Когда я описывала водный путь по Мозелю, замок Эльц был упомянут только вскользь, так как посетить его тогда не было возможности. Он отстоит от Мозеля несколько в стороне и находится в зелёном массиве нагорья Айфеля. Поэтому, когда наши друзья предложили поехать к этому замку, мы с мужем приняли приглашение с радостью.
Замок графов Эльц расположен в нескольких километрах выше устья реки Эльц, левого притока Мозеля. Построенный в XI веке, он никогда не был разрушен. Впервые замок упоминается в дарственной грамоте императора Фридриха Барбароссы в XII веке. Он дарил его графу Рудольфу Эльцу. Замок контролировал передвижение возможного неприятеля из Айфеля к берегам Мозеля вдоль долины реки Эльц.
В XIII веке три брата Эльц - Элиас, Вильгельм и Теодорих разделили крепость на три резиденции и каждый хозяйствовал в своей части.
История знала периоды вражды и мира графов Эльц с правящими архиепископами Трира, а также внешние нападения. Тем не менее, замок сохранился, приобрел дополнительные постройки в разных архитектурных стилях.
Этим занимались все три династические линии графов Эльц. Соответственно их деятельности, сохранились принадлежавшие им постройки, названные домами: Рюбенах, Родендорф (позднеготический стиль) и Кемпених (барокко).
В течение почти 800 - летнего существования замка происходило естественное перераспределение этих частей замка между родственными ветвями, но фамильная принадлежность графам Эльц была сохранена. В частности, в XVIII веке пресёкся дом Родендорф, а в XIX веке домом Рюбенах. В результате всем замком стал владеть граф Хуго-Филипп Эльц - Кемпених.
Теперешний владелец замка граф Иаков фон унд цу Эльц-Кемпених (Эльц уже в 34 поколении) живет в вилле на Рейне, а замком управляет служебная администрация.
Внутреннее убранство замка содержится в хорошем состоянии и характеризует разные эпохи жизни его обитателей. Он никогда не был разрушен и поэтому репрезентативен для средней Германии. Замок Эльц изображен на денежной купюре 500 марок.
Купюра 500 марок образца 1960 года с изображением замка Эльц.
Замок Эльц расположен в излучине реки Эльц в ее нижнем течении на территории геологического парка Terra Vulcania в земле Рейн Пфальц Германии.
Изображение замка Эльц программой Google "Планета Земля". Хорошо видна излучина реки Эльц и окружающий замок лесной массив.
Стоянка автомобилей в 1,5 км от замка Эльц в теплое время года всегда заполнена (замок зимой закрыт для посетителей).
От стоянки автомобилей до замка можно добраться пешком по живописной тропе среди поросших лесом скальных холмов Айфеля.
Наконец, замок открылся во всём великолепии.
Это один из красивейших и самых древних замков Германии, практически не пострадавший от войн за всю историю существования. В ходе войны за пфальцское наследство (1688-89 годов), когда были разрушены почти все замки в долинах Рейна и Мозеля, замок Эльц не пострадал благодаря своему хозяину Антону Эльц-Юттингенскому, который имел высокий чин в армии Людовика XIV.
Замок построен на высоте 70 метров над уровнем реки Эльц. Река огибает его с трёх сторон. Внизу, на пойме, сохранился защитный бастион с башнями и бойницами для пушек. Это западная часть общего цвингера по всему периметру замка.
Разобраться в плотной застройке замка, в которой принимали участие в разное время все три ветви графов Эльц, нелегко. Для ориентировки можно воспользоваться схемой расположения династических домов замка Эльц.
1. Внутренние ворота. 2. Внутренний двор. 3. Дом Рюбенах. 4. Терраса.
5. Платэльц. 6. Старый двор. 7. Дома Кемпених. 8. Дом Родендорф. 9. Капелла.
10. Хозяйственные постройки. 11. Внешние ворота. 12. Выход к реке.
Коренные выходы сланцев оставлены в интерьере некоторых внутренних помещений замка.
Сооружения в разных архитектурных стилях создавались и реконструировались в соответствии со вкусами и потребностями графов Эльц.
Дом Кемпених. В этом доме сейчас находятся служебные помещения администрации.
В центре главный вход в дом Кемпених с крыльцом, над которым находится комната с отдельной крышей. Она построена на двух базальтовых столбах восьмиугольной формы, соединенных круглыми романскими арками. На них можно найти надписи "Borgtorn Eltz 1604". Это имя строителей этих домов и время начала строительства. Слева - самая старая часть - замка дом Платэльц.
Части замка, принадлежавшие домам Рюбенах и Родендорф, превращены в музей и открыты для посещения.
Тёмное высокое сооружение - Дом Родендорф, в котором расположен Рыцарский зал - самое большое помещение замка. К фасаду дома пристроен сводчатый портик, который покоится на трех пилонах. На внешней стене рядом с портиком выложена мозаика, изображающая Мадонну.
Мозаичное изображение Мадонны.
Сооружения замка построены из местных материалов вулканического происхождения (базальтовый туф, шифер).
Большое собрание сокровищ замка (более 500 предметов хранения XII-XIX веков) сосредоточены в кладовой драгоценностей замка (Schatzkamer). Она находится в бывшем винном погребе дома Рюбенах. Среди экспонатов можно отметить изделия из золота, серебра, кости, камней, фарфора и стекла, а также коллекцию часов XVI - XVIII веков.
Некоторые экспонаты коллекции:
Династические гербы владельцев.
Герб Эльца "Золотй лев" (Дом Кемпених).
Герб Эльца "Серебряный лев" (Дом Рюбенах).
Генеалогическое древо владельцев замка.
Святой Непомук - символ дружбы с рекой (серебро).
На многочисленных стендах представлено холодное и огнестрельное оружие.
В замке около 100 комнат. Ключи к ним были весомы и объемны. Недаром была должность ключника.
Мы приняли участие в небольшой экскурсии по помещениям замка с рассказом экскурсовода. Они соединены между собой крутыми, узкими, иногда винтовыми, лестницами. Может быть, это результат того, что части замка строились в разное время и для разных обитателей. Теперь эти помещения соединены дополнительными переходами для удобства проведения экскурсий.
Внутри замка, за исключением экспозиции кладовой драгоценностей, фотографировать не разрешается. Некоторые фото, из приведённых ниже, пересняты из рекламных проспектов.
Это самый большой зал замка. Он был предназначен для семейных праздников, а также большого семейного совета. На большой семейный совет собирались все взрослые представители трёх ветвей семьи Эльц. Для них в этот зал был обеспечен доступ из всех трёх резиденций. Здесь обсуждались военные и политические вопросы, касающиеся жизни владельцев замка.
Комната курфюрстов, названная так в XIX веке, когда сюда были помещены портреты особо знатных представителей рода Эльц, курфюрстов архиепископства Трира, Якоба и Филиппа Карла Эльц, которые имели право вместе с другими курфюрстами выбирать короля.
Оружейная комната дома Рюбенах.
Охотничья комната. Медведи тогда были совсем не редкостью.
Часть так называемого Знамённого зала. Архитектурно его отличает позднеготический ребристый свод, который не только красив, но и конструктивно снимает нагрузку стен и потолка. В XIX веке была воссоздана изразцовая печь XVI века, отапливаемая со стороны кухни. Она называется "Печь евангелистов", так как рядом с фамильными гербами изображены четыре евангелиста.
Спальня с балдахином над кроватью в доме Рюбенах. Кровать установлена на возвышении для более длительного сохранения тепла. В спальне находятся капелла, вынесенная наружу в виде эркера, и туалет. Смыв в туалетах осуществлялся с помощью воды из кувшинов, а во время дождя - водой, попадавшей в туалеты по специальным желобам с крыш.
Вынесенная за пределы стен дома Рюбенах капелла. Вход в нее из спальни.
Кровать XVI века эпохи Ренессанса одной из спален. Эта кровать считается самой старой из сохранившихся на территории Германии.
Старинная свечная люстра, изготовленная из рога.
Кухня была рассчитана на приготовление пищи для постояльцев замка. Из помещения кухни отапливали и столовую. В замке существует три кухни.
Колбасы и копчёности подвешивались для предохранения от крыс к специальным крюкам, прикреплённым к потолку.
В комнатах замка можно увидеть картины живописцев династии Кранахов, в частности, знаменитую картину Лукаса Кранаха Старшего "Мадонна с младенцем и виноградом", уникальные художественно выполненные гобелены, коллекцию оружия, модели пушек, наборы старинной посуды и многое другое, без чего не могли обойтись в повседневной жизни знатные владельцы этого замка.
В XIX веке, в эпоху романтизма, возникла мода на строительство замков (пример тому - замки короля Баварии Людвига II). Эта мода появилась тогда, когда замки навсегда утратили свое стратегическое значение. Многие старые разрушенные замки выкупались и восстанавливались. Появились новые стили с приставкой "нео": неоготика, неоренессанс, необарокко.