Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Театр - Музей Сальвадора Дали

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 18/11/2023. 39k. Статистика.
  • Очерк: Испания
  • Иллюстрации: 94 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение нашего путешествия в Испанию. Первая часть - "Побережье Испании Коста Брава".

  •   
      
      Вот уже более ста лет творчество Сальвадора Дали интригует, удивляет, возбуждает интерес, шокирует. Читала о нем, все, что попадалось. Не пропускала ни одной выставки в доступном окружении. Теперь, находясь на Коста Брава, упустить возможность увидеть главное его творение - Театр-Музей в Фигерасе - было бы недопустимо, тем более что наша попытка это сделать была предпринята ещё в 2007 году, но тогда музей был закрыт. На этот раз всё получилось самым лучшим образом.
      
      Театр-Музей Сальвадора Дали основал сам автор. Он был открыт в 1974 году. За основу был взят муниципальный театр, сгоревший в 1939 году во время гражданской войны. Он был существенно перестроен. Впоследствии к нему была пристроена новая часть, спроектированная самим Дали. Театр-Музей был торжественно открыт еще раз в полном объеме в 1994 году уже после смерти его создателя.
      
      Организации Театра-Музея предшествовала просьба к Дали мэра города Фигерас подарить одну картину муниципальному музею. Дали решает сделать родному городу более ценный подарок - целый музей. Он объявил, что будущий музей должен располагаться в здании разрушенного городского театра. Дали объяснил свое решение так - "Где же еще, как не в моем городе должны сохраниться самые экстравагантные из моих работ. То, что осталось от театра, кажется мне подходящим по трем причинам. Во-первых, я театральный художник, во - вторых, он находится напротив церкви, где меня крестили и, наконец, именно здесь были выставлены мои первые работы".
      
      Строительство шло 14 лет. Таким образом, Дали стал одним из немногих творцов, чей талант был признан прижизненно и увековечен в музейной экспозиции.
      
      
      Если в русской традиции принято считать, что театр начинается с вешалки, то в Фигерасе он начинается с площади. Площадь носит название Гала-Сальвадор Дали. Здесь в странном порядке размещены работы самого Дали и других авторов, важных для понимания мировоззрения Дали.
      
        []
      
      Площадь Гала - Сальвадор Дали. Вход в Театр-Музей. Напротив входа находится собор святого Петра, в котором крестили художника. Большая инсталляция на стене левого крыла собора изображает лестницу, уходящую в небо.
      
        []
      
      В центре площади стоит памятник "гению каталонской мысли Франсеску Пужольсу", другу семейства Дали. Здесь и склоненная голова-яйцо, и бюст римского патриция, и бюст самого философа, и символ молекулы водорода. Искусство, наука, философия, история. Все, чем руководствуется Дали в своём творчестве.
      
        []
      
      Один из трех одинаковых памятников французскому художнику Жану-Луи Эрнесту Мейсонье, изобразившему Наполеоновское время. Эти памятники водружены на постаменты разной высоты, сделанные из автомобильных покрышек. Почему одинаковые памятники? Ответа мы не нашли. Около одного из памятников можно прочесть пояснение: "Без Гала и Дали меня бы здесь не было".
      
        []
      
      Фонтан с молекулой водорода (H2), как ее представлял себе Сальвадор Дали.
      
        []
      
      Телевизионный обелиск немецкого скульптора и художника Вольфа Фостеля, состоящий из 14 телевизоров. Справа от него инсталляция Дали - огромная голова с телевизором на лбу. Она дополняет скульптурную композицию Фостеля. С 1958 года Вольф Фостель интегрировал телевизоры в свои работы. Так в его понимании можно выразить актуальные события повседневной жизни. Телевизор в те времена был новинкой и Дали правильно оценил его роль в жизни ближайшего поколения.
      
        []
      
       Сальвадор Дали. "Голова с телевизором во лбу". В глазах у нее вместо зрачков - кукольные головки. Телевизионное единомыслие.
      
        []
      
      Водолаз в скафандре, символизирующий погружение в подсознание.
      
        []
      
      Скульптура "Памяти Ньютона" посвящена открытию им силы тяжести. Внутри пустотелой фигуры помещен маятник-яблоко.
      
