Попытка выразить впечатление после двухдневной поездки в Мюнхен и по некоторым замкам Баварии.
Мюнхен большого впечатления не произвел. Может быть, сказалась бессонная ночь в автобусе, может быть, внезапно наступившая жара, может быть, тяжеловесность и излишняя современность архитектуры, возникшей взамен разрушенной во время войны. Но, скорее всего, просто ограниченность времени для серьезного осмотра и познания этого полуторамиллионного города со сложной столичной историей, знавшего и свои звездные часы, и периоды упадка. Зато три часа, проведенные в Старой Пинакотеке, доставили истинное удовольствие. Первоклассное собрание прежде мною не виденных работ старых мастеров существенно дополнило более ранние впечатления. Жаль, что не хватило времени на посещение двух других Пинакотек, хранящих произведения девятнадцатого - начала двадцатого веков (видимо, аналог музея Д``Орсэ в Париже) и современного искусства.
Многолетние правители Баварии из династии Виттельсбахов были большими знатоками и ценителями искусства. Именно они создали собрание Пинакотек, вкладывали большие средства в предание Мюнхену облика столичного города с дворцами, театрами, музеями, парками. Лицо города представляют здания, построенные в девятнадцатом веке. Наиболее значимые ансамбли были созданы архитектором Лео Кленце, тем самым, по проекту которого построено здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге с "атлантами, которые держат небо на каменных плечах" со стороны Миллионной.
Мюнхен типично немецкий - упорядоченный, предельно рациональный. А вот дальше наступает иррациональность. Начинается она с неправдоподобно красивой деревни Oberammergau, расположенной в предгорьях баварских Альп. Деревня известна своими мастерами резьбы по дереву. Готовая скульптура окрашивается. Тематика религиозная, рождественская, многочисленные вертепы, Санта Клаусы. Встречается и бытовая тематика. Другая примета - Lüft - Malerei - украшение фасадов домов росписью. Рисованные наличники, рустовка, иногда религиозные сцены, иногда приметы ремесла или занятий семьи. Дома - картины, дома - книги. Деревня древняя, с традициями. Когда-то эпидемия чумы унесла большую часть населения. Оставшиеся поклялись, что если они останутся в живых, то будут регулярно разыгрывать религиозный спектакль - "Страсти Господни". И разыгрывают уже несколько столетий. Для этого построено специальное здание Passionsspielhaus.
С детства помню песенку об этой деревне:
Heute kommt der Hans zu mir
Freut sich die Lis.
Oder aber über Oberammergau,
Oder aber über Unterammergau,
Oder aber überhaupt nicht kommt;
Ist nicht gewiß.
Так и осталось неизвестным, придёт ли Ганс, но это не мешает Лиз радоваться. Генетический оптимизм баварцев.
По мере продвижения в горы иррациональность нарастает. Может быть, этому способствуют сами горы. Ведь известно, что "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". А может быть, "Сказочный король", который сам стал жертвой очарования гор, природы, героики древних сказаний, великих свершений предков, музыки Вагнера. Речь идет о Людвиге II Баварском (1845-1886). Он стал королем в восемнадцать лет, но политические интриги, войны и прочие королевские дела мало интересовали его. Это был мечтатель на троне, мало озабоченный процветанием своего и так цветущего королевства. С юности он увлекся музыкой Вагнера. Высокая духовность рыцарей - героев древнегерманского эпоса стала его религией, служением, содержанием жизни. Всю жизнь он был меценатом Вагнера. В Байройте, где жил Вагнер, Людвиг II построил специально для постановки его опер Festspielhaus, в котором до сих пор проходят ежегодные вагнеровские фестивали. (Кстати, последняя постановка режиссера Шлингензифа "Персифаля" рассчитана на эпатаж и скандал и не только она).
В сознании Людвига II монастырь Этталь, расположенный поблизости от деревни Oberammergau, был связан с тайным хранением кубка Святого Грааля с кровью Христа, деятельностью благородного рыцаря Парсифаля, тайным единением рыцарей и священнослужителей. Центром монастыря Этталь сейчас является барочная базилика восемнадцатого века с огромным куполом и прекрасной живописью.
