Маас - одна из больших европейских рек. Истоки её находятся во французских Вогезах (плато Лангр), недалеко от Страсбурга. Далее Маас пересекает Арденны и низменные участки Бельгии и Нидерландов, прежде чем влиться в левый рукав дельты
Рейна.
Питается Маас преимущественно дождевой и талой водой. Снега на равнинах бывает много, поэтому в период зимних и весенних паводков уровень воды в Маасе поднимается до 5-8 м.
Французы именуют эту реку Мёз, на территории Бельгии и Нидерландов она носит фламандское имя Маас. Оба названия произошли от кельтского слова Мус, что означает "влага, сырость".
Стекая вниз от своих горных истоков, подобные реки на равнине постепенно теряют свою энергию. Они откладывает наносы и, тем самым, повышают высотные отметки русла и образуя отмели и острова. В моменты прохождения паводков, реки размывают берега, вырываются из пределов старых русел и образуют новые. В период "малой водности" реки продолжают свое существование уже в новом русле. Так происходит меандрирование рек в пределах широкой долины, обычно обрамленной устойчивыми берегами, которые сформировались в период большого оледенения.
Этот процесс особенно хорошо виден в нижнем течении Мааса. Уже около Льежа Маас начинает образовывать острова. Ниже по течению, около Маастрихта, судоходство по реке становится затруднительным из-за нестабильности русла. Поэтому параллельно реке были созданы каналы, в которых поддерживается постоянный уровень воды. Самый большой канал носит имя королевы Юлианы (Jullianakanal). Он был открыт в 1935 году и связал Маастрихт с Маасбрахтом, создав тридцатишестикилометровую судоходную водную трассу. Этот канал расположен на нидерландской стороне Мааса. По бельгийской стороне тоже построен канал, связывающий Маастрихт с Херцогенбошем. Таким образом, несудоходный участок Мааса сейчас обеспечен искусственным водным путем.
Участок реки между городками Маасейк и Рурмонд особенно изобилует старицами, озерами, петлями. Здесь трудно выделить основное русло. Все эти водные объекты образованы Маасом и связаны с ним. Естественный процесс движения наносов и образования русловых форм в последние годы нарушается деятельностью людей. В реке добывают гравий и песок для строительства.
Участок реки Маас, со сложной гидрографией между городами Маасейк (Бельгия) и Рурмонд (Нидерланды). Многочисленные стоянки для маломерных судов обозначены треугольниками: для местных (чёрного цвета), для иногородних (красного цвета).
Маас в этих местах - пограничная между Нидерландами и Бельгией река. Это обстоятельство исторически закреплено в общем названии приграничных провинций обеих стран "Лимбург" (от Limus - граница), между которыми протекает река. Ещё в начале XIX века Лимбург был провинцией королевства Объединенные Нидерланды. После выделения Бельгии в самостоятельное государство в 1830 году, провинция Лимбург была поделена между двумя государствами. Это произошло в 1839 году. Связь бельгийского и нидерландского Лимбургов символизирует своеобразный памятник на мосту через Маас.
Памятный знак солидарности жителей Лимбурга на мосту через Маас. Идеологом этой солидарности был священник Уильям Санджерс. Его имя с 1999 года, после установки памятного знака, носит этот мост. На знаке написан девиз: "две провинции Лимбург - один народ".
Мост был построен в 1888 году. Во время Второй мировой войны его дважды взрывали. Первый раз это сделали бельгийцы в 1940 году, чтобы воспрепятствовать вторжению немцев. Второй раз, в 1944 году, мост взорвали немцы для замедления наступления союзников.
Территория около Мааса густо заселена. С неустойчивостью берегов многие века население боролось их укреплением и обвалованием. Сейчас применяются современные гидротехнические способы регулирования водности Мааса, благодаря чему вероятность катастрофических последствий от наводнений сведена к минимуму. Тем не менее, 27 января 2004 года дамба канала королевы Юлианы за одну ночь была смыта и значительные части нидерландской территории были затоплены.
Теперь участок Мааса между городами Маасейк и Рурмонд - излюбленное место для отдыха в летнее время. Здесь, на многочисленных старицах, озерах и затонах культивируются все виды водного спорта и купание.
Наши интересы ограничились знакомством с достопримечательностями городков в этой своеобразной области. Городки строились на речных наносах, принявших те или иные геоморфологические формы. Движение наносов осуществлялось в пределах долины шириной около 4 км, поэтому площадь городков невелика. Однако они имеют продолжительную историю и свое лицо.
Разветвленное русло Мааса начинается от города Маасейк. Маасейк получил статус города в 1244 году. Он находится на бельгийской стороне Мааса, который разделяет здесь две страны.