      Уже при входе в Театр-Музей, Дали обозначил свои пристрастия: наука - скульптура "памяти Ньютона", академическое искусство - скульптуры Мейсонье, новаторской искусство - "обелиск телевидения", философия - памятник Франсеску Пужольсу.
      
      И, наконец, вход в театр. Уже внутренний двор поражает.
      
        []
      
      В центре внутреннего двора возвышается вертикальная инсталляция. На крыше автомобиля "Кадиллак" установлена скульптура Эрнста Фукса "Великая Эсфирь". Она тянет с помощью цепей колонну Трояна в дар императору. Фигура Эсфири навеяна работой "Нана" французского скульптора Ники де Сен-Фаль. Ее работы - ярко раскрашенные гротескные фигуры.
      
      Трехэтажные стены круглого двора с нишами для позолоченных манекенов, изображенных в разных позах.
      
        []
      
        []

      Манекены похожи на кинематографическую награду "Оскар".
      
      Дали интерпретирует их по своему усмотрению. В правом нижнем углу - скульптура "Венера Велата" Оливье Бриса. Под ней - одно из гротескных чудищ, созданных Дали.
      
        []
      
      Торец двора с кадиллаком, "Великой Эсфирью", манекенами и гротескными чудовищами.
      
        []
      
      Колонна Трояна из автомобильных шин с лодкой на вершине. Под лодкой "раб" Микеланджело с автомобильной шиной через плечо, воссозданный Дали. Это всё - партер муниципального театра.
      
        []
      
      Следующее помещение - сцена театра. На одной из стен размещен задник, написанный Дали к балету "Лабиринт". Этот балет создан по мифу о Тезее и Ариадне и поставлен Леонидом Мясиным в Нью-Йорке в 1941 году.
      
        []
      
       Над сценой муниципального театра высится огромный стеклянный купол. Этот купол называется "геодезическим". Считается, что металлическая застекленная ромбовидная конструкция купола имеет общее со строением глаза мухи, насекомого, почитаемого в Каталонии и любимого Дали. Ниже символическая фигура властелина дождя, отжимающего воду из занавеса. "Подтеки воды" распространяются по всем стенам. Этот "дождь" проникает через купол.
      
        []
      
      Руки из сотворения мира - отсылка к фреске Микеланджело "Сотворение мира" в Сикстинской капелле.
      
        []
      
      Под полом этого помещения непосредственно под куполом Театра - Музея в склепе, захоронен Сальвадор Дали. На место захоронения указывает плита, вмонтированная в пол центральной части этого зала. По плите ходят посетители. Такой была воля самого Сальвадора Дали, великого мистификатора XX-го столетия.
      
        []
      
      Надгробная надпись в склепе под сценой.
      
        []
      
      Картина с фотоэффектом, превращающим на расстоянии 18 метров от зрителя обнаженную фигуру Гала в портрет Авраама Линкольна. Новаторская работа с идеей двойного образа.
      
        []
      
      В одной из галерей копия скульптуры Микеланджело "Моисей". Вверху - осьминог и голова носорога. Дали был почитателем работы Фрейда "Моисей и монотеизм".
      
        []
      
      Еще одна трехэтажная галерея, с загадочными символами.
      
        []
      
      Распятие. Инсталляция Дали под геодезическим куполом.
      
      Всё наполнено символами, отсылками к произведениям других авторов. Каждый предмет несет смысловую нагрузку, вызывает ассоциации, интригует зрителя.
      
      Из большого пространства внутреннего двора и сцены можно пройти в коридоры, галереи и небольшие залы. В них выставлены работы Дали и его реплики на произведения известных художников. Работ много, поэтому можно показать только небольшую часть из них. Не буду относить их к определенным залам и времени. Привожу то, что произвело наибольшее впечатление.
      
      Дали в своих творческих поисках прошел через импрессионизм, футуризм, кубизм, пуантилизм, фовизм. Нашел себя в сюрреализме. Все эти стили можно заметить в выставленных картинах. Иногда Дали корректирует смысл картин, дополняя их розыгрышами, мистицизмом, театральностью. Интерес Дали к научным открытиям сказался на многих его произведениях. В них чувствуется так называемый "параноико - критический метод" демонстрации присущих ему навязчивых идей.
      
      
      "Зал сокровищ", как называл его Дали, и зал "Рыбные лавки". В этих залах сосредоточены особо значимые работы.
      
        []
      
       "Корзинка с хлебом". Эта картина была создана в 1945 году. Дали долго работал над ней и закончил за один день до окончания войны. Хлеб был одним из фетишистских и навязчивых тем в его творчестве. Эта тема соотносится с принятым позже планом Маршала восстановления после войны Европы и была использована как реклама этого плана. Существует несколько вариантов изображения хлеба, в том числе, женские фигуры с багетами в поднятых руках на фасаде театра.
      
        []
      
      Одна из ранних работ Сальвадора Дали, которая называется "Пейзаж Кадакеса".
      
      Кадакес - город, где жили дед и отец Дали, где он ребенком проводил летние месяцы и где, начиная с 10-летнего возраста, он начал рисовать и искать себя в изобразительном искусстве.
      
      Картина Дали в окончательном виде относится к 1922 году, когда ему было всего 18 лет "...Я наизусть помню каждую деталь скал и пляжей Кадакеса, все геологические аномалии его уникального пейзажа и тот самый свет, равного которому нет больше нигде" - писал художник в своей книге "Тайная жизнь Сальвадора Дали" (1942). А в 1948-ом, во время первого интервью после возвращения после войны в Испанию художник скажет: "Это не я украл пейзаж. Это пейзаж украл меня".
      
        []
      
      "Вилла Пепита", 1922 г. Одна из многих сюрреалистических картин художника.
      
        []
      
      Картина "Сатирическая композиция" была написана Сальвадором Дали
      в 1923-ом году в период творческих исканий художника. Дали пропускал через себя множество различных стилей и, разумеется, не мог пройти мимо фовизма (постимпрессионизма) и его основателя Анри Матисса.
      
       []
      
      Автопортрет в рабочей одежде с газетой "Юманите", 1923 г. Художник подчеркивает свой бунтарский характер и восхищение идеей революции.
      
        []
      
      "Барселонский манекен",1926г. Тройной силуэт, окружённый тенями.
      
        []
      
      "Улыбающаяся Венера",1921 г. По мотивам работы Матисса "Роскошь, покой и сладострастие". Задний план картины выполнен в технике пуантилистов. Сорока на ветке, бутылка отпитого вина и улыбка Венеры придают картине иронический оттенок.
      
        []
      
      Вполне реалистичный портрет сестры художника Анны Марии, 1925 г.
      
        []
      
      "Атомная Леда". Отсылка к мифологии. Математически рассчитанная композиция. Гала - Леда парит в воздухе, как и все остальные предметы. Это - отсылка к строению атома, где частицы не соприкасаются друг с другом. Несколько слов о Гала. Настоящее имя ее Елена Ивановна Дьяконова. Родилась в Казани. Училась в Москве в гимназии вместе с сестрами Цветаевыми. Вышла замуж за французского поэта Поля Элюара. Он дал ей имя Гала. После встречи с Дали она стала его моделью, музой, вдохновителем, предметом восхваления, женой. Дали превратил Гала в современную икону. Она со своей стороны вела все финансовые дела и создавала ему рекламу.
      
        []
      
      "Мягкий автопортрет с жареным салом", 1941 г. Узнаваемые усы, кожа, которой можно придать любой вид - свидетельства поиска своего стиля и поиски себя. Нужную форму коже придают костыли. Костыль - тоже один из знаковых атрибутов в работах Дали.
      
        []
      
      "Геологическое эхо. Пьета", 1982г. Произведение позднего периода. Навеяно знаменитой работой Микеланджело и грустным настроением в период угасания Гала.
      
        []
      
      Инсталляция-скульптура "Лилит". Посвящение Раймонду Русселю, французскому писателю, оказавшему сильное влияние на художников - сюрреалистов, 1966 г. Сдвоенная фигура Ники Самофракийской - богини победы.
      
      Соотечественник Дали - Пабло Пикассо - был все время в поле зрения художника. Это нашло отражение в музее.
      
       []
      
      Пародия Дали на картину Пикассо "Молодые женщины" - стилизация одного из периодов творчества Пикассо, 1923 г. После первой мировой войны Пикассо стал рисовать монументальные фигуры, названные Гертрудой Стайн "большие женщины".
      
        []
      
      "Бытовая сцена", 1923 г в стиле Пабло Пикассо.
      