И вот недалеко от монастыря Людвиг II строит себе замок Линдерхоф. Это место уединения, предания мечтам, отображения сложной символики античных богов и памяти исторических деятелей, воплощавших ушедший абсолютизм. Замок в стиле позднего барокко и даже рококо расположен в низшей точке горной долины. Северный склон оформлен в виде каскада стекающей воды. Каскад замыкает водоем со скульптурной группой Нептуна, управляющего конями. Южный склон венчает храм Венеры, к которому ведет сложная система лестниц с террасами, скульптурами и тридцатиметровым фонтаном Флоры. Сам замок невелик, но чрезвычайно насыщен произведениями прикладного искусства и живописью. Это скорее богатая вилла, предназначенная для жизни одинокого человека. В ее убранстве доминирует золото. Оно на фоне зеркал, розовых, голубых, багровых тканевых панелей. Окаймляет настенную живопись, плафоны потолков, мебель, светильники, камины. Часто используется золотое шитье. Хрусталь, фарфор, слоновая кость люстр. Золото, как символ солнца, абсолютизма, роскоши.
Ещё в вестибюле Людвига II встречал конный портрет его предка и кумира Людовика ХIV - "короля Солнце". Золотые лучи над ним освещают весь потолок. Людвиг II, названный в честь Людовика Святого, видел свое отражение во всех носителях этого имени, в том числе и казненном Людовике ХVI. Среди портретов, украшающих замок, можно видеть деятелей французского двора галантного века - маркизы де Помпадур, графини Дюбарри. Замок строился в период, когда Бавария теряла самостоятельность - вскоре она вошла в состав Германской империи, поэтому самодержавность королевской династии Виттельбахов была уже призрачной. Недаром среди скульптур южного склона присутствует голова Марии Антуанетты, жертвы борьбы с абсолютизмом.
Уже в сооружениях замка Линдерхоф возникают вагнеровские элементы. Это грот Венеры, ладья Лоэнгрина. Искусственный грот был построен с использованием самых передовых для того времени технических средств. Первая электростанция Сименса вырабатывала электричество для освещения грота, подземного озера, в центре которого стояла ладья. Эта часть сооружений носит чисто декоративный характер. Впечатление, что здесь должна разыгрываться опера. Действительно, здесь звучала и звучит музыка Вагнера. "Задником сцены" служит картина "Тангейзер в объятиях Венеры". Тангейзер, поэт и музыкант тринадцатого века, принимал участие в сказочных соревнованиях, минизингеров, певцов любви. Это происходило, начиная с 1206 года, в замке Вартбург, построенном тюрингским графом Людвигом Прыгуном (опять Людвиг). Не имея шансов претендовать на любовь дочери графа, Тангейзер отправляется в грот Венеры, расположенный в горе Герзельберг, на которой и стоит Вартбург. После нескольких лет пребывания у Венеры раскаявшийся Тангейзер пытается вернуться в христианский мир. Он отправляется в Рим в надежде получить прощение папы Урбана IV. Однако папа заявляет, что скорей расцветет его посох, чем Тангейзер получит прощение. Огорченный Тангейзер возвращается к Венере. Тем не менее, посох расцветает. Прощение приходит свыше, но Тангейзер так и остается в гроте Венеры.
Видимо, Людвиг II себя соотносил с Тангейзером.
Характер Людвига II с годами становится все более замкнутым. Круг общения сведен к минимуму. Обеденный стол для одного. Для того чтобы не видеть слуг, стол в замке накрывается в нижнем помещении и с помощью лифта и люка в полу поднимается в столовую. Среди близких людей две родственницы, много старше его - это королева Австрии Елизавета (Сиси), жена кайзера Франца-Иосифа, тоже романтическая натура, и русская императрица Мария Александровна, жена Александра II. Подарок последней - два малахитовых столика украшают одну из комнат. Обе эти женщины проявляют к королю искреннее участие и сочувствие, понимая болезненную необычность его натуры. Между тем, при дворе появились подозрения, что Людвиг II страдает душевным заболеванием. Косвенным тому подтверждением послужило психическое заболевание младшего брата короля принца Отто.
