Одной из немногих немецких фирм, решившихся на поездки за пределы Германии после открытия европейских границ во время эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, был Институт Cтреземана (GSI - Gustav Streseman Institut e.V).
GSI - это независимая, беспартийная и некоммерческая организация политического образования. Она организует конференции, симпозиумы, встречи, практикумы и семинары по актуальным политическим вопросам: основное внимание уделяется европейской политике и международному сотрудничеству. До настоящего времени аудитория семинаров состояла, в основном, из русскоговорящих людей, которые до объединения Германии жили в бывшем Советском Союзе.
В выездных семинарах мы уже участвовали. Это были Берлин, Мюнхен, Страсбург, Нюрнберг, Веймар, Бремен и их окрестности. Поездки всегда сопровождали постоянный руководитель выездного семинара Томас Гримм (Thomas Grimm) и его помощница переводчица Урсула Никитенко (Ursula Nikitenko). Большинство участников последнего семинара были хорошо с ними знакомы.
Наш семинар посвящен кризисным регионам Саар (ФРГ) и Лотарингия (Франция), их политическим, хозяйственным и социальным изменениям. Предусматривались посещения городов Саарбрюккен и Мец. Семинар был перенесён с апреля месяца 2020 года. В программу входила и приграничная часть двух стран. Это германская земля Саар и бывший регион Лотарингия (ныне Лотарингия входит в состав региона Гранд-Эст).
Неизменные многолетние организаторы семинаров Томас и Урсула на фотографиях, сделанных перед самым началом поездки:
Приветствия организаторов семинара Томаса Гримм и Урсулы Никитенко.
Надо сказать, что для организации и участия в подобной поездке требовалась определенное мужество как организаторов, так и его участников. Тем более, что те и другие относились к возрастной группе повышенного риска заражения инфекцией COVID-19.
Как показала поездка, участники семинара скрупулёзно выполняли необходимые гигиенические правила. Вся поездка прошла в спокойной доброжелательной обстановке.
Проверка списочного состава участников семинара.
Участники поездки в салоне автобуса были удалены друг от друга и носили защитные маски.
Автобус, арендованный для поездки.
Водитель автобуса Владимир. Фотография в зеркале заднего вида во время движения автобуса.
Томас Гримм уверен, что всё должно пройти удачно, но перед поездкой во французский город Мец, на всякий случай, помолился, чтобы граница между Германией и Францией оказалась открытой.
Как и во время других поездок с институтом Стреземана, содержание семинара было насыщенным как по объёму, так и по содержанию. Поэтому дальнейшее изложение будет представлено, по меньшей мере, в двух очерках.
Империя Карла Великого - первая объединенная Европа, которая была создана огнем и мечем, держалась на воле и усилиях ее создателя. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, разделил империю между тремя сыновьями и внуком. Войны, интриги между ними привели к созданию в 843 году трех королевств, очертивших границы будущих великих европейский держав - Германии, Франции и Италии. Карл, прозванный Лысым, получил западные земли (Франция). Людовик, прозванный Немецким, получал восточные земли (Германия). Земли между ними получил Лотарь. Лотарь также поделил свои земли между сыновьями. Королём северных земель, получивших впоследствии название Лотарингия, стал Лотарь II. Но он умер, не оставив наследников, и за его владения началась борьба между королями Франции и Германии. Эта борьба с разной интенсивностью велась более тысячи лет.
Королевства делились на герцогства и графства. Они имели различный этнический состав и поэтому быстро обособлялись друг от друга. Иногда к управлению привлекались духовные лица.
Графство Саарбрюккен входило в состав Священной Римской империи и существовало в период 1080-1801 годов. С 1381 года оно носило название Нассау-Саарбрюккен и управлялось династией из дома Нассау.
Территория графства сильно пострадала от военных действий во время Тридцатилетней войны, когда население его уменьшилось на 60-70 % и во время Голландской войны в 1677 году, когда страну опустошили войска герцога Лотарингского.
На период с 1680 по 1697 год графство Нассау-Саарбрюккен было присоединено к Франции.
