Ровно 10 лет назад мы с мужем и нашими друзьями, встречали Новый 2014 год в Париже. Было ярко иллюминировано, весело и празднично. Нам хорошо запомнилась эта встреча. Видимо, нашим друзьям она также запомнилась и от них поступило предложение, не повторить ли подобную встречу в новых для нас обстоятельствах. Мы согласились на эту нелёгкую 6 - дневную поездку в надежде на удачное "дежавю" в получении ярких новогодних впечатлений.
На этот раз при выборе места встречи Нового Года мы руководствовались простыми возрастными соображениями, чтобы было относительно недалеко от Аахена, без ненужной помпезности, одновременно познавательно и интересно. И, в целом, задуманное у нас получилось. Фирма, организующая поездку, кокетливо называлась "60+".
Карта земли Нижняя Саксония с подчёркнутыми сплошной линией названиями городов, которые нам удалось посетить, (столицы земель Нижняя Саксония - Ганновер и Саксония Анхальт - Магдебург подчёркнуты на карте пунктирной линией). Необходимо отметить на этой карте также Люнебургскую пустошь (Lüneburger Heide) - равнину на северо-востоке земли, близ города Люнебург. Её контуры на карте выделены светло-зелёным оттенком. Она простирается от городов Гифхорн, Вольфсбург и Целле на юге земли Нижняя Саксония до окрестностей города Люнебург, достигая Гамбурга на севере.
Изменение природного ландшафта здесь произошло в результате деятельности человека. Началом послужила добыча пищевой соли более 1000 лет назад путём её выпаривания для повышения концентрации. Для этого требовалась древесина. Со временем человек извёл леса в окрестностях Люнебурга почти полностью.
Немалую роль в экологическом опустынивании этих мест было открытие в 1899 году нефти на глубине около 270 метров вблизи города Люнебурга. Нефть выходила самопроизвольно под большим давлением и её можно было извлекать без использования насосов. Однако запасы этого месторождения к середине XX века были полностью исчерпаны. Благодаря своей нефти, Германия достигла больших успехов в индустриализации страны и обеспечении армии топливом для двигателей внутреннего сгорания во время первых двух Мировых войн.
Эта зима для Нижней Саксонии и многих других земель Германии оказалась роковой. "Разверзлись хляби небесные" и на них вылилось невиданное доселе количество осадков. Они заполнили реки, озера, водохранилища, насытили до предела грунтовые воды и стали затоплять поля, пониженные части населенных пунктов, подвалы и нижние этажи зданий. Защитные дамбы оказались под угрозой прорыва. Население, пожарные, солдаты укрепляли слабые места водных преград мешками с песком от возможного разрушения.
Затопленные поля, деревья и кустарники - обычная картина в предновогодние дни 2024 года в земле Нижняя Саксония.
Мы поселились а отеле города Гифхорн, откуда в течение нескольких дней сделали автобусные поездки в города Вольфсбург (Wolfsburg), Брауншвейг (Braunschweig), Цeлле (Celle), Люнебург (Lüneburg). Для осмотра города Гифхорн (Gifnorn) автобус практически не потребовался.
Эти города, как мне кажется, хорошо показывают прошлое и настоящее этой земли. Хочется начать с настоящего и, наверно, будущего этой части Германии. Последнее убедительно представляет Вольфсбург - город производства знаменитых автомобилей Фольксваген (Volkswagen), окружной город в Германии, в земле Нижняя Саксония
Современная история этого города началась в 1933 году, когда автомобильный дилер Якоб Верлин и выдающийся конструктор немецких автомобилей Фердинанд Порше поддержали предложение Гитлера о создании народного автомобиля. Оно вместе со строительством автобанов вошло в предвыборную программу фюрера. Автомобиль должен быть крепким, надежным и стоить не более тысячи марок. Ответственным за исполнение этого правительственного заказа был назначен Ф. Порше.
В 1938 году началось строительство завода Volkswagen и города, названного Вольфсбург по имени расположенного поблизости средневекового замка.
Ещё до второй Мировой войны было налажено массовое производство нескольких моделей автомобилей, в том числе армейский вариант и амфибия. После окончания войны Вольфсбург оказался в зоне оккупации англичан, которые передали концерну заказ на серийное производство автомобилей первичной модификации "Жук". Эта модель имела большой успех на автомобильной ярмарке и обеспечила крупные заказы, в том числе из Голландии, Швейцарии, Бельгии и Швеции.
В результате город Вольфсбург стал крупным центром немецкого автомобилестроения. В нём и сейчас находится штаб-квартира и главный завод концерна "Фольксваген". В городе живут многие сотрудники завода.
Вольфсбург, расположенный на реке Аллер, имеет также водный выход к другим местам Германии. Около города проходит Среднегерманский канал, проложенный между Рейном и Одером, который связывает Западную и Восточную части Германии. Как и железная дорога, канал используется для доставки готовых автомобилей потребителям.
Здание штаб-квартиры концерна "Volkswagen" в городе Wolfsburg.
Производственные корпуса главного завода концерна "Volkswagen".
Подобная архитектура очень характерна для времен Третьего Рейха. Можно вспомнить остров Рюген с таким же капитальным, длинным и однообразным зданием в городе Прора.
Рекламным лицом города Вольфсбург является музей автомобилей "Autostadt Wolfsburg". Отвлекаясь от архитектуры производственных помещений, этот музей с огромным главным павильоном является олицетворением современности и респектабельности.
На берегу канала перед зданием музея концерна установлено название автомобильного музея "Autostadt". Но воспринимается оно как реклама автомобильного концерна "Volkswagen" в городе Вольфсбург.
Идея создания музея Autostadt появилась в 1994 году. Строительство началось в 1998 году. В проектировании было задействовано более 400 архитекторов. Главный павильон открылся в 2000 году. Ежегодно Autostadt принимает около двух миллионов туристов.
Здание главного павильона со стороны его музейной части.
Внутреннее помещение главного павильона.
План расположения музея "Autostadt" концерна "Volkswagen". Здесь же расположено здание музея продукции с брендом Volkswagen (2) (ZeitHaus Museum). Каждый производитель легковых автомобилей также имеет отдельный павильон своеобразной архитектуры: Шкода (07), Ауди (08), Сеат (09), Фольксваген (10), Порше (15). На плане показаны: две высотные башни - гаражи (11) для временного хранения изготовленных автомашин, грузовая железнодорожная станция (21) и причал на канале (22) для транспортировки продукции концерна, павильон выезда из соединительного подземного тоннеля (03), соединяющего заводскую территорию с высотными башнями-гаражами (он был закрыт на реконструкцию), место выезда с территории Autostadt (13) на обширные автомобильные стоянки, обозначенные на плане буквой "Р".
Павильон автомашин фирмы Порше.
Павильоны расположены в культивированной природной среде среди прудов, газонов, соединительных дорожек - интересный ландшафтный парк. Испытательные трассы расположены на противоположной стороне канала.
В павильоне ZeitHaus (Дом Времени) находится коллекция автомобилей, произведенных концерном Volkswagen после 1938 года.
Образцы выпускаемых в настоящее время концерном автомашин можно видеть в Центре покупателей (Kunden Center).
Вход в Центр клиентов (Kunden Center) концерна.
Некоторые современные модели концерна Volkswagen.
Массовое распространение "народного автомобиля" на дорогах иллюстрируется макетом. Сейчас ежегодно на автомобильных дорогах мира появляются около одного миллиона автомашин марки "Volkswagen".
С автомобильным заводом подземным 700-метровым тоннелем соединены две стеклянные башни - высотные гаражи для автомобилей, ждущих своего будущего покупателя.
Каждая из этих двух стеклянных башен высотой 48 метров (20-этажный дом!) рассчитана на единовременное хранение 400 автомобилей. Рядом с ними заложены фундаменты ещё для двух подобных башен. Они показаны на плане расположения музея около цифры 11.
Транспортировка машин в высотный гараж из подводящего тоннеля осуществляется с помощью такелажного устройства и грузового лифта. Процесс полностью автоматизирован. Каждые 8 минут новая машина водворяется не предназначенное ей место хранения.
Выезд из соединительного тоннеля между заводом и башнями - гаражами. Четыре трубы и стеклянные гаражные башни (пока их две) - индустриальный символ концерна "Volkswagen".
Трубы завода ранее декорировались под свечи, зажигаемые в четыре предрождественские воскресенья (адвенты), символически подчёркивая связь деятельности концерна с религиозной жизнью его сотрудников.
Наряду с развитием автомобилей в музее "Autostadt" уделено внимание созданию автострад и покрытию их поверхностей.
В этом году с 8 декабря по 7 января парк музея "Autostadt" концерна превратился в традиционный предновогодний детский мир. Зимняя игровая площадка, карусель, качели. Искусственный каток площадью 4000 квадратных метров привлекает не только детей, но и взрослых.
Каток, на котором с удовольствием катаются посетители музея, сотрудники концерна и их дети.
Концерн "Фольксваген" имеет филиалы во многих странах (в том числе был и в российском городе Тула). Они выпускают миллионы автомобилей. Модели непрерывно совершенствуются. После грандиозного скандала, связанного с занижением показателей выброса отработанных газов, повлекшего огромные штрафы, "Фольксваген" интенсивно работает над созданием электромобилей. Строится высокопроизводительный завод по производству аккумуляторов к ним. Ведутся работы над созданием электрокаров и автопилотов. Несомненно, их целью является обеспечение человечеству в будущем мобильность в более привлекательной экологической обстановке.
Немного больше двадцати километров отделяют город будущего Вольфсбург от города прошлого Брауншвейг. Документально последний упомянут в XI веке.
В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса отдал представителю древней династии Вельфов герцогу Генриху V Баварию и Саксонию. Династия Вельфов играла большую роль в европейской истории. Их имя дало название политическому течению, представители которого выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи и усилению влияния папы римского (их оппонентами были гибеллины, возглавляемые представителями династии Штауфенов). Эта династия имела отношение и к российской истории. После смерти Петра I и его жены Екатерины I в вопросе наследования престола возникали разные матримониальные планы, связанные с семейством Брауншвейг. Для всех представителей этого клана они кончались трагически. Приход к власти Елизаветы Петровны, дочери Петра I, положил конец этим планам.
В Брауншвейге герцог Генрих V основал свою резиденцию. Это привело к расширению строительства города. Как подобает, был построен замок, собор и защитная стена замка, окруженная рвом, заполненным водой реки Окер. Генрих V был правителем герцогств Саксонии и Баварии.
Собор - Дом был основан в 1173 году после возвращения Генриха из паломнической поездки в Святую землю. Через 22 года, когда герцог умер, Дом еще не был достроен. Тем не менее, герцог, его жена герцогиня Матильда, дочь английского короля и их сын похоронены в Доме. В крипте собора находится усыпальница всех Вельфов по брауншвейгской линии.
Собор был посвящен Святому Блазию, Иоанну Крестителю и Томасу Беккету. В 1226 году состоялся праздник его освещения. В настоящее время собор принадлежит евангелическо-лютеранской церкви.
Генрих V восстановил блеск своего дома, который стал пользоваться огромным влиянием в империи. В этот момент могущество Вельфов впервые перевесило силы их противников, представителей династии Штауфенов. В это время Генрих получил дополнение к своему имени Лев. Лев является символом Брауншвейга. Памятник Льву стоит на главной площади города и фигуры львов украшают многие сооружения.
Брауншвейгский Лев.
По-видимому, Генрих Лев переоценил свое могущество, потому что когда Барбаросса потребовал от него помощи для войны в Италии, он послал ему отказ в такой резкой форме, за что император на имперском сейме отнял у него оба герцогства, сохранив за ним лишь Люнебург и Брауншвейг. Генрих Лев был вынужден дважды бежать в Англию в эмиграцию.
Дом (лютеранский собор) в Брауншвейге. К сожалению, палатки рождественского базара не позволили сделать лучшую фотографию.
Центральный неф Дома.
Алтарь Дома украшает Cемисвечник, трактуемый как дерево жизни. Он служит одновременно при отпевании. Семисвечник был создан около 1186 года и подарен Генрихом Львом собору. Этот величественный бронзовый светильник высотой пять метров напоминает Минору из храма царя Соломона в Иерусалиме. Пояснения к этому алтарному украшению, полученные в соборе, отличаются от объяснений по поводу ханукальной Миноры в иудаизме. Здесь светильник обозначает дерево жизни с ветвями и стволом. Как дерево жизни оно напоминает о смерти Христа и его вечной жизни.
Надгробие Генриха Льва и его жены Матильды Английской.
Надгробье правителя графства (княжества) из рода Вельфов Людвига Рудольфа фон Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1671 - 1735) в интерьере собора. Другое время - другой стиль.
Резиденция графов Бург Данквардероде (Burg Dankwarderode) находится на той же площади, что и Дом. Сфотографировать его удалось в это время года только фрагментарно.
Парадный вход в бывшую резиденцию.
Рождественская ярмарка перед стенами Замка Данквардероде.
Замок Данквардероде без ярмарочной суеты и торговой сутолоки (снимок из путеводителя по городу).
Замок Данквардероде был построен в XII в., но после этого много раз разрушался и перестраивался. Нынешнее здание представляет собой вольную реконструкцию, только незначительная часть восстановлена в прежнем виде. Интерьер замка расписан в романском стиле с элементами византийского орнамента. Сейчас в здании разместилась средневековая коллекция музея Антона Ульриха, в том числе и знаменитый лев (на площади установлена копия).
Современники с почтением относятся к деятельности Генриха Льва. Памятник ему установлен на одной из центральных площадей. Львы с гербами города на щитах окружают высоко стоящую фигуру.
В XIV веке город Брауншвейг становится членом Ганзы - торгового объединения, имеющего водные связи с миром. Город расположен на реке Окер, притоке второго порядка Везера. Эта река обеспечивает водную преграду для защиты города от нападений и надежный водный путь в мировой океан. Членство в Ганзе позволило городу существенно разбогатеть и повысить свой имперский авторитет. Со временем все большее значение приобретало купечество и гильдии. Это привело к борьбе гильдий и патрициев в городском совете, доходящей до вооруженных конфликтов. Город, в отличие от герцогства, в 1528 году принял лютеранство. В это же время резиденция герцогов была перенесена из Брауншвейга в Вольфенбюттель.
Жизнь купечества того времени концентрировалась вокруг Старого торгового рынка. Помимо торговли здесь проводились рыцарские игры, казни и прочие общественные зрелища. Была построена Старая ратуша (Altsteadt-Rathaus).
Старая ратуша относится к середине XIII века. Это - памятник архитектуры, один из старейших сохранившихся Германии.
Здание старой Ратуши. Здесь принимались законы жизни города и его торговли. До сих пор здесь хранится образец Бранденбургский элле - меры длины, которой должны были руководствоваться торговцы (57, 07 см).
Рельефные изображения на фронтоне старой Ратуши. Это - правители герцогства и их жены, сыгравшие роль в жизни города.
Величественный зал ратуши для проведения значимых мероприятий.
Центральная площадь исторического центра города - Альтштадтмаркт (Старой торговой площади). В центре фонтан Марии - многофигурная композиция из библейских и исторических персонажей.
Рядом со Старой рыночной площадью находится церковь св. Мартина, построенная в романском стиле.