Строительные фантазии короля растут, и практически одновременно с замком Линдердорф Людвиг II возводится замок Нойшванштайн - еще один памятник рыцарству, героике, музыке Вагнера. Снова Людвиг II продемонстрировал свои способности романтического видения природы и создания гармонии между природой и строением. Замок расположен на скале между двумя долинами - ущельем Пеллат и озерами Альпзее и Шванзее. Необыкновенно декоративное сооружение с разновысокими башнями, шпилями, узкими окнами, полным отсутствием симметрии на фоне остроконечных гор, озера, лесов, создает впечатление неприступности, отделенности от мира, вневременного и внечеловеческого существования. Исповедование высоких идеалов не соотносится с заземленным человеческим мышлением. Об этом также сюжет другой оперы Вагнера "Лоэнгрин", где рыцарь утверждает, что он благороден и условием его совместной жизни с женой Эльзой является невозможность с ее стороны подвергнуть это сомнению. Однако Эльза, наделенная любознательностью современной кадровички, не может жить без четких анкетных данных своего мужа. Звучит роковой вопрос, откуда явился благородный рыцарь, и он, оскорбленный, навсегда удаляется.
Замок Нойшванштайн и его окрестности вдохновили Чайковского на создание "Лебединого озера" (Шванзее) и Диснея на изображение волшебных замков в его фильмах. Думаю, что фантастичность замка пробудила не одну заземленную спящую душу. Его прелесть в полном отсутствии утилитарности, заданности, коммерциализации. Просто красота. Просто одухотворенность.
Интерьер замка столь же фантастичен. Уже вестибюль со сводчатыми потолками украшен настенной росписью на тему саги о Зигфриде. Двухсветный тронный зал с колоннадами, золоченым куполом в византийском стиле оформлен как зал Святого Грааля из "Парсифаля". Столовая, спальня, кабинет, часовня, галерея - всюду роскошные интерьеры в стиле рыцарских замков с росписью на темы сказаний о Тристане и Изольде, Зигфриде, Лоэнгрине. Огромный певческий зал с темными дубовыми потолками навеян видом зала, в котором происходили состязания минизингеров в ХIII веке в замке Вартбург. Мне случилось побывать и в этом замке - сходство очевидное. И еще одно воспоминание приходит в этом зале. Дворец великого князя Владимира Александровича - нынешний дом ученых на набережной Невы, построенный в эти же годы. Интерьер дубового зала явно навеян либо видом певческого зала из Нойшванштайна, либо его прототипа из Вартбурга. Только настенная роспись в Петербурге, выполненная Верещагиным, содержит сюжеты русского народного эпоса, а не германских саг о Парсифале, Лоэнгрине, Тангейзере. Такова перекличка культур.
Совсем недалеко от Нойшванштайна расположен еще один замок Хоэншвангау, построенный на руинах средневекового замка отцом Людвига II, королем Максимилианом II в тридцатых годах девятнадцатого века. Тоже мастерски вписан в природу - на лесистом возвышенном месте, между двух озер Шванзее и Альпзее. Здесь прошло детство Людвига П.. Отсюда он наблюдал в подзорную трубу за строительством Нойшванштайна. Замок окружен высокой стеной, но это скорее большой экзотический дом, чем сказочный замок. Интерьер тоже проникнут идеей рыцарства: зал Лебединого рыцаря, Рыцарский зал. В этом замке король принимал Вагнера. Очевидно, что Хоэншвангау явился для Людвига II отправным пунктом его фантазий и увлечений.
Внутри Хоэншвангау мы не были. Однако поднялись к замку и за крепостной стеной в крохотном сквере, за каменным столом съели привезенные с собой хлеб, консервы, редиску, запивая водой из фонтана. Нас поторопил служащий замка, т.к. замок закрывался и мы рисковали остаться его узниками до следующего утра.
Нужно упомянуть еще один замок, построенный Людвигом II. Это Херренкимзее, расположенный на острове Химзее. Он воспроизводит Версаль, творение еще одного кумира - "Короля Солнце". Этот замок не входил в нашу программу.
Судьба Людвига II печальна. Уединенность, предание мечтам и фантазиям плохо соотносятся с функцией управления государством, или хотя бы представительства. Сейчас бы сказали о профессиональной непригодности Людвига II. Видимо, что-то похожее сказали и в его время. Во всяком случае, государственная комиссия была уполномочена взять короля под опеку. Он был препровожден из Нойшванштау в замок, предназначенный для его содержания. Его неотлучно сопровождал врач-психиатр. Однако, через три дня по прибытии Людвиг II вместе с врачом утонул при невыясненных обстоятельствах.
Вскоре после смерти хозяина замков они были открыты для широкого обозрения. С тех пор интерес к ним не ослабевает. Говорят, Нойшванштау посещают более миллиона туристов в год. Как Вагнер вдохновлял Людвига II на строительство замков, так и они, уже созданные, вдохновили Чайковского и Диснея и, наверно, многих других.
Так что же представляют собой эти замки - "сосуды, в которых пустота или огонь, мерцающий в сосуде"? Безусловно, они вторичны, они навеены сагами, музыкой. Но кто-то сказал, что архитектура - это окаменевшая музыка. Думаю, что это очень подходит к творчеству Людвига II. Воплощение музыки Вагнера Людвигом II мне представляется удивительно гармоничным и творческим. Поэтому красота замков, несомненно, огонь, мерцающий в сосуде, способный вдохновлять и возбуждать лучшие чувства. И еще вспоминается:
Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
P.S. Через полгода после путешествия случилось видеть по TV балет "Illusionen wie Schwanensee" на музыку Чайковского. Этот балет мы знаем как "Лебединое озеро". Здесь же в главном герое балета узнаётся король Людвиг II, очень похожий внешне, со всеми его психическими, служебными и семейными комплексами. Явное тяготение к гомосексуализму, страдание от этого, попытки создать семейную жизнь, увлеченность строительством воздушных и материальных замков. Он наделяет женщин высокими небожительскими свойствами, однако, как только они проявляются, как реальные существа, он в страхе от них бежит. Его невеста, несмотря на усилия с её стороны, его не привлекает и только после превращения в лебедя, становится ему интересной (благо, на лебеде его никто не заставит жениться). Психическое раздвоение - Одетта - Одилия, он сам, как реальный король и его двойник, появляющийся на Лебедином озере. Его психический комплекс, выступает в постановке, как реальное существо - злой волшебник Рогбар. Он не просто заколдовывает девушек в лебедей, а своим появлением каждый раз напоминает Людвигу, что тот не может жить обыкновенной жизнью. Показаны в массовых сценах тяготение Людвига к простонародью и их забавам, а также чуждые Людвигу чиновники - правительство, требующее участия короля в реальной жизни. Злой волшебник, в конце концов, увлекает Людвига в озеро и губит его.
Чайковский неоднократно бывал в Германии и не мог не слышать об этом короле. Думаю, что его страдания были П.И. очень близки. Может быть, это произведение так и задумывалось, но чтобы не шокировать почтенную публику, было превращено в сладкую сказку.
Качество постановки и исполнения неплохое. Хороши мужские партии. Балерины же и в ролях и в кордебалете "в возрасте и в теле".
На следующий день другая программа TV давала современную постановку сцен из Лебединого озера, сделанную театром в Гамбурге. Сравнение было любопытным. Четыре персонажа, их любовь, ревность, домогательства, безразличие. Уже лица определяют "пролетарскую" принадлежность индивидуумов. Отвергнутая превращается в ущербного, ковыляющего лебедя, в пачке, но без верхней части туалета. Верхними оборками она прикрывается, что делает ее еще более нелепой. Сцена кордебалета лебедей довольно забавна. Лебеди женского и мужского рода в пачках, но все нарочито лишены грации. ( Я видела мужской балет Михайловского в той же сцене - это своеобразно и очень даже эстетично). Стиль танца - прямая противоположность классическому. Нога "кочергой" - без оттянутого носка, передвигаются на широко расставленных, согнутых в коленях ногах. Похоже на движения краба или больного полиомиелитом. Элементы акробатики, драки, борьбы. Все очень профессионально, но нетрадиционно. Warum nicht?