        []
      
      Таким Дали видел Пабло Пикассо, которым восхищался. 1947г. Этот портрет относится к серии портретов гениев. Туда входят: Гомер, Дали, Фрейд, Христофор Колумб, Вильгельм Телль и др.
      
      Склонность относится с иронией (мягкой, а иногда и едкой) к работам своих собратьев по профессии характерна для испанских живописцев. Пример тому дружеский шарж на обоих художников.
      
        []
      
      Сальвадор Дапи (справа) и Пабло Пикассо (слева) рисуют яйцо, каждый в своём видении. Автор картины Дэвид Вела Сервера (David Vela Cervera) - современный испанский художник, родившийся в Сарагосе в 1967 году.
      
      Зал Мэй Уэст Театра-Музея оставляет незабываемое впечатление. Он полутемный со странными предметами, назначение которых сначала не понятно.
      
      Все проясняется, если подняться по лестнице к верблюду. Это - пример создания трёхмерной композиции в результате трансформации газетного рисунка. "Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната" (примерно 1934-1935 годы). Для того чтобы воспринять оптическое впечатление в целом, нужно подняться по лестнице на площадку, где находится уменьшительная линза, в которой возникает лицо Мэй Уэст.
      
        []
      
      Точка обзора в подбрюшье верблюда.
      
        []
      
      Лицо Мэй Уэст через линзу. Оно состоит: глаза - два эстампа с видами Парижа, нос - сооружение с каминами в ноздрях, губы - диван тёмно красного цвета, на котором вполне удобно посидеть. Все обрамлено париком из пышных белых волос, которые в комнате воспринимаются как занавес.
      
      Мэй Уэст - американская актриса, певица, драматург, сценарист и секс-символ (1893-1980) . В интернете можно прочитать ее весьма смелые и остроумные высказывания. Понятно, что Дали выбрал ее как такой экстравагантный экспонат.
      
        []
      
      Из интернета. Газетное творение Дали и фото Мэй Уэст.
      
      Далее, инсталляции, рисунки и картины Сальвадора Дали времён создания театра-музея (70-ые годы прошлого века).
      
        []
      
      Автопортрет, 1975 год.
      
        []
      
      Мохнатая Венера, выдавливает из себя струйку молока в рот амуру. Слева от Венеры нарисована фигура Венеры Милосской с ящичками и шеей жирафа.
      
        []

      "Оторинологическая голова Венеры ( англ. Otorhinological Head of Venus)", 1964 год.
      
        []
      
      Лестница в башне Галатеи (Гала), "башня всех загадок". В пролете размещаются модели карнавальных костюмов от Диора и Кардена.
      
      Эта лестница ведет в зал шедевров.
      
        []
      
      Венера Милосская с ящиками, 1951г. Один из шедевров этого зала.
      
      Еще одно впечатляющее помещение - бывшее фойе театра с росписью на потолке. Дали назвал его "Дворец ветра".
      
        []
      
      Роспись потолка зала "Дворец ветра". Тема: "Дали с Гала улетают в рай". Но есть и другая символика: глядя снизу, кажется, что видны облака и небо. Две фигуры поднимаются вверх. Дали утверждает, что вместо неба мы видим землю, а вместо земли - море. В центре - зияет дыра с темной ночью. Это - глубина человеческого подсознания. Теории Фрейда и его психоанализ оказали на Дали большое влияние.
      
      Дали любил этот зал, потому что здесь впервые были выставлены его ранние работы. Во "Дворце ветра" размещены несколько интересных работ. Здесь находились и жилые помещения.
      
      Здесь Сальвадора и Гала Дали жили до образования Театра-Музея. Спальня, украшенная скелетом. Скелет- символ конечности жизненного пути.
      
      Над кроватью обращает на себя внимание гобелен с картины "Постоянство памяти" (1931 год). На нём изображены знаменитые "Мягкие часы", символизирующие относительность времени и возможную повторяемость событий, зафиксированных в памяти ("Дежавю").
      
        []
      
        []
      
      Другая часть жилого помещения. Множество предметов, наделенных символами и ассоциациями.
      
      Экспонаты зала "Дворец ветра".
      
        []
      
      Скульптура Ньютона с продырявленной головой и отсутствующими внутренностями, копия, установленной во дворе скульптуры в натуральную величину и маятником - яблоком в руке.
      
