Река Маас. На ней стоят Верден, Седан, Шарлевиль (Франция), Динан, Намюр, Льеж (Бельгия), Маастрихт, Ситтард, Роттердам (Нидерланды). Города трёх западноевропейских стран - древние, каждый с собственной историей и все вместе - ожерелье старинных городов, объединенных рекой. Река - поилица и кормилица населения, живущего на её берегах, обеспечивала перевозку людей и грузов, обмен опытом, создавала опасность как всякая стихия. Маас судоходен почти на всем своем протяжении. Высокие требования современного судоходства обеспечиваются инженерными сооружениями: напорными шлюзами, каналами, параллельными руслу, мероприятиями по редуцированию максимальных уровней.
Город Льеж (нем. - Luettich), столица одноименной провинции валлонской части Бельгии, расположен в среднем течении Мааса при впадении в него реки Урт. В городе река образует большой остров. Протока около острова носит название "Деривация Мааса". Название дает основание полагать, что в этом месте вода отводилась из русла к металлургическим заводам, расположенным на низком правом берегу Мааса.
Сам город строился на левом берегу, примыкая к высокому коренному берегу. Несколько веков его защищала цитадель, построенная в XIII веке на горе "Монтень де Бюрен". Цитадель существовала до XIX века, сейчас от неё остались только крепостные стены. Но сохранилась улица - лестница, которая к ней вела. Лестница насчитывает около четырех сотен ступеней. Она была построена в 1881 году. А на месте цитадели сейчас стоит клиника и разбит парк.
Эта лестница - улица названа в память Винсента де Бюрена, возглавившего в 1468 году выступление 600 горожан против войск герцога Бургундского Карла Смелого и короля Франции Людовика ХI. Другое название лестницы "Солдатская". Лестница предназначалась для того, чтобы в случае военной необходимости быстро перемещать войска из казармы цитадели в центр города. Сегодня лестница - небольшой "экстрим" для горожан и туристов.
Стены - единственное, что сохранилось от старинной цитадели Льежа. Около этих стен разбит парк (Парк "Цитадели"). Отсюда открывается вид на весь город.
Склон левого берега пронизан такими старинными улицами-лестницами. Часто они заканчиваются тупиком - запертым входом в частный дом. Наши усилия достигнуть вершины горы Бюрен по таким улицам оказались тщетны.
Далее я попробую рассказать о сохранившихся архитектурных и художественных свидетельствах истории Льежа.
В музее археологии Льежского университета представлены материальные свидетельства жизни доисторических людей в долине Мааса. А следы предыстории самого города можно увидеть в археологическом форуме под главной площадью, где экспонируются артефакты, имеющие давность до 9000 лет, и фундамент галло - романской виллы.
Христианская епархия в Льеже существовала уже в IV веке. Она относилась сначала к епископству Тонгра, а позднее Маастрихта. В 705 году в Льеже произошло убийство епископа Маастрихта Ламберта. Есть свидетельства, что он стал жертвой преследований светских властей того времени. Франкский майордом Австразии (области правления династии Меровингов государства франков) Пипин Геристальский (679-714) находился в незаконной связи с Альпаидой, матерью Карла Мартелла - деда императора Карла Великого. Епископ Ламберт выступил против такого попрания существовавших морально-этических норм. За критику властей предержащих епископ сначала вынужден был семь лет скрываться в аббатстве Ставело, а затем всё же поплатился жизнью.
Убийство епископа привело к волнению горожан и началу почитания Ламберта. Ламберт был причислен к лику святых. Его приемник епископ Хуберт добился переноса центра епископства в Льеж. Он же заложил здесь собор св. Ламберта. С тех пор св. Ламберт стал небесным покровителем Льежа.
В 972 году было образовано княжество - епископство Льеж, государство в составе Священной Римской империи. Князь-епископ Льежа имел столь высокий статус, что он участвовал в выборе императора. Собор св. Ламберта в Льеже, не сохранился до нашего времени. О нем напоминают колонны в центре города на площади Св. Ламберта, обозначающие его положение. Реконструкцию этого собора в виде модели можно увидеть в музее "Grand Curtius".
Модель несохранившегося собора св. Ламберта в музее "Grand Curtius".
Большую роль в утверждении государственного статуса Льежа сыграл император Карл Великий, основатель династии Каролингов. Согласно легенде, он родился недалеко от Льежа. Ему в городе установлен памятник, на высоком постаменте которого изображены его предшественники: родители - Пипин Короткий и Бертрада Лаонская и пращуры: майордомы Австразии Пипин Ланденский, Пипин Геристальский, Карл Пипин Мартелл, а также св. Бегга Анденская.
Памятник Карлу Великому и его предкам в Льеже.
Весьма значимой фигурой для развития Льежа был первый князь-епископ Ноткер (930-1008). При нем строились оборонительные сооружения города и многочисленные соборы, некоторые из которых существуют до сих пор и составляют гордость города.
В их числе главный собор св. Павла (Сен-Поль). Основанный в Х веке, после разрушения собора св. Ламберта во время льежской революции (1789 г.), он стал кафедральным. В период ХIII- ХVI веков собор многажды перестраивался и дополнялся. Последней, уже в ХIХ веке, была построена его башня. 49 колоколов, установленных на ней, составляют карильон, который и сейчас используется для концертов колокольной музыки
Алтарь собора св. Павла с витражами из ХVI века.
Многие реликвии, хранившиеся ранее в соборе св. Ламберта, можно увидеть теперь в соборе св. Павла. Среди них рака с мощами св. Ламберта.
Рака с мощами св. Ламберта в соборе св. Павла.
В этом же соборе находится скульптура "Мертвый Христос" художника эпохи барокко Жана дель Коура (1627-1707), уроженца Льежа. Его творчество широко представлено в других церквях и на улицах города.
Скульптура Иоанна Крестителя того же автора в том же соборе.
Кафедра собора.
Галерея внутреннего дворика собора.
Вид на собор из внутреннего дворика.
В Льеже насчитывается множество других религиозных зданий. Перечислить их здесь нет никакой возможности. Архитектурные стили их - от романского, византийского, готического, барокко до тех же стилей с приставкой "нео".
Хотелось бы немного рассказать о базилике св. Мартина. Ее сооружение началось еще в Х веке. Епископ Нотгер посвятил ее св. Мартину, епископу Тура из IV века, тому самому, который, будучи ещё римским воином, отдал нищему половину своего плаща и в тот же момент стал христианином. Эта базилика известна тем, что во время одного из ранних актов неповиновения "низов верхам" (1312 год), в ней укрылись представители местной знати, не желавшие признавать привилегий ремесленников. Ремесленники подожгли церковь со всеми, кто в ней находился. Это событие вошло в историю как "Знак св. Мартина" (Mal Sant-Martin). В церкви находятся многие религиозные реликвии и захоронения.
Так выглядит базилика св. Мартина после разновременных перестроек.
Римский воин Мартин, разрезающий свой плащ. Тогда он еще не был святым.
Одной из самых старых церквей Бельгии является церковь св. Бартоломея. Она построена в ХI веке в так называемом Рейн - Маасском стиле. С западной стороны церковь имеет две башни, значительно реконструированные в XVIII веке. В архитектуру здания были добавлены элементы французского барокко, позже -- неоклассики. В ней хранится знаменитая крестильная купель из меди с двенадцатью быками в основании, созданная в начале ХII века.
Церковь св. Бартоломея.
Наверно всякий, кто побывал в Льеже, запомнил дворец князей-епископов на главной площади города - площади Св. Ламберта. Начало строительства дворца относится к правлению князя-епископа Эрарда де ля Марка. Дворец строился и достраивался несколько веков (с ХVI по ХIХ). В облике дворца гармонично сочетаются архитектурные стили разных времен. Сейчас во дворце находится правительство провинции Льеж.
Наверно в этом дворце принимали и российского императора Петра Великого. Н.И.Костомаров в "Русской истории в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" пишет: "Петр проехал через Льеж (Люттих), где его угощали от имени кёльнского курфюрста, потом прибыл в Спа".
Общий вид дворца князей-епископов со стороны площади Св. Ламберта.
Фрагмент фасада дворца и проход во внутренний двор.
Внутренний двор в стиле ренессанс, наиболее старая часть дворца.
Галерея, окружающая внутренний двор дворца князей-епископов.
Два внутренних двора (сейчас можно осмотреть только один) украшены шестьюдесятью колоннами с различными капителями. Это чрезвычайно выразительные человеческие лица или гротескные маски.
Первый камень в строительство западного фасада дворца заложил король Бельгии Леопольд I в 1849 году. Фасад спроектирован в неоготическом стиле (архитектор Чарльз Дельзо). Он украшен фигурами и рельефами, представляющими историю провинции Льеж. Напротив фасада разбит сквер и создана площадь Нотгера. Интерьеры дворца роскошно декорированы также в разных стилях (от рококо до неоготического) и прославляют историческое прошлое Льежа. Настенная живопись привлекает внимание зрителей к временам Карла Великого (IX в.), борьбы жителей Льежа с Бургундией (XV в.), князя-епископа Эрарда де ля Марка (XVI в.). Здесь же демонстрируется искусство жителей Льежа, в частности, работа художников области Мааса. К сожалению, залы дворца доступны для обозрения далеко не всегда.
Западный фасад дворца, построенный в ХIХ веке в стиле новой готики.
Фрагмент западного фасада дворца.
Импозантное здание городской Ратуши существует с незапамятных времен. В ХV - ХVII веках оно неоднократно разрушалось. В ХVIII веке ратуша была восстановлена в том виде, который можно видеть теперь. Осталось старое название "фиолетовая Ратуша", какой она была когда-то. Думаю, что в этом модном сейчас красном цвете она выглядит не хуже.
Ратуша.
На площади у здания Ратуши можно посидеть на скамеечке с Жоржем Сименоном. Ведь он родился в Льеже.
Действиемногих событий из произведений Сименона происходили в Льеже, на острове. Там, от площади Конгресса, украшенной бюстом писателя, отходит улица его имени. На ней воплощены в скульптуре некоторые символические предметы из его произведений.
На площади около ратуши можно видеть фонтан Перрон, символ свободы Льежа. Это также работа скульптораЖана дель Коура. Фонтан венчают три грации, поддерживающие кедровую шишку (знак плодородия) с крестом.
Такой большой город с богатый историей, конечно, имеет свой университет. Университет Льежа основан в 1817 году королем Нидерландов Виллемом I. Однако истоки образования в Льеже прослеживаются значительно раньше. Авторитетная иезуитская школа существовала здесь с ХI века. Благодаря ей Льеж был известен как "Афины Севера". Начиная с XVI века, стараниями князя-епископа Вельбрука, иезуитская школа стала давать также хорошее техническое образование. Сейчас университет имеет восемь факультетов и в нем учатся 17 тысяч студентов.
Главное здание университета. Перед ним памятник ректору Андре Дюмону. Он - уроженец Льежа, профессор геологии и минералогии. Как геолог начал с изучения геологии провинции Льеж. Он - автор первой геологической карты Бельгии. Профессиональная терминология, предложенная им, сейчас общепринята.
Правление епископов изначально, еще во времена готики, придало художественной деятельности жителей Льежа религиозную направленность. Она выразилась в создании изделий из металла. Это были раки для святых мощей, реликварии, мостранци (дароносицы), потиры, распятия, епископские посохи, застежки для ритуальных одеяний, переплеты для священных книг, ларцы, украшения для праздничных столов, посуда, светильники. Созерцанию священных предметов приписывалась целительная и очистительная сила, защищающая от зла и ведущая к спасению души.
Здесь в Льеже была освоена и постоянно совершенствовались, как технологиямелкого литья из меди, латуни, драгоценных металлов, так и дальнейшая художественная обработка металлических изделий. Для этого использовались чеканка, гравировка, нанесение покрытий из дорогих металлов и эмалей. Это была высокопрофессиональная деятельность с особыми технологиями и оборудованием.
Образцы этого искусства можно видеть в сокровищницах некоторых соборов и в музее "Grand Curtius". Богатые коллекции этого музея расположены в нескольких зданиях.
Одно из зданий музея "Grand Curtius" находится в красивом неоклассическом доме конца века XVIII, в котором при Наполеоне проживал префект местного департамента.
Произведения искусства, созданные льежскими мастерами. Витрины с образцами художественных изделий церковного назначения.
Начиная с ХV века, в Льеже стала выплавляться сталь. Здания металлургических заводов того времени на правом берегу Мааса сохранились до наших дней. Развитию металлургии и дальнейшему созданию оружейной промышленности способствовали открытие в этих местах в ХVI веке месторождений каменного угля и железа. Эти месторождения к настоящему времени практически выработаны.
Производство оружия в Льеже составляло благосостояние города в течение длительного времени. Особенно оно было успешно на рубеже XIX и XX веков. В это время в Льеже интенсивно строились промышленные предприятия. Композитор Морис Равель, проплывая мимо Льежа на яхте "Эме" по Маасу в 1905 году, так передаёт свои впечатления о городе: "Мы подошли к Льежу. Там нас встретил почти зимний дождь, впрочем, вполне гармонирующий с местностью. Льеж очень растянут, думаю, что на другом конце он выглядит совсем иначе. Сейчас мы проплываем промышленный район. Повсюду чёрные дома или тёмный кирпич. Великолепные, необыкновенные заводы. Особенно один - он похож на романский собор из чугуна, верх которого покрыт бронёй, заклёпанной болтами. Из него вырываются рыжий дым и гибкие языки пламени".
Образцы оружия, созданного в Льеже, представлены в самостоятельной части музея "Grand Curtius", в здании, принадлежавшем богатому торговцу оружием Яну де Корте. Оно было построено в XVII веке. Это собрание - второе по величине в Европе. Здесь можно увидеть почти 11 тысяч экспонатов: мушкеты, пистолеты, секиры, реликвии наполеоновских войн и документы о достижениях льежских оружейников.
Среди экспонатов есть и тяжелая артиллерия.
Особый интерес представляет раздел стрелкового оружия, издавна производившегося в Льеже.
Бельгийские охотничьи ружья разных времен и назначения известны во всем мире. Они украшены резьбой деревянного приклада и гравировкой металлических частей.
Особым искусством отделки славились дуэльные пистолеты. "Пистолетов пара, две пули, - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его". Сколько судеб они разрешили? Гавейн - легендарный рыцарь "Круглого стола", племянник короля Артура, справедливый и сострадательный защитник женщин. Его имя выбрано для названия этого комплекта дуэльных пистолетов.
В XIX в. братьями Эмилем и Анри - Леоном Наган была основана в Льеже фирма по производству револьверов - оружейный завод Эмиля и Леона Наган ("Fabrique d'Armes Emile et Leon Nagant"). Сконструированный ими семизарядный револьвер (1877) с магазином барабанного типа обеспечивал экстракцию стреляных гильз. Револьвер Наган был принят на вооружение бельгийской полицией и куплен Россией для вооружения морских офицеров. Револьвер совместим по патронам с винтовкой Мосина - Наган. Он прошел пять войн (русско-японскую, первую мировую, гражданскую, финскую, отечественную) и выпускался вплоть до 1950 года. Наган был символом русской революции 1917 года. "Мы - голодные, Мы - нищие, С Лениным в башке и с наганом в руке". (В. Маяковский "Хорошо"). Наган был на вооружении милиции и, одновременно, бандитов. Так он вошел в уголовную, впрочем, очень колоритную поэзию: "Там сидела Мурка в кожаной тужурке, а из-под полы торчал наган".
Пистолет Байярд, разработанный Бернаром Кларю в начале ХХ века, выпускался в пригороде Льежа Херстал. Здесь же два года работали братья Петер Пауль и Вильгельм Маузер, создавшие в Германии ряд широко известных пистолетов и винтовок их имени.
Производство оружия в Льеже имело также и социальные последствия. Здесь появился промышленный пролетариат. Оружейные заводы с их дымами и плавильными печами, испытательные выстрелы, а также многочисленные протестные выступления рабочих обеспечили Льежу эпитет "пылающий". "Призрак коммунизма", возникший в Англии, довольно быстро добрался до Льежа. Рядом церковью св. Бартоломея находится выразительный современный памятник, посвященный борьбе рабочего класса с правящими князьями-епископами. Железные листы - характерный для Льежа материал.
Взаимоотношения "верхов и низов". Современный взгляд на властителей - епископов и простой народ.
Иначе изображали князей-епископов их современники (художественный отдел музея "Grand Curtius").
Революция, называемая Брабантской, произошла в Льеже одновременно с Французской революцией, даже немного раньше. Обе революции подготовила эпоха Просвещения и её выдающиеся деятели - литераторы и философы. Революция в Льеже привела, в конце концов, к изгнанию князей-епископов, господствовавших более 800 лет, и созданию республиканского правления. В последующих войнах Наполеон подчинил Льеж Франции. После поражения Наполеона провинция Льеж решением Венского конгресса была отнесена к Нидерландам. В результате следующей революции в 1830 году Льеж вошёл в состав независимой Бельгии. Во главе этой революции стоял либеральный деятель Шарль Роджер. После избрания королем бельгийцев Леопольда I он был премьер-министром правительства, министром внутренних дел, министром иностранных дел.
Шарль Роджер, сын офицера французской армии, погибшего в русскую кампанию 1812 года, выпускник Льежского университета, либеральный деятель Льежа и всей Бельгии, возглавивший движение за независимость Бельгии.
История Льежа - это череда войн и революций.
Памяти павших во всех войнах, в которых принимал участие Льеж, посвящён этот памятник на мосту короля Альберта через реку Маас.
В торце памятника отмечены даты самых кровавых событий истории Льежа.
Около этого моста установлен памятник королю Альберту I. Он вошел в историю Бельгии с очень позитивным имиджем. Первая мировая война (1914-1918) пришлась на годы его правления. Несмотря на объявленный нейтралитет, немцы вторглись в страну. Бельгийцы открыли шлюзы, затопили берега реки Изер и превратили этот район в труднопроходимое болото. Это дало им возможность некоторое время удерживать плацдарм в неравной борьбе против немцев но, в конце концов, стабилизировать положение на фронте.
Константин Паустовский в "Повести о жизни" пишет о начале этой войны (август 1914 года): "В то лето все восхищались Бельгией - маленькой страной, принявшей первый удар немецких армий. Всюду пели песню о защитниках осаждённого Льежа. Бельгия была разбита вдребезги в два-три дня. Над ней сиял ореол мученичества. Готические кружева её ратуш и обрушились и перетерлись в пыль под сапогами немецких солдат и коваными колёсами пушек".
Восхищение сопротивлением бельгийцев и их королём выражены русским поэтом Георгием Ивановым в таких строчках:
"Уносит все поток времен и смерти,
Но не исчезнет память на земле
О маленьком народе и Альберте,
Геройского народа короле.
Покой и труд в отчизне процветали,
Но грянул гром губительной войны,
И пред лицом ее бельгийцы стали
Все, как один, за честь родной страны.
И наглецов остановилась лава,
Урок непоправимый получа!
Хвала бельгийцам и Альберту слава.
Поднявший меч да сгинет от меча!".
Памятник королю Альберту Первому около моста его имени. Альберт I достойно правил страной до 1934 года. Будучи спортсменом, он погиб при восхождении на скалу недалеко от Динана.
Эти мемориальные доски установлены в честь жителей Льежа, павших в двух мировых войнах.
Недалеко от железнодорожного вокзала, на горе, существует ещё один мемориал. Он посвящён памяти солдат союзных армий, погибших в Первой Мировой войне (Interallie). Мемориал состоит из Церкви Святого сердца в ново-византийском стиле, грандиозной башни - обелиска и памятника в виде развалин от взрыва. Достичь это мемориал было нелегко. Несколько оврагов по пути заставляют отдаляться и приближаться к сооружениям. Пришлось даже спрашивать дорогу, что не просто в этом сугубо франкоговорящем городе. К сожалению, это величественное сооружение почти недоступно для обозрения. Из-за ремонта, которому не видно конца, оно даже не включено в современные каталоги достопримечательностей города. Мемориал памяти павших в Первой Мировой войне был открыт в 1937 году, то есть непосредственно перед началом следующей, не менее кровопролитной войны. Тогда еще не было известно, что война 1914 года - это Первая Мировая война, за которой последует Вторая.
Мемориал Interallie. Вид с привокзальной площади Льежа. Слева - башня-обелиск, справа - церковь (базилика) Святого сердца.
Тяжелая индустрия, создавшая славу Льежу, явилась основанием для проведения здесь двух Всемирных выставок EXPO 1905 и 1930 годов. Выставка 1905 года была посвящена 75-летию бельгийской независимости и сорокалетию правления короля Леопольда II. В ней участвовала 31 страна и ее посетили 7 млн. человек. Выставка происходила на стрелке острова, где сейчас находится парк Боври и международный центр искусства и культуры (музей современного искусства). Для этой выставки был построен через Маас мост Ангела, украшенный скульптурами. Он напоминает мост Александра III в Париже. К моменту открытия этой выставки был построен первый железнодорожный вокзал Льежа. Железнодорожный путь в то время связывал Льеж с Ахеном и Кёльном. Следующая выставка, 1930 года, была посвящена столетию независимости Бельгии. Сегодня Льеж претендует на проведение EXPO в 2017 году. Он заявил тему "Соединение мира, соединение людей".
Когда-то процветавшая Валлония, сейчас находится в упадке по сравнению с другой более успешной частью Бельгии - Фландрией. Тяжелая индустрия во всей Европе замещается высокотехнологичными производствами. Многие промышленные предприятия на правом берегу Мааса стоят в небрежении и разрушении. Это свидетельство экономических и политических трудностей в Бельгии. К ним следует отнести и языковые. В стране с населением около 11 млн. человек существует три официально принятых языка: нидерландский, французский и немецкий. В качестве альтернативы экономического развития в Льеже сейчас делается ставка на туризм. Южная часть Бельгии с горным массивом Арденны, уникальным верховым болотом Высокий Фенн, минеральными водами курорта Спа, карстовыми пещерами, а также замки, старинные аббатства, многочисленные архитектурные и исторические памятники привлекают тысячи людей. Этому также должен способствовать новый вокзал Гийемен (Guillemins), построенный на месте старого. Его торжественное открытие состоялось в сентябре 2009 года. Мы часто ездили в Льеж и имели возможность наблюдать ход строительства этого замечательного вокзала. Его спроектировал испанский архитектор Сантьяго Калатрава Вальс (Santiago Calatrava Valls).
Вокзал Гийемен мог бы быть достойным экспонатом выставки EXPO-2017.
Эта фотография общего вида вокзала сделана с помощью программы Google "Планета Земля"