Из Германии достаточно пересечь Бельгию с востока на запад, и вы уже в Лилле.
Лилль в переводе с французского это "остров", а вернее, междуречье рек Дель и Ли, бассейна Шельды. Этот пограничный город, расположенный на водном пути, всегда был объектом крутых исторических разборок. В течение времени здесь менялось всё: правители - в соответствии с расстановкой политических сил и законами наследования, архитектура, как история в камне - в соответствии с достижениями инженерной мысли и модными пристрастиями, реки превращались в каналы и соединялись в водные системы по велению, как принято сегодня говорить, "хозяйствующих субъектов".
Из немецкого Аахена - 350 километров по Бельгии. Распаханные поля, пересечения автострад, городки, промышленные предприятия. Мы находимся в географической зоне широколиственных лесов. Теперь ничто не напоминает об этом. Местность скорее похожа на степь. А ведь Карл Великий в 792 году учредил должность "Королевского лесничего". Эту должность он пожаловал Лидрису - легендарному основателю Лилля, который получил болотистые и лесистые ленные владения по левому берегу Шельды.
Энциклопедия Брокгауза и Эфрона утверждает, что Лилль начался с замка, построенного в 863 году Бодуэном I по прозвищу Железная рука, основателю династии графов Фландрских. Ю. Бужор, полагает, что Бодуэн (Балдуин) был инвалидом с железным протезом руки (www.world.lib.ru/j/jurij_j_b/korolxch2.shtml). В этом я не уверена. До поры высоких технологий в протезировании было еще очень далеко, но железная хватка была явно присуща этому человеку. Авантюрное похищение дочери короля, интриги с женитьбой, получение обширных земель в приданное, способность на полученных землях противостоять натиску норманнов, все это говорит о незаурядной изобретательности, смелости и расчетливости этого человека. В Лилле сейчас существует небольшая часть герцогского замка, сохранившаяся после пожаров.
Позднее история наполняется более достоверными фактами. Бодуэн IV по прозвищу Бородатый в начале ХI века основал Дюнкерк и возвёл крепостные стены вокруг Лилля. Комтесса (графиня) Жанна Фландрская в 1236 году построила больницу и сиротский дом - первую богадельню в Европе. В сохранившемся здании находится музей.
1. Первая богадельня Европы, основанная комтессой Жанной.
(Примечание. Эта и большинство других фотографий, иллюстрирующих текст, заимствованы из Википедии, Google "Планета Земля" и рекламных туристских интернетовских проспектов).
Примерно к этой же эпохе относится ансамбль зданий во фламандском стиле с острыми треугольными фасадами (шеями) - дом престарелых для тринадцати человек. Вряд ли, только эти тринадцать стариков нуждались в заботе. Наверно, милосердие было хорошо подкреплено материально. Сейчас в этой скромной обители престарелых помещается пятизвездочный отель.
В ХV веке заключается судьбоносный брак Маргариты Фландрской и Филиппа Бургундского, в результате которого графство Фландрия вошло в состав герцогства Бургундского. Известно, что Филипп Добрый перенес столицу герцогства из Дижона в Лилль. Здесь, в 1454 году, на "фазаньем пиру" он принес клятву отвоевать Константинополь у неверных. В ХVI веке, опять же в результате высоких бракосочетаний, Лилль становится частью Габсбургского наследства. Подчинение далеким испанским властителям, в то время как соседняя Франция проявляет чрезвычайную политическую и военную активность, закончилось очередной осадой Лилля войсками Людовика ХIV и Аахенским миром 1668 года. По этому миру за Францией закреплялся Лилль и некоторые прилегающие территории в обмен на области на Пиренейском полуострове, ранее ей принадлежавшие. Причастность Людовика XIV к судьбе города отражена роскошными триумфальными Парижскими воротами, достойными Короля - Солнце, и цитаделью, построенной по высочайшему повелению, знаменитым фортификатором и инженером Вобаном. Король - Солнце догадывался, что война, которую он выиграл, не будет последней.
