Часть 1. Предновогодняя прогулка по ночному Парижу.
Я уже как-то писала, что мы живём недалеко от немецкого Ахена, на границе трёх стран: Германии, Нидерландов и Бельгии. Это весьма удобное место для кратковременных поездок в Париж, которые можно назвать только набегами. Поводом для новой поездки послужила встреча Нового 2014 года. Этот набег на Париж предложила одна русскоговорящая туристская фирма. На это нам было отведено три дня и две ночи.
Принято писать о Париже только в восторженных выражениях. Действительно этот великий город олицетворяет многие культурные достижения западной цивилизации. Он давно уже стал символом всего самого, самого, самого ... Среди них - "парижская мода".
Париж встретил нас в чёрном. Чёрные костюмы, чёрные платья, черные пальто. Элегантно, строго. В статистике "мода" - это одна из характеристик среднего, но в Париже мода имеет смысл избранничества, непреложного закона. Здесь она дает основание "смерить взглядом", "поставить на место", "определить своих", сделать так, чтобы "знали, с кем имеют дело". Некое высокомерие, присущее французам и получившее название шовинизм (фр. chauvinisme).
Об этом иронично писал Пьер Данинос в "Записках майора Томпсона", где в национальном высокомерии соперничают француз и англичанин. Недавно вышел фильм "Возлюбленные враги. Немцы и французы" (Geliebte Feinde. Die Deutsche und Franzosen). История двух тысячелетий соседства и соперничества. Прекрасно, что сейчас эта тема обсуждается в юмористическом ключе, хотя история видела многое. О национальных характерах, в том числе французском, писал также Илья Эренбург в "Необычайных похождениях Хулио Хуренито".
Витрина этого бутика на Rue Royale - демонстрация черной моды 2014 года. Чёрная собака. А что делать, если у Вас белый пудель или бежевый карликовый пинчер, неужели перекрашивать?
Париж привлекателен всегда и для всех. В новогодние дни он наводнен туристами со всего света. В своем неведении - только они не в черном. Автомобильные пробки, очереди к еще открытым музеям и аттракционам - всё это знаки восхищения Парижем - законодателем мод, хранителем исторических, художественных, культурных и революционных ценностей.
Программа поездки туристской фирмой выполнена, однако, очередь при входе в Версаль угрожала съесть все отведенное на осмотр время, возможность "отметиться" в музее Д*Орсе не состоялась по времени, а давка около входа в базилику Сакре Кёр давала шансы только гигантам вроде Кличко. В таких ситуациях лучше действовать по обстоятельствам. Благо Париж настолько многосторонен, что всегда можно найти что-то особенное, уникальное, но не столь разрекламированное, при этом считать, что ты действуешь по эксклюзивной программе.
Как выгляделПариж в эти новогодние праздники?
Иллюминация, особенно нужная в это темное время года - главное украшение города. Почти отовсюду в Париже видна "Первая Дама" - Эйфелева Башня, ставшая с конца прошлого века символом города.
Здесь на балюстраде Трокадеро, на берегу Сены, ежедневно проходят "prЙt-Ю-porter" этой самой известной во Франции законодательницы мод.
На встрече Нового Года многие посетители этой балюстрады так и не дождались новогоднего фейерверка.Существует поверье, что стрельбой в ночь св. Сильвестра отгоняют нечистую силу.
Пожары да и звуки канонад, наверно, утомили французов за их продолжительную историю.
Может быть, поэтому применение пиротехнических средств во время праздников во Франции уже почти 10 лет как запрещено. Но исключение всё же есть. Это национальный праздник страны - 14 июля - день взятия Бастилии.
У ног "Первой Дамы" в предновогодние дни проходит оживлённая жизнь. Здесь и фонтаны, и рождественский базар.
Гигантское колесо обозрения в новогодние дни является световой доминантой Елисейских полей. Издали оно похоже на циферблат часов. Оно вклинилось в пространство между садами Лувра и площадью Согласия. Такое вторжение в классический архитектурный облик могли себе позволить только парижане.
Площадь Согласия (фр. Place de la Concorde) - средоточие парижан и приезжих. Первоначально эта площадь была посвящена Людовику XV, "Возлюбленному". Свержение абсолютизма в1789 году сделало ее площадью Революции. Здесь были казнены король Людовик XVI и королева Мария Антуанетта. Затем на этой площади лихо рубили головы жертвам термидорианского переворота Максимилиану Робеспьеру, Сен-Жюсту, и многим другим.
В 1795 году площадь с таким мрачным прошлым получила примирительное название - площадь Согласия. В период правления "Короля французов" Луи-Филиппа на площади появился подаренный ему Луксорский обелиск, прославляющий славные дела Рамсеса II, египетского фараона, очень далекого от Франции, как по времени, так и по расстоянию. Восемь мраморных статуй на площади Согласия символизируют главные города Франции. Это уже по теме. Убранство знаменитых фонтанов, молчащих в зимнее время, также символизируют значимость для Франции водных ресурсов.
Площадь Согласия в предновогоднюю ночь.
Отсюда, от Луксорского обелиска, открывается вид на освещённые новогодней иллюминацией знаменитые Елисейские поля - главную магистраль Парижа.
По ночным освещённым Елисейским полям - к Триумфальной Арке.
Триумф, как знак одержанных побед, всегда был важным для Франции. Об этом свидетельствует возведение в Париже пяти триумфальных арок. Их возведение началось в зените абсолютизма при Людовике XIV. Помните, как начинается фильм "Фанфан-тюльпан" с незабвенным Жераром Филиппом и Джиной Лоллобриджидой? "В прекрасной стране Франции в середине XVIII-го века жизнь была счастливой, женщины доступными, а мужчины занимались своим любимым делом, то есть войной. Развлечение для королей, в котором участвовал также и народ".
Именно для Короля-Солнце война была любимым развлечением. В честь своих побед он возвел две триумфальные арки. Арка Сен-Дени посвящена победам в Германии и Фландрии. Арка Сен-Мартен прославляет взятие Безансона и Лимбурга. На ней написано: "Великому Людовику, дважды взявшему Безансон и Франш-Конте и победившему немецкую, испанскую и голландскую армии - от купеческого прево и эшевенов Парижа, 1674 год". Взгляд на эти триумфы со стороны теперешних Германии и Бельгии прямо противоположен по тональности. Здесь вспоминают только разрушения, потери, жертвы.
Следующие триумфы наступили при Наполеоне Бонапарте. Триумфальная Арка на площади Карусель воздвигнута по указанию виновника торжества в 1808 году. Она посвящена победам 1806-08 годов при Аустерлице и Ульме, въезду Наполеона в Вену и Мюнхен. Арку венчала трофейная квадрига, снятая с собора св. Марка в Венеции. (Теперь ее заменили скульптурой собственного производства).
Триумфальная арка на площади Звезды, тоже расположенная по оси Елисейских Полей, строилась по желанию Наполеона в честь Великой Армии. Достроена она была только в 1836 году. К этому времени Великая Армия была разбита. Оставшиеся в живых ветераны доживали свой век в Доме инвалидов. Под этой Аркой провезли прах Наполеона с острова Св. Елены. Sic transit gloria mundi (так проходит мирская слава). Для меня эта Триумфальная Арка - название, ориентир и тональность романа Э.М.Ремарка.
Непостоянство мирской славы это не для французов. Несмотря на Седан, Верден, падение Парижа, они - победители в последней войне. Они продолжают строить Триумфальные Арки. Последняя построена по инициативе Ф. Меттерана в Дефансе и называется Большой Аркой Братства. Она посвящена человечеству и идеям гуманизма. Наконец поняли, что каждый триумф - это чье-то поражение. А каждое поражение требует реванша.
Помпезный Большой дворец (Grand Palais), построенный к Всемирной выставке 1900 года, наполнен красным цветом. На его фоне национальный флаг и белые силуэты скульптур.
Галерея Большого дворца также наполнена красным цветом, а скульптурные изображения на его фронтоне - контрастно белые. Под стать Большому дворцу на противоположной стороне улицы - освещенный Малый дворец.
Как всегда в красном знаменитый концертный зал "Олимпия". Кто только не выступал здесь! Это: Ив Монтан, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Жак Брель, Далида, Джо Дассен, Мирей Матье, Патриция Каас, Фрэнк Синатра, Луи Армстронг, Лучано Паваротти. И наши: Людмила Зыкина, Нана Брегвадзе, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители.
Красный цвет нельзя назвать доминирующим в ночном Париже. Часто цвет меняется, что интригует, завлекает, привораживает. Так собор св. Марии Магдалины (парижане называют его просто Мадлен) всё время меняет свою ночную подсветку.
Ночная иллюминация на улице Rue Royale со световыми "брызгами шампанского".
Фасад и боковая колоннада церкви Мадлен в разные мгновенья.
Нам удалось зайти в эту церковь, после того как там закончился вечерний концерт. Почему-то в предновогодний вечер исполняли Реквием Моцарта.
Алтарь церкви Мадлен "Вознесение Марии Магдалины".
Рождественская крипта в соборе Мадлен.
Некоторые знаменитые здания не нуждаются в цветовом кокетстве. Так, Grand Opera (Гранд опера) просто выхвачена ярким светом из ночной темноты.
Grand Opera ночью, как и днем, единственная в своем роде.
Однако отдельные скульптурные группы фасада Grand Opera, например, этот очаровательный "Танец", всё же лучше рассматривать днём. Этот "Танец" вызывает в памяти имена А. Павловой, О. Спесивцевой, В. Нижинского, М. Фокина, С. Лифаря, Р. Нуреева, танцевавших на сцене этого театра.
Галереи Лафайет (Galeries Lafayette) - подлинный магнит французский моды, огромный магазин, нынче в сиреневом.
Вандомская площадь. Знаменитые первые мансарды Франсуа Мансара - жилые помещения и декоративный элемент. Елки - дань недавнему Рождеству.
Нотр-Дам-де-Пари (Notre Dame de Paris) - главный Собор Парижа и его тяжелые, как считается, недостроенные башни. Когда-то здесь тоже рубили головы, правда, не живым людям, а статуям. По распоряжению Робеспьера "каменные короли", украшающие фасад собора, должны были быть обезглавлены. Теперь здесь елка и толпы прихожан собора и туристов. В этом огромном соборе всем достаточно места.
После мессы сделали несколько снимков в Соборе.
Величие главного нефа Собора Нотр-Дам.
Пьета в алтаре Собора Парижской Богоматери.
Иконы, подаренные собору Русской православной церковью.
Однако приближается Новый Год. Часик в кафе и дальше на берег Сены, выпить с друзьями шампанского на мосту Александра III.
В зеркале Парижа перед Новым годом.
Так встречали молодые парижане Новый 2014 год на Елисейских полях.
(http://charter97.org/ru/news/2014/1/1/83013/).
Новогодний натюрморт на набережной Сены.
С наступившим Новым 2014 годом!
Часть 2. Нас много, а Париж - один.
Программа поездки в Париж была многообещающей. И если бы не многолюдье новогодних дней, наверно она была бы осуществлена в более полном виде.
Невообразимая очередь в Версаль сразу побудила нас оставить надежду туда проникнуть и быть пронесенными толпой по знаменитым залам. Не лучше ли просто погулять по этому приятному городу, осмотреть знаменитый парк, послуживший прообразом для других парков во всем мире? И еще одно запоздалое предложение к устроителям поездки. Ввиду безнадежности ситуации, не лучше ли оперативно заменить дворец Версаля не менее знаменитым Трианоном?
Храбрецы из нашей группы, выстоявшие очередь во дворец, были свидетелями международного конфликта между любознательными представителями восточных стран нашей планеты из-за последнего наличествующего аудио-гида. В результате, наши туристы опоздали к моменту отправления автобуса минут на сорок. Народ не роптал, но было досадно. Это к заметке уважаемого чичероне Ю.Бужора "Турист опаздывает. Ждать?".
Очередь в Версаль накануне Нового Года.
Париж настолько многосторонен, что всегда можно найти что-то особенное, интересное, но не столь разрекламированное, при этом считать, что ты действуешь по эксклюзивной программе. Так я писала в первой части очерка. Действительно, чем сетовать на неоперативность устроителей поездки, лучше постараться сориентироваться, что можно сделать в существующих обстоятельствах.
Что удалось повидать нам, туристам с усмирённой гордыней?
Город Версаль послужил прототипом для строительства Вашингтона, столицы Соединенных Штатов. Уже это возбуждало любопытство.
Церковь Нотр-Дам (Богородицы), самая старая в Версале, спроектированная Ж.А. Мансаром по заданию Людовика XIV.
Интерьер церкви Нотр-Дам в Версале.
В Версале несколько памятников военноначальникам. Среди них маршал Франции Фердинанд Фош. Он сыграл важную роль в победе союзников в Первой мировой войне. Узнав о подписании мирного договора в Версале, он заявил: "Это не мир, это перемирие на 20 лет". Как он оказался прав! Это слова не мистического предсказателя, а человека, умудренного в политике и войнах. Фош похоронен в Соборе инвалидов в Париже.
Памятник Луи Лазару Гошу, уроженцу Версаля, прошедшему путь от солдата до генерала. Генералом революционной армии он стал в 25 лет. Был в первых рядах при штурме Бастилии, отличился в Рейнской армии, Дюнкерке, при Вандее. Популярность Гоша была сравнима только с популярностью Бонапарта. В 29 лет он умер при странных обстоятельствах, похожих на отравление. Памятник ему воздвигнут также около немецкого Кобленца.
Памятник генералу Л.Л.Гошу в Версале.
И, конечно, памятник "королю-Солнцу", строителю Версаля и создателю его славы.
Людовик XIV, король - Солнце, около Версальского дворца.
Для сравнения привожу памятник ему же около Лувра.
Город Версаль, в своих частностях, перенял у Парижа свойственный ему со времён барона Османа (Haussmann) архитектурный стиль, что не удивительно. Ажурные решетки балконов, маркизы, мансарды, много зелени.
Музыкальная жизнь Версаля подстать парижской:
Это в Версале
А это в Париже. Русская музыка и русские исполнители и в Версале и в Париже в чести.
После осмотра города пошли в парк Версаля. Этот парк вместе с дворцом входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Первоначальными архитекторами дворца были Л.Лево и Ж.А.Мансар. В дальнейшем дворец был обновлен и расширен в стиле классицизма. Парк был спроектирован Андре Ленотром. Ленотр был также садовником дворца Тюильри, реконструировал сады Фонтенбло, создал сады дворца Сен-Жермен и многие другие. Его сады можно видеть в Англии (Лондон, Гринвич) и Германии (Берлин, Кассель). Он - автор стиля, получившего название "французский регулярный парк".
Парк Версаля украшают фонтаны, водоемы, боскеты (элементы садового ландшафтного дизайна) и скульптуры. В момент нашего визита фонтаны были погружены в зимнее безмолвие, мраморные скульптуры были укутаны в защитные чехлы. Это, однако, не помешало ощутить величие и прелесть этих садов.
Версальский дворец. Вид со стороны парка.
Вид парка от дворца.
Боскет "Зал балов". Летом его украшают фонтаны.
Такая искусственная изгородь отделяет растения от дорожек. Нечто похожее сделано недавно в Летнем саду Санкт-Петербурга. Это возмутило его почитателей-старожилов. В Версале такие изгороди воспринимаются как необходимый элемент французского регулярного парка.
Разнообразие скульптурных сюжетов. Победители и побежденные - любимая тема победителей.
Зимнее одеяние мраморных скульптур.
Версальские дали
Оранжерея, где содержатся зимой более чем 1200 цитрусовых деревьев в кадках. Летом их вывозят в парк, где они вписываются в ландшафт по берегам водоемов и фонтанов. Оранжерею проектировал Л.Лево. В англоязычном источнике приводится факт "нецелевого использования оранжереи" во время Парижской коммуны в качестве тюрьмы. При наступлении осени в оранжерею необходимо было поместить растения. Чтобы освободить помещение, многие заключенные были казнены.