Город Саарбрюккен расположен в долине реки Саар среди живописных лесистых холмов. После открытия около города месторождений каменного угля и железа в соседней Французской Лотарингии, промышленная значимость города многократно возросла и он стал предметом напряженных территориальных претензий.
В XVII-XVIII веках Саарбрюккен перестраивается, возводятся новые роскошные здания. Чтобы покрыть гигантские расходы на строительство, после 1750 года угольные шахты переходят в государственную собственность, а иностранцам сдаются в аренду металлургические заводы.
Изобретение паровой машины (XVII в.) и дальнейшее её усовершенствование привело к экономическому и промышленному буму в Европе: были построены и национализированы многочисленные угольные шахты, возникли заводы по выплавке железа. Промышленный подъём затронул весь Саар и пограничную с ней французскую Лотарингию. Вместе с тем возник повод для серьёзных территориальных претензий между Германией и Францией.
Во время наполеоновских войн Саарбрюккен был оккупирован французскими войсками.
Согласно же решению Венского конгресса 1815 года Саарбрюккен стал прусским, войдя в провинцию Великое герцогство Нижний Рейн, а позднее - в прусскую Рейнскую провинцию.
После Франко-прусской войны 1870-1871 годов и образования Германской империи в её состав были включены Эльзас и Лотарингия. Возникло единое экономическое пространство вплоть до границы с Францией. На Сааре образовался третий по размеру регион тяжёлой промышленности Германской империи, называвшийся поначалу "Саарским участком", а с 1890-х годов Саарской областью.
После поражения Германской империи в Первой мировой войне Саарская область в соответствии со статьями 45-50 Версальского договора, где она упоминалась как "территории в бассейне реки Саар", перешла под управление Лиги Наций. В 1920 году Лига Наций вручила Франции мандат на управление Сааром сроком на 15 лет.
Оккупация Саарской области французскими колониальными войсками укрепила желание жителей Саара вернуться в Германию. Все партии Саара поддерживали это намерение в 1933 году.
Взаимные опасения соседних стран за свои приграничные территории привели к созданию линий оборонительных сооружений по обе стороны от границы.
С французской стороны в 1935 году была построена "линия Мажино". На германской стороне с 1938 года ей противостояла оборонительная "линия Зигфрида".
Поражение Германии во Второй мировой войне привело к присвоению Саарской области нового статуса. Стремление установить в Европе новый мирный курс завершилось 23 октября 1954 года подписанием в Париже соглашения между правительствами ФРГ и Французской Республики о статусе Саара.
27 октября 1956 года в Люксембурге состоялось подписание Саарского договора, согласно которому Саар с 1 января 1957 года присоединялся к Федеративной Республике Германии в качестве десятой федеральной земли.
Объединение с ФРГ было произведено, как и впоследствии в случае с ГДР, в соответствии со статьёй 23 Основного закона ФРГ.
СТАРЫЙ СААРБРЮККЕН
Название города Саарбрюккен подразумевает наличие моста через Саар. Но в первых упоминаниях о поселении в этом месте, моста через реку Саар не было. Первый мост был построен лишь через 500 лет. Древнее название первого поселения Sarabriga имеет кельтское происхождение. Его дословно можно перевести "скала у реки". Вероятно, имелась в виду скала, на которой в дальнейшем был построен первый замок, давший название будущему городу.
Карта исторической части современного города Саарбрюккен. Город развивался по обеим берегам реки Саар и эти поселения носили разные названия: St. Johann на левом берегу и Alt. Saarbrücken - на правом. После постройки моста (Alte Brücke) в XVI веке название Саарбрюккен стало использоваться для всего города.
Река Саар пересекает город Саарбрюккен на протяжении семи километров.
В античное время на этом месте было кельтское поселение. Затем после прихода римлян, возникло римское поселение, в свою очередь уничтоженное во время набега древнегерманского союза племён - алеманнов.
После развала Римской империи в VI веке в окрестностях Саарбрюккена было основано поселение франков. Впервые Саарбрюккен упоминается в дарственной грамоте германского короля Оттона III от 999 г. как "замок Сарабрукка" (Castellum Sarabrucca). Замок был разрушенный позже по приказу Фридриха Барбароссы. В 1353 году Саарбрюккен становится владением рода Нассау. В XIV веке поселение получает городские права.
Позднее Средневековье и период Реформации выдался для Саарбрюккена беспокойным. Город сначала был практически уничтожен в ходе Тридцатилетней войны, а позже сожжён французами во время их войны с голландцами.
Во Второй мировой войне Саарбрюккен подвергался сильным бомбардировкам, которые практически разрушили старый город.
Референдум, проведенный после последней войны, показал, что подавляющее большинство населения поддерживает присоединение города Саарбрюккен и земли Саар к Германии. Жители Саарбрюккена в течение ХХ века могли четырежды пережить изменение государственной принадлежности.
Самые интересные достопримечательности Саарбрюккена расположены на правом берегу. Замок, укрепленный высокой крепостной стеной с равелинами, служил защитой города. В замке обитала правящая династия.
Замок находится на высоком обрывистом берегу Саара. Сейчас можно видеть эти укрепления, обращенные к реке.
Высокая крепостная стена. Вдоль крепостной стены можно пройти, чтобы полюбоваться живописным видом на реку Саар. Спускаясь с высоты расположения замка вдоль крепостной стены, встречается неожиданное изображение горгульи. С ней связана местная легенда.
Горгулья на оборонительной стене замка.
Согласно ей, скупой богатый пекарь жестоко отказывал в помощи бедным во время голода. Принцесса, услышав об этом, переоделась нищей и пошла просить подаяние, в чем ей было отказано. В наказание каменную голову скупого пекаря прикрепили к старому мосту в виде горгульи. Через его открытый рот в Саар выливалась грязная дождевая вода, сбегающая с тротуаров. Позднее голову вмонтировали в оборонительную стену замка.
Совершенствование военной техники и изобретение огнестрельного оружия положили конец строительству укрепленных замков. В XVII веке средневековый замок перестроили во дворец в стиле ренессанс. Красиво, репрезентативно, удобно. В дальнейшем этот дворец был разрушен и снесен. Сохранилась только подземная часть. Ренессансный облик дворца запечатлен на рисунке Хенриха Хёрса. В нем видна архитектура и топография дворцового комплекса того времени. По этому рисунку изготовлен макет, который сейчас хранится в Историческом музее Саара.
Замок Саарбрюккена эпохи Ренессанса.
В середине XVIII века к власти в Сааре пришел просвещенный правитель Вильгельм Генрих фон Нассау-Саарбрюккен, с именем которого связано много прогрессивных реформ. Правовые реформы находились в соответствии с принципами эпохи просвещения. При нем успешно развивалась экономика. Герцог проявлял религиозную терпимость. В тоже время он оставался патриархальным правителем, который отказывал своим подданным в активном участии, регулировал все сферы жизни огромным потоком правил. Годы его правления ознаменовались и масштабной перестройкой Саарбрюккена. С этой целью в город был приглашен архитектор, мастер барокко, Фридрих Иоахим Стенгель (1694-1787).
После разделения наследства Нассау между претендентами в 1735 году,
Ф. Стенгель в основном работал на принца Вильгельма Генриха фон Нассау-Саарбрюккен. Это позволило архитектору отправиться в учебную поездку в Париж и Версаль в 1739 году, где он познакомился с работами современных ему французских мастеров. Полученные там впечатления повлияли на его стиль в дальнейшем творчестве и позволили в полной мере развить художественные способности.
Этот мастер придал новый облик Саарбрюккену. К 1748 году Стенгель построил на месте прежнего замка великолепный дворец в стиле барокко, имеющий П-образную форму с одной открытой стороной, обращенной к городу.
Замок Саарбрюккен со стороны просторной Замковой площади (Schlossplatz).
К началу XIX века замок Саарбрюккен, сильно пострадавший во время Великой Французской революции, утратил статус резиденции и почти целое столетие использовался как жилой дом, пока городские власти не выкупили помещения бывшего замка для нужд города.
Вторая мировая война нанесла еще один удар по былому великолепию Schloss Saarbrücken. К 60-м годам XX века состояние замка ухудшилось настолько, что одно время даже стоял вопрос о полном его сносе. К счастью, победила другая точка зрения. Замок решили отреставрировать в стиле барокко, добавив в него современные элементы. Реализацию этого плана доверили известному архитектору Готфриду Бёму. Он восстановил давно разрушенный центральный портал и дополнил его сооружением из стекла и металла. Эта конструкция соединила стиль барокко с современностью. Реставрационные работы завершились в 1989 году.
Замковая площадь имеет достаточно большие размеры за счёт сноса остатков крепостных стен и укреплений со стороны города.
На Замковой площади, напротив входа в замок, установлен фонтан со странной безликой фигурой. Это дом-колодец с частично разрушенной статуей из церкви Людвига. Автор фонтана тот же Готфрид Бём.
Замковую площадь обрамляют слева - Старая Ратуша (Ф. Стенгель) и справа культурный центр, построенный Балтазаром Стенгелем - младшим сыном архитектора. (Старший сын Иоганн Фридрих Стенгель был придворным архитектором императрицы Екатерины II).
Неожиданная встреча старого и нового около Старой Ратуши.
Дворец наследного принца, также построенный Ф. Стенгелем на Замковой площади напротив культурного центра.
Сторона замка Саарбрюккен, противоположная замковой площади, занята садом с террасами. Они круто поднимаются на высоту до уровня крепостной стены.
Сад при замке в стиле барокко. На террасах сада выращивались лечебные растения. Сад основал врач Иероним Бок (1498-1554), который был лечащим врачом графа Филиппа II фон Нассау-Саарбрюккен. Он же - автор "Травника", изданного в 1539 году.
Вход в замок со стороны сада. Этот барочный портал тоже модернизирован.
Вестибюль замка.
К замку примыкает павильон Исторического музея - вход к раскопанными экспонатами ранней истории крепости Саарбрюккена. В других исторических зданиях находятся экспозиции музея более поздних времен.
Наиболее старая часть крепости сохранилась в виде подземных сооружений. Их возраст оценивается в 800 лет. Это единственное в своем роде укрепление в Германии. Оно находится на глубине 14 метров под Замковой площадью. Здесь же можно кое-что узнать о дворце в стиле Ренессанс, предшественнике современного дворца в стиле барокко. Вход в эту часть Исторического музея через современный павильон.
Подземные сооружения были открыты недавно - в период 2003-7годов. Около фундамента современного здания дворца можно видеть сохранившиеся остатки старого замка и его казематы, где находились защитники крепости со своим вооружением.
Остатки Красной башни, построенной около 1200 года, первоначального замка- крепости.
Слева - остатки разрушенного фундамента периода Ренессанса. Справа бетонные колонны фундамента современного дворца.
Слева - рыцарская кольчуга, справа - защитный шлем. Так были одеты защитники крепости в средние века.
Старинные казематы и крепостная пушка. Это уже знаки XVII века.
Вблизи замка находится Замковая церковь (Schlosskirche). На этом месте уже в XIII веке существовала капелла св. Николая.
Замковая церковь изначально строилась в готическом стиле. XVIII веке она была перестроена Ф. Стенгелем в стиле барокко. К ней была добавлена башня-колокольня. Оконные витражи, созданные Георгом Мейстерманном конце 1950-х годов появились во время реконструкции церкви, сильно пострадавшей во время войны. В Замковой церкви находятся гробницы последних графов Саарбрюккена. Сейчас эта церковь сохраняется не только в качестве музея-некрополя, но и как культурный центр.
Ажурный арочный портал 1950 годов на основе дизайна 1899 года.
Изображения апостолов, созданные в период 1686-93 годов скульптором Пьерром де Корай. Они делались из глины в натуральную величину и, пережив войну, были разрушены при восстановительных работах.
Гробница графа Вильгельма Генриха Нассау-Саарбрюккен (1718 - 1768). Два гения почтительно указывают на рельефное изображение графа.
Мемориал графа Нассау-Саарбрюккен Людвига Крато и графини Нассау-Саарбрюккен Филиппины Генриетты (построен около 1713 года).
Надгробный памятник графу Густаву Адольфу и его жене Элеоноре Кларе (возведен в 1699-1700 гг).
Внутреннее помещение церкви - музея.
В части города, прилегающей к дворцу, селилась местная знать. Красивые особняки, правительственные здания, церкви.
По пути обратил на себя внимание фонтан, посвященный Прусской королеве Луизе. Жена короля Фридриха Вильгельма III, на царство которого пришлись сложные события Наполеоновских завоеваний. Королева Луиза принимала активное участие в правительственных встречах с Александром I и Наполеоном. Ее внешность и обаяние играли смягчающую для Пруссии роль. Луиза умерла молодой, родив десять детей. После ее смерти возник культ ее личности. В Берлине и многих других городах Германии возникли памятники и знаки ее увековечивания. Не избежал этого и Саарбрюккен. В честь королевы Луизы был назван новый мост через Саар и район города. Время, войны и градостроительные мероприятия привели к тому, что сейчас остался только этот фонтан, перенесенный в старую часть города.
Фонтан, посвященный Прусской королеве Луизе. Над фонтаном в стиле необарокко работы скульптора Августа Куна надпись: "В память о благородной королеве Пруссии".
И снова творения Ф. Стенгеля.
Friedenskirche - церковь мира. Она была построена по заказу Вильгельма Генриха фон Нассау-Саарбрюккена для его матери, исповедовавшей кальвинизм. После 1793 года церковь мира была преобразована представителями французской революции в "храм добродетели". В 1820 году помещение было передано старинной латинской школе, ставшей впоследствии гимназией Людвига (1890-92). Позднее здесь снова обосновалась церковь Старой католической общины. Церковь мира, которая сейчас является памятником архитектуры, была значительно разрушена в 1944 году. В шестидесятых годах она была перестроена в современном дизайне. В ней проводит службы приход св. Евгении русской православной церкви.
Friedenskirche - церковь мира.
Церковь Людвига - одна из визитных карточек Старого Саарбюккена (Alt-Saarbrücken). Она считается одним из самых красивых сакральных протестантских сооружений Германии в стиле барокко, сопоставимых с шедеврами барокко Дрездена. Это снова архитектор Ф. Стенгель. Вместе с прилегающими домами церковь образует уникальный барочный ансамбль.
Строительство церкви началось при графе Вильгельме Генрихе Нассау - Саарбрюккен в 1762 году. Через несколько лет строительство было приостановлено из-за нехватки денег. Однако сын и наследник графа Людвиг сумел обеспечить финансирование строительства и протестантская церковь была открыта и освящена в честь Людвига Благочестивого в 1775 году.
Церковь Людвига со стороны входа и противоположной стороны с колокольней.
К сожалению, нам не удалось войти внутрь. На площади около церкви шли приготовления к концерту в соответствии с противоэпидемическими правилами и церковь была недоступна для посещения.
Церковь св. Якоба. Очередная станция дороги св. Якоба.
После осмотра аристократической правобережной части Саарбрюккена можно перейти к городу св. Иоанна, населенному подданными графов Нассау - Саарбрюккен. Здесь тоже есть исторический центр и произведения высокой архитектуры.
По Старому мосту (Alte Brücke) - на левый берег реки Саар.
Слева - каменные пролёты Старого моста.
Старый мост. Вид со стены замка.
Вход на Старый мост со стороны района св. Иоанна.
У моста установлена стела с датами начала и окончания строительства Старого моста.
Сразу после перехода - слева - значимое для города историческое здание пивоварни.
Старейшая пивоварня Саарбрюккена около рынка. Ее основал в 1702 году Иоганн Даниэль Брух. С 1990 года старые пивоваренные традиции сюда вернулись. Спустя триста лет после основания здесь снова варят пиво.
На левом берегу реки Саар - здание государственного театра земли Саар.
Следующая достопримечательность - рынок св. Иоанна на одноименной площади - торговый центр всего города.
Архитектурное обрамление рынка св. Иоанна.
Фонтан-октагон на рынке в стиле барокко, спроектированный тем же архитектором Ф. Стенгелем. Реконструирован в 1994 году.
На памятной доске, вмонтированной в мостовую, говорится, что "Дизайн и оформление площади Йоханермаркт были созданы в 1977-79 годах саарским скульптором профессором Паулем Шнейдером".
Базилика Иоанна Крестителя - барочная католическая церковь с богатым внутренним убранством. Она является религиозным центром района св. Иоанна города Саарбрюккен. Естественно, это главная католическая церковь города, носящего имя этого святого.
Базилика Иоанна Крестителя построена в 1754 году по проекту Фридриха Стенгеля во время правления графа Вильгельма Генриха Нассау-Саарбрюккен. В ранг базилики церковь возведена папой Павлом VI в 1975 году. Базилика является частью прихода с пятью церквями.
Бронзовая двойная входная дверь создана художником Эрвином Альт (род. 1935). На левой ее стороне изображены сцены из жизни Иоанна Крестителя. На правой - сцены из жизни Иисуса Христа, предсказание Царства Божьего. Барельеф над дверью изображает связь Старого и Нового Заветов в виде Женских фигур синагоги и церкви.
Этот же художник создал поручни при входе в базилику. Изображение рук символизирует приглашение любого человека войти в церковь, а также связь времен и поколений.
Алтарь Иоанна Крестителя.
Кафедра базилики с изображением четырех евангелистов и их учителя -Христа. Алтарь Девы Марии со скульптурными фигурами св. Иосифа и Иоанна Крестителя.
Значимость города св. Иоанна возросла в связи с постройкой железнодорожного вокзала в 1850-52 годах. Железная дорога связала промышленные районы Германии и Франции. После завершения строительства канала Саар-Колен в 1866 году Саарбрюккен был подключен к французской сети водных путей.
Современный административный центр Саарбрюккена - Ратуша - находится на левой стороне Саара, в части города св. Иоанна. Она называется Новая Ратуша (Rathaus Sankt Johann) в отличии от старой, расположенной напротив замка.
Новую ратушу построили в 1897- 1900 годы в ново романском стиле. Архитектор ратуши Р.Г. Хауберриссер (Ritter Georg von Hauberrisser) тот , который построил ратуши в Мюнхене и Висбадене. Фасад Новой ратуши разделяет на две части башня высотой 54 метра. На ней расположены большие часы, а над ними карильон, который играет два раза в день. Левая часть ратуши отведена под большой парадный зал высотой в два этажа и ее фасад украшают высокие готические окна с двумя изящными лоджиями, а также ступенчатый фронтон с башенками. Правая часть - трехэтажная с круглой угловой башенкой.
Новая ратуша сочетает в своем облике элементы замковой, церковной и светской архитектуры. Разнообразие архитектурных деталей дополняют аллегорические скульптуры - фигуры ремесленников и святой Георгий, побеждающий дракона.
Аллегорические фигуры на фасаде Новой ратуши.
Холл Новой ратуши с ажурными сводами и лестницей.
На Новой ратушной площади находятся несколько монументальных зданий из красноватого песчаника. В конце ХIХ века здесь построена еще одна церковь св. Иоанна для евангелической общины города.
Церковь св. Иоанна на Ратушной площади.
Из того же камня построено современное здание Sparkasse (сберегательной кассы). Ратушная площадь составляет интересный архитектурный ансамбль ХIХ века.
УГОЛЬНОЕ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЗЕМЛИ СААР.
Главным природным богатством земли Саар является каменный уголь, добываемый в Саарском угольном бассейне. Это - полоса углесодержащих пластов верхнего карбона, которая начинается в Германии и продолжается под названием Лотарингского бассейна во Франции. Во Франции месторождения каменного угля удачно сочетаются с богатыми месторождениями железной руды. Таким образом в этом пограничном районе издавна были условия для создания металлургической промышленности. Сырьевая привлекательность Саара и Лотарингии в XIX-XX веках всегда была причиной территориальных и пограничных конфликтов.
Осознание большей частью человечества губительности для климата углеводородных источников энергии привело к изменению хозяйственной и экономической политики правительств. Наблюдается отказ от добычи и использования в качестве источника энергии каменного угля и других углеводородов. Они заменяются альтернативными источниками энергии. Германия и Франция уже практически закрыли многие угольные шахты.
В программу нашей поездки входило посещение бывшей угольной шахты, ныне музейного парка Вендель (Parc Explor Wendel). Шахта Вендель была заложена в 1862 году около французского городка Петит - Россель (Petite- Rossele) и эксплуатировалась до 1986 года. Подобные бывшие угольные шахты существовали и в немецкой части Саарского угольного бассейна.
Шахта Венлель является одним из крупнейших и наиболее полных собраний сооружений и средств шахтной угледобычи в Европе. На территории парка Вендель можно видеть несколько башенных копров с многоканатными полиспастными шахтными подъёмниками, обогатительную фабрику, вспомогательные сооружения.
Подземная добыча угля - это старый способ получения сырья. Часто угленосные пласты залегают на большой глубине, при этом снятие верхней породы для открытой добычи нерентабельно. Шахта имеет ствол, по которому спускается все оборудование и рабочие. Шахты оборудуются копрами с подъемниками.
Когда шахта достигает необходимой глубины, в пласте делаются горизонтальные разрезы, прокладываются рельсы и запускается главное оборудование. Все стены укрепляются для предотвращения обрушений от взрывов и оползней.
Для безопасности рабочих важно обеспечивать постоянную вентиляцию шахты, чтобы снизить концентрацию метана с помощью мощных воздушных вентиляторов и отводных трубы большого диаметра.
Ну и, конечно, угольная шахта должна иметь надёжное противопожарное оборудование. Возникающую при взрывных работах каменную пыль отсасывают мощными вентиляторами.
Добыча угля в шахтах ведется с помощью техники, которая дробит пласты и отправляет их на поверхность. Самое распространённое для этого механизированное устройство - проходческий комбайн. Он отбивает сырье от пласта и отправляет его на поверхность по конвейерной ленте. В местах залегания твердой породы она разрушается с помощью взрывчатого вещества, закладываемого в специально пробуренные неглубокие шпуры.
Еще одна важная часть, которую нельзя не отметить в закрытом способе добычи угля - откачка воды. В местах залегания могут проходить подземные воды. Они очень сильно затрудняют производство и опасны для рабочих. При выходе из строя оборудования, которое откачивает воду, она может прорваться в ствол шахты, затопив ответвления. Это может приводить к гибели рабочих и поломке техники.
В настоящее время наземное и подземное оборудование закрытой шахты Вендель является музейными экспонатами.
Шахтные копры с многоканатными подъёмниками и наземные сооружения шахтных стволов.
Обогатительная фабрика с флотационной установкой для отделения угольной массы от пустой породы.
Шахтное оборудование Саарского угольного бассейна представлено большим набором механизированных устройств для выполнения всевозможных специализированных операций при проходке шахтных стволов, добыче и транспортировке угля и обеспечения техники безопасности. Они находятся в отработанных горизонтальных горных выработках.
Механизмы и приспособления для проходки, транспортировки добытого угля, вентиляции (проходческие машины, мощная фреза для зачистки забоя, водные откачивающие насосы и газовые вентиляционные устройства с отводными трубами, землеройный станок). Не вдаваясь в тонкости работы этих устройств, наличие их свидетельствует о высокой технологичности всего процесса шахтного способа добычи каменного угля, соответствующего уровню конца ХХ века.
Шахтёрские личные вещи, хранящиеся пока их владельцы работают в шахте в спецодежде.
Чёрная металлургия в Сааре была сосредоточена, в основном, в городе Фёльклинген.
Металлургический комплекс в Фёльклингене.
Металлургический завод в Фёльклингене (Völklinger Hütte), функционировавший с 1873 по 1986 год. Он зарегистрирован как первый промышленный памятник в списке объектов ЮНЕСКО в 1994 году. Фёльклингене является единственным в мире металлургическим заводом по производству железа, который сохранился в рабочем состоянии и является впечатляющим свидетельством инженерного и индустриального наследия XX века.
В целом Саарский угольный бассейн, а также богатая углём и железом Лотарингия, представляли важнейшие индустриальные центры Германии и Франции. На этой основе они в своей истории вынуждены были выбирать: стать ли им партнёрами по сотрудничеству или оставаться смертельными врагами.
О разумном решении этого вопроса в рамках Объединённой Европы будет идти речь в следующем очерке о нашей поездке.