К северу от озера Гарда находится город Тренто (итал. Trento; нем. Trient). Во времена Австро-венгерской империи и Третьего Рейха Тренто был главным городом немецко-австрийского Южного Тироля. Сейчас город Тренто - административный центр итальянской провинции Трентино-Альто-Адидже, которая включает в себя и часть озера Гарда.
Также как и Верона, город расположен в долине реки Адидже, но примерно на 100 км выше по течению.
Программа "Планета Земля" Google показывает расположение на физической карте городов Тренто и Верона. Река Адидже между ними выделена фиолетовым цветом). Западнее реки - озеро Гарда, на котором тонкой линией отмечена граница между провинциями Брешиа (Ломбардия), Верона (Венето) и Тренто (Трентино - Альто Адидже). Западнее и севернее города Тренто видны заснеженные вершины и отроги Доломитовых Альп. Они достигают высоты более 2000 м.
В этих местах Южного Тироля родился знаменитый итальянский альпинист немецкого происхождения, покоритель всех четырнадцати восьмитысячных горных вершин, самых больших пустынь планеты и обоих полюсов Земли. Это Райнхольд Месснер, ныне член Европейского парламента и писатель.
Город Тренто расположен на левом борту реки Адидже.
РекаАдидже (итал. Adige) или Эч (нем. Etsch, лат. Athesis) имеет длину 410 км. Крупнейшие ее притоки - Изарко и Авизио. Адидже начинается в Альпах, а в нижнем течении протекает по Паданской равнине и впадает в Адриатическое море. Она образует общую дельту с рекой По. При среднем расходе воды 266 куб.м/сек, Адидже судоходна в нижнем течении. На Адидже теперь построены ГЭС, которые не только вырабатывают электроэнергию, но и регулируют сток, защищая населенные пункты от наводнений.
В Тренто многие говорят по-немецки. К северу от Адидже лежит германоязычный Южный Тироль, до 1918 года входивший в состав Австро-Венгрии. В качестве южного предела Германии река Эч упоминается в "Песне немцев" наряду с реками Маас, Неман (Мемель) и проливом Малый Бельт (между Балтийским морем и проливом Каттегат).
"Песнь немцев" (Das Lied der Deutschen), называемая также "Песня Германии" (Deutschlandlied), написана Гофманом фон Фаллерслебеном на музыку Йозефа Гайдна в 1841 г. В 1922 г "Песня немцев" была объявлена гимном Германии. Во времена III Рейха в гимне исполнялась только первая строфа, которая использовалась нацистским режимом в своих идеологических и геополитических целях. Она звучала так:
Германия, Германия превыше всего,
Превыше всего в мире,
Если она для защиты и отпора
Всегда братски держится вместе!
От Мааса до Мемеля,
От Эча до Бельта.
Германия, Германия превыше всего,
Превыше всего в мире!
Эта строфа гимна сейчас не исполняется. В ней в качестве границы Германии упоминается итальянская река Эч (Адидже). А она является южной границей распространения немецкого языка. С 1952 года гимном Германии стала "Песня немцев" с исполнением только третьей строфы, которая не противоречит демократическим основам послевоенной конституции Германии:
Единство, право и свобода
Для немецкого Отечества!
Давайте все будем к этому стремиться,
По-братски, телом и душой!
Единство, право и свобода -
Фундамент для счастья!
Цвети в сиянии этого счастья,
Цвети, немецкое Отечество!
Цвети в сиянии этого счастья,
Цвети, немецкое Отечество!
Перевод на русский язык из Википедии
Предполагается, что основание города Тренто восходит к этрускам, кельтам, или галлам. Достоверно, что в первом веке до н. э город завоевали древние римляне.
Согласно легенде, епископство Тренто было основано ещё в II веке. Известно, что Аббондацио, епископ из Тренто, участвовал в христианском синоде в Аквилее в 381 г. В 387- 400 гг. епископом Тренто был св. Вигилио (Вигилиус), один из раннехристианских мучеников, позднее признанный покровителем города. После падения Римской Империи Тренто входил в королевства остготов и лангобардов, затем в конце VIII века вошёл в состав франкской империи Карла Великого.
В составе Священной Римской Империи в 1027 году епископы Тренто получили от императора Конрада II светскую власть. Епархия Тренто была преобразована в самостоятельное князь-епископство Трент. Государство занимало крайний юг области Южный Тироль по обоим берегам реки Адидже. В средние века епископство и город Тренто процветали. Богатству города способствовала добыча серебра из близлежащего месторождения. Церковное управление городом сказалось на формировании его облика.
Князь-епископство Трент существовало до 1803 г., когда усилиями Наполеона была проведена секуляризация церковного имущества. Позже Трент был присоединён к Австрийской Империи.
При въезде в город по дороге со стороны озера Гарда можно видеть первую религиозную достопримечательность. Это церковь, посвященная святому Апполинарию (по преданию, он был первым епископом Равенны в первом веке). Позади церкви, расположенной на берегу реки Адмдже, возвышается стометровый холм-скала Тренто с памятником-ротондой Чезаре Баттисти (1875 -1916) на вершине. Чезаре Баттистини был австро-венгерским и итальянским политическим деятелем, ирредентистом (движение за присоединение к Италии Южного Тироля). Он - национальный герой Италии.
Церковь св. Апполинария, построенная в романском стиле, и прилегающие строения монастыря, возводились бенедиктинцами в XII - XIV веках на месте храма дохристианского периода. Монастырь и церковь известны тем, что в конце XV века были изображены на одной из акварелей Альбрехта Дюрера (сейчас акварель хранится в Лондоне, в частной коллекции).
Церковь св. Апполинария.
Древний город Тренто имеет форму амфитеатра, обращенного к холму Тренто. Город отделяет от него река Адидже.
Макет города Тренто в виде амфитеатра, обращённого к холму с памятником Чезаре Баттисти наверху.
Всемирный религиозный авторитет Тренто получил благодаря проведению здесь Тридентского Вселенского собора (Konzil) в период 1545-63 годы. Он проходил по инициативе Папы Павла III в три этапа с перерывами. На нем присутствовали папские легаты, кардиналы, архиепископы, епископы - весь цвет католического духовенства. Главный вопрос этого собора был посвящен протестантизму и контрреформации. Были приняты догматические постановления, реформирующие католическую церковь применительно к новым условиям. Большую роль на Вселенском соборе и в жизни города сыграли епископы Тренто Бернардо Клезио и Кристофоро Мадруццо.
Такой высокий уровень проведения церковного мероприятия обогатил город дворцами, церквями, благоустройством. Поэтому архитектура и декор города соответствуют лучшим образцам XVI века - века расцвета епархии и города Тренто.
Средневековый оборонительный облик Тренто производит довольно суровое впечатление. Сохранившиеся во многих местах мощные крепостные стены и сторожевые башни - убедительные доказательства былой готовности города к обороне.
Ворота св. Маргариты. Они были построены в XIII веке и вели к берегу Адидже. Наводнения часто приводили к разрушению окрестных построек, но ворота их выдержали.
Иногда сторожевые башни XII века вписываются в более позднюю городскую застройку. Это башня Torre della Tromba. Она служила защитой города и тюрьмой.
Ванга - одна из башен крепостной стены - бастион, построенный в XIII веке. Он встречал всех, кто входил в город со стороны долины Сарка или из Ломбардии. Кроме защитных функций, башня Ванга использовалась как тюрьма. Башня построена по инициативе епископа Фридерика Ванга.
Приятное оживление вносит Зеленая башня. Свой окончательный облик она получила в XV столетии. Её остроконечное мозаичное навершие напоминает крыши строений Эльзаса.
Зеленая башня.
Главная площадь Тренто - площадь Дуомо. Это название на протяжении истории города и в соответствии с его государственной принадлежностью несколько раз менялось. Она называлась: Grande, Piazza Comune, Piazza Italia, Piazza Vittorio Emanuele III, Piazza Battisti. Так что изменение названий это не только отечественная излюбленная игра. Независимо от названия, площадь хороша. В центре находится кафедральный собор. Он строился в суровом романском стиле, когда главным были прочность, устойчивость строения, возможность использования его в обороне. Позднее были привнесены стили готика и ренессанс. Собор посвящен св. Вигилио, покровителю города. Вигилио жил в четвертом веке и был избран епископом Тренто. Христианство в то время еще не было господствующей религией. Вигилио проповедовал язычникам и арианам в окрестностях озера Гарда. Он сбросил статую языческого бога Сатурна в реку Сарка, за что был избит камнями до смерти. Место, где произошло убийство, называется Punta San Vigilio. Вигилио предположительно похоронен в кафедральном соборе. (Существует также версия о захоронении св. Вигилио в церкви Санта - Марии - Маджоре). В самой старой части церкви похоронены три христианских мученика Сизиний, Мартирий и Александр.
В кафедральном соборе проходили сессии девятнадцатого экуменического Тридентского Вселенского собора. Заключительная фаза собора состоялась в период апрель 1562 - декабрь 1563 г.Основополагающие решения были провозглашены именно в кафедральном соборе.
Памятник св. Вигилио около кафедрального собора.
Кафедральный собор Тренто на площади Дуомо.
Суровость собора смягчает барочный фонтан "Нептун". Он относится к XVIII веку и использует оборотную систему водоснабжения. Фигура Нептуна, первоначально мраморная, в 1945 году заменена бронзовой. Любопытное сочетание - языческий бог Нептун рядом с местом захоронения борца с язычеством Вигилио.
Бронзовый макет собора делает его более обозримым.
Главный вход в собор. Его украшает окно-роза с шестнадцатью лепестками. Эти лепестки имеют религиозную символику.
Вид кафедрального собора со стороны алтаря и более поздних капелл.
Собор имеет пять входов. Они все по-разному декорированы и относятся к разным эпохам.
Два боковых, наиболее старых, входа украшены изящными колоннами и фигурами львов.
Нам удалось зайти в кафедральный собор св. Вигилио. Внутри собора сумрачно. Свет попадает через небольшие верхние окна и окна-розы.
Второе окно-роза с двенадцатью лепестками изнутри собора с северной его стороны. Эта роза, подобно часам, напоминает о быстротечности времени. Эту розу еще называют "колесо Фортуны".
Главный алтарь собора. Он символизирует стол Тайной вечери Христа с двенадцатью апостолами."Идите, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я вам предлагаю". Барочное произведение в романо-готическом соборе.
В этом алтаре хранится ларец с останками св. Вигилио.
В южном нефе собора находится барочная капелла Альберти с деревянным распятием. Именно под ним 4 декабря 1563 года были подписаны догматические постановления Тридентского Собора, подтвердившие раскол церкви и ставшие основой для борьбы с реформацией.
Капелла с распятием.
По преданию, в этом алтаре похоронены христианские мученики - отшельники Сизиний, Мартирий и Александр.
Бюст св. Вигилио.
В соборе захоронены епископы Тренто. Среди них (справа) могила самого знаменитого трентского епископа Бернардо Клезио (1485 - 1539), украшенная надгробием, на котором изображен святой Вигилио, представляющий епископа Богоматери. Слева - вертикально стоящая надгробная плита Роберто Сансеверино Арагона (1418-1487), военачальника Неаполитанского королевства, который принимал участие во многих битвах, происходивших в XV веке на территории Италии. Командуя венецианскими войсками против Габсбургов, он был ранен, упал в реку Адидже и утонул. Останки Роберто Сансеверино впоследствии были перенесены в Милан. Его рыцарские доспехи хранятся в музее Вены.
Одна из двух внутренних лестниц, ведущих на хоры.
Площадь Дуомо окружена роскошными домами с венецианскими окнами, аркадами, настенной живописью.
В центре дом Cazuffi, cправа от него - дом Rella (XV век), слева церковь della Annunziato (XVIII век).
На фресках Домов Кацуффи и Релла - двух смежных домов, построенных в стиле ренессанс, изображены герои и аллегорические фигуры из греческой и римской мифологии.
Рядом с этими выдающимися домами на площади Дуомо - обычная городская застройка.
Изобилие церквей - примета епископского Тренто.
Большая церковь Богоматери (Санта-Мария-Маджоре). В таком виде она существует с XVI века. Тогдашний князь-епископ Бернард Клес был человеком своего времени, поэтому архитектурный стиль - ренессанс.