        []
      
      В торце одной галереи находится фотография короля Испании Хуана Карлоса, тогда еще принца Астурийского, послужившая художнику для портрета.
      
        []
      
      Десять рецептов бессмертия. Законы наследования, содержащиеся в ДНК, передают генетический код, подобный "лестнице Иакова". Так Сальвадор Дали воспринял открытие ДНК человека. Уже после смерти художника одна женщина утверждала со слов ее матери, что Дали - ее отец. Женщина претендовала на наследство. Суд постановил произвести эксгумацию, которая не подтвердила притязания. Так достижения науки устанавливают справедливость.
      
      Следующая картина Сальвадора Дали свидетельствует о его понимании физических основ мироздания. Всё соответствует достижениям науки его времени. Ранее он продемонстрировал знания в области физической оптики, геологии, биологии и психологии.
      
        []
      
      Одно из произведений периода ядерного мистицизма. Это результат работы Дали, увлеченного наукой и теорией распада атома. Лицо Гала разделено на фрагменты. Сферы, расходящиеся от оси - свидетельство ядерного распада. Как пояснил Дали в своем "Манифесте антиматерия": "Сегодня внешний мир - физический - вышел за рамки психологического. Сегодня мой отец - доктор Гейзенберг". Дали поместил этот портрет Гала во "Дворце Ветров", на мольберте, принадлежавшем Мейсонье, художнику, от которого сохранились две работы в музее, входившие в частную коллекцию Дали.
      
        []
      
       Бюст Веласкеса, с встроенными фрагментами нескольких фигур, 1974г.
      
      Некоторые произведения имеют очень сложную аллегорическую символику,
      
        []
      
       "Космические атлеты", 1943 г. Атлеты - американские регбисты, которых разделяет вертикальный символ - бутылка кока-колы с вытекающим из неё чёрным телефоном и пятном на белой ткани от вытекшего напитка. Всё это вместе должно выражать проблему американского расизма. Понять замысел непросто.
      
        []
      
      Внутренний дворик Театра - Музея. Из него можно попасть в зал ювелирных работ Дали. Они, как всегда, экстравагантны. Как писал сам Дали "Украшенные драгоценностями работы созданы, чтобы услаждать взор, поднимать дух, пробуждать воображение и выражать убеждения. Без публики, без присутствия зрителей эти драгоценности не выполняют своего назначения. Таким образом, зритель становится окончательным творцом... "
      
      В башне Галатеи тоже экспонируются некоторые ювелирные работы Дали. Это помещение оформлено по образу часовни-ротонды Браманте в Риме.
      
        []
      
      Купол и пол из наборного дерева ротонды Браманте. В нишах стен - ювелирные изделия, прекрасно исполненные, но со сложным содержанием.
      
      Еще одна интересная работа для "святой кибернетической капеллы" в башне Галатеи: инсталляция "Кибернетическая принцесса" в погребальном одеянии из печатных микросхем. Это подражание костюму принцессы Доу Вань (второй век до н.э.), состоящему из скрепленных нефритовых пластинок. Это захоронение было обнаружено в 1968 году при раскопках в китайской провинции Шэньси.
      
        []
      
       " Кибернетическая Принцесса".
      
        []
      
      "Апофеоз доллара". 1965 год. Здесь собрано всё, что интересовало Дали в истории, искусстве, в собственных фантазиях. Многофигурная композиция, некоторые фигуры вмонтированы друг в друга. Комментировать не берусь.
      
      Несколько ювелирных изделий:
      
        []
      
       "Око времени" 1949г. Еще один вариант изображения времени - гибкое, плывущее, остановившееся.
      
        []
      
      Руки - простертые, опустившиеся, сложенные...
      
      Вид снаружи Театра-Музея Сальвадора Дали. Стеклянный купол и ярко окрашенные стены. На крыше по всему внешнему периметру здания Театра - Музея установлены огромные яйца и позолоченные манекены.
      
        []
      
        []
      
      Башня Гала или башня Галатеи.
      
