Находясь на Средиземноморском побережье Турции, грех не познакомиться со "столицей" этой части страны городом Анталией. Ее аэропорт - один из самых оживлённых в Турции. Анталия имеет авиационную и морскую связь со всем курортно- туристическим побережьем Турции и остальным миром.
Сложность передвижения по городу на общественном транспорте и большие расстояния между интересными объектами побудили нас воспользоваться автомобилем. Интерес к Анталии подогревался для меня существованием там реки Дюден с двумя водопадами.
В наших прежних поездках мы видели множество сухих русел рек. Во время паводков эти реки представляют несомненную опасность. Однако служить источником водоснабжения для городов они в таком состоянии не могут. Дюден - река, живущая круглый год, да еще с двумя водопадами!
Дюден протекает в пределах городской черты современной Анталии. Река питается множеством мелких водных источников, текущих из известняковых карстовых гор, окружающих Анталию. Исток реки находится примерно в 30 км от городской черты. Собравшись в один поток, воды источников направляются по каналам к турбинам каскада из двух гидроэлектростанций, а затем по искусственному каналу достигают места, называемого Дюденбаши. Там воды реки направляют в старое русло к Верхнему Дюденскому водопаду. Расход воды в этом месте в период половодья достигает 30 кубических метров в секунду.
Это место называется Дюденбаши. Кассы национального парка (Düden Selalesi). Вход в парк оформлен в расчёте на массовое платное посещение, и, кажется, администрация парка не ошиблась в этом.
Первым, кого мы встретили около входа в национальный парк, был "корабль пустыни". Это, конечно, экзотика для туристов.
В национальном парке около Верхнего водопада находится несколько захоронений I-II века н.э. в саркофагах. Некоторые из них украшены фигурами львов. Это свидетельство привлекательности этого природного объекта еще в древности.
Водопад Верхний Дюден известен также как водопад Александра Македонского.
Он низвергается с высоты около 27 метров в неглубокое озеро. Ниже водопада река канализирована почти до впадения в Средиземное море водопадом Нижний Дюден.
Увидеть водопад можно не только со стороны парка, но и из под падающего потока воды . Скала, с которой он падает, пронизана карстовыми полостями-гротами, Они соединены между собой и оборудованы удобными лестницами, освещением, переходами и природными окнами, через которые можно наблюдать водопад.
Под водопадом Верхний Дюден обустроен тоннель. Здесь можно прогуляться под шум воды. Узкие проходы иногда расширяются до размеров зала. В гротах сыро, вода капает с потолка и стекает со стен. Воздух насыщен водяной пылью. Мельчайшие брызги создают прохладу и радугу. В жаркую погоду здесь комфорт и ублажение.
Карстовые воронки в известняковой скале. Природные карстовые "скульптуры" фантастической формы. Это - результат растворения водой химически неустойчивого и физически мягкого минерала кальцита.
Вид в парке сверху на реку Дюден после водопада.
В 13 километрах ниже по течению реки Дюден расположен водопад Нижний Дюден.
Нижний Дюден находится в 8 км от центра Анталии. Перепад высот Нижнего Дюдена составляет 40 метров, и он является чуть ли не единственным водопадом в мире, впадающим прямо в море.
Около Нижнего водопада разбит парк. На удивление, вход бесплатный. Судя по деревьям, парк молод. Думаю, его ждет большое будущее. Сейчас к Нижнему водопаду подплывают на малых судах по морю из Старой гавани Анталии.
Даже в самый знойный день у водопадов Дюдена не бывает жарко. Деревья, цветы, зеленые лужайки насыщают воздух свежестью. Запах пресной воды и моря. После посещения водопадов Дюден у нас сохранились силы для осмотр города.
Немного об истории города Анталии:
Территория нынешней провинции Анталия населена со времён каменного и бронзового веков. Документировано, что в 159 году до н. э. по приказу пергамского царя Аттала II был основан город Атталия. В 133 году он был завоёван римлянами. В первые века новой эры в регионе стало распространяется христианство. Думаю, что основанию города и его развитию способствовало наличие удобной гавани и пресной воды, поставляемой рекой Дюден.
Экономический упадок региона наступил в VIII веке после разрушительного землетрясения, набегов арабов и морских пиратов. В XI веке с началом сельджукской экспансии в регионе начинает распространяться ислам.
В 1118 году, при византийском императоре Иоанне II Комнине, город стал анклавом Византии. Он находился на значительном отдалении от земель империи и был связан только морским сообщением с остальной частью страны. В 1119 году Иоанн II совершил ряд походов против турок и определил по суше путь в Атталию.
В 1207 году сельджуки завоёвывают регион, греческое название Атталия меняется на Адалия. В это время здесь начинается преследование христиан.
К 1387 году местные христиане находились в настолько плачевном положении, что написали константинопольскому патриарху письмо с просьбой о помощи в сохранении православной церкви. Турки обложили оставшиеся православные церкви такими непомерными налогами, что через несколько лет они фактически разорились.
В 1423 г. Адалию завоёвывают турки-османы. При них город получает название Анталия. В Османской империи Анталия играла важную роль морского торгового порта.
После Первой мировой войны, в 1919-1921 годах, город был временно оккупирован итальянцами. Анталия стала одним из форпостов подготовки национально-освободительного движения под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. По итогам освободительной войны Анталия вошла в состав Турецкой Республики.
На протяжении XX века город интенсивно развивался. Прекрасные пляжи стали основой курортного использования побережья. Отелей и гостиниц в черте города немного, в основном они расположены в пригородных посёлках. Развитию туризма содействовала древняя история этих мест с многочисленными следами культур населявших их народов.
Эти следы очевидны в Анталии. В римский период город стал зимней резиденцией императора Адриана. В честь его первого визита были возведены Адриановы триумфальные ворота. Они прекрасно сохранились и до сих пор являются главным входом в Старый город.
Ворота Адриана состоят трёх арок, и двух башен, стоящих по обе стороны. С внешней и внутренней стороны ворот расположены декоративные колонны с мраморными капителями. Высота ворот около 8 метров. Сооружение почти полностью построено из белого мрамора.
Ворота Адриана находятся ниже уровня современного города - культурный слой больше двух метров. Правая (северная) башня, примыкающая к воротам, была построена в XIII веке во времена правления турок - сельджуков. Левая, южная башня, более старая. Раньше к башням примыкала крепостная стена, в которой были другие ворота. В течении веков Ворота Адриана по назначению не использовались. Они играли декоративную роль, что обеспечило хорошую их сохранность.
Левая южная башня (Башня святой Юлии) была построена ещё во времена Адриана. Любопытно, что её облюбовали голуби. Они ловко цепляются за каменные блоки и неровности поверхности башни и при этом, видимо, чувствуют себя в безопасности.
В 1959 году ворота Адриана были реконструированы. Тротуар был частично снят, чтобы показать оригинальную дорогу римской эпохи. На ней можно увидеть глубокие колеи от тележек, проезжавших через городские ворота.
Под центральной аркой ворот реставраторы обнажили колею от повозок римских времён.
Сразу за воротами начинается квартал Калеичи (Kaleiçi), буквально "внутри крепости" - исторический район Старого города, расположенный в пределах бывших городских стен. Крепостная стена была снесена в 1950 году. Уникальное место с двухтысячелетней историей, где сохранились памятники множества эпох: от Древних Греции и Рима, Византии до поздней Османской империи.
В основном Старый город застроен домами XIX века, которые сейчас используются в качестве отелей, ресторанов, баров и сувенирных магазинчиков, то есть проглядывается сугубо туристическая коммерческая направленность.
Рыбный ресторан. Розовая рыбка - барабулька, которая почти исчезла в Черном море. Здесь ее еще ловят.
Улицы старого города. Аккуратные дома, лишенные национального колорита. Лишь минареты вносят разнообразие в городской пейзаж.
Также как и в городе Кемер, русские туристы в Анталии пользуются повышенным вниманием.
Кафе "Гагарин". Обратите внимание на какой странной смеси латиницы и кириллицы написано название этого кафе.
В Старой Антальи, как и во многих средиземноморских городах, можно видеть художественно выполненную мозаику из приморской гальки. Для этого только нужно заглянуть во внутренний дворик.
Старый город в некоторых местах приобретает вполне выраженный исламский колорит.
Символом Старой Анталии является Минарет Йивли (Yivli Minare).
Минарет Йивли (Yivli Minare) построен в 1230 году при султане Ала ад-Дине Кей-Кубаде I. Это один из ранних образцов исламской архитектуры в Анталии. Своё название он получил из-за своей формы "Yivli", что означает "рифлёный". Высота минарета 38 метров, наверх по винтовой лестнице ведут 90 ступеней. Предполагается, что изначально ступеней было 99 - по числу эпитетов при обращений к богу в исламе.
Именем Йивли называют комплекс зданий в районе Калекапысы на территории исторического центра города Анталии. Комплекс состоит из собственно минарета, мечети, двух мавзолеев, строения, называемого Мевлевиханэ или текке Мевлеви и медресе.
Мечеть, входящая в комплекс сооружений Йивли.
На месте этой мечети стояла когда-то византийская церковь. С изменением правительства и религии она была перестроена в мечеть. Новая перестройка состоялась в 1372 году. Этот вариант сооружения существует и сейчас. Свидетельство тому - табличка с датой (774 год по мусульманскому летосчислению). В табличке сказано, что покровитель мечети правитель сельджукского эмирата Текке, (государство на территории нынешней провинции Антальи) Мубариз ад-Дин Мехмет Бей или его сын Зинджиркиран Мехмет Бей. При строительстве мечети помимо обычных материалов использовались фрагменты античных развалин. Мечеть - один из старейших образцов исламской многокупольной архитектуры в Малой Азии.
В комплекс Йивли входит мавзолей, построенный в 1378 году тем же правителем Мубариз ад-Дин Мехмет Бейем для своего сына Зинджиркирана. Мавзолей сооружен из тесаного камня. Он имеет восьмиугольную крышу и один купол. Усыпальница расположена в верхнем саду на севере от минарета. Внутри мавзолея находятся 3 саркофага. Гробницы расположены ниже уровня земли. На дверной арке, изготовленной из камня, видны высеченные религиозные надписи.
Мавзолей Зинджиркирана.
Еще один мавзолей Нигар Хатун - жены османского султана Баязида II (годы правления 1481-1512). Усыпальница построена в 1502 г. Около мавзолея небольшая площадь. Захоронение покрыто зеленым покрывалом с религиозными знаками.
Мевлевиханэ или текке Мевлеви. Это место собраний дервишей-приверженцев философии Мевлеви. Сейчас используется для светских мероприятий.
Входящее в комплекс Йивли медресе было построено в 1239 году Атабеем Армаганом и названо в честь правившего тогда сельджукского султана Кей-Хусрава II Гияс ад-Дина. Вход в Имарет медресе - в прошлом мусульманское учебное заведение. Красивый вход - единственное, что осталось от медресе.
В Старом городе существуют другие мечети.
Интерьер одной из мечетей.
Недалеко от минарета Йивли находится Часовая башня или по-турецки Саат Кулеси. По возрасту башня довольно молодая, но несмотря на это, она органично вписалась в окружающий пейзаж и прекрасно гармонирует с другими старинными постройками.
Постройку Часовой башни определил подарок немецкого императора Вильгельма Второго к 25-летию правления султана Абдула Хамида. Это была партия фасадных часов. После этого сразу в нескольких городах Турции появились часовые башни. Строительство Часовой башни в Анталии было завершено к 1901 году.