В римские времена с большой вероятностью здесь находился форум и святилище. Полагают, что святилище было перестроено в первый христианский храм Тренто.
На колокольню Санта-Мария-Маджоре лучше смотреть из переулка. Здесь видна алтарная сторона церкви.
Церковь Сан Франческо Саверио. Она была частью комплекса строений ордена иезуитов.
Вот, что пишет о ней И.В. Гёте в своем "Итальянском путешествии":
"Бродил по древнему городу, впрочем, на некоторых его улицах высятся новые, добротно построенные дома. В церкви висела картина, изображающая, как церковный собор слушает проповедь генерала иезуитского ордена. Хотел бы я знать, что он такое им навязывает. Церковь этого ордена бросается в глаза красными мраморными пилястрами на фасаде; тяжелый занавес висит на входной двери, преграждая доступ пыли. Приподняв его, я вошел в тесный притвор, сама церковь заперта железной решеткой, но видно ее всю. Мертвая тишина царила в ней, ибо богослужение там более не совершается. Распахнута была лишь передняя дверь, так как в часы вечерни все церкви должны быть открыты. Я стоял в раздумьях о стиле этого строения, по-моему, оно походило на все храмы этого ордена."
Церковь Сантиссима Тринита, где произошло открытие Тридентского собора в 1545 году. Её фасад украшен гирляндами, цветами, фруктами, вырезанными из камня. Центральная ниша украшена рельефом "Триединство".
В непосредственной близости от кафедрального собора находится дворец Преторио - резиденция князей-епископов. Высокая башня и стены дворца украшены характерными зубцами и "ласточкиными хвостами". Это - властные символы князей. Они были установлены в более позднее время.
Виды дворца Преторио с разных сторон.
К дворцу Преторио примыкает городская башня (Torre Civica), построенная до 1000 года. Изначально она представляла собой главную башню дворца и была более низкой и массивной. В течение последующих веков она была достроена до высоты 43 метров. На башне находятся большие часы, а внутри - колокол, который в средние века своим звоном созывал народ для участия в публичных собраниях, а также смертных казнях на площади Дуомо.
В XIII веке, была построена другая резиденция князей-епископов, замок Буонконсильо. Она состоит из нескольких частей. Первое величественное здание называлось Кастельвеккьо ("Старый замок"). В течение веков резиденция достраивалась в разных архитектурных стилях. Местом пребывания епископа замок был вплоть до 1803 года. Наступление войск Наполеона и его религиозная политика привели к изъятию всех церковных владений. Тренто был присоединен к Австрийской империи. Сейчас существует диоцез Тренто, который подчиняется непосредственно Папе Римскому.
Кастельвеккио - старейшая часть замка. Большой Дворец изначально был построен за пределами античных крепостных стен Тренто. Сейчас здесь находится музей. Авторство великолепных фресок, украшающих внутренние помещения, принадлежит живописцам Джироламо Романино, Доссо и Баттисте Досси, а также Марчелло Фоголино. Гордая круглая башня Торре дель Аквила, или Орлиная башня возвышается над замком. Она была расписана фресками, изображающими двенадцать месяцев. Этот цикл фресок считается жемчужиной общеевропейской готической живописи.
Улицы старого города состоят почти сплошь из роскошных дворцов. Надо отдать должное отцам города: около каждого дворца стоит шильд, где не трех языках (итальянский, английский и немецкий) сообщается название дворца, его владельцы, назначение, особенность архитектуры и пр. Это обеспечивает полное сходство города с музеем. Мне не хочется погружаться в глубины истории каждого из этих дворцов, поэтому привожу их фотографии почти без пояснений.
Мраморная статуя Нептуна. Раньше она украшала знаменитый фонтан на площади Дуомо.
Palazzo Geremia (конец XV начало XVI в.) На втором этаже этого нарядного здания изображён въезд Максимилиана Австрийского на белом коне в Тренто. В 1508-1509 годах он останавливался в этом дворце.
Ещё Дворцы.
Перекресток с характерными для северной Италии домами. На стене правого дома изображен барельеф "Благовещение".
В боковых улочках города архитектура несколько скромнее.