        []
      
      Плоскости стен оживляют расположенные в строгом порядке скульптурные изображения желтых "булочек". В понимании Дали, яйцо не столько символизирует чистоту и совершенство, сколько дает намек на прежнюю жизнь и возрождение. Оно символизирует внутриутробное развитие. Возможно, также, что многочисленные яйца - метафора зарождения новых художественных идей. Во всяком случае, это не противоречит замыслу создания музея. Булочки символизируют "хлеб насущный", необходимый человечеству, в его житейском понимании. Яйца и хлеб - культовые знаки для Дали.
      
      Пыталась найти какие-то аналогии работам Сальвадора Дали в русском искусстве. Ничего ближе, чем работы Николая Павловича Акимова (1901-1968) - режиссера и театрального художника Ленинградского театра комедии не пришло в голову. Здесь тоже - яркость красок, фантастические изображения предметов. Особенно это ощутимо в постановках пьес драматурга - сказочника Евгения Шварца. В стране победившего социалистического реализма сюрреалистический взгляд абсолютно не приветствовался, тем не менее, чем не сюрреализм?
      
        []
      
      Афиша спектакля "Тень" по пьесе Евгения Шварца в постановке и оформлении Н.П. Акимова.
      
      
      Рядом с Театром-Музеем находится собор святого Петра, в котором крестили Сальвадора Дали. Он всегда подчеркивал, что он - убежденный католик.
      
        []
      
       Вход в собор святого Петра в Фигейрасе с площади Гала-Сальвадор Дали.
      
        []
      
      Вид собора с другой стороны. Собор начали строить в XI веке в романском стиле. В XV веке, как было обычно принято, перестроили в готическом стиле.
      
        []
      
      Колокольня собора.
      
        []
      
      Главный неф собора св. Петра. Пусто, спокойно, прохладно. После многолюдья Театра-Музея - место, где можно подумать и отдохнуть.
      
      Капеллы с традиционными для католических церквей изображениями распятия и погребения Иисуса Христа.
      
        []
      
        []
      
      Капеллы "Распятие" и "Погребение" Иисуса Христа.
      
        []
      
      Восьмигранный купол с витражами над главным алтарём.
      
        []
      
      Своды собора. Над входом в собор размещен орган.
      
      Древний собор и Театр-Музей Сальвадора Дали, вместили в себя прошлое, настоящее и будущее. Сочетание, единственное в своем роде, создающее незабываемый образ Фигераса.
      
      
      Возвращались мы из Фигераса в Тоссе де Мар через Жирону, столицу одноимённой провинции. Этот город, помимо обычных административных функций столицы провинции, имеет также некоторое отношение к жизни Сальвадора Дали. Здесь, в небольшой деревне около Жироны, в 1958 году Сальвадор Дали и Гала венчались.
      
      После ошеломительных впечатлений от Театра-Музея Дали в Фигерасе, ни сам город Фигерас, ни более крупный город Жирона не могли нам предъявить, что- либо равноценное тому, что мы видели перед этим. Тем не менее, в природном, религиозном и культурном отношениях Жирона безусловно заслуживает внимания.
      
      Город с населением около ста тысяч человек живописно расположен по обоим берегам реки Оньяр (Onyar). На одном берегу расположился современный город, на другом - исторический центр с хорошо сохранившейся средневековой застройкой. Главными достопримечательностями старого города является кафедральный собор Жироны святой Девы Марии (Catedral de Santa Maria), расположенный на Соборной площади ( Plaza Catedral) и церковь св. Феликса.
      
      История Жироны уходит за пределы письменных источников. В мифах фигурирует Геракл, убивший трехголового гиганта Жерио и юная прекрасная Пирене, сыновья которой основали город Жирона. Их имена увековечены в названиях Пиренеев и Жироны.
      
      Более достоверно звучит, что в конце 304 года н. э. святой Нарцисс прибыл в город, где и начал свое епископское служение. А спустя три года, он был казнен язычниками - римлянами. В памяти жиронцев он остался целителем и верным защитником города, спасающим его от страшных наводнений, бесконечных осад и эпидемий. Его жизнь всегда была наполнена чудесами, да и после смерти покровительство епископа оставалось неизменным.
      
      Город строился как крепость, охраняющая важнейшую римскую дорогу "Виа Августа", которая протянулась на 1500 километров от Рима, вдоль всего Средиземноморского побережья, на самый юг Испании. Это и определило его дальнейшую беспокойную судьбу. Он был осажден 25 раз и только 7 раз взят.
      