Часовая башня до наших дней сохранила свой первоначальный облик. Единственное исключение составляет купол, который некогда украшал ее вершину. Он был поврежден сильным ураганом. Сейчас купол заменили зубцы. И еще одно изменение было внесено в облик башни: до 1974 года часы украшали фигуры Иисуса Христа и Девы Марии. Сейчас эти христианские религиозные символы отсутствуют. Тактично ли это по отношению к христианскому дарителю?
Улицы Старого города ведут в юго-западном направлении к побережью Средиземного моря. Там на высоком берегу стоит Башня Хыдырлык.
Башня Хыдырлык появилась во втором веке н.э. Это - памятник римской архитектуры.
Башня, похожа на барабан. Он покоится на квадратном основании. Общая высота башни почти 14 метров. Считается, что основание старше верхней части. Оно могло появиться в эллинистический период. Хыдырлык раньше играл роль маяка и укрепления. Судя по описаниям, раньше у башни была не плоская, как сейчас, а остроконечная крыша, которую снесли во времена Византийской империи. Основание квадратной формы по предположению содержит древнее захоронение.
Старая Анталия - зеленый город. На его территории находится несколько парков. Они тяготеют к Средиземноморскому побережью. Старейший парк носит название Караалиоглу, что означает "сын черного Али", (причина такого названия неизвестна).
Мощение галькой используется и в парке.
Современная выразительная скульптура из дерева. Битва за власть.
Из парка открывается живописный вид на гавань.
Старый порт Анталии расположен в небольшой уютной бухте со скалистыми берегами. Он, по существу, является ядром Старой Анталии. Теперь его назначение - курортная индустрия. В последние годы Старый порт превратился в набережную и обзавелся яхт-клубом, при этом сохранив восточный колорит.
Как и в других приморских городах Турции, особенно оживлён причал для маломерных судов.
Эти два новых памятника поставлены в Старом порту относительно недавно.
Видимо, пришла "разнарядка" на современников, включая трудовых женщин. Эта трудовая женщина Фатима Домар работала в период 1956-83 смотрителем маяка, того самого, что и сейчас стоит в конце причала порта. Она обеспечивала его бесперебойную работу и, видимо, "мигание", которое тогда еще автоматически не регулировалось.
Персонаж второго памятника Мустафа Экизлер (1905-2000) - свидетель почти вековой истории Анталии. Он пережил итальянскую оккупацию, турецко-греческий конфликт, Вторую мировую войну, был знаком с Камалем Ататюрком. В 18 лет стал капитаном корабля, работал добровольцем-охранником порта Анталии. Много лет служил муэдзином.
Рядом со Старым портом - гаванью маломерных судов расположен защищённый от ветра небольшой платный пляж Мермерли. Он находится в самом центре Старого города. Пляж представляет собой узкую галечную полосу, принадлежащую одноименному ресторану. Судя по снимку, желающих продлить лето здесь немало.
Чтобы вновь вернуться в город, нужно подняться на высокий коренной берег.
Естественный берег укреплен стеной, которая выполняла одновременно оборонную функцию. Подъем по лестнице требует существенных усилий.
Лестница, соединяющая гавань и городские постройки.
Нам случилось побывать в Анталье 28 октября, в день национального праздника провозглашения Республики Турции. Она была провозглашена Ататюрком в 1923 году. По этому поводу все музеи были открыты для свободного посещения. Мы побывали в музее этнографии.
Он размещается в нескольких зданиях на разных высотных уровнях. Представлены традиционные ремесла, быт, оборона из былых времен.
Резьба по дереву.
Ткачество.
Обработка металла.
Ювелирные изделия.
Бытовые сценки.
Санитарно-гигиенические предметы.
Обработка камня. Женщина в бурке с детской коляской - это не экспонат, а посетительница музея.
Вооружение соответствует мировому. Не знаю, как оно соотносится по времени.
И завершение жизни в виде образцов надгробных памятников. Такова турецкая жизнь, впрочем, мало отличная от жизни других народов.