Нигде в Германии я не видела столько японских туристов, как в Ротенбурге - на -Таубере. Говорят, что в Японии, Китае, Южной Корее существует представление, что в Германии достаточно посмотреть замки Людвига II и этот городок. Тогда можно иметь суждение о стране. Конечно, с подобным согласиться нельзя, но в этом что-то есть.
Ротенбург, окружённый крепостными стенами с башнями, как никакой город другой в Германии, сохранил всю атрибутику средневековья. Таким он смотрится на аэрофотоснимке, таким же его видят на улицах во всех подробностях многочисленные туристы.
Город защищают со всех сторон крепостные стены с башнями (чёрные линии). С запада видна излучина реки Таубер в долине с высоким отвесным берегом со стороны города. (Снимок сделан с помощью программы Google, "Планета Земля").
Основанный в Х веке, Ротенбург - на - Таубере приобрел в ХIII веке статус имперского свободного города со всеми привилегиями. Затем происходило бурное развитие города на фоне еще более бурной европейской средневековой истории. В ходе Тридцатилетней войны Ротенбург подвергается захватам воюющих сторон, разорению, выплате контрибуций, эпидемиям. Население его уменьшается вдвое. Город теряет свое значение, уходит в небытие. Это происходит примерно в 1650 году и приводит к консервации города.
Иногда забвенье на века - залог возрождения. Так, "Спящая красавица" заснула на века, а потом вдруг проснулась, не менее прекрасная, чем была. Подобное бывает только в сказке, а в Ротенбурге это воплотилось. Возрождение произошло в конце ХIХ века. Постепенно была оценена прелесть нетронутого средневековья, живописность местности, удобное расположение. Сейчас Ротенбург доступен по железной дороге и с помощью автотранспорта. Многочисленные представители других стран и континентов нашли пути в самобытную Франконию и, думаю, не жалеют об этом.
Город находится за крепостной стеной. Кое-где она представляет собой даже двойное ограждение.
Крепостная стена.
Один из двух бастионов (Госпитальный), защищавший вход в город.
В стену встроено 42 башни, дозорные, оборонительные, оснащенные воротами с хитроумными пропускными приспособлениями. Некоторые ворота имели подъемные мосты, некоторые - устрашающие маски со ртом, из которого на нападающих должна выливаться горячая смола. В створке ворот иногда существует "игольное ушко" - узкое отверстие, через которое может пройти только один человек. Это давало возможность охранникам строго следить за теми, кто входит в город. Почти каждая улица в городе приводит к одной из башен.
Одна из башен - ворот города.
С добрыми намерениями так проезжали городские ворота и пятьсот лет назад.
Своеобразный перекресток, ведущий к разным воротам в город. Слева Зиберская башня, справа Кобальцелльские ворота, ведущие к двухэтажному каменному мосту через Таубер.
Такой двухэтажный каменный мост можно увидеть нечасто. Он возведен в XIV веке и похож на римский виадук.
Неприступная стена со стороны реки Таубер.
Можно взобраться на городскую стену и обойти город по оборонительной галерее.
Со стены видны высотные доминанты (справа-налево) - собор св. Иакова, башня Ратуши, Белая башня.
Туристов завлекают гужевым транспортом.
Жизнь, как и во всех средневековых городах, сосредоточена на Рыночной площади (Marktplatz). Здесь находится ратуша (слева) и "Трактир господ советников" (прямо).
Марктплац с "Трактиром господ советников" (белое здание).
Этот трактир предназначался раньше исключительно для городских советников. В наш демократический век в здании находится информационное бюро. В часах на фронтоне каждый час открываются створки и куклы разыгрывают историческую сценку.
Сдвоенное здание ратуши. Его белая готическая часть построена в XIII веке. На башню высотой 60 метров можно подняться. Справа достройка в стиле ренессанс XVI века.
Оба здания разделяют "исторические своды".
Когда-то через них можно было входить в старое здание ратуши, попасть в подземные темницы с камерами пыток. В этих темницах содержался и умер бургомистр Ротенбурга Генрих Топплер, заподозренный в тайных связях со свергнутым королем.
Этот красивый фасад дома городского архитектора. Скульптурные фигуры представляют главные добродетели и главные пороки, упомянутые в библии.
Мрачное средневековье в этом прелестном жизнерадостном городке объективно представлено не только "историческими сводами", но и музеем криминалистики. Здесь можно видеть тысячелетнюю историю развития юриспруденции, начиная от средних веков до XIX века. Это не только законы, но и средства наказания такие, как маски для болтливых женщин и мужчин, колоды для слишком любвеобильных девиц и т.п.
В такой клетке опускали в колодец пекарей, выпекавших хлеб с недовесом.
"Черный ворон" - клетка для перевозки заключенных.
Особое место в жизни города занимали колодцы и водоснабжение. Это было очень важно, т.к. в случае осады город оказывался отрезанным от реки. Водоводы тщательно скрывались. Старинная водонапорная башня обеспечивала подачу воды в колодцы. Колодцы всегда художественно оформлялись.
Колодец св. Георгия на Марктплац глубиной 8 метров.
Еще один колодец.
Фахверковые дома горожан.
Некоторые старинные дома могут выглядеть по-другому, например, так.
Одна из центральных улиц.
Средневековая ориентация современного города.
В городе можно увидеть чрезвычайно много интересного, воспринимаемого нами, людьми ХХ-ХХI веков, как наивное, упрощенное. Например, кованые консоли с эмблемой каждого постоялого двора (отеля), многих торговых заведений. Зачем читать, если можно увидеть зрительный образ? Неграмотных было много, да и заезжих иностранцев тоже достаточно (как и сегодня). Так зачем же слова?
Все понятно?
А эти решетки! И надежно и изящно.
Эстетическое чувство в средние века было развито, надо отдать должное художникам и ремесленникам. Но еще хочется сказать похвальное слово поколениям людей, сохранившим все это.
Видимо, Ротенбург в средние века был богатым, но ординарным городом. Однако в нем был "магнит", который притягивал тысячи людей. Это собор св. Иакова (St. Jakobskirche). Его строили более 150 лет на средства Германского рыцарского ордена и на пожертвования "благочестивых христиан, как принято в нашем крае", пишет летописец. Зрелая готика, достойная быть теперь достоянием архитектурных учебников.
Собор св. Иакова так, как удалось его сфотографировать.
Св. Иаков - один из апостолов, особо почитаемый христианами всех конфессий. Он проповедовал христианство и был, как водится, казнен. По преданию, его останки были положены в лодку и пущены по воле волн Средиземного моря. Они чудом доплыли до севера Испании. В девятом веке ковчег с мощами был обнаружен монахом - отшельником, следовавшим за путеводной звездой. На месте находки была возведена церковь, положившая начало культа. Оно было названо Компостела, что означает "место, обозначенное звездой". Следование за звездой приписывается и Карлу Великому, которому было поручено свыше очистить Млечный путь от мавров. Так Сантьяго - де
- Компостела стал местом паломничества и третьей по значимости христианской святыней (после Иерусалима и Рима). Путешествуя, пилигримы пересекали всю Европу. Среди них были короли, вельможи всех рангов, монахи, простолюдины. По мере продвижения к Сантьяго-де-Компостела на их пути встречались поселения и церкви, построенные во имя святого Иакова. Одна из этих церквей стала главным собором в Ротенбурге - на - Таубере.
Св. Иаков, апостол, проповедник христианства. Его отличительный знак - ракушка в левой руке.
В наружной нише собора можно видеть известный евангельский сюжет "Моление о чаше", выполненный мастерами XIV - XV веков.
"Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси".
Интерьер собора впечатляет. Соотношение высоты и линейных размеров создают ощущение вознесения. В этом соборе стараниями уже упомянутого бургомистра Генриха Топплера, замученного в местной тюрьме, собраны ценнейшие работы лучших немецких средневековых мастеров: художника Фридриха Герлинга и резчика по дереву Тильмана Рименшнейдера. О Рименшнейдере я писала в очерке "Франкония, города вдоль Европейского канала"
Мне хочется показать фотографии произведений обоих мастеров, т.к. здесь их концентрация соответствует музейной.
Среди них "Алтарь двенадцати апостолов" работы Фридриха Герлинга. В те времена искусство играло особую роль в жизни людей. Оно заменяло книги и, одновременно с церковной проповедью, было основным средством передачи информации и эмоций. Алтарь расписан с обеих сторон. В центральной части - Христос и апостолы. Боковые створки содержат сюжеты, связанные с Христом и Богородицей. Это благовещение, рождество, поклонение волхвов, обрезание Христа, успение Богородицы. Оборотная часть алтаря посвящена сюжету, связанному со св. Иаковом. Живописные миниатюры, подобно кинокадрам, рассказывают историю чуда св. Иакова. Трактирщик подкладывает в скарб паломника ценный сосуд. Паломник обвиняется в краже. Сын паломника берет вину на себя. Его вешают. Однако ложно обвиненного сына незримо поддерживает св. Иаков, и он остается жив. Об этом сообщают лживому трактирщику, но он не верит и говорит, что скорее оживут куры, жарящиеся на вертеле, чем он поверит, что повешенный остался жив. И тут куры вспархивают и улетают. Трактирщика ждет наказание. Добро, благодаря св. Иакову, торжествует.
Каждый год в Испании 25 июля празднуется день св. Иакова. Туда съезжается масса людей. В этом году около Сантьяго-де-Компостела 25 июля случилась страшная железнодорожная катастрофа. Она унесла 79 человеческих жизней. И чуда св. Иакова на этот раз не произошло.
Центральный неф Собора св. Иакова с витражами, созданными в 1400 году. Высота их достигает 17 метров.
Главный алтарь "двенадцати апостолов" в центральном нефе. Работа Ф. Герлинга.
Алтарь коронации Девы Марии. Работа ученика школы Т. Рименшнейдера.
Резная кафедра.
Людовик Тулузский, отказавшийся от короны короля Неаполя ради вступления в нищенствующий монашеский орден. Одна из немногих расцвеченных работ
Т. Рименшнейдера.
Еще один каменный алтарь с нишей для хранения просвирок.
За пределами основного пространства собора, в специальном помещении, находится знаменитый Алтарь Крови Христовой (Алтарь Святой крови).
История его создания такова. Ротенбург по легенде владел священной христианской реликвией - каплей крови Христа, заключенной в маленький кристалл горного хрусталя. Для нее было решено соорудить особый алтарь. Работа была поручена Тильману Рименшнейдеру, мастеру, создавшему свою мастерскую в Вюрцбурге. Он работал резчиком по дереву и камню и имел много подмастерьев. Для деревянных работ он выбирал липу, оставляя естественный цвет дерева. Работа Рименшнейдера сначала предназначалась для другой церкви, но позднее ее перенесли в собор св. Иакова. Этот шедевр деревянной резьбы похож на огромную узкую дароносицу. Кристалл с кровью вмонтирован в крест, который держат два ангела. Нижняя часть алтаря - трехчастная резная картина. Средняя ее часть изображает Тайную Вечерю. Прозрачные окна помещения, где она происходит, создают необычное освещение. Необычна также композиция. В центре находится не Христос, а Иуда. Христос подает ему хлеб, смоченный вином, со словами "сие есть Кровь Моя", тем самым, вводя обряд причастия.
Общий вид алтаря Святой Крови. Два ангела держат крест с каплей крови Христа в кристалле.
Нижняя часть алтаря.
Тайная вечеря. Предполагают, что Христос сам выбрал Иуду для совершения предательства. Это предательство было необходимо для выполнения им миссии Спасителя.
Рименшнейдер получил за свою работу 60 гульденов. Работа оценена так низко, т.к. она не содержала росписи, а значит, не требовалось ни красок, ни услуг живописцев. Может быть, именно это спасло алтарь во время религиозной и крестьянской войн, в эпицентре которых находился Ротенбург. Иконоборчество, погубившее многие произведения искусства, обошло своим вниманием эту работу и не сочло ее объектом идолопоклонничества. Видимо, алтарь Святой Крови не вступал в противоречие с новыми религиозными ценностями и представлением о священных изображениях.
Я рассказала о типично католических атрибутах собора св. Иакова. Тем не менее, эта церковь теперь протестантская. Бережное сохранение католического наследия говорит о толерантности, достигнутой между конфессиями.
Ротенбург посещают ежегодно больше миллиона туристов. Вероятно, все 12 тысяч жителей города трудятся в сфере их обслуживания. Это отели, магазины, рестораны, музеи, зрелища. Мы были в Ротенбурге летом, но индустрия рождественских игрушек не знает отдыха. Два города в Германии соревнуются в их изготовлении - это Ротенбург - на - Таубере в Баварии и Зейффен в Саксонии. Магазин елочных игрушек бойко торгует и в июле. В Ротенбурге есть музей игрушек и не только рождественских.
Магазин елочных игрушек в июле месяце.
В теплое время года, начиная с Пасхи, уличные представления сменяют друг друга. Среди них славятся пастушьи танцы. Пастухи играли в городе важную роль. Они имели свою церковь св. Вольфганга. Этот святой защищал овец от волков. В городе устраиваются праздники пастушьих танцев. Нам их не удалось повидать, как и не удалось зайти в музей пастушьих танцев. Видимо, пастушьи танцы относятся к жанру пасторали, придуманному еще древними греками и популярному в средние века в Европе. Не оттуда ли "Искренность пастушки" из "Пиковой дамы" Чайковского?
"Мой миленький дружок, любезный пастушок, О ком я воздыхаю и страсть открыть желаю. Ах, не пришел плясать, ах, не пришел плясать. Не знаю отчего, не знаю отчего..."
Излюбленный сюжет жителей Ротенбурга - пьеса местного жителя Адама Гербера "Волшебный напиток", о том, как бургомистр спас город от разорения во время Тридцатилетней войны, выпив кубок вина емкостью три с четвертью литра. Название "Волшебный напиток", возможно, результат не очень удачного перевода на русский язык. Речь идет о вине. Немцы называют это событие "Meistertrunk" - дословно "мастерский глоток". Этот сюжет разыгрывают на сцене, изображают в курантах "Трактира городских советников" и т.д.
В городе также устраивают фестиваль Ганса Сакса - средневекового поэта - сапожника, нюрнбергского мейстерзингера. В своих стихах, назидательных и юмористических, он показывал жизнь своих современников.
Так мрачное средневековье оборачивается в наше время радостными спектаклями в исторических декорациях. В заключение привожу адрес подробного и содержательного You Tube - ролика об этом городе:
https://www.google.com/search?q=%D0%A0%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4+%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&sxsrf=#fpstate=ive&vld=cid:81ab8e96,vid:0cyZ8ooWU84 Чтобы его открыть, нужно зачернить этот адрес, кликнуть на него правой кнопкой и мыши и выбрать: "перейти на адрес...".