Прошло около пятнадцати лет после моего последнего посещения Москвы. "Просто захотелось заглянуть в окно" столицы нашей Родины. И полетели из начавшейся в Германии весны в российскую непредсказуемую зиму. Внуково. Около нуля. Внезапно похмуревшее небо и снежный заряд на город, на автомобили, на людей.
В гостеприимном доме, где нас ждали, тепло, уютно, традиционно. Книги, камни, знакомые портреты, сувениры - приметы многолетних интересов, профессиональных и общекультурных, родственных связей, все то, что делает дом насиженным гнездом, уютным и содержательным. Наша Gastgeberin (употребляю это немецкое слово, т.к. в русском нет аналога: перевод - та, кто дает приют, принимает гостей) - дама с тихим голосом, безупречной русской речью, свободной от новояза и модничанья. Она приветлива, любезна, деликатна.
Все хорошо, однако, чувство беспокойства не оставляет. Трудно разобраться, откуда оно. Может быть, из-за невозможности на первых порах дозвониться по ранее знакомым телефонным номерам. Оказывается, телефонная сеть Москвы уже не вмещается в привычный семизначный формат. Ему предпослан трехзначный индекс. Может быть, из-за огромной сети метро, впрочем, в центре неизменившейся.Может быть, из-за шокирующих объявлений, звучащих на каждой станции: "Если Вы заметили подозрительных лиц, сообщите об этом дежурному по станции". Понятно, что из-за угрозы терроризма, но в метро городов других стран такие объявления не звучат. Вспомнились времена разоблачения шпионов, врагов народа, чуждых нам элементов - науськивание, хотя "подозрительный" - свойство скорее не объекта, а субъекта. По ассоциации пришли на память из "Буратино" сыщики доберманы-пинчеры, которые "никогда не спали, никому не верили, и даже самих себя подозревали в преступных намерениях".
Избавление от беспокойства наступило в Третьяковке, где все давно знакомое, родное, а теперь обогащенное новыми знаниями из европейских экспозиций. Здесь скульптор Паоло Трубецкой, с которым я встречалась на севере Италии в Стрезе в его итальянской ипостаси. Произведения из Третьяковки я видела на выставке "Русская душа" в Бонне в 2007 году. Там было хорошо показано как европейские школы живописи преломлялись и переосмысливались в русской действительности, природе, истории, мифологии. И теперь снова радость встречи со знакомыми с детства произведениями знаменитых русских художников.
На другой день - музей изобразительных искусств имени Пушкина. С удовольствием рассматривала скульптурные слепки, сделанные по инициативе Цветаева. Добротные копии - каталог мировых шедевров. За последние годы удалось многое повидать в подлиннике, в местах, для которых эти подлинники предназначались. Может быть, случится увидеть еще что-то. Но увидеть всего Микеланджело в одном зале - это тоже впечатление.
Собрание европейской живописи, знакомое и новое. Удалось даже опять встретиться с Рафаэлевской "Дамой с единорогом", приехавшей погостить из Рима с виллы Боргезе. Она очень хорошо экспонируется в зале современной ей флорентийской живописи музейного собрания.
Отдельный день для экспозиции ХIХ века. Здание с лестницей, уходящей в небо - один пролет в четыре этажа, удачное архитектурное решение для старого жилого дома, в котором когда-то жила семья Пастернаков. И опять перекличка с европейскими выставками. Узнавание авторов, изображенных мест. Нидерландский Схевенинген начала ХIХ века в виде полуразрушенного рыбацкого домика на берегу моря (теперь модный курорт). Здесь же знаменитый двойной портрет кисти Сезанна "Последний день карнавала", где он изобразил сына и его приятеля в костюмах Арлекина и Пьеро. Этот портрет я видела на выставке "Прорыв в модерн" в Эссене в Фольквангмузее. Подобные выставки готовятся очень основательно. Их организаторы собирают картины по всему миру для того, чтобы показать связь тематики и стиля работы разных мастеров. В частности, упомянутая картина Сезанна из Цветаевского музея сопоставлялась в Эссене с картиной Пикассо "Арлекин с полумаской" из Музея искусств в Базеле. На этой же выставке экспонировались две эрмитажные картины - "Дама в голубом" Сезанна и "Портрет мадам Матисс" Матисса. Так что богатые собрания русских музеев очень почитаются и часто украшают выставки в других странах.
Странное впечатление произвел музей-заповедник Царицыно. Многочисленные небольшие постройки в стиле псевдоготики разбросаны в красивом ландшафте парка, принадлежавшего когда-то князю Кантемиру. В конце XVIII века Екатерина II решила построить здесь себе московскую резиденцию. Разрабатывал проект и руководил работами архитектор В.И. Баженов.Помимо вспомогательных построек он планировал возвести три дворца - для Екатерины, наследника - Павла и его детей. Строительство подходило к концу, когда Екатерина его посетила и... приказала снести. Перестройка была заказана архитектору М.Ф. Казакову, ученику и другу Баженова. В новом проекте предусматривался один Большой дворец в том же стиле, с башнями, шпилями, стрельчатыми окнами, наружной масонской символикой. Подошло время внутренней отделки, но Екатерина умерла. Взошедший на престол Павел не испытывал интереса к этой резиденции и велел прекратить работы. Постройки обветшали и превратились в живописные руины. Фильм, освещающий историю резиденции, оценивает ее как загадку. Мне кажется, что утрата интереса со стороны заказчиков вполне объяснима. Ведь к моменту своего посещения Царицына, Екатерина уже построила в Петербурге, Царском селе и Петергофе три роскошных дворца в модном тогда стиле барокко. Двухэтажные, светлые, богато декорированные залы, анфилады комнат, парадные лестницы - простор, роскошь соответствовали вкусам Екатерины. Ей были чуждынебольшие помещения со сводчатыми потолками и узкими окнами, напоминающими бойницы замков. Так эти руины простояли до конца ХХ века.
Новые времена - новые песни. В 2005 году при активном участии московского мэра Лужкова и его жены началась перестройка Большого дворца - придание ему помпезного вида, подобающего столице. Использованы дорогие отделочные материалы - полированный камень, стекло, наборные паркеты, роспись потолков. Современные лифты, эскалаторы, подземный вестибюль. Залы оснащены телевизорами, позволяющими посмотреть фильм об истории создания дворца. Однако цельного содержания дворца так и не получилось. Несколько разрозненных выставок, из которых только одна по настоящему оригинальна и интересна. Это кругосветное путешествие цесаревича Николая, начавшееся в 1891 году в Петербурге вокруг Европы, Африки и Индии. Закончилось оно в Японии, где на цесаревича было совершено покушение. Возвращался Николай в Петербург через всю Россию с дальнего востока, через Сибирь, Урал, Европейскую часть. В экспозиции выдержки из дневников, многочисленные подарки цесаревичу, фотографии. Все это живое, очень полезное для воспитания молодого человека, будущего правителя. К сожалению, оно так и не помогло ему в жизни.
Остальные выставки вызывают недоумение. Выставка ваз из частой коллекции (как нам пояснили, Е. Батуриной). Это фарфоровые вазы работы французского художника H. Desprez конца ХIХ века. Они прославляют Наполеона, культ которого до сих пор существует во Франции. Вспоминается недавняя выставка в Бонне "Traum und Trauma" ("Мечта и травма"), показанная немцам французами. Не ставя под сомнение гениальность Наполеона, как полководца и государственного деятеля, устроители выставки убедительно проиллюстрировали цену его деятельности: число жертв со стороны Франции и всех стран Европы, размах грабительской экспроприации произведений искусства, создание "вертикали власти" путем расстановки родственников правителями в завоёванных странах Европы. На выставке экскурсовод - француз подчёркивал мастерство пропаганды деятельности Наполеона. Для этого были привлечены талантливые художники - Энгр, Давид, Гро, Аппиани, Канова. Они изображали Наполеона в романтическом стиле, демонстрируя преемственность с Ганнибалом, Юлием Цезарем, Карлом Великим, Людовиком XIY, Фридрихом Великим. В более поздние времена император Наполеон изображался статично почти в стиле египетских фараонов в горностаевой мантии, золотом венце, с исходящими лучами, почти нимбом.
Были представлены и реалистические изображения Наполеона в окружении блестящей свиты, в то время как "на нем треугольная шляпа и серый походный сюртук". Этот штамп скромного властителя в блестящем окружении сопровождает любую диктатуру, вплоть до сегодняшнего дня. Там же демонстрировались и примеры контрпропаганды - Ф. Гойи, К.Д. Фридриха, злые карикатуры Джемса Гиллрей.
Но вернёмся в Царицыно. Несколько залов Большого Дворца занимает прикладное искусство народов СССР. Дань времени с его "уровнем производительных сил", модой и идеологией. Несколько концертных залов. Несколько парадных залов. Екатерининский и Таврический стилизованы под эпоху Екатерины. Они украшены бюстами французских энциклопедистов работы современных скульпторов. В одном из залов увековечено высказывание Екатерины "Власть без доверия народа ничего не значит". Ключевое слово "доверие" применительно к инициатору воссоздания дворца сыграло роковую роль.
Особое значение, придаваемое прежним московским руководством Царицынскому комплексу, улавливается в огромном количестве смотрительниц, одетых в униформу, милицейских постов тоже в униформе и бронежилетах. Они особенно заметны в условиях почти пустых залов. Скучающие смотрительницы кучкуются между собой и очень охотно дают пояснения на тему, "как пройти". Последние необходимы. Сложная планировка, когда для того чтобы попасть на третий этаж, нужно спуститься на минус первый, требует этого, тем более что с первых шагов встречаются стрелки "выход" и ни одной, указывающей на "продолжение осмотра". Но всё бы ничего, если бы не кричащая помпезность этой псевдорусскости и державности.
Более спокойное и гармоничное впечатление произвели усадьбы Кусково и Коломенское. Кусково принадлежало семейству Шереметевых в течение почти четырехсот лет. Построено в соответствии с господствовавшими тогда стилями барокко и классицизмом, с окружающим парком, прудом. Строилось для жизни, и жизнь там иногда кипела, иногда замирала, но никогда не прекращалась.
Так же Коломенское - одно из древнейших поселений на территории Москвы, упоминаемое в связи с Иваном Калитой, царями Василием III, Иваном Грозным, Петром Великим, Екатериной II. Почти все оставили свои следы в виде церквей, дворцов, хозяйственных построек. В последние годы сюда свезли несколько деревянных церквей с русского севера и домик, в котором жил Петр I в Архангельске.
Минералы - предмет полупрофессионального интереса моего мужа, поэтому посещение музеев, связанных с камнями, обязательное для нас занятие. В Москве это минералогический музей имени А.Е. Ферсмана, многолетним директором которого была наша Gastgeberin.
Около Нескучного сада, рядом с Москвой-рекой, в старинном здании конного манежа, принадлежавшего графу Орлову, помещаются коллекции минералов.
Их начало было положено Петром Великим покупкой коллекций для Кунсткамеры в Петербурге (чем только ни интересовался этот человек?!). Дальше собрание пополнялось образцами, добытыми в российских месторождениях, и подарками царскому дому. В описании его принимали участие Ломоносов, Паллас, Карпинский, Вернадский, Ферсман. После переезда в Москву Академии Наук эта коллекция минералов также попала в Москву. Сейчас здесь можно увидеть минералогию всей Земли. И не только Земли. Здесь находится крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире коллекций метеоритов. Начало ей положила находка железо-каменного метеорита в 1749 году около Красноярска, описанная П.С. Палласом. Из-за отсутствия земных аналогов этот метеорит в дальнейшем именовался "Палласовым железом". Любопытно, что описание Палласом метеорита подверглось осмеянию французскими энциклопедистами - "Где это видано, чтобы камни падали с неба?".
Минералы хороши сами по себе. Цвет, форма кристаллов, примеси - все это игра природных условий, воссоздать которую в полной мере невозможно. Но удавалось использовать эту игру для создания произведений искусства из камня. Это особый дар чувствовать, как лучше использовать структуру, рисунок, форму, физические свойства камня. Этим даром, несомненно, обладал Карл Фаберже - придворный ювелир и его ученики. В музее находятся несколько прекрасных работ этого мастера.
Флорентийская мозаика - сложная техника обработки и сопряжения цветных камней и создания из них плоских картин. Эту технику, точнее её русскую разновидность, освоила Петергофская гранильная фабрика. Работы этой фабрики в виде шкафчиков и ваз можно видеть не только в Эрмитаже в Петербурге, но и в этом минералогическом музее.
Недалеко от музея живет подруга моего детстваВиолетта. Судьба ее поначалу складывалась трагически. Отец, инженер, был арестован, когда ей было три года. Вскоре арестовали и мать как жену врага народа. Виолетту поместили в детский дом, откуда ее буквально выкрала сестра матери. Через некоторое время мать освободили, а отец, как выяснилось позже, был расстрелян, впоследствии реабилитирован. Освободившись, мать схватила свою дочь и поехала отдышаться и, может быть, скрыться к своим родителям в Новороссийск. Прошло несколько лет, и началась война. Новороссийск оккупировали немцы и местное население согнали в концентрационный лагерь в Джанкой. После упорных боев Новороссийск был освобожден, и на его руинах началась новая жизнь. Мать Виолетты, тетя Оля, так на всю жизнь сохранила в себе страх. Я ее хорошо помню. А Виолетта, пройдя такую жизненную школу в детстве, стала настоящим борцом. Окончила школу с медалью и её, несмотря на такую сложную биографию, приняли в Ленинградский Электрический Институт (ЛЭТИ)- престижный институт с очень напряженной программой обучения. Его она закончила с красным дипломом и была распределена в Подлипки, под Москвой, в фирму С.П. Королева. Здесь она участвовала в проектировании системы жизнеобеспечения первого обитаемого космического корабля. До сих пор она считает главным праздником своей жизни полет Гагарина. Так девочка с такой сложной судьбой сумела реализоваться вопреки всем невзгодам.
В этот же день нам удалось посетить Донской монастырь. Это желание в какой-то мере навеяно стихотворением "Донской монастырь" А.М. Городницкого, удивительно соответствующее нашему настроению и этому времени года:
А в Донском монастыре
Зимнее убранство.
Спит в Донском монастыре
Русское дворянство.
Взяв метели под уздцы,
За стеной, как близнецы,
Встали новостройки.
Снятся графам их дворцы,
А графиням - бубенцы
Забубённой тройки.
А в Донском монастыре
Время птичьих странствий.
Спит в Донском монастыре
Русское дворянство.
Дремлют, шуму вопреки,
И близки, и далеки
От грачиных криков,
Камергеры-старики,
Кавалеры-моряки
И поэт Языков.
.....
Действительно, здесь могилы людей, вошедших в русскую историю, круг Пушкина, участники войны 1812 года. Новая могила, почитаемая и посещаемая, А.И. Солженицына. Сейчас монастырь функционирует, как религиозное учреждение. Все церкви в хорошем состоянии, открыты.
По прошлым посещениям знаю, что здесь хранятся подлинные барельефы, снятые со взорванного собора Христа Спасителя. Действительно, они вмонтированы в монастырскую стену. Резанули глаз пояснения: "Мариам, библейская героиня, воспевающая победу своего народа над врагами", "Дебора, призывающая свой народ к борьбе с поработителями". Интересно, что же это за свой народ? Такая трактовка ветхозаветных персонажей содержит в себе, по меньшей мере, лукавство.
Конечно, мы посетили и многострадальный храм Христа Спасителя. Величественный, помпезный, столичный. Во славу победителей Наполеона. Хорошо, что его восстановили, назвали имена павших героев - офицеров и число убитых "низших чинов". История в камне, самом надежном носителе информации. Однако, "крошится мрамор". Здесь это особенно вспоминается. Хорошо, что "царственное слово" долговечнее камня и позволяет сохранить историю. Но хорошо бы историю сохранять без лукавства и сиюминутной корысти.
Бросается в глаза всеобщая, внезапно появившаяся после тотального советского атеизма, религиозность. В одном из соборов Кремля обратила внимание на молодого человека, который истово крестился на икону. Он был в зимней шапке, в соответствии с погодой на дворе. Я не удержалась и сказала ему, что в православных храмах положено снимать головной убор. Он с удивлением посмотрел на меня и сказал: "А зачем же, ведь все в шапках." Я ответила, что, если он - женщина, то имеет право. Видимо, посмотрев повнимательней и обнаружив вокруг себя в основном женщин, он снял шапку. Вспомнилась интернетовская байка: в Америке, в православной церкви, прошла пасхальная служба. Священник христосуется с прихожанами. Троекратно целует десятилетнего крепенького мальчика и произносит сакральное "Христос воскреси!". Мальчик отвечает "О'key". Так что религиозность часто бывает без понимания. Религиозность, как мода. Тем более, что разобраться в сущности религий, их преемственности, взаимосвязанности, исторической роли в разные времена у нынешней власти и представителей религиозных конфессий желания нет.
В противоположность России религиозность на Западе падает. Публикуются цифры выхода из католицизма. Последняя волна связана со скандалами, связанными с педофилией среди священников. Впечатлил протест молодежи во Франкфурте. В Страстную пятницу отменяются концерты, театральные представления. По ТВ звучат призывы провести этот день тихо, без шума. Не знаю, назначены ли какие-то санкции за нарушения. Просто просьба. Но молодежь, организовавшаяся с помощью Интернета, вышла на главную площадь Франкфурта с плеерами и наушниками и принялась танцевать. Вид это имело сюрреалистический - фигуры, выделывающие какие-то странные па в полной тишине.
В средние века православие, как национальная идея, позволила русскому народу осознать себя, образовать государство, противостоять притязаниям соседей. Вряд ли теперь религия может оставаться центром притяжения. Все религии создают мораль, необходимую для выживания. Естественно, она становится по существу единой для всего человечества и регламентируется теперь законами. Различия между религиями определяют обычаи, часто связанные с природными условиями тех мест, где эта религия зародилась и распространилась. Процесс глобализации привел к осознанию того, что все мы живем в ограниченном пространстве Земного шара, ресурсы которого конечны. Объединяющей идеей для человечества должна стать защита природы и создание рациональной системы хозяйствования, свободной от национального эгоизма.
Зашли в церковь св. Татьяны в Московском университете. Скромная, светлая. Репетировал детский хор. Толп молящихся студентов я не заметила, но хорошо, что церковь есть, как дань традиции и истории университета.
Главная улица Москвы - Тверская. Как и прежде, многие здания стоят под вуалью многолетнего ремонта. Очередное преобразование центра Москвы уже не в сталинском ампире, а в чем-то новом. Это напоминает пластические операции, на которые падок современный бомонд. А где же настоящее лицо? Или изменение лица и есть лицо?
В противоположность Тверской - стабильность Остоженки. Отремонтированные дома в югендштиль радуют глаз. В их ряды естественно вписываются некоторые новые постройки, например, "Московский дом фотографии" с симпатичными выставками "Феллини. Гранд-парад" и "Посвящение Марлен Дитрих. Коллекция Люсьена Клерга". Многое в окрестностях Остоженки сохраняется в историческом облике ХIХ века.
Дом-музей Толстого, посещаемый, живой. Интересное собрание произведений искусств, посвященных Толстому, его окружению, иллюстрациям его произведений. Это работы Лансере, Л. Пастернака и нашей современницы Нади Рушевой. Фигура Толстого интересовала и до сих пор интересует человечество. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания философов, литераторов, политиков, приведенные в музее. Недавно показанный в Европе фильм о последнем годе жизни Толстого "Одно русское лето" (известный также под названием "Последняя станция") с Кристофером Пламмером и Хелен Миррен, очень убедительно и правдиво показывает русскую действительность.
Казалось бы, уже трудно что-то новое узнать о романе "Война и мир". Тем не менее, один молодой немец, самостоятельно изучавший русский язык, рассказал мне, что во времена Толстого слово "мир" писалось двояким образом - "мир" и "мiр". Одно написание соответствовало понятию "отсутствие или акт прекращения войны", а другое "свет, общество, окружение" (отсюда: "и в пир, и в мiр, и в добрые люди", "на мiру и смерть красна", "пойти по мiру", "Тильзитский мир" и т.д.). Толстой имел в виду "мир", как отсутствие войны, но при издании романа предложили другую трактовку. Видимо, для такого всеобъемлющего романа, оба понятия правомерны.
На Арбате мы несколько раз спрашивали, как добраться до Крымского вала, филиала Третьяковки с произведениями искусств ХХ века. Все нам дружно ответили, что пешком туда дойти нельзя. Каких-то пять километров для современного москвича это непреодолимая дистанция. Мы ее преодолели по шумному и суетному Садовому кольцу, а хотелось пройти по маленьким улицам старой Москвы. Музей на Крымском валу нас не разочаровал. В просторных залах хорошо размещены знакомые картины начала ХХ века, произведения соцреализма, которые когда-то вызывали отторжение, а теперь смотрятся, как добротная живопись, и незнакомое искусство начала ХХI века - "концептуализм". На фоне современного западного искусства "концептуализм" воспринимается, как противопоставление классике, стремление быть с классиками наравне ("Пушкинскую руку жму, а не лижу"), поиск средств выразить себя по новому. Отрицание необходимости воспринимать классику коленопреклоненно. Я увидела там иронию по отношению к себе и всему окружающему. Отсутствие помпезности и патетики мне всегда симпатично.
И еще два визита к старым друзьям. Соученица мужа по институту Ира. Девически стройная фигура, поставленный молодой голос человека, читавшего стихи поэтов "серебряного века" на студенческих и школьных вечерах. До сих пор учит студентов геофизике. Читает лекции, иногда по несколько в день. Это огромная нагрузка. Но она в профессии, в общественной жизни, открыта всему новому.
Моя недавно обретенная племянница Мила. Известно, что после революции многие семьи распались, тем более, если там были "опасные" члены - священники, дворяне, участники белого движения, жители заграницы.В нашей семье было все. Тем больше было мое удивление, когда в перерыве заседания ученого совета института, где я работала, ко мне подошла женщина и спросила, действительно ли я - Рупперт. В то время на заседания ученого совета еще приезжали гости из Москвы, Обнинска, смежных институтов всего Союза. Я подтвердила и женщина объяснила, что ее прабабушка - Лидия Адриановна Рупперт из Риги. Я ответила, что мой дедушка - Леонид Адрианович Рупперт, тоже из Риги. Это был почти пароль. Мы тут же установили, что наши предки происходят из одной большой семьи священника. Лидия была старшей сестрой, а Леонид - младшим братом. Поэтому я отношусь к старшему поколению - "тети", а она "племянница". С тех пор мы подружились. У Милочки сохранился большой семейный архив писем и фотографий. С огромным удивлением я читала в Москве письма своего деда, который умер в 1919 году, к сестре о детях - моем отце и его сестрах, о бабушке. Эти люди были совсем не знакомы Миле, тем не менее, она сохранила письма и я смогла прикоснуться к семейной истории, увидеть что-то материальное, связанное с дедом, которого никогда не видела. Встреча с Милой - всегда радость. Что это - гены, общая профессия, примерно одинаковый возраст, семейное воспитание? Мила тоже до сих пор работает, что характерно для многих пожилых людей в России. В Европе это невозможно. Тут смена поколений в науке и производстве неукоснительны. А в России недостаточный размер пенсий, инерция установившегося быта, отсутствие преемников и конкуренции в науке побуждают людей работать до конца жизни.
С первого дня театральная и музыкальная жизнь стали предметом нашего пристального внимания. Сказалась наша оторванность от московской жизни. Классический репертуар, многократно виденный в исполнении старых известных актеров, повторять не хотелось. Новые же авторы и новые пьесы тоже вызвали настороженность. Поэтому остановились на классической музыке. Филармония, зал Чайковского - это всегда хорошо. Четыре кассы, четыре очереди за билетами. Как всегда, еще одна очередь - "только спросить". Только я открыла рот, чтобы попросить то, что мне нужно, как какой-то субчик интеллигентного вида сунул деньги кассиру, и она стала подбирать ему билеты. Мое неодобрение было воспринято, как назойливое жужжание. На западе я уже отвыкла от такого нахальства. Там, где может образоваться очередь, нарисована черта, за которую просят не заходить. С кассиром разговаривает только один человек. Часто ставится автомат, где каждый входящий отрывает талончик с номером. Обслуживаемый номер высвечивается на табло. Так что нет необходимости запоминать, за кем ты стоишь, человек свободен до подхода его очереди.
Концерт, который мы выбрали, был посвящен памяти жертв землетрясения в Японии. Светлановский оркестр под руководством М. Горенштейна исполнял скрипичный концерт Чайковского (играл С. Гиршенко) и "Манфреда". Посол Японии выступал с благодарственной речью. На бис исполнили "Вокализ" Рахманинова, после которого дирижер попросил не аплодировать. Все было очень торжественно и одновременно трогательно.
И еще одно музыкальное впечатление. Хоровой концерт студентов дирижёрского факультета консерватории в Рахманиновском зале, посвящённый столетию со дня рождения основателя хора К.Б. Птицы. Интересный репертуар, прекрасные исполнители, хорошие голоса. Концерт сопровождался довольно продолжительным конферансом, который можно было избежать, если бы слушателей обеспечили, как это делается в Германии, бесплатными программками. Видимо, хоровики сейчас востребованы для сопровождения церковных служб.
Накануне отъезда из Москвы был "День геолога". Отметили его дома с нашей милой Gastgeberin и ее двумя дочками Катей и Дашей. Это геологические дети, сопровождавшие родителей во многие экспедиции. Жизнерадостные, веселые, они очень отличаются от нас в аналогичном возрасте. Над ними не тяготеют давящие понятия "надо" и "нельзя", когда многое делалось на пределе сил или было недоступно. Они свободнее нас.