Такое административное и дорожное обозначение имеет городок Маасейк. Справа пограничный столб 122 между бельгийской и нидерландской провинциями Лимбург.
Вход в город со стороны моста через Маас.
В музее археологии Маасейка показаны артефакты жизни людей в эпоху неолита, бронзового и железного веков. Римская дорога, проходившая через город, тоже оставила следы существовавшего здесь поселения. Более достоверная история города началась после основания монастыря Альденейк (Aldeneik) - старый дуб. Это произошло около 700 года.
В городе Маасейк и его окрестностях было несколько монастырей, которые с основания города многократно перестраивались и преобразовывались. Некоторые монастырские здания в наше время стали использоваться как учебные заведения, культурно -просветительские учреждения и выставочные залы.
Основанием города Maaseik послужил монастырь Альденейк, остатки которого находятся на окраине города. В городе несколько монастырей, которые многократно перестраивались, преобразовывались в церкви, затем снова в монастыри.
Среди них самые крупные: Монастырь св. Агнессы (Agnetenklooster), возник из Бегинажа в 1429 году, сейчас он переоборудован в отель;
Женский монастырь гроба Господня (Sepulchrijnenklooster), существовал с 1495 по 1520 год; Францисканский монастырь (Minderbroeders), позже был преобразован в монастырь урсулинок (Ursulineklooster); здания монастыря и Францисканской церкви (Minderbroederskerk) в настоящее время используются в качестве религиозной школы выставочного зала;
Церковь св. Якоба (Kruisherenkerk) - церковь паломников с интерьером в стиле рококо;
Церковь св. Екатерины (Sint-Catharinakerk) - главная действующая приходская церковь города.
Старинные дома XVII и даже XVI веков в этом городе не редкость.
Центральная площадь, как и почти во всех европейских городах, носит название Mark Platz (Торговая площадь).
Панорама площади Mark Platz.
Городу Маасейк приписывается рождение в нём великих нидерландских художников братьев Губерта (1370-1426) и Яна ван Эйк (около 1390-1441).
Братья Ян и Губерт Ван Эйк - живописцы первой половины XV века, основатели нидерландской живописи. Их творчество относят к эпохе раннего Возрождения, хотя во многом оно ещё остается средневековым. Современники считали работы Яна ван Эйка "новым искусством". А вот факт существования у Яна ван Эйка брата Губерта до сих пор подвергается сомнению. Высказываются предположения, что это был вовсе не брат знаменитого художника. Есть даже версия, что такой человек не существовал. Тем не менее, в городе Маасейк установлен памятник обоим братьям.
В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в средние века многие фламандские художники именовали себя с использованием названия места рождения (Ганс ван Аахен, Иероним Босх, Ян ван Эйк, что соответствовало местам рождения упомянутых художников - Аахен, Херцогенбош, Маасейк). А предлог "ван" переводится с фламандского как "из".
Памятник братьям Яну и Губерту ван Эйк на центральной площади города.
История с братом Губертом довольно запутанная. Его имя несколько раз упоминается рядом с именем Яна. Считается, что Губерт был намного старше и учил Яна мастерству живописца. Предполагают также, что над всемирно известным Гентским алтарем работали оба брата ван Эйк. Губерт начал работу, но в 1426 году умер, и его дело заканчивал уже Ян. Именно ему приписывается авторство Гентского алтаря. До нашего времени дошло довольно много работ Яна ван Эйка и сведений о его жизни.
На Марк Плац расположено старинное здание городской Ратуши, в котором и сейчас находится городское управление городом.
Здание Ратуши построено в 1827 году.
Перед зданием Ратуши стоит реконструированная колонна Perron, знак судебной власти, а также свидетельство предоставления в 1397 году городу Маасейк разрешения на торговлю и совершение правосудия. Оно было выдано льежским князем - епископом Жаном де Бавере.
По соседству с Ратушей расположена старейшая приватная аптека Бельгии, в которой сейчас расположен музей аптечного дела.
Самая старая приватная аптека Бельгии. В период 1704-1959 годы она принадлежала шести поколениям аптекарей. Тут можно увидеть шкаф для хранения ядов и выяснить, откуда происходит выражение "отмывание денег" в его буквальном смысле. Оказывается, посетители аптеки опускали монеты в специальную щель. Вечером грязные деньги дезинфицировались и мылись. После этого они снова были готовы к использованию.
В последнее время в Европе на улицах и площадях городов любят устанавливать памятники комическим и необычным персонажам. Не помню, новых памятников политикам, полководцам и прочим серьезным деятелям. А гротескные, юмористические скульптуры встречаются очень часто и вносят в городской пейзаж приятное разнообразие. Так и в городе Маасейк мы увидели несколько современных юмористических скульптур, сюжетно связанных с народными преданиями и обычаями.
Почти напротив старинной аптеки на Рыночной площади стоит необычная бронзовая скульптура "Bokkerijder" ("козлиный всадник"), которая была создана в 1994 году бельгийским скульптором Роландом Ренс (Roland Rens).
На круглом столе несколько книг, некоторые из которых могут раскрываться. На вершине стопки книг находится маленькая фигурка человека верхом на козе.
Согласно народной легенде, Bokkerijders называлась банда, которая в период 1734-76 годы занималась в южном Лимбурге грабежом состоятельные граждан и церковных приходов. Эти банды были чрезвычайно мобильными и появлялись почти одновременно в разных местах. Считалось, что бандиты отрекались от Бога, поклонялись Дьяволу, соблюдали строгую иерархию в своих рядах, обязались хранить молчание под пытками.
Суеверное население было убеждено, что банды "козлиных всадников" имели с дьяволом договор о возможности в ночное время проникать в город, защищённый стенами и массивными валами. Это им позволяли делать козы, чьи копыта не оставляли на земле следов и на чьих спинах они преодолевали стены бастионов с тем, чтобы посетить несколько мест в одну ночь. Население испытывало к "козлиным всадникам" симпатию. Считалось, что своей добычей они делились с бедными. Так выглядело в те времена торжество социальной справедливости.
Священные книги в средневековье особенно ценились как материальные носители религиозных текстов и философских знаний. Они хранились в церквах и монастырях и объяснялись пастве, среди которой преобладали бедные люди. Тем самым, книги были средством помощи бедным переносить нужду. В этом они сходны с благородной стороной деятельности банд Bokkerijders. Видимо, этим объясняется замысел установленной на площади скульптуры.
Другая скульптура "козлиного всадника" стоит во дворе здания городской библиотеки в качестве дара типографии Лимбургской почты (автор скульптуры неизвестен).
Видимо, легенда о "Bokkerijder" была очень распространённой, так как давала бедным людям какую-то надежду на помощь. В сферу деятельности банды входили и сопредельные с Лимбургом территории Германии. В наше время в некоторых городах Германии можно видеть изображения анекдотических и сказочных персонажей, вроде "Bokkerijder".
Пограничный с Нидерландами немецкий город Герцогенрат (Herzogenrath) имеет даже две скульптуры "Bokkerijder". Может быть, потому, что этот город когда-то дал бандам "козлиным всадников" несколько известных полевых предводителей (командиров)?
Любопытная скульптура из последних приобретений города Маасэйк это "Vlooienkoning" - "Блошиный король". Его создал скульптор Ян Прает по заказу карнавального общества города Маасэйк к 44-летию общества (11х4). Число 11 для карнавальных обществ является сакральным. Так, начало карнавальной поры происходит 11.11 (ноября) каждого года в 11 часов 11 минут. Начало карнавальных процессий (цугов) происходит уже в феврале тоже в 11 часов 11 минут.
Согласно легенде, оборванец - попрошайка улегся спать около ворот города. Под голову он положил свой сложенный кафтан, усыпанный блохами. Поутру он в спешке забыл кафтан. Охранник ворот заметил кафтан, который шевелился из-за обилия в нем блох. Он испугался, так как такое мог сделать только Черт. Он вызвал священника по имени Ваммес, который на глазах у изумленной толпы со словами "Черт, изыди" окунул кафтан в святую воду. Все блохи утонули в священной воде.
Связь блох с Чертом прослеживается и в куплетах Мефистофеля, которые он исполняет в кабачке Ауэрбаха (Гете "Фауст"). Для многих эти куплеты вспоминаются на музыку М. П. Мусоргского, "Жил, был король когда-то, при нём блоха жила...".
Скульптура карнавального Короля блох. Блохи символически изображены в виде маленьких человечков, любимцев этого короля.
Ещё одна саркастическая скульптура на тему людских слабостей.
Это работа уже знакомого нам бельгийского скульптора Роланда Ренса к 750-летнему юбилею города. Она называется "Четыре добродетели". Иронично изображены четыре аллегорических городских персонажа: Надменный, Ленивый, Жадный, Гордый.
Несмотря на такое современное внимание к памятникам "с чертовщиной", всё же важную роль в городе играют церкви. Среди них выделяется главная приходская церковь св. Екатерины (Sint-Catharinakerk). Сегодняшний облик этой церкви относится к 40-45 годам XIX века, до этого на её месте в разное время стояли несколько церквей, самая старая из которых датируется 1245 годом.
Это трёхнефная неоклассическая базилика с колокольней высотой 78 метров, увенчанной шпилем.
Колокольня и здание церкви св. Екатерины.
Главный портал церкви св. Екатерины. В нишах по обе стороны от входа в 1913 году установлены статуи апостолов Петра и Павла.
Неоклассический интерьер церкви св. Екатерины.
Барочный алтарь Успения Пресвятой Богородицы с мраморной статуей распятого Христа Пантократора, установлен в 1868 году. Его создание относится к XVII веку. Тогда он принадлежал католической церкви бельгийского города Динан.
Над входом церкви установлена деревянная галерея для хора с органом, украшенным резными украшениями. Она и орган заимствованы из предшествующей церкви XVIII века.
Боковой алтарь св. девы Марии и арочные окна внутреннего помещения церкви с витражами, изображающими двенадцать апостолов. Они относятся к 1869 году.
Этот боковой алтарь украшен мраморной статуей Святого Антония Падуанского.
Четыре исповедальни, вырезанные из дуба в стиле необарокко, относятся к 1871- 1897 годам.
В сокровищнице церкви св. Екатерины как драгоценная реликвия хранится самое старое Евангелие Бельгии "Codex Eyckensis", созданный в монастыре Альденейк (750-900 годы).
Большое значение в городе придаётся комплексу монастырских зданий Minderbroedersklooster (Францисканского монастыря).
На левой стороне улицы расположены здания Францисканского монастыря.
Самое большое здание бывшего Францисканского монастыря это церковь "Minderbroederskerk" (1644). В нише над входом стоит статуя св. Марии с младенцем. В настоящее время помещение церкви используется для художественных выставок.
Слева к зданию примыкает интернат и школа урсулинок.
Есть в городе Маасейк и современный квартал Kloosterbempden (2008), примыкающий к монастырским зданиям комплекса Minderbroedersklooster.
Торговый, выставочный и развлекательный центр Kloosterbempden включает в себя более двадцати магазинов, офисов и жилых помещений, большую платную парковку, гараж, просторное, озеленённое открытое пространство.
Из бельгийского Маасейка по другому берегу Мааса вниз по его течению через несколько километров можно попасть в небольшой нидерландский город Стевенсвеерт (Stevensweert). Тоже провинция Лимбург, но уже нидерландская. Гидрографические условия городка ещё более сложные, чем у его бельгийского соседа.Он расположен на острове, между старым и новым руслами Мааса. Справа от него - канал Юлианы.
Излучины и старицы в долине реки Маас у Стевенсвеерта.
В 2016 году город отпраздновал свой 750-летний юбилей. Однако еще римские следы здесь обозначились бесценной находкой. В 1943 году в пойме Мааса был обнаружен канфар из Стевенсвеерта - серебряная чаша весом примерно 0,5 кг с рельефным рисунком на ней. Чаша находилась в семье нашедшего и его наследников. Наконец ее решили продать за 125 гульденов, цена, немного превышающая стоимость серебра, из которого она сделана. Новый владелец провел экспертизу, которая выявила, что эта чаша греко-римского происхождения, редкостная археологическая находка, которая не имеет цены. Последующие судебные разбирательства, вплоть до Верховного суда Голландии, определили, что ни продавец, ни покупатель, не представляли себе истиной стоимости чаши, поэтому никто никого не вводил в заблуждение. Последний владелец остался собственником канфара из Стевенсвеерт. Теперь эту находку можно видеть в Неймегене, в Valkhof Museen.
Во время Восьмидесятилетней войны за независимость Нидерландов от испанской короны в городе Стевенсвеерте испанцы построили семиугольный бастион с пятью равелинами. Он частично сохранился и частично восстановлен сегодня. Это - памятник XVII века.
Так задумывалась крепость, окруженная земляными валами и водными защитными преградами.
Историческая дорога вокруг Стевенсвеерта начинается сразу при въезде в город.
Очертания крепости можно видеть и на табличке, вмонтированной в мостовую. Здесь же отмечен год основания крепости (1633).
Пушка на берегу Мааса и пограничный столб на равелине - мирная граница сегодня и оборонительная граница в прошлом.
Просторы основного русла Мааса и окружающий водоем.
Гидрологический пост с рейкой для измерения уровня воды на Маасе.
Внутри крепости. Видна церковь св. Стефания.
Земляные валы и водные защитные преграды.
Водонепроницаемая шпунтовая стенка защищает дорогу в город от воздействия воды.