Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Экологические размышления

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 9, последний от 28/12/2013.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/05/2015. 20k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  • Иллюстрации: 18 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О "сказочных" заводах, "мусорном" войске и "бутылочном" куполе


  • Экологические размышления

    О "сказочных" заводах, "мусорном" войске и "бутылочном" куполе

      
       В былые времена, когда нас на Земле было немного, природа сама перерабатывала продукты жизнедеятельности живых организмов, в том числе, людей. Теперь, когда численность людей возросла до 7 миллиардов, а технический прогресс создал массу искусственных материалов, которые природные силы не способны переработать, задача защиты природы целиком возлагается на человечество. Проблема эта возникла при жизни моего поколения и решение её становится всё более и более актуальной.
      
       "Под ногами консервные банки
    И обрывки истлевших газет -
    То прошедших туристов стоянки,
    Нашим веком оставленный след". (Борис Орлов).
      
       Германия, как и другие индустриально развитые страны, ощутила это уже давно. Приехав в страну более десяти лет назад, я с удивлением и удовольствием вписывалась в систему утилизации бытовых отходов на уровне домашнего хозяйства. В каждом доме стоят контейнеры для пищевых (биологических) отходов, пластика, старой бумаги, для металлических изделий. В определенные дни за каждым видом отходов приходит машина и соответствующий домовой контейнер с помощью механизмов быстро разгружается в автомобильный бункер.
      
       Из пищевых отходов получают садовую землю. Из пластика может быть создана, например, пряжа для спортивных костюмов, или снова воспроизведены упаковочные материалы. Из старой бумаги изготавливается новая бумага. Многие газеты с гордостью помещают ремарку, что они напечатаны на бумаге, уже бывшей в употреблении.
      
       Если на вашей улице раздаётся мелодичный звук флейты, это значит, что по ней неспешно проезжает автомобиль - металлосборщик и жители близлежащих домов сами могут поднести к нему ненужный им металлический хлам. Металлические отходы перерабатываются дифференцированно индустриальными производствами с использованием современных технологий извлечения примесей.
      
       Существует порядок утилизации старой мебели или подобных громоздких вещей. Использованные электробатарейки и аккумуляторы собираются в специальные ящички в больших продовольственных магазинах. Электроприборы, старые телевизоры, компьютеры и т.п. собираются в предназначенных для этого городских хранилищах для переработки и последующего извлечения драгоценных и цветных металлов.
      
       Отдельно собирается стекло. Для него в конце каждого уличного квартала ставятся три вида контейнеров с пометкой цвета стеклотары - белого, коричневого и зеленого. В дальнейшем все стекло переплавляется и из него отливают новую стеклянную посуду.
      
       0x01 graphic
      
       Верхний ряд: домовые пластмассовые бачки, помеченные разным цветом, для пластиковых, бумажных и пищевых отходов, которые в разные дни недели забирают автомобили - мусоросборщики.
       Нижний ряд: В такие контейнеры собирают светлые (неокрашенные), зеленые
       и коричневые стеклянные бутылки и банки.
      
       0x01 graphic
      
       В этом ящике находятся пластиковые пакеты, в которые сознательные (но есть и несознательные!) владельцы собак должны собирать следы их творчества.
       (Перевод: Владельцы собак, проявите понимание! Вытащитеь мешочек).
      
       Система сбора мусора логична, разумна и функциональна, так что рука не поднимается бросить что-то в непредназначенный контейнер. Работа этой системы оплачивается жителями, либо в составе квартирной платы, либо в виде налогов.
      
       Строгие санитарно-гигиенические правила установлены и соблюдаются по отношению к системам жизнеобеспечения - водопроводу и канализации. Вода, подаваемая в квартиры, соответствует принятым нормам и ее можно пить без кипячения. Бытовые и промышленные стоки, прежде чем попасть в реку, проходят систему глубокой очистки. Нечастые случаи аварийных сбросов становятся достоянием гласности и резкой критики.
      
       Отдельную проблему представляет собой загрязнение воздуха транспортом и промышленными предприятиями. Это предмет почти ежедневного обсуждения в массмедиа, в предпринимательских и правительственных кругах. Необходимость перехода на альтернативные источники энергии очевидна каждому обывателю. Рекультивация земель после добычи полезных ископаемых - предмет отдельного разговора.
      
