Рупперт Маргарита Леонидовна: другие произведения.

Неожиданный Тонгерен

Сервер "Заграница": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 08/06/2018. 19k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  • Иллюстрации: 72 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Наступил, наконец, первый знак окончания холодного времени года. Я не берусь именовать его осень - зима - ранняя весна. Просто холодное время года. Темно, небо покрыто тучами, пронзительные ветры, иногда ураганы, дожди, ливни. Не уют - гарант депрессии. И вдруг солнце, тепло, никаких уже неприятных атмосферных явлений.
      Срочно вспомнить планы, отложенные до лучших времен, краткосрочные, на один день, зато продуманные, выношенные. Самое подходящее Тонгерен, старейший город Бельгии. К нему подступались уже давно со стороны Льежа, Маастрихта, Диста, Левена. Особенно возбудил любопытство к Тонгерену Кельн. В Кельне и Тонгерене есть археологические музеи. В Кельне Германо-Римский, в Тонгерене Галло - Римский. Чем же отличались германцы от галлов?
      Итак, Тонгерен. На поездах, с несколькими пересадками, через Льеж, в сторону Хассельта. Живописный Айфель, окраины Льежа с неухоженными, а иногда полуразрушенными домами, запущенной промышленной зоной, роскошный вокзал "Льеж - Гийемен", построенный Сантьяго Калатравой. После Льежа - несколько деревень - бельгийский вариант псковской глубинки. И, наконец, Тонгерен. Он узнаваем уже из окна поезда по базилике с беффруа.
      Современность Тонгерена скромная. Его жители больше ориентируются на привлекательность его прошлого. Память о нем сохраняется в галло - римском музее и на улицах города. Музей занимает современное здание с хорошо продуманной архитектурой.
      Галло - римской музей был открыт в 1954 году, однако королевское историческое и археологическое общество коллекционировало находки из прошлого, начиная с середины XIX века. В 2011 году музей, расположенный в новом специально построенном здании, получил премию "Европейский музей года". Действительно, экспозиция хорошо продумана. Манекены в одеяниях, соответствующих эпохам, вносят динамизм и убедительность.

      []

      Вход в здание археологического музея.

      []
      
      Запущенная из неолита стрела указывает место встреч посетителей.

     

      Экспозиция музея содержит артефакты, связанные со становлением человечества. Это грубо обработанные кремни, относимые к позднему палеолиту, примерно 500 тысяч лет назад. Присутствие человекообразных обитателей определялось климатом. В эпохи похолодания и оледенения жизнь прекращалась. В периоды потепления виды человекообразных обитателей менялись от неандертальцев (вымерли 30 тысяч лет назад) до "человека разумного" (появились 15 тысяч лет назад).

     

     []

      Кремневая глыба, которая могла использоваться предшественниками "человека разумного" для откалывания небольших кусков, используемых на охоте и в быту.

     []

      Кремниевые изделия.

      Жизнь и охота доисторических людей представлена в музее убедительно и образно, в расчёте, прежде всего, на детей, школьников и студентов

       []

    Охотник с добычей. 

     []

      Жильё-вигвам. На видеоэкране внутри древнего жилища можно увидеть детали доисторической жизни и вообразить себя удачливым охотником.

       []

      Главное орудие труда и обороны в каменном веке (слева), в бронзовом - справа.

     

     []

      Помимо пищи, целью охотников были звериные шкуры, необходимые для поддержания драгоценного тепла.

       []

    Доисторической женщине придан явно современный шарм.

    Уже 14 тысяч лет в этих местах люди живут непрерывно. Cпособность людей приспосабливаться к природным условиям непрерывно совершенствуется.

      Примерно 5400 лет до новой эры жизнь охотников и собирателей существенно изменилась. От охоты и собирательства они перешли к земледелию и скотоводству и, соответственно, к оседлому образу жизни.
      Начиная с 1100 года до Р.Х. возникает вполне современный обряд похорон. Умерших кремируют и хоронят в урнах. Урны располагают по границе земельного участка, принадлежавшего семейному клану. Они образовывали поле урн.
      Несколько позднее возникает торговля. Особенно важными предметами торга являлись изделия из металла и соль, привозимая с берегов Северного моря. Торговля привела к возникновению элиты - наиболее удачливых членов ранее равноправного общества. Захоронения элитных персон содержали украшения, оружие, предметы быта.
      Населяющие северную Европу племена говорили на разных языках. Примерно за 150 лет до Р.Х. небольшие сообщества стали объединяться в племенные союзы. Так образовался племенной союз эбуронов, проживавших на территории южной Бельгии, по берегам Мааса.

       []

      В это время уже существовал денежный расчет.

     

      Культурный слой Тонгерена изобилует предметами древних эпох - до римской и римской. Они представлены в музее. Экспонаты найдены как в результате плановых археологических работ, так и в виде случайно обнаруженных кладов, которые музей выкупал у граждан.

     []

      Макет римского храма.

      К этому периоду относятся первые керамические и стеклянные изделия. Примерно 1600 лет до новой эры появились первые изделия из металла.

     

       []

     

     []

     

     []

       []

      Артефакты римского периода.

     

     []

      Римская похоронная процессия. Похоронные обряды римлян определялись общественной значимостью персоны. Возникли кладбища - некрополи, располагавшиеся за крепостной стеной. Так отделялся мир живых от мира мертвых.

     

       []

     

       []

      Элементы римских строительных сооружений.

      От исторических артефактов музея переходим к историческим памятникам города.

      Цезарь называл племена, жившие восточнее Рейна германцами. На левом берегу Рейна жили галлы. Теперь их всех называют кельтами. С этого времени начинается история. Ее пишут римляне. Ее видят глазами Юлия Цезаря и последующих римских кайзеров. На пересечении важнейших римских дорог, поблизости от реки Маас, был построен образцовый город, подобный римским городам - с общественными и частными постройками, мощеными улицами и высокой городской стеной (57-54 гг. до н. э). Это был город Тонгрорум (лат. Atuatuca Tungrorum) , обнесенный стеной, предназначенной для обороны города от диких германских племен. Он имел темпель (не известно, какому богу посвященный), акведук, римские бани. Остатки римской стены можно видеть в городе, хотя последующие поколения ее усиленно разбирали для строительства нужных им сооружений.

        []

      Фрагменты римской стены, окружавшей город. 

      В римские времена в этих местах жило племя эбуронов, известное своим независимым характером. Среди этого племени появляется первый национальный герой, имя которого известно истории. Это Амбиорикс, предводитель эбуронов. Он нанес самое сильное поражение римлянам в Галльской войне. Это случилось в 58 году до Р.Х. Сопротивление римлянам длилось несколько лет. В конце концов победил Цезарь. Амбиорикс покончил жизнь самоубийством, а племя эбуронов было истреблено или обращено в рабство. Эта история стала символом самосознания жителей Тонгерена. Памятник Амбиориксу стоит на главной площади города. Но его заслуги оценили спустя почти 1900 лет. В 1866 году Жюль Бертин создал бронзовую скульптуру могучего варвара, попирающего римскую лавровую ветвь. Он стоит на постаменте из красного песчаника. Это дольмен - древняя погребальная камера. Героизм и патриотизм Амбиорикса - добродетели, достойные уважения. Однако это было сопротивление распространению в варварской Европе более высокой римской культуры, совершенно забытой после выдворения римлян из северной Европы. 

     

        []

     []

     []

      Памятник Амбиориксу на главной Торговой площади (Graanmarkt)
      стал символом Тонгерена.

      Кельты, проживающие в Тонгерене, научились сосуществовать с римлянами и переняли во многом их высокую культуру. Император Август в то время предстает не как завоеватель варваров, а как правитель, несущий благосостояние, мир и цивилизацию. Тонгерен привлекал римлян своим положением на пересечении путей северной Европы и рекой Jeker (Екер), пригодной для судоходства. Это обеспечило городу успехи в торговле, в том числе товарами, привозимыми с юга. До 165 года Тонгерен процветал под римским правлением.
      В 165 году германцы пересекли Рейн стали предпринимать грабительские набеги на берега Мааса. Это совпало с фазой похолодания климата, истощением почв и кризисом сельского хозяйства. Возникла буферная зона между Кельном и Северным морем. Влияние германцев в следующий век усилилось и привело к уходу римского войска из Тонгерена. Это стало закатом города на продолжительное время.

      В IV веке в римской империи все большую силу стало набирать христианство. Законом императора Константина христиан перестали преследовать, а позже христианство было признано государственной религией. В Европе стала развиваться сеть епископатов. Одним из первых епископов в северной Европе стал святой Серватиус (Saint Servatius). Он сделал Тонгерен своей резиденцией (350 год). Была построена первая небольшая романская церковь св. Мартина, на месте которой в дальнейшем была построена базилика. В 384 году Серватиус перенес свою резиденцию в Маастрихт, где вскоре умер. Значимость Тонгерена в христианском мире пошатнулась.

      В V веке королю меровингов Хлодвику удалось объединить франков. Тонгерен стал частью этого королевства. Тогда он был самым богатым городом епископства Льеж. Не удивительно, что он подвергся в 881 г. разрушительному набегу норманнов. В 1213 году город был разрушен герцогом Брабанта, после чего в Тонгерене были возведены новые крепостные стены.
      Религиозным центром Тонгерена становится базилика Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwebasiliek). Начало её строительства относится к 1240 году. Для Базилики использовались фундаменты римского периода и церкви св. Мартина. Базилика строилась более 300 лет в готическом стиле. Ее беффруа (колокольня) высотой 89 метров, сооружалась в течении ХIV - ХVI веков. Она не считается завершенной. Беффруа стоит в списке ЮНЕСКО как памятник культурного наследия человечества. Как и многие колокольни Бельгии, эта колокольня Тонгерена имеет карильон.

      Средневековый Тонгерен органично вписан в современную жизнь и привлекает множество туристов.

     []

      Беффруа базилики Богоматери.

     []

      Памятник Амбиориксу на фоне беффруа базилики.

     []

      Сфотографировать всё здание базилики удалось только с этого места.

     []

      Интерьер трехнефной базилики. Через высокие готические окна с витражами проникает много света.

        []

     []

      Резной алтарь работы антверпенского мастера (ХVI век) со сценами из жизни Девы Марии.

     []

      Капелла и табернакль.

        []

        []

        []

     []

      Капеллы базилики Богоматери.

     []

     

      Распятие датировано XI веком.

     []

      Капелла Богоматери (1479 г). Каждые семь лет празднуется коронация Девы Марии.

     []

      Богоматерь с младенцем. Дерево грецкого ореха.

      

        []

        []

     []

     

     []

       В базилике сохранились витражи ХVI века.

      

        []

     []

       Алтари капелл.

     []

      Исповедальня из резного дерева.

     

     []

      В 1750 году в церкви был установлен орган. Это - единственный сохранившийся сегодня действующий орган знаменитого мастера Жана-Батиста Лё Пикара.

      Непосредственно к базилике примыкает Тезеум - монастырь и сокровищница при базилике. Последняя считается одной из самых богатых в Бельгии и содержит памятники из эпохи Каролингов и более ранних.

        []

     []

      Монастырский двор и галерея.

      Некоторые экспонаты можно видеть при входе в сокровищницу.

       []

     

       []

     

      Реликварий и посох - крест.

     

        []

      Распятие XI века в Тезеуме.

      В 1677 году Тонгерен был разграблен и почти полностью сожжен войсками Людовика XIV. Это был грандиозный пожар, которого город восстанавливался очень медленно. После этого пожара Людовик XIV выделил на реставрацию базилики 20 тысяч франков, огромную для того времени сумму. Денег этих, однако, на восстановление беффруа не хватило. К нему приступили только в 1707 году.
      Французская революция также привела к разорению города. В 1798 году всё церковное имущество было распродано. По окончании французской оккупации удалось вернуть орган его церкви.
      Базилика - центр не только религиозной жизни. Около нее ведутся активные археологические исследования. Судя по рекламе, вскоре планируется обеспечить посещение туристами подземных фундаментов. Это будет еще одно путешествие в глубь веков.

      В Тонгерене много церквей. Видимо, их число не соответствует количеству современных прихожан. Удачно сохранили и перепрофилировали внутренние помещения церкви св. Якоба. Она стоит на пути паломников в Сантьяго де Компостелло.

       []

      Церковь св. Якоба. Сохраненный церковный интерьер в сочетании с информационным бюро.

     []

      Деревянная конструкция потолка на стенах старинного сооружения.

     

     []

      Рядом, двор, с приспособленным для проведения современных мероприятий укрытием.

      Как и все европейские города, Тонгерен управляется самими горожанами. Импозантное здание мэрии стоит на главной площади города.

     

        []

     []

      Мэрия Тонгерена.

      Войны ХХ столетия не обошли стороной Тонгерен. Памятник жертвам этих войн стоит на площади, около Базилики.

     []

      Памятник - фонтан, павшим в войнах ХХ века, около базилики.

      После нападения в XIII веке герцога Брабантского город озаботился постройкой новой крепостной стены. Она строилась 50 лет. Стена имела шесть ворот и 13 башен, из которых сохранились только одна (башня Моурен).

     

        []

     []

      Башня Моурен. В ней находится исторический музей.

     

     []

      Вид на остатки крепостной стены XIII века с одного из этажей башни.

      С высоты всей башни открывается вид на город и исторический бегинхоф св. Екатерины.

     

     []

      Окружная улица-бульвар вдоль бывшей второй городской стены.

     

        []

     []

      Виды города вблизи квартала бегинхоф.

      Бегинаж (бегинхоф) святой Екатерины (Sint-Catharinabegijnhof) появился в Тонгерене в XIII веке. Как и во всех городах северной Европы, бегинаж был приютом для вдов и одиноких женщин. Они вели праведный образ жизни, сочетали труд и молитвы. При желании они могли покинуть бегинаж. После Французской революции бегинки были изгнаны из своих домов и бегинаж как убежище перестал существовать. Но многочисленные здания бегинажа (а это обширный квартал) сохранились и поддерживаются в хорошем состоянии. Имеется музей Бегинажа святой Екатерины.
      Бегинаж в Тонгерене является наследием ЮНЕСКО.

      

     []

     []

      На улочках бегинхофа. 

     []

      Стена бегинхофа с современным кафе.

     

        []

     []

      Стены квартала бегинхоф.

     

        []

     []

      Церковь св. Екатерины, построенная в сочетании готического стиля и барокко.

       []

      Церковь монастыря св. Агнеты, входящий в комплекс бегинхофа.

      Старинный Тонгерен не чужд современности.

     []

      Симпатичная скульптурная группа у водокачки в центре города.

        []

      Уютный уголок около кафе. посетители покинули зимнее помещение и перебрались на солнце.

     []

      На центральной площади можно посидеть возле памятника известному католическому священнику P. Valentinijs.

     

      Уезжая из Тонгерена, подвели некоторые итоги. Археологический музей, конечно, интересен, но не столько по составу его экспозиции, а скорее, как пример научно-популярной демонстрации жизни древнего человека.
      Познавателен весь временной срез истории города, начиная с галльских времён, через отчётливое средневековье в виде собора Богоматери и строений бегинажа, до наших дней.
      
      
      
      
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Рупперт Маргарита Леонидовна (19323@rambler.ru)
  • Обновлено: 08/06/2018. 19k. Статистика.
  • Очерк: Бельгия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта
    "Заграница"
    Путевые заметки
    Это наша кнопка