2. Парижские ворота.
Цитадель Вобана является классическим фортификационным сооружением. По форме это пентагон с равелинами и именными бастионами - Анжу, Королева, Тюренн, Дофин, Король. Между ними проходят куртины с воротами, направленными в разные стороны. Осажденные в цитадели имели все необходимое для жизни, ведь citta della в переводе с итальянского это "маленький город". Проект Вобана считается настолько совершенным, что до сих пор его цитадель называют "Королевой цитаделей". Крепость защищена высокими стенами и водными преградами. Сейчас она окружена поясом городских парков, но по прежнему труднодоступна для посещения. Здесь дислоцируются военные подразделения НАТО - французский корпус быстрого реагирования. Во время последней войны около цитадели были расстреляны участники сопротивления. Память об этом событии закреплена в камне.
3, 4. Виды на цитадель (фото из программы Google "Планета Земля").
Пограничное положение Лилля обеспечило ему бурную историю. Он одиннадцать раз подвергался осаде. В осаде войсками Людовика XIV принимал участие мой девичий кумир, королевский мушкетер Д"Артаньян. В юности я не думала, что гениальная фантазия Дюма имеет реальную основу. Тем не менее, это так. Следы жизни Д"Артаньяна существуют в Гаскони и в Париже. За многочисленные заслуги в выполнении самых неординарных королевских поручений и беспримерную отвагу во время войны с испанцами Д"Артаньян был назначен губернатором Лилля. Экскурсоводы показывают дом, где проживал губернатор - Д"Артаньян. Чиновничья карьера не могла удовлетворить этого романтика. Через пять лет труба франко-голландской войны снова позвала его в бой. На этот раз последний. Д"Артаньян был убит при осаде Маастрихта. В 2003 году около крепостной стены Маастрихта был открыт памятник, созданный русским скульптором А. Таратыновым.
5. Памятник Д" Артаньяну в Маастрихте.
По фантазии Дюма около Лилля была казнена Миледи, злодейка из "Трех мушкетеров", реальным прототипом которой была графиня де Ля Мот. Но это уже отдельная история.
И еще одна война, на этот раз с Австрией. И еще одна осада и успешная оборона. И еще один памятник, поставленный в 1845 году в честь событий 1792 года на главной площади города. Это колонна Богини, окруженная фонтаном. Колонну венчает пафосная женская фигура с запальным фитилем в руке. Может быть, именно она запалила взрыв французской революции? Другой рукой Богиня показывает на надпись на постаменте: "Таков был ответ мэра Лилля, Андрэ, который отказался сдать осажденный город". Говорят, моделью Богини послужила жена мэра. Авторы памятника архитектор Шарль Бенвинья и скульптор Теофиль Бра.
6. Богиня
7. Гран плас или площадь Шарля де Голля .
Теперь главная площадь Лилля носит имя Шарля де Голля. Несмотря на то, что семья жила в Париже, де Голль родился в Лилле. Здесь есть посвященный ему музей. С именем де Голля связаны еще две войны - Первая и Вторая мировые и послевоенная история Франции. Во время этих войн Лилль был оккупирован немцами.
Еще один персонаж удостоен конного памятника в Лилле. Это генерал- губернатор Сенегала Луи Фадерб. Мои знания истории Сенегала не простирались дальше чем "Крокодилы, пальмы, баобабы и жена французского посла". Теперь мне известно, что Луи Фадерб - представитель цивилизованного колониального правительства середины ХIХ века, которое навсегда рассталось с работорговлей, построило в джунглях железные дороги, основало Дакар и объявило жителей некоторых провинций Сенегала французскими гражданами. Фадерба позвала в Лилль труба еще одной войны, на этот раз Франко-прусской. Позвала тогда, когда уже пал Седан и исход войны был предопределен. Будучи депутатом парламента, он ушел в отставку в знак протеста против антиреспубликанской политики. Фадерб является автором научных трудов по географии и этнологии Африки. Эти труды записывает муза Клио.
8. Памятник Луи Фадербу
Однако, достаточно о войнах. Лилль успешно развивался, находясь на пересечении водных и сухопутных дорог. В средние века здесь процветала текстильная и швейная промышленность, основанные на переработке английской шерсти. Отсюда активность англичан в поддержке тех или иных сил в разные времена. Не менее известны, чем брюссельские, лилльские кружева и тюль. С давних времен Лилль является крупным торговым центром. Для совершения сделок на главной площади было построено импозантное здание Старой биржи. В этом здании используется интересный оптический эффект - лучи солнца проходят через четыре проема ворот и освещают лавки антикваров.
9. Старая Биржа, внутренний дворик.
В Лилле находится Северный университет Франции. Деканом факультета естественных наук в нем был Луи Пастер. Здесь он совершил свои открытия в области виноградного брожения и обнаружения его бактериальной природы. Здесь же он пришел к выводу, что "В бутылке вина больше философии, чем во всех книгах", а также, что "Удача выбирает того, кто к ней готов". Позднее в институте, носящим имя Пастера, была создана противотуберкулезная сыворотка. На одной из площадей Лилля стоит памятник Пастеру, человеку, который считал, что "несчастны те люди, которым все ясно".
"Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов..." - да, да, это родилось здесь, в Лилле. Рабочее движение после падения Парижской коммуны выдало миру текст Эжена Потье, а позднее музыку к Интернационалу, сочиненную лилльским слесарем и любителем музыки, Пьером Дегейтером. Это имеет свою историю. Интернационал стали исполнять, что повлекло за собой репрессии. П. Дегейтер издал ноты, но назвал только свою фамилию без имени, а сам вынужден был уехать в Бельгию. Этим воспользовался его брат Адольф и, то ли в корыстных целях, то ли по принуждению, объявил себя автором Интернационала. Потом разразилась первая мировая, Адольф попал в плен и там покончил с собой, предварительно написав брату покаянное признательное письмо. Пьер это письмо получил только после окончания войны. Интернационал триумфально распространился по миру, естественно, получив особое признание в Советском Союзе. По случаю десятилетнего юбилея СССР Сталин пригласил коммуниста П. Дегейтера в Москву, где ему была назначена персональная пенсия. Эта пенсия стала для него главным источником существования до конца жизни. Сейчас в Лилле около триумфальной арки Короля Солнце установлена памятная доска рабочему движению и создателю его гимна. Идея "разрушить мир насилья до основанья, а затем..." пока не принесла счастья ни одной отдельно взятой стране.
Сегодня Лилль - столица региона Нор-Па-де-Кале. Одновременно это динамично развивающийся город, получивший дополнительный импульс в связи с постройкой железнодорожного туннеля под Ламаншем. Лилль находится в 40 минутах езды от Брюсселя, в часе от Парижа и двух часах от Лондона. Современный железнодорожный вокзал "Европа" обеспечивает дальнюю и ближнюю связь в европейском масштабе и внутри города. Это железная дорога, метро, магазины, конференц-залы - удобно, рационально, эстетично. Приверженность жителей Лилля прогрессу определила постройку первой в мире полностью автоматической линии метро и ее уже многолетнюю эксплуатацию. Сегодня говорят о Большом Лилле с населением более миллиона человек. Он образовался как конгломерат близлежащих французских и бельгийских городов, прилегающих к границе. Возможность работать в любой стране Евросоюза обеспечивает бельгийцам и французам более широкий рынок труда.
В архитектуре Лилля прочитывается его история. Это фламандский стиль - кирпичные постройки с высокими треугольными или ступенчатыми "шеями", объединение фасадов нескольких домов в единый ансамбль, любовь к беффруа - башням. Эти высотные доминанты являются символом величия, соединяя в себе функции колокольни, часовой башни и смотровой площадки. Причем, фламандский стиль это не архаизм, а вполне современное направление в архитектуре. Примеры таких доминант торговая палата и здание муниципалитета - отель-де-Вилль, построенные в конце двадцатых годов прошлого века. Башня отеля- де-Вилль достигает 105 метров. Старый центр города тесно застроен. Узкие, кривые средневековые улицы создают большие трудности для движения крупногабаритного туристского автобуса. Старый центр предназначен, в основном, для пешеходов.
10. Торговая палата
11. Отель- де - Вилль и его башня (беффруа)
Дань времени - барокко встречается в своем сдержанном фламандском виде. Зато гражданское строительство ХIХ века, характерное для Парижа, с ажурными коваными решетками и мансардами представлено очень широко. Очень хороши здания в стиле арт нуво, то, что в России называют модерн. Их немного, но они создают атмосферу респектабельности и комфорта. К ним относятся здания Оперного театра и Музея изящных искусств. Фасад Оперного театра украшен скульптурным изображением Аполлона, окруженного музами. Симметрично расположены аллегории трагедии и музыки.
12. Здание оперного театра.
13. Здание музея изящных искусств.
Музей изящных искусств был главной целью нашей поездки. Он основан еще до Французской революции. После революции его собрание значительно увеличилось. Наполеон провозгласил идею приближения искусства к народу и осуществил ее за счет пополнения музея "конфискатами" из Версаля, Лувра, частных собраний эмигрантов и произведений искусства, экспроприированных у церкви. На первых порах для музея использовали капеллу, потом коллекция находилась в мэрии. В1885-92 годах по проекту Э. Берара и Ф. Дельма было построено специальное здание музея. Оно строилось почти одновременно с Королевским музеем изящных искусств в Брюсселе и имеет сходную планировку. Видимо, мода была такая. Двухэтажные галереи вокруг огромного атриума позволяют прекрасно организовать экспонаты по эпохам, странам и художественным стилям. Собрание музея великолепно.
Коллекция скульптуры, где можно встретить работы Гудона, Бурдейля, Родена. Авторские копии скорбных "граждан Кале" небольшого формата. Полноразмерные фигуры находятся совсем недалеко, в городе Кале, где и происходили трагические события. Их копии можно видеть в музее Родена в Париже, а также порознь в некоторых музеях Европы. Хороша коллекция французского фарфора.
Собрание живописи отражает принадлежность Лилля к Испании, Нидерландам, Франции. Не очень часто можно встретить картины Босха. Наиболее полные собрания его работ сосредоточены в музеях Мадрида и Вены - резиденциях габсбургских наследников. Тем не менее, и в этом лилльском музее имеется картина кисти Босха "Концерт".
14. И. Босх. "Концерт".
Картины Гойи и Эль Греко - движение произведений искусств в обратном направлении, из Испании на север Европы. Много работ П. Рубенса, в том числе "Снятие с креста" - огромное полотно, аналог того, что висит в алтаре Нотр Дам де Антверп в Антверпене. Намеренно привожу фото вариантов картины "Снятие с креста" из Антверпена и Лилля. Очевидно, что это не копирование. Это два самостоятельных произведения на одну тему.
15. П. Рубенс. "Снятие с креста". Алтарь Нотр Дам в Антверпене.
16. П. Рубенс. "Снятие с креста". Музей изобразительных искусств Лилля.
В музее есть картины Ван Дейка, Рембрандта, Йорданса и, конечно, французы всех существующих школ: маньеристы, реалисты, романтики, импрессионисты, абстракционисты.
Огромное пространство подземного этажа музея занято моделями шестнадцати крепостей, возведенных Себастьяном Вобаном.
Два часа, отведенные для осмотра музея, пролетели как один миг. По изящно декорированной винтовой лестнице под расписанным куполом спускаемся вниз в вестибюль с многоцветными люстрами итальянского мастера Гаэтано Пеше.
Это была кратковременная поездка. Тем не менее, она создала чувство наполненности впечатлениями и вызвала желание еще раз погрузиться в атмосферу музея, города.
Нет, недаром Лилль был культурной столицей Европы 2004 года. Он это заслужил своим прошлым и оправдывает настоящим.