       Почти идиллическая картина переработки бытовых отходов была не всегда, да и сейчас выявляются существенные изъяны. Во многом общество обязано своим благополучным в санитарном отношении существованию партии "зеленых", деятели которой неустанно следят за уменьшением загрязнений. Последнее годы число сторонников "зелёных" неуклонно растет. Значит, население проникается идеей защиты окружающей среды, вырастает поколение, воспринявшее гигиену мира, как личную.
      
       К сожалению, переработка мусора налажена должным образом далеко не во всех странах Европы. Время от времени в Италии возникают скандалы с забастовками мусорщиков или какими-то сбоями в их работе. Тогда города этой страны, где художественные ценности сконцентрированы более чем где бы то ни было, погружаются в горы мусора. Не знаю, по какой причине, в Италии нет или недостаточно мусоросжигательных фабрик и она вывозит свои отходы в Германию.
      
       Когда бываю в своем родном Петербурге, мне больно смотреть, как в мусоропроводы выбрасываются бутылки, банки, картофельные очистки, черствый хлеб, пластиковые пакеты. Это разнородные материалы, переработать которые невозможно. Они будут образовывать свалки, возможно интересные только для археологов следующего тысячелетия.
      
       Свою лепту в защиту окружающей среды вносят и представители искусства. Они используют понятные людям изобразительные средства и такие материалы как отходы производства и бытовой мусор, стремясь донести до широких масс понимание ранимости природы и возможности нанесения ей ущерба с необратимыми последствиями. Это направление в современном искусстве имеет название эко-арт.
      
       Мне хочется рассказать о трёх европейских эко-художниках, с творчеством которых удалось познакомиться. Их объединяет пропаганда идеи защиты окружающей среды от бытового мусора и отходов производства.
      
       Первый из них австрийский архитектор и художник Фриденсрейх Хундертвассер, поборник защиты природы от разрушающего воздействия человека, проповедующий, что все, что человек взял от природы, он должен ей отдать. Кроме знаменитых сказочных жилых домов, построенных в Вене, Дармштадте, Магдебурге и во многих других городах Европы, Хундертвассер построил и оформил в таком же стиле заводы по переработке мусора в Вене и в Японии. Как и А. Гауди в Барселоне, Хундертвассер широко использовал уже бывшую в употреблении изразцовую плитку для украшения своих домов. Двоякая выгода: добро не пропадает и природа не обременяется продуктом, не подлежащим переработке. Ну, и, конечно, все изобразительные средства, которые он использовал для оформления фасадов зданий, понятны каждому ребёнку. Да и память взрослого человека при взгляде на эти фасады возвращает его к воспоминаниям и милым подробностям детства, которые Л. Улицкая называет "священным мусором".
      
       0x01 graphic
      
       Завод для переработки мусора в Вене. Шар на трубе - уловитель пыли.
      
       0x01 graphic
      
       Стены этого завода, как будто, разрисованы детьми.
      
       0x01 graphic
      
       Сказочный облик завода для сжигания мусора в Японии.
      
       Второй художник - немецкий скульптор ХА Шульт (HA Schult, Hans-Jürgen Schult). Он родился перед войной, провел свое детство в развалинах Берлина. Окончил академию искусства в Дюссельдорфе. Годами жил в Мюнхене, Нью-Йорке, Эссене, Берлине, Кёльне. Дважды принимал участие в выставке современного искусства "Документа" в Касселе. Он приобрёл репутацию современного крупнейшего скульптора - эколога. Тема его творчества - бытовой мусор. ХА Шульт считает своими предшественниками Йосефа Бойса и Ф. Хундертвассера. Йосеф Бойс, немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма, который пытается найти выход из создавшегося отчуждения современного человека от природы.
      
       ХА Шульт, как молодой авангардистский художник, начал свою карьеру в Моншау, маленьком патриархальном городке, на границе с Бельгией. Городок настолько невелик, что на него даже пожалели бомб во время наступления союзников. Он остался в своем средневековом облике с разрушенными временем крепостями, живописной долиной Рура и фахверковыми домами. В любое время года его улицы заполнены толпами туристов.
      
       0x01 graphic
      
       Река Рур в Моншау. На верху руины старинной крепости.
      
       0x01 graphic
      
       Крыши фахверковых домов в Моншау, крытые местным шифером.
      
       0x01 graphic
      
       Еще одна средневековая крепость в Моншау.
      
       Привожу фотографии этого городка потому, что именно здесь недавно познакомилась с творчеством ХА Шульта. Городок этот, необычайно живописный и органично вписанный в окружающую природу, создает контрастный фон для выставки инсталляций из мусора, которая здесь экспонировалась.
      
       Здесь в 1970 году состоялось первое выступление художника. Он и его товарищи хотели покинуть стены мастерских и музеев и встретиться с народом в рамках "акции защиты окружающей среды". Сам ХА Шульт ездил на машине по улицам крохотного городка и раздражал посетителей выкриками через громкоговоритель экологических лозунгов. Полицейские прекратили эту провокационную акцию. Художники, в том числе и ХА Шульт, были названы сумасшедшими. Как говорит теперь ХА Шульт, "ни в Париже, ни в Лондоне, нет, а в Моншау, состоялась первая открытая акция уличного искусства". Тогда зрители не были готовы к восприятию подобного искусства и с позором выпроводили авангардистов.
      
       Новая для общества тема защиты окружающей среды нашла у ХА Шульта своё выражение в создании его "мусорного войска". Солдаты этого войска - фигуры людей, созданные из самого разнообразного бытового мусора. Всего художником было создан целый полк этих солдат (около 1000 фигур).
      
       Выставка его скульптур "Люди из мусора" ("Trash People", "Müllmenschen") побывала в Москве на Красной площади, на Великой Китайской стене, около египетских пирамид в Гизе, в Пекине, Париже, Каире, Брюсселе, Кёльне, Нью-Йорке, Риме, Барселоне, Сиракузах, Горлебене, Ксантене, во многих других городах мира, в Заполярье на острове Шпицберген, на мысе Огненная Земля. Всюду она вызывала интерес.
      
       0x01 graphic
      
       Москва (1999), Солдаты "мусорного войска" на Красной площади (Интернет).
      
       Наконец это мусорное войско добралось и до наших вполне ухоженных в экологическом отношении краёв. Прибыло оно на этот раз из Барселоны, где было установлено на пляже Средиземного моря. Там оно защищало побережье от загрязнения бытовыми отходами. На этот раз эта выставка демонстрировалась в том же городке Моншау, где начинал свою художественно-экологическую деятельность ХА Шульт. Упустить возможность посмотреть на это войско мы не могли. Мы приехали в Моншау в один из октябрьских дней бабьего лета.
      
       Итак, через сорок с лишним лет ХА Шульт снова в Моншау. 200 фигур "мусорных людей" стоят рядами на Рыночной площади, около бурной реки Рур. Они стоят как рыцари, в ржавых оборонительных рыцарских доспехах. Каждая скульптура имеет стальной каркас, в который впрессованы металлические упаковочные материалы, не подлежащие естественной переработке. Скульптуры имеют высоту натурального человека и изготовлены из банок от кока-колы, консервных банок, полиэтиленовых мешков, пенопласта. Весь этот мусор скреплен клеящим веществом.
      
       0x01 graphic
      
       Мусорное войско в Моншау.
      
       0x01 graphic
      
       Солдат "мусорного войска".
      
       0x01 graphic
      
       Основным материалом для скульптуры служат спрессованные разноцветные консервные банки.
      
       Внешним прообразом мусорного войска, видимо, послужила "Терракотовая армия", которая должна была охранять императора Цинь Шихуанди после его захоронения. Более восьми тысяч глиняных солдат закопаны в 210--209 гг. до н. э. вблизи гробницы императора. Мусорное войско создано не из природной обожженной глины, и из мусора, производимого человечеством. Этот материал будет сопровождать его вечно. "Мы производим мусор, мы сами становимся мусором" - печально замечает художник.
      
       Эстетика современного искусства за истекшие сорок лет существенно изменилась. Если раньше произведение искусства должно было быть "красивым", то теперь оно должно побуждать думать. ХА Шульт считает, что "свобода общества настолько велика, насколько оно дает свободу своему искусству". В разные времена критики находили работы ХА Шульта одновременно прекрасными и ужасными. Публика в Моншау воспринимает сегодня его работы благосклонно. Сейчас смысл их понятен всем.
      
       Теперь о третьем художнике, который живёт и работает недалеко от немецкого города Ахена. В маленьком городке Вюрзелен стоит странный дом, кубической формы, почти без окон, разрисованный своеобразными полугеометрическими фигурами. Рядом с домом расположена невысокая башня из нержавеющей стали с зеленоватым куполом, сделанным из бутылок.
      
       В доме живет скульптор Альберт Соус (Albert Sous), автор фонтана в центре Ахена "Kugel" (Шар). Это техническое сооружение из нержавеющей стали, условно изображает тюльпан. Он все время в движении. Стальные лепестки открываются и закрываются. С лепестков течет вода.
      
       0x01 graphic
      
       Фонтан "Шар (Kugel)" в городе Ахен. Архитектор А.Соус.
      
         Творчество А. Соуса также связано с защитой природы от загрязнения человеком. В 60-годах прошлого столетия ещё не была налажена утилизация использованных бутылок. Это был изрядный балласт для природы, с которым надо было бороться. Тогда возникла идея создания купола из бутылок. Её реализация встретила бюрократические трудности. Как рассказал нам автор, согласование проекта перед строительством как Bauwerk (строительное сооружение) оказалось невозможным, т.к. винные бутылки, как строительный материал не используются. Было придумано другое название Kunstwerk (произведение искусства). Как оказалось, материал для произведений искусства не регламентирован. На купол пошло около тридцати тысяч бутылок. Самостоятельно опорожнить такое количество автор, конечно, не мог. Пришли на помощь друзья, соседи. Так или иначе, над цилиндрическим первым этажом стал расти полутороэтажный купол из бутылок разного цвета, формы и объема. Их скреплял раствор, содержащий эпоксидную смолу. Вредный для здоровья ее состав не смутил автора (или он не знал, что продолжительная работа со смолой опасна), за два года купол был возведен, и художник устроил в этом сооружении мастерскую.
      
       0x01 graphic
      
       Фрагмент бутылочного купола.
      
       0x01 graphic
      
       Фуршет в мастерской художника с посещением башни с бутылочным куполом.
      
         0x01 graphic
      
       Внутри купола необычно, но вполне уютно. При солнечном освещении и общем зеленом тоне полупрозрачного стекла возникает ощущение тепла и спокойствия. Чувство полной причастности к природе нарушают стальные окна и двери-иллюминаторы, а также стальная винтовая лестница. Кажется, что находишься в подводной лодке, да еще в океанических глубинах. Этакий Наутилус.
      
       А. Соус облицевал стены своей мастерской листами из нержавеющей стали. Это оказалось удачным технологическим и художественным решением. Мастер стал в дальнейшем использовать в крупных скульптурных формах отходы металлообрабатывающих предприятий и металлолом.
      
       Некоторые отходы сами по себе имеют эстетическую форму. В других надо увидеть будущее произведение. Обрезать, сварить, дополнить необходимыми деталями. В этом отношении фантазия Соуса неистощима. Такая работа напоминает работу с замысловатыми корнями деревьев или искривленными стволами, когда из уродливого обрубка резчик создает стилизованный образ. Важно понять, что лишнее нужно убрать, чтобы оставшееся соответствовало фантазии автора. Так, собственно, и определял работу скульптора Микеланджело - отсечь от куска мрамора все лишнее.
      
       0x01 graphic
      
       0x01 graphic
      
       Художник А. Соус и его творчество.
      
          Работам А. Соуса присуща некоторая угловатость, вызванная стремлением воспроизвести плавные природные формы жесткими техническими средствами. Это напоминает математический метод последовательных приближений, когда формулы все более точно отображают тот или иной процесс, но так и не доходят до полного совпадения. С другой стороны, в них отражена эстетика двадцатого века - жесткая, может быть, жестокая, часто антигуманная. Эстетика экспрессионизма.
      
       Художник старается придать своим работам природный смысл. Тюльпан из стали. Человеческая фигура из обрезков труб. Как и два предыдущих художника он стремиться возродить образ живого из уже погубленного. Защитить то, что еще можно защитить.
         
       Я рассказала только о трёх европейских художниках, работающих в стиле эко-арта. В разных странах число художников, работающих в экологическом стиле, с каждым годом становится всё больше. Творчество этих художников стало их личностным эмоциональным призывом в защиту окружающей среды. Общество с пониманием воспринимает это искусство.
       Оно и на бытовом уровне считает защиту природы от загрязнения нормой поведения человека. "Это благородная работа - из грязи делать чистое"- пишет в "Правилах жизни" Людмила Улицкая.
      
      
      
      
      
  • Комментарии: 9, последний от 28/12/2013.
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 11/05/2015. 20k. Статистика.
  • Очерк: Германия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка