Это уже мое третье посещение Страсбурга. В прежние два старый Страсбург был главной целью поездки. В этот раз основной целью было ознакомление c организациями европейского союза (ЕС), размещёнными в Страсбурге, по программе института имени Густава Стреземанна (GSI), При этом предусматривалось и посещение достопримечательностей исторической части города. Я попыталась в этом очерке, используя впечатления и материалы прежних поездок в Страсбург, дополнить и обобщить их на основании этой последней. Рассказ о Европейском квартале Страсбурга выделен в отдельный очерк.
Помимо знакомства со Страсбургом были поездки по некоторым провинциальным городам Эльзаса и экскурсия в одну из крепостей линии Мажино. Им также посвящены отдельные очерки.
В этот раз мы ехали по левому берегу Рейна, незаметно оставили за собой границу, по французской территории добрались до Страсбурга.
Расположение Страсбурга, его исторической части, Европейского квартала, водной системы рек Рейн и Илль можно видеть на карте.
I- историческая часть Страсбурга (остров между рукавами реки Илль),
II - Европейский квартал Страсбурга,III - река Рейн.
Страсбург - административный центр региона Эльзас. Неразлучная парочка - Эльзас и Лотарингия всегда была разменной монетой в разборках между часто враждующими соседями. Здесь, как нигде, чувствуется состязание "острого галльского ума" и "сумрачного германского гения".
Известный еще со времен Римской империи, Страсбург входил в состав свободных городов Священной Римской империи германского народа. В 1697 году он был аннексирован Французским королевством. В результате Франко-Прусской войны был присоединен к вновь образованной Германской империи со статусом столицы Эльзаса и Лотарингии. Первая мировая война вернула Страсбург Франции. Вторая мировая привела к оккупации города и жесткой политике онемечивания. Очередное поражение Германии вновь вернуло Страсбург Франции. Каждый раз менялся флаг, оплакивались жертвы и разрушения, восхвалялось то, что прежде осуждалось.
Немцы любят сопоставлять количество изобретений. За ними изобретение велосипеда, фирма Бенц с первым автомобилем, изобретение холодильника, стиральной машины (фирмы Бош, Милле), первые электрические лампочки, правда, без технологии вольфрамовой нити, и многое другое. Французам принадлежит бесспорный патент на изобретение гильотины и спорные патенты на изобретение кинематографа и подводной лодки. Это в прошлом, а в наше время общей европейской нормой является использование новейших технологий для обыденных нужд людей. Соревнование в этом между соседними странами утратило националистический характер и стало чисто рыночным явлением.
Одним из примеров инновационного внедрения новых технологий в Страсбурге является городской трамвай. Трамвайный поезд имеет нарочито футуристический вид. Это сделано для того, чтобы жители не относились к этому виду транспорта как к чему - то устаревшему. Трамвай проникает и в историческую часть города. Видимо поэтому, я не видела здесь распространённых в других туристских городах экзотических извозчичьих пролёток и карет.
Этот трамвай позволяет туристам любоваться городом через окна во всю стену. Низкая посадка трамвая и отсутствие стыков в местах сочленений рельсов исключает привычное громыхание вагонов при движении. На таком трамвае можно не только быстро и без осложнений добраться до нужного места, но и удобно осматривать город.
В настоящее время протяжённость сети трамвая составляет около 60 км, действуют несколько десятков станций (одна их них подземная).
Страсбургский трамвай на улицах города.
Под стать футуристическому дизайну страсбургского трамвая и архитектурное оформление этой трамвайной остановки в центре старого города.
Трамвай занял подобающее ему место. Конная тяга с ее лошадиными силами ушла в историю, зато появился новый индивидуальный вид транспорта - электрический самобалансирующий самокат "Сегвей" (Segway)на двух колёсах. Он превращает своего владельца в "продвинутого" пешехода, позволяя ему перемещаться быстрее, дальше, с меньшей затратой физических сил.
>
Моторизованные молодые люди около Страсбургского собора.
Современно выглядит и Страсбургский железнодорожный вокзал. Построенный изначально в 1883 году, он был реконструирован в 2006 - 07 годах, оснащён современным оборудованием, включая подземное отопление, и накрыт стеклянным колпаком в форме гигантского эллипсоида.
Железнодорожный вокзал в Страсбурге.
О других современных архитектурных достопримечательностях города я расскажу в очерке о Европейском квартале Страсбурга, а сейчас перейду к исторической части города.
К нашему удивлению, первых, кого мы увидели в старом городе, были солдаты в полном армейском прикиде. Что это? Мы попросили разрешения одного из них сфотографировать. Нет проблем!
Вот такой добрый молодец обеспечивает покой Европы. Может быть, он солдат Иностранного легиона, квартирующего в Страсбурге?
Старый центр города расположен на так называемом "Большом острове", образованном двумя рукавами реки Илль, притока Рейна. Начиная с этого места Илль судоходен, что и обеспечивало всегда значимость Страсбурга как гавани на важнейшей речной транспортной артерии, каковой до сих пор является Рейн. Значение Страсбургского порта особенно выросло во время континентальной блокады, объявленной Наполеоном Англии. Морские перевозки были заморожены, а речные приобрели особую значимость.
Карта Большого острова с указанием основных достопримечательностей. На острове находится старый город, главный магнит для туристов. К старому городу за пределами остова, к северу-востоку от него примыкает исторический "Немецкий" квартал, центром которого является площадь Республики (Republiqe).
Центр города находится под охраной ЮНЕСКО. С самого начала удивляет гражданская архитектура. Обычно это трех-четырех этажные дома с каменным первым этажом и двумя-тремя этажами фахверковой постройки. Дальше следует чердачное помещение высотой часто еще в два-три этажа, крытое черепицей, с многочисленными небольшими окнами. Такая высота чердака и эти окна были необходимы средневековым кожевенникам для просушки кож. Этот промысел был распространен в городе, что и создало своеобразный эльзасский архитектурный стиль.
Фахверки старого Страсбурга.
В месте разветвления реки Илль на рукава в XVII веке была построена плотина по проекту знаменитого французского инженера-фортификатора Себастьяна Вобана. Он строил крепости в Бульоне, Динане, Намюре, Лилле. Там это был своеобразный типовой проект, крепости, расположенные на высших отметках местности. Здесь другое - это укреплённая в военном отношении плотина. Она регулирует уровень воды в городе и выше его, обеспечивает возможность затопления подступов к городу и создания водной преграды. Воистину, нетрадиционно мыслящий инженер.
Крепость - плотина Себастьяна Вобана.
Центр соединен с периферией многими мостами. Ниже плотины Вобана находятся так называемые "Крытые мосты". Один из них Вороний знаменит тем, что с него топили в железных клетках убийц, воров и неверных жен, о мужьях речь не шла. Когда-то они были действительно крытыми, но потом крыши сгорели, а название осталось. Около них находятся три башни, одна из которых была тюрьмой и подсобным помещением палача, где хранились его орудия деятельности.
Напротив башен расположен район "Малая Франция" (Petite France). Это живописный комплекс фахверков, служивших в XVI веке госпиталем для лечения солдат, больных "французской болезнью". Название, очевидно, придумали добродетельные немецкие бюргеры.
Один из бывших Крытых мостов с башнями.
Река Илль двумя рукавами растекается, омывая остров, на котором расположен старый Страсбург. На нижнем снимке - южный рукав. На верхнем - северный рукав реки.
Рукава реки Илль используются для движения речных судов.
Рядом с Малой Францией, южнее её, находится первая протестантская в Страсбурге церковь св. Фомы (Eglise St. Thomas).
Церковь св. Фомы (Томаса).
Любопытна Старая церковь св. Петра (Les eglies St. Pierre-Le-Vieux). Её строительство началось в XIV веке и в дальнейшем в виде достроек и переделок продолжалось до XIX века. В честь достигнутого после Тридцатилетней войны примирения католиков и протестантов одна из ее башен увенчана крестом, другая - петухом. Эта церковь непосредственно примыкает с севера к "Малой Франции". Её фотоизображение можно посмотреть в мобильном приложении " путеводители Культ-Турист".
На другой стороне северного рукава реки находится римско-католическая церковь св. Иоанна, построенная в XV веке.
Церковь св. Иоанна Крестителя.
Военное прошлое Страсбурга отражено в многочисленных памятниках. Тут и "Железный человек" в латах на площади, где собирались по набату, тут и генерал Жан-Батист Клебер, участник Египетского похода, оставленный в Египте Наполеоном и коварно убитый мусульманами.
Памятник генералу Ж-Б. Клеберу на площади, носящей его имя. Покоренный сфинкс у его ног. Гордый генерал, а также сфинкс, необъяснимым образом притягивают этот хипповый народец.
Этот крокодил - символ ресторана, тоже имеет отношение к генералу Клеберу. Его привез слуга генерала его родителям. Крокодила стали показывать, как диковинку, и он вошел в интерьер города.
Не забыт и французский маршал (звание присвоено посмертно) Филипп Леклерк, граф де Отклок, освобождавший Страсбург в сорок пятом. Леклерк сменил свою аристократическую фамилию, чтобы не причинять вреда семье, оставшейся в оккупированной Франции. Бежав из немецкого плена, он вступил в ряды "Сражающейся Франции" в Англии. Воевал в Африке, освобождал Париж. В американской форме, командуя 2-ой бронетанковой дивизией, с личным составом, составленным на 99% из африканцев, вооруженных американской техникой, он освобождал Страсбург. Леклерк погиб в авиационной катастрофе в Алжире, в 1947 году.
Памятник маршалу Филиппу Леклерку.
Интеллектуальное противостояние Германии и Франции просматривается в памятнике Гуттенбергу. Немец, уроженец Майнца, изобрел наборный печатный станок, но реализовать на родине свое изобретение не сумел. В Страсбурге нашлись спонсоры и тут-то всё и свершилось: станок заработал, была отпечатана первая Библия, началась новая эра. Сейчас есть мнение, как мне кажется интересное, что эры в истории человечества нужно выделять по способу обмена информацией. Сначала изустная, далее письменная, после Гуттенберга печатная, теперь виртуальная. Следуя этой классификации, мы живем на излете печатной эры.
Памятник Гутенбергу на площади его имени. Здесь Гутенберг реализовал свое изобретение, создав коллизию: кому принадлежит честь изобретения книгопечатания - немцам или французам (хотя есть конкурент и в Нидерландах).
На площади Гутенберга находится здание торгово-промышленной палатыпостройки 1585 года. Его высокая крыша со слуховыми окнами делают его типичным для Страсбурга. Какое-то время в этом здании находилась ратуша. В начале Французской революции при штурме ратуши толпой здание было сильно разрушено. В дальнейшем после восстановление в нем находились торговая палата, таможня, торговая биржа. С тех пор его стали называть новое строение (Neubau).
Торгово-промышленная палата .
Достопримечательности на "Большом острове" и "Немецкий квартал" за его пределами в своей архитектуре отражают периоды прежней государственной принадлежности Страсбурга.
"Немецкий квартал" застроен после Франко-Прусской войны (семидесятые годы XIX века) помпезными зданиями в стиле ампир, a la Берлин того времени. Это императорский дворец Вильгельма I, широкая перспектива площадей, цветников, аллей, доходящая до Университета. Вильгельм I умер раньше, чем был построен дворец, зато в нем живал его внук, Вильгельм II. Судя по этим постройкам, немцы вели себя в Страсбурге не как оккупанты, а как рачительные хозяева.
Страсбургский университет был основан в 1538 году. Его престиж высок и сейчас. Он выпустил 18 лауреатов Нобелевской премии. А если заглянуть в историю, то список его студентов и выпускников составляет золотой фонд европейской культуры и науки. Среди них: И.В. Гете, немецкий поэт, философ; Клемент Меттерних, австрийский государственный деятель; Н.Д. Папалекси, физик, основоположник российской радиоастрономии; Луи Пастер, французский химик, биолог; В.К. Рентген, немецкий физик; А. Швейцер, немецкий философ, врач; Майкл Дебейки, американский кардиолог; Роберт Шуман, французский политик, один из основоположников ЕС; Ж-К. Юнкер, премьер-министр Люксембурга, председатель Европейской комиссии и даже М. Саакашвили, бывший президент Грузии.
После Первой мировой войны на площади Республики (так называется сейчас главная площадь Немецкого квартала) воздвигнут аллегорический памятник: мать с двумя павшими сыновьями, один пал за Францию, другой за Германию. На пьедестале высечены даты: 1914-1918, 1939-1945, 1945-1954, 1952-1962. Места на пьедестале еще много.
Памятник жертвам последних войн. Его автор Леон-Эрнест Дривье. Памятник называют "светской Пьетой". Скорбящая мать символизирует Страсбург. Сыновья, воевавшие друг против друга, немец и француз, без униформы. Смерть их примирила.
Рейнский дворец - императорский дворец в Немецком квартале на площади Республики (раньше - Кайзерплац).
Университетская библиотека на площади Республики. Ее фонд в большой мере состоит из частного собрания Вильгельма I.
Здание бывшей немецкой администрации министерства Эльзас-Лотарингия. Сейчас - здание префектуры.
Культурную жизнь Страсбурга достойно представляет Национальный театр.
Здание Национального театра.
Говоря о бурном прошлом Страсбурга, нельзя не вспомнить Руже де Лиля, создателя Марсельезы. Музыку и слова он написал за одну ночь, когда из Страсбурга готовилось вторжение Наполеоновской армии в Германию. Ноты были распространены, но песню как-то не приняли. А спустя некоторое время она получила огромный резонанс в Марселе. Интересна судьба самого де Лиля. Больше он ничего ни музыкального, ни поэтического не создал, хотя прожил долгую жизнь. Он не принял Наполеона, отказался воевать на его стороне, отказался от его пенсии. Жил в нищете. Принял пенсию только от реставрированного Бурбона. О нем пишет Цвейг, как о "гении одной ночи". Кстати, в Страсбурге есть проспект Марсельезы.
В Страсбурге, конечно, много музеев. Это музей Эльзаса, исторический, изящных искусств, археологии, прикладного искусства, современного искусства. Ни в одном музее мы, к сожалению, не были, но хотелось бы. Особенно в музее современного искусства. Там находится работа Ж. Брака (первая работа в кубическом стиле), работы уроженца Страсбурга художника-сюрреалиста и скульптора Ганса Арпа (основоположника дадаизма), работы Пикассо, Родена, Либермана, Кандинского, Клее, Макса Эрнста.
Некоторые музейные объекты города являются действующими заведениями. Таковы аптека "Олень", существующая с XIII века, ажурный дом "Коммерцеля" - ресторанчик - бонбоньерка с 75 окнами, гостиница "Вороний двор", дошедшая в неизменном виде с тех пор, когда в ней останавливались Вольтер и прусский король Фридрих Великий, площадь "Рынка молочных поросят".
Дом Каммерцеля (тёмный слева) расположен на Соборной площади. Это самое известное светское здание в Страсбурге. Построенное в XVI веке, оно меняло хозяев, убранство, предназначение. Сейчас его стены украшают фрески, выполненные из резного дерева библейские и мифические персонажи, знаки Зодиака, христианские добродетели.
И, наконец, знаменитый Страсбургский собор Нотр Дам. Он определяет облик старого Страсбурга. Сразу замечу, в этот раз нам внутрь собора попасть не удалось: слишком насыщенная была программа. Поэтому фотографии интерьера собора привожу из материалов прежних моих посещений.
Страсбургский собор, построенный из красного песчаника, в интерьере старого города.
У Собора одна ажурная башня-колокольня высотой 142 метра. Вторую, симметричную первой, побоялись строить из-за слабости грунтов.
Такую колокольню можно сфотографировать с земли только на значительном от неё удалении в створе улицы "Рю Мерсье".
Римские и романские фундаменты, использованные для начала строительства, еще в романском стиле. Затем открытие готики, как инженерного решения. Силовая нагрузка воздействует не на стены, а на колонны, контрфорсы, аркбутаны, нервюры. Стены свободны для хрупких витражей. Вертикальные элементы дают возможность сооружению взметнуться вверх. Это, несомненно, революция в строительстве. В этом соборе все строительные элементы ничем не задрапированы, а представлены для обозрения, как внутри собора, так и снаружи.
Собор в Страсбурге начали строить несколько раньше, чем собор в Кёльне. Эти соборы часто сопоставляют, так как здесь можно наблюдать историю развития готической архитектуры в ее французском и немецком представлении. Это архитектура Верхнего и Нижнего Рейна. Очевидно тяготение немцев к воздвижению башен и обильному украшению фасадов.
Внешние несущие конструкции собора.
Обилие пустот между силовыми элементами создает впечатление воздушности. На этот костяк накладывается убранство: скульптура, арки витражей, порталов, колонны. Собор строился очень быстро, каких-то 160 лет (Кельнский собор строился почти 800). Говорят, это первый собор, который строился по чертежам. Его архитектором был немец Эрвин фон Штейнбах (1284-1299). Строили собор цеха каменщиков Страсбурга и Фрайбурга. Поэтому великие соборы, которые они создавали, имеют общие черты, характеризующие время, верования, технические и материальные возможности. Одновременно они различны, потому что их создавали мастера - творцы.
Учитывая, что публика в XIII-XV веках была, в основном, неграмотная, для внушения святых истин использовалась "наглядная агитация". Это скульптурные сцены, иллюстрирующие Ветхий и Новый завет. Я думаю, что нет ни одного значимого сюжета, не нашедшего отражения в этой каменной книге. Работы над разными композициями выполнялись разными артелями резчиков. Некоторые работали в "академическом" стиле, некоторые в более "народном". Особенно выразителен портал, посвященный сюжету "девы разумные и девы неразумные". Девы разумные стоят рядом с Христом, держат в руках свитки и лампады, а неразумные с любопытством засматриваются на горделивого Дьявола-искусителя с яблочком в руке и не видят, что по его спине ползут лягушки и змеи.
Левый портал фасада. Над входом - сцены из первых глав Нового Завета. Справа и слева от входа - фигуры Добродетелей, поражающих порок.
Композиция центрального портала фасада. Над дверным проёмом - фризы со Страстями Господними. В центре - Божия Матерь с младенцем. Статуи, обрамляющие портал, изображают десять пророков.
Правый портал фасада. Над входом - сцены Страшного Суда. Слева: Дьявол и девы неразумные. Справа: Христос и девы разумные.
Все три портала фасада собора.
Портал капеллы Сен-Лоран - образец пламенеющей готики. В центре - скульптурная группа "Мученичество св. Лаврентия", слева - статуя Мадонны с младенцем, справа - фигура св. Лаврентия.
Знаменитая Роза-витраж снаружи и изнутри. Роза главного фасада имеет диаметр 14 метров. Ее создал в так называемом "лучистом стиле" Эрвин фон Штейнбах в 1280 году.
Молодой Гете восторженно писал о Страсбургском соборе: "Как создания вечной природы, здесь все -- до тончайшего стебелька -- является формой и отвечает целому. Как легко возносится в воздух прочно заложенное, огромное здание, столь прозрачное и все же рассчитанное на вечность! Твоим поучениям, о гений, обязан я тем, что у меня не закружится голова перед твоими отвесами, и что и в мою душу попала капля того сладостного покоя, какой вкушает дух, созерцая свое творение, могущий, подобно Богу, сказать: да, оно прекрасно".
Интерьер собора это, прежде всего витражи XIII-XIV веков. Сюжеты их - снова Библия, мученики, святители, императоры Священной Римской империи германского народа. В алтаре витраж с изображением Богоматери, хранительницы города. Во время последней войны его не вынимали и он, как раз, и был разрушен. Сейчас, конечно, восстановлен. За свою долгую жизнь собор подвергался, как намеренным разрушениям, так и случайным. Это времена Реформации и просто войн. Поврежденное реставрировалось, создавались копии, которые устанавливались на место, а оригиналы находили упокоение в музее собора. Судя по именам строителей собора, это были немцы и французы попеременно. Просматривается корреляция между именами и флагом, который в это время реял над городом. Дискриминация по национальному признаку не есть изобретение нашего времени. Одновременно такая дискриминация позволяла обмениваться строительным опытом. Была еще одна дискриминация, но более обоснованная. Около жилого дома, рядом с собором, стоит колонна. Претендент на работу в строительстве собора должен был протиснуться между колонной и домом. Ширина прохода - это расстояние между украшениями собора - средневековый тест на профессиональную пригодность.
Мерило для найма на работу в строительстве собора.
Интерьер собора достоин восхищения. В нем сосредоточены художественные ценности, созданные лучшими мастерами своего времени.
Замечательна филигранная кафедра, сделанная специально для известного проповедника Гайлера из Кайзерберга. С ней связана такая легенда: чтобы снизить пафос главного сюжета о Деве Марии, автор кафедры скульптурно изобразил маленькую собачку, которую брал с собой на проповеди Гайлер. Собачка мирно спала, но когда проповедь затягивалась, прихожане начинали ее беспокоить. Собачка начинала скулить. Это было сигналом для окончания проповеди. Признаться, я эту собачку в узорах резной кафедры найти не смогла.
Резная кафедра собора.
Алтарный свод собора
Заслуживает внимания выразительный рельеф XV века "Гефсиманский сад".
Сюжет "Моление о чаше" барельефа "Гефсиманский сад".
Интереснейший экспонат собора - астрономические часы. В последнем своём облике они относятся к XVI веку. Это плод работы астрономов, математиков, механиков, художников, резчиков и др. Здесь движутся светила, определяющие годы и месяцы. Часы, помимо стрелок, обозначают движение фигурок апостолов и смерти. Христос каждый час прогоняет смерть, а в полдень благословляет собравшихся под часами.