Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Южная Турция Часть вторая

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 22/01/2022. 22k. Статистика.
  • Очерк: Турция
  • Иллюстрации: 60 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Находясь на Средиземноморском побережье Турции, грех не познакомиться со "столицей" этой части страны городом Анталией. Ее аэропорт - один из самых оживлённых в Турции. Анталия имеет авиационную и морскую связь со всем курортно- туристическим побережьем Турции и остальным миром.
      
      Сложность передвижения по городу на общественном транспорте и большие расстояния между интересными объектами побудили нас воспользоваться автомобилем. Интерес к Анталии подогревался для меня существованием там реки Дюден с двумя водопадами.
      
      В наших прежних поездках мы видели множество сухих русел рек. Во время паводков эти реки представляют несомненную опасность. Однако служить источником водоснабжения для городов они в таком состоянии не могут. Дюден - река, живущая круглый год, да еще с двумя водопадами!
      
      Дюден протекает в пределах городской черты современной Анталии. Река питается множеством мелких водных источников, текущих из известняковых карстовых гор, окружающих Анталию. Исток реки находится примерно в 30 км от городской черты. Собравшись в один поток, воды источников направляются по каналам к турбинам каскада из двух гидроэлектростанций, а затем по искусственному каналу достигают места, называемого Дюденбаши. Там воды реки направляют в старое русло к Верхнему Дюденскому водопаду. Расход воды в этом месте в период половодья достигает 30 кубических метров в секунду.
      
        []
      
      Это место называется Дюденбаши. Кассы национального парка (Düden Selalesi). Вход в парк оформлен в расчёте на массовое платное посещение, и, кажется, администрация парка не ошиблась в этом.
      
        []
      
      Первым, кого мы встретили около входа в национальный парк, был "корабль пустыни". Это, конечно, экзотика для туристов.
      
        []
      
      В национальном парке около Верхнего водопада находится несколько захоронений I-II века н.э. в саркофагах. Некоторые из них украшены фигурами львов. Это свидетельство привлекательности этого природного объекта еще в древности.
      
        []
      
        []
      
      Водопад Верхний Дюден известен также как водопад Александра Македонского.
      
      Он низвергается с высоты около 27 метров в неглубокое озеро. Ниже водопада река канализирована почти до впадения в Средиземное море водопадом Нижний Дюден.
      
        []
      
      Увидеть водопад можно не только со стороны парка, но и из под падающего потока воды . Скала, с которой он падает, пронизана карстовыми полостями-гротами, Они соединены между собой и оборудованы удобными лестницами, освещением, переходами и природными окнами, через которые можно наблюдать водопад.
      
        []
      
        []
      
      Под водопадом Верхний Дюден обустроен тоннель. Здесь можно прогуляться под шум воды. Узкие проходы иногда расширяются до размеров зала. В гротах сыро, вода капает с потолка и стекает со стен. Воздух насыщен водяной пылью. Мельчайшие брызги создают прохладу и радугу. В жаркую погоду здесь комфорт и ублажение.
      
        []
      
        []
      
      Карстовые воронки в известняковой скале. Природные карстовые "скульптуры" фантастической формы. Это - результат растворения водой химически неустойчивого и физически мягкого минерала кальцита.
      
        []
      
      Вид в парке сверху на реку Дюден после водопада.
      
      В 13 километрах ниже по течению реки Дюден расположен водопад Нижний Дюден.
      
        []
      
      Нижний Дюден находится в 8 км от центра Анталии. Перепад высот Нижнего Дюдена составляет 40 метров, и он является чуть ли не единственным водопадом в мире, впадающим прямо в море.
      
      Около Нижнего водопада разбит парк. На удивление, вход бесплатный. Судя по деревьям, парк молод. Думаю, его ждет большое будущее. Сейчас к Нижнему водопаду подплывают на малых судах по морю из Старой гавани Анталии.
      
      Даже в самый знойный день у водопадов Дюдена не бывает жарко. Деревья, цветы, зеленые лужайки насыщают воздух свежестью. Запах пресной воды и моря. После посещения водопадов Дюден у нас сохранились силы для осмотр города.
      
      Немного об истории города Анталии:
      
      Территория нынешней провинции Анталия населена со времён каменного и бронзового веков. Документировано, что в 159 году до н. э. по приказу пергамского царя Аттала II был основан город Атталия. В 133 году он был завоёван римлянами. В первые века новой эры в регионе стало распространяется христианство. Думаю, что основанию города и его развитию способствовало наличие удобной гавани и пресной воды, поставляемой рекой Дюден.
      
      Экономический упадок региона наступил в VIII веке после разрушительного землетрясения, набегов арабов и морских пиратов. В XI веке с началом сельджукской экспансии в регионе начинает распространяться ислам.
      
      В 1118 году, при византийском императоре Иоанне II Комнине, город стал анклавом Византии. Он находился на значительном отдалении от земель империи и был связан только морским сообщением с остальной частью страны. В 1119 году Иоанн II совершил ряд походов против турок и определил по суше путь в Атталию.
      
      В 1207 году сельджуки завоёвывают регион, греческое название Атталия меняется на Адалия. В это время здесь начинается преследование христиан.
      
      К 1387 году местные христиане находились в настолько плачевном положении, что написали константинопольскому патриарху письмо с просьбой о помощи в сохранении православной церкви. Турки обложили оставшиеся православные церкви такими непомерными налогами, что через несколько лет они фактически разорились.
      
      В 1423 г. Адалию завоёвывают турки-османы. При них город получает название Анталия. В Османской империи Анталия играла важную роль морского торгового порта.
      
      После Первой мировой войны, в 1919-1921 годах, город был временно оккупирован итальянцами. Анталия стала одним из форпостов подготовки национально-освободительного движения под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. По итогам освободительной войны Анталия вошла в состав Турецкой Республики.
      
      На протяжении XX века город интенсивно развивался. Прекрасные пляжи стали основой курортного использования побережья. Отелей и гостиниц в черте города немного, в основном они расположены в пригородных посёлках. Развитию туризма содействовала древняя история этих мест с многочисленными следами культур населявших их народов.
      
      
      Эти следы очевидны в Анталии. В римский период город стал зимней резиденцией императора Адриана. В честь его первого визита были возведены Адриановы триумфальные ворота. Они прекрасно сохранились и до сих пор являются главным входом в Старый город.
      
      Ворота Адриана состоят трёх арок, и двух башен, стоящих по обе стороны. С внешней и внутренней стороны ворот расположены декоративные колонны с мраморными капителями. Высота ворот около 8 метров. Сооружение почти полностью построено из белого мрамора.
      
        []
      
        []
      
      Ворота Адриана находятся ниже уровня современного города - культурный слой больше двух метров. Правая (северная) башня, примыкающая к воротам, была построена в XIII веке во времена правления турок - сельджуков. Левая, южная башня, более старая. Раньше к башням примыкала крепостная стена, в которой были другие ворота. В течении веков Ворота Адриана по назначению не использовались. Они играли декоративную роль, что обеспечило хорошую их сохранность.
      
        []
      
      Левая южная башня (Башня святой Юлии) была построена ещё во времена Адриана. Любопытно, что её облюбовали голуби. Они ловко цепляются за каменные блоки и неровности поверхности башни и при этом, видимо, чувствуют себя в безопасности.
      
      В 1959 году ворота Адриана были реконструированы. Тротуар был частично снят, чтобы показать оригинальную дорогу римской эпохи. На ней можно увидеть глубокие колеи от тележек, проезжавших через городские ворота.
      
        []
      
      Под центральной аркой ворот реставраторы обнажили колею от повозок римских времён.
      
      Сразу за воротами начинается квартал Калеичи (Kaleiçi), буквально "внутри крепости" - исторический район Старого города, расположенный в пределах бывших городских стен. Крепостная стена была снесена в 1950 году. Уникальное место с двухтысячелетней историей, где сохранились памятники множества эпох: от Древних Греции и Рима, Византии до поздней Османской империи.
      
      В основном Старый город застроен домами XIX века, которые сейчас используются в качестве отелей, ресторанов, баров и сувенирных магазинчиков, то есть проглядывается сугубо туристическая коммерческая направленность.
      
        []
      
        []
      
        []
      
        []

      Рыбный ресторан. Розовая рыбка - барабулька, которая почти исчезла в Черном море. Здесь ее еще ловят.

        []
      
      Улицы старого города. Аккуратные дома, лишенные национального колорита. Лишь минареты вносят разнообразие в городской пейзаж.
      
      Также как и в городе Кемер, русские туристы в Анталии пользуются повышенным вниманием.
      
        []
      
      Кафе "Гагарин". Обратите внимание на какой странной смеси латиницы и кириллицы написано название этого кафе.
      
        []
      
      В Старой Антальи, как и во многих средиземноморских городах, можно видеть художественно выполненную мозаику из приморской гальки. Для этого только нужно заглянуть во внутренний дворик.
      
      
      Старый город в некоторых местах приобретает вполне выраженный исламский колорит.
      Символом Старой Анталии является Минарет Йивли (Yivli Minare).
      
        []
      
      Минарет Йивли (Yivli Minare) построен в 1230 году при султане Ала ад-Дине Кей-Кубаде I. Это один из ранних образцов исламской архитектуры в Анталии. Своё название он получил из-за своей формы "Yivli", что означает "рифлёный". Высота минарета 38 метров, наверх по винтовой лестнице ведут 90 ступеней. Предполагается, что изначально ступеней было 99 - по числу эпитетов при обращений к богу в исламе.
      
      Именем Йивли называют комплекс зданий в районе Калекапысы на территории исторического центра города Анталии. Комплекс состоит из собственно минарета, мечети, двух мавзолеев, строения, называемого Мевлевиханэ или текке Мевлеви и медресе.
      
        []
      
        []
      
      Мечеть, входящая в комплекс сооружений Йивли.
      
      На месте этой мечети стояла когда-то византийская церковь. С изменением правительства и религии она была перестроена в мечеть. Новая перестройка состоялась в 1372 году. Этот вариант сооружения существует и сейчас. Свидетельство тому - табличка с датой (774 год по мусульманскому летосчислению). В табличке сказано, что покровитель мечети правитель сельджукского эмирата Текке, (государство на территории нынешней провинции Антальи) Мубариз ад-Дин Мехмет Бей или его сын Зинджиркиран Мехмет Бей. При строительстве мечети помимо обычных материалов использовались фрагменты античных развалин. Мечеть - один из старейших образцов исламской многокупольной архитектуры в Малой Азии.
      
      В комплекс Йивли входит мавзолей, построенный в 1378 году тем же правителем Мубариз ад-Дин Мехмет Бейем для своего сына Зинджиркирана. Мавзолей сооружен из тесаного камня. Он имеет восьмиугольную крышу и один купол. Усыпальница расположена в верхнем саду на севере от минарета. Внутри мавзолея находятся 3 саркофага. Гробницы расположены ниже уровня земли. На дверной арке, изготовленной из камня, видны высеченные религиозные надписи.
     
        []
     
        []
     
      Мавзолей Зинджиркирана.
     
        []
     
        []
      
      Еще один мавзолей Нигар Хатун - жены османского султана Баязида II (годы правления 1481-1512). Усыпальница построена в 1502 г. Около мавзолея небольшая площадь. Захоронение покрыто зеленым покрывалом с религиозными знаками.
      
        []
      
      Мевлевиханэ или текке Мевлеви. Это место собраний дервишей-приверженцев философии Мевлеви. Сейчас используется для светских мероприятий.
      
       []
      
      Входящее в комплекс Йивли медресе было построено в 1239 году Атабеем Армаганом и названо в честь правившего тогда сельджукского султана Кей-Хусрава II Гияс ад-Дина. Вход в Имарет медресе - в прошлом мусульманское учебное заведение. Красивый вход - единственное, что осталось от медресе.
      В Старом городе существуют другие мечети.
      
       []

       []

      Интерьер одной из мечетей.
      
      Недалеко от минарета Йивли находится Часовая башня или по-турецки Саат Кулеси. По возрасту башня довольно молодая, но несмотря на это, она органично вписалась в окружающий пейзаж и прекрасно гармонирует с другими старинными постройками.
      
        []
      
      Постройку Часовой башни определил подарок немецкого императора Вильгельма Второго к 25-летию правления султана Абдула Хамида. Это была партия фасадных часов. После этого сразу в нескольких городах Турции появились часовые башни. Строительство Часовой башни в Анталии было завершено к 1901 году.
      
      Часовая башня до наших дней сохранила свой первоначальный облик. Единственное исключение составляет купол, который некогда украшал ее вершину. Он был поврежден сильным ураганом. Сейчас купол заменили зубцы. И еще одно изменение было внесено в облик башни: до 1974 года часы украшали фигуры Иисуса Христа и Девы Марии. Сейчас эти христианские религиозные символы отсутствуют. Тактично ли это по отношению к христианскому дарителю?
      
      Улицы Старого города ведут в юго-западном направлении к побережью Средиземного моря. Там на высоком берегу стоит Башня Хыдырлык.
      
        []
      
      Башня Хыдырлык появилась во втором веке н.э. Это - памятник римской архитектуры.
      
      Башня, похожа на барабан. Он покоится на квадратном основании. Общая высота башни почти 14 метров. Считается, что основание старше верхней части. Оно могло появиться в эллинистический период. Хыдырлык раньше играл роль маяка и укрепления. Судя по описаниям, раньше у башни была не плоская, как сейчас, а остроконечная крыша, которую снесли во времена Византийской империи. Основание квадратной формы по предположению содержит древнее захоронение.
      
      Старая Анталия - зеленый город. На его территории находится несколько парков. Они тяготеют к Средиземноморскому побережью. Старейший парк носит название Караалиоглу, что означает "сын черного Али", (причина такого названия неизвестна).
      
        []
      
      Мощение галькой используется и в парке.
      
        []
      
      Современная выразительная скульптура из дерева. Битва за власть.
      
      Из парка открывается живописный вид на гавань.
      
        []
      
      Старый порт Анталии расположен в небольшой уютной бухте со скалистыми берегами. Он, по существу, является ядром Старой Анталии. Теперь его назначение - курортная индустрия. В последние годы Старый порт превратился в набережную и обзавелся яхт-клубом, при этом сохранив восточный колорит.
      
        []
      
      Как и в других приморских городах Турции, особенно оживлён причал для маломерных судов.
      
      Эти два новых памятника поставлены в Старом порту относительно недавно.
      
        []
      
      Видимо, пришла "разнарядка" на современников, включая трудовых женщин. Эта трудовая женщина Фатима Домар работала в период 1956-83 смотрителем маяка, того самого, что и сейчас стоит в конце причала порта. Она обеспечивала его бесперебойную работу и, видимо, "мигание", которое тогда еще автоматически не регулировалось.
      
        []
      
      Персонаж второго памятника Мустафа Экизлер (1905-2000) - свидетель почти вековой истории Анталии. Он пережил итальянскую оккупацию, турецко-греческий конфликт, Вторую мировую войну, был знаком с Камалем Ататюрком. В 18 лет стал капитаном корабля, работал добровольцем-охранником порта Анталии. Много лет служил муэдзином.
      
        []
      
      Рядом со Старым портом - гаванью маломерных судов расположен защищённый от ветра небольшой платный пляж Мермерли. Он находится в самом центре Старого города. Пляж представляет собой узкую галечную полосу, принадлежащую одноименному ресторану. Судя по снимку, желающих продлить лето здесь немало.
      
      Чтобы вновь вернуться в город, нужно подняться на высокий коренной берег.
      Естественный берег укреплен стеной, которая выполняла одновременно оборонную функцию. Подъем по лестнице требует существенных усилий.
      
        []

      Лестница, соединяющая гавань и городские постройки.

      Нам случилось побывать в Анталье 28 октября, в день национального праздника провозглашения Республики Турции. Она была провозглашена Ататюрком в 1923 году. По этому поводу все музеи были открыты для свободного посещения. Мы побывали в музее этнографии.
      
        []
      
      Он размещается в нескольких зданиях на разных высотных уровнях. Представлены традиционные ремесла, быт, оборона из былых времен.
      
        []
      
      Резьба по дереву.
      
        []
      Ткачество.

        []

      Обработка металла.

        []

      Ювелирные изделия.

        []

      Бытовые сценки.

        []

      Санитарно-гигиенические предметы.

        []

      Обработка камня. Женщина в бурке с детской коляской - это не экспонат, а посетительница музея.

     

        []

        []
      Вооружение соответствует мировому. Не знаю, как оно соотносится по времени.

        []

      И завершение жизни в виде образцов надгробных памятников. Такова турецкая жизнь, впрочем, мало отличная от жизни других народов.
      
      Когда-то Старая Анталия была обнесена такой стеной.

        []

      Теперь ее заменила улица.

        []

      Улица, носящая имя Ататюрка, окружает Старую Анталию вместо крепостной стены. На противоположной ее стороне находится новый город. Высотные дома, пальмы, транспорт, пешеходы. Шумно, суетно.

      С хаосом уличного движения, как всегда, прекрасно справился Никита.

      Такова Старая Анталия, которую мы посетили в конце октября 2021 года.

      Назад летели из аэропорта Анталии. Ночной рейс с проверками документов, включая короно-вирусные. Прибытие в аэропорт Кёльн - Бонн. Здесь жизнь не затихает круглые сутки. Томительное ожидание первого поезда. Ограничительные меры из-за пандемии Covid-19. Возможность подышать без маски представляется только на смотровой площадке. С ее высоты вид на ночной аэропорт, приземляющиеся самолеты, служебные помещения за прозрачными стенами, пространства для маневрирования самолетов и наземной техники. Меня всегда восхищает разумность организованной техники.

        []

        []

        []

      С ранним добрым утром!

      Поездка удалась!
      
      
      
      
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 22/01/2022. 22k. Статистика.
  • Очерк: Турция
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка