Программа нашей поездки, организованной институтом Густава Штреземана в Нюрнберг и Веймар с посещением концентрационного лагеря Бухенвальд, имела цель, помимо ознакомления с великим культурным прошлым Германии, показать отношение посевоенной Германии к мрачным страницам её недавнего прошлого. Оба этих немецких городабыли одними из главных мест становления и краха "коричневого периода" германской истории.
Нюрнберг
После средневековой известности и значимости город Нюрнберг в новое время несколько уступил первые роли другим германским городам. В новейшей истории, был период, когда значимость Нюрнберга для немецкой государственности была резко выпячена в угоду правящей власти. Это были годы нацистской диктатуры, когда Нюрнберг стал на 10 лет идеологическим центром нацизма (Stadt der Reichsparteitage - город имперских партийных съездов) и местом появления расистских "Нюрнбергских законов". Развязанная Гитлером Вторая мировая война предварялась идеологической подготовкой на всех партийных съездах гитлеровской национал - социалистической рабочей партии Германии (NSDAP) и дальнейшей пропагандистской обработкой населения Германии. Немало этому способствовало броское и внешне привлекательное название этой партии, скрывающее агрессивную и расистскую сущность гитлеровского режима. Слово "Национал" в названии отличало формально и отличает до сих пор эту партию от многих социалистических и рабочих партий европейских стран. И именно это слово стало определяющим для пропагандистской политики гитлеровского режима и совершенных им преступлений.
"Немецкость" Нюрнберга привлекала к городу правителей Германии на протяжении всей истории. Со времён Карла IV в течение 200 лет здесь проводили императоры Священной Римской Империи свои первые Рейхстаги. И АдольфГитлер еще до своего прихода к власти увидел в этом городе историческую связь между Первым, Вторым и Третьим Рейхами, как при нём стала именовать себя Германия.
В 1927 году, ещё во времена Веймарской Республики, в Нюрнберге был проведен III съезд NSDAP. На нём Гитлер провозгласил Нюрнберг "городом Партсъездов на все времена" ("Stadt der Reichsparteitage"). Все последующие съезды до последнего десятого, 1938 года, проходили в Нюрнберге. Так Нюрнберг фактически стал идеологической столицей национал-социалистического движения.
Пропагандистский плакат о роли Нюрнберга во времена нацизма (Музей Центра документалистики Нюрнберга).
Выбранный для партийных съездов город должен был соответствовать своим архитектурным оформлением замыслам Гитлера. Он должен был олицетворять всенародную поддержку гитлеровского режима. Съезды готовились по одному сценарию - многотысячная аудитория делегатов, ликующая при выступлениях фюрера и его ближайших соратников, стотысячные и даже миллионные марши, шествия, парады. Каждый партийный съезд должен был заведомо иметь историческое значение и быть запечатленным на киноплёнке лучшими кинематографистами III Рейха. Это было мощное воздействия на немецкого обывателя. В 1933-1935 годах режиссёром этих фильмов была всемирно известная Лени Рифеншталь, чьё творчество активно использовалось нацистским режимом в пропагандистских целях.
Замысел Гитлера по созданию "Комплекса партийных съездов" требовал достаточного простора для строительства. В рамках старинного города это было невозможно, поэтому проект обеспечивал сохранность средневекового облика города и осуществлялся на его окраине. Был выполнен огромный объём строительных работ.
Место для строительства было выбрано в юго-восточной части Нюрнберга в парковой зоне, где на берегу пруда Дутцендтайх любили отдыхать горожане. В 1934 году главному архитектору нацистской Германии Альберту Шпееру было поручено взяться за проектирование комплекса, который должен был размещаться на территории в 11 квадратных километров. Для обеспечения строительства командованием СС были созданы специальные концлагеря. Строительство продолжалось и во время войны, в том числе и руками советских военнопленных, но так и не было завершено.
В музее Центра документалистики можно видеть плакаты с эскизами проекта всего гигантского комплекса, который так никогда и не был полностью осуществлён.
В фойе музея выставлены фотографии макета Комплекса партийных съездов.
Слева в центре - подковообразное здание - Дворец съездов, справа от него - Grosse Strasse (Большая улица) - главная улица для проведения парадов и массовых манифестаций. Она пересекает пруд Дутцендтайх (Dutzendteich). Слева на другой стороне пруда виднеется чаша "Городского стадиона", построенного ещё в 1928 году. На переднем плане - так и не отстроенная "Площадь народных праздников" (Maerzfeld).
Так выглядит сегодня сверху недостроенный Дворец съездов. Его внутренний двор должен быть по проекту Шпеера представлять огромный зал конгрессов нацистской партии. Его планировали покрыть плоским стеклянным потолком. Он должен был иметь в центре мощный источник электрического освещения. В зале предполагалось размещение 50 тысяч человек. Высота стен должна была составлять 70 метров. Высоту удалось довести только до отметки 39 метров. Подпирают "подкову" Дворца два здания. В левом здании сегодня размешается Филармония, в правом - Музей Центра документалистики Нюрнберга.
Макет внутреннего помещения Дворца съездов.
Нюрнбергский Дворец съездов должен был, по замыслу архитекторов, стать "Колизеем ХХ века", почти вдвое превышая в размерах древнее сооружение Рима. По своей форме оно, как и многие идеологические сооружения национал-социалистов, должно было напоминать древнеримские строения, демонстрируя "связь и преемственность" Третьего Рейха и Римской Империи.
Так выглядит сегодня это недостроенное сооружение с внешней стороны. Дворец окружает по периметру широкая галерея пятнадцатиметровой высоты.
Так выглядит аркада сохранившейся внешней галереи.
Несколько сегодняшних фотографий внутреннего двора:
Внутреннее пространство Дворца, где должен был быть зал конгрессов.
Вид изнутри двора на въездные ворота, между зданиями музея (слева) и Филармонии (справа).
Здание музея Центра документалистики со стороны двора.
Вход в музей Центра документалистики. Около этого входа, справа, оставлено нагромождение гранитных блоков в память о заключённых концлагерей, погибших от непосильного труда при возведении этого архитектурного монстра. Над входом сооружена обзорная галерея, нависающая с одной стороны над входом в музей, с другой, выходящая на высоте стен зданий Дворца во двор.
Обзорная галерея. Музей Центра документалистики, как и наружные сооружения, подчеркнуто не достроен. Его архитектура своей жесткостью напоминает индустриальное строение.
Переходы между этажами музея Центра документалистики.
После окончания Второй мировой войны власти Нюрнберга долго не могли решить вопрос - что делать с этим недостроенным сооружением, да еще имеющим столь одиозную историю. Наконец, было решено не разрушать их, а использовать как наглядное пособие и наглядный урок истории. В начале XXI века в одном крыле открылся Центр документалистики - музей Комплекса партийных съездов, рассказывающий о "коричневом" периоде в жизни Нюрнберга и Германии, о роли Комплекса партсъездов и его архитектуры в пропаганде идеологии фашизма.
Музей в мощных стенах Дворца занимает небольшую часть помещений. В отдельном крыле "подковы" сейчас размещается Филармония. Остальные помещения используются в качестве складов, а во внутреннем дворе проходят концерты под открытым небом и другие массовые мероприятия.
План главных сооружений Комплекса партийных съездов выглядит так:
1 - Дворец съездов. 6 - Большая улица (Große Straße). 7 - Немецкий стадион. 8 - Площадь (поле) народных празднеств (Maerzfeld). 10 - Городской стадион. 11 - Поле Цеппелина (Zeppelinfeld) с главной трибуной (12). Красным цветом показаны незаконченные строительством объекты, розовым цветом - запланированные, но не построенные сооружения.
Следующим сооружением Комплекса после Дворца Съездов является Große Straße. Она образует главную ось Комплекса партийных съездов и имеет длину около 2 км и ширину в 40 м. Она облицована гранитом и окружена трибунами. Улица ориентирована на крепость Кайзербург в Старом городе Нюрнберга, что должно было иметь символическое значение продолжения средневековой истории. Она была закончена в 1939 году и предназначалась для парадов и шествий, а также для размещения зрителей, наблюдающих за парадом войск. С этой целью почти по всей длине улицы расположены гранитные ступени, сохранившиеся до настоящего времени. В послевоенные годы улица одно время использовалась американской армией в качестве взлётно-посадочной полосы аэродрома.
Große Straße строилась из огромных гранитных плит тёмных и светлых оттенков. Такая "раскраска" должна была помочь марширующим колоннам держать шаг и дистанцию. Всего предполагалось уложить 60 тысяч гранитных плит, точно подогнанных друг к другу. Большинство из них уложено. Качество гранитного покрытия улицы сегодня поддерживается в идеальном состоянии.
Улица пересекает живописно расположенный пруд Дутцендтайх.
Следующий так и не построенный объект Комплекса - Немецкий стадион (Deutsche Stadion). Он планировался его автором Шпеером как самая большая трибуна в мире (540 х 445 м). Высота 83 м. Его вместимость должна была составлять более 400 000 человек. По форме он напоминал олимпийский стадион в Афинах (опять отсылка к древней истории). Здесь предполагалось разыгрывать эпизоды военных действий вермахта. Закладной камень был установлен в 1937 году.
Место, где должен был находиться Немецкий Стадион.
Затем - практически законченная трибуна Цеппелина на поле его имени. Историческое название этого места, расположенного на юго-восточном берегу пруда Дутцендтайх - "Луг Цеппелина", действительно связано с графом Цеппелином, который в 1909 году посадил здесь свой дирижабль, и все желающие могли осмотреть это чудо техники.
После того, как в 1933-34 годах здесь промаршировали части вермахта, А. Шпеер создал на этом месте очередное сооружение Комплекса - "Поле Цеппелина" (Zeppelinsfeld). Поле с трибунами по его замыслу должно было играть важную роль при проведении партсъездов. По обеим сторонам трибуны на огромных пилонах были установлены чаши, в которых горел огонь. По трем оставшимся сторонам размещались более низкие трибуны для зрителей, которые разделялись 34 башнями. В башнях находились туалеты. Всего на трибунах Zeppelinsfeld могли разместиться более 80 000 зрителей, а на поле одновременно находились около 100 000 участников представлений.
Сторона поля Цеппелина с центральной трибуной и местами для гостей.
Так должна была выглядеть центральная трибуна.
На этой мемориальной доске, установленной на центральной трибуне, напоминание, что 20 апреля 1945 года 3 и 45 дивизии инфантерии 15 американского армейского корпуса освободили Нюрнберг от нацистского режима. Солдаты 3 дивизии инфантерии праздновали эту победу на поле Цеппелина 22 апреля 1945 года.
Ещё через два дня на этом поле был проведён военный парад победы. Венцом состоявшегося торжества было произведённое путём взрыва уничтожение скульптурного изображение свастики, венчавшей фасад центрального здания.
Центральная трибуна Рейха имела длину в 360 и высоту 20 м, прообразом для которой послужил Пергамский алтарь из Малой Азии. Строительство велось с 1935 по 1937 год. Это - единственное крупное сооружение на территории Комплекса партийных съездов, которое удалось закончить. Автором проекта был тот же Альберт Шпеер. Работы велись в большой спешке, что отразилось на их качестве.
В главном здании трибуны находится "Золотой зал" с выложенным золочёной мозаикой потолком. Рисунок потолка был позаимствован из древних искусств и основным мотивом был меандр, в котором без труда можно было видеть изображение свастики. В здании были предусмотрены туалетные комнаты и помещение для телефонной станции.
"Золотой зал" официально назывался также "залом Славы". Он предназначался для приёма высокопоставленных гостей. Из зала был возможен выход на центральную трибуну, выполненный в виде лестницы, по которой возможно было подняться на "Трибуну (кафедру) фюрера".
Лестница к "трибуне Фюрера".
Чаша Вечного огня.
Боковые трибуны поля Цеппелина с башнями - туалетами.
Таковы основные частично построенные циклопические сооружения Комплекса партийных съездов, предназначенные для возвеличивания гитлеровского режима. Претворению их в жизнь помешало истощение ресурсов, в результате развязанной Гитлером Второй мировой войны и крах режима. Гитлеровская партийная, военная и промышленная верхушка была отдана под суд Международного Трибунала, который происходил в том же городе Нюрнберге - городе партийных съездов гитлеровской национал - социалистической партии Германии.
Нам удалось побывать во Дворце Юстиции (Baerenschanzstraße 72), где в зале N 600 происходил всемирно известный "Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками" 1946 года. В ноябре 2010 года в здании, где находился этот зал, был открыт Мемориал Нюрнбергских процессов (Memorium Nuernberger Prozesse). Открытие Мемориала проходило в торжественной обстановке. Среди почетных гостей были свидетели процесса и представители стран - победительниц.
Значение Нюрнбергского процесса для современной истории исключительно велико. Существовавшие до него Женевские конвенции 1864, 1906, 1927, 1929 годов определяли защиту раненых, больных, военнопленных и лиц, пострадавших от военных действий. Гаагские конвенции 1899, 1907 годов призывали к мирному решению международных конфликтов и определяли правила ведения войн. Нюрнбергский процесс стал прецедентом международного права и определял меру наказания за развязывание войны. Ему на смену пришел Гаагский суд, призванный разрешать в нём международные правовые вопросы.
Комплекс зданий Дворца Юстиции в Нюрнберге.
В этом здании Дворца Юстиции происходил суд над главными немецкими военными преступниками.
Зал N 600 заседаний Международного трибунала.
Скульптурное аллегорическое изображение Правосудия в зале суда.
Зал заседаний суда с балкона, где во время процесса находилась пресса.
Скамья подсудимых хранится в музейной части Мемориала.
За комплексом зданий Дворца Юстиции находилась тюремная зона, где до суда содержались подсудимые. Там же были приведёны в исполнение смертные приговоры.
Международный военный трибунал приговорил:
К смертной казни через повешение:
Германа Геринга, Эрнста Кальтенбруннера, Иохима фон Риббентропа,
К пожизненному лишению свободы: Рудольфа Гесса, Вальтера Франка, Эриха Редера.
К 20 годам тюремного заключения: Бальдура фон Шираха и Альберта Шпеера.
К 15 годам тюремного заключения: Константина фон Нейрата.
К 10 годам тюремного заключения: Карла Деница.
Оправданы: Ганс Фриче, Франц фон Папен, и Ялмар Шахт.
Альберт Шпеер был приговорён к 20-летнему лишению свободы, но не за свою деятельность Главного нацистского архитектора, а за использование на стройках рабского труда заключённых концлагерей.
Судом были признаны преступными карательные организации гитлеровской Германии (СС, СД, Гестапо) и весь руководящий состав нацистской партии.
Таким образом, нацизм был осужден в том же городе, где он был провозглашен государственной идеологией.
Веймар
Если III cъезд гитлеровской партииNSDAP происходил в Нюрнберге, то для II съезда был выбран небольшой город Веймар. Город предоставил для съезда свой городской театр - театр Гёте и Шиллера. Очевидно, что Гитлер хотел прислониться к интеллектуальной славе Веймара, который в начале XIX века считался неофициальной столицей немецкой литературы и искусства. Он хотел использовать репутацию города в своих идеологических целях. Известно, что Гитлер многократно приезжал в Веймар и останавливался в отеле "Элефант".
О нацистском периоде истории Веймара свидетельствует начавшееся в 1937 году строительство огромного комплекса Gauforum. Он был задуман, когда Веймар был главным городом Тюрингии, как правительственный и одновременно партийный квартал (Gau - партийный округ в гитлеровской Германии). Во главе округа стоял гаулейтер. Как и в других немецких округах (всего их в Германии насчитывалось более 40), подобное сооружение должно было иметь, помимо правительственных зданий, площадь для проведения парадов. Веймарский Gauforum был единственный достроенный по плану и сохраненный до нашего времени. Главное сооружение Gauforum в Веймаре в 2005 году перестроено в самый большой торговый и информационный центр города "Атриум".
Здание Торгового центра Веймар-Атриум.
Вид на площадь перед Атриумом, которая во времена нацизма носила имя Гитлера.С трёх сторон площади расположены правительственные здания Gau Тюрингии, построенные во времена III Рейха.
Внутри торгового центра Веймар - Атриум в 2017 году.
Но самая чёрная страница истории нацистского периода Веймара связана с концентрационным лагерем "Бухенвальд", который начал функционировать в 1937 году. Он расположен в 10 км от Веймара в бывшей парковой зоне города, где когда-то любили гулять его граждане, в том числе И.В. Гёте. В 1958 году здесь был создан Мемориал Бухенвальда (Buchenwald Memorial).
Схема расположения концентрационного лагеря Бухенвальд (Buchenwald Memorial).
В период с июля 1938 года по апрель 1945 года нацистским режимом были заключены в лагерь около 250 000 человек.Число погибших в Бухенвальде оценивается в 56 тысяч человек. Лагерь служил также отборочным пунктом для отправки евреев в лагеря уничтожения, каковым Бухенвальд формально не был. Концентрационный лагерь обеспечивал рабочей силой предприятия немецких производителей оружия. Перед самым освобождением, 11 апреля 1945 года, в лагере началось восстание заключённых, а 13 апреля в лагерь вошли американские войска. Жителям Веймара, которые якобы ничего не знали, было приказано пройти через Бухенвальд, чтобы посмотреть, что происходило так близко от их города.
С 1945 по 1950 год Советский Союз использовал концентрационный лагерь Бухенвальд в качестве специального лагеря НКВД для бывших нацистов и их сторонников. Условия в лагере также были очень тяжёлыми. Тогда здесь погибло более 7000 человек.
После создания Мемориала в 1958 году, он стал наглядной иллюстрацией преступной деятельности гитлеровского режима и его карательных организаций.
Ворота лагеря и главная наблюдательная вышка. Во флигелях находились камеры для арестантов, где надсмотрщики СС по поручению Гестапо и коменданта лагеря пытали и убивали узников. Здесь располагались и служебные помещения охраны.
Решётка лагерных ворот с надписью "Каждому своё" (Jedem das Seine). Ворота были местом прохода из территории СС в лагерь заключённых.
Макет расположения зон и сооружений лагеря Бухенвальд. На переднем плане бараки заключённых, перед которыми находится тёмный прямоугольник площади для построений "Аппельплатц". За входными воротами зона СС с казармами. Слева от неё - бараки заключённых - рабочих, занимавшихся изготовлением систем управления ракет Фау -1,2.
Ограждение лагеря с угловой наблюдательной вышкой.
Сохранившаяся часть Зоологического сада в зоне СС (бассейн для медведей).