      Средневековые горожане также почитали императора Карла Великого, освободившего их от мусульманского господства. Карл Великий укреплял город, понимая, что противостояние арабским завоевателям - дело не одного поколения.
      
      Небольшая река Оньяр в пределах города имеет широкое русло, огражденное набережной. Во время нашего посещения вид она имела жалкий. Стоячая вода, заросшая водорослями и прибрежной растительностью. Карпы и утки смиренно ждали своей участи, если засуха продлится дольше. Оньяр - единственная река в Каталонии, в которой мы видели остатки воды.
      
      Набережная с домами, построенными на остатках укрепления, непосредственно над рекой. Ярко окрашенные, они напоминают Флоренцию.
      
        []
      
      Русло реки Оньяр.
      
        []
      
      Набережная старого города. Слева - церковь св. Феликса (Sant - Felix), справа от него виден купол кафедрального собора св. Девы Марии.
     
        []  
      Церковь св. Феликса, в которой проповедовал епископ святой Нарцисс.
      
      Церковь строили долго, поэтому она выглядит так, будто ее собрали из разных времен: основное здание в романском стиле, неф в готическом, а фасад - в стиле барокко.
      
      Существуют легенды о деяниях св. Нарцисса, увековеченные в городских памятниках.
      
        []
      
      Дом, где, якобы, скрывался св. Нарцисс. Сейчас это Museu Llegendes de Girona (Музей легенд Жироны). Он расположен в отреставрированном здании XVIII века в историческом центре Жироны. Это - в 150 метрах от кафедрального собора святой Девы Марии и арабских бань и в 200 метрах от знаменитого еврейского квартала.
      Жизнь св. Нарцисса наполнена благими делами. Это - чудесные обращения в христианство неверных и защита горожан от эпидемии чумы. Существует легенда о роли мух во время осады города французами в XIII веке. Солдаты, ворвавшись в город, разграбили дома, не исключая церкви. По этой легенде они вскрыли гробницу св. Нарцисса. Из гробницы вылетел рой мух, напал на французских солдат и заставил их бежать. Может быть, легенда эта несколько гиперболизирована - "из мухи сделали слона", но не вызывает сомнения, что, захват Жироны в истории имел место.
      
      Интересна также история, оставившая в памяти жиронцев неизгладимый след о покровителе города. Скрываясь от преследований римского императора, организовывавшего гонения на христиан, св. Нарцисс покинул дом через окно. Но, чтобы запутать следы, он оставил отпечаток своей ноги на подоконнике в обратном направлении, так, будто бы он вошел в дом, а не вышел. Благодаря этой уловке преследователи только потеряли время. Направленные по ложному следу, они дали тем самым святому возможность надежно скрыться.
      
       В благодарность за его деятельность по защите города установлен памятник башмаку св. Нарцисса. А мух тоже считают защитниками Жироны.
     
        []
      
      Башмак святого Нарцисса увековечен в мраморе. Постамент расписан изображением мух.

        []

      Мухи также удостоились изображения на стене дома, где якобы жил св. Нарцисс.
      Поразительно, что оба эти относительно древние памятные знаки напоминают о стилистике некоторых изображений Сальвадора Дали, который уделял большое внимание в своих фантазиях бытовым подробностям. Они убеждают в достоверности исходного исторического материала. Можно вспомнить "булочки", прикреплённые к стенам Театра-Музея, "мягкие часы", убеждающие в относительности понятия времени, яичницу, как сочетание образов "биологического зародыша" и " бытовой утилитарности".
      
        []

      Собор святой Девы Марии на берегу реки Оньяр. К нему ведёт лестница из 90 ступенек. Считается, что поднимаясь по ней, люди отмаливают свои грехи. С каждой ступенькой прощается один грех.
      
      Собор, как и церковь святого Феликса в день нашего приезда были закрыты для посещения.

        []

      Старый город. Мощные стены и башни, узкие улицы.

      В одной из старинных улиц помещаются "Арабские бани". Они называются "арабскими", но к арабам не имеют отношения. Эти заведение для отдыха построены по типу римских бань. В XVII веке здесь был построен капуцинский женский монастырь, и земли вместе с банями передали ему. Монахини много лет использовали банные залы для своих нужд, причем почти без перестройки, пока в 1929 году бани не выделили из монастырской территории и не передали городу. Затем их отреставрировали, дополнили римскими колоннадами и открыли для туристов и киносъёмок исторических фильмов.  

     []

      Арабские бани. Это сохранившаяся часть романской постройки по образцу римских бань.

         []

      Первое упоминание о банях в документах относится к 1194 г. В дворцовых бумагах упомянуто их открытие королевским указом для нужд населения. Довольно долго это были публичные бани.

     []

      Банная купель.

     []

      Улицы - лестницы.

     []

      Такая каменная кладка встречается только в очень старых постройках. Первые крепостные стены строились в первом веке до нашей эры римлянами.

      Расцвету Жироны в XVI веке, способствовало возникновение здесь еврейского поселения. Первые сведения о существовании еврейского квартала датируется 1160 годом, когда 25 семей поселились по соседству с нынешним Кафедральным собором, в самом центре города. Среди них были врачи, ремесленники, ювелиры и торговцы. За два последующих столетия Жирона превратилась в столицу испанских евреев. Они подчинялись только королю и не платили местные налоги. Жили общиной и, благодаря обширной торговле, подняли экономику города. К концу XIV века община насчитывала более 1000 человек в составе 300 семей.
      Деятельность испанских католических королей Фердинанда и Изабеллы Кастильской по изгнанию иноверцев из Испании положила конец присутствию евреев в Жироне. Изъятое имущество было использовано для финансирования плавания Колумба.

        

     []

     []

      В такие маленьких тупичках размещались еврейские дома.

     []

      Памятник скорби в еврейском квартале в Жироне.

     []

      Главная улица старой Жироны.

     []

      Примечательный мост через реку Оньяр. Его построил Густав Эйфель за 13 лет до создания знаменитой Эйфелевой башни.

     []

      Площадь Независимости. Это одно из главных парадных мест города, где проходят многие праздничные мероприятия. Своим названием она обязана событиям Пиренейской войны с Наполеоном. Она находится на месте древнего монастыря на берегу реки Оньяр. Уютное и красивое место. Вокруг площади - здания, возведенные в стиле неоклассики с колоннадами, на первых этажах которых находятся торговые галереи. Окружают квадратную по форме площадь многочисленные бары и рестораны с открытыми зонами. Архитектурный облик этой достопримечательности сформировался в XIX веке.

     

        []

      Новая часть города выглядит вполне современной. Квадратная площадь Независимости с аркадами по периметру. Ее построили в период борьбы с наполеоновскими войсками. 

     []

      Памятник защитникам Жироны во время осады 1808-1809 годов. Скульптор Антони Парера (1894 г).

     В заключение, привожу метафорическое высказывание моего мужа, в прошлом неплохого шахматиста.
       "Шахматная партия это модель жизни с её началом (дебютом), срединной частью (миттельшпилем) и завершением (эндшпилем). На всём её протяжении она изобилует ошибками, просчётами, ловушками. Квалифицированный шахматист старается их избегать. Это также приходится делать в жизни любому человеку.
      Поэтому такие шахматные понятия и термины как: "слабость позиции", "применение новинки в дебюте", "цейтнот" (нет времени), "цугцванг" (нет хороших ходов), "патовая ситуация" (ничейная позиция), "зевок" (грубая ошибка, просмотр) и, наконец, "шах и мат" (угроза и исполнение) давно стали ключевыми словами в разговорной речи для обозначения жизненных ситуаций. К Испании шахматы имеют также прямое отношение. В теории шахматных дебютов существует "Испанская партия" и "Каталонское" начало. Первая названа в честь испанского создателя этой партии Руй Лопеса (XVI век), а "Каталонское начало", - по месту первого применения этого дебюта на шахматном турнире 1929 года в Барселоне".
      Закончилась наша поездка на побережье Коста Брава. Помимо впечатлений от природы побережья и столицы Каталонии города Барселона, мы познакомились с творчеством великих каталонских творцов новых направлений в искусстве и архитектуре Сальвадора Дали и Антонио Гауди. Жизнь их и воплощение собственного художественного видения, была сложной, и напряжённой. Но, пользуясь шахматной терминологией, они, блистательно выиграли свои жизненные партии. Они оставили после себя человечеству достойные памятники культурного наследия своего таланта и творчества.
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 18/11/2023. 39k. Статистика.
  • Очерк: Испания
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка