать по-французски на фонтане: "видел и одобрил". Такой забавный исторический курьез.
      
       0x01 graphic
      
       Часть городской крепостной стены с крестом - символом рыцарей Тевтонского ордена. Здесь находилось управление этого ордена. Рыцарей пригласил в Кобленц архиепископ для налаживания врачебного дела. Им была подарена территория около церкви св. Кастора для строительства больницы.
      
       В старой части города находится "Историческая колонна" - многоярусный фонтан, созданный к 2000 юбилею Кобленца. Громоздкое сооружение, отражающее в десяти ярусах основные этапы развития города. Его основа - римская гребная ладья. Рейн, Мозель и судоходство - главная отличительная черта Кобленца и всех городов, расположенных на этих реках.
      
       0x01 graphic
      
       Историческая колонна - фонтан установлена к 2000 тысячной годовщине основания города (1992) .
       Скульптор Юрген Вебер. Справа - пояснительный проспект к фонтану. Он помогает рассмотреть яруса фонтана.
      
       Городская ратуша несколько раз меняла расположение. С 1913 года она находится в небольшом двухэтажном здании, построенным в стилях барокко и позднего Возрождения. В нем когда-то размещался иезуитский колледж
      
       0x01 graphic
      
       Здание ратуши. Около него памятник Йоханнесу Петеру Мюллеру (1801 - 1858), известному немецкому физиологу, уроженцу Кобленца. Жителям Кобленца явно присуще чувство юмора. Во дворе ратуши находится забавный фонтан. Мальчик по имени Шенгель, готов в любую минуту выплюнуть на прохожего струю воды.
      
       0x01 graphic
      
       Шенгель так популярен в городе, что он изображен даже на канализационных люках. (Почему-то в Европе любят изображать мальчиков, неприлично себя ведущих, которые писают и плюются в общественных местах).
      
       С Кобленцем связано громкое имя князя Клеменса Венцеля Лотар фон Меттерних (1773-1859). Он родился здесь в аристократическом семействе, из которого происходили архиепископ Трира и два архиепископа Майнца. Два родных языка - мать - француженка, отец - немец - очень пригодилось ему в дальнейшей дипломатической карьере. В скромном доме его семьи в Кобленце сейчас находится музей этого семейства. На Мозеле около Кохема существует замок, принадлежавший семье Меттерних до завоевания Наполеоном Германии.
       Самостоятельную жизнь и деятельность Меттерних начал во время Французской революции. Он был дипломатом Австрийской империи в Санкт-Петербурге, Дрездене, Берлине, Париже. Позже он становится министром иностранных дел, а еще позже канцлером Австрийской империи. После поражения Наполеона и ссылки его на Эльбу, Меттерних - организатор и руководитель Венского конгресса 1815 года. Ему принадлежит выражение: "Я делал историю; вот почему у меня не было времени ее писать". Он имел все основания так говорить. "Представительное правление -- инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен" - еще одно высказывание Меттерниха. Часть своей карьеры он успешно играл на этом инструменте, однако современная история оценивает его как консерватора, который не понял демократического развития Европы, препятствовал объединению Германии и объединению Италии. Об этих странах он говорил, как о географических понятиях. Новые европейские революции 1830, 1848 годов привели к отставке Меттерниха.
      
       Сейчас род Меттернихов исчез. Имя Клеменса Венцеля Лотар фон Меттерних осталось в истории и, как следствие этого, это громкое имя используют виноделы в качестве названия мозельских рислингов "FЭrst von Metternich".
      
       Государственная значимость Кобленца воплощена во дворце курфюрстов, который в середине XIX века был резиденцией прусского короля и будущего германского императора Вильгельма I.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
       Дворец курфюрстов.
       При постройке этого дворца, закончившейся в 1786 году, предполагалось, что он будет служить домом для архиепископов. Жизнь распорядилась иначе. И в нем действительно жил в течение некоторого времени архиепископ и курфюрст Клеменс Венцеслав Саксонский. Но в дальнейшем дворец стал резиденцией только светских властей. Проект дворца был разработан так, чтобы он идеально вписался в окружающий ландшафт. Многочисленные газоны и клумбы, деревья и кустарники, пруды и фонтаны украшают и дополняют дворцовый ансамбль. В 1944 году внешние стены замка были повреждены, но в 1950-х годах отстроены заново по старым проектам. Сегодня в замке функционируют государственные структуры и иногда проводятся выставки.
       0x01 graphic
      
       Перед дворцом стоит памятник уроженцу Кобленца Йозефу Гёрресу (Johann Joseph von Gaerres)-- немецкому католическому мыслителю, писателю, журналисту. 
      
       0x01 graphic
      
       В саду, на другой стороне дворца, на берегу Рейна установлена скульптура Иоганна Хартунга "Отец Рейн и Мать Мозель", созданная в 1854 году (в немецком языке только Рейн - мужского рода, а Мозель, как и все другие реки Германии, - женского).
      
       В Кобленце имеется ещё одно величественное здание, сохранившее и сегодня государственное значение.
      
       0x01 graphic
      
       Это огромное здание бывшего Рейнского правительства Пруссии. Здание построено в неороманском стиле. Сейчас в нём размещается Федеральное управление информационных технологий и оборудования бундесвера.
      
       0x01 graphic
       Современная архитектура Кобленца. Здание музея Среднего Рейна (Forum Confluentes) на центральной площади. В нём собрана коллекция предметов искусства Среднего Рейна за период более 2000 лет. Одновременно это здание служит культурным центром города. В его архитектуре выражено историческое тяготение Кобленца к "углам".
       0x01 graphic
      
       Прощаемся с Кобленцом в пасмурную погоду около "Немецкого Угла" между Рейном и Мозелем.
      
      
      
      
      
      
      
         
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 05/08/2017. 64k. Статистика.
  • Статья: Франция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка