Аннотация: Продолжение нашего путешествия в Испанию. Первая часть - "Побережье Испании Коста Брава".
Вот уже более ста лет творчество Сальвадора Дали интригует, удивляет, возбуждает интерес, шокирует. Читала о нем, все, что попадалось. Не пропускала ни одной выставки в доступном окружении. Теперь, находясь на Коста Брава, упустить возможность увидеть главное его творение - Театр-Музей в Фигерасе - было бы недопустимо, тем более что наша попытка это сделать была предпринята ещё в 2007 году, но тогда музей был закрыт. На этот раз всё получилось самым лучшим образом.
Театр-Музей Сальвадора Дали основал сам автор. Он был открыт в 1974 году. За основу был взят муниципальный театр, сгоревший в 1939 году во время гражданской войны. Он был существенно перестроен. Впоследствии к нему была пристроена новая часть, спроектированная самим Дали. Театр-Музей был торжественно открыт еще раз в полном объеме в 1994 году уже после смерти его создателя.
Организации Театра-Музея предшествовала просьба к Дали мэра города Фигерас подарить одну картину муниципальному музею. Дали решает сделать родному городу более ценный подарок - целый музей. Он объявил, что будущий музей должен располагаться в здании разрушенного городского театра. Дали объяснил свое решение так - "Где же еще, как не в моем городе должны сохраниться самые экстравагантные из моих работ. То, что осталось от театра, кажется мне подходящим по трем причинам. Во-первых, я театральный художник, во - вторых, он находится напротив церкви, где меня крестили и, наконец, именно здесь были выставлены мои первые работы".
Строительство шло 14 лет. Таким образом, Дали стал одним из немногих творцов, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции.
Если в русской традиции принято считать, что театр начинается с вешалки, то в Фигерасе он начинается с площади. Площадь носит название Гала-Сальвадор Дали. Здесь в странном порядке размещены работы самого Дали и других авторов, важных для понимания мировоззрения Дали.
Площадь Гала - Сальвадор Дали. Вход в Театр-Музей. Напротив входа находится собор святого Петра, в котором крестили художника. Большая инсталляция на стене левого крыла собора изображает лестницу, уходящую в небо.
В центре площади стоит памятник "гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу", другу семейства Дали. Здесь и склоненная голова-яйцо, и бюст римского патриция, и бюст самого философа, и символ молекулы водорода. Искусство, наука, философия, история. Все, чем руководствуется Дали в своём творчестве.
Один из трех одинаковых памятников французскому художнику Жану-Луи Эрнесту Мейсонье, изобразившему Наполеоновское время. Эти памятники водружены на постаменты разной высоты, сделанные из автомобильных покрышек. Почему одинаковые памятники? Ответа мы не нашли. Около одного из памятников можно прочесть пояснение: "Без Гала и Дали меня бы здесь не было".
Фонтан с молекулой водорода (H2), как ее представлял себе Сальвадор Дали.
Телевизионный обелиск немецкого скульптора и художника Вольфа Фостеля, состоящий из 14 телевизоров. Справа от него инсталляция Дали - огромная голова с телевизором на лбу. Она дополняет скульптурную композицию Фостеля. С 1958 года Вольф Фостель интегрировал телевизоры в свои работы. Так в его понимании можно выразить актуальные события повседневной жизни. Телевизор в те времена был новинкой и Дали правильно оценил его роль в жизни ближайшего поколения.
Сальвадор Дали. "Голова с телевизором во лбу". В глазах у нее вместо зрачков - кукольные головки. Телевизионное единомыслие.
Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание.
Скульптура "Памяти Ньютона" посвящена открытию им силы тяжести. Внутри пустотелой фигуры помещен маятник-яблоко.
Уже при входе в Театр-Музей, Дали обозначил свои пристрастия: наука - скульптура "памяти Ньютона", академическое искусство - скульптуры Мейсонье, новаторской искусство - "обелиск телевидения", философия - памятник Франсеску Пужольсу.
И, наконец, вход в театр. Уже внутренний двор поражает.
В центре внутреннего двора возвышается вертикальная инсталляция. На крыше автомобиля "Кадиллак" установлена скульптура Эрнста Фукса "Великая Эсфирь". Она тянет с помощью цепей колонну Трояна в дар императору. Фигура Эсфири навеяна работой "Нана" французского скульптора Ники де Сен-Фаль. Ее работы - ярко раскрашенные гротескные фигуры.
Трехэтажные стены круглого двора с нишами для позолоченных манекенов, изображенных в разных позах.
Манекены похожи на кинематографическую награду "Оскар".
Дали интерпретирует их по своему усмотрению. В правом нижнем углу - скульптура "Венера Велата" Оливье Бриса. Под ней - одно из гротескных чудищ, созданных Дали.
Торец двора с кадиллаком, "Великой Эсфирью", манекенами и гротескными чудовищами.
Колонна Трояна из автомобильных шин с лодкой на вершине. Под лодкой "раб" Микеланджело с автомобильной шиной через плечо, воссозданный Дали. Это всё - партер муниципального театра.
Следующее помещение - сцена театра. На одной из стен размещен задник, написанный Дали к балету "Лабиринт". Этот балет создан по мифу о Тезее и Ариадне и поставлен Леонидом Мясиным в Нью-Йорке в 1941 году.
Над сценой муниципального театра высится огромный стеклянный купол. Этот купол называется "геодезическим". Считается, что металлическая застекленная ромбовидная конструкция купола имеет общее со строением глаза мухи, насекомого, почитаемого в Каталонии и любимого Дали. Ниже символическая фигура властелина дождя, отжимающего воду из занавеса. "Подтеки воды" распространяются по всем стенам. Этот "дождь" проникает через купол.
Руки из сотворения мира - отсылка к фреске Микеланджело "Сотворение мира" в Сикстинской капелле.
Под полом этого помещения непосредственно под куполом Театра - Музея в склепе, захоронен Сальвадор Дали. На место захоронения указывает плита, вмонтированная в пол центральной части этого зала. По плите ходят посетители. Такой была воля самого Сальвадора Дали, великого мистификатора XX-го столетия.
Надгробная надпись в склепе под сценой.
Картина с фотоэффектом, превращающим на расстоянии 18 метров от зрителя обнаженную фигуру Гала в портрет Авраама Линкольна. Новаторская работа с идеей двойного образа.
В одной из галерей копия скульптуры Микеланджело "Моисей". Вверху - осьминог и голова носорога. Дали был почитателем работы Фрейда "Моисей и монотеизм".
Еще одна трехэтажная галерея, с загадочными символами.
Распятие. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.
Всё наполнено символами, отсылками к произведениям других авторов. Каждый предмет несет смысловую нагрузку, вызывает ассоциации, интригует зрителя.
Из большого пространства внутреннего двора и сцены можно пройти в коридоры, галереи и небольшие залы. В них выставлены работы Дали и его реплики на произведения известных художников. Работ много, поэтому можно показать только небольшую часть из них. Не буду относить их к определенным залам и времени. Привожу то, что произвело наибольшее впечатление.
Дали в своих творческих поисках прошел через импрессионизм, футуризм, кубизм, пуантилизм, фовизм. Нашел себя в сюрреализме. Все эти стили можно заметить в выставленных картинах. Иногда Дали корректирует смысл картин, дополняя их розыгрышами, мистицизмом, театральностью. Интерес Дали к научным открытиям сказался на многих его произведениях. В них чувствуется так называемый "параноико - критический метод" демонстрации присущих ему навязчивых идей.
"Зал сокровищ", как называл его Дали, и зал "Рыбные лавки". В этих залах сосредоточены особо значимые работы.
"Корзинка с хлебом". Эта картина была создана в 1945 году. Дали долго работал над ней и закончил за один день до окончания войны. Хлеб был одним из фетишистских и навязчивых тем в его творчестве. Эта тема соотносится с принятым позже планом Маршала восстановления после войны Европы и была использована как реклама этого плана. Существует несколько вариантов изображения хлеба, в том числе, женские фигуры с багетами в поднятых руках на фасаде театра.
Одна из ранних работ Сальвадора Дали, которая называется "Пейзаж Кадакеса".
Кадакес - город, где жили дед и отец Дали, где он ребенком проводил летние месяцы и где, начиная с 10-летнего возраста, он начал рисовать и искать себя в изобразительном искусстве.
Картина Дали в окончательном виде относится к 1922 году, когда ему было всего 18 лет "...Я наизусть помню каждую деталь скал и пляжей Кадакеса, все геологические аномалии его уникального пейзажа и тот самый свет, равного которому нет больше нигде" - писал художник в своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали" (1942). А в 1948-ом, во время первого интервью после возвращения после войны в Испанию художник скажет: "Это не я украл пейзаж. Это пейзаж украл меня".
"Вилла Пепита", 1922 г. Одна из многих сюрреалистических картин художника.
Картина "Сатирическая композиция" была написана Сальвадором Дали
в 1923-ом году в период творческих исканий художника. Дали пропускал через себя множество различных стилей и, разумеется, не мог пройти мимо фовизма (постимпрессионизма) и его основателя Анри Матисса.
Автопортрет в рабочей одежде с газетой "Юманите", 1923 г. Художник подчеркивает свой бунтарский характер и восхищение идеей революции.
"Улыбающаяся Венера",1921 г. По мотивам работы Матисса "Роскошь, покой и сладострастие". Задний план картины выполнен в технике пуантилистов. Сорока на ветке, бутылка отпитого вина и улыбка Венеры придают картине иронический оттенок.
Вполне реалистичный портрет сестры художника Анны Марии, 1925 г.
"Атомная Леда". Отсылка к мифологии. Математически рассчитанная композиция. Гала - Леда парит в воздухе, как и все остальные предметы. Это - отсылка к строению атома, где частицы не соприкасаются друг с другом. Несколько слов о Гала. Настоящее имя ее Елена Ивановна Дьяконова. Родилась в Казани. Училась в Москве в гимназии вместе с сестрами Цветаевыми. Вышла замуж за французского поэта Поля Элюара. Он дал ей имя Гала. После встречи с Дали она стала его моделью, музой, вдохновителем, предметом восхваления, женой. Дали превратил Гала в современную икону. Она со своей стороны вела все финансовые дела и создавала ему рекламу.
"Мягкий автопортрет с жареным салом", 1941 г. Узнаваемые усы, кожа, которой можно придать любой вид - свидетельства поиска своего стиля и поиски себя. Нужную форму коже придают костыли. Костыль - тоже один из знаковых атрибутов в работах Дали.
"Геологическое эхо. Пьета", 1982г. Произведение позднего периода. Навеяно знаменитой работой Микеланджело и грустным настроением в период угасания Гала.
Инсталляция-скульптура "Лилит". Посвящение Раймонду Русселю, французскому писателю, оказавшему сильное влияние на художников - сюрреалистов, 1966 г. Сдвоенная фигура Ники Самофракийской - богини победы.
Соотечественник Дали - Пабло Пикассо - был все время в поле зрения художника. Это нашло отражение в музее.
Пародия Дали на картину Пикассо "Молодые женщины" - стилизация одного из периодов творчества Пикассо, 1923 г. После первой мировой войны Пикассо стал рисовать монументальные фигуры, названные Гертрудой Стайн "большие женщины".
"Бытовая сцена", 1923 г в стиле Пабло Пикассо.
Таким Дали видел Пабло Пикассо, которым восхищался. 1947г. Этот портрет относится к серии портретов гениев. Туда входят: Гомер, Дали, Фрейд, Христофор Колумб, Вильгельм Телль и др.
Склонность относится с иронией (мягкой, а иногда и едкой) к работам своих собратьев по профессии характерна для испанских живописцев. Пример тому дружеский шарж на обоих художников.
Сальвадор Дапи (справа) и Пабло Пикассо (слева) рисуют яйцо, каждый в своём видении. Автор картины Дэвид Вела Сервера (David Vela Cervera) - современный испанский художник, родившийся в Сарагосе в 1967 году.
Зал Мэй Уэст Театра-Музея оставляет незабываемое впечатление. Он полутемный со странными предметами, назначение которых сначала не понятно.
Все проясняется, если подняться по лестнице к верблюду. Это - пример создания трёхмерной композиции в результате трансформации газетного рисунка. "Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната" (примерно 1934-1935 годы). Для того чтобы воспринять оптическое впечатление в целом, нужно подняться по лестнице на площадку, где находится уменьшительная линза, в которой возникает лицо Мэй Уэст.
Точка обзора в подбрюшье верблюда.
Лицо Мэй Уэст через линзу. Оно состоит: глаза - два эстампа с видами Парижа, нос - сооружение с каминами в ноздрях, губы - диван тёмно красного цвета, на котором вполне удобно посидеть. Все обрамлено париком из пышных белых волос, которые в комнате воспринимаются как занавес.
Мэй Уэст - американская актриса, певица, драматург, сценарист и секс-символ (1893-1980) . В интернете можно прочитать ее весьма смелые и остроумные высказывания. Понятно, что Дали выбрал ее как такой экстравагантный экспонат.
Из интернета. Газетное творение Дали и фото Мэй Уэст.
Далее, инсталляции, рисунки и картины Сальвадора Дали времён создания театра-музея (70-ые годы прошлого века).
Автопортрет, 1975 год.
Мохнатая Венера, выдавливает из себя струйку молока в рот амуру. Слева от Венеры нарисована фигура Венеры Милосской с ящичками и шеей жирафа.
"Оторинологическая голова Венеры ( англ. Otorhinological Head of Venus)", 1964 год.
Лестница в башне Галатеи (Гала), "башня всех загадок". В пролете размещаются модели карнавальных костюмов от Диора и Кардена.
Эта лестница ведет в зал шедевров.
Венера Милосская с ящиками, 1951г. Один из шедевров этого зала.
Еще одно впечатляющее помещение - бывшее фойе театра с росписью на потолке. Дали назвал его "Дворец ветра".
Роспись потолка зала "Дворец ветра". Тема: "Дали с Гала улетают в рай". Но есть и другая символика: глядя снизу, кажется, что видны облака и небо. Две фигуры поднимаются вверх. Дали утверждает, что вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море. В центре - зияет дыра с темной ночью. Это - глубина человеческого подсознания. Теории Фрейда и его психоанализ оказали на Дали большое влияние.
Дали любил этот зал, потому что здесь впервые были выставлены его ранние работы. Во "Дворце ветра" размещены несколько интересных работ. Здесь находились и жилые помещения.
Здесь Сальвадора и Гала Дали жили до образования Театра-Музея. Спальня, украшенная скелетом. Скелет- символ конечности жизненного пути.
Над кроватью обращает на себя внимание гобелен с картины "Постоянство памяти" (1931 год). На нём изображены знаменитые "Мягкие часы", символизирующие относительность времени и возможную повторяемость событий, зафиксированных в памяти ("Дежавю").
Другая часть жилого помещения. Множество предметов, наделенных символами и ассоциациями.
Экспонаты зала "Дворец ветра".
Скульптура Ньютона с продырявленной головой и отсутствующими внутренностями, копия, установленной во дворе скульптуры в натуральную величину и маятником - яблоком в руке.